Профстандарт для воспитателей
Содержание
ПрофСтандарт «Педагог»
Нормативные документы
-
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Приказ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «ПЕДАГОГ (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
-
Приказ Минтруда и соцзащиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта педагога» от 25.12.2014 № 1115н
-
Постановление правительства РФ «Об особенностях применения профессиональных стандартов….» от 27.06.2016 №584
-
Коментарии к Постановлению правительства РФ «Об особенностях применения профессиональных стандартов…» от 27.06.2016 №584
-
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 №10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
Документы ГБДОУ №33
-
Положение о поэтапном внедрении профессионального стандарта Педагог
-
Положение о Рабочей группе по разработке и внедрению профессионального стандарта Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 33 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
-
ПЛАН работы по организации применения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)» ГБДОУ детский сад № 33 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на период 2016-2020 гг.
Деловая игра «Профессиональный Стандарт Педагога — миф или реальность»
Деловая игра «Профессиональный стандарт Педагога»
Деловая игра «Знатоки ПрофСтандарта»
Профессиональный стандарт — как ориентир совершенствования профессиональной деятельности педагога
Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт Педагога.
Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ
-
Профессиональный стандарт Педагога
-
Памятка для воспитателя
-
Полезная брошюрка
-
Профессиограмма педагога ДОУ
-
Диагностическая карта возможностей и затруднений педагога
«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
· ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
· профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2020 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
Общие сведения о стандарте.
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Функциональная карта.
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
обучения;
воспитания;
развития.
Характеристика функций.
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОСбыл разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2020 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.
Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…
Новые профессиональные задачи воспитателя «Что изменил профессиональный стандарт»
Ольга Мордвинова
Новые профессиональные задачи воспитателя «Что изменил профессиональный стандарт»
Новые профессиональные задачи воспитателя. Что изменил профессиональный стандарт.
В своем выступлении я постараюсь раскрыть следующие вопросы:
План
1. ФГОС ДО о компетенциях педагога.
2. Связь ФГОС и профстандарта
3. Характеристика профстандарта
4. Цели и функции, структура профстандарта
5. Новые профессиональные задачи воспитателя
6. Вывод
7. Рекомендации
В связи с выходом ФГОС ДО — № 1155 от октября 2013 произошли изменения в образовании, в т. ч и в дошкольном образовании.
С 2014 года детские учреждения приступили к реализации Стандарта дошкольного образования. В нем предусмотрены компетенции педагога в соответствии со Стандартом.
Компетенции предполагают:
— обеспечение эмоционального благополучия воспитанников
— поддержка индивидуальности, инициативы;
— установление правил взаимодействия в разных ситуациях
— построение вариативного, развивающего образования ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка
— взаимодействие с родителями (законными представителями) (сделать на слайд, как таблицу)
Компетенции, определенные в ФГОС е раскрывает профессиональный стандарт
Профессиональный стандарт педагога (извлечение)
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми
2. Знать общие закономерности развития ребенка
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
5. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды
6. Владеть методами и средствами анализа педагогического мониторинга
7. Владеть методами и средствами педагогического просвещения родителей
8. Владеть ИКТ- компетенциями
3. Профессиональный стандарт — документ, который фиксирует требования и функциональные обязанности работников многих специальностей.
Стандарт – инструмент повышения качества образования, и выхода отечественного образования на международный уровень.
Профессиональный стандарт был Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
Зачем нужен профессиональный стандарт?
Стандарт-инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
Стандарт-инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень
Стандарт- объективный измеритель квалификации педагога
Стандарт- средство отбора педагогических кадров в ДОУ.
Стандарт-основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
В данный момент профстандарт педагога Минтруд рекомендует приостановить действие до 1 сентября 2019 года
Есть три основные причины:
1. Нужно установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.
2. Необходимо обеспечить соотношения требований профстандарта с ФГОСАМИ высшего образования.
3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога.
Апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента, который определит траекторию профессионального развития конкретного работника.
Цель и функции профстандарта
Профессиональный стандарт педагога пришел на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога и дать новый импульс его развитию.
Цели применения ПС педагога
1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания детей
2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда
3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
4. Содействовать вовлечению педагога в решении задачи по повышению качества образования
В профстандарте трудовые функции (деятельность) прописаны в 3-х направлениях:
Обучение
Воспитание
Развитие
Главное в профессиональных качествах педагога,
-что он должен постоянно демонстрировать детям свое умение учиться. (Он сам учится и обучать детей)
Профессиональный стандарт
-повышает ответственность педагога за результаты своего труда
Что входит в компетентность педагога для достижения результатов:
— игровая компетентность (играть, придумывать);
— работа по интересам ребенка
— управление развивающей предметно-пространственной средой (по интересам детей, возрастным особенностям, добавлять современные предметы, игрушки).
-поддержка индивидуальности и инициативы детей через
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности,
Новые профессиональные задачи воспитателя
Новые профессиональные задачи воспитателя ДОО
1. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ДОУ:
-способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, которая базируются на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.
— владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками
Новые компетенции
-Работа с одаренными детьми,
-Работа в условиях инклюзивного образования реализации программ;
-Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии (ОВЗ — дети с ограниченными возможностями здоровья);
-Работа с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми-сиротами. (опекаемые дети, дети из социально неблагополучных семей и др.)
2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования
3. Разработка основной образовательной программы учреждения
4. Владение ИКТ-компетентностями
5. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка на основе диагностики.
6. Ведение карт индивидуального развития ребенка (оформляется при поступлении ведется до выпуска в школу, знакомим родителей)
7. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников.
• Возможность повышения эффективности образовательной деятельности с воспитанниками.
• Повышение квалификации педагогов
• Постоянная мотивация педагога к повышению квалификации.
• Побуждает педагога к поиску нестандартных решений
Сейчас профессиональный стандарт действует в части требований к квалификации, в случаях, когда предусмотрено законом.
Педагог – субъект развития своей профессиональной компетенции
Формы профессионального развития (квалификации)
педагога:
-Повышение квалификации (курсы, вебинары, семинары,онлайн-конференции);
— Работа в профессиональном сообществе (МО. Конкурсы, фестивали, смотры и т. д)
— Участие в методической работе ДОУ;
— Самообразование
Индивидуальный маршрут проф. Развития педагога
— максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации;
— позволяет планировать собственную проф. Деятельность с учетом программы развития ДОУ и своих проф. Интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный 5 лет, равномерно распределив усилия, направленные на проф. Развитие (самоменеджмент);
-ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.
У каждого педагога свой индивидуальный маршрут профессионального развития. (в зависимости от своих трудностей,потребностей, затруднений, способностей)
На слайд выставить индивидуальный маршрут профессионального развития педагога.
Какие бы я дала советы и рекомендации по внедрению профессионального стандарта в ДОУ. Его нельзя внедрить сразу.
Рекомендации по внедрению:
1. Необходимо организовать пед. Работников учреждения с содержанием проф стандарта «Педагог»;
2. Обсудить на пед. Метод советах, МО проф стандарта
3. Реализация информации на стендах и сайте ДОУ
4. Разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов ДОУ в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с воспитателями, нормирования, оценки качества труда воспитателей (трудовой договор, эффективный контракт, положение о стимулировании, положение об оплате труда, Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников)
5. Организация и проведение процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями проф. Стандарта педагога в ДОУ
6. Составление дифференцированной программы проф. Развития педагогов ДОУ на основе самоанализа (самооценки, уровня соответствия компетенций педагога, содержанию трудовых функций проф. Стандарта педагога.
Спасибо за внимание!