Принципы государственной гражданской службы

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной гражданской службы и государственной службы иных видов.

Федеральным законом от 27 июля 2014 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации (далее — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Гражданский служащий — гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Должности гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

В период прохождения гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

§ 3. Принципы государственной службы

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

К конституционным принципам государственной службы относятся принципы федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равного доступа к государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов.

Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов:

нормативный аспект — конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ;

организационный аспект — соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ;

функциональный аспект — самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы;

финансовый аспект — соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Организационно-функциональные принципы государственной службы включают принципы единства правовых и организационных основ государственной службы, взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, профессионализма и компетентности государственных служащих, защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы. Взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и обеспечения средствам массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

профессионализм государственных служащих, то есть исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;

компетентность, то есть знание порученной службы, опыт работы;

квалифицированность, то есть соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;

эффективное и добросовестное исполнение должности;

ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.

Основные принципы построения и функционирования

Принципы госслужбы закреплены российской Конституцией, либо истекают из нее. Они конкретизированы федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Обеспечивают стабильность служебно-государственных отношений и эффективность деятельности госслужащих.

Эти принципы являются основной идеей, выражают объективные закономерности и направления осуществления компетенции, задач и целей, функций госорганов, полномочий госслужащих.

Принципы госслужбы разделяются на конституционные и организационные. К конституционным относятся:

  1. Принцип главенства Российской Конституции и законов федерального значения над всеми иными нормативно-правовыми актами.
  2. Приоритетность гражданских прав и свобод граждан РФ, их неукоснительное соблюдение, исполнение и защиту.
  3. Принцип целостности и единства госвласти, четкого разграничения объектов ведения между Федерацией и ее субъектами.
  4. Четкое разделение законодательной власти, судебной и исполнительной.
  5. Принцип равноправной доступности к госслужбе граждан России в соответствии с уровнем своих способностей, профподготовки и квалификации.
  6. Принцип, исключающий принадлежность госслужбы к партийности, религиозным и иным общественным объединениям. Госслужащие имеют право состоять в партиях, исповедовать ту или иную веру, но в целом, госслужба не имеет такой принадлежности.

В магазине отказываются обменять товар надлежащего качества? Читайте закон о защите прав потребителей.

Как написать жалобу и заявление в прокуратуру? Бланк и образец можно .

К организационным принципам госслужбы относятся:

  1. Строгая подотчетность и подконтрольность госорганов.
  2. Единство требований к госслужбе, закрепленных законами и иными нормативно-правовыми актами.
  3. Высокий профессионализм и полная компетенция госслужащих.
  4. Ответственность госслужащих любого уровня за подготовку и принятие решений, ответственность за неисполнение или недобросовестное осуществление своих служебных обязанностей.
  5. Принцип стабильного восполнения кадрового состава госслужащих.
  6. Прозрачность и гласность деятельности госслужбы.
  7. Взаимосвязь и взаимодействие государственных и муниципальных служб.
  8. Защита госслужащих от противоправного вмешательства в их служебную деятельность со стороны должностных лиц, госорганов, любых физических и юридических лиц.

Структура органов государственной власти

В соответствии с Российской Конституцией госвласть в РФ осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Высшие инстанции власти:

  1. Глава Российского государства – Президент, у которого имеется значительная концентрация власти. Он не входит в систему разделения властей, а находится над ними и осуществляет функции координатора, осуществляя общее руководство государством. Однако, частично выполняет некоторые функции каждой из ответвлений власти: руководство Правительством (исполнительная власть), издает указы, ставит свою подпись под принятыми парламентом законами (законодательная власть), принимает решение о помиловании лиц, преступивших закон (судебная власть).
  2. Федеральное собрание – парламент Федерации. Это орган представительный и законодательный. Состоит из двух палат – Совет Федерации и Госдума.
  3. Правительство РФ – исполнительный орган, подчиняющийся и Президенту, и Федеральному собранию РФ.
  4. Суд:
  • Конституционный.
  • Верховный.
  • Высший Арбитражный.

Российское государство – это республика президентско-парламентского типа. Разделение госвласти на три обособленных ветви власти имеется и на уровне регионов РФ.

Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

Поступление на госслужбу определяется обязательными условиями, установленными законодательством РФ. Основные условия:

  • наличие гражданства РФ;
  • знание и владение государственным языком;
  • возрастное ограничение – от 18 до 60 лет;
  • наличие профобразования и достаточной квалификации, компетентности.

Причины для отказа в поступлении на госслужбу:

  • решение суда о недееспособности (либо ограничении дееспособности) гражданина;
  • решение суда о лишении права занимать госдолжности;
  • наличие заболеваний (указанных в соответствующих спецификациях);
  • отказ гражданина от проведения необходимых формальных процедур;
  • родственные связи с другим госслужащим при непосредственной подчиненности между ними;
  • наличие иностранного гражданства.

Поступление на госслужбу происходит на условиях контракта, заключаемого на 1-5 лет, либо на неопределенный срок, с оформлением соответствующего приказа по ведомству – назначения.

В некоторых случаях может иметь место испытательный срок (до 3 месяцев, в редких случаях до 6 месяцев).

Планируете отдых в зарубежье? Узнайте, что нужно для загранпаспорта.

Как сдать экзамен в ГИБДД в 2019 году? Читайте .

О том, как оформить временную регистрацию, читайте статью.

Для присвоения госслужащему квалификационного разряда проводится аттестация (с периодичностью от 1 раза в 2 года до 1 раза в 4 года):

  1. По результатам аттестации определяется уровень профподготовки и решается вопрос о соответствии занимаемой должности.
  2. При возможности или необходимости, решается вопрос о перемещении на вышестоящую (нижестоящую или равнозначную) должность.
  3. Для обучения, дополнительной профподготовки и переподготовки госслужащих, существует специальная Академия при Президенте РФ. Ее полное название – Академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.

Прекращение госслужбы происходит при увольнении от занимаемой должности:

  • по инициативе руководителя госоргана;
  • по основаниям, прописанным в трудовом законодательстве РФ.

Должности и вакансии

Все органы госслужбы имеют четкую структуру. Штат госслужащих распределяется по четырем основным категориям:

  1. Руководители органов госслужб и их подразделений.
  2. Помощники и советники, оказывающие содействие руководителям.
  3. Классные специалисты (основная, самая многочисленная категория).
  4. Специалисты обеспечения деятельности госорганов (организационное обеспечение, документальное, информационное, финансовое и другие).

Руководители

Помощники

(советники)

Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшая группа

Главная группа

Ведущая группа

Старшая группа

Младшая группа

Помимо этого для каждой штатной должности существует чин (классный ранг). Это специальное звание присваивается госслужащему после квалификационного экзамена (аттестации).

При имеющихся свободных вакансиях в госорганах назначается конкурс на замещение этих вакансий. В рамках конкурса специальной комиссией оценивается:

  • профпригодность каждого кандидата;
  • его личностные достоинства и способности;
  • учитывается стаж работы и рекомендации;
  • результаты тестирования.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)

27 июля 2004 года N 79-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ, от 25.11.2009 N 269-ФЗ, от 17.12.2009 N 322-ФЗ, от 29.01.2010 N 1-ФЗ, от 14.02.2010 N 9-ФЗ, от 29.11.2010 N 317-ФЗ, от 28.12.2010 N 419-ФЗ, от 27.06.2011 N 155-ФЗ, от 11.07.2011 N 204-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 06.12.2011 N 395-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 295-ФЗ, от 30.12.2012 N 327-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 07.06.2013 N 116-ФЗ, от 02.07.2013 N 149-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.04.2014 N 53-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 31.12.2014 N 509-ФЗ, от 31.12.2014 N 510-ФЗ, от 08.06.2015 N 147-ФЗ, от 13.07.2015 N 262-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 29.12.2015 N 395-ФЗ, от 30.12.2015 N 418-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 02.06.2016 N 176-ФЗ, от 30.06.2016 N 224-ФЗ, от 03.07.2016 N 276-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 01.07.2017 N 133-ФЗ, от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 275-ФЗ, от 28.12.2017 N 423-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 03.08.2018 N 337-ФЗ, от 30.10.2018 N 382-ФЗ, от 11.12.2018 N 461-ФЗ, от 01.05.2019 N 99-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ, от 13.12.2010 N 358-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 N 25-П, от 15.11.2012 N 26-П, от 06.12.2012 N 31-П, Федеральными законами от 02.12.2013 N 350-ФЗ, от 01.12.2014 N 396-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные термины
    • Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
    • Статья 4. Принципы гражданской службы
    • Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
    • Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов
    • Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы
  • Глава 2. Должности гражданской службы
    • Статья 8. Должности гражданской службы
    • Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
    • Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги
    • Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
  • Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего
    • Статья 13. Гражданский служащий
    • Статья 14. Основные права гражданского служащего
    • Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего
    • Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой
    • Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
    • Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
    • Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
    • Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Статья 20.1. Представление сведений о расходах
    • Статья 20.2. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Глава 4. Поступление на гражданскую службу
    • Статья 21. Право поступления на гражданскую службу
    • Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу
  • Глава 5. Служебный контракт
    • Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта
    • Статья 24. Содержание и форма служебного контракта
    • Статья 25. Срок действия служебного контракта
    • Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе
    • Статья 26. Заключение служебного контракта
    • Статья 27. Испытание на гражданской службе
    • Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение
    • Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта
    • Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы
    • Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
    • Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
  • Глава 6. Основания и последствия прекращения служебного контракта
    • Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
    • Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон
    • Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта
    • Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего
    • Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
    • Статья 38. Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта
    • Статья 39. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
    • Статья 40. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта
    • Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации
  • Глава 7. Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа
    • Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего
    • Статья 43. Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации
    • Статья 44. Кадровая работа
    • Статья 44.1. Государственные информационные системы, используемые на гражданской службе
  • Глава 8. Служебное время и время отдыха
    • Статья 45. Служебное время и время отдыха
    • Статья 46. Отпуска на гражданской службе
  • Глава 9. Прохождение гражданской службы
    • Статья 47. Должностной регламент
    • Статья 48. Аттестация гражданских служащих
    • Статья 49. Квалификационный экзамен
  • Глава 10. Оплата труда гражданских служащих
    • Статья 50. Оплата труда гражданского служащего
    • Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа
  • Глава 11. Государственные гарантии на гражданской службе
    • Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих
    • Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Статья 54. Стаж гражданской службы
  • Глава 12. Поощрения и награждения. служебная дисциплина на гражданской службе
    • Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу
    • Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе
    • Статья 57. Дисциплинарные взыскания
    • Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
    • Статья 59. Служебная проверка
    • Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
    • Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
  • Глава 13. Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы
    • Статья 60.1. Ротация гражданских служащих
    • Статья 61. Подготовка кадров для гражданской службы
    • Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего
    • Статья 63. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих
    • Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе
  • Глава 14. Финансирование гражданской службы. Программы развития гражданской службы
    • Статья 65. Финансирование гражданской службы
    • Статья 66. Программы развития гражданской службы
  • Глава 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
    • Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
    • Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
  • Глава 16. Рассмотрение индивидуальных служебных споров
    • Статья 69. Индивидуальный служебный спор
    • Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров
  • Глава 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
    • Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Глава 9. Основы государственной гражданской службы российской федерации

  • •Административное право
  • •1.2. Понятие и сущность государственного управления
  • •1.3. Принципы государственного управления
  • •1.4. Исполнительная власть и государственное управление:
  • •Глава 2. Административное право как отрасль права
  • •2.1. Предмет административного права
  • •2.2. Метод административного права
  • •2.3. Система административного права
  • •2.4. Место административного права
  • •Глава 3. Нормы и источники административного права
  • •3.1. Понятие и структура норм административного права
  • •3.2. Виды административно-правовых норм
  • •3.3. Реализация административно-правовых норм
  • •3.4. Источники административного права
  • •Глава 4. Административно-правовые отношения
  • •4.1. Понятие административно-правовых отношений
  • •4.2. Юридические факты в административном праве
  • •4.3. Виды административно-правовых отношений
  • •Раздел II. Субъекты административного права
  • •Глава 5. Граждане как субъекты административного права
  • •5.1. Основы административно-правового статуса граждан
  • •5.2. Права и обязанности граждан
  • •5.3. Обеспечение и защита прав, свобод
  • •5.4. Особенности правового статуса иностранных граждан
  • •Глава 6. Президент российской федерации в системе исполнительной власти
  • •6.1. Место и роль Президента Российской Федерации
  • •6.2. Правовой статус и структура Администрации Президента
  • •Глава 7. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
  • •7.1. Понятие и правовой статус органов
  • •7.2. Виды органов исполнительной власти
  • •1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
  • •2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
  • •3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
  • •4. По организационно-правовым формам:
  • •5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
  • •6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
  • •7.3. Правительство Российской Федерации
  • •7.4. Федеральные органы исполнительной власти
  • •7.5. Органы исполнительной власти
  • •7.6. Структура аппарата и штаты государственных органов
  • •Глава 8. Государственная служба в российской федерации
  • •8.1. Понятие и принципы государственной службы
  • •2. Законность.
  • •3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
  • •4. Равный доступ граждан к государственной службе.
  • •5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к государственной службе.
  • •6. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
  • •7. Профессионализм и компетентность государственных служащих.
  • •8. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
  • •8.2. Понятие и классификация государственных служащих
  • •8.3. Основы общего административно-правового статуса
  • •Глава 9. Основы государственной гражданской службы российской федерации
  • •9.1. Понятие и принципы государственной
  • •9.2. Должности государственной гражданской службы
  • •9.3. Права и обязанности
  • •9.4. Ограничения и запреты
  • •9.5. Гарантии государственного гражданского служащего
  • •9.6. Порядок поступления на государственную
  • •9.7. Система стимулирования и ответственность
  • •9.8. Прекращение государственной гражданской службы
  • •Глава 10. Правоохранительная служба в российской федерации
  • •10.1. Понятие и особенности правоохранительной службы
  • •10.2. Поступление на правоохранительную службу
  • •10.3. Должности правоохранительной службы
  • •10.4. Правовой статус работников правоохранительных органов
  • •10.5. Дисциплинарная ответственность
  • •10.6. Основания и порядок прекращения
  • •Глава 11. Военная служба
  • •11.1. Понятие военной службы
  • •11.2. Понятие и виды должностей военной службы
  • •11.3. Правовой статус военнослужащих
  • •11.4. Прохождение военной службы
  • •11.5. Порядок прохождения военной службы военнослужащими
  • •11.6. Контракт о прохождении военной службы
  • •11.7. Особенности заключения контракта о прохождении
  • •11.8. Правовое регулирование социальной защиты
  • •11.9. Основы дисциплинарной ответственности
  • •11.10. Основания увольнения из Вооруженных Сил рф
  • •Глава 12. Организации как субъекты административного права
  • •12.1. Административно-правовой статус организаций
  • •12.2. Общественные объединения как субъекты
  • •Раздел III. Формы и методы государственного управления
  • •Глава 13. Формы государственного управления
  • •13.1. Понятие и виды форм государственного управления
  • •13.2. Акты государственного управления
  • •13.3. Виды актов государственного управления
  • •13.4. Порядок подготовки, принятия и опубликования актов
  • •13.5. Индивидуальные акты государственного управления
  • •13.6. Административный договор
  • •13.7. Неправовые формы государственного управления
  • •Глава 14. Методы государственного управления
  • •14.1. Понятие и виды методов государственного управления
  • •14.2. Убеждение в административном праве
  • •14.3. Понятие и особенности разрешительной системы
  • •14.4. Административно-правовой режим военного положения
  • •14.5. Административно-правовой режим
  • •14.6. Режим закрытого административно-территориального
  • •14.7. Режим охраны Государственной границы
  • •Раздел IV. Административное принуждение и административная ответственность
  • •Глава 15. Административное принуждение
  • •15.1. Понятие, сущность и виды
  • •15.2. Административный надзор за лицами,
  • •15.3. Принудительное лечение лиц,
  • •Глава 16. Административная ответственность
  • •16.1. Понятие административной ответственности
  • •16.2. Исторические предпосылки формирования
  • •Раздел III- Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое право предоставлялось:
  • •16.3. Нормативные основания
  • •16.4. Принципы административной ответственности
  • •16.5. Административная ответственность юридических лиц
  • •16.6. Освобождение от административной ответственности
  • •16.7. Административное правонарушение:
  • •16.8. Общая характеристика административных наказаний
  • •16.9. Назначение административного наказания
  • •16.10. Эффективность административных наказаний
  • •Раздел V. Административный процесс и административное производство
  • •Глава 17. Административный процесс
  • •17.1. Понятие и признаки административного процесса
  • •17.2. Принципы, субъекты и содержание
  • •17.3. Стадии административного процесса и их характеристика
  • •Глава 18. Административное производство
  • •18.1. Производство по делам
  • •18.2. Подведомственность дел
  • •18.3. Участники производства по делам
  • •18.4. Доказательства по делу
  • •18.5. Стадии производства по делу
  • •18.6. Понятие дисциплины, дисциплинарной ответственности
  • •18.7. Понятие, основания и содержание
  • •18.8. Производство по обращениям граждан
  • •Раздел VI. Обеспечение законности в государственном управлении. Административная юстиция
  • •Глава 19. Законность в государственном управлении
  • •19.1. Понятие и содержание законности
  • •19.2. Особенности и способы обеспечения режима законности
  • •19.3. Государственный контроль и его виды
  • •19.4. Общественный контроль
  • •19.5. Административный надзор
  • •19.6. Прокурорский надзор
  • •Глава 20. Административная юстиция
  • •20.1. Юридическая характеристика административной юстиции
  • •20.2. Административное судопроизводство

Основные принципы государственной гражданской службы

Российская государственная служба руководствуется следующими принципами:

  • — приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • — единство правовых и организационных основ государственной службы всех уровней;
  • — равный доступ граждан, владеющих государственным языком России, к гражданской службе, независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • — профессионализм и компетентность гражданского служащего;
  • — стабильность государственной службы;
  • — доступность информации о гражданской службе;
  • — взаимодействие с общественными объединениями и с гражданами;
  • — защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность (ст. 4 Закона о государственной гражданской службе).

Государственный гражданский служащий исполняет ответственные функции. Поэтому он назначается на должность не частным договором, а особым публичным актом, получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации. Муниципальных служащих оплачивает муниципальный бюджет. От практической деятельности каждого государственного служащего зависит эффективность работы всего государственного механизма. Поэтому, предоставляя государственным служащим ряд льгот, закон предъявляет к ним и высокие требования, которые, как все видят, постоянно ужесточаются.

Государственный служащий обязан:

  • — соблюдать (а для этого знать) Конституцию РФ, федеральные законы и иные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение, иными словами, обладать высокой правовой и политической культурой;
  • — исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом учреждения;
  • — исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • — соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • — соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • — поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • — не разглашать сведения, составляющие государственную и служебную тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • — беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • — представлять в установленном порядке сведения о доходах своих и своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, сведения об обязательствах имущественного характера;
  • — немедленно сообщать руководству о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства (ст. 15 Закона о государственной гражданской службе);
  • — соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;
  • — сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Эти и некоторые другие ограничения установлены для того, чтобы помешать преобладанию частного и личного интереса над интересом общенародным и государственным. В этой области нормы российского права не отличаются от норм, действующих в большинстве зарубежных стран.

В России государственный служащий не является автоматом. Он обязан рационально подходить к решению возникающих проблем.

В связи с этим полезно посмотреть, какой ответ дает российский закон на вопрос: как должен поступать государственный служащий, если руководитель дал ему неправомерное поручение?

Закон отвечает: «Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами» (ст. 15.2, 15.3 Закона о государственной гражданской службе). Понятно, что государственный служащий, чтобы отстоять свою точку зрения, обязан знать законы, убедительно формулировать свою позицию и обладать достаточным гражданским и личным мужеством.

Российский закон устанавливает ряд ограничений для государственного служащего. Эти ограничения включают состояние здоровья, наличие судимости, гражданство. Так, не может оставаться на государственной службе лицо, вышедшее из российского гражданства, а также лицо, имеющее гражданство другого государства. Естественно, не может быть на государственной службе человек, представивший при поступлении фальсифицированные документы и ложные сведения (ст. 16 Закона о государственной гражданской службе).

Государственному служащему запрещается пользоваться некоторыми правами:

  • — управлять на платной основе коммерческой организацией;
  • — избираться на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • — избираться на оплачиваемую должность в руководстве профсоюза;
  • — осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • — получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п.);
  • — выезжать на пределы территории России за счет физических и юридических лиц;
  • — разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • — создавать в государственных органах структуры политических партий и других общественных объединений (за исключением профессиональных, ветеранских и т.п. союзов) и религиозных объединений;
  • — не допускать публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа;
  • — принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений. Некоторые из таких запретов сохраняются в течение двух лет и после увольнения государственного служащего (ст. 17 Закона о государственной гражданской службе).

Наряду с юридическими и экономическими условиями закон требует от государственного служащего соблюдения и ряда моральных принципов поведения. Перечислим коротко наиболее важные:

  • — исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • — соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание служебной деятельности;
  • — не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам;
  • — не совершать поступков, порочащих честь и достоинство служащего;
  • — уважать обычаи, традиции и культурные особенности народов России;
  • — не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации служащего или авторитету государственного органа.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *