Проведение обыска

Основания и процессуальный порядок производства обыска и выемки

Обыск — следственное действие, состоящее в отыскании и изъятии в каком-либо месте или у какого-либо лица предметов и документов, которые могут иметь значение для дела. Обыск представляет собой обследование (при необходимости принудительное) помещений и иных мест, живых лиц, их одежды на основаниях и в порядке, предусмотренных законом в целях обнаружения и изъятия орудий преступления, ценностей, нажитых преступным путем, других предметов и документов, которые могут иметь значение для дела, разыскиваемых лиц или трупов.

Закон не связывает проведение обыска с наличием исключительно доказательств. Основанием для него может служить совокупность доказательств и фактических данных, почерпнутых из оперативно-розыскных источников. Оперативно-розыскные данные могут дополнять имеющуюся совокупность процессуальных сведений о нахождении в определенном помещении или месте, у какого- либо лица объектов, имеющих значение для дела.

Следует иметь в виду, что достаточные данные как основания производства обыска могут быть только доказательствами, при этом имеющаяся оперативная информация должна учитываться, но сама по себе основания для обыска не составляет.

Решение о производстве обыска нуждается в процессуальном оформлении. Юридическим основанием производства обыска является постановление дознавателя. В постановлении о производстве обыска должно быть указано, где именно (адрес или иные индивидуализирующие местность признаки) следует произвести обыск, какие именно предметы, ценности, имеющие значение для уголовного дела, подлежат изъятию.

Для производства обыска в жилище постановления должностного лица, осуществляющего производство по делу, недостаточно. Обыск в жилище может быть произведен только на основании судебного решения. Дознаватель выносит согласованное с прокурором мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище. При наличии достаточных оснований для производства такого обыска судья выносит постановление о разрешении производства обыска в жилище.

В случаях, не терпящих отлагательства, обыск в жилище (также и личный обыск) может быть проведен без получения судебного решения с последующим уведомлением о произведенном обыске прокурора и судьи.

К случаям, не терпящим отлагательства, могут быть отнесены случаи, сопряженные с угрозой уничтожения, перемещения объектов, подлежащих изъятию; возможностью разыскиваемого лица скрыться; обыск, обусловленный преследованием преступника, обстоятельствами только что совершенного преступления; необходимостью доказательственной базы для незамедлительного принятия процессуального решения; возникновение необходимости в ходе производства иного следственного действия. Только случаи, не терпящие отлагательства, могут обусловить производство обыска в ночное время.

Обыск может быть проведен только после возбуждения уголовного дела.

Производство обыска возможно не только в отношении обвиняемого (подозреваемого), в помещениях, им занимаемых, но и у других лиц, в том числе свидетелей и потерпевших.

До начала обыска дознаватель предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, когда обыск производится в жилище, — судебное решение, разрешающее его производство, лицу, в помещении которого будет производиться обыск. Об ознакомлении с постановлением лица, у которого производится обыск, им делается отметка на постановлении о производстве обыска с указанием даты и времени предъявления постановления.

После этого дознаватель предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то дознаватель вправе не производить обыск.

При производстве обыска предусмотрено обязательное участие понятых. Поскольку в ходе обыска могут быть вскрыты не подлежащие оглашению интимные стороны жизни лиц, к подбору понятых следует подходить особенно тщательно. Так, нежелательно приглашение понятых из числа знакомых того лица, в отношении которого осуществляется обыск. Дознаватель обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК).

При производстве обыска следует обеспечить присутствие лица, в помещении которого производится обыск, либо кого-то из числа совершеннолетних членов его семьи (ч. 11 ст. 182 УПК). В случае невозможности выполнения этого требования (лицо, в помещении которого производится обыск, скрывается, совершеннолетних членов семьи не имеет), представляется достаточным обеспечить присутствие представителя жилищно-эксплуатационной организации. При производстве обыска в помещении учреждения или организации целесообразно присутствие представителя администрации этого учреждения (организации).

Если обыск производится у подозреваемого или обвиняемого, при обыске вправе присутствовать защитник. При производстве обыска у других лиц (свидетеля, потерпевшего, иных лиц) вправе присутствовать приглашенный этими лицами адвокат.

При производстве обыска допускается принудительно вскрывать запертые помещения и хранилища, если лицо отказывается открыть их добровольно. При этом следует избегать не вызываемых необходимостью повреждений имущества.

При производстве обыска дознаватель вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его.

а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска (ч. 8 ст. 182 УПК).

Обнаруженные и подлежащие изъятию предметы (документы), ценности должны быть предъявлены понятым, иным присутствующим при обыске лицам. Изымаемые предметы, документы и ценности должны быть упакованы, опечатаны на месте производства обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.

Ход, содержание и результаты обыска фиксируются в протоколе обыска. В протоколе указывается: на основании чего производился обыск; обнаружение каких предметов, документов, ценностей явилось целью следственного действия; отметка о предъявлении постановления лицу, в помещении которого производился обыск; о предложении выдать разыскиваемые предметы добровольно; излагаются обстоятельства производства обыска; место обнаружения; перечень, индивидуальные признаки изъятых предметов с точным указанием их количества, меры веса и по возможности стоимости; их упаковка. Если в ходе обыска предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры (ч. 14 ст. 182 УПК).

Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, или совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации (ч. 15 ст. 182 УПК).

Законом предусмотрен и личный обыск, т.е. обыск одежды и тела человека, который производится в соответствии с правилами, предусмотренными для данного следственного действия в целом (ст. 184 УПК)1Кальницкий В.В. Следственные действия: Учебно-методическое пособие. Омск: Омская академия МВД России. 2001. С. 58..

Личный обыск — это самостоятельное следственное действие, состоящее в обследовании тела человека и находящейся на нем одежды, в целях отыскания орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела. Оно производится в соответствии с теми же правилами, что и обыск в жилище. На личный обыск распространяются предусмотренные законом общие производства следственных действий: он осуществляется только по возбужденному уголовному делу и только лицом, принявшим дело к своему производству. О ходе и результатах личного обыска в соответствии со ст. 166 и 167 УПК составляется протокол в двух экземплярах.

Личный обыск производится на основании судебного решения. В исключительных случаях он может быть произведен по постановлению дознавателя без получения судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК).

Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица (в порядке ст. 91 УПК — после составления протокола) или заключении его под стражу (в момент вынесения судьей об этом постановления), а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела.

Личному обыску, по общему правилу, подлежа лицо, занимающее процессуальное положение подозреваемого или обвиняемого. При обыске в помещении личному обыску могут быть подвергнуты иные лица, в том числе не имеющие процессуального статуса. Ход и результаты личного обыска в данном случае могут быть отражены как в общем, так и в отдельном протоколе.

При личном обыске обследованию подлежит тело человека, его одежда и находящиеся при нем вещи. При обследовании носимых вещей, имеющих замки, допускается их вскрытие.

Вне зависимости от характера поисковых действий закон запрещает производство личного обыска лицом противоположного пола. Для соблюдения данного условия дознаватель, будучи лицом противоположного пола, обязан поручить производство личного обыска иному лицу. Если это организационно невозможно, то для целей обследования одежды и носимых вещей допускается их предварительная выемка с последующим осмотром.

Личный обыск производится в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии (ч. 3 ст. 184 УПК).

Выемка — следственное действие, которое производится согласно ч. 1 ст. 183 УПК при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела и если точно известно, где и у кого они находятся.

Точность знаний о месте нахождения подлежащего изъятию объекта зависит от его характеристик. При изъятии объемного предмета, легко обнаруживаемого визуально, достаточно иметь представление о помещении (квартира, индивидуальный гараж), в котором он находится. Чем меньше размеры объекта, тем детальнее должно быть определено место его нахождения. Например, для производства выемки ювелирного изделия — кольца — необходимо знать не только то, что оно находится в комнате, но и в каком конкретно выдвижном ящике стола. В то же время в ряде ситуаций, как правило, бесконфликтных (например, при выемке финансовых документов в организации или похищенной вещи в магазине), требование о точном месте нахождения объекта относительно.

В зависимости от особенностей процессуального порядка могут быть выделены следующие виды выемки:

  • выемка предметов и документов в помещении предприятий, организаций, учреждений и т.п.;
  • выемка предметов и документов в жилище;
  • выемка вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард;
  • выемка предметов и документов, содержащих сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой федеральным законом тайной;
  • выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • выемка почтово-телеграфных отправлений.

Решение о производстве выемки нуждается в процессуальном оформлении. При этом: а) выемка в учреждениях, организациях, предприятиях производится на основании постановления дознавателя и не требует согласия прокурора или судебного решения (за исключением помещений, принадлежащих адвокатским образованиям); б) выемка предметов или документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; выемка в жилище; выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также выемка вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард предполагает вынесение дознавателем согласованного с прокурором постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки, а также при наличии оснований — постановления судьи о разрешении производства выемки; в) в исключительных случаях, когда производство выемки в жилище, а также выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи не терпит отлагательства, дознаватель производит ее на основании своего постановления с последующим уведомлением в течение 24 часов с момента начала производства выемки прокурора и судьи.

Фактическое основание производства выемки — наличие достоверных доказательств, на основании которых может быть сделан вывод о нахождении индивидуально определенных, имеющих значение для дела предметов (документов) в конкретном месте и во владении конкретного лица.

Выемка не может быть проведена, если известно, что предмет (документ) находится в определенном помещении, но отсутствуют доказательства, свидетельствующие о его конкретном месте нахождения. В случае, когда известно конкретное место нахождения предмета (документа), но отсутствуют данные о его индивидуальных признаках (например, известно, что в сейфе находится орудие преступления — пистолет, но не ясно, какой именно), необходимо производство обыска, поскольку таких предметов в этом месте может оказаться несколько, а посредством выемки может быть изъят лишь один из них, указанный в постановлении. В случае наличия достоверных доказательств, прямо указывающих на место нахождения индивидуально определенного предмета, документа его изъятие путем производства выемки возможно лишь при условии, если точно известно, в чьем владении находится предмет, документ на момент производства выемки. При этом не имеет значения, кому он принадлежит, важно, у кого предмет, документ находится.

Юридическим основанием производства выемки является постановление о производстве выемки, вынесенное должностным лицом, осуществляющим производство по делу.

В постановлении о производстве выемки указываются объекты, подлежащие изъятию, и определенное место их нахождения.

Порядок выемки в основном тот же, что и обыска, но с изъятиями, обусловленными спецификой следственного действия. Производство выемки не допускается в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве выемки необходимо обеспечить присутствие не менее двух понятых; лица, у которого производится выемка, или совершеннолетних членов его семьи. Лицо, у которого производится выемка, имеет право на юридическую помощь адвоката. Перед началом следственного действия дознаватель должен разъяснить права и обязанности лицам, принимающим в нем участие. После этого лицу под расписку предъявляется постановление о производстве выемки и предлагается выдать предметы и документы, подлежащие изъятию.

В случае, когда предметы и документы, указанные в постановлении. не выдаются добровольно, выемка может быть проведена принудительно. Если подлежащие выемке предметы, документы не обнаружены в предполагаемом месте, производство поисковых действий (в отличие от обыска) не допускается. В этом случае производство выемки заканчивается.

Изъятые в ходе выемки предметы предъявляются понятым, иным лицам, присутствующим при выемке, упаковываются и опечатываются на месте производства выемки.

«Мало кто знает, что обыск и обследование помещения — разные мероприятия, в рамках которых у полиции и сотрудников компании права и обязанности отличаются. Чтобы коллектив был готов к визиту полиции, необходимо провести подготовку и запомнить несколько важных нюансов». Тимур Хутов, партнер, руководитель уголовной практики BMS Law Firm

Любой сотрудник впадет в ступор при виде людей с автоматами у порога офиса. Полиция может приходить по двум причинам — обыск по уголовному делу и обследование на этапе доследственной проверки.

Мы попробуем собрать основных 6 принципов поведения сотрудников компании:

  1. Время
  2. Распоряжение
  3. Ответственный и понятые
  4. Протокол
  5. Изъятие
  6. Опрос

Ниже поговорим подробнее о каждом.

Обследование в ночное время допускается только в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности. Также полиция может проводить обследование, если есть данные о событиях и действиях/бездействии, которые создают угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Если полиция провела обследование в промежуток с 22 до 6 часов по местному времени без оснований, можно обжаловать действия должностных лиц.

Статья 5 Уголовно-процессуального кодекса

Случай из практики

В декабре 2016 года сотрудники полиции г. Томска в ночное время при проверке сообщения в порядке ст. 144 УПК изъяли оборудование букмекерской конторы. Районный суд удовлетворил жалобу представителя компании, действия должностного лица по изъятию игрового оборудования суд признал незаконными.

Апелляционное постановление Томского областного суда от 05.06.2017 по делу №  22–607/2017.

Распоряжение

Чтобы провести обследование помещения, руководитель соответствующего органа внутренних дел оформляет распоряжение. Проверьте распоряжение о проведении обследования помещения вашей компании, есть ли в нем необходимые данные:

— Ф. И. О. и должность руководителя, санкционировавшего обследование;

— сведения о наличии в производстве у сотрудников органа внутренних дел зарегистрированного материала проверки сообщения о преступлении (КУСП);

— состав группы, которая будет проводить обследование помещения;

— наименование юридического лица, в помещении которого будет проводиться обследование;

— фактический адрес проведения обследования

Приказ МВД от 01.04.2014 № 199

Проверьте в распоряжении:

— Удостоверения полиции

— Совпадают ли данные сотрудников с данными в распоряжении

— Адрес компании

Требуйте копию распоряжения со всеми подписями до момента, когда вы поставите свою на оригинале.

В журнале проверок юридических лиц — напишите фактические обстоятельства обследования в том виде, в котором они имели место быть, даже если в документах полиции будет другая информация. В дальнейшем, это поможет восстановить ход событий.

Ответственный и понятые

Ответственный. Если вы пустили сотрудников полиции внутрь для проведения обследования помещения, найдите ответственного сотрудника. Ответственный сотрудник будет полноценным участником оперативно-розыскного мероприятия. Используйте средства аудио- и видеофиксации хода обследования. Это не запрещено, и у полиции нет права вам это запретить.

Понятые. Чтобы удостоверить ход обследования, полиция должна привлечь не менее двух понятых, предварительно получив их согласие.

Они должны быть совершеннолетними, дееспособными, не являться сотрудниками компании или сотрудниками правоохранительных органов, а также родственниками лиц, производящих обследование, и не состоять с ними в отношении подчиненности.

Протокол

После проведения обследования сотрудники полиции обязаны выдать представителю организации копию протокола.

Он должен содержать фактический ход обследования. Если в ходе проведения обследования были допущены нарушения, их необходимо тщательно зафиксировать в протоколе. Протокол со стороны компании подписывает уполномоченный представитель.

Изъятие

При проведении обследования помещения сотрудники полиции не вправе проводить личный обыск и изъятие личных вещей — в законе такое право отсутствует.

Однако они вправе производить изъятие документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, компьютеров, которые находятся в открытом доступе. В этом случае нужно требовать изготовление копий изъятых документов.

Предложите сделать копии с документов силами и средствами компании, а данные с электронных носителей предложите скопировать на другие носители, мотивировав это необходимостью поддержания нормального функционирования компании.

При изъятии предметов и документов настаивайте на тщательности их описания в протоколе. Сотрудники полиции не вправе вскрывать запертые помещения, шкафы, сейфы и т. д. Данное право есть у следователя при производстве обыска в рамках уже возбужденного уголовного дела.

В рамках обследования помещения такое право отсутствует. Вы не обязаны открывать закрытые помещения, шкафы и сейфы в ходе обследования помещения. Если вас попросят дать ключ и вы его дадите, это будет означать согласие открыть закрытое помещение, шкаф или сейф. Не поддавайтесь на провокации.

Полиция может изъять документы и предметы в открытом доступе. Она не может вскрывать шкафы и сейфы без возбужденного уголовного дела

Опрос

Сотрудники компании имеют полное право отказаться давать любые объяснения в ходе проведения обследования.

Любимый прием сотрудников полиции — опрос людей прямо во время обследования. Часто опрос проходит неформально и без протокола. Факт опроса вы потом никак не докажете, а сведения о вашей компании уже будут известны.

В ходе обследования никто не обязан давать дополнительных сведений, можно просто уведомить сотрудников полиции, что отвечать на их вопросы вы не будете. Заставить вас никто не может.

У вас есть право хранить молчание

Чем руководствуется полиция

— Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»

— Приказ МВД от 01.04.2014 № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина, отбывающего уголовное наказание, который просил признать не соответствующими Конституции РФ ст. 176 «Основания производства осмотра», 177 «Порядок производства осмотра» и 195 «Порядок назначения судебной экспертизы» УПК РФ. Заявитель утверждал, что их положения нарушают его право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, поскольку допускают возможность получения органом предварительного следствия информации о соединениях между абонентскими устройствами, текстов переписки, почтовых и иных сообщений в ходе производства осмотра и компьютерно-технических экспертиз изъятых абонентских устройств без получения судебного решения.

В Определении № 189-О/2018 указано, что при рассмотрении уголовного дела заявителя суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований стороны защиты о признании недопустимыми доказательствами протоколов осмотров электронных носителей информации, содержащих сведения о текстах сообщений, мотивировав такой отказ отсутствием необходимости получения для этого судебного решения.

Конституционный Суд отметил, что согласно УПК РФ осмотр предметов осуществляется в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и может быть произведен до возбуждения дела и на месте производства следственного действия. Исключение составляют случаи, когда для производства осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен. Тогда подлежащие осмотру предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, а в протоколе по возможности указываются их индивидуальные признаки и особенности (ст. 176, ч. 2 и 3 ст. 177 УПК РФ). Изъятые предметы могут выступать предметом судебной экспертизы, порядок назначения которой определен ст. 195 УПК РФ.

КС РФ указал, что проведение осмотра и экспертизы с целью получения имеющей значение для уголовного дела информации, находящейся в электронной памяти абонентских устройств, изъятых при производстве следственных действий в установленном законом порядке, не предполагает вынесения специального судебного решения. Лица же, полагающие, что проведение соответствующих следственных действий и принимаемые при этом процессуальные решения способны причинить ущерб их конституционным правам, в том числе праву на тайну переписки, могут оспорить данные процессуальные решения и следственные действия в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемые заявителем нормы не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.

Советник ФПА РФ, член Квалификационной комиссии АП Ставропольского края Нвер Гаспарян, комментируя определение КС РФ, отметил, что оно позволит безосновательно отказывать стороне защиты в исключении из доказательств протоколов осмотра телефонов с находящимися в них текстами переписки, почтовых и иных сообщений без судебного решения.

Адвокат обратил внимание на ключевую фразу мотивировочной части определения о том, что осмотр абонентских устройств не предполагает вынесения специального судебного решения. «А чем отличается осмотр изъятого телефона с хранящейся в нем перепиской абонентов и прочей информацией, для проведения которого, оказывается, не требуется санкция суда, от получения информации о соединениях абонентов (ст. 186.1 УПК РФ) и осмотра почтово-телеграфных отправлений (ст. 185 УПК РФ), для чего требуется судебное решение? – задается вопросом Нвер Гаспарян и продолжает: – Как мне представляется – ничем».

По мнению эксперта, в определении КС РФ сделан сомнительный прецедентный вывод без каких-либо обоснований, который ухудшит негативно складывающуюся практику по разрешению ходатайств об исключении доказательств, полученных с нарушением закона.

Адвокат АБ «ЗКС» Алексей Новиков, в свою очередь, указал на необходимость отличать получение информации, составляющей охраняемую законом тайну, от изъятия предмета при производстве следственных действий, направленных на обнаружение следов преступления, орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, предметов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела.

«Речь идет об изъятии именно предмета, а не информации, содержащейся в нем, – отмечает эксперт. – Изъятие следователем в установленном законом порядке мобильного телефона, содержащего сведения о переписке, соединениях между абонентскими устройствами и т.д., соответствует ст. 176, 177, 180, 182–184 УПК РФ». Алексей Новиков добавил, что на практике подобные действия правоохранительных органов неоднократно обжаловались в порядке ст. 125 УПК РФ, однако общая тенденция разрешения таких обращений складывается именно в пользу следственных органов.

«Особого внимания заслуживает тот факт, что невозможно реализовать изъятие электронных носителей информации, содержащих сведения о текстах сообщений, исключительно по судебному решению, – заметил адвокат и привел пример обратного: – При проведении осмотра места происшествия следователь, обнаружив телефон, должен приостановить производство осмотра, собрать необходимые материалы, согласовать и утвердить соответствующее ходатайство, обратиться с ним в суд, дождаться рассмотрения – а на все это порой уходит не один день – и после мчаться обратно, надеясь, что на «невидоизмененном” месте происшествия его еще ждут оперативная группа и понятые».

Алексей Новиков отдельно указал: «Что касается дальнейшего осмотра и назначения экспертиз, то указанные следственные действия проводятся в соответствии со ст. 177, 180, 195–207 УПК РФ. В случае нарушения перечисленных норм можно обратиться в порядке ст. 123–125 УПК РФ с соответствующей жалобой к прокурору, руководителю следственного органа или в суд».

Адвокат АП г. Москвы Александр Зинуров назвал актуальным вопрос соответствия положений ст. 176, 177 и 195 УПК РФ конституционным правам граждан. По его словам, это в том числе связано с увеличением количества преступлений, которые совершаются в социальной и информационной сферах с использованием компьютерно-технических средств. В таких случаях доказательствами по делу часто являются электронные носители информации. Эксперт добавил, что на практике отмечается тенденция роста отказов в удовлетворении ходатайств о признании недопустимыми доказательств, полученных в ходе осмотра электронных носителей информации, если при этом были нарушены требования УПК РФ, например, отсутствовало судебное решение.

«На стадии производства следственных действий, а именно при сборе и изъятии электронных носителей информации или устройств, содержащих сведения о текстах сообщений и соединениях между абонентскими устройствами, возникает спорная ситуация, – отметил Александр Зинуров. – Согласно Конституции РФ, гражданин имеет право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Однако при изъятии электронных носителей информации с последующим проведением экспертизы разглашается лишь та информация, которая имеет значение для уголовного дела».

Эксперт добавил, что наличие возможности не получать судебное решение и проводить следственные мероприятия до возбуждения уголовного дела позволяет правоохранительным органам своевременно предотвращать финансово-кредитные преступления, принимать меры превентивного характера относительно террористических действий, когда промедление может привести к тяжким последствиям и к уничтожению доказательств. «Определение КС РФ помогает упростить процедуру изъятия электронных носителей информации и средств связи, а также минимизирует риск уничтожения доказательств обвинения», – считает адвокат.

Вместе с тем Александр Зинуров заметил, что определение оставляет место для злоупотребления правом со стороны заинтересованных лиц. «Нельзя исключать случаев, когда изъятая в ходе оперативно-следственных мероприятий информация может попасть к третьим лицам или недобросовестным конкурентам, вследствие чего будет нанесен непоправимый вред чести, достоинству и репутации гражданина или бизнесу», – пояснил эксперт.

По его мнению, важно во избежание негативных последствий вынесенного КС определения рассмотреть вопрос о введении ответственности дисциплинарного и материального характера по отношению к сотрудникам оперативных и следственных органов за необоснованное изъятие, разглашение или передачу третьим лицам информации, полученной в ходе доследственной проверки. «Также нельзя забывать о надлежащем контроле со стороны руководства и надзирающих служб за проверкой обоснованности проведения таких следственных мероприятий до возбуждения уголовного дела и установить перечень достаточных оснований для проведения осмотра», – добавил Александр Зинуров. С его точки зрения, действенными могут оказаться меры, предполагающие признание в суде недопустимыми доказательств, которые получены с нарушением ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ – в отсутствие специалиста, обязательного при проведении осмотра и изъятия электронных носителей информации.

Отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве чёткого понятия «место происшествия» позволяет органам предварительного следствия под видом осмотра места происшествия проводить осмотры помещений, местности, транспортных средств, которые никакого отношения к месту происшествия не имеют, кроме того под видом осмотра места происшествия следователи довольно часто проводят личный обыск и обыск, подменяя следственные действия.

В результате таких «осмотров» нарушаются конституционные права граждан, а правовая неопределённость в данном вопросе толкуется судебной практикой в пользу стороны обвинения.

В ходе написания данной статьи, были изучены более ста уголовных дел и материалов доследственых проверок по которым проводились осмотры места происшествия до возбуждения уголовных дел.

По уголовным делам о взятках, следователи до возбуждения уголовного дела на месте задержания взяткополучателя проводили осмотр места происшествия в ходе которого изымали денежные средства у задержанного лица фактически проводя личный обыск, чем нарушали его право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

По уголовным делам о сбыте наркотических средств, следователи до возбуждения уголовного дела на месте задержания под видом осмотра места происшествия обыскивали задержанных лиц и изымали у них мобильные телефоны, деньги, проводили обыски транспортных средств, чем нарушали право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции).

По уголовным делам о мошенничестве в сфере долевого строительства, когда предметом хищения являлись безналичные денежные средства, а местом окончания преступления являлось место изъятии денежных средств с банковского счета потерпевшего, следователи проводили под видом осмотра места происшествия осмотры офисов компаний и строительных площадок, которые никакого отношения к месту происшествия не имеют. Довольно часто под видом осмотра места происшествия проводились осмотры офисов контрагентов застройщика. Изучение протоколов осмотра места происшествия показывает, что «осмотры места происшествия» проводились оснований. На момент производства «осмотра места происшествия» у следователей не имелось никаких оснований полагать, что в осматриваемых помещениях имеются предметы и документы имеющие значение для уголовного дела.

Во всех указанных случаях, в том числе когда изымались предметы и документы, задержанным лицам копии протокола осмотра места происшествия не вручались, более того по нескольким материалам доследственых проверок при подозрении на подделку идентификационного номера автомобиля, в ходе осмотра места происшествия производилось изъятие автомобиля, копия протокола собственнику не вручалась.

В действующем уголовно-процессуальном законе предусмотрено шесть видов осмотра: осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов, осмотр трупа.

Согласно статьи ст. 144 УПК РФ до возбуждения уголовного дела допускается производство только осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов.

Исходя из буквального толкования ст. 144 и ст. 176 УПК РФ осмотр местности, жилища, иного помещения (если они не являются местом происшествия) до возбуждения уголовного дела не допускается.

Осмотр места происшествия производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для дела.

Иных оснований для производства осмотра, например таких как для производства обыска (наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела) в законе не указано, что позволяет следователю произвольно осматривать любые места не обосновывая своё решение в постановлении.

Полагаю, что понятие «место происшествия» тождественно понятию «место преступления», разница заключается в том, что на момент доследственной проверки не известно, является ли рассматриваемое событие преступлением или не является.

Следуя данной логике, можно сослаться на статью 152 УПК РФ из котрой следует, что предварительное следствие проводится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Следовательно, местом преступления является место совершения противоправного деяния и (или) место наступления общественно опасных последствий.

На основании изложенного можно сделать вывод, что место происшествия, это место предполагаемого противоправного деяния (действия или бездействия) и (или) место наступления предполагаемых общественно опасных последствий.

Данный вопрос неоднократно рассматривался Конституционным Судом РФ, который полагает, что вопрос подмены следственных действий не относится к его компетенции.

В деле N 1258-О-О от 13.10.2009 г. заявитель занимал должность следователя главного следственного управления. В рамках проводимой в порядке статьи 144 УПК Российской Федерации проверки заявления о вымогательстве взятки сотрудники управления собственной безопасности произвели осмотр места происшествия, в ходе которого у заявителя были изъяты находившиеся в его одежде предметы и документы, впоследствии приобщённые к делу в качестве вещественных доказательств.

В деле N 3205-О от 28.11.2019 заявитель утверждал, что неопределённость ст. 176 УПК РФ (основания производства осмотра места происшествия), позволила следователю в рамках осмотра изъятого мобильного телефона, ноутбука извлекать из него и исследовать информацию без получения соответствующего судебного решения, нарушают тем самым право на тайну переписки и неприкосновенность частной жизни.

В данных делах Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалоб к рассмотрению указав, что заявители фактически оспаривают не сами нормы, а обоснованность и законность их применения в его уголовном деле.

В целях исключения подмены следственных действий и неопределённости в статьи 176 УПК РФ предлагаю исключить из уголовно-процессуального кодекса РФ следственное действие «осмотр места происшествия» (статьи 176-178 УПК РФ) заменив его обыском.

Внести изменения в ст. 182 УПК РФ, дополнив часть первую следующей формулировкой «обыск проводится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обыск (выемка) может быть произведён до возбуждения уголовного дела». Правила осмотра и эксгумации трупа применить к обыску.

Законодательная замена следственного действия осмотра места происшествия такими следственными действиями, как обыск, личный обыск, выемка, во первых, обеспечить чёткое соблюдение конституционных прав граждан вовлечённых в уголовное судопроизводство, во вторых, повысит качество первоначальных следственных действий проводимых на месте происшествия, позволит органам предварительного следствия более качественно проводить отыскание и изъятие следов преступления.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *