Повышение квалификации гражданского служащего

Как часто государственный гражданский служащий должен проходить курсы повышения квалификации?

Ответ на вопрос:

Согласно ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Согласно Указу Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 08.03.2015) «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» п повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как направить гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Виды допобразования

Какие существуют виды дополнительного профессионального образования гражданских служащих

Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование в виде:

 профессиональной переподготовки;

 повышения квалификации.

Об этом сказано в части 1 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, подпункт «в» пункта 19 статьи 99 Закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ.

Основания для допобразования

В каких случаях необходимо направлять гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования

Направить гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования нужно по следующим основаниям:

 назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на другую должность на конкурсной основе;

 включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности на конкурсной основе;

 решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности при условии успешного освоения им образовательной программы;

 назначение гражданского служащего на другую должность в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа. При этом должно быть выполнено одно условие: служащий должен получить дополнительное профобразование по тому направлению деятельности и по той должности гражданской службы, на которую он назначается.

Такой перечень оснований предусмотрен частью 4 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пунктом 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Профессиональная переподготовка

В каких случаях необходимо направлять гражданских служащих на профессиональную переподготовку

Государственный орган также может направить гражданского служащего на профессиональную переподготовку в следующих случаях:

 изменился вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

 гражданский служащий, замещающий должность категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» назначен в порядке должностного роста на должность категории «руководители».

Представитель нанимателя определяет необходимость переподготовки гражданских служащих, замещающих должности категории (группы):

 «руководители» (высшей и главной групп);

 «помощники (советники)» (высшей и главной групп);

 «специалисты» (высшей и главной групп);

 «обеспечивающие специалисты» (главной группы).

Это предусмотрено абзацем 4 пункта 4 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Периодичность повышения квалификации

Как часто проводится повышение квалификации для гражданских служащих

Повышение квалификации гражданский служащий проходит по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Если он впервые принят на должность гражданской службы (до этого работал в организациях, учился), направьте его на повышение квалификации после окончания испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Также курсы повышения квалификации должен пройти гражданский служащий, повышенный в должности в пределах одной категории должностей. Такие правила содержит часть 5 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункт 5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Требования к образовательным организациям

Какие требования предъявляются к образовательным организациям, в которых гражданские служащие проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации

Получить дополнительное профобразование гражданские служащие могут в организациях, которые ведут образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, а также за границей. Об этом сказано в частях 6, 8 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Государственные требования к предоставлению образовательными организациями дополнительного профобразования утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362. В частности, количество человек в группе, нормативные сроки прохождения, вид документов, выдаваемых по окончании обучения, и т. д.

Формы обучения

В какой форме гражданские служащие могут проходить дополнительное профессиональное образование

Направить на получение дополнительного профессионального образования можно:

 с отрывом от гражданской службы;

 без отрыва.

Гражданские служащие, замещающие должность категории «руководители», могут получать дополнительное профобразование дистанционно.

Такой порядок установлен в части 9 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункте 8 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474, и разъяснен в письме Минтруда России от 31 июля 2013 г. № 18-3/10/2-4297.

Подробнее об этом см. таблицу.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю составляет:

 при обучении с отрывом от гражданской службы – не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;

 при обучении без отрыва от гражданской службы – не менее 12 часов.

Это предусмотрено в пункте 3 Государственных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362.

Государственный заказ

Как организовать дополнительное профессиональное образование для гражданских служащих

Организация дополнительного профессионального образования для гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа (ст. 63 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474). Государственный заказ должен основываться на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

Вопрос из практики: кто осуществляет полномочия федерального государственного органа по управлению государственной службой (в части формирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих)

Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на настоящий момент не создан. Его функции по формированию государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляют:

 Администрация Президента РФ – при направлении гражданских служащих за пределы России;

 Минтруд России.

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 и пункте 1 постановления Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284.

Индивидуальный план профразвития

Какие данные содержит государственный заказ на дополнительное профессиональное образование для гражданских служащих

Индивидуальные планы разрабатываются на три года в соответствии с должностными регламентами совместно с непосредственным руководителем. В них указываются:

 цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профобразования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

 направления дополнительного профессионального образования;

 ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

Об этом сказано в пунктах 10 и 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

На основе индивидуальных планов формируется программа по профессиональному развитию гражданских служащих государственного органа.

Заявка на обучение

Как сформировать заявку на обучение гражданского служащего

До 1 марта направьте в Минтруд России заявку на обучение федеральных государственных гражданских служащих на следующий год.

Заявку сформируйте на основе:

 экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации федеральных гражданских служащих (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 января 2014 г. № 26);

 прогнозируемой численности федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной госслужбы, видам, формам и срокам получения дополнительного профобразования в соответствии с программой по профессиональному развитию.

К заявке приложите пояснительную записку, в которой обоснуйте основные направления дополнительного профобразования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач государственного органа.

На основе полученных заявок Минтруд России сформирует государственный заказ на эти цели.

Утверждение госзаказа

Кто утверждает государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Государственный заказ на дополнительное профобразование утверждается Правительством РФ не позднее трех месяцев со дня вступления в силу закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Такой порядок установлен пунктами 13–16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Заключение государственного контракта

Как происходит размещение госзаказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Государственный орган определяет исполнителя услуг на профессиональную переподготовку, повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. По итогам закупок заключите государственный контракт по форме, установленной Правительством РФ. В настоящее время такая форма установлена распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1307-р. Также обратите внимание на то, что в контракте обязательно должно быть условие о порядке возмещения образовательной организации затрат на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) госслужащих. Об этом сказано в пункте 18 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

Порядок финансирования

Какими нормативными документами утвержден порядок финансирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ регулируется законом (другим нормативным правовым актом) субъекта РФ. Этими же актами устанавливаются полномочия государственных органов субъекта РФ по размещению государственного заказа. Это следует из пункта 20 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.

На время получения гражданским служащим дополнительного профессионального образования за ним сохраняются замещаемая должность и денежное содержание (п. 2 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474).

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

24) Система дополнительного профессионального образования государственных служащих.

Согласно статье 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя:

профессиональную переподготовку

повышение квалификации.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от гражданской службы.

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим.

Получение гражданским служащим дополнительного профессионального образования подтверждается документом о квалификации и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.

Указ Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»

За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.

Основания для направления гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе:

  • назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;

  • включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;

  • решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им дополнительной профессиональной программы;

  • назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы (при сокращении должности или упразднении органа)

Профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в случаях, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих могут осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий.

Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:

а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

б) направления дополнительного профессионального образования;

в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации»

Профессиональной переподготовкой гражданских служащих – приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.

Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:

а) совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

б) получения дополнительной квалификации.

Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими определяется представителем нанимателя.

Повышением квалификации гражданских служащих – обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации осуществляется в целях:

а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары) — объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);

б) комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач — объемом от 73 до 144 аудиторных часов.

Освоение гражданскими служащими образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний:

а) по краткосрочным программам повышения квалификации — экзамен в форме тестирования;

б) по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов — экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.

По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца:

удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 часов;

свидетельство о повышении квалификации — гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 73 до 144 часов.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне.

> Повышение квалификации государственных служащих

Понятие, основные задачи повышения квалификации

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности.

Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития государственных служащих.

Федеральным законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, им гарантируются повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих.

Следовательно, систематическое повышение квалификации является юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.

Организация дополнительного профессионального образования гражданских служащих осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

В существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.

Сама государственная служба считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо от замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам повышение квалификации органически «встроено» в систему прохождения государственной службы.

Обязательно повышение квалификации, в частности, предусмотрено для государственных служащих — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (Федеральный закон № 79-ФЗ).

Основанием для направления гражданского служащего на повышение квалификации являются:

  • — назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  • — включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  • — результаты аттестации гражданского служащего, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Необходимо учитывать, что в ряде случаев направление гражданского служащего на повышение квалификации позволяет продлить имевшие с ним служебные отношения, — в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены при ликвидации (реорганизации) государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. служащий карьера социальный управа

Отказ гражданского служащего от предложенного повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, влечет за собой расторжение заключенного с ним служебного договора по подпункту 6 пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Прохождение гражданским служащим повышения квалификации подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется с периодичностью

· он проходит аттестацию как член аттестационной комиссии, но не может участвовать в голосовании

· он должен пройти аттестацию в другой аттестационной комиссии

· на период аттестации гражданского служащего его членство в аттестационной комиссии приостанавливается

· его аттестация переносится до момента выхода из состава аттестационной комиссии

Какое из решений аттестационной комиссии неправомерно?

· соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и представляется к присвоению первого (очередного) классного чина

· соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста

· соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования

· не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы

Может ли аттестационная комиссия по результатам аттестации гражданского служащего, приняв решение о несоответствии замещаемой должности государственной гражданской службы, рекомендовать представителю нанимателя уволить гражданского служащего?

· не может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности государственной гражданской службы, а не в целях решения вопроса об увольнении с государственной гражданской службы

· может, так как гражданский служащий, не соответствующий замещаемой должности государственной гражданской службы, подлежит увольнению

· может, так как аттестация гражданского служащего проводится в целях выявления оснований для увольнения гражданских служащих с государственной гражданской службы

· может в качестве исключительной меры

455. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться:

· по соглашению сторон служебного контракта

· при совершении гражданским служащим дисциплинарного проступка

· после истечения срока пребывания в присвоенном классном чине

· при возникновении у представителя нанимателя сомнений в соответствии гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы

Гражданский служащий состоит в кадровом резерве. Каким образом он может быть назначен на вакантную должность государственной гражданской службы?

· с его согласия по решению представителя нанимателя

· без его согласия, если вакансия открыта в государственном органе, в котором создан кадровый резерв

· с его согласия по решению руководителя кадровой службы государственного органа

· нахождение в кадровом резерве автоматически предполагает согласие на назначение из него на любую вакантную должность

В каком случае проводится квалификационный экзамен?

· при поступлении на государственную гражданскую службу

· при решении вопроса о присвоении классного чина государственной гражданской службы

· при завершении гражданским служащим профессионального образования

· при решении вопроса о повышении размера оплаты труда гражданского служащего

458. Квалификационный экзамен проводится с целью оценки:

· профессионального уровня гражданского служащего

· результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего на основе показателей эффективности и результативности

· надлежащего исполнения гражданским служащим должностных обязанностей

· соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы

459. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется с периодичностью:

· Один раз в три года

· По мере необходимости, но не реже одного раза в три года

· По мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет

· По мере необходимости по усмотрению представителя нанимателя

460. Классификация должностей гражданской службы включает в себя:

· категории и группы

· группы и подклассы

· классы и подгруппы

461. Правильно в иерархическом порядке располагаются группы должностей:

· высшие, главные, старшие, ведущие, младшие

· высшие, главные, ведущие, старшие, младшие

· ведущие, высшие, главные, старшие, младшие

· высшие, старшие, ведущие, главные, младшие

Государственная и муниципальная служба

Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы. 7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития. 9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
10.

Необходимо учитывать, что в ряде случаев направление гражданского служащего на повышение квалификации позволяет продлить имевшие с ним служебные отношения, в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены при ликвидации (реорганизации) государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. служащий карьера социальный управа Отказ гражданского служащего от предложенного повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, влечет за собой расторжение заключенного с ним служебного договора по подпункту 6 пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Периодичность повышения квалификации государственного гражданского служащего

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. 6. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. 7. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. 8. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации. 9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от гражданской службы.
10.
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются: 1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; 2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; 3) результаты аттестации гражданского служащего. 5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. 6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями. 7.
Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года. Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя.

2. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
3. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
4. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:
1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
3) результаты аттестации гражданского служащего.
5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.
7. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.
8. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации.
9. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.
10. Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
11. Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.
12. Гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования.
Комментарий к статье 62
1. Установленные комментируемой статьей виды дополнительного профессионального образования различаются в зависимости от своего юридического значения. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г., устанавливает, что повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Профессиональная переподготовка определяется как расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. Стажировка представляет собой самостоятельную теоретическую подготовку, приобретение профессиональных и организационных навыков, непосредственное участие в планировании и работе организации, выполнение функциональных обязанностей должностных лиц и т.д.
Таким образом, профессиональная переподготовка представляет такой вид дополнительного профессионального образования, который связан с приобретением государственным служащим права на обеспечение исполнения новых полномочий в новой сфере деятельности государственной власти. Переподготовка дает возможность гражданскому служащему заниматься новым видом организационной деятельности в другом органе государственной власти. Повышение квалификации является видом дополнительного профессионального образования, который не связан с приобретением права на обеспечение исполнения полномочий нового субъекта власти. Повышение квалификации не влечет изменения характера организационной деятельности. Оно является условием должностного роста в одной и той же организационной структуре.
2. Стажировка выступает условием прохождения гражданской службы в одном и том же органе государственной власти, однако данный вид дополнительного профессионального образования получается не в учебных заведениях, а в государственных органах и организациях. Кроме того, стажировка может быть как частью профессиональной переподготовки, повышения квалификации, так и самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование выступает обязательным условием прохождения гражданской службы, обеспечения эффективности исполнения государственных полномочий.
4 — 5. Можно выделить два основания для получения дополнительного профессионального образования. Во-первых, это сохранение имеющегося правового положения гражданского служащего. В этом случае наличие дополнительного образования является преимущественным основанием для продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы. С этой целью гражданский служащий осуществляет повышение квалификации по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Кроме того, продолжение замещения должности гражданской службы может требовать как повышения квалификации, так и профессиональной переподготовки, если это предусмотрено решением аттестационной комиссии. Во-вторых, основанием для дополнительного образования является изменение правового положения гражданского служащего, связанное с его служебным ростом.
В этом случае комментируемый Закон связывает направление гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование с назначением гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе либо с включением гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе.
6. Закон предписывает проходить переподготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. К таковым относятся образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, имеющие право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право на включение в схему централизованного государственного финансирования. Свидетельство о государственной регистрации подтверждает уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Поэтому получение дополнительного образования в учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, нацелено на качественное повышение уровня государственных служащих и эффективное обеспечение ими государственных полномочий.
7. Место прохождения стажировки не столь жестко регламентировано. Стажировку можно проходить как в государственных органах, так и в иных организациях. Закон четко не связывает прохождение стажировки именно в государственных организациях, что дает основания для вывода о возможности стажировки в любых негосударственных организациях. Однако в ч. 11 ст. 62 Закона говорится о том, что стажировка подтверждается соответствующим документом государственного образца. Документами государственного образца о прохождении стажировки являются удостоверения и свидетельства. Удостоверение выдается при объеме стажировки менее 100 часов, а свидетельство — при объеме от 100 до 500 часов. В соответствии с действующим законодательством такого рода документы могут выдавать лишь органы и организации, которые помимо исполнения своих основных функций еще имеют право на ведение образовательной деятельности, подтвержденное соответствующими документами.
8. Вызывает вопросы положение Закона о возможности получения гражданским служащим дополнительного профессионального образования за пределами территории Российской Федерации. Для его полноценной реализации требуются разъяснения о приравнивании зарубежных образовательных учреждений высшего и среднего образования к российским образовательным учреждениям, обладающим государственной аккредитацией и имеющим право на ведение дополнительного профессионального образования.
Требует также уяснения вопрос о возможности прохождения стажировки гражданских служащих в зарубежных организациях и о документах, признаваемых в Российской Федерации как подтверждение данных стажировок.
9. Период времени, в течение которого гражданский служащий несет обязанность получать дополнительное профессиональное образование, ничем не ограничен и является периодом всего прохождения им гражданской службы. Вопрос о возможности освобождения государственного служащего на период получения дополнительного образования решается в каждом конкретном случае представителем нанимателя.
10. Процедура получения дополнительного профессионального образования гражданским служащим четко не определена в настоящем Законе. Статья 62 имеет в значительной мере отсылочный характер к правовым нормам различного уровня. Так, определение вида, формы, продолжительности получения дополнительного профессионального образования находится в ведении представителя нанимателя. Он устанавливает эти параметры в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим. В свою очередь, порядок и процедура этого вида деятельности представителя нанимателя определяется Президентом РФ. В развитие данных положений настоящего Закона должен выйти указ Президента РФ, адресованный руководителям органов государственной власти и регламентирующий порядок осуществления их прав по организации получения дополнительного профессионального образования государственными служащими подведомственных органов.

Федеральным законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, им гарантируются повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Следовательно, систематическое повышение квалификации является юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе. Организация дополнительного профессионального образования гражданских служащих осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г.

Государственная и муниципальная служба Обратим внимание на один момент: на время повышения квалификации с отрывом от работы за сотрудником сохраняется средняя зарплата (ст. 187 ТК РФ). Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории РФ нормам (п. 26 Типового положения). Повышение квалификации гражданских служащих Благодаря развитию современных технологий у гражданских служащих имеется возможность повышать квалификацию дистанционно.
Программа повышения квалификации государственных служащих Программы повышения квалификации разрабатываются учебными заведениями. При составлении программ учитывается сфера деятельности госслужащего и его уровень знаний.

В соответствии с государственными требованиями дополнительным профессиональным образованием гражданских служащих является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие гражданских служащих. При этом образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования для гражданских служащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется с периодичностью в

Государственными требованиями предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих может осуществляться с отрывом, с частичным отрывом (до трех рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы. В государственных требованиях раскрыто понятие «стажировка». В частности, стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.
В законе закреплено, что порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством РФ. В целях реализации положений закона и конкретизации порядка работы с государственным образовательным сертификатом соответствующего постановления Правительства РФ принято еще не было. Анализ изменений в закон о государственной гражданской службе в части профессионального развития государственных гражданских служащих позволяет сделать вывод о том, что проблема профессионального развития госслужащих является по сути одной из ключевых в системе государственной гражданской службы и кадровой политики в целом.

Нормативно-правовое регулирование системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих

Трудовым кодексом РФ установлено, что трудовое законодательство регулирует отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами11 Трудовой кодекс РФ: официальный текст приводится по состоянию на 30 декабря 2015 г. -Москва: ОМЕГА-Л, 2015. — 219 с. ; 20 см. -ISBN 978-5-370-03685-9. — Ст.21,196..

Статьей 196 ТК РФ определено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Эта потребность в МО определяется исходя из необходимости наиболее оптимального функционирования органов местного самоуправления.

Статьей 196 ТК РФ устанавливается, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Для муниципальных служащих число таких видов деятельности ограничено.

Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, реализуется в соответствии со ст. 197 ТК РФ путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Так как Федеральный закон о муниципальной службе не вводит особенностей регулирования трудовых отношений муниципальных служащих в данной части, то должны применяться положения ТК РФ о заключении дополнительного договора.

Необходимо учитывать, что профессиональное обучение и переобучение являются не обязанностью, а правом сторон. Это вытекает из того, что работодатель на основании ст. 196 ТК РФ сам определяет, нужно ли ему подготавливать или переподготавливать по каким-либо специальностям кадры, а муниципальному служащему установлено право лишь на повышение квалификации, что не равнозначно профессиональному обучению и переобучению.

Трудовой кодекс РФ предусматривает гарантии работникам только при совмещении работы с обучением при получении образования соответствующего уровня, причем впервые (ст. 177 ТК РФ)11 Трудовой кодекс РФ: официальный текст приводится по состоянию на 30 декабря 2015 г. — Москва: ОМЕГА-Л, 2015. — 219 с.; 20 см. -ISBN 978-5-370-03685-9.-Ст.177.. В соответствии с законодательством РФ в сфере образования дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в пределах каждого уровня профессионального образования, не являясь самостоятельным уровнем образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 26, 27). Таким образом, гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением, не распространяются на случаи дополнительного образования. Вместе с тем, ст. 177 ТК РФ также предусматривается, что гарантии и компенсации могут предоставляться работникам, направленным на обучение работодателем, в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

На основании п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета22 О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Российская газета. — 2007. — № 10. — Ст. 11.. Это означает, что в муниципальном образовании должны быть урегулированы вопросы периодичности, задач, форм обучения, порядка его планирования, муниципальных минимальных стандартов в этой области, нормирования расходов на повышение квалификации и другие вопросы, обеспечивающие муниципальному служащему его право на повышение квалификации, т.е. являющиеся правовыми гарантиями реализации предоставленного законом права. Обязанности муниципального образования по повышению квалификации муниципального служащего, установленные муниципальным правовым актом (актами), являются расходными обязательствами местного бюджета. При формировании бюджета, в него должны быть включены расходы на исполнение данного обязательства. Это требует очень тщательного планирования повышения квалификации муниципальных служащих, причем не на один год, а как минимум на среднесрочную перспективу.

Однако Федеральный закон о муниципальной службе устанавливает не только право муниципального служащего на повышение квалификации, но и его обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей (п. 5 ч. 1. ст. 12). Это означает, что наряду с формированием органами местного самоуправления заказа на периодическое повышение квалификации муниципальных служащих, сам служащий должен постоянно осуществлять самообразование и самообучение, отслеживать появление и изучать новые формы, методы, технологии муниципального управления, обеспечивающие высокую эффективность осуществления должностных обязанностей11 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СЗ РФ. -2003. — № 22. — Ст. 2065..

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы обеспечивается посредством единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Это означает, что все установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе» требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих в полной мере распространяются и на муниципальных служащих. Тем самым к правовой основе подготовки, переподготовки и повышению квалификации муниципальных служащих относятся нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе в РФ» и положения иных законодательных актов по вопросам подготовки, переподготовки и повышению квалификации государственных гражданских служащих.

Основы регулирования вопросов переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, в том числе гражданских, закладывает Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»11 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СЗ РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2065.. Развивая его нормы, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» устанавливает (ст. 53), что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных рассматриваемым Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами РФ, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, может предоставляться право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Соответственно, данные положения распространяются и на муниципальных служащих. В том числе требуется учитывать и положения законодательства субъектов РФ о государственной гражданской службе субъекта РФ22 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. — 2004. — № 31. — Ст. 3215..

Такие дополнительные условия на федеральном уровне установлены ч. 4 ст. 62 указанного ФЗ: основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего. Они развиваются и расширяются Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ»11 О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ: указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 // Российская газета. — 2007. — № 1 (ч. I). — Ст. 203..

В утвержденном этим Указом положения «О порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ» в п. 3 перечисляются вышеназванные основания с уточнением случая по результатам аттестации: решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.

Применяя данные положения к муниципальным служащим на основании введенного принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы необходимо учитывать, исходя из квалификационных требований и реестра муниципальных должностей муниципальной службы в субъекте РФ, соотношение должностей государственной гражданской и муниципальной службы.

Учитывая, что муниципальным служащим, в отличие от государственных, не гарантировано право на подготовку и переподготовку, а лишь на повышение квалификации, необходимо ограничиться указанными выше случаями для направления муниципальных служащих на подготовку или переподготовку. Причем такое направление должно быть напрямую связано со служебной необходимостью для нанимателя в подготовке или переподготовке специалистов, а не формально наступившими случаями.

Статьей 62 Федерального закона «О государственной гражданской службе в РФ» установлено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Этот срок, определяющий периодичность повышения квалификации, не должен нарушаться и в отношении муниципальных служащих. При этом, при необходимости, срок между повышением квалификации может быть уменьшен. Особенно это актуально в настоящее время в связи с проведением реформы местного самоуправления, административной и бюджетной реформ, изменением в разграничении компетенции между уровнями публичной власти.

В соответствии с названным законом за гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание. Аналогичная норма с учетом единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих должна действовать и в отношении муниципальных служащих, однако вводиться это положение должно муниципальным правовым актом, регулирующим вопросы муниципальной службы и устанавливающим расходные обязательства местного бюджета.

Таким образом, для предоставления гарантий и компенсаций, связанных с повышением квалификации муниципальных служащих, в трудовом договоре с муниципальным служащим необходимо предусматривать соответствующие нормы, а также при направлении служащего на обучение должно быть заключено соглашение — дополнительный договор в соответствии со ст. 197 ТК РФ.

Большая часть нормативно-правовых отношений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих складывается в процессе государственного управления, является управленческими, носит административно-правовой характер и регулируется нормами административного права, а также трудового и некоторых иных отраслей права; следовательно, данные отношения являются особым видом общественных отношений и представляют собой самостоятельный предмет правового регулирования, а нормы, регулирующие эти отношения, образуют особый, комплексный правовой институт;

Место и роль правоприменительных актов в механизме правового регулирования отношений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих определяется тем, что эти акты: а) выступают в качестве юридических фактов, влекущих возникновение соответствующих правоотношений; б) выполняют функцию поднормативного, индивидуального регулирования этих отношений.

Вывод к главе 2:

Организационная структура системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих входят два основных звена:

  • 1) государственные и негосударственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, имеющие лицензию на право занятия образовательной деятельностью;
  • 2) специализированные учебные заведения дополнительного профессионального образования, осуществляющие на основе лицензии переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.

В настоящее время определен состав образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов государственной власти. К ним относятся: Российская академия государственной службы при Президенте РФ и подведомственные ей образовательные учреждения; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ; Финансовая академия при Правительстве РФ; Государственная академия управления; Высшая школа экономики — Государственный университет Министерства экономики и Министерства общего и профессионального образования РФ; Всероссийская академия внешней торговли Министерства промышленности и торговли РФ; Российская правовая академия Министерства юстиции РФ; Московская государственная юридическая академия; межотраслевые институты повышения квалификации и переподготовки кадров при высших учебных заведениях; отраслевые академии и институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования для гражданских служащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения.

Нормативно-правовое регулирование системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих регулируется Трудовым кодексом РФ ст. 21 работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами. На основании п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы обеспечивается посредством единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Основы регулирования вопросов переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, в том числе гражданских, закладывает Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ». Большая часть нормативно-правовых отношений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих складывается в процессе государственного управления, является управленческими, носит административно-правовой характер и регулируется нормами административного права, а также трудового и некоторых иных отраслей права; следовательно, данные отношения являются особым видом общественных отношений и представляют собой самостоятельный предмет правового регулирования, а нормы, регулирующие эти отношения, образуют особый, комплексный правовой институт.

13. Переподготовка (переквалификация) и повышения квалификации муниципальных служащих

Профессиональная переподготовка и повышение квалифи­кации муниципальных служащих осуществляются с целью:

Переподготовка муниципальных служащих осуществляется:

а) при должностных перемещениях (назначение на муници­пальную должность иной специализации или более высокой группы должностей), требующих получения углубленных зна­ний в конкретных областях деятельности;

б) при включении в состав резерва кадров на должность бо­лее высокой группы должностей;

в) для лиц, впервые принятых на муниципальную службу, в течение первого года работы (если они не имеют базового профессионального образования по муниципальному управле­нию или ранее не состояли на муниципальной службе).

Законодательством и нормативными правовыми актами от­дельных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предусмотрено, что переподготовка муници­пальных служащих также осуществляется при реорганизации или ликвидации органов местного самоуправления, сокращении штата.

Профессиональная переподготовка муниципальных служа­щих осуществляется в следующие сроки:

— от 3 до 6 месяцев — с отрывом от муниципальной службы;

— от 6 месяцев до 1 года — без отрыва от муниципальной службы.

Возможно также обучение с частичным отрывом от службы.

Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности об­разовательных программ и в соответствии с потребностями за­казчика (органа местного самоуправления, органа государствен­ной власти субъекта Российской Федерации, др.) на основа­нии заключенного с ним договора.

Повышение квалификации муниципальных служащих осу­ществляется:

а) для достижения и поддержания ими уровня квалифика­ции, достаточного для эффективного исполнения должностных обязанностей;

б) при должностных перемещениях без изменения профиля основной деятельности;

в) для лиц, впервые принятых на муниципальную службу;

г) при включении в резерв кадров на замещение руководя­щих должностей муниципальной службы;

д) по решению аттестационной комиссии. Повышение квалификации осуществляется по программам трех основных уровней:

— проблемные (1—2-дневные) семинары с отрывом от муни­ципальной службы;

краткосрочные (72—100 учебных часов) программы с от­рывом или частичным отрывом от муниципальной службы;

— среднесрочные (100—500 учебных часов) программы как основная форма повышения квалификации — с углубленным изучением отдельных проблем и с частичным отрывом от муни­ципальной службы.

Повышение квалификации муниципальных служащих про­изводится в соответствии с имеющимися потребностями, но, как правило, не реже одного раза в 5 лет.

В рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих важное место зани­мает стажировка. Она проводится как в Российской Федерации, так и за рубежом, в ведущих научно-исследователь­ских организациях, образовательных учреждениях, консульта­ционных фирмах, федеральных органах исполнительной влас­ти, органах местного самоуправления.

Направлению муниципальных служащих на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации предшеству­ет работа кадровых служб органов местного самоуправления. Как уже отмечалось в настоящем пособии, профессиональная

переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих, как правило, осуществляются за счет средств бюд­жета субъекта Российской Федерации или муниципального об­разования.

При формировании заказа субъекта Российской Федерации одним из первых шагов кадровых служб является составление расчета потребности в обучении кадров. Он составляется еже­годно, при этом годовым периодом расчета считается кален­дарный год с 1 января по 31 декабря расчетного года.

При определении потребности в обучении кадров в расчет не включаются муниципальные служащие:

— оставляющие муниципальную службу в расчетном году;

— обучающиеся в высших учебных заведениях и аспиран­турах;

— предположительно находящиеся в расчетном году в дли­тельных отпусках (отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком) и длительных служебных командировках.

Расчет потребности в обучении кадров производится в пер­вом квартале года, предшествующего расчетному, в следующем порядке:

1. Руководители структурных подразделений органов местно­го самоуправления подготавливают предложения по переподго­товке и повышению квалификации муниципальных служащих и в установленный срок направляют их в кадровую службу орга­на местного самоуправления.

2. Кадровая служба органа местного самоуправления выпол­няет расчет потребности в переподготовке и повышении квали­фикации муниципальных служащих.

На основании расчета потребности в переподготовке и повы­шении квалификации кадровые службы органов местного само­управления формируют предложения по объему и структуре за­каза, которые подписываются руководителями этих органов. В установленные сроки в орган управления муниципальной служ­бой на уровне субъекта Российской Федерации подаются заяв­ки на включение в государственный заказ и бюджетное финансирование профессиональной переподготовки и повышения ква­лификации муниципальных служащих.

Заказ субъекта Российской Федерации на переподготовку и повышение квалификации рассчитывается на основе:

— прогнозируемой численности муниципальных служащих, подлежащих обучению по должностным категориям, направле­ниям, видам, формам и срокам обучения;

— нормативов затрат на обучение муниципальных служащих в образовательных учреждениях;

— нормативов возмещения транспортных и командировоч­ных расходов;

— других экономических нормативов.

Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосудар­ственные образовательные учреждения повышения квалифика­ции выдают слушателям, успешно закончившим курс обуче­ния, следующие документы государственного образца:

— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в рабо­те тематических и проблемных семинаров по программе в объе­ме от 72 до 100 часов;

— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

— диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

— диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошед­ших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Муниципальным служащим, проходящим профессиональную переподготовку и повышение квалификации, законодательством установлен ряд гарантий:

1) на период обучения за муниципальными служащими со­храняется средний заработок по занимаемой должности;

2) периоды обучения засчитываются в стаж муниципаль­ной службы;

3) иногородним, направленным на обучение с отрывом от службы, выплачиваются суточные по установленным для ко­мандировок на территории Российской Федерации нормам;

4) оплата проезда к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время нахождения в пути осуществляются за счет направляющей стороны;

5) на время обучения предусмотрено обеспечение общежи­тием с оплатой расходов направляющей стороной.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *