Предоставление квартиры по договору социального найма

опубликовано: 23.11.2017

Основания предоставления жилого помещения по договору социального найма перечислены в Главе 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – «ЖК РФ»). Из содержания статьи 49 ЖК РФ следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий:

  1. Малоимущим гражданам. Малоимущими граждане признаются органом местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта федерации.
  2. Иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. К таким категориям граждан относят:
  • Педагогических работников (пункт 6 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  • Сотрудников органов внутренних дел, уволенным до 01.03.2015 г. (ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
  • Спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований (ст. 30 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
  • Граждан, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (ст. 13 ЖК РФ).
  • Военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более (ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
  • Героев Социалистического Труда, Героев Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы (п. 3 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», п. 3 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»).
  • Инвалидов (Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
  • Подвергшихся воздействую радиации ЧАЭС (ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»)
  • нетрудоспособных члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника ВОВ, ветерана боевых действий, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»).
  • Работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста (ст. 23 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»).
  • Больным заразными формами туберкулеза (ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»

Содержание

По общему правилу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени постановки на учет

Частью 2 ст. 57 ЖК РФ из данного правила сделаны исключения для:

  1. граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  2. граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. Данный перечень утрачивает силу с 01.01.2018 г. (с указанной даты будет применяться другой, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н);
  3. иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Вас может заинтересовать: Сопровождение сделок с недвижимостью.

Основания предоставления жилья по договору социального найма вне очереди

По смыслу статьи 49 ЖК РФ иные категории граждан, перечисленные выше, имеют право на внеочередное получение жилья только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • право на внеочередное получение жилья прямо предусмотрено федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
  • федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ предусмотрен специальный порядок получения жилья во внеочередном порядке. Если такой порядок не определен, то жилье предоставляется в порядке, предусмотренном ЖК РФ – то есть, как правило, в порядке очереди.

Когда федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации определено, что определенная категория граждан имеет право на внеочередное заключение договора, то и в этом случае будут применяться общие положения ЖК РФ (получение жилья в порядке очереди), если таким федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации не установлен специальный порядок получения жилья.

Возможно, вас заинтересует: Снижение кадастровой стоимости.

Основания для отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма

Прежде всего, граждане, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (ст. 49 ЖК РФ). Во-вторых, данные граждане должны быть признаны малоимущими или отвечать критериям, установленным для иных категорий граждан. Таким образом, основанием для отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма может стать:

  • Отсутствие документов, подтверждающих факт признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • Отсутствие доказательств признания заявителямалоимущим, либо:
  • Несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ для иных категорий граждан, имеющих право на получение жилья по договору социального найма.

Из вышеуказанного следует, что оснований для отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма может быть очень много (в зависимости от того, к какой категории относится заявитель).

Кроме того, в статье 54 ЖК РФ названы основания для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В частности, отказ допускается в случае, если:

  1. не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и при этом такие документы не могут быть запрошены или не предоставлены по межведомственному запросу.
  2. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  3. не истек пятилетний срок со дня намеренного ухудшения жилищных условий (если такие действия совершались заявителем).

Таким образом, отказ возможен не только на стадии заключения договора социального найма, но и на стадии признания нуждающимся в улучшении жилищных условий по вышеуказанным основаниям.

Вас могут заинтересовать: Услуги по регистрации недвижимости.

Основания и порядок выселения граждан из жилого помещения

В силу ст. 35 Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Собственник может быть выселен из жилого помещения в следующих случаях:

  • Использование жилья не по назначению, нарушение интересов соседей, бесхозяйственное обращение с жильем, влекущее разрушение при наличии предупреждения о возможном выселении (ст. 293 Гражданского кодекса РФ (далее – «ГК РФ»), 29 ЖК РФ)
  • Выселение с выкупом жилья из-за изъятия земли под домом для муниципальных или государственных целей, его аварийного состояния (статья 32 ЖК РФ).
  • Обращение взыскания кредиторов на имущество в виде жилья (статьи 237, 256 ГК РФ) с учетом положенийст. 446 ГПК РФ, а также ипотека.
  • В порядке, предусмотренном «Законом о реновации» (актуально для города Москвы).

Рассмотрим каждое из оснований выселения в отдельности.

В силу ст. 293 ГК РФесли собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, администрация может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения — также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если данное требование не выполняется в установленный срок, а собственник продолжает нарушение, то суд по иску администрации может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Возможно, вам будут интересны: Услуги по организации и проведению тендеров, конкурсов и аукционов.

В случае выселения в связи с выкупом жилья из-за изъятия земли следует иметь ввиду следующее. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Сначала собственнику направляется проект соглашения об изъятии земельного участка, которое предлагается заключить (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ). Если собственник отказывается от заключения соглашения, то изъятие осуществляется принудительно в судебном порядке (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ). Аналогичный порядок применяется в случае признания жилья аварийным (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

Основания выселения при реновации

Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» с учетом последних изменений предусматривает возможность реновации жилья. Иными словами, старое жилье сносится, а взамен предоставляется равнозначное новое. Данный закон применяется только на территории города Москвы.

Порядок «реновации» схож с порядком, предусмотренным статьей 32 ЖК РФ. В частности, собственнику сначала направляется предложение о предоставлении равнозначного помещения. В течение 60 дней с момента направления такого предложения собственник (наниматель) должен заключить договор о переходе права собственности на старое помещение. Если он этого не делает, то вопрос о понуждении к заключению такого договора разрешается в судебном порядке.

Возможно, вас заинтересуют: Услуги по разработке и проверке договоров.

Основания и порядок выселения граждан из жилого помещения для нанимателя жилого помещения по договору социального найма

В силу положений ст. 84 ЖК РФ выселение может осуществляться в судебном порядке следующими способами:

  • с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;
  • с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;
  • без предоставления других жилых помещений.

Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

  1. дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
  2. жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение;
  3. жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;
  4. жилое помещение признано непригодным для проживания;
  5. в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления;
  6. жилое помещение подлежит передаче религиозной организации.

Во всех вышеуказанных случаях сначала предлагается заключить новый договор социального найма, а при отказе от заключения такой договор заключается по решению суда о выселении. Новое помещение должно быть благоустроенным, находиться в том же населенном пункте, быть равнозначным по площади. О новом предоставляемом помещении указывается в решении суда.

Возможно, вас заинтересует: Представительство в арбитражном суде.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более 6 месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Как мы видим, в данном случае речь о равнозначности не идет, соответственно, предоставляется помещение с наименьшей возможной площадью.

К уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть, например, отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.

Выселение без предоставления других жилых помещений осуществляется в силу ст. 91 ЖК РФ по тем же основаниям, которые предусмотрены статьей 293 ГК РФ (использование не по назначению, систематическое нарушение интересов соседей, бесхозяйственное обращение, влекущее разрушение). Порядок тот же самый, что и в случае с собственником – сначала предупреждение (при необходимости устанавливается срок для устранения нарушений), а при неисполнении предупреждения (требования) – возникает право на выселение в судебном порядке.

Вас может заинтересовать: Представительство в суде по гражданским делам.

Также еще можно выделить случаи принудительного обмена, которые предусмотрены ч. 3 ст. 72 ЖК РФ, однако на практике такие случаи встречаются довольно редко.

Выселение собственника / нанимателя при наличии у него несовершеннолетних детей

В законодательстве РФ отсутствует прямая норма, которая не допускала бы выселение собственника при наличии несовершеннолетних детей. Судебная практика также указывает, что наличие несовершеннолетних детей, которые совместно не проживают с нанимателем, не является основанием для отказа в выселении нанимателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 91 ЖК РФ без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.

Выселение зарегистрированных несовершеннолетних граждан

Судебная практика по вопросам, связанным с выселением несовершеннолетних неоднозначна. Вместе с тем, можно выделить ряд единообразных выводов судов, к ним можно отнести следующее:

  • выселение несовершеннолетнего возможно, если речь идет об обращении взыскания на заложенное имущество (ипотека) или обращение взыскания по долгам кредиторов на жилье, которое не является единственным.
  • Вынужденный выезд несовершеннолетнего из жилого помещения, в которое он был вселен по договору социального найма, не влечет утрату им права пользования данным помещением по достижении совершеннолетия (п. 14 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
  • Ребенок сохраняет право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, после расторжения родителями брака.
  • Если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний, то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (речь идет об изъятии земельных участков для государственных нужд).
  • Как правило, суды отказывают в выселении на основании ст. 293 ГК РФ, 90, 91 ЖК РФ, если одним из собственников или проживающих является несовершеннолетний (Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2013 N 18-КГ13-3). Родителей выселяют, а несовершеннолетние остаются проживать.

На нашем сайте, вы можете заказать: Юридические услуги онлайн.

Основания и порядок вселения граждан в жилое помещение

Вселение осуществляется на основании договора социального найма. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (ст. 69 ЖК РФ). К членам семьи нанимателя относятся проживающие совместно с ним: супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

Последующее вселение новых членов семьи нанимателя осуществляется с письменного согласия всех проживающих членов семьи нанимателя (в т.ч. временно отсутствующих). При этом для вселения несовершеннолетних согласия остальных членов семьи нанимателя или наймодателя не требуется.

Кроме того, в жилом помещении могут проживать временные жильцы. Такое проживание допускается по взаимному согласию членов семьи нанимателя с предварительным уведомлением наймодателя.

Наймодатель вправе запретить проживание, если после вселения новых членов семьи или временных жильцов помещенияего общая площадь на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры — менее нормы предоставления. Срок проживания временных жильцов не может превышать шесть месяцев подряд.

Если же говорить не о договоре найма жилого помещения, то основанием для вселения может быть согласие собственника помещения, либо приобретение права собственности или иного права пользования помещением (например, по договору договор найма (не социального)).

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

С кого и что можно требовать, если не заключен договор с управляющей компанией

Юридическая консультация > Административное право > Коммунальные службы > С кого и что можно требовать, если не заключен договор с управляющей компанией

В последнее время обслуживание многоквартирных домов ведется управляющими компаниями ЖКХ, договор с которыми заключают жильцы. После подписания документов обе стороны действуют в рамках положений, зафиксированных в договоре. Особенности таких договоров будут рассматриваться в данной статье.

Понятие договора

Управляющая компания должна быть юридическим лицом

Договор – это документ, в котором фиксируются обязанности сторон. В случае с заключением соглашения между владельцами недвижимости и управляющей компанией форма документа должна быть обязательно письменной. В договоре оформляется соглашение двух сторон:

  1. Владельцы недвижимости, расположенной по адресу, являющемуся основанием договора.
  2. Управляющая компания, деятельность которой регламентируется уставом.

Управляющая компания должна являться юридическим лицом. По договору она должна принять на себя обязанности содержать, ремонтировать недвижимое имущество, ставшее предметом договора.

Кроме этого, своевременно предоставлять владельцам жилья определенные услуги. Между сторонами заключается типовой договор, который может быть доработан в соответствии с конкретными обстоятельствами. Минимальный срок действия документа – год.

Согласование с законодательной базой

Все положения договора не должны противоречить действующему законодательству. При этом руководствуются жилищным законом РФ. Статья 162 позволяет передать полномочия по содержанию жилья, решению вопросов, связанных с коммунальной и хозяйственной деятельностью, компании, которая имеет соответствующую лицензию.

Такая компания должна вести свою деятельность в соответствии с требованиями органов власти местного, а также федерального уровня. Все действия управляющей компании должны согласовываться с законодательными нормами.

Заключение договора. Последовательность действий

Без согласия жильцов договор заключить невозможно

Чтобы управляющая компания могла выполнять свои обязанности, предусмотренные договором, надо сделать ряд шагов:

  1. Члены правления занимаются разработкой проекта договора.
  2. Проект обсуждается на собрании совета жильцов, которые должны быть в курсе всех основополагающих моментов. После этого проект согласовывается с представителями управляющей компании.
  3. Проект предоставляется всем жильцам для ознакомления. Они могут вносить свои предложения.
  4. После внесения корректив готовится окончательный вариант договора.
  5. Договор утверждается на собрании жильцов. На нем ведется протокол, где фиксируются результаты голосования.
  6. Подписанный протокол отдают в управляющую компанию.
  7. Происходит подписание договора.

Соглашение должно обязательно включать следующие моменты:

  • Указания на местонахождение дома.
  • Описание состава имущества.
  • Перечень услуг, которые должны оказываться жителям, проводимых работ.
  • Перечень ремонтных работ, которые будут проводиться по мере необходимости.
  • Потенциальные условия, которые могут стать основанием для изменений договора.
  • Особенности расчета стоимости.
  • Стоимость услуг по содержанию дома.
  • Порядок внесения коммунальных платежей.
  • Порядок предоставления отчетов.
  • Прочие моменты.

Когда будет подписан договор, управляющая компания может приступать к исполнению своих обязанностей. Максимальный срок – 30 дней.

В гражданском законодательстве перечислены моменты, когда возможно расторжение данного документа, внесение в него изменений. Договор имеет ограниченный срок действия. Однако этот срок автоматически продляется, если не поступает заявления о его прекращении от одной из сторон, подписавших договор.

Основные части договора

Управляющая компания имеет четкие обязанности

Каждый договор состоит из следующих структурных частей: указание на объект, субъект договора, описание прав и обязанностей каждой стороны, уровня ответственности.

Здесь же фиксируются цены и порядок проведения расчетов, а также предоставления отчетности. Объект в данном договоре – многоквартирный дом.

Он детально описывается в документе: адрес, особенности месторасположения, этажность, количество подъездов. Субъект – в таком документе 2 субъекта: владельцы жилья, управляющая компания. Стандартные обязанности компании:

  • Приступить к выполнению обязанности в месячный срок после подписания документов.
  • Оказывать услуги, в том числе выдавать квитанции, справки.
  • Обеспечивать должное состояние здания, а также прилегающих к нему территорий (парковки, детские, спортивные площадки, подвалы, крыши, подъезды).
  • Обеспечить полноценное взаимодействие с подрядчиками, которые предоставляют ресурсы (воду, электричество, газ, отопление), организуют вывоз мусора.
  • Гарантировать бесперебойную подачу ресурсов, функционирование лифтов в рамках своих стандартных полномочий.
  • Выполнение текущего, капитального ремонта.
  • Обращаться за помощью к аварийным бригадам.
  • Информировать жителей об отключениях энергии, воды, о проведении ремонтных работ и текущих осмотров.
  • Начислять платежи в оговоренные сроки, собирать их.
  • Производить перерасчет в случае изменений.
  • Реагировать на жалобы клиентов, рассматривать все обращения, заявки. Если их исполнение в компетенции управляющей компании, они должны быть удовлетворены.
  • Вести бухгалтерские документы, заниматься хозяйственной, финансовой отчетностью, хранить документацию.
  • За месяц до окончания года необходимо представлять отчет жильцам. Его в письменном виде размещают на досках объявлений.

В перечень могут входить иные обязанности, не противоречащие закону.

Права управляющей компании

Жильцы должны понимать, что у них также есть обязательства!

Управляющая компания имеет и определенные права:

  1. Получать от жильцов своевременную оплату услуг, внесения коммунальных платежей, требовать ее.
  2. При наличии просрочек начислять проценты за неустойку.
  3. Осуществлять меры по принудительному взысканию, включая подачи исков в суд.
  4. Нанимать 3-и лица для выполнения определенного круга обязанностей, заключать с ними договор.
  5. Вносить свои предложения, касающиеся вопросов капитального ремонта.
  6. Организовывать внеплановые собрания всех собственников, если надо срочно решить важные вопросы.
  7. Предлагать платные услуги, которых нет в основном перечне.
  8. Можно включить другие права, которые допускаются законом.

Обязанности собственников

Собственники обязаны:

  • Без задержек вносить коммунальные платежи, оплачивать услуги компании.
  • Соблюдать порядок.
  • В местах общего пользования не мусорить (на придомовой территории, в подъездах, лифтах).
  • Канализацию, мусоропровод использовать только по назначению. В канализацию нельзя спускать твердые предметы, выливать химически активные жидкости. Которые могут нанести вред трубопроводу. В мусоропровод нельзя бросать мусор с крупными габаритами, лить туда жидкости.
  • Не возить на пассажирском лифте тяжелые грузы.
  • Если на территории квартиры проводятся ремонтные работы, то вывоз строительного мусора является обязанностью владельцев квартиры.
  • При пользовании водой, электроэнергией, газом, следует соблюдать правила безопасности.
  • Нельзя допускать действий, которые потенциально опасны для общего или чужого имущества.
  • Если обнаружена поломка в работе устройств, за работу которых отвечает управляющая компания, надо информировать ее представителей о выявленных сбоях.
  • Следить за состоянием труб, радиаторов, электропроводки, счетчиков, то есть всех устройств, которые связаны с подачей ресурсов.
  • Могут быть отмечены другие обязанности, если таковые есть в местных либо федеральных законах.

Права собственников

Договор с управляющей компанией — гарантия выполнения всех обязательств обеими сторонами

Перечень прав собственников таков:

  1. Пользоваться всеми услугами, включенными в перечень.
  2. Пользоваться коммунальными услугами в полном объеме.
  3. Получать справки, квитанции.
  4. При изменении тарифов заблаговременно получать информацию о новых, информация должна поступить не позднее 5 дней до внесения изменений.
  5. Потребовать перерасчетов.
  6. Стать инициатором внеочередного собрания, чтобы внести изменение в договор либо расторгнуть его.
  7. Если будут выявлены нарушения, подать жалобу, претензию, в заявлении выразить свои предложения, замечания.
  8. Своевременно получать отчетность.

Если стороны нарушают свои обязательства, позволяют себе пренебрегать обязанностями, они должны ответственность за действия / бездействие. Если происходят сбои из-за действия форс-мажорных обстоятельств, ответственность со сторон снимается. К таким обстоятельствам можно отнести катастрофы, теракты, стихийные бедствия.

Если владелец жилья не вносит платежи, в отношении его принимаются соответствующие меры. При этом за задержку начисляется пеня.

Порядок расчетов

Все расчеты — за месяц

Все расчеты ведутся за месячный период. По окончании месяца собственник должен внести плату до 10 числа. Размер платы определяется существующими тарифами. Если местные власти поменяют тарифы, то изменится пата за жилье. Данные изменения в договоре не отражаются.

Счета обычно доставляют до почтового ящика. При сдаче жилплощади в аренду арендаторы не всегда стараются быстрее внести деньги за коммунальные платежи. Однако надо понимать, что за задержку, произошедшую по вине квартирантов, ответственность все равно будет нести собственник.

Общая сумма платежей включает 2 составляющие: расходы на содержание здания, на текущий и капремонт; счета за потребленные воду, газ, отопление.

Какова должна быть сумма отчислений на содержание здания, на ремонт решают сами владельцы, для этого проводят специальное собрание. Предложенные цены должны быть согласованы с управляющей компаний. Срок их действия: от года.

Платежи за свет, воду, газ, отопление определяются показаниями приборов учета. Поскольку счетчики на воду стоят не у всех, возможно использование средних показателей, определенных местными властями.

Лицевой счет

Каждый дом имеет свой финансово-лицевой счет. За его ведение отвечает управляющая компания. Владельцы в праве контролировать расходование средств с данного счета. Для этого они могут сформировать запрос, получив ответ на который, проанализировать отчетную документацию.

Особенности резервного фонда

Чтобы всегда имелись средства на непредвиденные расходы, можно создать резервный фон. Обычно с таким предложением выступает управляющая компания. В этот фонд идут деньги из тех средств, которые идут на ремонт, на содержание здания.

Все владельцы должны знать, что такой фонд существует, что в него идут определенные отчисления. Также собственники получают информацию, если средства из этого фонда расходуются на какие-либо нужды.

Отчетность

За 30 дней до истечения года УК представляет собственникам отчет, в котором отражены все расходы, все оказанные услуги. Его оформляют в виде письменного документа и вывешивают там, где его смогут все увидеть.

Осложнения при заключении договора

Хороший вариант — создание резервного фонда

Если не все собственники согласны на заключение договора с УК, это создают серьезное препятствие. Их отношения с компанией ЖКХ будут не ясны, ничем не регламентированы. Другие жильцы могут на собрании выбрать человека, который от имени всех будет заключать соглашение с УК.

Чтобы этот человек стал уполномоченным по соблюдению прав всех собственников, за него должно проголосовать больше половины собственников. Если большинство выступила за принятие документа, то он будет считаться юридически действительным, обязательным к исполнению.

Такой документ сразу составляют в 2-х экземплярах. Один находится в УК, другой – у выбранного представителя. Каждый владелец квартиры может получить копию для себя. Если отдельные жильцы будут не согласны с такими решениями, они могут оспаривать свои права в суде.

Особенности ситуации, когда договор не заключен

Если отдельные лица против заключения договора, они должны выступить на собрании и заявить о своем решении. Потом жители выбирают представителя. Также на собрании обсуждается договор, его нюансы. Когда все тонкости будут учтены, выбранному лицу передают право подписания документа.

Если договора с УК нет, платить за коммунальные услуги все равно надо. Если заключен договор от имени всех владельцев, то отсутствие своего личного документа не освобождает от платежей. Если договора с УК нет вообще, надо выбирать какую-либо компанию и с ней заключать договор. А платить все равно надо, в случае просрочки будет начисляться пеня, которую отменить будет очень сложно.

Способы подписания договоров

Существует 2 способа подписания:

  1. составление индивидуальных договоров и подписание их собственников и УК;
  2. составление общего договора и подписание его представителем собственников и УК.

Если подписей нет, то документ не имеет юридической силы. УК только тогда смоет приступить к своим обязанностям, если договор будет подписан всеми жильцами или законно выбранным представителем.

Тема сюжета: можно ли расторгнуть договор с управляющей компанией и на каких основаниях это делается:

О строительстве муниципальных жилых домов в Центральном административном округе в 2000-2001 гг. и последующие годы

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 1999 года N 761
О строительстве муниципальных жилых домов в Центральном
административном округе в 2000-2001 годах и последующие годы

В целях выполнения программы строительства муниципальных жилых домов на территории Центрального административного округа в 2000-2001 гг. и последующие годы на общегородские нужды, в т.ч. целевым назначением для переселения жителей из аварийных домов, расположенных на территории Центрального административного округа, Правительство Москвы
постановляет:

1. Принять предложение префекта Центрального административного округа о строительстве за счет средств городского бюджета муниципальных жилых домов, в том числе в 2000-2001 гг. по адресному списку, согласно приложению 1, с использованием первых этажей для переселения арендаторов из строений, подлежащих сносу (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 24 октября 2000 года N 846).

2. Функции заказчика по проектированию и строительству жилых домов (п.1) возложить на ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов».

3. ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов»:

3.1. Совместно с Москомархитектурой обеспечить разработку проектно-сметной документации на строительство жилых домов под программу ввода 2000 года — в IV квартале 1999 года, под программу 2001 года — в первом полугодии 2000 года.

3.2. Задания на разработку проектно-сметной документации согласовать с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы.

3.3. Оформить в Москомземе в установленном порядке право пользования земельными участками на период проектирования и строительства жилых домов, согласно приложению 1.

3.4. В целях освобождения площадок для строительства муниципального жилья обеспечить снос строений по адресному списку, согласно приложению 1.

4. Москомархитектуре:

4.1. По заявке заказчика оформить исходно-разрешительную документацию на объекты по приложению 1.

4.2. В месячный срок совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы рассмотреть возможность строительства по программе 2000-2005 гг. (приложения 1 и 3) типовых серий муниципальных жилых домов, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к муниципальному жилью, на месте сносимых домов.
В случае положительного решения по заявке заказчика оформить градостроительные заключения.

4.3. В месячный срок совместно с Комплексом социальной сферы, префектурой Центрального административного округа и Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы определить ежегодные программы строительства муниципальных жилых домов до 2005 года в предусмотренных объемах (п.1), исходя из перечня перспективных для застройки земельных участков, согласно приложению 3.

5. Префекту Центрального административного округа:

5.1. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы определить необходимый набор квартир для обеспечения отселения из аварийных жилых домов, расположенных на территории Центрального административного округа, и в месячный срок передать заявку заказчику.

5.2. Обеспечить в III квартале 1999 года отселение жилых домов, подлежащих сносу, для строительства задельных объектов текущего года и в первом полугодии 2000 года — для строительства задельных объектов 2000 года (приложение 2).

5.3. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы обратиться в Мингосимущество России о выводе из федеральной собственности жилого дома по Рабочей ул., вл.6.

5.4. Совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы обратиться в Мингосимущество России о выводе из федеральной собственности части строений ГУП «Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации легкой промышленности» (ГУП ЦНИИЛКА) по ул.Шаболовке, вл.26, подлежащего выводу в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 21.05.99 N 517-РМ «Об утверждении перечня предприятий и организаций на территории исторического центра Москвы, подлежащих перебазированию, реформированию, ликвидации».

5.5. Совместно с Москомархитектурой подобрать земельный участок для перевода арендатора с земельного участка по Коврову пер., вл.8.

5.6. В случае невозможности разместить муниципальные жилые дома (п.4.2) предусмотреть компенсацию Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы соответствующей жилой площади для использования на общегородские нужды.

6. Москомзему после подбора земельного участка для вывода подразделения АО «Мосэнерго» с участка по Коврову пер., вл.8 (п.5.5) расторгнуть договор аренды земли от 18.07.96 N М-01-006059 в установленном порядке.

7. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы в 2000 году передать префектуре Центрального административного округа в долг с последующим возвратом жилую площадь, расположенную в районах массовой застройки, в согласованных объемах, необходимых для переселения граждан из домов, подлежащих сносу.

8. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы обеспечить в двухмесячный срок после получения согласия Мингосимущества России (п.5.4) вывод организаций из строений по приложению 1 и оформить договоры с предприятиями и организациями по условиям компенсации затрат, связанных с изъятием собственности и перебазированием.

9. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по предложению Управления бюджетного планирования городского заказа и Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы включить в инвестиционную программу 2000-2001 гг. строительство жилых домов, согласно приложению 1, с учетом затрат (п.3.1), в пределах лимитов капитальных вложений, предусмотренных Комплексу социальной сферы по отрасли «Жилищное строительство».

10. Считать утратившими силу распоряжения Премьера Правительства Москвы от 11 марта 1993 года N 398-РП «О реконструкции и распределении жилой площади дома 6, строения 1 по Рабочей улице» и первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 3 июня 1998 года N 472-РЗП «Об утверждении перечня адресов жилых домов для последующего формирования инвестиционной программы строительства на 1999 год в Центральном административном округе» (в части строительства жилого дома по Госпитальному валу, вл.5, строение 2).

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на префекта Центрального административного округа Музыкантского А.И.

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1. Перечень муниципальных жилых домов для строительства на территории Центрального административного округа в 2000-2001 гг.

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 17 августа 1999 года N 761

Приложение 2. Сведения о наборе квартир, необходимых для отселения жилых домов, подлежащих сносу в связи со строительством муниципального жилья на территории Центрального административного округа в 2000-2001 гг.

Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы от 17 августа 1999 года N 761

NN
пп

Адреса жилых
домов,
подлежащих
отселению

Количество
проживающих
семей/чел.
по сост.
на 01.06.99

Номенклатуры
квартир,
требующихся
для отселения

Количество
квартир,
необходимых
для отселения

Рабочая ул., д.6 строение 1

однокомнатные

двухкомнатные

трехкомнатные

Рабочая ул., д.22/24

однокомнатные

трехкомнатные

четырехкомнатные

Госпитальный вал., д.5

строение 1

однокомнатные

двухкомнатные

трехкомнатные

четырехкомнатные

строение 2

однокомнатные

двухкомнатные

трехкомнатные

четырехкомнатные

строение 4

однокомнатные

двухкомнатные

трехкомнатные

четырехкомнатные

строение 5

однокомнатные

двухкомнатные

трехкомнатные

четырехкомнатные

строение 6

однокомнатные

двухкомнатные

трехкомнатные

четырехкомнатные

Итого:

однокомнатные

двухкомнатные

трехкомнатные

четырехкомнатные

Приложение 3. Перечень перспективных земельных участков для составления программы строительства муниципальных жилых домов 2002-2005 гг. на территории Центрального административного округа

Приложение 3
к постановлению Правительства
Москвы от 17 августа 1999 года N 761

(с изменениями на 20 февраля 2001 года)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»

В порядке ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.

Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Статья 51 ЖК РФ определяет основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 52. ЖК РФ определен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В порядке ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статья 54 ЖК РФ определяет случаи отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные ст. 52 ЖК РФ Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на вышеуказанные нарушения.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В порядке ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
В порядке ст. 56 ЖК Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен ст. 57 ЖК РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением следующих случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Постановлении Правительства РФ от 16 июня 2006г. №378.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Закон закрепляет обязательность учета законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (ст. 58 ЖК РФ). При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм указанных выше хронических заболеваний.
Поскольку некоторые вопросы, касающиеся порядка и условии предоставления жилых помещений по договору социального найма как указано выше урегулированы законодательством субъектов Российской Федерации, считаем целесообразным обратить внимание на некоторые положения законов города Москвы, регулирующих данные правоотношения.
Порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ определен законом города Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, за исключением жителей города Москвы, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях и обладающим правом на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилых помещений вне очереди.
Права жителей города Москвы, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях закреплены в ст. 3 указанного закона. Жители города Москвы после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом.
Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и в установленном настоящим Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма;
2) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору безвозмездного пользования.
Статья 7 указанного закона определяет условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях
Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
В порядке ст. 8 указанного закона жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Жители города Москвы, утратившие жилые помещения в городе Москве и имеющие право на предоставление жилых помещений, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен, переоборудован, в ранее занимаемые жилые помещения вселены в установленном порядке иные лица), признаются нуждающимися в жилых помещениях при отсутствии у них и членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования либо правом собственности. Жители города Москвы, указанные в настоящей части, имеют право на предоставление жилого помещения при условии, что они не получали компенсацию в денежной или натуральной форме по предыдущему месту жительства.
В порядке ст. 9 указанного закона учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Статья 10. указанного закона закрепляет последствия совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
6) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.
Порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях определен ст. 11 указанного закона. Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее — заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие вышеуказанных условий. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее — заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы. Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином.
Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи:
1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства);
2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);
3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы;
4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.
Иные документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме «одно окно» или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в рамках своих полномочий.
Решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы и утверждается распоряжением руководителя уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдают или направляют заявителю по почте документ, подтверждающий принятие такого решения.
Копию решения о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы.
Статья 12. указанного закона определяет случаи отказа в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:
1) не представлены предусмотренные ст. 11 указанного закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные;
2) не соблюдено хотя бы одно из вышеуказанных условий.
Решение об отказе в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях выдают или направляют заявителю по почте документ, подтверждающий принятие такого решения.
Решение об отказе в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящих органах власти города Москвы либо в судебном порядке.
Копию решения об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы.
Вывод: процедура признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, необходимый перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма указан выше.

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *