Пример морали и права

Определение 1

Норма морали — это правило, регулирующее поведение людей, и основанное на сложившихся стандартных представлениях о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и верности, которое ориентирует людей в обществе на добрые поступки.

В таком случае нормами морали определяется не отдельный поступок человека, но вся его жизнь в целом, а именно цели, стоящие перед ним, его отношение к людям и к обществу.

Определение 2

Нормы права — это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются принудительной силой государства.

Нормы морали создаются и формируются в обществе неписанными правилами на протяжении человеческой истории. Нормы права создаются уполномоченными государственными органами и закрепляются в специальных источниках — законах

Неотъемлемая черта правовой нормы — это ее общеобязательный характер, то есть после публикации нормативно-правового акта нормы, содержащиеся в нем, становятся общеобязательными для участников тех общественных отношений, которые он регулирует.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Сходства и различия норм права и морали 450 руб.
  • Реферат Сходства и различия норм права и морали 230 руб.
  • Контрольная работа Сходства и различия норм права и морали 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сходство морали и права

В нормах морали и права можно увидеть следующие общие черты:

  • данные нормы являются социальными, то есть так или иначе регулируют поведение людей в обществе;
  • они возникли на основе общественного опыта и отражают важные особенности человека и общества;
  • в идейной основе и норм права и морали находятся представления о справедливости, о борьбе со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.

Различия между моралью и правом

Между данными нормами, регулирующими общественные отношения, также и множество различий, в частности:

  • нормы морали создаются самим обществом общество же стоит на страже их выполнения. А нормы права устанавливаются и обеспечиваются государственными органами, гарантией соблюдения норм права являются меры государственного принуждения;
  • нормы морали сформированы в устной форме, гораздо реже они имеют письменную форму, в то время как нормы права всегда фиксируются при помощи письменной формы;
  • нома права формулируется по специальным правилам: установление диспозиции, санкции, применение строгой юридической техники в то время как норма морали свободна в своем оформлении;
  • право не должно допускать различия в толковании, а мораль зачастую может иметь разные смыслы;
  • этические системы в обществе могут быть разными, в них могут содержаться различные моральные ценности, которые могут зависеть от групп населения, общего уровня образования и жизни, в то время как система права в государстве одна.

В нашем мире существуют понятия об общечеловеческих ценностях (сюда относятся жизнь, свобода, всеобщее равенство и др.). Данные ценности являются своего рода нравственными принципами. В то же время они закрепляются в нормах права как основные права человека. Также стоит учитывать, что в содержании нормативного акта может использоваться оценочное понятие нравственного плана, например, честь, достоинство или деловая репутация, цинизм и прочее. Таким образом нормы права и морали взаимно пронизывают друг друга, дополняя и улучшая систему управления в обществе.

Однако необходимо иметь в виду, что между нормами морали и права имеют место коллизии в случаях, когда, например, в обществе на смену старой приходит новая мораль, а нормы права не успевают на эти процессом. В таком случае, рекомендуется, ориентироваться при принятии решений на нормы морали.

Замечание 1

В итоге стоит отметить, что в общественном развитии прослеживается тенденция к гармонизации взаимоотношений между правом и моралью, их взаимное сосуществование.

некоторые примеры этики и морали они говорят правду, не обманывают, великодушны и лояльны, альтруизм и солидарность.

Каждый день мы сталкиваемся с проблемами этический и моральный; эти два элемента определяют личность, отношение и поведение человека.

Часто термины «этический» и «моральный» путают и используют как синонимы; Тем не менее, между этими.

Слово «этика» происходит от греческого ethikos, что означает характер; тогда как слово «мораль» происходит от греческого слова МОС, что означает обычай.

Другими словами, моральное поведение отвечает ряду обычаев, установленных группой лиц, в то время как этическое поведение определяется характером личности..

В следующей таблице указаны различия между этикой и моралью:

Вас также могут заинтересовать эти примеры моральных норм.

Примеры морали

Мораль относится к культурным и религиозным убеждениям группы, которые определяют, что правильно, а что неправильно.

Мораль предлагает ряд правил относительно того, что является правильным или правильным для любой ситуации. В этом смысле можно сказать, что то, что считается морально правильным, не всегда объективно правильно.

Вот десять примеров морального поведения:

1 — Скажи правду

Честность является одним из принципов морали, говорящим правду в любое время. Однако говорить правду не всегда правильно.

Возьмите следующий пример: если преследователь спросит вас, знаете ли вы, куда бежал запуганный юноша, было бы правильнее сказать «нет», и если бы вы знали, где находится молодой человек, о котором идет речь.

2 — не обманывать

В наших ежедневных действиях мы должны быть честными с собой и с другими людьми. Обман — это противоположность честной процедуре, поэтому мы должны избегать такого поведения, чтобы жить морально.

3 — уважать нашу жизнь и жизнь других людей

В христианстве одна из заповедей Божьего закона гласит: «Не убий». Это означает, что мы должны уважать жизнь других людей, а также нашу. Следует отметить, что существуют случаи, такие как эвтаназия, когда этот принцип порождает конфликты..

4 — Будь щедрым

Щедрость — это моральная ценность, которая относится к способности людей делиться тем, что у них есть, не только материальными, но и нематериальными аспектами, такими как радость и оптимизм..

5 — Будь верным

Лояльность — одна из самых прекрасных добродетелей людей, поскольку она подразумевает верность, честность и благородство..

6 — жить по правилам общества

Наше общество создает правила для каждого аспекта нашей жизни. Например: как мы должны вести себя дома, в школе, на работе и т.д. Следование этим правилам делает нас моральными личностями.

7 — Не завидую

Зависть — это дискомфорт, порождаемый желанием человека иметь собственность другого человека. В этом смысле моральное поведение отходит от зависти; вместо этого он предлагает быть счастливым за благополучие других людей.

8 — Альтруизм

Быть альтруистом означает помогать другим, не ожидая ничего взамен.

9 — Живи по воле Божьей

Для христиан жизнь по воле Божьей является высшим принципом морали. В этом смысле Десять Заповедей закона Божьего являются правилами, которые регулируют нравственность людей.

10 — Не делайте другим то, что мы не хотели бы, чтобы они делали с нами

«Не делай другим того, чего мы не хотели бы, чтобы они делали нам» — это фраза, которую мы слышали от маленьких в наших домах, в школе и в других местах, которая обобщает моральные принципы.

Если мы хотим, чтобы другие были щедры с нами, давайте начнем с того, что будем щедрыми; Если мы хотим, чтобы нас уважали, давайте сначала уважать себя.

Примеры этики

Этика — это раздел философии, который отвечает за изучение принципов, управляющих поведением человека. Этические принципы зависят от ситуации, в которой находится человек, и варьируются от одного человека к другому..

1 — Принятие

Одним из этических принципов является принятие ко всему, что отличается. В этом смысле расизм, гомофобия и ксенофобия являются неэтичным поведением.

2 — Благотворительность

Благотворительность — это добродетель, которая включает в себя доброжелательность по отношению к другим людям.

3 — Уважение

Уважение — это отношение вежливости к другим людям..

4 — Сострадание

Сострадание — это чувство сочувствия к страданию другого человека. Например, человек с неизлечимым раком может потребовать применения эвтаназии.

Мораль говорит нам, что мы не должны покушаться на жизнь другого человека. Однако в некоторых случаях профессиональная этика позволяет применять самоубийство с помощью.

5 — Ответственность

Ответственность — это этический принцип каждого человека, который относится к выполнению приобретенного обязательства и факту ответа на наши действия..

6 — Сочувствие

Сочувствие — это способность людей аффективно «связываться» с другим человеком, делиться и понимать свои эмоции и чувства. Быть эмпатичным позволяет нам понять поведение других людей.

7 — Равенство

Равенство означает, что с людьми обращаются так, чтобы все могли получить одинаковые результаты независимо от конкретных факторов, которые обуславливают каждого человека.

8 — Честность

Честный человек — это честный человек, чье поведение морально и нравственно, он делает то, что говорит, и не пытается использовать других.

9 — правосудие

Справедливость — это добродетель, которая гласит, что каждый человек должен получать то, что он заслуживает.

10 — Прозрачность

Прозрачность — это этический принцип, связанный с честностью. Например, если вам нужно взять интервью у друга, чтобы предложить работу, и вы даете ему работу, даже если он не соответствует требованиям, ваша процедура будет не прозрачной, а предвзятой.

ссылки

  1. честность. Получено 25 мая 2017 г. с сайта yourdictionary.com.
  2. ответственность. Получено 25 мая 2017 г. из dictionary.com.
  3. Каковы ваши ценности? Самые важные ценности для жизни. Получено 25 мая 2017 г., thebridgemaker.com.
  4. Примеры по этике и морали. Получено 25 мая 2017 г. с сайта physspace.wordpress.com.
  5. Разница между моралью и этикой. Получено 25 мая 2017 г., от keydifferences.com.
  6. Этика против нравы.Получено 25 мая 2017 г., с сайта diffen.com.
  7. Кодекс этики Примеры.Получено 25 мая 2017 г. с сайта yourdictionary.com.
  8. Каковы этические ценности? Какие примеры? Получено 25 мая 2017 г. с сайта quora.com.

Право и политические нормы. Политические нормы характеризуют как правила поведения разнообразных субъектов политики, политических отношений. Круг их действий очень широк. Они регулируют отношения социальных групп, классов, граждан между собой или с государственной властью. Эти нормы опосредуют взаимодействие государства с другими политическими организациями и отношения внутри самой власти (между её ветвями). Политические нормы содержатся в различного рода государственных актах (декларациях, манифестах, конституции), а также в программных документах политических партий и движений. Существуют политические нормы, обладающие особой общественно-политической значимостью. Их называют политическими принципами, например принцип народовластия, равноправия народов, наций, государств, принцип разделения властей и т. д.

Право и политика традиционно взаимосвязанные явления. Так, конституция представляет собой ведущий политико-правовой документ, закрепляющий основные направления государственной политики, права и свободы граждан, их участие в государственной и политической жизни страны. В целом же большая часть внешней и внутренней политики реализуется через право, законы. Право служит выразителем, проводником этой политики.

Однако между правовыми и политическими нормами существуют различия и даже противоречия.

Вам уже известно, что в юридической науке давно обоснована идея первенства права над политикой (эти отношения чётко выражает формула «право выше власти»). Приоритет правовых норм стал непреложным принципом современной культуры. Тем не менее принцип этот постоянно нарушается. Характерная для политических норм острая конкуренция идей и программ не всегда протекает в рамках закона. Если же политические нормы не подкреплены правом (и моралью), если право не служит жёстким ограничителем политических действий, а права человека перестают быть средством контроля над действиями политиков, неизбежно возникает почва для беззакония и произвола.

Политика, политическая деятельность демонстрируют подчас примеры грубого нарушения правовых норм и принципов. Особенно ярко это проявляется в период выборов: подкуп и давление на избирателей, манипулирование общественным мнением, война компроматов, распространение ложной информации о соперниках, подтасовка результатов, пустые обещания кандидатов, проникновение во власть криминала и т. д.

Только право и мораль способны противостоять этим аномальным явлениям.

Право и обычай. Обычай – древнейший социальный регулятор, возникший вместе с появлением общества. Вы уже знаете, что право в значительной мере вырастало из обычаев. Складывается обычай стихийно в результате длительного, порой многовекового повторения. Переходя из поколения в поколение, он становится привычкой, традицией, второй натурой. К соблюдению обычая никто специально не принуждает. Его соблюдают добровольно, свободно, по собственной воле, без каких-либо специальных предписаний и согласований с определёнными требованиями. Это резко отличает обычай от морали и права. Моральное поведение, как вы знаете, чётко ориентировано на моральные заповеди, нормы, принципы (т. е. специальные предписания), а правовое – на строгое соблюдение правовых норм. За несоблюдение обычая не привлекают к юридической ответственности. Нет у обычая таких особых способов государственного принуждения, как у права. Вместе с тем соблюдение некоторых обычаев порой не менее важно, чем соблюдение правовых норм. Прежде всего это касается обычаев гостеприимства, добрососедства, уважения старших, выражения сочувствия и оказания помощи тем, у кого случилась беда, и т. д. Традиции обязывают, их следует соблюдать, ибо есть риск потерять уважение окружающих, прослыть дурным человеком, бессердечным, грубым и т. п. Таким образом, обычай можно определить как исторически сложившееся правило поведения, которое в результате длительного повторения становится привычкой, а его несоблюдение может вызвать общественное осуждение.

А теперь посмотрим, как право взаимодействует с обычаем. Главное, что служит основанием для взаимодействия, – общая цель: оба регулятора призваны поддерживать порядок и стабильность в обществе.

В правоведении все действующие в обществе обычаи принято подразделять на правовые (или обычное право) и неправовые (или общегражданские). Понятно, что к правовым относятся обычаи, которые в той или иной форме отражены в праве и, следовательно, санкционированы государством. Часть из них прямо закреплена в законе (например, обычаи делового оборота – правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, – в нашей стране закреплены в Гражданском кодексе (ГК РФ). Бывает, что обычай просто упоминается, и это означает, что им можно руководствоваться. Например, в Семейном кодексе РФ (ч. 2, ст. 58) записано, что отчество ребёнку присваивается по имени отца, «если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».

В юридической литературе указывают на три варианта взаимодействия права и обычая. Одни обычаи право поддерживает: пример тому – вышеупомянутые обычаи делового оборота, закреплённые в ГК РФ. К другим оно относится нейтрально, например к обычаям, которые способствуют гражданскому воспитанию (проводы новобранцев в армию, посвящение в профессию, торжественное вручение паспортов, увековечение памяти предков и т. д.) или связаны с межличностными отношениями, поведением в быту (поздравление с днём рождения, угощение гостей, обмен подарками, цветы женщинам и т. д.). С третьими ведёт борьбу, вытесняет из жизни (пьянство, некоторые местные обычаи – калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни и т. д.).

Право и корпоративные нормы. Корпоративные (от лат. corporatio – объединение, сообщество) нормы – это правила, которые регулируют деятельность общественных, негосударственных организаций – профсоюзов, политических партий, разного рода клубов, союзов и т. д. Корпоративные нормы закрепляются в уставах, программах, положениях и других документах общественных объединений. В этом, пожалуй, у них есть сходство с нормами права – документальная оформленность.

Но на этом сходство фактически заканчивается, поскольку корпоративные нормы распространяются только на членов данного объединения и регламентируют их внутренние отношения. А значит, они не обладают общеобязательностью права и не обеспечиваются государственным принуждением. Вместе с тем право оказывает влияние на корпоративные нормы.

Итак, каждый из социальных регуляторов имеет свою специфику. А в целом они составляют систему социального регулирования. Гармоничное взаимодействие права с другими социальными нормами способствует эффективности правового регулирования, обеспечивает порядок и стабильность в обществе.

Было время, когда «Какое вы имеете моральное право!» было расхожим оборотом речи, хоть и не без зощенковского привкуса. Таким образом только-только начинавшие ликвидировать безграмотность граждане выражали свое неприятие ненравившихся им слов или поступков. Нет, дескать, у тебя морального права поступать таким образом.
Что это за «моральное право» и как вообще право может быть моральным, граждане, естественно, не задумывались. Но то, что есть некий универсальный закон, санкционирующий определенные действия, и то, что санкция на определенные действия дается определенным людям в соответствии с их добродетелями, сидит в нашей культуре настолько глубоко, что можно говорить даже об архетипичности.
Вообще-то оба мнения не бесспорны. А второе вдобавок и часто играет с нами злую шутку: вместо того, чтобы задуматься о своем поведении, мы хватаем обличителя за грудки: «А ты кто такой?!». Кто ты такой, чтобы мне, самому МНЕ указывать?! И, отыскав на одежде обвиняющего нас лица мелкое пятнышко, мы лишаем это самое лицо права указывать нам, вдумайтесь – НАМ, самим НАМ, да, как он посмел, пачкун этакий, что наш собственный костюм источает ароматы недопереваренного вчерашнего застолья. Ничего, стирать не будем, он тоже не в белоснежном фраке. Отцы так жили, и мы проживем.
Но я сейчас не об этом. А о том, что представление про моральное право есть. И именно оно определяет отношение массы к претензиям очередных спасителей отечества в очередной раз отечество спасти.
А это значит, что нам, дорогие друзья, чтобы из болота тащить бегемота, нужно моральное право. И вот тут начинается неприятная история.
С одной стороны, кроме нас, спасать бегемота больше некому. Мы, вроде, поумнее и посовестливее. Конечно, «поумнее» не значит «очень умные», а «посовестливее» – «очень совестливые». Но, с другой стороны, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, понимаешь, что у остальных дела с этим обстоят еще хуже – и с умом, и с нравственным чувством. Это не похвальба, хвастать нам нечем; просто горестная замета: больше некому.
Но здесь открывается «другая сторона». В том-то и дело, что «хвастать нечем» и что с «моральным правом» у нас скверно. Слишком много мы напортачили в 90-е годы. Да и в 21-м веке тоже. Слишком легкомысленны были. Слишком нещепетильны. Слишком равнодушны.
Там, где надо было кричать криком (как с первой чеченской войной), шептали. Там, где нужно было говорить правду (как с монархической нашей конституцией), боялись призрака коммунизма и молчали. Там, где нужно было понять, что это уже только призрак и что так уж бояться Геннадия Андреевича нет причины, не хватало нам ума на это понимание. Там, где нужно было думать не только о себе, но и о стране, не хватало любви. И там, где нужно было просто думать и думать, думать ленились, а вместо этого рвались вперед и вперед: чего тут думать, тут трясти надо. Нынешний же режим у нас не марсиане установили. А мы. И укрепиться ему помогли мы. Ну, и так далее – сами знаете.
Так что костюмчик наш, дорогие друзья, тоже того… Не того… Стирать надо. Потому как без этого любой шариков, гордящийся своим шариковчеством, в ответ на все наши призывы будет тыкать нам в грудь заскорузлым пальцем и икать: «А ты кто такой? Какое у тебя полное моральное право учить меня? И-Ык!»
Такая вот история. И ничего не делать нет морального права, и делать тоже морального права нет.
Но эта коллизия ложная. Ничего не делать прав у нас гораздо меньше. Так что делать или не делать – так вопрос не стоит.
Делать. Вопрос стоит иначе: что делать и как делать.
И вот тут-то как раз и проясняется, что для того, чтобы делать хоть что-то, и даже неважно, что именно, нам нужно костюмчик простирать. Без этого никакое деланье у нас не получится. Тут уж ничего не попишешь: хочешь в офис идти – не надо было вчера в луже валяться.
Как стирать? Это как раз вопрос очень простой. Это как раз и есть то самое покаяние-осознание, к которому мы и страну призываем. (И правильно, между прочим, призываем – всё, что я написал, дорогие друзья, о нас с вами, и к стране в целом относится точно так же.)
Техника у этого дела нехитрая.
Первый шаг – нужно принять на себя ответственность хотя бы за последние 25 лет нашей истории.
Второй шаг – нужно сказать громко, что именно я (или именно мы – здесь разницы никакой, смысл тот же) сделали неправильно, плохо сделали.
Шаг третий – нужно понять, почему мы вели себя так, а не иначе: какие внешние условия и какие условия внуренние, психологические, личностные наши черты побуждали нас вести себя так, а не иначе.
И наконец в-четвертых, нужно выработать план мероприятий, как сделать так, чтобы всё те же самые наши личностно-психологические черты не побудили бы нас еще раз наступить на те грабли, с которыми мы познакомили свой (и, увы, не только свой) лоб за последнюю четверть века.
Такая вот вкратце программа.
Я знаю, о чем вы подумали. Кто же после такой чистки за нами пойдет? После такого саморазоблачения и самоуничижения. После такого аутодафе. Это же просто-таки политическое самоубийство какое-то, понимаешь…
Я вам на это вот что скажу. Прежде всего, убивать нам уже давно особенно нечего – за нами и так никто не идёт. Так что иной, не-фениксовой перспективы у нас просто нет. А во-вторых, только пройдя через такой котел, мы сможем претендовать на то, чтобы стать не временщиками, не калифами на час, а настоящими лидерами общества.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *