Профессиональные навыки юриста

1. Ораторское искусство

Речь – ключевой инструмент, который использует юрист в своей профессиональной деятельности. Его визитная карточка, благодаря которой юрист себя презентует, демонстрирует свой уровень интеллекта. Какой она – речь – должна быть:

Помимо того, что юрист должен уметь говорить, он обязан слушать и слышать клиентов, оппонентов, судей.

2. Навыки письма

Умение грамотно, ясно, точно и доступно изложить информацию на бумаге – один из важнейших навыков профессионала. Не менее (если не более) важно – это постараться, чтобы текст поняли не только коллеги, но и клиенты. Правое регулирование в большинстве случаев равно сотням страниц сложного для восприятия текста. И юрист должен довести суть до клиента, судей, присяжных, экспертов, других участников дела и процесса.

Специалисты по правовым вопросам должны:

— Изучить стилистические и механические аспекты написания.
— Не допускать грамматических ошибок.
— Получить навыки написания лаконичной и убедительной прозы.
— Получить опыт составления правовых документов: ходатайства, договоры, резолюции, меморандумы и др.

3. Умение работать с клиентом

В клиентоориентированной юридической отрасли честная и квалифицированная работа с клиентами имеет решающее значение для успеха специалиста и фирмы. У юриста должен быть опыт работы с клиентами, а также развитые коммуникационные навыки (устные и письменные).

4. Умение искать и анализировать, применять логику

Юристам приходится иметь дело с огромным количеством сложной информации, в большинстве случаев написанной специфическим языком. Чтобы эффективно с ней работать юристу просто необходимы аналитические и логические навыки:

— Рассмотрение сложных письменных документов, составление выводов и установление связей между юридическими лицами.
— Развитие логического мышления.
— Структурирование и оценка аргументов.
— Использование индуктивных и дедуктивных методик в работе над выводами.

5. Изучение судебной практики, правовое исследование

В самом широком смысле это умение анализировать правовую проблему и находить возможные способы её решения после изучения законодательных актов, прецедентного права, судебных мнений, уставов, положений и другой информации.

Юрист должен овладеть:

— Основными техниками поиска информации.
— Навыками определения фактических обстоятельств дела.
— Искусство интерпретации, анализом (оценкой) правовой квалификации дела.
— Навыком определения применимой нормы права, ссылок на законы.
— Навыком работы с базами данных (поисковиками) судебных инстанций, справочных систем и пр.

6. Технологии

Технология стремительно меняет юридический ландшафт. Сегодня это неотъемлемая часть юридических услуг. Поэтому профессионал должен:

— Быстро разбираться в программном обеспечении, оптимизирующим работу юристов (презентации, поисковые базы данных и пр.);
— Знать и владеть навыками работы с электронной почтой, системами голосовых сообщений, видеоконференциями;
— Обладать навыками интернет-сёрфинга, чтобы быстро и эффективно проводить поиск и анализ правовой информации.

7. Знание основных законов и правовых процедур

Все юристы, даже те, кто находится на дне юридической карьеры, должны обладать базовыми знаниями о материальном праве и юридической процедуре. Специалисты по правовым вопросам должны иметь общие знания:

— о местных и федеральных органах госуправления;
— о правилах и процедурах обращений, подачи ходатайств и пр.;
— об основополагающих принципах права в тех областях практики, в которых они работают;
— соответствующей юридической терминологии.

8. Тайм менеджмент

В профессии, основанной на бизнес-модели «оплата за час» и связывающей производительность с финансовой выгодой, юристы постоянно находятся под прессом времени. Большие нагрузки, таймлайны и дедлайны – всё это, увы, привычные атрибуты работы юриста. Поэтому немаловажными навыками будут:

— развитие навыков многозадачности;
— планирование, умение управлением времени;
— расстановка приоритетов;
— умение работать в ограниченные сроки.

9.Организованность

Навык, который поможет организовывать работу рабочей группы, департамента, компании:

— навык анализа, обработки, структурирования и управления больших объемов информации: документов, файлов и др.;
— умение определять цели, эффективно структурировать дело из огромного количества несвязанной информации;
— навыки работы с приложениями, помогающими управлять данными.

10. Работа в команде

Юристы не работают в вакууме. Даже адвокатам-солистам приходится полагаться на секретарей и вспомогательный персонал, общаться с консультантами и экспертами. Может случиться и так, что дело потребует коллективных усилий нескольких адвокатов или адвокатских фирм. В Поэтому юристу не обойтись без навыков:

— работы в коллективе ради общей цели;
— координации и обмена информацией и знаниями;
— развитием коммуникативных навыков, чтобы более эффективно общаться с коллегами, сотрудниками, клиентами, экспертам.
— публичных выступлений и участия в командных мероприятиях, встречах и конференциях.

Развивайте все эти навыки, и вы добьетесь успеха в юридической профессии!

Профессиональная компетентность – сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов.

Виды компетенций:

1. профессионально-правовая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.

2. информационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к конкретным потребностям профессиональной деятельности; использование информационных технологий в профессиональной деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение профессиональных проблем и практических задач; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной консультационной и иной профессиональной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых ресурсов; ведение документации на электронных носителях.

Проявляется в следующих компетенциях:

— способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

(ОК-4);

— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

(ОК-5);

— владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке

(ОК-13);

— владеет навыками ораторского искусства и активного слушания;

— владеет навыками самоконтроля над эмоциями, настроением в экстремальных и стрессовых ситуациях;

— способен устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками деловой коммуникации, владеет навыками аттракции;

— способен в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;


— обладает высокой имиджевой культурой.

3. коммуникативная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обращающимися за юридической помощью лицами; эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально и профессионально значимых целей; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

4. профессионально-этическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих следование в профессиональной деятельности нормам общечеловеческой морали и общественной нравственности, профессиональному этикету; понимание сущности и социальной значимости профессиональной юридической деятельности; демонстрацию в профессиональной деятельности правовой и психологической культуры, глубокого уважения к закону, бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Проявляется в следующих компетенциях:

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

— обладает высоким уровнем нормативности поведения;

— способен сочетать нравственные и юридические требования в профессиональной деятельности.

5. организационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности и организованности профессиональной деятельности, владение навыками планирования деятельности и оптимального распределения временных и прочих ресурсов для обеспечения высокого уровня оперативности и эффективности профессиональной деятельности; способность оказывать управляющее воздействие на коллектив, других партнеров по общению, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессиональной деятельности; своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.

Проявляется в следующих компетенциях:

— владеет навыками саморегуляции и самостоятельной организации собственной деятельности, проявляет собранность и аккуратность в работе;

— способен прогнозировать последствия принимаемых решений;

— имеет высокий уровень исполнительской дисциплины;

— способен к оперативному принятию эффективных решений на основе учета различных факторов профессионально значимой ситуации;

— способен оказывать управляющее воздействие на коллектив и партнеров по общению, оптимально распределять обязанности в коллективе, организовывать и контролировать совместную деятельность;

— способен к самостоятельной работе над практическими профессиональными задачами;

— способен к сотрудничеству, взаимодействию в команде, командному распределению полномочий и ответственности

6. профессионально-интеллектуальная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень познавательной (когнитивной) активности, обобщение, анализ, восприятие информации, постановку цели и выбору путей ее достижения; аналитический и творческий анализ, а также навыки запоминания больших объемов информации; умение выделять главное, высокую умственную работоспособность, способность к здравым суждениям и умозаключениям.

Проявляется в следующих компетенциях:

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

— способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

— способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

— владеет навыками творческого мышления, поддержания умственной работоспособности,

— способен к запоминанию и умственной обработке больших объемов информации.

7. педагогическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Проявляется в следующих компетенциях

— способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

-способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

— способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19)

Billion Photos / .com

Блокчейн, криптовалюты, кибербезопасность, искусственный интеллект, цифровая экономика. Все чаще эти слова являются предметом обсуждений в органах государственной власти, профессиональных сообществах и СМИ. Изменения в общественной жизни, связанные в первую очередь с появлением новых информационных технологий, отразились также и на работе юристов. К примеру, уже сейчас автоматизированы некоторые направления юридической деятельности: с помощью современных электронных систем составляются типовые договоры, направляются претензии и иски, отслеживается статус дела. Цифровизация экономики, по мнению экспертов, может привести к тому, что значительную часть работы юристов смогут успешно выполнять роботы. В связи с этим остается открытым вопрос: каким должно быть юридическое образование будущего, чтобы позволить специалистам оставаться востребованными? В преддверии Международного дня студентов, который отмечается 17 ноября, портал ГАРАНТ.РУ узнал у экспертов, какими знаниями и навыками должны обладать юристы цифровой эры, заменят ли роботы юристов и кто такой «юрист будущего»?

Каким должно стать современное юридическое образование?

Сегодня практически в каждом вузе имеется юридический факультет, который специализируется на подготовке кадров для той или иной отрасли. Так, в МГИМО МИД России юристы специализируются на изучении международного права и особенностях законодательства зарубежных стран, студенты Российской государственной академии интеллектуальной собственности углубленно изучают вопросы патентного права. В некоторых вузах готовят специалистов широкого профиля, такие как, например, МГУ, МГЮА им. О.Е. Кутафина. Однако, по мнению экспертов, для выпускника юридического факультета знать только действующее право, в том числе его отдельную отрасль, мало.

Алексей Головченко

«Современное юридическое образование, безусловно, должно быть основано не на штудировании законов, как это в свое время делали мы. На сегодняшний день информация стала доступной и оперативной: просто, открыв Интернет, вы можете за пару минут найти всю необходимую вам информацию и даже историю изменений по тому или иному вопросу. Важно научить будущих юристов пользоваться этой информацией», – считает Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Артем Юдкин

Такой же позиции придерживается и Артем Юдкин, председатель Правления Фонда «Сибирский экспертный центр «Модернизация». По его мнению, юридическое образование должно обеспечить переход от авторитарной и текстовой дидактики (когда будущий юрист заучивает рекомендованный преподавателем текст нормативного акта и доктринальные толкования правовых норм) к комплексному восприятию информации. «Когда в год принимаются десятки тысяч новых норм, существенно меняются действующие законы и разрабатываются сотни новых документов, ориентироваться в этом пространстве без работы по поиску информации и комплексного представления о норме права (сама норма, ее изначальный текст или текст проекта, судебная и административная практика применения) не представляется возможным. Обеспечить это можно только путем интеграции в обучение справочно-информационных систем», – полагает эксперт.

Сергей Головин

Адвокат Сергей Головин считает, что в учебную программу вузов необходимо включать дисциплины, позволяющие студенту приобрести навыки в сфере новых технологий, включая добычу доказательств в сети, обеспечение кибербезопасности, электронное делопроизводство и другие.

Однако, по мнению генерального директора CEB SHL Russia&CIS Ирины Зариной, оперативно адаптироваться к быстро трансформирующимся условиям труда учебные заведения не смогут.

Ирина Зарина

«Современному юристу важно учиться самостоятельно ориентироваться в развивающихся цифровых условиях: в новом программном обеспечении, аналитических технологиях и платформах отчетности, которые используют работодатели или клиенты. Так, студент должен в ходе обучения в вузе параллельно набирать те цифровые навыки, которые в перспективе помогут ему эффективно выполнять функцию юридической поддержки и интегрировать результат работы в общую деятельность компании», – рекомендует она.

Вместе с тем несмотря на необходимость внедрения в образовательный процесс современных технологий, эксперты не исключают сохранение элементов классического образования. «Если вспомнить историю, российские дореволюционные юристы были людьми не только образованными в юридическом плане, но и досконально знавшими историю, культуру и иностранные языки. Это было необходимым условием того времени, так как в состав Российской империи входили Польша, Финляндия, страны Прибалтики и Средней Азии. В те годы базовых вузов, в которых готовили юристов, было немного – университеты Москвы, Петербурга, Киева, Казани, Риги, Таллина, Тарту. В этих университетах преподавали одни и те же профессора, то есть существовало своеобразное для того времени сетевое взаимодействие: юридические знания и особенно достижения правовой науки транслировались на всех площадках примерно на одном – высочайшем – уровне. Это позитивный опыт, который нам необходимо интерпретировать и осовременить сегодня на новом технологическом уровне», – считает декан юридического факультета Российского нового университета (РосНОУ), профессор, к. псих. н. Алексей Тыртышный.

Алексей Тыртышный

Он также рассказал, что в нынешних условиях, когда наша страна попала под действие санкций, особую актуальность приобретает подготовка юристов, компетентных именно в областях международного права. По его мнению, в профессиональном сообществе не хватает специалистов, которые не только бы свободно владели иностранными языками, но и понимали механизмы работы других юрисдикций и возможности их взаимодействия с российской. «Недостаток кадров означает, в том числе и то, что наши образовательные программы недостаточно ориентированы на международное взаимодействие. Поэтому наша задача – обмениваться опытом с зарубежными коллегами. Для этого мы активно взаимодействуем с университетами Франции и Бельгии и обсуждаем возможные форматы сотрудничества и обмена опытом с вузами Азии и других регионов мира, – отметил Алексей Тыртышный. – Разумеется, чтобы соответствовать новым требованиям, вуз сам должен перестраиваться: пересмотреть подход к подбору и подготовке научно-педагогических кадров, разрабатывать и лицензировать новые образовательные программы. Требуется сделать подготовку студентов максимально вариативной, чтобы они имели возможность получать дополнительное образование по смежными с юриспруденцией направлениями подготовки, будь то психология, лингвистика, экономика или IT».

Какими знаниями и навыками должны обладать юристы цифровой эры?

Юлия Кульчицкая

Юлия Кульчицкая, директор консалтинговой компании МАК Групп, эксперт Первого Арбитражного Учреждения, считает, что цифровая эра – это эра вербальной коммуникации. А это значит, востребованным на рынке труда становится умение представить свое экспертное мнение понятным и доступным способом. При этом, по ее словам, увеличивается и скорость принятия этих решений. «Меняется скорость и ресурсы поиска, подбора и анализа информации, что требует от юриста нового поколения умения анализировать большие массивы данных, выстраивать их в логичные структуры».

Вячеслав Сергеев

По мнению управляющего партнера группы компаний «BDA» Вячеслава Сергеева, юристу нового поколения мало иметь диплом юридического вуза и обладать знаниями в сфере юриспруденции. Он отмечает, что специалисту следует научиться оказывать услуги с помощью высокотехнологичных инструментов, например электронной подписи, электронного документооборота, криптоканалов для обмена информацией, токенов и электронных валют, смарт-контрактов и т. д. Кроме того, он выделяет важность многогранных и глубоких знаний специалиста в разных областях юриспруденции. «Таковы требования обеспечения скорости при оказании услуги, конфиденциальности (ограниченность в возможности привлекать экспертов), отсутствия необходимых экспертов в данном месте или времени», – рассказал эксперт.

Однако, Роман Янковский, секретарь Наблюдательного совета Ассоциации ФинТех, партнер юридической фирмы «Зарцын, Янковский и партнеры», преподаватель юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, считает, что многие юристы до сих пор не могут понять, как работает асимметричное шифрование, технология цифровых отпечатков, тот же блокчейн. «Но сейчас «нас не учили» – это больше не оправдание. Если юрист хочет быть в тренде, ему приходится постоянно осваивать несвойственные сферы знаний: от финансов до верстки. Приходится пересиливать себя, чувствовать себя бабушкой, которой внук пытается объяснить, как работает Интернет. Но только так можно остаться конкурентоспособным на рынке труда», – подчеркнул эксперт.

Как повлияют современные информационные технологии на работу юриста?

Ольга Кириллова

Ольга Кириллова, управляющий директор юридической компании Heritage Group, считает, что, например, внедрение big data в повседневную юридическую практику существенно уменьшит значимость экспертизы документов. «Используя эти системы, «нарисовать» что-то задним числом будет все труднее. Это, конечно, упростит работу юриста, потому что меньше придется сталкиваться с недобросовестностью оппонентов. С другой стороны, несомненно, потребуется больше точности, скрупулезности и все тех же навыков оперирования информацией», – отметила эксперт.

Роман Янковский

Алексей Головченко рассказал о преимуществах онлайн-правосудия, которое позволит упростить процедуру контроля над документооборотом в судебной системе и сделать более прозрачной работу судей. «Это важный аспект, поскольку на сегодняшний день проблемы недобросовестности судей, неэффективности и несправедливости российской судебной системы – это притча во языцех. Предприниматели явно считают, что более 80% споров с государством изначально проигрышные, поскольку наша судебная система так настроена. В связи с этим подобные сервисы помогут бороться с этими насущными проблемами. Уменьшится возможность «маневра» со стороны властных структур, поскольку все будет максимально прозрачно. Также станут проще транзакционные отношения с судами, соответственно и скорость отношений увеличится», – рассказал адвокат.

Однако, по мнению Антона Иванькова, генерального директора ООО «Юридическая фирма «ЗАКОН – ПРИОРИТЕТ», не исключены проблемы при реализации системы онлайн-правосудия. В частности, в случаях рассмотрении дел в порядке упрощенного производства (гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса, гл. 21.1 Гражданского процессуального кодекса, гл. 33 Кодекса административного судопроизводства). «Элементарное отсутствие подключения к Интернету может поставить под угрозу своевременное направление в суд документов в электронном виде. Кроме того, доказательственная база сторон должна быть оформлена на предельно высоком профессиональном и качественном уровне, не вызывающем каких-либо сомнений в подлинности и верности направленных в суд электронных документов, при этом большие объемы документов могут вызвать определенные трудности в их отправке в суд в электронном виде», – считает эксперт.

Заменят ли роботы юристов?

Антон Иваньков

Практически все эксперты считают, что роботы не смогут полностью заменить юристов. Однако, по мнению Юлии Кульчицкой, хорошо «обученный» робот сможет выполнить ряд функций юриста более эффективно и качественно. Например, он сможет собрать необходимые данные, проанализировать их, подготовить стандартизованные документы, обработать в специальных программных продуктах. Но Ольга Кириллова считает, что юристов высшей квалификации, например, в сфере банкротства и корпоративных конфликтов машины не заменят никогда. «Здесь каждый процесс слишком сильно отличается от другого: в работе присутствует, без преувеличения, творческая составляющая. Незаменимыми останутся те, кто заносят данные в программу и те, кто мыслит нестандартно, так как это не сможет ни одна машина», – добавила она.

Вместе с тем Вячеслав Сергеев привел примеры организаций, в которых роботы уже заменяют юристов.

«ПАО «Сбербанк» запустило сервис роботов, которые обрабатывают исковые заявления физических лиц. Этот робот позволит сократить до 3 тыс. рабочих мест по юридической специальности. Существуют также мобильные приложения, которые по сути являются также роботами, с помощью которых пользователи могут, например, заполнить и подать заявление на обжалование штрафа за парковку. Аналогичные сервисы есть для бракоразводных процессов и количество вариантов их применения растет. Это оставит без работы тысячи начинающих юристов, которым обычно поручают однотипную неквалифицированную функцию, – отметил Вячеслав Сергеев. – Однако, отмечу, что для опытных юристов всегда останется работа, которую невозможно передать роботам. Например, представительство в суде, где юрист должен разработать стратегию защиты, владеть ораторскими навыками, искусством убеждения, проявить человеческое отношение к клиенту и т. д. Но при этом однозначно нужно признать, что роботы это очень сильные, обучаемые, потенциально «опасные» конкуренты для профессии юриста».

Аналогичной позиции придерживается Антон Иваньков. Он также считает, что машины и роботы не способны заменить юриста в судебном процессе. «Каждое отдельно взятое дело в той или иной степени уникально. Да, есть идентичные, похожие по своей сути и содержанию дела, по которым уже сформирована определенная судебная практика. Однако и это не дает полной гарантии того, что вновь возникший аналогичный правовой спор может быть решен таким же стандартным способом, – отметил он. – В работе юристов невозможно применять шаблонные, трафаретные подходы и использовать запрограммированные установки и методы в процессе разрешения судебных споров».

Владимир Константинов

Владимир Константинов, юрист-судебник, генеральный директор юридической компании «Юристо» считает , что для качественного решения правовых задач необходим изощренный человеческий интеллект, а не простая механика действий. «В тех сферах, где можно действия сделать системными – например, взыскание задолженности по типовым контрактам – уже внедрены роботизированные системы обработки информации и подготовки правовых документов. В будущем роботы-юристы все больше будут интегрированы в обычную жизнь и заменят функционал юриста, поэтому востребованы будут специалисты с гибким подходом к решению задач, с глубокими знаниями права и способные находить нестандартные пути решения поставленных задач, потому что роботы – это в первую очередь стандартизация. Востребованность в юристах определенно станет меньше, вырастет конкуренция за рабочие места, где еще будет необходим человеческий интеллект. Юристам потребуется переквалификация и получение дополнительного образования, хотя в современной реальности несколько высших образований в разных отраслях уже стало нормой и является признаком хорошего юриста», – добавил эксперт.

***

Эксперты отмечают, что уже сегодня работа юристов предельно упрощена. Так, например, электронные конструкторы договоров существенно облегчают разработку документов – составление судебного иска превращается в работу с электронными формами, в органы государственной власти можно обратиться через информационные системы, а на судебном заседании можно присутствовать с применением конференц-связи. Эти и другие новшества современности уже являются не просто предпосылками цифровой экономики, а по сути стали укладом жизни. Однако несмотря на то, что цифровые преобразования происходят практически в каждой отрасли, эксперты считают, что искусственный интеллект не заменит в полной мере работу юристов.

К профессии юриста, так же как и к любой другой профессии предъявляются различные профессиональные требования. Это значит, что юрист должен обладать необходимым комплексом качеств, профессиональных знаний, навыков и умений.

К личным качествам относятся: высокая гражданственность, интеллектуальность, нравственность, развитое чувство долга и ответственности за исполнение своих обязанностей, преданность своему делу, чувство непримиримости с правонарушениями, справедливость, высокая гуманистическая направленность, следование нормам профессиональной этики и личная безупречность.

К юристам – сотрудникам органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и министерства обороны, кроме того, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, предусмотренные законодательством о прохождении службы в перечисленных органах.

К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым и экономическим мышлением, умением разбираться в политических течениях и государственной политике, знать действующее законодательство и уметь его применять, владеть практическими навыками по специальности.

Любой юрист должен знать основы философии, психологии, экономических и политических учений, научной организации управления и труда в необходимом объёме.

Юридическая деятельность требует знания содержания отраслевых и общеюридических наук, а также знания способов уяснения и толкования правовых норм, их реализации, процедуры принятия и исполнения юридических решений, актов совершения действий, имеющих правовое значение.

Важным условием успешного выполнения юридической работы является обладание такими практическими умениями как: обеспечение законности в деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, соблюдение государственной, трудовой, договорной, финансовой и иной дисциплины, грамотное толкование и применение законов и иных нормативных актов, правильное квалифицирование юридических фактов и обстоятельств, принятие правовых решений, совершение иных юридических действий в точном соответствии с законом.

К необходимым навыкам юристов можно отнести: составление и оформление юридических и иных служебных документов, использование и применение криминалистической, специальной, компьютерной и организационной техники.

К юристам, которые являются сотрудниками органов внутренних дел, помимо общих требований к знаниям, умениям и навыкам, предъявляются специальные требования, продиктованные некоторыми особенностями работы в службах органов внутренних дел. Он должен помимо законодательства знать и ведомственные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере внутренних дел, систему и структуру органов внутренних дел, их виды, правовой статус, формы и методы административно-правовой, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, должностные права и обязанности, ответственность службы в органах внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел, ФСБ и других подобных структур должны уметь быстро, чётко, своевременно и решительно действовать в различных непростых ситуациях и условиях, быстро переключаться с одного вида работы на другой, использовать специальные средства, а в случае необходимости и оружие.

Каждый юрист должен обладать таким качеством, как профессионализм, под которым понимается осуществление юридической деятельности по принятым методикам, соблюдение требований к её процессу и результатам, возмездность деятельности и влияние субъекта на осуществляемую им работу. Профессионализм как совокупность качеств приобретает всё большее значение в структуре анализа и оценки самых различных видов деятельности, тем более такой ответственной и значимой как юридическая, которая не должна быть случайной, осуществляться дилетантски, мало знающими и умеющими людьми.

Профессионализм – это важное состояние или свойство, достижение которого является главным путём совершенствования то или иной деятельности. Он имеет как общесоциальную составляющую (требования и ожидания общества и социальных групп), так и индивидуальную (уровень соответствия требованиям и ожиданиям). Причём вторая составляющая характеризует в большей степени профессионализм субъекта, чем деятельности. Также каждый юрист должен обладать высокой общей и профессиональной культурой.

Юрист всегда должен излагать свои суждения предельно ясно и конкретно, потому что юриспруденция предполагает строгую определённость. Всякий вывод по любому вопросу или проблеме должен быть обязательно подтверждён конкретным нормативно-правовым актом, регулирующим те или иные вопросы. Нельзя использовать общие и расплывчатые фразы и выводы. Конкретность в изложении суждений невозможна без ограничения эмоций, ведь сила настоящего юриста в умении убеждать фактами и нормами права, которые всегда конкретны. Профессиональный юрист не должен кричать, он составит такой юридический документ, который будет сильнее всяких эмоциональных высказываний и необдуманных поступков.

Деятельность любого юриста немыслима без хорошо развитой памяти, так как ему приходится помнить множество нормативного материала, и, прежде всего того, который используется им в соответствии со своей специализацией.

Далее нельзя не упомянуть о таком качестве юриста как наличие аналитического склада ума. Прежде всего, это необходимо учёным правоведам для изучения различных юридических проблем.

Иногда юрист – это в некоторой степени ещё и актер. Например, когда нужно изложить свою позицию в суде. При этом такое качество как красноречие может помочь юристу в обосновании того или иного мнения или убедить судью либо присяжных заседателей.

Следует обратить внимание на такую характеристику юриста как профессиональное поведение, которое, прежде всего, связано с общественной ролью юриста, его должностным и социальным положением.

Так как юристы являются лицами, осуществляющими юридическую деятельность, то они имеют достаточно большое влияние в обществе, и, следовательно, их профессиональное поведение регламентируется рядом нормативно-правовых актов. За нарушение же юристами правил профессионального поведения может последовать применение в отношении виновных определённых санкций.

Проблема профессионального поведения юриста особенно остро возникает при совмещении различных видов деятельности, прежде всего, политической, юридической и предпринимательской, а также, когда они осознанно или нет, стремятся использовать своё положение в личных целях.

Каждый юрист должен обладать и таким качеством как развитая коммуникативность, ведь, в сущности, вся его профессиональная деятельность осуществляется путём взаимодействия с другими людьми, то есть в процессе межличностной коммуникации.

Следует отметить, что ряд элементов и свойств межличностной коммуникации урегулирован законодательством. Уровень межличностного общения юриста является важным условием эффективного решения взятых на себя задач: убеждение клиента, достижение компромисса с партнёром, заключение нужного договора и т. д.

Все виды межличностных коммуникаций должны проводиться с учётом правовых норм и этических правил, направляться на достижение определённого и возможного согласия. Необходимо, чтобы в их основе находился общий язык, использование как можно большего числа различных формальных и неформальных способов и приёмов воздействия.

Профессиональные межличностные коммуникации должны быть целенаправленными, чётко организованными и результативными. Любой юрист должен осуществлять свои коммуникации, обеспечивая правильное взаимодействие и общение сторон. А для этого необходимо учесть все возможные проявления конфликтности и помехи со стороны собеседника. Умение преодолевать трудности, создавать благоприятную и доверительную атмосферу, прощать ошибки и недостатки собеседника, терпение являются обязательными качествами для юриста.

Нельзя не сказать о воле, необходимой юристу для успешного выполнения им своей работы. Различные психические процессы регулируют действия и поступки людей. Любое психическое явление – это и отражение действительности, и звено в регуляции действительности. Высшей, не только побудительной, но и распорядительной формой психической регуляции является воля.

В психической деятельности юриста воля играет две взаимосвязанные роли – активизирующую и тормозящую. Воля – это способность контролировать свою деятельность и активно направлять её на достижение поставленных целей с учётом складывающееся обстановки.

Чтобы не выходить за определённые границы, обусловленные проводимой практической деятельностью, работник юридического труда в большинстве случае должен проявлять свою волю, сдерживая эмоциональные порывы. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, преобразованию действительности в связи с потребностями, намерениями, целями, интересами. При помощи воли человек организует свою работу и управляет своим поведением.

Развитие воли, способности к волевой деятельности – процесс длительный. Её нужно формировать с детства, но неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности. Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершено не свойственные ему поступки. Если безвольный человек в труде никчёмен, то в экстремальной ситуации он может быть ещё и опасен. Твёрдая воля – предпосылка успехов в трудовой и особенно юридической деятельности.

В практической деятельности юридических работников имеют место случаи, когда внутреннее состояние их не отвечает требуемому поведению в кризисной ситуации. Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние юриста, подчиняясь воздействию отрицательных эмоций, тормозит требуемую от него активность. И здесь ему приходится себя заставить подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность.

Воля – это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Поведение юристов, сотрудников правоохранительных органов или судей по своему содержанию является сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизованным. Такое поведение называют волевым, и оно предполагает наличие у юридических работников определенных волевых качеств.

Целеустремленность – способность личности подчинять свою деятельность и поведение высоким общественно значимым целям. Целеустремлённый человек почти всегда достигает поставленных целей. Большинство юристов имеют хорошую целеустремлённость, ясность целей и задач.

Решительность – это волевое качество личности, которое помогает ей своевременно принимать необходимые решения и правильно реализовывать их. Решительному человеку свойственна критичность и гибкость ума, смелость мыслей, убеждённость в решениях и упорство в достижении цели.

Настойчивость – черта, в которой отражается волевая активность человека. Настойчивые люди способны к длительному и постоянному напряжению сил. При этом сила воли по мере достижения поставленной цели у них не ослабевает, а, наоборот, возрастает.

Выдержка и самообладание – это умение человека сдерживать физическую и психическую активность, которая мешает достижению цели. Это способность человека владеть собой в сложных и кризисных ситуациях, в которых юрист не поддаётся чувству страха, обладая сильной волей, удерживает себя от действий и поступков, вызываемых чувством раздражения, досады или злости.

Исполнительность – волевое качество, выражающееся в активности, прилежном, аккуратном, систематическом, точном и своевременном исполнении юристом своих обязанностей, решений и распоряжений руководства.

Стойкость и мужество – это взаимосвязанные качества, являющиеся основой воли юриста. Они позволяют ему вести себя с достоинством и не терять веру в любой, даже самой экстремальной ситуации. Стойкость – это физическая и духовная выносливость, бодрость и сила духа. Такие волевые свойства особенно проявляются в длительной борьбе с трудностями и неудачами. Мужественность – это способность совладать со своими чувствами, потребностями и убеждениями, сохраняя при этом ясность и остроту ума.

Помимо перечисленных качеств личности, эффективность труда юриста зависит от мотивационной сферы его личности, в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему приходится защищать.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *