Приоритетный порядок расходования средств от оплаты услуг

ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ НЕПРЕДВИДЕННЫХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В. В. ПИМЕНОВ, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Как правило, бюджетным учреждениям устанавливаются лимиты на потребление электроэнергии, воды, газа и т. д. Учет потребления производится по установленным приборам учета, которые имеют определенный срок службы или заменяются по предписанию соответствующей компании. Если замена прибора учета производится с нарушением установленных сроков, бюджетному учреждению соответствующей компанией выставляется счет-фактура за поставку электроэнергии исходя не из данных прибора учета, а по нормативу. Рассмотрим на примерах расчета за электроэнергию, за счет каких средств бюджетному учреждению необходимо произвести оплату.

В силу положений п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

— особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

— недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него

на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно и отвечает по своим обязательствам, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 120, п. 3 ст. 298 ГК РФ). При этом денежные средства в соответствии с действующим законодательством к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, постановление

Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»).

Субсидиарная ответственность органа, осуществляющего в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), по долгам бюджетного учреждения действующим законодательством не предусмотрена.

И наконец, при проведении контрольных мероприятий в бюджетных учреждениях прежде всего проверяются:

— соблюдение условий предоставления субсидий;

— выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;

— полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, при возникновении дополнительных, непредвиденных расходов возможные источники финансового обеспечения для покрытия этих расходов, прежде всего, необходимо изыскивать в самом бюджетном учреждении. При этом возможны следующие варианты.

Экономия субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Бюджетные учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД). Иными словами, средства субсидии на выполнение задания не обязательно должны расходоваться в строгом

соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (см. письмо Минфина России от 29.01.2013 № 0213-06/293). Главное, чтобы государственное (муниципальное) задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.

Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (см., например, письма Минфина России от 12.07.2012 № 02-13-06/2703, от 07.08.2012 02-03-06/3073, от 09.08.2012 № 02-1306/3106, от 08.10.2012 № 02-13-06/4132).

Таким образом, расходы, не предусмотренные Планом ФХД, могут осуществляться бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение задания при уточнении Плана ФХД — уменьшении объема каких-либо запланированных ранее, но не осуществленных расходов. При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии, не требуется.

Направление средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на осуществление расходов, не учитываемых в явном виде при определении ее размера, недопустимо, если такие действия приведут к существенному снижению качественных и (или) количественных показателей выполнения задания по итогам года.

В подобных ситуациях по согласованию с учредителем обязательства могут быть приняты за счет иных источников финансового обеспечения, например в рамках приносящей доход деятельности, а оплачены за счет временно свободных средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с последующим восстановлением отвлеченных средств.

Средства от приносящей доход деятельности. Для погашения дополнительных, непредвиденных расходов могут быть привлечены, в частности, следующие средства:

1) доходы от платных услуг (работ) или от реализации готовой продукции, товаров;

2) доходы в виде средств, которые переданы бюджетному учреждению сотрудниками, иными физическими лицами (в том числе средства, которые внесены в кассу или удержаны в установленном порядке у сотрудников в счет возмещения ущерба, нанесенного учреждению);

3) доходы от реализации любого имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения. Такие доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Данное правило распространяется и на недвижимое, особо ценное движимое имущество. Просто его реализация должна осуществляться по согласованию с собственником имущества (см. письмо Минфина России от 24.04.2012 № 02-04-10/1464). При этом собственник имущества (учредитель) может согласовать условие реализации недвижимого или особо ценного движимого имущества — погашение задолженности по дополнительным, непредвиденным расходам.

Напомним, что реализация любого из перечисленных выше вариантов может потребовать корректировки «доходных» и «расходных» показателей Плана ФХД по приносящей доход деятельности.

Порядок внесения изменений в План ФХД бюджетного учреждения, в том числе необходимость представления (оформления) расшифровок и обоснований, определяется учредителем (пп. 2, 22 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»).

Если по каким-либо причинам привлечь денежные средства для погашения незапланированных расходов всеми перечисленными выше способами не получается, бюджетное учреждение имеет право обратиться к учредителю с запросом о возможности предоставления целевой субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Оснований для безусловного пересмотра учредителем размера субсидии на выполнение задания при возникновении каких-то непредвиденных расходов, как правило, не возникает. Дело в том, что согласно абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ основанием для увеличения годового объема субсидии на выполнение задания может служить только изменение:

1) объема и (или) качества услуг (работ) согласно государственному (муниципальному) заданию;

2) нормативных затрат на оказание услуг, содержание имущества учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учредитель имеет право, но не обязан предоставить подведомственному учреждению целевую субсидию на погашение непредвиденных расходов. Дело в том, что перечень целей, на которые могут выделяться целевые субсидии, на федеральном уровне законодательно не ограничен.

Такие субсидии могут предоставляться даже на погашение кредиторской задолженности бюджетных учреждений, несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по их долгам не предусмотрена (см. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», утвержденные письмом Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959).

В письме от 18.09.2012 № 02-03-11/3784 специалисты Минфина России указывают, что решение о предоставлении субсидии на иные цели принимается в случае, если:

— существует необходимость в санкционировании расходов;

— расходы носят непостоянный характер;

— включение расходов в нормативные затраты исказит стоимость услуги, оказываемой в рамках задания.

В рассматриваемой ситуации речь идет как раз о возможности профинансировать подобные расходы.

Обратите внимание: бюджетное учреждение обязательно должно письменно обосновать необходимость осуществления расходов и невозможность их осуществления за счет имеющихся в его распоряжении ресурсов. Именно на основании этих материалов учредителем должно приниматься окончательное решение о предоставлении или непредоставлении целевой субсидии.

Подобный порядок предоставления субсидии на иные цели позволит в будущем избежать претензий контролирующих органов по поводу неэффективного использования бюджетных средств. Напомним, что согласно ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»: письмо Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

6. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: постановление. Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

7. О требованиях к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

10. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

11. Письмо Минфина России от 24.04.2012 № 02-04-10/1464.

12. Письмо Минфина России от 12.07.2012 № 02-13-06/2703.

13. Письмо Минфина России от 07.08.2012 № 02-03-06/3073.

14. Письмо Минфина России от 09.08.2012 № 02-13-06/3106.

15. Письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-03-11/3784.

16. Письмо Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132.

17. Письмо Минфина России от 29.01.2013 № 02-13-06/293.

1.2. Положение определяет распределение внебюджетных средств от предоставления платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 92», далее Учреждения.

1.3. Настоящее положение является обязательным для исполнения всеми сотрудниками Учреждения.

1.4. Настоящее положение является локальным актом Учреждения.

II. ИСТОЧНИКИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ.

2.1. Источником внебюджетных поступлений являются дополнительные платные образовательные услуги.

2.2. Платные дополнительные образовательные услуги – это образовательные услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной государственным стандартом.

2.3. Привлечение Учреждением внебюджетных средств является правом, а не обязанностью. Основным принципом привлечения дополнительных средств является добровольность их внесения физическими и юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями).

Платные дополнительные образовательные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств (средств сторонних организаций или частных лиц, в том числе и родителей (законных представителей), на условиях договора и не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

2.4. Средства, полученные Учреждением от оказания дополнительных платных услуг перечисляются на лицевой счет учреждения ежемесячно и расходуются в соответствии с данным Положением, согласно смете. Расходование привлеченных денежных средств осуществляется в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности на цели развития Учреждения и оплату труда привлеченного персонала. Курирование вопросов расходования средств, полученных от ведения платных услуг, осуществляет Комиссия по распределению внебюджетных средств – далее «Представительный орган Учреждения», действующий в соответствии с Уставом Учреждения.

2.5. Представительный орган Учреждения, курирующий вопросы расходования средств, полученных от ведения платных услуг, выполняет следующие функции:

— согласует с руководителем Учреждения приоритеты в установлении видов платных дополнительных образовательных услуг и в расходовании средств, полученных от предоставления платных дополнительных услуг;

— контролирует соответствие расходов Положению о расходовании средств, полученных от предоставления платных дополнительных услуг и утвержденной смете расходов.

2.6. Руководитель Учреждения обязан предоставлять Представительному органу Учреждения отчет о доходах и расходовании средств, полученных Учреждением от предоставления платных дополнительных образовательных услуг.

III. ПОРЯДОК РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

3.1.Составление сметы.

На оказание каждой услуги составляется смета доходов и расходов в расчете на одного получателя этой услуги. Смета разрабатывается непосредственно Учреждением. Главным распорядителем сметы является заведующий, наделенный правом утверждения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, правом взимания доходов и осуществления расходов с внебюджетных счетов на мероприятия, предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов. Калькуляция и смета составляются на учебный год, Утверждается руководителям по согласованию с начальником управления.

3.1.1. Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам — это документ, определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств.

3.1.2. Проект сметы составляет заведующий детского сада на предстоящий финансовый год.

3.1.3. В доходную часть сметы включаются суммы доходов на планируемый год (квартал), а также остатки внебюджетных средств на начало года (квартала), которые включают остатки денежных средств и непогашенную дебиторскую задолженность предыдущих лет, а также предусмотренное нормативными актами перераспределение доходов.

3.1.4. В расходную часть сметы включаются суммы расходов, связанные с оказанием услуг, проведением работ или другой деятельности на планируемый год (квартал), расходы, связанные с погашением кредиторской задолженности за предыдущие годы, а также расходы, связанные с деятельностью учреждения, не обеспеченные бюджетными ассигнованиями, из расчета:

40% — на выплату зарплаты работникам, 10% — на выплату зарплаты администрации; 29,9% — расходы на развитие образовательного учреждения (приобретение учебного оборудования, расходных материалов и другое), 5% — на оплату услуг бухгалтерии, отчисления на ФОТ –30,2 % от суммы заработной платы.

3.2.Исполнение сметы.

3.2.1. Внебюджетные средства в денежной форме поступают зачислением средств на банковский счет учреждения (тип дохода – внебюджетный) безналичным путем.

3.2.2. Учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

3.2.3. Расходы счетов внебюджетных средств осуществляются в пределах остатка денежных средств на банковском (расчетном) счете в строгом соответствии с объемом и назначением, предусмотренными в смете.

3.2.4. Перевод счетов с бюджетных счетов на внебюджетные счета и обратно не разрешается.

3.2.5. Остатки неиспользованных средств по состоянию на 31 декабря текущего года на внебюджетных счетах являются переходящими, с правом использования в следующем году, но облагаются налогом на прибыль.

3.2.6. Доходы, поступившие в течение года, дополнительно к суммам, предусмотренным в смете, могут быть использованы лишь после составлении дополнительной сметы.

3.3.Изменение смет внебюджетных средств

3.3.1 Распорядитель внебюджетных средств — заведующий, имеет право вносить изменения в утвержденные сметы в соответствии с настоящим Положением, в зависимости от уровня поступления доходов, текущих потребностей или согласно другим обстоятельствам, составляя письма в Управление образования об изменении сметы доходов и расходов по установленным формам.

IV. ПОРЯДОК РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ ПЕРСОНАЛА

4.3. В сметы расходов на дополнительные образовательные услуги включается оплата труда, которая производится согласно объему выполняемых работ и составляет 50% от дохода Учреждения по платным дополнительным образовательным услугам.

4.4. Заработная плата педагогам-руководителям кружков, специалистам (логопеду, педагогу-психологу, др.) является договорной и устанавливается на 1 (один) учебный год за оказание платных дополнительных образовательных услуг согласно калькуляции и утвержденной сметы доходов на год.

4.5. Оплачивается проведенные услуги по истечению календарного месяца. Оплата труда за оказание платных дополнительных образовательных услуг производится в соответствии с заключенными договорами на возмездное оказание услуг.

4.6. Оплата труда работникам, занятым в организации и предоставлении дополнительных образовательных услуг, устанавливается руководителем Учреждения на договорной основе и составляет не более 40% от дохода учреждения по платным дополнительным образовательным услугам (не более 40 % от цены (стоимости) дополнительной платной образовательной услуги из расчета на 1 ребенка за 1 занятие).

4.7. Оплата труда руководителя-организатора платных дополнительных образовательных услуг производится, исходя из сметы на основании соглашения с начальником управления г. Череповца и составляет не более 10 % от дохода учреждения по платным дополнительным образовательным услугам..

4.8. Начисление на заработную плату входит в единый социальный налог.

4.9. По соглашению сторон оплата произведенной работы за оказание дополнительных образовательных услуг производится (безналичном способом), путем перечисления в банк на расчетный счет получателя, определенный в счете на оплату за оказанные услуги с внебюджетного счета Учреждения.

4.10. Основанием для оплаты заработной платы является:

— смета и калькуляция платных дополнительных образовательных услуг на учебный год;

— приказ об организации платных услуг;

— соглашение с руководителем;

— приказ об установлении тарифов на платные дополнительные услуги на учебный год;

— приказ о назначении ответственных за организацию платной образовательной услуги (каждый вид)

— договор на возмездное оказание услуги с ответственными (ежемесячный).

Ежемесячно организатор платных образовательных услуг согласно табелей учета детской посещаемости составляет акт о выполненных работах, смету доходов и расходов за расчетный месяц, на основании этого руководитель издает приказ о расходовании внебюджетных средств, подписывает счета на оплату по каждому виду оказанной услуги, акты приема выполненных работ по каждой услуге. На основании этой документации, передаваемой в МБУ «ЦБ по обслуживанию учреждений образования» проводится начисление заработной платы всем работникам, участвующим в организации платных дополнительных образовательных услуг.

4.12. Оплата за оказание платных дополнительных образовательных услуг производится путем перечисления денежных средств, определенных ежемесячным актом выполненных работ и приказом по Учреждению, в сроки которые указанны в договоре не позднее 20 дней со дня подписания акта выполненных работ, каждого месяца в банк на расчетный счет, указанный в документах подписанных руководителем Учреждения.

V. ПОРЯДОК РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА НУЖДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

5.1. Денежные средства, полученные от реализации платных услуг в размере направленные на нужды Учреждения составляют — 29,9% от дохода учреждения по платным дополнительным образовательным услугам являются источником дополнительных доходов и могут расходоваться только на нужды учреждения.

5.2. Фонд развития Учреждения расходуется на:

— восстановление и развитие материальной базы;

— проведение ремонтных работ, обустройство интерьера;

— на канцелярские и хозяйственные расходы;

— приобретение учебно-методической и другой литературы;

— оплата командировок и курсов повышения квалификации.

— и другие нужды.

Средства расходуются или ежемесячно или ежеквартально, согласно сметы доходов (ежемесячной) по статьям 310, 340,225, 226, 222.

Для расходования средств Учреждение предоставляет в МБУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования» пакет документов – договор, акт, счет, накладная, счет-фактура, смета – в зависимости от направления расхода.

VI. ПОРЯДОК РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ

Согласно договора между Учреждением и МБУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования» за оказываемые ей услуги по бухгалтерскому учету Учреждение обязуется оплатить работу МБУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования», оплата составляет согласно калькуляции – 5% от дохода учреждения по платным дополнительным образовательным услугам. Данные средства расходуются бухгалтерией самостоятельно, и списываются с лицевого счета учреждения.

VII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

7.1. РУКОВОДИТЕЛЬ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

· организует и контролирует систему платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ;

· содействует внедрению новых технологий;

· организует и контролирует систему работы с родителями по информированию о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в Учреждении, по заключению договоров, по своевременной оплате за предоставленные платные дополнительные образовательные услуги в Учреждении;

· координирует деятельность педагогов дополнительного образования;

· организует и проводит родительские собрания по формированию потребительского рынка на платные дополнительные образовательные услуги в Учреждении;

· проводит мониторинг освоенности программ и анализирует эффективность преподавания;

· выстраивает взаимодействие специалистов по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в Учреждении;

· ведет документацию платных дополнительных образовательных услуг в Учреждении (табель посещаемости, проекты приказов, проекты сметы, калькуляции);

· отчитывается о деятельности платных дополнительных образовательных услуг в Учреждении перед родителями, Педагогическим советом, заведующей, Советом Учреждения.

7.2. ПЕДАГОГ, ВЕДУЩИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

· осуществляет обучение в соответствии с утвержденной в Учреждении программой;

· участвует в проведении родительских собраний;

· обеспечивает уровень подготовки детей, соответствующим требованиям программы;

· ведет документацию (журнал, отчеты)

. осуществляем открытые показы для заказчиков услуги (1-2 раза в год)

VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

8.1. Образовательное учреждение ведется строгий учет и контроль по расходованию внебюджетных средств, ведется необходимая документация.

8.2. Отчетность по использованию внебюджетных средств проводится один раз в год перед всеми участниками образовательного процесса через информационное пространство Учреждения.

6.3. Ответственность за правильное использование внебюджетных средств несет заведующий Учреждения перед Советом Учреждения.

6.4. Руководитель образовательного Учреждения обязан (не менее одного раза в год) представить Совету Учреждения отчет о доходах и расходах средств, полученных образовательным Учреждением.

6.5. Заведующий Учреждения несет ответственность за соблюдение действующих нормативных документов в сфере привлечения и расходовании средств от оказания платных образовательных услуг.

6.6. Контроль за организацией и условиями предоставления платных образовательных услуг, а также за соответствием действующему законодательству нормативных актов и приказов, выпущенных руководителем Учреждения образования по вопросам организации предоставления платных образовательных услуг в Учреждении, осуществляется государственными органами и организациями, на которые в соответствии законами и иными правовыми актами РФ возложена проверка деятельности образовательных учреждений, а также заказчиками услуг в рамках договорных отношений.

VIIII. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

9.1.Наличие в ДОУ средств, приносящих доход деятельности не влечет за собой снижения нормативов и размеров финансирования за счет средств учредителя.

9.2.Бухгалтерский учет финансовых средств осуществляется МБУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования» в соответствии с нормативно правовыми документами МФ РФ.

9.3. Настоящее Положение, изменения и дополнения к Положению, новая редакция Положения принимаются решением Педагогического совета и утверждается руководителем Учреждения.

9.4. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

Положение

о порядке формирования и расходования внебюджетных средств

Общие положения.

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Порядком определения платы за услуги (работы), оказываемые подведомственными бюджетными образовательными учреждениями сверх установленного муниципального задания, Уставом учреждения.
  1. Порядок формирования внебюджетных средств.

2.1. Внебюджетные средства МБОУ «СОШ р. п. Черусти» формируются за счет поступающих на лицевой счет учреждения средств благотворительных взносов, добровольных пожертвований от юридических и физических лиц, в том числе родителей (законных представителей) обучающихся МБОУ «СОШ р. п. Черусти», а также за оказание платных дополнительных образовательных услуг.

2.2. Размеры внебюджетных средств, поступающие за счет оказания платных дополнительных образовательных услуг, определяются по каждой конкретной платной образовательной услуге.

2.3. Благотворительные пожертвования от физических и юридических лиц поступают исключительно на добровольной основе и размерами не ограничиваются.

2.4. Учреждение вправе самостоятельно использовать дополнительные привлеченные финансовые средства на функционирование и развитие образовательного учреждения, на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройства интерьера, проведение ремонтных работ, организацию досуга и отдыха детей, различные виды доплат работникам учреждения, заработную плату работникам, оказывающим платные услуги и другие нужды.

2.5. Внебюджетные средства аккумулируются на лицевом счете МБОУ «СОШ р. п. Черусти» в казначействе.

2.6. Привлечение МБОУ «СОШ р. п. Черусти» дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

III. Порядок расходования внебюджетных средств

3.1. При целевом назначении добровольных пожертвований, благотворительных взносов они расходуются на указанные жертвователем нужды. В случае, если целевое назначение не указано, распределение пожертвований осуществляется руководителем МБОУ «СОШ р. п. Черусти» по согласованию с Управляющим советом.

3.2. Средства от оказания платных дополнительных услуг, отраженные на лицевом счете учреждения, используются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным в установленном порядке.

3.3. План финансово-хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам составляется и утверждается руководителем МБОУ «СОШ р. п. Черусти» один раз в году с ежеквартальной корректировкой.

3.4. Учет средств от оказания дополнительных платных образовательных услуг ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.5. Доход от оказания платных образовательных услуг распределяется следующим образом:

— на заработную плату (заработная плата педагогического, административного и вспомогательного персонала, приглашенных работников, доплаты) — от 30 до 50 % дохода;

— материальные затраты (на функционирование и развитие образовательного учреждения, на приобретение предметов хозяйственного пользования, материалов, инвентаря, методических, учебно-наглядных пособий, обустройства интерьера, проведение ремонтных работ, организацию досуга и отдыха детей) — до 20%

— оставшиеся средства расходуются на развитие МБОУ «СОШ р. п. Черусти» на основании решения руководителя.

3.6 Выплаты заработной платы, доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера из внебюджетных средств для всех категорий работников производятся на основании:

— приказа руководителя;

— журнала посещаемости;

— актов приемки выполненных работ;

— других документов, предусмотренных Положением об оплате труда и действующим законодательством РФ;

3.7 Контроль над использованием привлеченных внебюджетных средств осуществляет Управляющий Совет МБОУ «СОШ р. п. Черусти». Управляющий Совет МБОУ «СОШ р. п. Черусти» имеет право требовать отчета об их расходовании от администрации МБОУ «СОШ р. п. Черусти», а администрация МБОУ «СОШ р. п. Черусти» обязана предоставлять Управляющему Совету МБОУ «СОШ р. п. Черусти» данные в полном объеме.

Учет доходов от оказания услуг (для госсектора)

Организация госсектора оказала заказчику услуги. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете выручку от оказания услуг?

Юридические аспекты

Основной деятельностью государственного (муниципального) учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых это учреждение создано (п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ; ч. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Соответственно, в рамках приносящей доход деятельности государственные (муниципальные) учреждения могут выступать в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе и по государственному (муниципальному) контракту, заключенному с какой-либо организацией госсектора.

Доходы казенного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ).

Доходы бюджетного (автономного) учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются главой 39 ГК РФ. Согласно ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст.ст. 702 — 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст.ст. 730 — 739 ГК РФ), если это не противоречит специальным нормам о данном договоре (ст.ст. 779 — 782 ГК РФ), а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем его существенным условиям (п. 1ст. 432 ГК РФ).

Для договора возмездного оказания услуг существенными являются следующие условия:

— условие о предмете договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ);

— условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Бухгалтерский учет и отчетность

Доходы от оказания платных услуг отражаются по статье КОСГУ (аналитической группе подвида доходов) 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (п. 4.1.1 раздела II и раздел V Указаний N 65н).

Для учета расчетов по суммам доходов от оказания платных услуг предназначен счет 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п.п. 197, 199 Инструкции N 157н).

Доходы от оказания услуг отражаются организациями госсектора методом начисления — результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н).

При этом в учете отражаются бухгалтерские записи по дебету счета 0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» в корреспонденции с кредитом счетов 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг», 0 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (п.п. 78, 120, 123 Инструкции N 162н, п.п. 93, 158 Инструкции N 174н, п.п. 96, 186 Инструкции N 183н).

Примечание

Счет 0 401 40 130 используется для учета сумм доходов, начисленных за оказанные отдельные этапы услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода. Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости оказанных заказчику отдельных этапов услуг отражается по дебету счета 0 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 123 Инструкции N 162н, п. 158 Инструкции N 174н, п. 186 Инструкции N 183н).

Особенности отражения доходов от выполнения платных работ в бюджетном учете и отчетности казенных учреждений

Порядок отражения в бюджетном учете казенного учреждения доходов от приносящей доход деятельности зависит от объема полномочий казенного учреждения по администрированию доходов.

В частности, казенное учреждение, осуществляющее приносящую доход деятельность, может быть наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме либо отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет.

При наделении казенного учреждения полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме в бюджетном учете подлежат отражению операции по начислению доходов, полученных от оказания услуг в рамках договора (контракта), а также их поступлению на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый в ТОФК.

В случае если казенное учреждение наделено только отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет поступление доходов в бюджет отражается на лицевом счете администратора кассовых поступлений. При этом в бюджетном учете казенного учреждения отражаются операции по начислению доходов, полученных в рамках приносящей доход деятельности, а также операции по расчетам между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и казенным учреждением.

При наличии у казенного учреждения права на осуществление приносящей доход деятельности ожидаемые от такой деятельности доходы подлежат отражению на счетах санкционирования. Операции по отражению прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям) и их изменений отражаются по дебету счета 1 504 00 130 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» в корреспонденции с кредитом счета 1 507 00 130 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 150 Инструкции N 162н).

Начисление доходов от оказания услуг, независимо от объема полномочий по администрированию доходов, отражается казенными учреждениями по дебету счета 1 205 31 560 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 130 «Финансовый результат экономического субъекта» или счета 1 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (п.п. 78, 120, 123 Инструкции N 162н).

Суммы поступлений доходов от оказания услуг отражаются казенным учреждением, наделенным полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, по дебету счета 1 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг» в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (п. 91 Инструкции N 162н).

Поступление доходов от оказания платных услуг в кассу учреждения отражается по дебету счета 1 201 34 510 «Касса» в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (п. 78 Инструкции N 162н). Кроме того, в порядке, предусмотренном учетной политикой казенного учреждения, поступление в кассу сумм доходов от выполнения платных работ подлежит отражению на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств» (п.п. 365 Инструкции N 157н).

Операции по приему оплаты оказанных услуг с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении, отражаются по дебету счета 1 201 23 510 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» с одновременным отражением увеличения на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств»(п. 47 Инструкции N 162н).

Расчеты между администратором дохода бюджета (казенным учреждением), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, отражаются на счетах 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (абзац десятый п. 104 Инструкции N 162н) и 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» (абзац седьмой п. 109 Инструкции N 162н).

При передаче администратору кассовых поступлений информации о суммах начисленных доходов от оказания услуг в бюджетном учете отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 304 04 130 «Внутриведомственные расчеты» в и кредиту счета 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» (п.п. 104, 109 Инструкции N 162н).

При поступлении от администратора кассовых поступлений информации о зачислении соответствующих денежных средств в доход бюджета в бюджетном учете казенного учреждения отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» и кредиту счета 1 205 31 560 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» (п. 104 Инструкции N 162н).

В силу положений п. 60 Инструкции N 191н раздел «Доходы бюджета» Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) формируется казенным учреждением при наличии у него полномочий по администрированию доходов бюджета в полном объеме. Поступление доходов от выполнения платных работ казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, отражается в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127), формируемом администратором кассовых поступлений.

В разделе «Доходы бюджета» Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) отражаются:

— суммы доходов от оказания казенным учреждением платных услуг, поступившие на лицевой счет администратора доходов, — в графе 5 на основании данных по счету 1 210 02 130;

— суммы доходов от оказания казенным учреждением платных услуг, принятые с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении, и не зачисленные на лицевой счет администратора доходов по состоянию на отчетную дату, — в графе 6 на основании аналитических данных по поступлениям, отраженных на забалансовом счете 17.

Доходы, начисленные при оказании платных услуг казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, информация о которых передана администратору кассовых поступлений, на основании данных по счету 1 304 04 130 подлежат отражению в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), формируемой казенным учреждением в составе квартальной (годовой) бюджетной отчетности (п.п. 23, 28 Инструкции N 191н).

Отражение доходов от выполнения платных работ в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных и автономных учреждений

Доходы бюджетного (автономного) учреждения от оказания услуг в рамках приносящей доход деятельности, планируемые к поступлению в текущем (очередном) финансовом году в соответствии с Планом ФХД, отражаются по дебету счета 2 507 00 130 «Утвержденный объем доходов от оказания платных услуг» в корреспонденции с кредитом счета 2 504 00 130 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения по доходам от оказания платных услуг» (п.п. 171, 177 Инструкции N 174н, п.п. 197, 203 Инструкции N 183н).

Начисление доходов от выполнения бюджетным (автономным) учреждением работ в рамках приносящей доход деятельности отражается по дебету счета 2 205 31 560 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (2 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг») в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 130 «Финансовый результат экономического субъекта» или счета 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (п.п. 93, 158 Инструкции N 174н, п.п. 96, 186 Инструкции N 183н).

Поступление доходов от оказания услуг в рамках приносящей доход деятельности отражается:

— по дебету счета 2 201 34 000 «Касса» в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» при зачислении денежных средств в кассу учреждения (п. 78 Инструкции N 162н, п. 84 Инструкции N 174н, п. 87 Инструкции N 183н);

— по дебету счета 2 201 11 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при зачислении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения (п. 72 Инструкции N 174н, п. 72 Инструкции N 183н);

— по дебету счета 2 201 21 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при зачислении денежных средств на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации п. 77 Инструкции N 183н);

— по дебету счета 2 201 27 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при зачислении денежных средств (автономного) учреждения (п. 81 Инструкции N 174н, п. 84 Инструкции N 183н);

— по дебету счета 2 201 23 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при оплате работ с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал (п. 77 Инструкции N 174н, абзац 4 п. 80 Инструкции N 183н).

Поступление на лицевой (банковский) счет или в кассу бюджетного (автономного) учреждения доходов от оказания платных услуг отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств» (п. 365 Инструкции N 157н).

Одновременно с отражением операций по поступлениям сумм выручки от оказания услуг в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений отражаются операции по исполнению плана по доходам: по дебету счета 2 508 10 130 «Получено доходов от оказания платных услуг текущего финансового года» в корреспонденции с кредитом счета 2 507 10 130 «Утвержденный объем доходов от оказания платных услуг текущего финансового года» (п. 177 Инструкции N 174н, п. 206 Инструкции N 183н).

В соответствии с положениями п. 42 Инструкции N 33н показатели исполнения плановых назначений по доходам учреждения от оказания платных услуг на основании данных по забалансовым счетам 17, открытым к счетам 2 201 00 000 отражаются в соответствующих графах раздела «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737).

В соответствии с положениями п. 55.1 Инструкции N 33н суммы поступлений доходов от оказания платных услуг включаются в показатель строки 050 раздела «Поступления» Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723).

Типовые корреспонденции счетов

N п/п

Казенное учреждение

Бюджетное (автономное) учреждение*(1)

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

КДБ 1 507 Х0 130

*(2)

КДБ1 504 Х0 130

2 507 Х0 130

2 504 Х0 130

Отражение плановых назначений по доходам

2

КДБ 1 205 31 560

КДБ1 401 10 130

2 205 31 560

(2 205 31 000)

2 401 10 130

Начисление доходов за оказанные (сданные заказчикам) услуги, относящиеся к доходам текущего отчетного периода

3

КДБ 1 205 31 560

КДБ 1 401 40 130

2 205 31 560

(2 205 31 000)

2 401 40 130

Начисление доходов за оказанные и сданные заказчикам этапы услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода

4

КДБ1 401 40 130

КДБ1 401 10 130

2 401 40 130

2 401 10 130

Зачисление в доход текущего отчетного периода стоимости оказанных заказчику отдельных этапов услуг

5

КИФ 1 201 34 510

Увеличение

17 *(3)

КДБ 1 205 31 660

2 201 34 510

(2 201 34 000)

Увеличение

17

(130 КОСГУ)

2 205 31 660

(2 205 31 000)

Поступление выручки от оказания услуг в кассу учреждения

6

КДБ 1 210 02 130

КДБ 1 205 31 660

2 201 11 510

(2 201 11 000)

Увеличение

17

(130 КОСГУ)

2 205 31 660

(2 205 31 000)

Поступление доходов от оказания услуг на лицевой счет в органе казначейства

7

2 201 21 000

Увеличение

17

(130 КОСГУ)

2 205 31 000

Поступление выручки от оказания услуг на счет автономного учреждения, открытый в кредитной организации

8

КИФ 1 201 23 510

Увеличение

17 *(3)

КДБ1 205 31 660

2 201 23 510

(2 201 23 000)

Увеличение

17

(130 КОСГУ)

2 205 31 660

(2 205 31 000)

Прием оплаты оказанных услуг с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении

9

2 201 11 510

(2 201 11 000)

Увеличение

17

(510 КОСГУ)

2 201 23 610

(2 201 23 000)

Увеличение

18

(610 КОСГУ)

Зачисление на лицевой счет денежных средств, принятых с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении

10

2 201 27 510

(2 201 27 000)

Увеличение

17

(130 КОСГУ)

2 205 31 660

(2 205 31 000)

Поступление выручки от оказания услуг в иностранной валюте на счет учреждения в кредитной организации

11

2 508 10 130

2 507 10 130

Исполнение плана текущего года по доходам, утвержденного сметой доходов и расходов

12

КДБ 1 304 04 130

КДБ1 303 05 730

Передача информации о начисленных суммах выручки от оказания услуг администратору доходов

13

КДБ

1 303 05 830

КДБ

1 205 31 660

Поступление от администратора доходов информации о зачислении поступившей выручки в доход соответствующего бюджета

______________________________

*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.

*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано «ХХ» или «Х», то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.

*(3) В казенных учреждениях и органах власти отражение на забалансовых счетах 17 и 18 осуществляется в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).

Документооборот

Доходы отражаются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (п. 1 ст. 248 НК РФ). Согласно положениям п. 1 ст. 11 НК РФ понятие «первичные учетные документы» следует определять в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации госсектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время госучреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы:

— требования об оформлении которых предусмотрены приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н;

— установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.

В иных случаях могут применяться формы, разработанные госучреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).

Положениями Приказа N 52н не установлен перечень форм первичных учетных документов, применяемых в качестве основания для отражения организациями госсектора операций по доходам от оказания услуг в рамках приносящей доход деятельности. При разработке собственных бланков «первички» организации госсектора могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Внимание

При разработке собственных бланков следует учитывать, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

При составлении форм можно также порекомендовать воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Документом, подтверждающим оказание услуг заказчику, является акт об оказании услуг. Применяемую форму акта целесообразно оговорить в договоре.

Рекомендуемый формат Акта приемки-сдачи услуг утвержден приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@. Формат имеет статус рекомендованного и установлен в целях предоставления налогоплательщикам возможности реализации права на направление по требованию налогового органа по телекоммуникационным каналам связи первичных документов, формируемых между хозяйствующими субъектами в электронном виде с использованием ЭЦП и служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

Налогоплательщик при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж в соответствии с п.п. 3 и 3.1 ст. 169 НК РФ, а также с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Правила).

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней со дня отгрузки. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах в порядке, предусмотренном ст. 169 НК РФ. В соответствии с Правилами первый экземпляр счета-фактуры, составленного на бумажном носителе, выставляется покупателю, второй экземпляр остается у продавца.

Счета-фактуры в книге продаж регистрируются в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. При этом единой регистрации подлежат счета-фактуры (в том числе корректировочные), составленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Составленные и (или) выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) подлежат регистрации в книге продаж во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС. В книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями в порядке, определенном Правилами.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру (если иное не предусмотрено пп. 1.1 этого же пункта). Кроме того, с 1 октября 2014 года счета-фактуры можно не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки.

Поступление доходов от оказания услуг на лицевой счет (банковский счет) отражается на основании документов, прилагаемых к выписке:

— из лицевого счета администратора доходов бюджета и прилагаемых к;

— из лицевого (банковского) счета бюджетного (автономного) учреждения.

Передача казенным учреждением информации о суммах начисленных доходов от выполнения работ администратору доходов, а так же поступление от администратора доходов информации о зачислении поступившей выручки в доход соответствующего бюджета осуществляется посредством оформления Извещений (ф. 0504805).

Пример заполнения извещения (ф. 0504805)

Налогообложение

НДС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Положениями п. 4 ст. 38 НК РФ установлено, что работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Величина налоговой базы определяется исполнителем как стоимость услуг без учета НДС, исчисленная исходя из цены этих услуг, указанной сторонами сделки (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ (если иное не предусмотрено пп. 1.1 этого же пункта), налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру. Кроме того, с 1 октября 2014 года счета-фактуры можно не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки.

Документом, подтверждающим передачу результатов работ, обычно является акт оказания услуг.

В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС оказание услуг казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Для бюджетных (автономных) учреждений оказание услуг в рамках приносящей доход деятельности не является исключением для определения налоговой базы по НДС.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

При применении метода начисления выручка по договору оказания услуг признается доходом от реализации на дату подписания с заказчиком акта оказания услуг (п.п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).

При этом в п. 2 ст. 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача услуг, доход от реализации указанных услуг распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным услугам.

Согласно ст. 316 НК РФ доход от реализации услуг с длительным циклом формируется равномерно в течение всего срока договора или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, что должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 08.12.2010 N 03-03-06/4/120).

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления денежных средств в кассу или на счет организации в банке, а также погашение задолженности перед организацией иным способом (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Пример

Казенное учреждение

Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов в полном объеме.

15 января текущего года учреждение оказало физическому лицу услугу, стоимость которой составила 1 000,00 руб.

В этот же день денежные средства в счет оплаты оказанной услуги внесены в кассу казенного учреждения.

16 января наличные денежные средства были сданы в кредитную организацию для дальнейшего внесения на лицевой счет администратора доходов бюджета.

17 января денежные средства были зачислены на лицевой счет администратора доходов бюджета.

В бюджетном учете следует отразить записи:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *