Принципы бюджета

В основе методологического построения системы бюджетирования и управленческой отчетности лежат следующие основные принципы:

Принцип начислений

Хозяйственные операции отражаются в момент их совершения (то есть в том отчетном периоде, в котором они возникли), а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов, связанных с данной операцией. Данный принцип дает возможность получить объективную информацию о реальных затраченных экономических ресурсах и полученных экономических выгодах за определенный период времени.

Принцип приоритета содержания над формой

При отражении фактов хозяйственной деятельности в учете и планировании необходимо принимать во внимание, прежде всего, их экономическую сущность, а не юридическую форму.

Принцип единства методологии планирования и формирования фактической информации

Основными источниками фактической информации для системы бюджетирования являются учетные системы компаний. Планирование, контроль и анализ исполнения бюджетов ведется по набору показателей, формируемых с помощью единой методологии. Это означает, что в системе при расчете бюджетных показателей и формирования фактической управленческой отчетности будут использоваться одинаковые методологические принципы и подходы.

Принцип полноты

Все существенные с точки зрения пользователей факты хозяйственной деятельности должны быть спланированы в бюджете и отражены в отчетности.

Принцип распределения ответственности

Каждый участник процесса бюджетирования, несущий ответственность за достижение каких-либо бюджетных показателей, должен иметь для этого достаточно полномочий. В случае значительного изменения внешних условий, на которые ответственное лицо не оказывает влияния, осуществляется корректировка бюджетных показателей. Оценка деятельности центров ответственности и ответственных лиц в этом случае осуществляется относительно скорректированных бюджетных показателей.

Увязка системы бюджетирования со стратегическим планированием

Система бюджетирования является средством достижения стратегических целей, которые выражаются, в том числе через целевые значения ключевых показателей деятельности и являются основой для формирования целевых ориентиров для разработки бюджетов — бюджетных заданий.

Понятийные основы финансового планирования

Финансовое планирование и бюджетирование – это аспект деятельности предприятия, который подразумевает управление денежными средствами фирмы с помощью создания фондов, координации процессов движения выручки; управленческие решения в бюджетировании должны быть сообразны с текущим экономическим положением, предполагаемыми доходами, целями и задачами для различных временных периодов.

Основные показатели, планируемые для достижения, отражаются в финансовом плане – корпоративном документе, отражающем предполагаемые приход и расход финансов. Финпланы различают по сроку составления:

  • краткосрочные (прогноз до одного года; краткосрочный план также называют «бюджетом». Бюджет отражает месячное или квартальное движение средств в экономическом и инвестиционном поле.);
  • среднесрочные (прогноз от одного до трех лет);
  • долгосрочные (свыше 3-х лет).

Еще двумя важными понятийными единицами теории бюджетирования являются термины «вертикальное бюджетирование» и «горизонтальное».

Горизонтальное подразумевает, что бюджет составляется подразделениями компании без вмешательства высшего руководства. Топ-менеджмент подключается только тогда, когда отделы не могут достичь договоренности.

Вертикальное планирование бюджета состоит в том, что каждое подразделение утверждает финплан с руководителем. Менеджер может корректировать распределение расходов по статьям, исключать статьи вовсе или формировать новые.

Бюджетное планирование финансовой деятельности главной целью преследует максимальное извлечение чистой прибыли на определенном временном отрезке. Под чистой прибылью в менеджменте и экономике понимают прибыль после освобождения от всех издержек по итогам периода.

Цели бюджетного планирования

Расширенный список задач, которые руководство компании обязано решить для корректировки или внедрения стратегии планирования бюджета на предприятии:

  • обеспечение межведомственной работы, кооперации отделов и подразделений;
  • создание и отработка системы контроля за исполнением финансового плана предприятия;
  • координация текущего планирования;
  • оценка текущих затрат предприятия.

Эксперты утверждают, что наиболее сложным моментом является внедрение новой стратегии планирования финансов. Для того чтобы минимизировать «осложнения» руководство должно придерживаться такой линии действий:

  • изучение текущего состояния кооперации подразделений и отделов, анализ регламентов и должностных инструкций;
  • обучение персонала;
  • реорганизация подразделений наиболее щадящим способом;
  • работа по совершенствованию корпоративных стандартов;
  • разработка корпоративной системы отслеживания финансовых операций и выполнения плановых показателей.

