Прокурорская проверка в школе

«Новая бухгалтерия», 2009, N 12
ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
На учебные заведения не распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В их отношении плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. С какими нарушениями сталкиваются проверяющие и какая ответственность грозит нарушителям?
Реализация образовательных программ должна проводиться согласно законодательству об образовании, в частности Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) и Федеральному закону от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Проверить, насколько соблюдаются нормы и правила в сфере образования, взялась прокуратура.
Что проверяют
Положения учредительных документов. Их в первую очередь подвергают тщательному исследованию на предмет соответствия законодательству. Ведь устав или положение — это основа деятельности любого субъекта, включая тех, чей результат не имеет материального воплощения. Обязательные положения, которые должны содержаться в учредительном документе, перечислены в ст. 13 Закона об образовании. В частности, в уставе должны быть прописаны правила приема, порядок и основания отчисления обучающихся. При проверке законности установленных условий отчисления нередко выявляются нарушения.
В Костромской области, например, органами прокуратуры выявлены незаконные положения, позволяющие отчислять студентов за нарушения правил проживания в общежитии, а также за невыполнение возложенных на учащихся обязанностей беречь природу, воспитывать в себе трудолюбие, постоянно стремиться к повышению общей культуры. Казалось бы, в приведенных перечислениях нет ничего противоправного, более того, они направлены на реализацию негласных норм морали. Но мораль моралью, а отчислять за их несоблюдение образовательное учреждение не вправе.
Обучение может закончиться отчислением, если обучающийся в установленные сроки по неуважительным причинам не выполняет учебный план, нарушает правила внутреннего распорядка. При этом по инициативе администрации не допускается отчисление обучающихся во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
Важно отметить, что отчислить студента за нарушение порядка оплаты обучения нельзя. По этому вопросу судебные разбирательства состоялись еще в 2004 г. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2004 N А26-5499/03-27). Тогда суд отметил, что по Федеральному закону от 22.08.1996 N 125-ФЗ отчисление студента — это дисциплинарное взыскание, а нарушение порядка оплаты нельзя считать дисциплинарным проступком.
Нарушение условий выплаты стипендий. Если студентам-бюджетникам выплачивают стипендии, то обязательно проверяют размер выплачиваемых средств. Напомним, размеры государственной поддержки обучаемых установлены постоянно обновляемым Указом Президента РФ от 12.04.1993 N 443. Внимательно изучаются и условия выплаты стипендий. Ведь стипендия — это форма содействия в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности. Условия выплаты стипендий не должны противоречить правилам, содержащимся в Типовом положении о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487.
Например, условие выплаты стипендии, поставленное в зависимость от активного участия студента в общественных мероприятиях (концертах, выставках, творческих конкурсах), является нарушением прав учащихся. Такое нарушение было выявлено в положении одного техникума искусств.
Издаваемые руководителями приказы и локальные акты. Они как нельзя лучше фиксируют факты незаконных решений. Например, в книге приказов школы г. Климовска установлено, что учащиеся 7 — 11-х классов без согласия законных представителей участвовали в уборке картофеля. При этом с ними не заключались трудовые договоры и им не выплачивалась заработная плата. Это распространенные нарушения, рожденные еще в советское время. Привлечение студентов вузов для выполнения хозяйственных работ, например, по благоустройству территории без их согласия также является нарушением. Учебное заведение не вправе в одностороннем порядке привлекать обучающихся к любым хозработам.
Условия проживания в общежитиях. Установление дополнительной платы за потребляемую электроэнергию для студентов, проживающих в общежитиях и имеющих в личном пользовании энергоемкие приборы (зарядное устройство к мобильному телефону, плойку, ноутбук, стиральную машину, сканер и т.п.), также является незаконным.
Незаконным признается введение в общежитиях правила, разрешающего вход в общежитие проживающим в нем лицам до 24.00. Жилищное законодательство не содержит подобного запрета и не представляет администрации образовательных учреждений права на его введение.
Нарушением является осмотр крупногабаритной клади учащихся (коробок, спортивных сумок и др.). Такое правило противоречит ст. ст. 22 и 55 Конституции РФ, гарантирующим личную неприкосновенность граждан и возможность ограничения этого права только федеральными законами.
Законность расходования государственных средств. Проверка на этот предмет обязательна для бюджетных образовательных учреждений. Изучается каждая, даже копеечная трата, а также взаимозависимость лиц, участвующих в сделках. Так, сегодня не пройдет еще недавно процветавшая схема присвоения госсредств, когда образовательное учреждение берет в аренду помещения якобы для образовательных нужд, но фактически ими не пользуется. Подобный договор чреват уголовной статьей (ст. 160 «Присвоение или растрата» УК РФ). Именно так закончилась псевдоаренда Московского государственного университета технологий и управления.
Другая схема, используемая десятилетиями, продолжает процветать: ремонт помещений учебного заведения, даже если ремонт не требуется. Девиз, с которым руководители ищут подрядные организации, остался прежним: непременно потратить выделенные бюджетные средства, иначе в конце года не потраченные на ремонт средства уйдут обратно в бюджет. Вот и появляются договоры на покраску облаков. И придраться-то не к чему: документы составляют качественно, любое телодвижение оформляется отдельными актами. А главное — работы действительно выполняются. Только надобность в них нередко отсутствует.
Обязательно проверят законность выдачи ссуд педагогическим работникам заведения. Даже если ссуда выдана за счет внебюджетных средств, например за счет доходов от предпринимательской деятельности заведения, она должна быть предусмотрена в смете доходов и расходов учреждения. Отсутствие соответствующей статьи расходов в смете указывает на незаконность операции по выдаче ссуд. Напомним, что собственные средства государственного учебного заведения в соответствии с п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ приравниваются по режиму их использования к бюджетным средствам. В силу ст. ст. 42, 43 и 45 Закона об образовании доходы от предпринимательской деятельности учреждением должны использоваться в соответствии с уставными целями образовательного учреждения — для оказания социальной поддержки нуждающимся студентам, оплаты труда и материального стимулирования работников учреждений.
А вот выплата премий и надбавок педагогам, принятым по совместительству, а также предоставление им бесплатного питания за счет внебюджетных средств не нарушают норм бюджетного законодательства. За это наказать нельзя. К такому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 11.03.2009 N А74-590/08-Ф02-6980/08.
Законность использования образовательными учреждениями автотранспорта, выделенного в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Здесь тоже не без нарушений: выявляются факты использования школьных автобусов не по назначению. В частности, передача транспорта в аренду сторонним организациям, неиспользование выделенного транспорта, что также является нарушением.
Расходы на учебники, технические средства обучения и др. О государственных гарантиях прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, включая бесплатные учебники и пособия, которые должны предоставляться образовательными учреждениями, реализующими программы начального, основного, среднего образования, говорится много, но пока эта обязанность незаконно перекладывается на плечи родителей. Эти расходы, а также траты на технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды с молчаливого несогласия родителей органы власти субъекта РФ в сфере образования незаконно сберегают. Напомним, что к полномочиям упомянутых властных структур ст. 29 Закона об образовании отнесен вопрос обеспечения учащихся бесплатными учебниками из средств местных бюджетов. Такое положение характерно для подавляющего большинства районов. И это происходит, несмотря на увеличение в текущем году в бюджетах практически всех регионов размера субвенций на обеспечение муниципальных общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями, техническими средствами обучения и на другие нужды.
Выявляя необеспеченность учебными материалами, прокуроры выносят представление в адрес местных властей с требованиями принять конкретные меры.
Ответственность ужесточили
С 1 декабря 2009 г. ответственность учебных заведений и должностных лиц, установленная Законом об образовании и КоАП РФ, возросла. В соответствии с новой ст. 5.57 КоАП РФ за незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение или отчисление из него предусматривается штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц и от 100 000 до 200 000 руб. — для юридических лиц. За нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся, предусмотренных законодательством, должностным лицам грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 руб.
При повторном выявлении нарушений должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от года до двух лет.
Новой ст. 19.30 КоАП РФ введена ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. За выдачу образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдачу образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации, нарушитель будет привлечен к ответственности.
Введена ответственность за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, а также за нарушение установленного порядка проведения государственной (итоговой) аттестации.
За выявленные нарушения на образовательное заведение будет накладываться штраф, размер которого достигает 200 000 руб. Для руководителя штраф предусмотрен чуть меньше — до 50 000 руб. В отношении его также может быть принято решение о дисквалификации.
До введения в действие новых статей нарушителям Закона об образовании выносят предписания устранить выявленные нарушения, если они не охватываются нормами уголовного законодательства. В скором времени нарушители КоАП РФ будут наказаны еще и рублем. Хочется надеяться, что штрафы и дисквалификация станут стимулом к соблюдению прав в сфере образования.
А.Тюрина
Эксперт «ЭЖ»
Подписано в печать
07.12.2009

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Под проверкой прокуратуры понимается проверка исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, которую проводят органы прокуратуры. Предмет надзора, осуществляемый прокуратурой, и имеющиеся полномочия закреплены в Разделе III Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Сюда относятся: надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Необходимо учитывать, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применимы к проверкам, проводимым прокуратурой, хотя прокуратура присутствует при проведении таких проверок.
В связи с чем в судебной практике, к сожалению, не редки случаи, когда суды делают вывод об отсутствии необходимости соблюдать органом, чьи сотрудники были привлечены прокуратурой, которая инициировала проведение проверки, в качестве специалистов при проведении такой проверки, положений указанного Федерального закона. Это, на наш взгляд, серьезное упущение, поскольку указанный Федеральный закон предоставляет значительные права и возможности предпринимателям при проведении проверок, в отличие от проверок прокуратуры.

Когда проводится проверка?
Проверка может быть плановой (и тогда вы можете найти вашу компанию в списке проверяемых лиц на сайте Генеральной прокуратуры) и внеплановой. Такая внеплановая проверка проводится, в случае получения информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурорского реагирования, прокуратура проводит проверку. Такая информация может быть получена из обращения гражданина, организации, СМИ и т.д.
Проверка проводится в соответствии с Федеральным законом о прокуратуре и соответствующими Приказами Генеральной прокуратуры РФ. Например, принят Приказ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», Приказ от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» и иные.
СРОКИ. Срок на проведение проверки органами прокуратуры не установлен.

Какие есть полномочия у прокуратуры при проведении проверки?
В соответствии со ст. 22 Федерального закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Полезные советы при проведении у вас проверки
Когда к вам пришли работники прокуратуры с проверкой, обязательно попросите предъявить удостоверение работника прокуратуры. И если все равно сомневаетесь, что перед вами работники прокуратуры, позвоните в эту прокуратуру и уточните про проверку. Если прокурор требует предоставить ему какие-либо документы, которые вы не можете предоставить в связи с отсутствием вашего работника на рабочем месте, советуем письменно изложить невозможность исполнения указанного требования по объективным причинам, и попросить прокурору расписаться на вашем экземпляре (чтобы позже вы не были привлечены к административной ответственности за неисполнение требований прокуратуры).
Перед дачей каких-либо объяснений, советуем позвонить вашему юристу и спросить, стоит ли давать объяснения и если да, то что конкретно указывать. Это важно, поскольку эти объяснения будут в материалах проверки, и если вы будете обжаловать в суд эти результаты, а в объяснениях должностное лицо признает вину, то суд, естественно, откажет в признании результатов проверки незаконными.

Как оформляется результат проверки прокуратуры?
По итогам проведения проверки прокурор выносит любой следующий акт:
— предостережение о недопустимости нарушения закона
Порядок вынесения предостережения выносится в соответствии с Указанием Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».
Предостережение выносится только должностному лицу (например, директору организации) и только в тех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

— выносит представление об устранении нарушений закона
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

— постановление о возбуждении производства об административном правонарушении
Указанное постановление направляется лицу, уполномоченному в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях рассматривать дела о таких правонарушениях.

— протест
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке. Например, такой протест может быть вынесен на приказ работодателя.

Как обжаловать результаты проверки?
Результаты проверки могут быть обжалованы в административном порядке (т.е. вышестоящему прокурору) или судебном.

Какие функции выполняет прокуратура?

Какими полномочиями наделены прокуроры?

Что надо знать о сроках предоставления документов и порядке проведения проверки?

Часто прокурорская проверка становится полной неожиданностью для юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Рассмотрим, в каких случаях возможна такая проверка и какими нормами регулируется ее проведение.

Проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Данным законом предусмотрено проведение плановых (не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено ч. 9 и 9.3 ст. 9) и внеплановых проверок (в случаях, установленных ст. 10 — например, при получении контролирующим органом информации из СМИ о факте причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

О проведении как плановых, так и внеплановых проверок прокуратура проинформирована всегда: Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его сайте, а внеплановые проверки инициирует в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям либо дает контролирующим органам разрешение на ее проведение (ч. 7 ст. 9, п. 3 ч. 2, 5, 7–10 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Осталось выяснить, имеет ли прокуратура право самостоятельно осуществить проверку и по каким правилам она проводится.

Функции прокуратуры

Прокуратура осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Закон о прокуратуре).

В соответствии с п. 1 ст. 1 данного Закона Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Обратите внимание!

Положения Федерального закона № 294-ФЗ при осуществлении прокурорского надзора не применяются (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре она осуществляет:

  • надзор за исполнением законов государственными органами разного уровня, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина данными органами;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и другими федеральными законами.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре).

При этом п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Полномочия прокурора

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок

В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении КС РФ № 2-П, был издан Приказ Генпрокуратуры России от 28.05.2015 № 265 (далее — Приказ Генпрокуратуры № 265).

До внесения предусмотренных названным Постановлением изменений в Закон о прокуратуре в нем даны указания относительно сроков проведения проверки и уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора. Рассмотрим их подробнее.

К сведению

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ.

Срок предоставления документов

При определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий должностные лица Прокуратуры должны руководствоваться принципом разумности (п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры № 265).

Обратите внимание!

Срок исполнения требования прокурора менее чем в один день можно устанавливать в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Уведомление о проверке

При организации проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, государственными органами разного уровня, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, решение о проведении проверки должно доводиться до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).

Срок проведения проверки

Не должен превышать 20 рабочих дней, продлить его можно лишь по решению прокурора (его заместителя) один раз не более чем на 20 рабочих дней. О последующем продлении проверки (на срок, не превышающий 20 рабочих дней) решение принимается вышестоящим прокурором или его заместителем (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).

Если проверяемый орган (организация) осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

При необходимости провести специальные исследования, экспертизы, ревизии, получить дополнительные документы и информацию, которые могут повлиять на выводы проверки, по решению прокурора (его заместителя) проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев. Если в этот срок невозможно завершить названные мероприятия либо получить необходимые документы и материалы, срок приостановления проверки может быть продлен по решению вышестоящего прокурора или его заместителя.

О продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки необходимо уведомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации).

В течение десяти рабочих дней после завершения проверки руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) должно быть предоставлено право ознакомления с актом проверки.

Своевременное предоставление информации

Должностным лицам дано указание последовательно добиваться от органов (организаций) своевременного предоставления статистической и иной информации (не размещенной на официальном сайте), справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований (п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры № 265), а в каждом случае неисполнения законных требований прокурора — привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.

Судебные разбирательства с органами прокуратуры

С даты принятия приказа прошло больше года, и на основе анализа судебных разбирательств проверяемых с органами прокуратуры можно сделать предварительные выводы о его применении должностными лицами.

Предприниматель в жалобе на действия прокуратуры со ссылкой и на Постановление КС РФ от 17.02.2015 № 2-П, и на Приказ Генпрокуратуры № 265 указывал, что:

  • проведение прокуратурой проверки в отсутствие какой-либо информации, заявления, сообщения или жалобы является процессуальным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении установленных КоАП РФ требований;
  • материалы дела должны содержать сведения об уведомлении ответчика о проведении проверки прокуратурой;
  • прокуратурой должен быть составлен акт проверки.

Арбитры с данными аргументами не согласились. На основании положений Закона о прокуратуре, других нормативных актов, а также Постановлении КС РФ № 2-П они пришли к выводу, что основание для принятия мер прокурорского реагирования — информация о фактах нарушения законов — может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, так и в любых открытых источниках. В связи с этим законным и достаточным основанием для проведения прокурорских проверок в инициативном порядке является поступление в органы прокуратуры информации о возможном наличии в деятельности организации признаков нарушений законов.

Источником такой информации, вопреки позиции предпринимателя, может служить не только жалоба или заявление граждан и юридических лиц, но и сообщение в средствах массовой информации, сведения, полученные в порядке взаимодействия от других органов публичной власти, а также аналитическая и статистическая информация.

К сведению

Такой правовой подход сформулирован и Верховным Судом РФ в Постановлении от 12.02.2016 № 304-АД15-19173 по делу № А46-6534/2015.

Относительно неуведомления проверяемого лица суд указал, что предприниматель не привел нормативного обоснования доводу о том, что в связи с неуведомлением проверяемого лица о проведении прокурорской проверки такая проверка является незаконной и не назвал положений, обязывающих прокурора уведомить лицо о предстоящей проверке.

При таких обстоятельствах аргументы предпринимателя, в том числе со ссылкой на Постановление КС РФ № 2-П и Приказ Генпрокуратуры № 265, отклонены как не исключающие объективность и действительность результатов проверки и возможность их использования в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.

Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 № 02АП-1643/2016 по делу № А82-17796/2015

Судьи пришли к выводу, что Закон о прокуратуре не возлагает на прокурора безусловную обязанность по вынесению решения о проведении прокурорской проверки, заблаговременному ознакомлению руководителей организацией о предстоящих проверках, а также не предъявляет каких-либо императивных требований к содержанию и форме документов, оформляемых по результатам проведения проверочных мероприятий.

Исходя из этого был сделан вывод, что в рассматриваемой ситуации прокурор действовал в рамках предоставленных Законом о прокуратуре полномочий; привлечение к участию в проверки специалистов иных контролирующих органов для выяснения возникших вопросов прямо предусмотрено названным законом. При этом возможность ознакомления руководителя общества с актом прокурорской проверки (который может быть составлен в произвольной форме) была обеспечена.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 № 02АП-3747/2016 по делу № А82-70/2016

Суд пришел к выводу, что прокурором не допущено нарушений Приказа Генпрокуратуры № 265 и Постановления КС РФ № 2-П, поскольку он довел до сведения уполномоченного представителя проверяемой организации решение о проведении такой проверки не позднее дня ее начала. При этом не составление акта по результатам проверки, по мнению арбитров, не свидетельствует о нарушении прав общества в связи с неприменением к обществу по результатам проверки мер прокурорского реагирования, принятию которых предшествовало бы ознакомление с допущенными нарушениями, предоставление права на принесение возражений и представление документов.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 № 07АП-3722/2016 по делу № А27-24785/2015

Суд пришел к выводу, что прокуратура не доказала, что поводом к возбуждению дела явилось осуществление прокурором надзора в связи с поступившими в прокуратуру заявлениями, жалобами и иными сообщениями. При этом проведение прокуратурой проверки индивидуального предпринимателя в отсутствие какой-либо информации, заявления или жалобы является нарушением процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, установленных КоАП РФ.

Также суд пришел к выводу, что не было доказано, когда, как и при каких обстоятельствах решение о проведении проверки было доведено до сведения предпринимателя. В связи с тем что при составлении акта проверки участвовал продавец (что подтверждается его подписью), суд решил, что предприниматель не присутствовал ни при проведении проверки, ни при составлении акта.

Учитывая, что прокуратурой допущены существенные нарушения процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, установленных КоАП РФ, заявленные требования прокурора о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 № 20АП-962/2016 по делу № А23-6809/2015

Выводы

Четкие критерии проведения прокурорской проверки Законом о прокуратуре не установлены. В связи с этим некоторые положения этого закона Конституционный суд РФ признал частично не соответствующими Конституции РФ и обязал Генпрокуратуру РФ внести соответствующие поправки. До их внесения в целях совершенствования прокурорского надзора Генпрокуратура РФ издала приказ, доведенный до сведения подчиненных работников, в котором были даны указания относительно сроков проведения проверки, уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора.

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что при возникновении разногласий между проверяемыми и прокуратурой судьи принимают во внимание положения Постановления КС РФ № 2-П и Приказа Генпрокуратуры № 265, но при этом, например, в Постановлении от 29.03.2016 № 02АП-1643/2016 они посчитали, что проверяемый должен был привести нормативное обоснование тому, что в связи с его неуведомлением о проведении прокурорской проверки такая проверка является незаконной, и назвать положения, обязывающие прокурора уведомить его о предстоящей проверке. Полагаем, что подобные моменты будут исключены с внесением соответствующих норм в Закон о прокуратуре.

О ВЕДЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ГУ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Утверждены формы документов строгой отчетности для использования организациями образования в образовательной деятельности:

Приказ МОН РК «Об утверждении формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности» от 23 октября 2007 года №502 с внесенными изменениями приказом МОН РК от 14 сентября 2009 года №425

Учебно-педагогическая документация:

  • Книга приказов
  • Книга протоколов педагогического совета школы
  • Книга учета личного состава педагогических работников
  • Алфавитная книга записи учащихся
  • Личные дела учащихся
  • Классные журналы
  • Журналы факультативных занятий
  • Журнала учета пропущенных и замещенных уроков
  • Книга учета бланков табелей успеваемости учащихся
  • Книга учета бланков и выдачи аттестатов об общем среднем образовании
  • Книга учета выдачи похвальных грамот «за особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвальных листов «за отличные успехи».

Внутришкольные документы должны оформляться своевременно, четко, разборчиво, без подчисток, помарок, вызывающих сомнения в достоверности внесенных данных.

Записи в документах пишутся чернилами или на компьютере (по решению администрации школы).

За достоверность сведений содержащихся в документах, и доброкачественное их оформление, ответственность несут должностные лица, подписавшие документ.

Личное дело учащегося ведется в каждой школе и на каждого ученика с момента поступления в школу и до ее окончания (выбытия).

В личное дело учащегося заносятся общие сведения об учащемся, итоговые оценки успеваемости по классам (табели успеваемости) и записи о наградах (Похвальный лист, Похвальная грамота).

В период обучения учащегося в 10-11 (12) классах свидетельство об окончании основной школы находится в личном деле и выдается на руки после окончания средней школы.

Личные дела 7-11 классов ведутся классными руководителями.

Классный журнал —

является документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя.

Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе по форме, утвержденной МОН Республики Казахстан.

Классный журнал

В журнале учтены страницы, как для предметов инвариантной части Базисного учебного плана, так и для вариативной части (курсы по выбору, прикладные курсы).

Классный журнал

В классном журнале учитель обязательно отмечает посещаемость учащихся, выставляет оценки за проверки самостоятельных и контрольных работ, устные ответы учащихся, а также записывает:

  • Тему урока в соответствии с программой и учебным планом;
  • Домашнее задание.

Классный журнал

Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно в соответствии с установленной формой и на языке обучения (исключение — казахский язык в классах с русским языком обучения – на казахском языке; русский язык классах с казахским языком обучения — на русском языке).

Классный журнал

Классный руководитель заполняет «Общие сведения об учащихся» с использованием данных из личных дел.

Если учащийся прибыл в течение учебного года, его фамилия вносится в конце списка.

Классный журнал

Ежемесячно классным руководителем в раздел «Учет посещаемости учащихся» записывается количество дней и уроков, пропущенных каждым учащимся и классом в целом за четверть (полугодие) и учебный год.

В случае длительной болезни учащегося занятия с ним проводятся на дому (в санатории, больнице).

Классный журнал

Сведения об участии учащихся в кружках и на факультативных занятиях, в общественно-полезной работе, о сдаче Президентских тестов физической подготовленности заполняются классным руководителем.

Страница «Замечания по ведению классного журнала» заполняется заместителем директора по УР.

Классный журнал

  • Классный журнал является государственным документом, ведение которого обязательно для каждого учителя школы и классного руководителя.
  • Директор школы и его заместитель по учебной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов школы и систематически осуществлять контроль за правильностью их ведения.
  • Классный журнал рассчитан на один учебный год.
  • Журналы параллельных классов нумеруются литерами: 7 «А», 7″Ә», 7″Б», 7 «В» класс и т.д.

Классный журнал

  • Заместитель директора по учебной работе (директор) дает указания учителям о распределении в журнале страниц, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости учащихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет.
  • Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а также отмечать посещаемость школьников.
  • На левой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать дату проведения урока, отмечать отсутствующих на уроке учащихся буквой «н».
  • На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом.

Классный журнал

  • Графа «заметки учителя» служит для записи замечаний учителя о поведении отдельных учащихся, их продвижении или отставания в учебе.
  • При проведении сдвоенных уроков необходимо записывать дату и тему каждого урока.
  • По письменным работам отметки выставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа.
  • По проведенным практическим и лабораторным работам, экскурсиям, контрольным, письменным работам точно указывается их тема и количество затраченных часов.
  • В графе «домашнее задание» записываются содержание задания и характер его выполнения (читать, читать наизусть и т.д.), страницы, номера задач и упражнений, практические работы. Если учащимся дается задание на повторение, то конкретно указывается его объем.

Классный журнал

  • Итоговые оценки за каждую учебную четверть (полугодие) выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти (полугодии). Одновременно с этим четвертные (полугодовые) оценки заносятся классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости и посещаемости учащихся.
  • В журнале учтено то, что класс на занятия по иностранному языку, физической культуре, трудовому обучению, а также по русскому языку в классах с казахским языком обучения и казахскому языку в классах с русским языком обучения делится на две группы.

Классный журнал

  • Классный руководитель аккуратно записывает в классном журнале:
  • Фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке
  • Заполняет «общие сведения об учащихся» с использованием данных из их личных дел (алфавитный номер, эл. адрес…)
  • Ежемесячно записывает в разделе «учет посещаемости учащихся» количество дней и уроков, пропущенных учащимися
  • Подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учащимся и классом в целом за четверть (полугодие) и учебный год.

Классный журнал

  • Страница «показатели физической подготовленности» заполняется учителем физической культуры.
  • Страница «сведения о сдаче президентских тестов физической подготовленности» заполняется учителем физической культуры в 7-х, 9-х и 11-х классах.
  • Сведения об участии учащихся в кружках и факультативных занятиях, общественно полезной работе заполняется классным руководителем.
  • Страница «замечания по ведению классного журнала» заполняется заместителем директора по учебной работе или директором школы.
  • Все записи в журнале должны производиться четко, аккуратно пастой или чернилами (по решению администрации школы).

Классный журнал

  • Оценки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются не всем учащимся за то число, когда проходила работа.
  • Слабый устный опрос учащихся ведет к малой наполняемости оценок, при этом четверная оценка часто выставляется на основании только одной-двух.
  • В журналах не фиксируется повторение учебного материала (в начале учебного года, сопутствующее повторение, повторение при подготовке к промежуточной итоговой аттестации)
  • В журнале не всегда отмечается домашнее задание, а также видовое распределение домашнего задания.
  • Имеет место большое количество выставленных неудовлетворительных отметок за урок.
  • Не всегда отмечаются отсутствующие учащиеся.
  • В журналах остается большое количество точек и замазка.

Журнал факультативных занятий

  • Является основным документом учета работы факультативных групп и групп курсов по выбору.
  • Документ ведется в основных и средних школах по каждому факультативному курсу и курсам по выбору отдельно.
  • Требования к ведению записей в журнале факультативных занятий аналогичны требованиям, предъявляемым к порядку ведения их в классном журнале.

Табеля успеваемости

  • Во всех школах ведется книга учета табелей успеваемости учащихся.
  • В этой книге делается отметка о полученных и заполненных табелях успеваемости учащихся.
  • В соответствующих графах табеля проставляются четвертные и годовые оценки по предметам в соответствии с общеобязательными государственными стандартами и записи решения педагогического совета.
  • Табеля успеваемости учащихся хранятся в личных делах учащихся.
  • На табеле должен быть указан регистрационный номер табеля успеваемости учащихся из книги регистрации табеля.
  • Титульный лист табеля успеваемости и поведения учащегося заполняется на языке обучения.
  • На развёрнутой странице табеля успеваемости и поведения учащегося вносятся годовые отметки по всем предметам, которые изучались в данном классе.
  • Оценки за факультативные, элективные курсы не выставляются.
  • Результат по переводным экзаменам заносится в строку «Экзаменационная оценка».
  • В табеле успеваемости и поведения учащегося отметка по каждому предмету проставляется цифрами 2, 3, 4, 5, н\а, осв.
  • Отметка н\а (не аттестован) может быть выставлена в случае отсутствия (пропуска) учащихся более 75 % учебного времени по согласованию с учеником и его родителями.
  • Отметка осв. ( освобождён ) может быть выставлена учащимся, освобождённым по состоянию здоровья по физической культуре или трудовому обучению, в случае предоставленной справки.
  • В графе название предметов «иностранный язык» указать изучаемый язык – английский язык.

Запись в строке «Постановление педагогического совета по итогам за учебный год»:

Перевести в 8_____ класс.

Наградить Похвальным листом №_____ протокол № _______ от_________.

Оставить в 8 классе протокол № _______

В 9 классе:

Выдать свидетельство об основном среднем образовании протокол №___ от _______.

В 11классе:

Выдать аттестат о среднем образовании протокол №___ от _______.

При заполнении табелей грубыми ошибками являются:

  • Отсутствие оценок по предметам
  • Выставление оценки в несоответствующих графах
  • Отсутствие в табеле записи о награждении Похвальным листом или указание номера Похвального листа
  • Неверные записи в табелях в строке «Постановление педагогического совета»
  • Несовпадение номера табеля с записью в книге выдачи табелей.

Дневники

Классный руководитель обязан:

  • Дважды в месяц проверять дневники учеников своего класса;
  • Следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;
  • Контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение двух недель;
  • Отмечать число пропущенных уроков и количество опозданий;
  • Контролировать аккуратность, грамотность записей, исправлять в них ошибки, правильность заполнения дневника, обратную связь с родителями;
  • Заверять своей подписью проверку дневника;
  • Отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и лицея.

За поведение ставится оценка:

«Примерное» — оценка «примерное» выставляется лишь тем ученикам, поведение которых служит примером для других школьников, является формой поощрения лучших учащихся.

«Хорошее» отражает дисциплинированность и культуру поведения и выставляется учащимся, которые в основном выполняют Устав и правила внутреннего распорядка учреждения.

«Удовлетворительное» учащимся, которые лишь при постоянном контроле со стороны школы и семьи выполняют Устав и правила внутреннего распорядка учреждения. Оценка «удовлетворительное» означает, что учащийся нуждается в усиленном внимании педагогов, социально-психологической службы школы, родителей, ученического коллектива и школьного инспектора.

«Неудовлетворительное» учащимся, которые систематически не выполняют норм учебной дисциплины, не подчиняются требованиям педагогов, не считаются с мнением окружающих, родителей, не выполняют Устав или правила внутреннего распорядка учреждения.

В отдельных случаях такая оценка может быть выставлена и за совершение учащимся единичных антиобщественных поступков, правонарушений. Оценка «неудовлетворительное» означает, что поведение школьника явно противоречит нормам внутришкольной дисциплины и общественного порядка.

За прилежание ставится оценка :

«Примерное» — оценка «примерное» выставляется лишь тем ученикам, чьё отношение к учению служит примером для других школьников, является формой поощрения лучших учащихся.

«Хорошее» учащимся, которые ответственно относятся к учёбе, проявляют самостоятельность, исполнительность, успевают по каждому предмету в полную меру своих способностей, не допускают пропуски уроков без уважительной причины. Такая оценка отражает норму отношения учащихся к образовательному процессу.

«Удовлетворительное» учащимся, которые старательно учатся лишь по отдельным предметам, выполняют часть учебных заданий, однако по другим предметам успевают ниже своих способностей. Оценка «удовлетворительное» свидетельствует о необходимости систематических специальных усилий и семьи по повышению ответственности учащегося при изучении отдельных дисциплин и контролю за пропусками занятий без уважительной причины.

«Неудовлетворительное» учащимся, которые систематически проявляют недобросовестность, безответственное отношение к образовательному процессу, не выполняют требований педагогов на уроках, домашних заданий, допускают пропуски занятий без уважительной причины.

Оценки за поведение учащихся и их прилежание могут не совпадать.

Грубые нарушения при заполнении документов об образовании:

  • Несоответствие записей на казахском и русском языках
  • Неполное наименование учреждения образования
  • Отсутствие расшифровки фамилий учителей
  • Отсутствие записи отчества учащегося в похвальных листах
  • В приказах, протоколах, выписках из протоколов, табелях, ведомостях, заявках допускаются орфографические, грамматические, стилистические и фактические ошибки, пропускаются даты, недостаточное количество подписей учителей в документах строгой отчётности;
  • Не принимается во внимание изменение терминологии.

Подобные нарушения квалифицируются как фальсификация документа, каждый выявленный факт требует выяснения причин и составления акта.

Заполнение документов строгой отчётности является обязанностью классного руководителя.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *