Прием на работу госслужащего

Содержание

Памятка Минтруда России
<О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего>

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАМЯТКА

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).

Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

— менее двух лет — требуется сообщить в десятидневный срок;

— более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.

3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

В письме должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).

>Действия работодателя при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего

Детализированная инструкция

  • ШАГ 1

    Ознакомьтесь с требованиями, выполнение которых необходимо при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего

    1.1. Согласно ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 (двух) лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • В соответствии с пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»гражданин РФ, замещавший должность федеральной государственной службы:

    — включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557;

    — должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557,

    – в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы, имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Примечание 1.

    Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, требования, предусмотренного ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, влечет прекращение трудового (гражданско-правового) договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Трудовой договор прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).

    Если бывший служащий не сообщил при трудоустройстве о том, что в течение предшествующих двух лет замещал должность государственной (муниципальной) службы, включенную в соответствующий перечень, то работодатель, который не располагал и не должен был располагать указанными сведениями, может быть освобожден от ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

    1.2. Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

    Десятидневный срок для направления сообщения исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

    Если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа. Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то направлять сведения нужно в тот госорган, которому переданы функции по прежним должностным обязанностям госслужащего (Письмо Роструда от 01.07.2016 № 18-2/В-421).

    Порядок направления работодателем сообщения о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим установлен Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».

    Способ направления сообщения Правилами не определен, работодатель решает этот вопрос самостоятельно.

    Направление сообщения в ненадлежащий госорган, нарушение десятидневного срока, а равно несоблюдение установленной формы сообщения образуют в действиях работодателя состав административного правонарушения (ст. 19.29 КоАП РФ).

    К ответственности по данной статье КоАП РФ могут быть привлечены а) работодатель как юридическое лицо, б) руководитель организации, в) лицо, по поручению работодателя подписавшее трудовой (гражданско-правовой) договор.

    Примечание 1: граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925).

  • ШАГ 2

    Определите, относится ли соискатель к категории бывших государственных и муниципальных служащих

    При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего представление согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов необходимо в случае одновременного наличия следующих обстоятельств:

    — лицо, принимаемое на работу, замещало должность государственной службы, включенную в перечни, указанные в шаге 1 (1.1);

    — в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного или муниципального служащего входили отдельные функции государственного управления организацией, в которую лицо принимается на работу;

    — с момента увольнения с государственной или муниципальной службы прошло менее двух лет.

    При этом для работодателя предварительное получение согласия комиссии на трудоустройство бывшего государственного или муниципального служащего не является обязательным и работодатель не вправе требовать предоставления согласия комиссии при заключении трудового договора.

    Если работодателю стало известно, что данный государственный или муниципальный служащий вправе заключать трудовой договор только при наличии соответствующего согласия комиссии, служащему может быть рекомендовано обратиться в комиссию за получением такого согласия до трудоустройства.

    Поскольку получение согласия комиссии относится к непосредственным обязанностям самого служащего, даже при отсутствии согласия комиссии для работодателя не возникает запретов или ограничений на заключение трудового договора со служащим. Примечание 2.

    Примечание 2: сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, должны быть представлены им самим при оформлении трудовых отношений, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ.

  • ШАГ 3

    Получите от лица, принимаемого на работу, документы для оформления трудовых отношений и предложите заполнить документы для личного дела

    3.1. В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ работодатель вправе требовать от лица, поступающего на работу, следующие документы:

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    • трудовую книжку (за исключением случаев, когда работник поступает на работу на условиях совместительства);
    • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
    • документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
    • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
    • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Примечание 3.

    3.2. Предложите поступающему на работу лицу от руки заполнить анкету по установленной форме и написать автобиографию, в которой отразить :

    а) все фамилии, которыми это лицо пользовалось, с указанием периода времени, приходящегося на каждую фамилию (при наличии);

    б) род занятий в периоды, которые не подтверждены записями в трудовой книжке (при наличии). Примечание 4.

    Примечание 3: в отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (ч. 2 ст. 65 ТК РФ).

    Примечание 4: собственноручно заполненная соискателем анкета и написанная автобиография – бесспорные доказательства виновности работника в случае предоставления им работодателю заведомо ложных сведений.

    При этом поскольку анкета не относится к документам, которые должны быть представлены работником в обязательном порядке при приеме на работу (ст. 65 ТК РФ), работодатель не вправе требовать ее заполнения либо применять дисциплинарное взыскание при отказе работка заполнить анкету.

  • ШАГ 4

    Уведомьте представителя нанимателя о поступлении к Вам на работу бывшего государственного или муниципального служащего

    Работодатель обязан направлять сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим при приеме работника на основную работу.

    Сообщение также направляется по каждому договору при оформлении с основным работником совместительства, независимо от размера заработной платы, а равно при заключении с ним гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц или договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

    При приеме на работу лица (замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557) направьте работодателю по последнему месту службы соискателя сообщение о заключении с ним трудового договора.

    Сообщение должно быть направлено в письменном виде в десятидневный срок со дня заключения трудового договора. Примечание 7.

    Предъявление работником согласия представителя нанимателя на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации не освобождает работодателя от обязанности уведомления государственного (муниципального) органа о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим. Примечание 8.

    Примечание 7: согласно правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29, сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).

    В сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

    а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

    б) число, месяц, год и место рождения гражданина;

    в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

    г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии));

    д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

    е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, – срок его действия);

    ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);

    з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

    Примечание 8: при поступлении из государственного органа информации, что замещение бывшим государственным служащим должности в коммерческой (некоммерческой) организации нарушает требования статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, каждый трудовой договор подлежит прекращению по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

  • ШАГ 9

    Порядок приема на работу бывшего госслужащего

    Бывший госслужащий при устройстве на работу должен предупредить работодателя о последнем месте своей службы. Эти же сведения должны быть отражены и в его трудовой книжке. Речь идет о сотрудниках, замещавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей…».

    Если с момента увольнения прошло более 2 лет, то работодатель принимает такого сотрудника в обычном порядке, предусмотренном ТК РФ. В противном случае работодатель дополнительно обязан направить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего по адресу его последнего места службы (ст. 12 закона № 273-ФЗ; ст. 64.1 ТК РФ). Такое уведомление должно быть отправлено и в случае приема сотрудника на работу по совместительству, а также при заключении с ним гражданско-правового договора (ГПХ). Уведомление о приеме на работу по ГПХ-договору бывшего госслужащего следует направлять, когда сумма оплаты его труда в месяц превышает 100 тыс. руб.

    Уведомить госструктуру – бывшее место службы работника – необходимо в течение 10 дней с момента подписания договора. Настолько короткий срок может стать причиной возникновения проблем, если нужно уточнить информацию о сотруднике, т.к. запросы по предыдущему месту работы могут занять намного больше времени.

    Если сотрудник принимается на работу по договору ГПХ с оплатой от 100 тыс. руб., не сообщая о своем прежнем месте работы, то работодателю желательно запросить у него копию трудовой книжки, чтобы быть уверенным в том, что закон не будет нарушен.

    Перечень должностей при приеме на работу бывшего госслужащего

    В перечень Указа № 557 включены должности федеральной государственной гражданской службы: заместители министра, начальники, руководители подразделений и их заместители органов МВД, МЧС, Минобороны РФ, Фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Росгвардии РФ, ФСО РФ, ФСИН РФ, Службы специальных проектов, Таможенной службы, Прокуратуры РФ, Следственного комитета. С перечнем нужно работать очень внимательно: некоторые должности совпадают с теми, которые прописаны в Указе, а часть не указана дословно, но перечислена в пункте «другие», где могут быть обобщены сразу несколько должностей.

    Если на работу принимают бывшего руководителя подразделения одной из перечисленных служб, то в этом случае все понятно. Сложнее с разделом III Указа № 557, в котором говорится о других должностях, связанных с коррупционными рисками без отнесения к конкретным госструктурам. В этом случае следует пользоваться нормативными документами соответствующих ведомств, принятых на основании Указа № 557.

    Например, компания принимает на работу бывшего сотрудника городской инспекции ФНС, занимавшего должность «государственный налоговый инспектор». В этом случае нужно обратиться к приказу ФНС РФ от 25.09.2017 № ММВ-7-4/754@, утвердившему перечень должностей, связанных с коррупционными рисками. Т.к. данная должность включена в ведомственный перечень, то сообщение о приеме на работу такого сотрудника направлять нужно.

    А вот сотрудники внебюджетных фондов госслужащими не являются, хотя на них и накладываются отдельные ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.07.2013 № 568. Но этот документ ничего не говорит об обязанности работодателя информировать о приеме на работу таких лиц, поэтому в данном случае закон № 273-ФЗ не применяется.

    Также не признаются госслужащими сотрудники учебных заведений (в т.ч. руководители – директора школ, ректоры вузов и т.п.). Исключением являются только руководители ведомственных учебных заведений, должности которых перечислены в Указе № 557.

    Поскольку ведомственных перечней существует множество, работодателю зачастую лучше перестраховаться и сообщить о приеме бывшего работника любой госструктуры, даже если однозначного требования о таком уведомлении в нормативных актах не найдено.

    Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

    Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2015 № 29, уведомление должно содержать следующие обязательные сведения:

    1. Персональные данные сотрудника:
    • ФИО (с указанием всех прошлых ФИО, если такие были),
    • дата и место рождения полностью;
    1. Последняя занимаемая должность на государственной службе (в соответствии с записью в трудовой книжке, если таковая имеется);
    2. Полное и краткое название юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    3. Полные реквизиты приказа, распоряжения или иного решения работодателя, согласно которому сотрудник приступил к исполнению обязанностей;
    4. Реквизиты трудового договора и вид договора – срочный (с указанием срока действия и условий заключения) или бессрочный;
    5. Полное название должности, на которую принят сотрудник и название отдела;
    6. Должностные обязанности сотрудника, которые он будет выполнять в соответствие с должностной инструкцией.

    Уведомление лучше всего оформить на фирменном бланке организации, заверить подписью ответственного лица и печатью. Отправлять нужно с описью вложения и уведомлением о получении – эти незначительные почтовые расходы помогут в случае спорных ситуаций подтвердить факт отправки уведомления.

    Несообщение о приеме на работу бывшего госслужащего

    Неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего является административным правонарушением и наказывается штрафом по ст. 19.29 КоАП. Сумма штрафа составляет от 20 до 50 т. р. на должностное лицо и от 100 т. р. до 500 т. р. на юридическое лицо. Если нарушителем является индивидуальный предприниматель, то он несет ответственность, как должностное лицо.

    По сложившейся судебной практике, если организация признает свою вину, то к ней обычно применяется минимальный штраф (как на должностное лицо). Более крупные штрафы налагаются, если виновное лицо пытается необоснованно оспорить факт нарушения или выясняются дополнительные отягчающие обстоятельства (например, подделка документов).

    Пример 1

    Директор ООО «Х» С. принял на работу К., специалиста инспекции ФНС РФ. Уведомление было направлено с нарушением сроков. С. признал свою вину и пояснил, что причиной нарушения было его незнание о 10-дневном сроке. Мировой судья г. Нижнекамска назначил С. наказание в виде штрафа по ст. 19.29 КоАП РФ в размере 20 тыс. руб.

    Уйти от наказания достаточно сложно, процедура уже отработана и является достаточно простой. Прокуратура получает данные обо всех уволенных и уволившихся из госучреждений, и отслеживает в течение 2 лет данные по ним из Пенсионного фонда и налоговой инспекции. Любая информация является поводом для запроса и проверки. Далее остается только уточнить – было ли в 10-дневный срок отослано уведомление.

    Правда, при наличии определенных условий, штрафа все-таки можно попробовать избежать. Если работодатель докажет тот факт, что сотрудник не предоставил вовремя трудовую книжку, и не сообщил о прежнем месте работы, что повлекло за собой правонарушение, санкции могут применяться уже к сотруднику – он будет уволен по ст. 84 ТК РФ.

    Пример 2

    ООО заключило трудовой договор с А., бывшим ревизором территориального управления Росфиннадзора, приняв ее на должность главного бухгалтера. Соответствующее уведомление в 10-дневный срок направлено не было. Однако в ходе разбирательства суд выяснил, что А. не сообщила работодателю сведения о предыдущем месте работы и не предоставила трудовую книжку вследствие ее утраты. На основании этого производство по делу в отношении ООО было прекращено из-за отсутствия его вины (по материалам Пензенского областного суда).

    Также достаточно часты ситуации, когда в трудовой книжке содержится запись о последнем месте службы, но должность не указана. В таком случае работодатель не имеет возможности выполнить требования закона. Как правило, прокуратура требует уволить сотрудника и предъявить приказ о его увольнении. Но это абсолютно не мешает работодателю принять бывшего госслужащего вновь и выполнить все требования закона, направив уведомление о приеме на работу.

    Как узнать, что новый работник – бывший госслужащий?

    Законодательство обязывает бывшего госслужащего в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать новому работодателю о своем последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

    Такая обязанность распространяется на бывших служащих, чьи должности были включены в перечни, определенные в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Это, к примеру, перечень, утвержденный Указом Президента от 18.05.2009 № 557, перечень, утвержденный Приказом ФССП от 26.01.2018 № 38, и даже перечни, утвержденные актами органов власти субъектов РФ (в частности, нормативный правовой акт Рузского муниципального района МО от 16.05.2011 № 18/2011-РР).

    А где работодателю найти перечни профессий госслужащих для уведомления о приеме? Хотя правильнее, конечно, говорить о должностях служащих.

    Чтобы работодателю убедиться, что должность бывшего служащего входит в перечни, и, следовательно, такому работодателю нужно подавать уведомление на нового работника, он может (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций, утв. Письмо Минтруда от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943):

    • ознакомиться с данными перечнями в справочно-правовых системах;
    • зайти на официальном сайте федерального государственного органа в раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции;
    • воспользоваться официальным сайтом органа госвласти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил государственную (муниципальную) службу;
    • обратиться с запросом в федеральный госорган, орган госвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

    Если должность бывшего служащего в таких перечнях не поименована, представлять на него уведомление работодателю не придется.

    В то же время, если ваш работник уже трудился до вас на негосударственной службе (к примеру, в коммерческой организации), подать уведомление придется и вам, если со дня увольнения работника с госслужбы не прошло более 2 лет.

    Оформляем уведомление о приеме государственного служащего

    Чтобы правильно составить уведомление о приеме на работу государственного служащего, необходимо обратиться к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29.

    Уведомление (также часто именуемое сообщением) оформляется на фирменном бланке организации, подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, который подписал трудовой договор или ГПД со служащим. При наличии печати подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29).

    В уведомлении должны содержаться следующие сведения (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29):

    • Ф.И.О. бывшего служащего (если изменялись, то указываются прежние данные);
    • число, месяц, год и место его рождения;
    • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (сведения берутся из трудовой книжки);
    • полное и сокращенное наименование организации.

    Также, в зависимости от того, заключен трудовой договор или договор ГПХ, в уведомлении нужно указать:

    Дополнительные данные, указываемые в уведомлении в зависимости от того, заключен
    трудовой договор: договор ГПХ
    — дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
    — дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия);
    — наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
    — должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
    — дата и номер гражданско-правового договора;
    — срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
    — предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
    — стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору

    Уведомление направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении) или передается лично (в этом случае необходима отметка о получении на экземпляре работодателя).

    Приведем заполняемый при приеме на работу бывшего госслужащего образец уведомления.

    Пред. / След.

    Скачать форму уведомления о приеме госслужащего (образец 2017-2018) можно по ссылке ниже.

    Прием на работу бывшего госслужащего – ТК РФ, законы и нормативная база

    С точки зрения законодательства, вопрос приема на работу бывших госслужащих имеет достаточно жесткое регулирование. При этом на госслужащих в данном аспекте их трудовой деятельности распространяются нормативы различных документов федерального уровня. Поэтому прежде чем принимать на работу такового сотрудника, как работодателю, так и самому соискателю следует обратить внимание на положения следующих документов:

    • Ст. 64.1 ТК РФ. Данная статья является основным документом трудового законодательства РФ, который устанавливает особые требования при приеме на работу бывших госслужащих, одним из которых является уведомление о его трудоустройстве. Оно направляется по адресу непосредственной службы, в которой ранее работал соискатель. При этом данные требования касаются именно работодателя – на него возлагается необходимость уведомить о приеме экс-госслужащего на работу.
    • ФЗ №79 от 27.07.2004. Означенный Федеральный закон своими нормативами регулирует понятие государственной гражданской службы в целом, и вытекающие из таковой службы и трудоустройства обязанности сотрудников – как в отношении действительных трудовых отношений, так и после их расторжения и увольнения. В частности, нормативы данного ФЗ применяются в контексте приема на работу госслужащих по совместительству.
    • ФЗ №273 от 25.12.2008. Положения означенного закона посвящены в первую очередь борьбе с коррупцией. Однако учитывая возможность наличия конфликта интересов у бывших госслужащих, переводящихся на работу в организацию, с которой они вели деятельность, или деятельности которой может поспособствовать их прошлый статус, именно положения означенного закона стали основой для внесения изменений в Трудовой кодекс РФ.
    • Постановление Правительства РФ №700 от 08.09.2010. Означенный документ в своих положениях устанавливает непосредственный порядок уведомления работодателем государственных органов о приеме на работу бывшего госслужащего.
    • Указ Президента РФ №821 от 01.07.2010. Данный указ Президента регулирует общие принципы трудоустройства бывших госслужащих на высокооплачиваемые должности в организациях, с которыми они контактировали во время нахождения на государственных или муниципальных должностях. В частности, для такового трудоустройства предполагается обязательное получение разрешения от специальной комиссии.
    • Указ Президента РФ №557 от 18.05.2009. Означенный указ регулирует перечень должностей при приеме на работу бывших госслужащих, в отношении которых действует особый порядок трудоустройства, и которые в силу своей государственной службы могут иметь конфликт интересов.

    В целом, процедура приема на работу бывших госслужащих может быть достаточно простой в большинстве случаев. Исходя из положений вышеозначенных нормативных документов, специфические требования касаются, в первую очередь, бывших госслужащих, на новой работе которых заработная плата будет превышать 100 тыс. рублей в месяц, а также работников, которые имели доступ к определенным государственным тайнам.

    Как оформляется прием на работу бывших госслужащих

    Все нормативы, которые касаются приема на работу бывших госслужащих, имеют ряд особенностей и нюансов, которые следует учитывать, как работнику, так и работодателю. В первую очередь следует отметить, что работа на государственной службе ранее налагает на соискателя обязанность сообщать о ней работодателю, но запрашивать какие-либо дополнительные, не предусмотренные ТК РФ документы, способные подтвердить или опровергнуть работу ранее в государственных органах, работодатель не вправе. Соответственно, фактическим подтверждение нахождения сотрудника на государственной службе ранее может являться только непосредственно трудовая книжка работника, предъявляемая работодателю при трудоустройстве.

    Порядок действий при приеме на работу бывшего госслужащего по Трудовому кодексу может выглядеть следующим образом:

    1. Работодатель требует у соискателя полный пакет документов, в который входит и трудовая книжка. При этом работодатель ознакомляется с предыдущими записями сотрудника.
    2. Если в трудовой книжке имеется свидетельство о работе на государственной службе ранее, а с момента увольнения работника с неё прошло менее двух лет, работодателю следует иметь это в виду.
    3. В случае, когда новая должность предполагает заработную плату свыше 100 тыс. рублей, работодатель подготавливает уведомление государственной службы, бывшей работодателем соискателя в прошлом, о приеме на работу ее сотрудника.
    4. Если соискатель ранее работал с означенным работодателем, находясь на государственной службе, он также должен будет предъявить ему разрешение специальной комиссии на трудоустройство. Данная особенность приема на работу бывших госслужащих предназначена для урегулирования возможного конфликта интересов.

    Соответственно, никаких сложностей в большинстве ситуаций, связанных с приемом на работу бывших госслужащих, нет. Уведомление носит информирующий характер и не предполагает возможности отказа в трудоустройстве лицу, ранее работавшему на госслужбе. Однако кто же является госслужащим в контексте означенных нормативов? К таковым относятся:

    • Государственные служащие всех федеральных исполнительных органов, аппарата Президента РФ и Министерств, Совета Федерации, судебной системы.
    • Муниципальные служащие, служащие структур субъектов РФ или отдельных муниципалитетов.

    Важный факт – следует разделять понятие бюджетных работников и государственных служащих. Несмотря на то, что обе категории означенных лиц получают заработную плату фактически от государства, к госслужащим относятся исключительно лица, работающие в органах исполнительной, судебной или законодательной власти, а не в каких-либо иных сферах. Работники бюджетных организаций и внебюджетных государственных фондов, равно как и сотрудники государственных предприятий, могут трудоустраиваться без каких-либо ограничений.

    Учитывая вышеописанные нормативы и принципы приема на работу бывших госслужащих, следует отметить, что они не затрагивают следующие категории соискателей:

    • Госслужащих, которые уволились с государственной службы более, чем за два года до трудоустройства в организацию. В данном случае работодатель не обязан производить уведомление и не может быть привлечен к ответственности за прием на работу такового сотрудника в общем порядке.
    • Госслужащих, чья заработная плата не превышает 100 тыс. рублей на новом месте работы, и чья должность при этом не входит в перечень, согласно которому при приеме на работу бывшего госслужащего обязательно уведомление государственных органов.

    Как оформляется уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего и иные нюансы

    В целом, порядок уведомления государственных органов о приеме на работу бывших госслужащих является достаточно простым. Если работодатель установил факт работы сотрудника ранее на государственной службе, то в течение десяти дней после заключения с данным сотрудником трудового договора, им направляется уведомление по адресу той службы, где работал соискатель. При этом если соискатель в течение последних двух лет работал на различных государственных службах, то уведомление направляется в каждую из них.

    Уведомление следует отправлять заказным письмом с описью вложений и уведомлением о получении – это позволит работодателю защитить свои права в случае возможного судебного разбирательства. Сам по себе данный документ составляется в свободной форме.

    Нарушение нормативов ТК РФ в вопросах уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего может являться основанием для привлечения работодателя к ответственности в соответствии с положениями статьи 5.27 КоАП РФ с наложением штрафа вплоть до 70 тыс. рублей на юридическое лицо при неоднократном факте такового нарушения. Кроме этого, статья 19.29 КоАП РФ может предполагать привлечение работодателя к ответственности и взыскание с него штрафа вплоть до 500 тыс. рублей за означенные правонарушения.

    Учитывая возможность привлечения работодателя к ответственности за несвоевременное уведомление, или неуведомление соответствующих органов, многие работодатели предпочитают направить данное уведомление в любой спорной ситуации. Это допустимая практика, так как она гарантированно позволит избежать нарушения норм трудового законодательства. Даже если фактически означенное уведомление не требуется, никаких последствий при его отправке для работодателя не будет – помимо затрат на оформление почтового отправления.

    Несмотря на столь прозрачное и точное правовое регулирование вопросов приема на работу бывших госслужащих, в некоторых случаях могут иметь место и дополнительные нюансы или особенности их трудоустройства. В частности, такой сотрудник может не предъявить трудовую книжку, сославшись на её отсутствие, и не сообщать работодателю о факте нахождения на госслужбе ранее.

    В данной ситуации работодатель не может быть привлечен к ответственности за неисполнение требований об уведомлении, так как фактически он не мог его совершить. В то же время, подобные обстоятельства являются достаточными обоснованиями для расторжения трудового договора с означенным работником по причине предоставления недостоверных сведений при трудоустройстве.

    При приеме на работу госслужащего по совместительству, если он на данный момент работает у другого работодателя, но не на государственной службе, порядок уведомления является идентичным обычному. Если же одновременно с трудовой деятельностью по совместительству на частное лицо, работник также находится на государственной службе, то работодатель не должен направлять никаких уведомлений в государственные органы в принципе – именно работник в рассматриваемой ситуации должен получать разрешение на работу по совместительству от своего непосредственного начальства на основной работе – государственной службе.

    Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

    В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

    В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

    Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

    • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
    • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
    • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

    Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.

    Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

    Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

    Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

    • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
    • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

    Уведомление

    Итак, работодатель обязан в десятидневный срок с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора уведомить бывшего нанимателя.

    Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

    Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

    В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

    Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

    • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
    • дата и место его рождения;
    • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.

    В случае заключения трудового договора указываются:

    • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
    • дата и номер приказа о приеме на работу;
    • дата заключения трудового договора и срок его действия;
    • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.

    В случае заключения гражданско-правового договора указываются:

    • дата и номер гражданско-правового договора;
    • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
    • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
    • размер вознаграждения по договору.

    Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.

    Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

    Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии. Деятельность комиссий регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

    По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

    • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
    • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

    Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом и является обязательным для коммерческих структур.

    Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

    Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

    Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

    В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник — уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

    Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

    Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.

    Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

    Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

    К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

    Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

    Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

    Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:

    • если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
    • обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
    • если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
    • предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
    • не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.

    Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.

    По материалам журнала «Наша бухгалтерия»

    Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (с изменениями на 3 июля 2018 года)

    УКАЗ

    ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей *

    (с изменениями на 3 июля 2018 года)

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2012 года N 82 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.01.2012) (вступил в силу с 15 января 2011 года);
    Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 352 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2012);
    Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2014);
    Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 120 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090035);
    Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 656 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2016, N 0001201612070012);
    Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2017 года N 31 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.01.2017, N 0001201701250004);
    Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 285 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2017, N 0001201706270042);
    Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2017 года N 448 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2017, N 0001201709280016);
    Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2018 года N 399 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2018, N 0001201807040031).
    ____________________________________________________________________

    ________________
    * Наименование в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 120..

    В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

    постановляю:

    1. Утвердить прилагаемый перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
    (Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 120.

    2. Руководителям федеральных государственных органов:

    а) до 1 сентября 2009 года утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

    б) ознакомить заинтересованных федеральных государственных служащих с перечнями, предусмотренными подпунктом «а» настоящего пункта.

    3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 1 сентября 2009 года определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

    4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент
    Российской Федерации
    Д.Медведев

    Москва, Кремль
    18 мая 2009 года
    N 557

    (с изменениями на 3 июля 2018 года)

    ________________
    * Наименование в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 120..

    Раздел I. Должности федеральной государственной гражданской службы

    1. Должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы.

    2. Должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

    3. Другие должности федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

    Раздел II. Должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов

    1. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД России):

    а) заместители Министра внутренних дел Российской Федерации;

    б) руководители (начальники):
    подразделений центрального аппарата МВД России;
    территориальных органов МВД России;
    органов предварительного следствия системы МВД России и их структурных подразделений;
    органов управления и подразделений Госавтоинспекции;
    образовательных и научных организаций системы МВД России и их филиалов;
    (Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483.

    медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России;
    окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России;
    представительств МВД России за рубежом;
    абзац утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2017 года N 31;
    иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России;

    в) подпункт утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2017 года N 31;

    г) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпункте «б» настоящего пункта.
    (Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 352; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2017 года N 31.

    2. В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):

    а) заместители Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    б) руководители (начальники):
    подразделений центрального аппарата МЧС России;
    территориальных органов МЧС России;
    Государственной противопожарной службы МЧС России;
    Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России;
    аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, образовательных и научных организаций, иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России;
    (Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483.

    в) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпункте «б» настоящего пункта.

    3. В Министерстве обороны Российской Федерации (Минобороны России):

    а) заместители Министра обороны Российской Федерации;

    б) руководители (начальники):
    служб Минобороны России и им равных подразделений, их структурных подразделений;
    центральных органов военного управления, не входящих в службы и им равные подразделения, и иных подразделений, их структурных подразделений;
    органов военного управления военных округов, их структурных подразделений;
    иных органов военного управления;
    территориальных органов Минобороны России (военных комиссариатов);

    в) командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей;

    г) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта.

    4. В Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации (ГФС России):

    а) директор ГФС России;

    б) руководители (начальники):
    структурных подразделений центрального аппарата ГФС России;
    территориальных органов ГФС России;
    организаций, подведомственных ГФС России;

    в) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.

    5. В Службе внешней разведки Российской Федерации (СВР России):

    а) директор СВР России;

    б) руководители (начальники) самостоятельных подразделений СВР России;

    в) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.

    6. В Федеральной службе безопасности Российской Федерации (ФСБ России):

    а) директор ФСБ России;

    б) руководители (начальники):
    служб, департаментов, управлений и других подразделений ФСБ России, подразделений служб ФСБ России;
    управлений (отделов) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации;
    управлений (отделов) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, в их органах управления;
    управлений (отрядов, отделов) ФСБ России по пограничной службе;
    других управлений (отделов) ФСБ России;
    подразделений и учреждений, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности;

    в) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.

    6_1. В Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия):

    а) директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации;

    б) руководители (начальники):
    структурных подразделений центрального аппарата Росгвардии;
    органов управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации;
    территориальных органов Росгвардии; их структурных подразделений, деятельность которых связана с реализацией полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
    организаций войск национальной гвардии Российской Федерации;

    в) командиры соединений и воинских частей войск национальной гвардии Российской Федерации;

    г) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта.
    (Пункт 6_1 дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2017 года N 31)

    7. Пункт утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 656..

    8. В Федеральной службе охраны Российской Федерации (ФСО России):

    а) директор ФСО России;

    б) руководители (начальники):
    структурных подразделений ФСО России и управлений служб ФСО России;
    военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования ФСО России;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 285.

    в) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.

    8_1. В Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП):

    а) начальники структурных подразделений ГУСПа;

    б) начальники структурных подразделений Службы специальных объектов ГУСПа;

    в) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.
    (Пункт 8_1 дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2018 года N 399)

    9. Пункт утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 656..

    10. В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России):

    а) директор ФСИН России;

    б) руководители (начальники):
    структурных подразделений ФСИН России;
    учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России;
    территориальных органов ФСИН России;
    учреждений, исполняющих наказания;
    следственных изоляторов;
    учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

    в) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.

    11. Пункт утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 2017 года N 448..

    12. Пункт утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 3 июля 2018 года N 399..

    13. В Федеральной таможенной службе (ФТС России):

    а) руководитель ФТС России;

    б) руководители (начальники):
    структурных подразделений центрального аппарата ФТС России и их отделов (служб);
    региональных таможенных управлений и их структурных подразделений;
    таможен и их структурных подразделений;
    представительств ФТС России за рубежом;
    таможенных постов и их отделов;
    учреждений, находящихся в ведении ФТС России;

    в) представители ФТС России за рубежом;

    г) советники (помощники) руководителя ФТС России, помощники заместителей руководителя ФТС России;

    д) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта.

    14. В прокуратуре Российской Федерации:

    а) заместители Генерального прокурора Российской Федерации;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 января 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2012 года N 82.

    б) прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур;

    в) прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур;

    г) начальники:
    главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
    управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений) прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;
    отделов прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;

    д) старшие прокуроры и прокуроры:
    главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
    управлений и отделов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур;

    е) советники, старшие помощники, старшие помощники по особым поручениям, помощники и помощники по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации;

    ж) помощники по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

    з) старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;

    и) старшие помощники и помощники прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур;

    к) руководители (директора, ректоры) научных и образовательных организаций прокуратуры Российской Федерации;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483.

    л) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах «б»-«г» и «к» настоящего пункта.

    15. В Следственном комитете Российской Федерации:

    а) первый заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления;

    б) руководители:
    главных управлений, управлений, отделов, отделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации;
    главных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации; следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;
    межрайонных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации; следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам, округам и районам в городах и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным отделам Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам;
    управлений, отделов и отделений главных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации; отделов и отделений следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации; отделений специализированных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;

    в) советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники и помощники по особым поручениям Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

    г) старшие помощники и помощники, помощники по особым поручениям:
    заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
    руководителей главных следственных управлений;
    следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;
    руководителей межрайонных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам, округам и районам в городах и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, приравненных к следственным отделам Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам;

    д) старшие следователи-криминалисты, следователи-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи, старшие инспекторы и инспекторы, старшие эксперты и эксперты, старшие ревизоры и ревизоры, старшие специалисты и специалисты следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

    е) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпункте «б» настоящего пункта.
    (Пункт 15 в редакции, введенной в действие с 15 января 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2012 года N 82.

    16. Другие должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

    Раздел III. Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками

    Должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:
    осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
    предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
    осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
    подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
    управление государственным имуществом;
    осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
    хранение и распределение материально-технических ресурсов.

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО «Кодекс»

    Какие действия необходимо выполнить при приеме на работу бывшего сотрудника госструктур

    По закону, прием на работу бывшего госслужащего должен сопровождаться исполнением определенных действий. Важно выяснить, не работал ли раньше этот гражданин в государственных структурах: в ФНС или на таможне, в Минздраве или в Роспотребнадзоре.

    Если такой факт выясниться, то работодатель обязан будет уведомить госструктуру, где трудился новый работник о его трудоустройстве в 10-тидневный срок. Сообщать следует в учреждение, где человек работал последние два года в должности, указанной в специальном списке. Неисполнение такого требования, может стать причиной назначения серьезного штрафа:

    • 100-500 тыс. рублей – для организации-работодателя;
    • 20-50 тыс. – для руководителя или ИП.

    Срок давности, в течение которого может быть применено наказание исчисляется шестью годами. Многие руководители задаются вопросом, зачем необходимо исполнять данное требование и почему именно к бывшим госслужащим такое пристальное внимание.

    Объяснение достаточно простое, власти пытаются отслеживать, куда устроился каждый сотрудник госструктуры, чтобы в будущем исключить конфликт интересов. К примеру, специалист ранее выдавал компании, куда он устроился на работу, лицензию.

    Или новый работник раньше был сотрудником налоговой и проверял предприятие. В первые два года после увольнения, госработник обязан получить согласие специального комиссионного органа.

    При каких обстоятельствах у нанимателя возникают обязанности подать уведомление

    Составить и направить уведомление в государственное учреждение наниматель обязан только при наличии ряда условий:

    • с госслужащим был подписан трудовой договор ли соглашение о совместительстве;
    • с гражданином подписан договор ГПХ на выполнения определенных работ и оказание услуг на сумму от 100 тыс. рублей;
    • должность работника должна входить в специально разработанный перечень таких лиц.

    Важно обсудить все перечисленные моменты еще до подписания соглашения о трудоустройстве.

    Назначение штрафов даже за нескольких госработников, способно нанести серьезный материальный ущерб даже крупной компании, поэтому трудовое законодательство рекомендует соблюдать очень строго. Отсчет десятидневного периода начинается с даты подписания соглашения.

    Стоит сказать, что уведомлять учреждение необходимо даже в том случае, если компания-работодатель является первой, после увольнения гражданина с госслужбы. Обращаться в конфликтную комиссию руководство фирмы не обязано, но лучше уточнить у нового работника, может ли возникнуть конфликт интересов.

    Как найти перечень должностей госслужащих

    Подобных реестров существует не один, их очень много. Существует определенная классификация таких перечней, а именно:

    • федеральная ступень, то есть должности, которые были утверждены федеральными органами;
    • региональная ступень – должности утверждены на уровне субъекта федерации;
    • муниципальная ступень — каждый орган самоуправления занимается утверждением такого реестра самостоятельно.

    Найти и ознакомиться с такими перечнями можно в правовых базах, при помощи обычной системы поиска.

    Что касается оформления уведомления, то документ составляется в произвольной форме и нуждается в обязательном завершении подписью руководителя и печатью компании.

    В итоге, стоит сделать несколько выводов. Если на работу устраивается бывший сотрудник госучреждения, то он обязан сообщить о своем прошлом трудоустройстве начальнику, а тот, в свою очередь, подать специальное уведомление в учреждение, где работал гражданин.

    Все должности, в отношении которых обязательно подавать уведомление, включаются в специальные списки.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *