Предсказание это содержательная оценка будущего состояния объекта

1. Предвидение и социальное прогнозирование.

Типология прогнозов.

2. Инструментарий прогнозирования.

Предвидение и социальное прогнозирование.

Предвидение конкретизируется в двух формах: в относящейся к собственно категории предвидения — предсказательной (дескриптивной, или описательной), и в сопряженной с ней, относящейся к категории управления — предуказательной (прескриптивной, или предписа- тельной). Предсказание подразумевает описание возможных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание связано с собственно решением этих проблем, с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности личности и общества.

Предсказание выливается в формы предчувствия, предвосхищения, предугадывания, прогнозирования. Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции, подсознания. Иногда это понятие распространяют на всю область простейшего опережающего отражения как свойства любого организма. Предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, более или менее верные догадки о будущем, не основанные на специальных научных исследованиях. Наконец, прогнозирование (которое часто употребляют и в предыдущих значениях) должно означать при таком подходе специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления.

Предуказание выступает в формах целеполагания, планирования, программирования, проектирования, решений вообще. Целе- полагание — это установление идеально предположенного результата деятельности. Планирование — проекция человеческой деятельность в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах; преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности. Программирование в этом ряду понятий означает установление основных положений, которые затем развертываются в планировании, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов. Проектирование — создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ. Управление в целом как бы интегрирует четыре перечисленных понятия, поскольку в основе каждого из них лежит один и тот же элемент — решение. Но решения в сфере управления не обязательно носят плановый, программный, проектный характер.

Религиозное предвидение имеет собственные формы конкретизации. Так, предсказание принимает форму «откровения», прорицания, гадания, а предуказание — форму «предопределения», заклинания, просьбы-молитвы и пр.

Предсказание и предуказание тесно связаны между собой. Без учета этой связи невозможно понять сущность прогнозирования, его действительное соотношение с управлением. В предуказании может преобладать волевое начало, и тогда соответствующие цели, планы, программы, проекты, вообще решения оказываются волюнтаристскими, субъективистскими, произвольными. Желательно преобладание в них объективного, исследовательского начала, чтобы они были научно обоснованными и соответствовали ожидаемой эффективности принимаемых решений.

Важнейшие способы научного обоснования предуказаний — описание (анализ), объяснение (диагноз) и предсказание (прогноз) — составляют три основные функции каждой научной дисциплины. Прогноз не есть лишь инструмент такого обоснования. Однако его практическое значение сводится именно к возможности повышения с его помощью эффективности принимаемых решений. Именно поэтому прогнозирование за последние десятилетия приняло беспрецедентные масштабы, стало играть важную роль в процессах управления.

Прогнозирование не сводится к попыткам предугадать детали будущего (хотя в некоторых случаях это важно). Прогнозист исходит из диалектической детерминации явлений будущего, из того, что необходимость пробивает себе дорогу через случайности, что к явлениям будущего нужен вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов. Только при таком подходе прогнозирование может быть эффективно использовано для выбора наиболее вероятного или оптимального варианта при обосновании цели, плана, программы, проекта, вообще решения.

Прогнозы должны предшествовать планам, содержать пред- оценку последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию. Прогноз и план различаются способами оперирования информацией о будущем: вероятностное описание — это прогноз, директивное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного — это план. Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным, ему должен предшествовать прогноз, по возможности непрерывный, позволяющий научно обосновывать данный и последующие планы.

Типология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода упреждения, методов, организации прогнозирования и т. д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего, с какой-то целью разрабатывается прогноз? Соответственно различаются два типа прогнозов: поисковые (их называли прежде исследовательскими, изыскательскими, генетическими и т. п.) и нормативные (их называли программными, целевыми).

Поисковый прогноз — определение возможных состояний явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления, независящее от возможных решений, действия на основе которых способны радикально изменить тенденции, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение прогноза. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз — определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Поисковый прогноз строится по определенной шкале (поле, спектре) возможностей, по которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Нормативное прогнозирование в некоторых отношениях очень похоже на нормативные плановые, программные или проектные разработки. Но последние подразумевают директивное установление мероприятий по реализации определенных норм, тогда как первое — стохастическое (вероятностное) описание возможных, альтернативных путей достижения этих норм.

Нормативное прогнозирование является предпосылкой нормативных разработок в сфере управления, помогает вырабатывать рекомендации по повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений. Это обстоятельство побудило выявить специфику прогнозов, обслуживающих соответственно целеполага- ние, планирование, программирование, проектирование, непосредственно организацию управления. В итоге по критерию соотнесения с различными формами конкретизации управления некоторые специалисты выделяют ряд подтипов поисковых и нормативных прогнозов.

Целевой прогноз желаемых состояний отвечает на вопрос: что именно желательно и почему? В данном случае происходит построение по определенной шкале (поле, спектре) возможностей оценочной функции, т. е. функции распределения предпочтительности: нежелательно — менее желательно — более желательно — наиболее желательно — оптимально (при компромиссе по нескольким критериям). Ориентация — содействие оптимизации процесса целепола- гания.

Плановый прогноз выполнения (или невыполнения) планов представляет собой по существу выработку поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, директив с выявлением нежелательных, подлежащих устранению альтернатив и с тщательным выяснением прямых и отдаленных, косвенных последствий принимаемых плановых решений. Такой прогноз отвечает на вопрос: как, в каком направлении ориентировать планирование, чтобы быстрее достичь поставленных целей?

Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого? Здесь важны и поисковые, и нормативные прогнозные разработки. Первые выявляют проблемы, которые нужно решить, чтобы реализовать программу, вторые определяют условия реализации. Программное прогнозирование должно сформулировать гипотезу о возможных взаимовлияниях различных факторов, указать гипотетические сроки и очередность достижения промежуточных целей на пути к главной. Тем самым завершается отбор возможностей развития объекта исследования, начатый плановым прогнозированием.

Проектный прогноз рисует конкретные образы того или иного явления в будущем при допущении рада пока еще отсутствующих условий. Здесь также важно сочетание поисковых и нормативных разработок. Проектные прогнозы (их называют еще прогнозными проектами, дизайн-прогнозами и т. п.) содействуют отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования, на основе которых должно развертываться затем реальное, текущее проектирование.

Организационный прогноз текущих решений (применительно к сфере управления) для достижения предусмотренного желаемого состояния явления, поставленных целей отвечает на вопрос: какие организационные мероприятия необходимо провести для того, чтобы достичь цели? Сопоставление результатов поисковых и нормативных разработок должно охватывать весь комплекс организационных мероприятий, повышая тем самым общий уровень управления.

Оперативный, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования — ни количественных, ни качественных. Краткосрочный — на перспективу только количественных изменений; долгосрочный — не только количественных, но преимущественно качественных. Среднесрочный охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальнесрочный (сверхдолгосрочный) — перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития природы и общества. Соответственно, оперативные прогнозы содержат, как правило, детально-количественные оценки, краткосрочные — общие количественные, среднесрочные — количественно-качественные, долгосрочные — качественно-количественные и дальнесрочные — общие качественные оценки.

Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели данного прогноза. В некоторых научно- технических прогнозах период упреждения даже в долгосрочных прогнозах может измеряться сутками, а в геологии или космологии — миллионами лет. В социально-экономических прогнозах сообразно с народно-хозяйственными планами и в соответствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные прогнозы — до одного месяца, краткосрочные — до одного года, среднесрочные — на несколько (обычно до пяти) лет, долгосрочные — примерно до пятнадцати-двадцати лет, дальнесрочные — за пределами долгосрочных.

Однако и здесь имеются различия, связанные с особенностями отдельных отраслей социально-экономического прогнозирования. Так, в сфере политики диапазон между кратко- и долгосрочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия, в градостроительстве — растягивается на целое столетие (так как на ближайшие десятилетия большая часть объектов уже запроектирована и возможно только оперативное прогнозирование), в экономике — приспосабливается к диапазонам народно-хозяйственных планов и т. д.

По объекту исследования различаются естествоведческие, научно-технические и обществоведческие (социальные в широком значении этого термина) прогнозы. В естествоведческих прогнозах различие между предсказанием и предуказанием незначительно или практически равно нулю из-за невозможности управления объектом, так что здесь в принципе используется только поисковое прогнозирование с ориентацией на возможно более точное предсказание будущего состояния явления. В обществоведческих прогнозах как взаимосвязь, так и различия между предсказанием и предуказанием настолько значительны, что способны давать эффект самоосуществления или, напротив, саморазрушения прогнозов действиями людей на основе целей, планов, программ, проектов, решений вообще (включая принятые с учетом сделанных прогнозов). Научно-технические прогнозы занимают в этом отношении как бы промежуточное положение.

Естествоведческие прогнозы разделяются на следующие подтипы: метеорологические (погода, воздушные потоки и другие атмосфер: ные явления); гидрологические (морские волнения, режимы стока вод, паводки, цунами, штормы, замерзания и вскрытия акватории и другие гидросферные явления); геологические (залежи полезных ископаемых, землетрясения, срыв лавин и других литосферных явлений); биологические, включая фенологические и сельскохозяйственные (урожайность, заболеваемость и другие явления в растительном и животном мире, вообще в биосфере); медико-биологические (ныне преимущественно болезни человека); космологические (состояние и движение небесных тел, газов, излучений, всех явлений космосферы); физико-химические прогнозы явлений микромира.

Научно-технические прогнозы в узком смысле, или, как их еще называют, технологические, инженерные, охватывают перспективы развития материалов и режима работы механизмов, машин, приборов, электронной аппаратуры, всех явлений техносферы. В широком смысле — в смысле перспектив развития научно-технического прогресса — они охватывают перспективные проблемы развития науки, ее структуры, сравнительной эффективности различных направлений исследования, дальнейшего развития научных кадров и учреждений, а также перспективные проблемы техники (системы «человек-машина»).

Обществоведческие прогнозы делятся на подтипы: социальномедицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт); социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан); социально-экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества); социально-космические (перспективы освоения космоса); экономические (перспективы развития народного хозяйства, экономических отношений вообще); социологические, или социальные в узком смысле (перспективы развития социальных отношений); психологические (личность, ее поведение, деятельность); демографические (рост, половозрастная структура, миграция населения); филолого-этнографические, или лингво-этнические (развитие языка, письменности, личные имена, национальные традиции, нравы, обычаи); архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развитие города и деревни, жилища, обитаемой среды вообще); образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования — от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая систему повышения квалификации); культурно-эстетические (материально-техническая база искусство, литература, культура, вообще художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры); государственно-правовые, или юридические (развитие государства и законодательство, права и криминология, правовые отношения вообще); внутриполитические (внутренняя политика своей страны и других стран); внешнеполитические (внешняя политика своей страны и других стран, международные отношения в целом); военные (военнотехнические, военно-экономические, военно-политические прогнозы).

Следует отметить, что между естествоведческими и обществоведческими прогнозами нет «глухой стены», поскольку теоретически взаимосвязь между предсказанием и предуказанием никогда не равна нулю. Человек начинает воздействовать на погоду, на урожайность и вполне вероятно, что со временем он научится управлять погодой, предотвращать землетрясения, получать заранее точно определенные урожаи, программировать физиологическое и психологическое развитие человека, изменять орбиты небесных тел и пр. Тогда различие между указанными типами прогнозов постепенно исчезнет.

Типология прогнозов не исчерпывается перечисленными критериями и классификацией. В принципе критериев значительно больше и по каждому из них можно выделить подтипы третьего, четвертого порядков и т. д. Однако разработка более подробной классификации пока еще ждет специального исследования.

Суть в начале любого дела рождается идея, которая постепенно переходит в мысль, вследствиепод влиянием внутренних факторов и внешней среды превращается в убеждение. Мышление руководителя имеет множество особенностей.

Рассмотрим с позиционной точки зрения менеджмента каждый процесс мышления:

  1. Идея. В начале какого- либо решения проблем лежит идея, которая отвечает на главный вопрос – что делать? И представляет собой либо что-то совершенно новое, либо новое знание, но основывающиеся на имеющей базе (второе бывает чаще);

  2. Мысль. Далее идея переходит в мысль, которая отвечает на вопрос – что делать дальше? И является направлением реализаций идей;

  3. Убеждение. Под влиянием внутренних факторов человека и внешней среды, мысль превращается в убеждение, которая подтверждает правильность хода решений проблем;

  4. Действие. Убеждение под влиянием концепции чувств руководителя и внимания, будет реализовываться в конкретных его действиях;

  5. Успех. При соглашении с внешней средой, которое возможно только при принятии качественного управленческого решения, действие перейдет в успех;

  6. Мастерство (искусство). Повторность успеха при решении каких – либо проблем формируется мастерство (искусство) принятий решений, следовательно, происходит высокая степень умения принимать качественные решения.

Для успешности принятия решений необходимо рассматриватьличностные управленческие потребности, а так жеиндивидуальную управленческую концепциюруководителя и управленческие способности. В общем единстве будет образовывать концептуальный источник принимаемых решений. Соответственно, управленческие потребности – это стремление воздействовать на окружающих с целью направления их усилий на решение проблем.

Практическая степень принятия выработка управленческого решения относится т к практической сфере мышления, которая сложнее теоретической. Тип осмысления информации — это практическое решение, которое имеет технический, экономический, политический, человеческий и другие аспекты.

Отличительные свойства управленческого мышления это широта, глубина, быстрота и гибкостьмысли. Глубина мышления –это умение увидеть наиболее скрытую причинно-следственную связь. Широта мышления — это умение воспринимать окружающую действительность во всем ее многообразии. Гибкость мышления – это умение, исходя из сложившейся ситуации, отступать от стереотипных, но хоть и оправдавших решений, в пользу натуральных. Быстрота мышления — это «скорость мысли» от анализа проблемы к формулировке пути ее решения.

Особое место среди свойств личности включаеткогнитивныйстиль, который понимают, как индивидуальное различие интеллектуальной деятельности людей. Отличительной чертой от обычных интеллектуальных способностей, которые будут определятьточность и скорость решения мыслительных задач, когнитивный стиль влияет на то, каким способом человек решает эти задачи. По другому можно сказать, что интеллектуальные способности отвечают за эффективность процессовинформационной переработки, а когнитивный стиль — за управление данными процессами, т.к. выбор тех или иных способов переработки информации при решении задач. Когнитивный стиль, также как и способность, заданы генетически, но в отличие от него с течением времени они не развиваются, а лишь усугубляются и усиливаются.

В связи с этим можно утверждать, что когнитивный стиль — это способ внутренней организации познавательной деятельности. Но, несмотря на это существуют различия, это понятие не противопоставляется интеллектуальным способностям. Следовательно, исследования показали, что когнитивный стиль выступает в роли интеллектуальных способностей особого рода, которые понимаются не как готовность правильно и быстро находить решение задач, а как механизм, позволяющий руководителюорганизовывать свою деятельность и контролировать процессы переработки информации. Когнитивный стиль определяют по различным параметрам как некоторый диапазон между двумя крайними «+». Рассмотрим некоторые из них, которые будут оказывать наиболее сильное влияние на процессы принятия управленческого решения

Поленезависимость — полезависимость. Эти понятия будут характеризовать индивидуальные особенности восприятия. В этом случае поле — это некоторая ситуация, в которой будет находится сам руководитель. В связи с этим, руководителей можно разделить наполенезависимых и полезависимых. Полезависимые в большей части зависят от контекста; в процессе принятий решения ориентируются не на собственныйопыт и знания, а на внешние признаки ситуации, даже если они будут противоречить их опыту; игнорируют скрытые черты анализируемых объектов и менее заметных; воспринимают ситуацию как целое, не разделяя ее на сопоставляющие части. Поленезависимые будут обладать противоположными характеристиками, т.к. они слабо зависящие от контекста; при принятии данных решений в большей степени ориентируются на собственный опыт и знания; выделяют в ситуации менее заметные черты и часто наиболее существенные; обладают высокой избирательностью внимания; используют более рациональные стратегии запоминания информации.

Импульсивность — рефлективность. Данный параметр классификации был выделен именно при анализе способа принятийрешений человеком. Он показывает индивидуальные особенности принятий решений в условиях неопределенности. Когнитивный стиль по этому признаку различают между собой по точности и скоростипринятий решений. В связи с этим можно сделать вывод, что руководителиразделяются на два типа – рефлективные и импульсивные. Импульсивныебыстро принимают решения без их достаточного обоснования и легко выдвигают гипотезы; характеризуется более высокой тревожностью в связи с собственной некомпетентностью; также имеют более высокую склонность к риску. Рефлективные — тщательно обдумывают варианты решения, но медленно выдвигают новые гипотезы, будут приниматьнаиболее осторожные решения, имеют более высокий уровень притязаний, беспокоятся о своем интеллектуальном превосходстве.

Синтетичность – аналитичность.Данный параметр характеризуется стилем мышления индивида. В соответствии все руководителиразделяются на синтетиков и аналитиков. Аналитики будут детально анализировать ситуацию; при классификации объектових разделяют на большое количество групп; дают точные оценки; при принятии управленческих решений используются более строгие критерии, т.к. предъявляют более конкретные и жесткие требования к альтернативам. Синтетики менее детально анализируют и воспринимают любую ситуацию; при классификации объектов разделяют на небольшое число групп, используются при этом обобщенные признаки; дают приближенные и грубыеоценки; при сравнении объекта ориентируют в большей степени на егообщие черты и сходство, чем на ихспецифику и различия;выдвигают большее число вариантов решения проблемы и имеют более высокую продуктивность мышления.

Толерантность к нереальному опыту. Данный параметр характеризуется способностью руководителявоспринимать новую информацию, которая не согласуется с их опытом и знаниям. По этому признаку могут выделитьне толерантных и толерантных. Толерантные будут быстро принимать новый опыт;более терпимы и склонны к новизне;объективно оценивать свои впечатления о тех или иных объектах; не любят жестких правил; в процессе принятия управленческих решений слабо зависят от мнений других людей. Не толерантные игнорируют новый опыт, сопротивляясь ему, защищаются от поступившей информации, которая противоречит их знаниям, формулируют свои впечатления в терминах «обычного», «ожидаемого»;не склонны к новизне; интерпретируют новые данные и факты в следствие своего прошлого опыта; в процессе принятия управленческих решений ориентируются на социально признанные критерии и нормы; сильно зависят от мнения других людей; придерживаются жесткихправил поведения и системы понимания.

Когнитивная простота — это когнитивная сложность. В данной основе классификации когнитивного стиля лежит положение о том, что каждый индивид по-своему будет воспринимать, понимать и прогнозировать действительность, используя при этом собственные знания, представления и опыт. В зависимости от изложенного, какое число факторов используется руководителем в процессе переработки информации, различают два полюса данного стиля — когнитивная сложность и когнитивная простота. Дело в том, что при оценке ситуации «одни люди строят модели многомерныхсобытий», т.к. оценивают происходящее дифференцированно, но по различным измерениям, а другие — видяттакое же событие упрощенно, оценивая его только по некатору признаку. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что интеллектуальная деятельность имеет более высокую когнитивную сложность, если при оценке различныхявлениях и событий человек использует большее количество независимых измерений.

В процессе принятия управленческих решений когнитивная сложность проявляется в том, что ЛПР хорошо понимает ихнедостатки и достоинства, видит различные свойства альтернатив, оценивает варианты не по одному, а по нескольким показателям, что в итоге принимается более обоснованное решение.

Устойчивость к неопределенности. Данное свойство связано с тем, как руководитель относится к ситуации неопределенности, и способен ли он эффективнорешатьпроблемы и действовать в условиях неопределенности. Устойчивость к неопределенности имеет сложную психологическую структуру, которая включает три компонента:

  1. Способность в процессе мышления восполнять недостающую информацию, видеть в ситуации «больше, чем дано», и таким образом компенсировать неопределенность;

  2. Способность воспринимать неопределенные ситуации не как тревожные и травмирующие психику, хотя и нежелательные, но неизбежные и естественные;

  3. Устойчивость к неопределенности содержит в некие личностные качества, как решительность, уверенность в себе, отсутствие страха перед поражением, эмоциональная стабильность, высокий уровень притязаний, низкая рефлективность, независимость от группы.

Все перечисленные свойства характерны для руководителей, имеющих высокую устойчивость к неопределенности. Руководитель, обладающий низкой устойчивостью к неопределенности, испытывает высокую тревожность, стараются избежать неопределенных ситуаций и не принимать решений с плохо предсказуемыми последствиями. Такой руководитель, как правило, имеют сильную потребность в порядке, не склонны к риску и инновациям, не желают изменять стандартные схемыпрофессиональной деятельности и своего повседневного поведения.

Управленческое решение – это творческий, мыслительный акт, который на основе требований,возникающих задач и целей используется анализ данных и информации, определяющий программу последующей деятельности отдельных работников и коллектива.

Список использованной литературы

Решение — это готовый комплекс программных средств и услуг, закрывающий определенный круг задач, поставляемый под единой лицензией.

Программные средства в составе решений включают в себя как стандартное программное обеспечение IBM SPSS, так и разработки наших специалистов — шаблоны, интерфейсы, скрипты и другие программные модули, необходимые для полного внедрения комплекса в повседневную работу организации. В зависимости от Ваших потребностей комплектация конкретного решения может меняться, а лицензии на программное обеспечение IBM SPSS могут приобретаться в рамках нескольких решений одновременно. Услуги в составе решения могут включать настройку и доработку программных средств, а также обязательно техническую и консультационную поддержку.

Predictive Solutions предлагает несколько видов решений: различные прикладные решения (от настольных до высокопроизводительных распределенных систем), решение для вузов, а также решения масштаба предприятия для крупной клиентской аналитики, управления рисками и прогнозирования:

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7

Вероятность наступления событий разрабатывается при применении метода сценариев. С помощью этого метода оценивают вероятность наступления события. Метод сценариев выявляет:

  1. Возможные последствия принятия решения,
  2. Возможные тенденции развития,
  3. Взаимосвязи между действующими факторами,
  4. Сформировать картину возможных состояний под влиянием различных воздействий.

Сценарием называется возможное течение событий, касающееся деятельности организации. От метода прогноза метод сценариев отличается тем, что основывается на уже известных тенденциях и фактах. Метод сценариев разработан специально для процессов, в которых имеется прерывность. Сценарии строятся по принципу альтернативности, причем, рассматриваются все возможные ситуации.

Цель сценария:

Определить последствия сегодняшнего поведения предприятия, обозначить принимаемые допущения, и сконцентрировать внимание на правильно поставленных проблемах.

Предвидение событий основывается на поиске возможных и новых путей достижения цели с учетом ограничений и помех.

Основные помехи находятся, как правило , в сфере деятельности самого предприятия. Наиболее часто помехи выражены расхождениями и противоречиями в области:

  • Цели предприятия,
  • Средств достижения цели,
  • ресурсов,
  • различных факторов внешнего окружения.

Метод сценариев учитывает наступление как положительного, так и отрицательного события. Метод сценариев это набор сценариев по каждому рассматриваемому решению. Каждый сценарий фиксируется и содержит в себе пролог, основную часть, эпилог.

Последовательность разработки сценария:

1.Руководитель составляет подробное описание задания: цели, ситуацию, проблему,

2.Опытному работнику поручает разработать варианты решения проблемы,

3.Специалисту дает задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а так же реакции на эти результаты заинтересованных специалистов,

4.Текст сценария рассылается всем работникам, которые принимают участие в задании,

5.Собирается совещание по обсуждению сценария. Возможны варианты — полное одобрение сценария и утверждение технологии разработки и реализации решения, частичное одобрение и внесение корректив, полная переделка сценария

6.Составление окончательного сценария и введение его в базу данных компании.

Структура содержательной части сценария имеет вид:

История развития объекта
Текущая ситуация
Цель развития объекта
Действующие лица
Психологический конфликт
Проблема (техническая и социальная)
Набор мероприятий (решений)
Предлагаемые результаты

Структура сценария состоит из содержательной части и количественных параметров.

Содержательная часть описывает:

Ø Историю развития объекта управления,

Ø Ситуацию, приведшую к необходимости РУР и исторические параллели решения аналогичных проблем,

Ø Цель, вытекающую из инициируемой ситуации,

Ø Действующих лиц внешней и внутренней среды организации,

Ø Психологический конфликт между участниками внутренней и внешней среды,

Ø Перечень технических и социальных проблем, исходя из цели,

Ø Решение по каждой проблеме,

Ø возможные результаты.

Для подготовки УР соотношение содержательной и количественной информации должно составлять 70 и 30%. Если пропорции нарушены в сторону содержательной части, это снижает доказательную ценность сценария, преобладание количественной составляющей не дает возможность уловить эмоциональное воздействие сценария на соответствующего специалиста.

Применение метода сценария эффективно:

v большая группа людей или компаний,

v люди имеют разный менталитет, вероисповедание, жизненные ценности,

v пессимисты или враждебно настроенные к руководителю и компании люди,

v гуманитарии, для которых представление важнее расчетов.

Задача «дерево решений»

При принятии управленческого решения удобно представлять в графической форме последовательность альтернатив. Решение наглядно представляется на каждом этапе его разработки. Это дает возможность ЛПР оценить экономические и другие эффекты, представленные в числах.

При помощи метода «Дерево решений» возможно: использовать информацию приобретенную при подготовке решения, описание последовательности характера процесса принятия решения.

Дерево решений может иметь вид ветвящейся последовательности: последовательности

Ситуация:

Компания обладает возможностью открыть дополнительные торговые точки в новых местах. На сегодняшний день – у компании один магазин. В магазине: низкая трудовая дисциплина, проблема с лояльностью персонала (отлынивание от работы), неэффективное руководство, не укомплектован штат сотрудников.

Задание:

Построить дерево решений «открытие – не открытие новых торговых точек». Описать другие возможные решения. Представить в процентном выражении возможность наступления событий. Посчитать экономическую целесообразность альтернативных действий.

Лекция №4

Внешняя среда организации.

Разработка УР с учетом условий внешней среды организации

Внешняя среда организации это — реально существующие процессы, и явления, влияющие на развитие и функционирование организации, на уровень неопределенности и рисков при принятии УР.

Внешняя среда организации состоит из двухсоставляющих:

  • Ближнего окружения,
  • Дальнее окружение.

Ближнее окружение -элементы действия с которыми регламентируются двусторонними договорами:

  • Клиенты,
  • Контролирующие организации, партнеры по бизнесу,
  • Фин-кредитные учреждения,
  • Заинтересованные внешние и физические и юридические лица,
  • Конкуренты, общественность, законодательная база в соответствующей области деятельности.

Дальнее окружение -элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния:

  • Система ценностей и их приоритеты в обществе,
  • Обычаи местного и международного делового оборота,
  • Политическая обстановка в стране и мире,
  • Экономическая обстановка в отрасли, стране и мире,
  • Социальная и экономическая ответственность,
  • Налоговая система,
  • Институциональная структура,
  • Природные катаклизмы,
  • Народные волнения,
  • Криминализация внешних связей.

Внешняя среда формирует набор приемлемых и неприемлемых значений параметра элементов дальнего окружения для руководителей. Внешняя среда это пассивный ограничитель управленческой деятельности. Внешняя среда может активизировать разработку УР.

Основны свойства внешней среды:

1. Объемность

2. Сложность

3. Подвижность

4. Неопределенность

5. Коммуникабельность.

Объемность — число элементов внешней среды, которы в первую очередь должна учитывать компания при РУР. объемность делится:

  • Большую (7-10элементов),
  • Малую (4-6 элементов),
  • Среднюю (1-3 элемента).

Сложность — трудозатраты интеллектуальные и материальные на обработку требуемого количества элементов внешней среды. Различают:

  • Высокую,
  • Среднюю,
  • Низкую.

Обучение персонала понижает уровень сложности элементов внешней среды.

Подвижность -скорость искусственного и естественногоизменение параметров элементов ВС.\

П=К/Т,

К — количество изменений или обновлений значений параметров,

Т- календарное время.

Неопределенность -неполная или неточная информация о текущем и перспективном состоянии элементов внешней среды.

Коммуникабельность -отношение компании с внешней средой.\ Различают:

  • Полное взаимодействие,
  • Преимущественное взаимодействие,
  • Преимущественное противодействие.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 шаг решения Возможные действия События и вероятность их наступления Ожидаемый эффект 2 шаг решения Возможные действия События и вероятность их наступления Ожидаемый эффект Ожидаемый ежемесячный доход в течение 1 года