Теория менеджмента выделяет основные принципы, которых должны придерживаться руководители при планировании бюджета предприятия:

  1. Принцип участия: каждый сотрудник вне зависимости от должности является участником процесса финансового бюджетного планирования;
  2. Принцип единства: планирование должно носить системный характер;
  3. Принцип непрерывности: планирование ведется в течение всего цикла реализации бюджетной стратегии, даже если плановые показатели достигнуты раньше срока;
  4. Принцип точности предполагает максимальную детализацию финплана;
  5. Принцип научности: при разработке стратегии должна использоваться теоретическая база и эмпирические данные;
  6. Принцип единоначалия: окончательные решения по спорным вопросам бюджетирования принимает топ-менеджмент;
  7. Принцип конъюнктуры: внедряемые программы финансового планирования должны соответствовать текущей рыночной ситуации.

Выработка управленческих решений должна основываться на методах экспертных оценок и экстраполяции. Метод экстраполяции предполагает использование объективных данных финансовых показателей за отчетный период. Метод экспертных оценок заключается в привлечении отраслевых специалистов для участия в прогнозировании финансовой ситуации на планируемый период.

Методология финансового планирования

Процесс планирования бюджета должен быть ориентирован на использование обширной методологической базы экономики предприятия и теории менеджмента. Допускается применять такие методы:

  • нормативный: максимальная регламентация всех аспектов деятельности компании, т. е. внедрение нормативов оплаты труда, расходов материала, использования производственных мощностей;
  • метод денежных потоков: в качестве основного расчетного показателя используются суммы и сроки поступления денег на счета организации;
  • экономико-математический: использование матанализа и компьютерного моделирования для формирования финансового плана;
  • балансовый: основывается на таком расчете пропорций расходования средств, при котором будет обеспечиваться полноценное функционирование и равномерное развитие подразделений компании;
  • расчетно-аналитический метод: рассматривает бюджетное планирование как динамический процесс; внедрение изменений должно производиться с учетом текущих показателей.

Выбор методологического направления должен зависеть от рода деятельности компании, степени разветвленности ее структуры и характера движения финансовых потоков.

Составляющие бюджета предприятия

В прикладном аспекте бюджетирование финансового планирования организации сводится к формированию нескольких бюджетов предприятия различного уровня. Бюджеты предприятия делятся на два типа: операционный и финансовый.

Финансовый бюджет включает в себя три уровня:

  1. инвестиционный:
  2. баланс денежных средств: отражает все возможные поступления средств за отчетный период;
  3. прогнозируемый бюджет: отчетный документ, отражающие предполагаемое состояние дел на конец периода. Иногда сопровождается детальным SWOT-анализом, содержащим сведения о возможностях и угрозах на протяжении отчетного периода;

Этот тип отражает итоговые показатели, определяет успешность выполнения финплана в целом.

Операционный бюджет содержит в себе еще большее количество и показывает текущую ситуацию на предприятие, дает детальное представление о расходовании средств подразделениями. Данный тип включает в себя следующие уровни:

  1. бюджет продаж: формируется с учетом предполагаемого объема реализации продукта и цены на него. При формировании цены и предполагаемых объемов продаж нужно ориентироваться на показатели продаж в предыдущем отчетном периоде, макроэкономические факторы, сезонность спроса на товары и услуги;
  2. производственный бюджет: определяет тип производимого продукта/услуги и предполагаемое количество произведенных единиц. При формировании нужно учитывать возможность резкого изменения спроса, текущие запасы произведенной продукции, себестоимость единицы продукта;
  3. бюджет производственных запасов: отражает хранящиеся на складе резервы сырья, готовой продукции, ГСМ. В финансовом плане данные должны быть отражены в количественных и стоимостных величинах. В этот раздел входит бюджет затрат на сырье и материалы производства;
  4. фонд оплаты труда: формируется из ставок работы персонала и планируемых показателей производительности труда. В данном разделе, возможно, появление дополнительных показателей: это зависит от того, какая система оплаты применяется в компании – фиксированная или сдельная;
  5. накладные затраты: сюда могут входить некоторые макроэкономические факторы(инфляция), а также амортизационные расходы – траты на ремонт и обслуживание оборудования;
  6. расходы на менеджмент: к этому типу относятся траты на осуществление сбыта, расходы на обеспечение функционирования аппарата менеджеров, плата за корпоративную связь и транспорт.

Все описанные типы документов должны формироваться до того, как начнется плановый период.

Анализ и планирование бюджета операционного уровня в большинстве случаев обеспечивает достижения прогнозных значений финансового плана, помогает сформировать позитивный финансовый бюджет. Работа в плановый период должна начинаться с составления отчета о прибылях и убытках – прогнозного документа, отражающего показатели планируемой деятельности. В отчете должны быть данные, систематизированные и скомпонованные на основе перечисленных видов расходных направлений.

Типовой финансовый план

Документ должен содержать разделы:

  • прогноз сводного баланса;
  • бухгалтерский баланс с указанием основных средств, оборотных активов, дебиторской задолженности и детализацией пассивной части;
  • расчет основных средств после коррекции коэффициентов.

Для составления финплана нужно привлекать бухгалтеров, экономистов, топ-менеджеров, консультантов по стратегическому менеджменту.

Бюджетное планирование – краеугольный камень экономической деятельности, без которого функционирование предприятия невозможно в плановой или рыночной экономической парадигме. Вне зависимости от рода деятельности, финансовое планирование имеет обобщенный характер. Приобретение знаний о данном аспекте бизнеса будет полезно начинающим предпринимателям, так как бюджетирование – наиболее важная часть бизнес-плана.

Роль и значение бюджетирования

Определение 1

Бюджетирование представляет собой систему планирования, контроля и отчетности, основанную на системе бюджетов.

Бюджетирование выступает в качестве основного инструмента бюджетного управления. Любой бизнес необходимо планировать. Планирование нужно для того, чтобы четко понимать, когда, что, где и для кого фирма будет продавать, производить и т. д., а также какие нужны для этого ресурсы, каков объем потребительского спроса на рынке и др.

Благодаря эффективной и рациональной системе бюджетирования можно значительно повысить эффективность использования и распределения ресурсов предприятия, а также создать объективную основу для оценки результатов деятельности компании и ее бизнес-единиц (подразделений).

Основные принципы бюджетирования

Принцип единства бюджетной системы. Он подразумевает единство следующих компонентов:

  • бюджетной документации
  • нормативной базы
  • стимулов и санкций
  • методологии формирования и использования средств.

Принцип наличия границ доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы. Данный принцип означает закрепление доходов по их видам, а также обязанностей за соответствующими субъектами управления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принципы бюджетирования 460 руб.
  • Реферат Принципы бюджетирования 250 руб.
  • Контрольная работа Принципы бюджетирования 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Принцип самостоятельности бюджетов. Он подразумевает:

  • право органов управления управлять бюджетным процессом
  • право органов управления осуществлять расходование средств самостоятельно
  • наличие собственных источников доходов у субъектов управления бюджетов
  • недопустимость использования доходов, которые были получены дополнительно в ходе реализации бюджета, сумм экономии и т. д.
  • недопустимость расходования средств других бюджетов для покрытия непредвиденных расходов.

Принцип всестороннего отражения доходов и расходов. Он означает, что все доходы и расходы должны отражаться в бюджете. Помимо этого, для полноты картины нужна детализация групп доходов и издержек для выявления направлений денежных потоков и видов затрат фирмы.

Принцип сбалансированности. Он означает необходимость соответствия доходов и расходов между собой. Другими словами, обязательным условием успешной финансово-хозяйственной деятельности является наличие финансовых ресурсов. Если имеет место дефицит финансовых ресурсов, то могут быть оплачены не все расходы. Это может, в свою очередь, послужить причиной ухудшения финансового состояния предприятия, потери его репутации и т. д.

Принцип бездефицитности. Очень желательно, чтобы бюджет был бездефицитным. То есть, бюджет должен быть сформирован таким образом, чтобы расходы фирмы не превышали ее доходы. В случае возникновения ситуации, когда необходимые расходы превышают доходы, следует предусмотреть в бюджете дополнительные источники финансирования.

Принцип эффективности использования средств. Это означает, что бюджетные средства должны расходоваться разумно, эффективно и строго по назначению.

Принцип достоверности. Он подразумевает то, что всегда желателен прагматичный и реалистичный подход к формированию бюджета организации. Другими словами, плановые данные, которые отражаются в бюджете, должны быть надежными и не иметь больших расхождений с фактическими показателями. Для эффективной реализации этого принципа нужен эффективный управленческий аппарат и, в целом, ответственный подход. От составления бюджетов центрами финансовой ответственности во многом будет зависит достоверность генерального бюджета.

Замечание 1

В целом же процесс бюджетирования должен быть непрерывным. Периоды должны быть одинаковыми и утверждаться регулярно, на определенный период (год, месяц, квартал, неделю и т. д.).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *