Поступление на госслужбу

О возрастных ограничениях для поступления на гражданскую службу

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2011 года N 17-3/1545

В Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрено письмо.
Согласно ст.21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее — гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом. Нормы, устанавливающей возрастные ограничения для поступления на гражданскую службу, в данной статье не содержится.
Вместе с тем ч.1 ст.25.1 Федерального закона устанавливается предельный возраст пребывания на гражданской службе, который составляет 60 лет.
Государственному гражданскому служащему (далее — гражданский служащий), достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица.
В случае несогласия гражданского служащего продолжить государственно-служебные отношения или отсутствия согласия представителя нанимателя на продолжение с гражданским служащим государственно-служебных отношений в соответствии с п.4 ч.2 ст.39 Федерального закона служебный контракт прекращается, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.
Оснований для поступления на гражданскую службу гражданина Российской Федерации, которому исполнилось 60 лет, Федеральный закон не содержит, в связи с чем он не может быть принят на гражданскую службу.

Директор департамента
государственной политики
и нормативно-правового регулирования
государственной гражданской службы
С.М.Нечаева

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

файл-рассылка

Испытание при поступлении на гражданскую службу как условие служебного контракта

(Исаева О. В.)

(«Административное право и процесс», 2007, N 6)

ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

КАК УСЛОВИЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

О. В. ИСАЕВА

Исаева О. В., аспирант кафедры административного права Российской правовой академии Минюста России.

Исходным источником права, регулирующим вопросы испытания гражданского служащего, является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон).

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 24 Закона в служебном контракте помимо его существенных условий могут также содержаться иные условия, среди которых Закон выделяет испытание при поступлении на гражданскую службу.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. То есть для того, чтобы условие об испытании было легитимным, оно должно быть прописано и в акте о назначении, и в служебном контракте.

Срок испытания гражданского служащего устанавливается продолжительностью от 3 месяцев до 1 года.

Интересен случай, когда с работником заключен срочный служебный контракт сроком на 1 год. Никаких ограничений по установлению испытательного срока при заключении срочного служебного контракта в Законе нет, следовательно, можно предположить, что срочный служебный контракт, заключенный на 1 год, вполне может быть «испытательным», то есть содержать условие об испытании на 1 год. Никакой целесообразности, на наш взгляд, в этом нет. По мнению автора, в отношении «срочников» необходимо выработать иные правила установления испытания. По крайней мере, в ст. 70 Трудового кодекса РФ указано, что при заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев испытание не может превышать 2 недель. Аналогичное по смыслу, но, естественно, иное по содержанию и срокам положение должно, на наш взгляд, содержаться в Законе.

Согласно ч. 3 ст. 27 Закона испытание не устанавливается:

— для беременных женщин — гражданских служащих;

— для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

— для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий. В этом случае испытание не устанавливается в силу статуса гражданских служащих, замещающих должности указанных категорий, и функциональных особенностей данных категорий;

— для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;

— в иных случаях, предусмотренных Законом и другими федеральными законами.

Итак, перечень случаев, при которых испытание не устанавливается, является открытым и не исчерпывается ст. 27 Закона.

Логично, что представителю нанимателя стоит обратиться, в частности, к ст. 70 Трудового кодекса РФ, содержащей перечень случаев, при которых испытание не устанавливается. Среди них есть и не содержащиеся в Законе. Так, испытание не устанавливается для лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Применительно к поступлению на гражданскую службу и замещению должности гражданской службы по конкурсу указанное выше исключение весьма актуально. Однако законодатель этот случай в перечне ст. 27 Закона не указал. Вопрос весьма не однозначен.

С одной стороны, правоприменитель может воспользоваться расширительным перечнем и применить ст. 70 ТК РФ, т. е. посчитав, что гражданский служащий успешно выдержал конкурсные испытания, не устанавливать испытание при назначении на должность.

С другой стороны, неустановление испытания победителю конкурса, возможно, не совсем верный шаг. Ведь конкурс — это способ замещения определенной должности, а испытание — это возможность проверить работника на предмет соответствия замещаемой должности. Тот факт, что гражданский служащий выиграл конкурс, вовсе не означает, что он справится с исполнением должностных обязанностей. К тому же для правоотношений, регулируемых трудовым законодательством, конкурсная процедура является, скорее, исключением, а не правилом. В рамках законодательства о государственной гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы по общему правилу осуществляется по результатам конкурса. Получается, что при расширительном подходе институт испытания вообще будет не востребован. Данный вопрос является в какой-то мере дискуссионным, и автор воздерживается от окончательного вывода.

В перечне исключений, установленном в ч. 3 ст. 27 Закона, указано, что испытание не устанавливается для беременных женщин — гражданских служащих. В свою очередь, в ст. 70 Трудового кодекса РФ обозначено, что испытание не устанавливается для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года. На наш взгляд, предполагается, что в рамках п. 5 ч. 3 ст. 27 Закона для представителя нанимателя обязательна норма о невозможности установления испытания на гражданской службе для женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года. Тем не менее у правоприменителей возникает закономерный вопрос: по какой причине законодатель, установивший исключение по категории беременных женщин — гражданских служащих, не установил исключение в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года, ведь данные категории женщин-работников весьма схожи в правовом регулировании их статуса?

Согласно ч. 4 ст. 27 Закона для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 3 ст. 27 Закона, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от 3 до 6 месяцев. То есть в данном случае, во-первых, применяется не общий срок, указанный в ч. 1 ст. 27 Закона (от 3 месяцев до 1 года), а специальный, который не может превышать 6 месяцев. Во-вторых, представитель нанимателя вполне может не устанавливать такому гражданскому служащему испытательный срок, так как обозначенная выше норма носит не императивный, а диспозитивный характер.

Обратим внимание, что больше никаких случаев, устанавливающих испытание, в ст. 27 Закона, как, впрочем, и во всем Законе, не представлено. На практике возник вопрос: вправе ли представитель нанимателя устанавливать испытательный срок при переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы в рамках одного государственного органа? С одной стороны, в перечне исключений такого случая нет. Более того, довольно логично и разумно, что при переводе на вышестоящую должность, например, другой группы должностей или при переводе в иное структурное подразделение с иными служебными обязанностями представитель нанимателя устанавливает испытательный срок в целях проверки соответствия замещаемой должности. Однако ст. 27 Закона носит название «Испытание при поступлении на гражданскую службу». Разобраться в этой формулировке может следующая норма.

При неудовлетворительном результате испытания у представителя нанимателя есть два варианта поведения:

1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы.

Закон фактически говорит об испытании при поступлении на гражданскую службу. Тем не менее фраза, что представитель нанимателя при неудовлетворительном результате испытания предоставляет ранее замещаемую должность, говорит о том, что на вновь предоставленную должность, по которой предусматривалось испытание, гражданский служащий назначался в порядке перевода. Таким образом, фразу «испытание при поступлении на гражданскую службу» правоприменителю необходимо понимать расширительно. По нашему мнению, название статьи Закона должно звучать иначе, например «Испытание при замещении гражданским служащим должности гражданской службы»;

2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Для наглядности представим данный пункт в виде совокупности условий, позволяющих представителю нанимателя расторгнуть договор с не выдержавшим испытание гражданским служащим.

А. В соответствии с ч. 9 ст. 27 Закона, если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, он считается выдержавшим испытание. Данной норме корреспондирует первое условие, которое заключается в том, что расторжение служебного контракта может быть исключительно до истечения срока испытания.

Б. Представитель нанимателя обязан предупредить гражданского служащего, не выдержавшего испытание, о предстоящем расторжении с ним служебного контракта:

1) предупреждение должно быть сделано в письменной форме;

2) не позднее чем за 3 дня до расторжения служебного контракта;

3) в данном письменном предупреждении должны быть указаны причины, послужившие основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Довольно интересным является вопрос о правовом основании, по которому увольняется гражданский служащий, не выдержавший испытание. Общие основания и последствия прекращения служебного контракта изложены в главе 6 Закона. В частности, п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона устанавливает, что общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. Далее законодатель дает отсылку к ч. 7 ст. 27 Закона. В свою очередь, ч. 7 ст. 27 Закона состоит из двух пунктов: предоставление ранее замещаемой должности и расторжение служебного контракта до истечения срока испытания. Понятно, что в случае отказа гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания он будет уволен по п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона. Случай расторжения служебного контракта до истечения срока испытания, являющийся инициативой представителя нанимателя, в Законе не отражен. По специальной норме, содержащейся в ч. 7 ст. 27 Закона, гражданский служащий не может быть уволен, в ст. 33 Закона и иных статьях, касающихся расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, отсутствует соответствующее основание. По нашему мнению, совершенно необходимо к перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя добавить следующее основание: «Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданкой службы в связи с неудовлетворительным результатом испытания (ч. 7 ст. 27 настоящего Федерального закона)». В этом случае гражданский служащий будет уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона.

Гражданскому служащему, назначенному на должность государственной гражданской службы, установлено испытание. Какое из утверждений верно?

· на время испытания на гражданского служащего распространяется только часть положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· во время испытания гражданский служащий не может получать дополнительное профессиональное образование

· в срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности гражданского служащего

· представитель нанимателя не имеет права расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения срока испытания

407. Для какой категории лиц может быть установлено испытание при назначении на должность государственной гражданской службы:

· Для государственных гражданских служащих, назначенных на должности государственной гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы

· Для граждан, получивших высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы и впервые поступающих на государственную гражданскую службу

· Для государственных гражданских служащих, назначенных на должности государственной гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа

· Для государственных гражданских служащих, назначенных на должности государственной гражданской службы в порядке

408. Продолжительность срока испытания для граждан, впервые поступающих на государственную гражданскую службу, составляет:

· От одного до шести месяцев

· От шести месяцев до одного года

· От одного месяца до одного года

· От трех месяцев до одного года

409. Соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности гражданской службы — это:

· служебный контракт

· трудовой контракт

· трудовой договор

· должностной регламент

410. На какой максимальный срок может быть заключен срочный служебный контракт:

· на срок до одного года

· на срок до двух лет

· на срок до трех лет

· на срок до пяти лет

411. Примерная форма служебного контракта устанавливается:

· Федеральным законом

· Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Стороны договора вправе определить форму служебного контракта по взаимному соглашению, руководствуясь при этом только требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации

412. Обязательным (существенным) условием служебного контракта является:

· Обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну

· Срок испытания при поступлении на государственную гражданскую службу

· Обязательство о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации

· Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью

413. Существенными условиями служебного контракта с федеральным государственным гражданским служащим НЕ являются:

· Наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа

· Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью

· Показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего

· Дата начала исполнения должностных обязанностей

414. В каких из перечисленных случаев заключение срочного служебного контракта с государственным гражданским служащим является обязательным:

· Замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители»

· Замещение должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»

· Замещение должностей гражданской службы в консульских учреждениях Российской Федерации

· Замещения должности гражданской службы, по которой Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый порядок оплаты труда

· Во всех перечисленных случаях

415. Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим категории «специалисты» заключается при условии:

· Замещения должности государственной гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций

· Письменного согласия государственного гражданского служащего

· Наличия у государственного гражданского служащего заболевания, указанного в перечне, утвержденном нормативным правовым актом Президента Российской Федерации

· Недостаточной квалификации государственного гражданского служащего

416. Днем вступления в силу служебного контракта является (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· День, указанный сторонами контракта в качестве дня вступления его в силу

· День подписания служебного контракта обеими сторонами

· День подписания служебного контракта гражданским служащим

· День подписания служебного контракта сторонами, если иное не установлено федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или служебным контрактом

417. Сторонами служебного контракта о замещении должности государственной гражданской службы являются:

· представитель нанимателя и гражданский служащий

· представитель нанимателя и представитель выборного профсоюзного органа данного государственного органа

· представитель нанимателя и гражданин, ранее состоявший на государственной гражданской службе

· представители профсоюзного органа

418. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя:

· в письменной форме не позднее чем за две недели до их введения

· в письменной форме не позднее чем за месяц до их введения

· в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения

· в устной форме за два месяца до их введения

419. Служебный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон служебного контракта:

· в любое время

· по истечении 1 месяца после уведомления представителя нанимателя

· по истечении 2 месяцев после уведомления представителя нанимателя

· по истечении 2 недель после уведомления представителя нанимателя

Вправе ли представитель нанимателя расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа?

· Вправе, но лишь с письменного согласия гражданского служащего и профсоюзной организации соответствующего государственного органа

· Вправе, но лишь с письменного согласия гражданского служащего, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении

· Вправе, но лишь с согласия профсоюзной организации соответствующего государственного органа

· Не вправе

Имеет ли особенности процедура увольнения гражданского служащего в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности, по сравнению с процедурами увольнения по другим основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя?

· Нет, не имеет

· Особенностью является обязанность гражданского служащего сдать служебное удостоверение в день освобождения от должности гражданской службы

· Имеет, поскольку такое увольнение возможно только в случае, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы

· Особенностью является невозможность увольнения гражданского служащего в период его временной нетрудоспособности и в период его пребывания в отпуске

422. Служебный контракт НЕ прекращается вследствие нарушения установленных федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в случае:

· Заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью

· Заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением

· Отсутствия у лица соответствующего документа, подтверждающего трудовой стаж

· Отсутствия у лица соответствующего документа об образовании и о квалификации, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или иным нормативным правовым актом

423. Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с:

· Возбуждением в отношении гражданского служащего уголовного дела за совершение преступления, предусматривающего наказание, исключающее возможность замещения должности гражданской службы

· Признанием гражданского служащего ограничено нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением

· Применением к гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации

· Все варианты ответа являются правильными

Требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы

На государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий). Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

Порядок поступления на госслужбу

Организация поступления граждан на гражданскую службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы», а также иными нормативными правовыми актами.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется в основном по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс проводится в два этапа:

1 этап. На официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:

наименование вакантной должности гражданской службы;

требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности;

условия прохождения гражданской службы;

место и время приема документов, подлежащих представлению в государственный орган;

срок, до истечения которого принимаются указанные документы;

предполагаемая дата проведения конкурса; место и порядок проведения конкурса;

другие информационные материалы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган соответствующие документы.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

2 этап. Проведение непосредственно самого конкурса.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, которая оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Законодательством определены случаи, когда конкурс не проводится:

  1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  2. при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  3. при заключении срочного служебного контракта;
  4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс также может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленнымиФедерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Ограничения при поступлении на госслужбу

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;
  5. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  7. наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  8. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  9. непредставления установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  10. утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
  11. признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу

При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если не предусмотрено иное.

Испытание может устанавливаться:

  1. при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, — на срок от одного месяца до одного года;
  2. при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, — на срок от одного до шести месяцев;
  3. при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — на срок от одного до шести месяцев.

Испытание не устанавливается:

  1. для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;
  2. для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
  3. для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии с законодательством.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

Часто задаваемые вопросы

Чем определены перечень и содержание требований к кандидатам на замещение должностей гражданской службы?

Для поступления на гражданскую службу необходимо соответствовать следующим требованиям:

  1. являться гражданином Российской Федерации;
  2. владеть государственным языком Российской Федерации;
  3. быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет;
  4. иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей группдолжностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование);
  5. иметь определенный стаж работы на государственной службе или в соответствующей профессиональной сфере;
  6. обладать профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей.

Требования наличия гражданства Российской Федерации и владения государственным языком Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Необходимость соответствия претендентов возрастным требованиям закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации – законом субъекта Российской Федерации.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются локальными нормативными правовыми актами государственного органа, в который претендент поступает на службу, и призваны максимально отражать содержание и характер должностных обязанностей, предполагающихся к исполнению на данной должности государственной гражданской службы.

У меня двойное гражданство. Могу ли я поступить на гражданскую службу?

Наличие гражданства другого государства (других государств) является препятствием для поступления на государственную гражданскую службу, если иное не предусмотрено международным договором. То есть, если у Вас имеется российское гражданство и гражданство другого государства, то все будет зависеть от условий договора или соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и таким государством.

В каких случаях может быть отказано в участии в конкурсе на замещение должности гражданской службы?

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме (Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112
«О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»).

Не допущенный к участию в конкурсе претендент, вправе обжаловать это решение в соответствии с российским законодательством.

Каковы требования к стажу при поступлении на гражданскую службу? Кто их устанавливает?

Требование о необходимости определенного стажа при поступлении на гражданскую службу закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а конкретные требования к продолжительности стажа установлены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».

Данным Указом установлены следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

  1. высших должностей федеральной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  2. главных должностей федеральной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  3. ведущих должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требования к стажу;
  4. старших должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требований к стажу;
  5. младших должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Основные обязанности федерального государственного гражданского служащего

Основные обязанности федерального государственногогражданского служащего:

1. Соблюдать законодательство Российской Федерации;

2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3. Исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий;

4. Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5. Соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7. Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8. Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9. Представлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с предусмотренной процедурой;

10. Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства;

11. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты;

12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Ограничения и запреты, связанные с федеральной государственной гражданской службой.

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а федеральный государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным;

2. Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;

3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей;

4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7. Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;

9. Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10. Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Федеральному государственному гражданскому служащему запрещается:

1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.

2. Замещать должность государственной гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, если иное не предусмотрено законодательством;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

3. Осуществлять предпринимательскую деятельность.

4. Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

5. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.

6. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

7. Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.

8. Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

9. Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.

10. Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.

11. Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

12. Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

13. Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

14. Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

15. Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

16. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.

17. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.

18. Если владение федеральным государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.

После увольнения с федеральной государственной гражданской службы гражданин не вправе:

В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, в возрасте от 18 лет до 60 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования (ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

  • высших должностей гражданской службы -не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  • главных должностей гражданской службы -не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  • ведущих должностей гражданской службы -не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  • старших и младших должностей гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

— осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

— наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

При заключении соглашения с госслужащими необходимо соблюдать ряд установленных правил.

Неправильное оформление документов влечет за собой административные штрафы, судебные разбирательства и иные негативные последствия. Разберем все вопросы по порядку.

Нормативная документация

К регулирующим документам относят:

  • № 79-ФЗ – закон о государственной службе, утверждающий финансово-экономические и правовые основы.
  • Распоряжение Правительства РФ N 667-р.
  • Указ Президента РФ N 609 пп. «б» п. 16 «Положения о личной информации госслужащего, ведение личного дела».
  • Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».
  • Ст. 64.1 ТК РФ – обязательство руководства уведомить административное учреждение о приеме на работу госслужащего;
  • Ст. 84 ТК РФ – запрет о продолжении трудовых отношений без уведомления предыдущего работодателя.

Ознакомиться с текстом документов можно тут:

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р

Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609

Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574

Что говорит закон?

Государственная служба — деятельность граждан, ориентированная на высокую степень ответственности. Она требует определенного уровня квалификации и личных качеств. Поэтому прием сотрудников осуществляется в особом порядке.

Законодательство установило ряд ограничений при отборе на гражданскую службу.

Не допускается принимать:

  • недееспособных лиц;
  • людей, для которых по решению суда установлен запрет на деятельность в определенной сфере;
  • осужденных — при наличии непогашенной судимости;
  • лиц, отказывающихся подписать документы о принятии обязательства хранить государственную тайну;
  • граждан с заболеваниями, ограничивающими возможность исполнять трудовые обязанности в полной мере — акты подтверждаются медицинской справкой.

Что вы должны знать?

Законодательство России предусматривает два варианта приема на работу государственного служащего:

  • общий порядок;
  • прохождение отбора на конкурсной основе.

В первом случае оформление трудовых отношений регламентируется ТК РФ – предусматривает составление договора.

Во втором претенденты проходят отбор на конкурсной основе.

К ним предъявляется ряд требований:

  • соответствующий уровень профессионального образования;
  • длительный срок проживания на территории РФ;
  • российское гражданство;
  • наличие стажа или опыта работы;
  • уровень спецподготовки соответствует категории должности;
  • благополучное прохождение испытательного срока.

Подробная информация о проведении конкурса обязательно публикуется в средствах массовой информации.

Претендентов рассматривает отборочная комиссия, по решению которой отбирается человек, наиболее соответствующий предъявляемым требованиям.

При нарушении порядка предусматривается дисциплинарная ответственность.

Что еще надо знать при приеме на работу госслужащих:

  • с выбранным кандидатом заключается служебный контракт, а не трудовой договор;
  • обязательно прохождение испытательного срока, в течение которого претендент должен хорошо себя зарекомендовать.

Бывают ситуации, когда прием на работу госслужащего осуществляется без проведения конкурсного отбора.

К этим случаям следует отнести:

  • Прием по переводу при соответствии кандидата требованиям занимаемой должности. Главное условие – наличие согласия соответствующих органов.
  • Сотрудничество с депутатами, политическими и государственными служащими, работниками суда. При необходимости может проводиться проверка.

В каких случаях требуется справка о судимости при приеме на работу?

Почему нельзя иметь две трудовые книжки? Узнайте .

Как оформить прием на работу госслужащего?

Законодательство требует соблюдать правильный порядок приема на работу нового сотрудника.

В первую очередь, он должен предоставить в отдел кадров следующий набор документов:

  • трудовая книжка;
  • свидетельство о пенсионном страховании;
  • справка о постановке на учет в ФНС;
  • сертификаты, подтверждающие уровень квалификации;
  • справки о доходах и обязательствах;
  • заявление о поступлении на государственную службу.

Инструкция дальнейших действий:

  • Претендент заполняет специальную анкету, строго соблюдая все требования. Кадровый специалист должен проверить наличие информации во всех обязательных пунктах. Все сведения вписываются вручную, разборчивым почерком. В документ вклеивается личная фотография служащего.
  • Проверка достоверности внесенных сведений. При отсутствии замечаний анкета заверяется подписью и печатью организации, затем прилагается к личному делу сотрудника.
  • Ознакомление с автобиографией, где отражается информация о семье, трудовой деятельности, образовательных учреждениях, профессиональных навыках. Пример можно посмотреть здесь (файл 2 образец автобиографии).
  • Составление приказа о назначении на должность (файл 3 приказ о приеме на работу госслужащего). Документ является первичным.
  • Подписание служебного контракта или трудового договора. Выполняется только при благополучном заполнении предыдущего документа. Образец вы можете увидеть здесь (файл 4 – служебный контракт).

Скачать указанные выше документы можно тут:

Анкета

Образец автобиографии

Приказ о приеме госслужащего на работу

Служебный контракт

Уведомление

Следует знать, что руководство обязано сообщить администрации о приеме бывшего государственного служащего – так требует ТК РФ.

Для этого необходимо составить уведомление, содержащее:

  • персональные данные (дата, место рождения и т.п.);
  • наименование организации;
  • дата и период заключения трудового договора;
  • должностные обязанности.

Документ должен быть передан в 10-дневный срок с момента подписания служебного контракта или трудового договора.

Рекомендуется отправлять его заказным письмом с описью вложения и подтверждением получения – так вы сможете избежать претензий со стороны контролирующих органов. При нарушении требования запрещается продолжение трудовых отношений.

Административная ответственность:

  • для работодателя — штраф 100 — 500 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 20-50 тыс. руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей – 20-50 тыс. руб.

Может ли госслужащий работать по совместительству? Узнайте из нашей статьи.

Сколько дней составляет отпуск государственного служащего? Смотрите .

Что делать, если заставляют уволиться по собственному желанию? Читайте .

Пример:

11.04.16 администрация г. Новгорода принимает на работу Г.Н. Рябчикову – председателя комитета по налоговой и кредитной политике. Она успешно прошла конкурсный отбор. Какие действия должны совершить сотрудники отдела кадров?

После проверки достоверности данных анкеты и автобиографии необходимо:

  • Подготовить приказ, учитывая все требования к оформлению документов.
  • Подготовить служебный контракт, который должен содержать полную информацию о сотруднике, условиях сотрудничества, права и обязанности сторон, срок действия договора.
  • Отправить уведомление о приеме Г.Н. Рябчиковой предыдущему работодателю до 20.04.2016.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *