При осмотре

Что такое осмотр с точки зрения НК РФ?

Налоговые органы могут произвести такое мероприятие налогового контроля, как осмотр – обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий компаний и граждан.

Налоговики вправе провести осмотр в ходе камеральных или выездных налоговых проверок.

Как проводится камеральная проверка по НДС, узнайте из материала «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2020 годe».

Осмотр осуществляется при необходимости выяснения каких-либо обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Наличие необходимости налоговые органы определяют самостоятельно.

Специальное решение о проведении осмотра не принимается. Для этого достаточно Решения о проведении выездной проверки и служебные удостоверения проверяющих. Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по НДС, проводящий проверку инспектор обязан оформить мотивированное постановление по форме, приведенной в приложении № 15 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Могут ли налоговики проводить осмотр вне рамок налоговых проверок, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, налоговые органы могут осматривать помещения: производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

Осмотру, согласно п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ, могут подвергаться также документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику.

Могут ли инспекторы осмотреть компьютеры и установленное на них программное обеспечение, узнайте .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (осмотр) признается административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Запрещен доступ представителей налогового органа в жилые помещения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без их разрешения и против воли проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Исключение составляет наличие у проверяющих судебного решения (п. 1 письма ФНС РФ от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).

Оцените вероятность попадания вашей компании в план проверок ИФНС СС помощью материала «Налоговые проверки в 2020 году — список организаций».

Участники осмотра

В обязательном порядке в осмотре участвуют:

  • Проверяющий (п. 1 ст. 92 НК РФ).
  • Понятые (п. 3 ст. 92 НК РФ). Понятыми могут быть приглашены любые незаинтересованные лица в количестве не менее 2 человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). Понятые должны подтвердить содержание и результаты осмотра, выявленные при этом факты (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ). Налоговые органы обязаны обеспечить налогоплательщику возможность реализовать свое право, а именно: уведомить его о времени и месте производства осмотра. К такому выводу приходят суды (постановление ФАС Московского округа от 19.08.2009 № КА-А41/8084-09).

Для производства осмотра могут приглашаться необходимые специалисты (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ).

Правила проведения осмотра и оформление его результатов

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.

Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 16 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@

Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
  • его наименование;
  • место и дата составления протокола;
  • время начала и окончания осмотра;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
  • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
  • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
  • подробное описание результатов осмотра.

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте, какие требования к оформлению протокола должны быть соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Последствия нарушений, допущенных при осмотре

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины. Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • Отсутствие понятых при осмотре (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014);
  • отсутствие в протоколе осмотра: точных сведений об объекте, который осматривался (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 № А78-4644/2010), паспортных данных присутствовавших при осмотре понятых (постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 № А72-12341/2012);
  • присутствие заинтересованных лиц при осмотре в качестве понятых (постановление 9-го Арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 № 09АП-4678/2013 по делу № А40-85714/12);
  • выводы в акте проверки, основанные на результатах осмотра, содержат противоречия (постановление 20-го Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу № А68-5524/2014);
  • осмотр проведен до начала проверки или после ее окончания (постановление АС Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014).

В ряде случаев для проведения осмотра бывает необходимо привлечь специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками. По мнению некоторых судов, основанного на норме п. 1 ст. 96 НК РФ, протокол осмотра, проведенного без участия такого специалиста, выводы налогового органа не доказывает (см. также постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 № 15АП-14691/2014).

Следует отметить, что суды обращают внимание на нарушения тех правил, которые направлены на защиту прав налогоплательщика при производстве осмотра. Описка в протоколе или даже некорректное заполнение его формы при условии, что это не затрагивает права налогоплательщика, не является, с точки зрения судов, основанием для признания протокола осмотра недопустимым доказательством.

Итоги

Осмотр помещений и территорий позволяет налоговикам получить доказательства различных налоговых правонарушений. Он проводится во время налоговой проверки в присутствии понятых и с участием специалистов (при необходимости). Проверяемое лицо вправе присутствовать при осмотре, а результаты осмотра оформляются протоколом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Любые документы, прежде чем их подвергнуть специальному криминалистическому исследованию, должны быть тщательно осмотрены самим следователем. От результатов такого осмотра зависит обоснованность принятия решения о дальнейшем использовании данного документа в доказывании.

Осмотр документов, в том числе содержащих информацию, которая не поддается непосредственному восприятию (скрытую информацию), проводится по общим правилам следственного осмотра предметов. То есть в ходе осмотра фиксируются и могут быть в дальнейшем использованы в качестве источников доказательственной информации только те признаки осматриваемых документов, которые воспринимались участниками следственного действия. Тем не менее не следует отказываться от попыток уже в ходе следственного осмотра прочитать, например, залитый или маловидимый текст, используя для этого простейшие приемы и доступные технические средства: осмотр в косопадающем или проходящем свете, облучение источником ультрафиолетовых лучей, осмотр с помощью портативного электроннооптического преобразователя и пр.

Особого внимания при осмотре от следователя требуют также документы, содержание которых вызывает обоснованные сомнения в достоверности имеющихся в них сведений. Внимательноеознакомление с текстом осматриваемого документа, обращение внимания на его реквизиты, их сопоставление с реальными событиями позволяют иногда не только убедиться в обоснованности возникших сомнений, но и правильно решить вопрос о назначении экспертизы для установления факта фальсификации документа, представленного в материалах дела.

Основные правила, которых следует придерживаться при осмотре документов, можно свести к следующим положениям:

1. Исследование документов должно начинаться с ознакомления с их содержанием и изучения реквизитов документа (наличие требуемых подписей, оттисков печатей, штампов и пр.); при этом должно быть установлено соответствие имеющихся реквизитов тексту и целевому назначению документа. Например, на официальном документе должна быть подпись ответственного лица и оттиск печати учреждения, выдавшего документ. При осмотре документов, обычно исполняемых в нескольких экземплярах, необходимо ознакомиться с содержанием копий, сравнить их содержание с содержанием исследуемого документа, сопоставить имеющиеся на них реквизиты. Изучение содержание документа в ходе следственного осмотра имеет цель ответить на ряд важных вопросов:

Во-первых, к какому виду относится документ, каковы его назначение и способ изготовления? Документы могут удостоверять личность, порождать права и устанавливать обязанности конкретных лиц, носить характер частной переписки, содержание которой имеет непосредственное отношение к расследуемому событию, и т.д. В процессе осмотра необходимо выяснить, что это за документ, каким способом изготовлен (рукописный, машинописный, выполненный под «копирку» и т.д.) и нет ли в нем каких- либо исправлений, изменений, с какой целью составлен и др.

Во-вторых, каково отношение осматриваемого документа к расследуемому событию? Документы, попавшие в сферу уголовного процесса и признанные вещественными доказательствами, могут выступать в качестве предмета хищения, средства сокрытия следов преступления, объекта преступного посягательства либо средства достижения преступной цели, установления преступных связей или способа передачи преступной информации и т.д.

В-третьих, какие обстоятельства расследуемого события подтверждаются или опровергаются данным документом?

  • 2. После ознакомления с содержанием исследуемого документа необходимо сопоставить полученные сведения с информацией, относящейся к описываемым в осматриваемом документе событиям, фактам и т.д. и не вызывающей сомнений с точки зрения ее достоверности. Источниками достоверной информации могут служить показания добросовестных свидетелей, очевидцев, другие документы, содержащие аналогичные сведения, в том числе копии исследуемого документа (если документ ранее изготавливался в нескольких экземплярах и эти копии были обнаружены в ходе расследования или рассмотрения дела в суде); При сопоставлении следует обращать внимание на возможные несоответствия содержания текста общепринятым формам составления аналогичных документов, несоответствия даты составления документа, указанной в нем, реальным событиям, описываемым в документе, и на другие противоречия.
  • 3. Необходимо фиксировать видимые подчистки, исправления или иные неоговоренные изменения в тексте исследуемого документа, отмечать наличие повреждений документа, посторонних записей на бланке документа, не относящихся к его смысловому содержанию. Для этого тщательно осматриваются не только лицевая, но и оборотная сторона документа. В процессе осмотра целесообразно использовать простейшие приемы, средства и методы криминалистической техники: осмотр в косопадающем или проходящем свете, применение при осмотре источников ультрафиолетовых лучей, осмотр с помощью лупы и других оптических приборов, осмотр документа через светофильтры и т.д.

При использовании технико-криминалистических средств, приемов и методов необходимо соблюдать общие правила обращения с документами, обеспечивающие их сохранность и возможность дальнейшего использования в качестве доказательств. Так, до начала и в ходе осмотра необходимо принять меры, исключающие возможность внесения в документ изменений, повреждений, уничтожение имеющихся на нем следов. Например, ветхие документы помещают между двух листов из прозрачных и достаточно прочных материалов (стекла, целлулоида и т.п.). В осматриваемых документах не допускается делать пометки, подчеркивания; от использования технических средств, способных вызвать те или иные изменения в документах, следует отказаться. Хранить документ необходимо в отдельном конверте, не допуская образования дополнительных складок.

Документы могут быть объектом исследования только в том случае, если они являются вещественными доказательствами. Осмотр документов производится для выявления содержания, обнаружения подделки и установления средств, которые использовались при подделке документов.

При расследовании преступлений, связанных с подделкой документов, необходимо применять научно-технические приемы и специальные средства, привлекать специалистов.

Результаты осмотра фиксируются в протоколе.

Осмотр документов должен отвечать требованиям, предъявляемым к осмотру вещественных доказательств. В практике известны случаи, когда заинтересованные лица уничтожали документ или вносили в него изменения, поэтому документ должен быть незамедлительно осмотрен. Только в исключительных случаях осмотр может быть отложен на более позднее время. Документы должны быть изъяты, и им обеспечено надлежащее хранение. При осмотре нужно тщательно и всесторонне изучить все части документа. Если требуется, то следователь должен привлечь к осмотру документов специалистов и провести осмотр документа при помощи техническихсредств. Рекомендуется осматривать документы как при прямом, так и при боковом освещении, как в отраженном свете, так и на просвет.

Основные правила осмотра документа:

  1. обязательно нужно уяснить характер и назначение документа:

    а) официальный;
    б) неофициальный;

  2. проверить, соответствует ли официальный документ требуемой форме, для этого надо проверить обязательные реквизиты документа. Для проверки рекомендуется использовать стандартные образцы документов;
  3. проверить, полностью ли бланк заполнен;
  4. проверить печати и штампы, отвечают ли они требованиям, которые установлены на предприятии;
  5. проверить, подписало ли документ лицо, уполномоченное на это;
  6. проанализировать содержание документа;
  7. сравнить дату и линии сгибов на документе;
  8. проверить документ на дописки или проверить, не содержит ли документ текста, который был выполнен карандашом с сильным нажимом;
  9. обратить внимание на состояние документа (рваный, порезанный и т. д.).

Правила обращения с документами заключаются в следующем. Исследуемые документы не должны подвергаться изменениям, они должны сохраняться в неизменном виде. При ознакомлении с документами нельзя на них делать какие-либо надписи, пометки и так далее, нельзя облучать документ длительное время, так как это может повлечь изменение или утрату физических свойств материала документа.

Документы – вещественные доказательства нельзя подшивать к материалам дела, сначала их нужно положить в конверт, а потом уже подшивать к делу. Также документы рекомендуется сгибать только по имеющимся уже сгибам. Разорванные документы следует помещать между прозрачными пластинками. Так как на документах могут остаться какие либо следы (рук), микрочастицы, запаха и так далее, то брать документы в руки следует в резиновых перчатках или пинцетами.

СТ 170 УПК РФ

1. В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

1.1. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

2. В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

4. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия в соответствии с частью пятой статьи 164 настоящего Кодекса разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 170 Уголовно-процессуального кодекса

1. О целях участия понятых в следственном действии, их задачах, о том, кто может выступать в качестве понятых, каково их правовое положение, см. комментарий к ст. 60 УПК.

2. Участие понятых в следственных действиях законодатель определяет, исходя из:

1) обязательного участия понятых в следственных действиях, результаты которых весьма важны и их утрата, как правило, невосполнима, а также в действиях, затрагивающих конституционные права и свободы граждан (см. перечень следственных действий, приведенный в ч. 1 комментируемой статьи: обыск (ст. 182 УПК); личный обыск (ст. 184 УПК); выемка электронных носителей информации (ч. 3.1 ст. 183 УПК); предъявление для опознания (ст. 193 УПК)), — ч. 1 ст. 170 УПК;

2) потребности участия понятых в следственных действиях, перечисленных в ч. 1.1 комментируемой статьи, которая определяется усмотрением следователя: арест имущества (115 УПК); осмотр (ст. 177 УПК); осмотр трупа, эксгумация трупа (ст. 178 УПК); следственный эксперимент (ст. 181 УПК); выемка (ст. 183 УПК, кроме выемки электронных носителей информации); осмотр, выемка и снятие копий с почтово-телеграфных отправлений (ч. 5 ст. 185 УПК); неучастие понятых в данных действиях должно сопровождаться применением технических средств фиксации хода и результатов следственного действия или записью о невозможности их применения;

3) потребности участия понятых в иных следственных действиях, не указанных в ст. 170 УПК, которая определяется следователем по своему усмотрению, а также с учетом возможных ходатайств участников уголовного судопроизводства, — ч. 2 ст. 170 УПК.

3. На реальное участие в следственных действиях понятых оказывает влияние наличие ряда условий. Следственные действия, участие в которых понятых обязательно (ч. 1 ст. 170 УПК), могут производиться без их участия, если это связано с:

— опасностью для жизни и здоровья понятых (проведение действий с материалами, представляющими повышенную опасность для окружающих; работа в условиях вооруженных конфликтов; особые климатические условия; обстановка чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами, и др.);

— проведением действий в труднодоступной местности (при отсутствии транспортного сообщения, в том числе возможности безопасного прибытия к месту проведения следственного действия на служебном транспорте);

— отсутствием надлежащих средств сообщения с местом проведения процессуального действия (при отсутствии возможности следовать к месту проведения следственного действия общедоступным способом, без угрозы получения телесных повреждений, и т.п.).

4. В случаях, когда участие понятых обязательно (ч. 1 ст. 170 УПК) или когда участие понятых в перечисленных в ч. 1.1 ст. 170 УПК следственных действиях определяется усмотрением следователя, и при наличии перечисленных обстоятельств, препятствующих их участию в следственных действиях, законодатель требует обязательного применения технических средств фиксации хода и результатов следственного действия с отражением в протоколе причин невозможности обеспечения участия понятых. При невозможности использования технических средств об этом также обязательно отмечается в протоколе с указанием на причину. О применении технических средств см. ст. 166 УПК РФ.

5. Перед началом следственного действия следователь удостоверяется в личности понятых, выясняет отсутствие препятствий к их участию в деле, разъясняет им цель и порядок проведения следственного действия, права и обязанности понятых и предупреждает их об ответственности, что отражается в протоколе и удостоверяется подписями понятых.

6. Количество понятых при проведении действий должно быть не менее двух. Об этом прямо указано в ч. 1 ст. 170 УПК, а в ч. 1.1 ст. 170 УПК речь идет о понятых числом более одного («понятые принимают участие…»). Участие менее двух понятых в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 170 УПК, влечет недопустимость полученного доказательства. Следственное действие могут проводить несколько следователей (например, обыск в нескольких помещениях). Тогда при каждом из производящих поисковые действия следователей должно находиться не менее двух понятых. Не исключено количество понятых числом более двух.

7. Законом не определено, сколько понятых должно быть при производстве следственных действий, в которых их участие не является обязательным. В этом случае исходить необходимо из заявленного ходатайства участника процесса: если он желает участия одного понятого, препятствий к этому законодатель не указывает. Участник процесса может требовать участия двух понятых (что гарантирует в ч. 1 ст. 170 УПК законодатель по ряду следственных действий), но не более.

8. Участвуя в следственном действии, понятые должны наблюдать за всем его ходом, запоминать его содержание и результаты, подтвердив затем своими подписями в протоколе факт производства следственного действия, правильность отражения в протоколе его содержания, хода и результатов. Следователь обязан обеспечивать активность понятых в выполнении ими своей обязанности.

9. Понятые могут быть допрошены судом в качестве свидетелей относительно порядка, содержания и результатов следственного действия, в котором они участвовали, а также относительно того, насколько все, что происходило в ходе следственного действия, соответствует изложенному в протоколе соответствующего действия.

10. При привлечении к участию в деле понятых следует учитывать требования о возможности участия в качестве понятых определенных лиц. Например, при производстве личного обыска.

ПАМЯТКА СОТРУДНИКАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОСМОТРА, ОБЫСКА

Адвокаты коллегии «Филатов и партнеры» разработали рекомендации информационного характера для юристов и руководителей о том, как можно вести себя в ходе обыска. Мы не претендуем на абсолютную истинность, однако надеемся, что данная памятка будет полезна юристу для понимания своих прав и возможностей при обыске или осмотре офиса фирмы. В любом случае, при возникновении проблем мы рекомендуем обращаться к специалистам.

Скачать памятку

Дополнительная информация

  • Введение
  • Обыск и выемка. Процедура проведения обыска, выемки и обследования ()
  • Общие рекомендации при проведении обыска для представителя предприятия и сотрудников. Права представителя. ( )
  • Изъятие документов, техники и электронных носителей информации. Возврат имущества ( )
  • Распространенные нарушения при осмотрах и обысках. Способы защиты ()
  • Задержание и первичный допрос сотрудников. ( )
  • Памятка сотрудникам при проведении осмотра, обыска ()
  • Памятка для свидетелей ()

ПАМЯТКА СОТРУДНИКАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОСМОТРА, ОБЫСКА

Осмотр представляет собой самостоятельное следственное действие, которое заключается в обследовании определенной территории, местности с целью отыскания следов преступления и их фиксирования.

Под помещением организации могут понимать офис той или иной организации, места расположения отдельных сотрудников и т.д.

Помещение организации согласно действующему законодательству может осматриваться в следующих случаях:

  1. При производстве осмотра места происшествия
  2. При производстве обыска

Необходимо понимать, что это два самостоятельных следственных действия, которые имеют существенные различия, в связи с чем, и меняется характер действий сотрудников организации.

Итак, какой алгоритм действий в случае проведения данных следственных действий в помещениях организации.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Проверка статуса сотрудника правоохранительных органов

Попросите сотрудника правоохранительного органа предъявить удостоверение!

Данный шаг важен с точки зрения убеждения в том, что к Вам организацию пришли именно сотрудники правоохранительных органов.

  1. Удостоверение полномочий на проведение следственного действия.

На данном этапе уже проявляется специфика указанных следственных действий.

В случае осмотра помещений в рамках осмотра места происшествия необходимо учитывать, что для проведения данного следственного действия следователю не требуется какого-либо специального документа, подтверждающего право провести осмотр (решения суда, постановления следователя).

То есть, фактически следователь или дознаватель может в любой момент произвести осмотр помещения организации, если здесь совершено преступление или произошло происшествие.

Если говорить об обыске помещений организации, то данное следственное действие проводится на основании постановления следователя.

Важно! Перед производством обыска сотрудник правоохранительного органа, проводящий обыск, должен предъявить его лицу, в чьем помещении проводится обыск (в данном случае представителю администрации организации).

В связи с этим, представитель организации вправе требовать данное постановление для ознакомления перед началом производства обыска.

  1. Сотруднику организации необходимо принять участие в осмотре.

Важно! Осмотр помещения организации при производстве данных следственных действий производится только при наличии представителя администрации данной организации!

В том случае, если участие представителя невозможно, то следователь должен сделать пометку об этом в протоколе.

Однако, для обеспечения соблюдения прав организации при проведении осмотра желательно обеспечить участие представителя администрации организации при проведении осмотра!

  1. Необходимо обеспечить участие понятых или применение фото/видео фиксации следственного действия.

Согласно действующему законодательству при производстве осмотра помещений организации понятые могут принимать участие по усмотрению следователя, т.е. он сам решает, приглашать их или нет.

В том же случае, если понятые участия не принимают, то обязательным является применение технических средств для фиксации хода и результатов следственного действия. Это может быть фотофиксация, видеофиксация и т.д.

В случае проведения обыска в организации понятые участвовать должны обязательно, замена их использованием технических средств законом не предусмотрена.

Важно! Если Вы видите, что понятые при осмотре помещений организации участия не принимают, а следователь не осуществляет фото или видеофиксацию, то необходимо потребовать от него выполнения одного из указанных условий.

В том случае, если следователь откажет, то необходимо оставить замечания в протоколе осмотра, а также в дальнейшем можно обжаловать законность производства данного следственного действия.

Также можете самостоятельно осуществлять фото или видеофиксацию.

  1. Контролируйте производство осмотра

Если говорить об обыске, что перед его началом, следователь должен предложить выдать предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела добровольно. В противном случае их могут получить принудительно.

Важно! При производстве обыске сотрудники правоохранительных органов вправе входить в любые помещения, в том числе запертые, вскрывать любые ящики, сейфы и т.д. Это обусловлено самой спецификой обыска как следственного действия.

При этом имуществу организации не должен причиняться вред без конкретных причин! Это является важным условием производства обыска.

При производстве осмотра представители правоохранительных органов не могут требовать открывать помещения, шкафы, сейфы, которые закрыты, требовать предоставления документов из закрытых ящиков. Это обусловлено тем обстоятельством, что осмотр фактически представляет собой лишь фиксацию окружающей обстановки.

  1. Контролируйте изъятие сотрудниками правоохранительных органов предметов и документов

При производстве осмотра помещения организации следователь или дознаватель могут изымать только те предметы и документы, которые находятся в открытом доступе, например, лежат на столе в офисе.

Кроме того, если документы содержат конфиденциальную информацию, например, коммерческую тайну, то данные документы сотрудники правоохранительных органов могут только по специальному разрешению.

При производстве же обыска следователь или дознаватель вправе изымать любые предметы и документы (даже если они находились в сейфах и т.д.), за исключение документов, содержащих охраняемую законом тайну.

Важно! При обыске перед изъятием каких-либо предметов сотрудник правоохранительного органа обязан предъявить данный предмет понятым, после чего упаковать его, а понятые должны удостоверить данный факт, скрепив своей подписью печать на упаковке.

Также при изъятии каких-либо документов они должны быть в протоколе. Необходимо тщательно проверить в протоколе реквизиты изъятых документов, их правильность.

  1. Обязательное ознакомление с протоколом

По окончании данных следственных действий составляет протокол – протокол осмотра места происшествия или протокол обыска.

Как лицо, участвующее в производстве данного следственного действия, представитель организации по окончанию осмотра должен ознакомиться с содержанием данного протокола, а также подписать данный протокол.

Кроме того, если представитель администрации организации считает, что в протоколе не отражены какие-либо существенные обстоятельства производства осмотра, то он имеет право при подписании протокола отразить в нем свои замечания.

Важно! Следователь не имеет право отказать в оставлении замечаний на протокол следственного действия.

Также вы можете потребовать копию протокола осмотра помещения организации.

Если следователь отказывается выдавать копию, то Вы можете самостоятельно получить копию протокола путем фотографирования.

Важно! При производстве обыска выдача копии протокола обыска является обязанностью следователя, в связи с чем, он не имеет права отказать в выдаче копии.

Так выглядят основные действия, которые может совершить представитель организации в случае проведения осмотра в помещениях данной организации.

Выполнение указанного алгоритма позволит обезопасить организацию, а также обеспечить соблюдение прав юридического лица при проведении следственного действия.

В сложной или конфликтной ситуации имеет смысл пригласить адвоката как независимого представителя. На практике присутствие адвоката, сдерживает представителей власти от совершения явно незаконных действий.

При необходимости обращайтесь за помощью к адвокатам по уголовным делам

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *