Развитие трудового права

21.Тенденции развития трудового законодательства

Основные этапы формирования и тенденции развития трудового права России в условиях перехода к рынку труда

Реформа трудового права проходила постепенно, параллельно с изменениями в экономике и в политической системе. Новое трудовое законодательство, с одной стороны, отменяло или видоизменяло нормы и положения, действовавшие в советскую эпоху, а с другой стороны — формировало новые институты.

Нормативные акты по труду, принятые в 90-е годы, представляют собой первый, начальный этап преобразования советского трудового права в новое трудовое право России, отражающее требования и реалии рыночной экономики, специфику складывающегося в нашей стране экономического и политического строя.

25 сентября 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Этим законом в Кодекс были внесены многочисленные и весьма существенные изменения, которые затронули почти третью часть его статей. По существу была осуществлена новая редакция Кодекса, имевшая целью исключить из него все то, что препятствовало развитию рыночной экономики, отражало системные черты советского строя (монополию государственной собственности, запрет частной собственности и предпринимательства, наемного труда, сверх централизацию и управлении экономикой и т. п.), а также все то, что явно устарело.

Новая редакция КЗоТа была нацелена на либерализацию и демократизацию трудовых отношений, на корректировку тех статей КЗоТа, которые противоречили ратифицированным Россией международным актам. КЗоТ в новой редакции включил также положения принятых в самом начале 90-х годов законодательных актов, повысивших уровень социальных гарантий для трудящихся.

По-новому была очерчена сфера действия Кодекса. Если раньше он распространял свое действие только на рабочих и служащих, то в новой редакции было предусмотрено, что он регулирует трудовые отношения всех работников. Эта поправка означала распространение сферы действия законодательства о труде на работающих членов хозяйственных обществ и товариществ, потребительских и производственных кооперативов, работников коллективных предприятий, т. е. работников, состоящих в отношениях, связанных с членством и собственностью.

По-новому были определены основные трудовые права и обязанности. В новой редакции они ориентировались на Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР, на акты ООН и Международной организации труда. Самым важным изменением были отказ от социалистической концепции права на труд и принятие формулировки этого права, взятой из ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором акцент сделан на свободе и добровольности труда. Новое определение содержания права на труд включало право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. С 1992 г. в нашем Кодексе содержится норма о запрете принудительного труда. В числе новых основных трудовых прав, введенных поправками 1992 г., — право работника на судебную защиту своих трудовых прав, на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой, право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации. Вместе с тем в новой редакции Кодекса отсутствовало имевшееся в прежнем тексте право работников на участие в управлении предприятием. Обязанности работников были сформулированы более кратко. Обязанности работников повышать производительность труда, профессиональное мастерство, качество работы и выпускаемой продукции были заменены обязанностью более общего характера — добросовестно выполнять трудовые обязанности.

С 1992 по 2001 гг. включительно КЗоТ подвергался редактированию со стороны законодательных органов еще не один раз. Данные редакции некоторым образом изменяли нормы права, но не настолько, чтобы можно было говорить о существенном изменении и совершенствовании трудового права. Всем, и работодателям, и работникам, и профсоюзам было понятно, что в условиях все более набирающего темпы рыночного реформирования в обществе основной документ не может оставаться прежним.

30 декабря 2001 г. Президентом РФ был подписан Трудовой кодекс РФ, который вступил в силу с 1 февраля 2002 г.

Теперь остановимся уже на основных тенденциях развития трудового права при переходе к рынку труда.

Принцип полной занятости, господствовавший в государственной политике нашей страны в течение многих лет, опирался на закрепленное в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г. сочетание права на труд и всеобщей обязанности трудиться, что делало труд неэффективным и в конечном счете не способствовало развитию общества и повышению уровня жизни его членов.

Вступление в рыночные отношения повлекло неизбежный переход и к рынку труда с его экономическими методами регулирования. Рабочая сила, признанная товаром, предполагает более справедливую оплату труда для тех, кто действительно трудится.

Одним из главных негативным последствием перехода к рыночной экономике явилось возникновение безработицы.

Многие предприятия оказались без поддержки государства и не смогли приспособиться к новым условиям. Кроме того, в данный период времени происходили массовые сокращения в Вооруженных силах. Все это способствовало возникновению безработицы. Государству, чтобы снять растущее социальное напряжение в срочном порядке потребовалось разработать законопроекты о занятости населения, поддержке безработных и защите отдельных категорий граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Уже в 1991 году был принят закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В данном законе были установлены основные направления политики государства в сфере занятости населения:

— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

— поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

— обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и иные категории граждан);

— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм, и др.

Данные направления государственной политики, как правило, получали свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего — федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

В целях реализации приведенных направлений государственной политики была создана государственная служба занятости. Правовой статус этой службы определяется, прежде всего, ст. 15 Закона о занятости.

Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости, первоначально был создан Государственный фонд занятости населения. Впоследствии данный фонд был ликвидирован, и в настоящее время финансирование соответствующих мероприятий осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней.Одной из тенденции развития трудового законодательства стало также закрепление норм международного регулирование труда. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с данной нормой если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Так как наше государство стремилось стать правовым, то она должна была придерживаться общепринятых международных норм. Здесь в первую очередь следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В данных документах были закреплены и основные права человека в сфере труда.

Например, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплены право на труд, на свободный выбор места работы, на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на получение справедливого и удовлетворительного вознаграждения, право на создание профессиональных союзов и вступления в них.

Большое значение при формировании трудового права России сыграли и нормы трудового права, принятые Международной организации труда (МОТ). Не все конвенции МОТ были ратифицированы Россией, но многие положения не только конвенций, но и рекомендаций МОТ были приняты во внимание в правотворческой деятельности государственных органов Российской Федерации.

В настоящее время на территории России должны применяться 57 ратифицированных Конвенций МОТ. Вот некоторые из них:

— Конвенция N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве;

— Конвенция N 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях;

— Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде;

— Конвенция N 47 о сокращении рабочего дня до сорока часов в неделю;

— Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках.

Например, в 1993 году был принят федеральный закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», нормы которого использовались при реализации трудовых прав работников; в 1995 году — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором содержаться нормы по трудоустройству инвалидов.

В последующем основные права граждан в сфере труда и занятости были закреплены в ст. 37 Конституции РФ, а также в новом Трудовом Кодексе.

Кроме того, основополагающие права граждан в сфере труда были закреплены и в отношении отдельных категорий работников, трудовая деятельность которых ранее регламентировалась только ведомственными нормативными актами (сотрудники МВД, военнослужащие и т.д.)

Переход к рыночной экономике ознаменовал и договорную форму взаимодействия между работником и работодателем. Хотя сам переход к рыночной экономике и подразумевает минимальное вмешательство государства, но как показала практика законодательное закрепление содержание трудового договора повышало гарантии сторон в реализации договоренности по важнейшим условиям труда.

До введения в действие Трудового Кодекса РФ содержание трудового договора определялось на основании Рекомендаций по заключению трудового договора в письменной форме, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 14.07.93 № 135. Однако рекомендации носили необязательный характер, и поэтому содержание трудового договора на практике определялось весьма произвольно, что нередко служило причиной возникновения трудовых споров.

Поэтому законодатель в новом Трудовом Кодексе РФ раскрыл содержание трудового договора, чего не было в КЗоТе. В содержание трудового договора были включены реквизиты сторон, а также условия, которые были подразделены на существенные (обязательные, без которых трудового договора не может быть), и дополнительные.

Если говорить о самом Трудовом Кодексе РФ, то здесь надо отметить, что законодатель постарался вобрать в него отчасти усовершенствованные положения трудовых законов, среди которых, например, Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Основы законодательства «Об охране труда», Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и т.д.

Как мы видим, основными тенденциями развития трудового права России при переходе к рынку труда являлось:

— принятие мер по обеспечению занятости населения, поддержка безработных граждан; защита граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

— демократизация трудового законодательства, которое связано с возрастанием роли договорного регулирования труда, закрепления основополагающих прав трудящихся;

— закрепление основополагающих норм международного регулирования труда в трудовом законодательстве России;

— расширение сферы действия трудового законодательства в отношении отдельных категорий работников, труд которых регламентировался ранее ведомственными нормативными актами (сотрудников МВД и т.д.).

На протяжении многих веков общество развивало различные сферы деятельности людей. Согласно марксисткой концепции оно постоянно переходило из одной формации в другую.

Самой первой была рабовладельческая формация, в которой рабы признавались объектами и их труд был обязательным и не порождал никаких правовых отношений между работником и нанимателем.

На смену ей пришла феодальная формация, в которой селяне и прочий работающий люд все еще признавались объектами права, но государство уже в некоторой степени защищало их интересы от противоправных посягательств со стороны феодалов.

Следующий этап – это новое время, когда в Европе после череды буржуазных революций впервые возникли новые классы – пролетариев и буржуазии, которые имели равную защиту и свободу экономической деятельности, что повлекло за собой активное развитие трудового права. Благодаря Кодексу Наполеона оно отделится от гражданского права и станет самостоятельной отраслью.

В законодательных актах первые нормы трудового права закреплены в древнейших документах Киевской Руси – «Русской правде», созданной князем Ярославом Мудрым. Основные нормы касались социального положения купцов.

Так, например, если купец стал жертвой кораблекрушения и утратил весь товар, кредиторы не имели права требования возмещения убытков. Если же купец пропивал товар, который ему поручил перевезти иностранный купец, то ему присуждалось наивысшее наказание — поток и разграбление. (ст.54 «Русской правды»).

Соборное уложение 1649 года окончательно закрепило определенные экономические свободы за крестьянами, которые уже признавались субъектами правоотношений. Они получали право менять помещика, перебираться в город на работы, уезжать на сезонные работы.

Положение 1835 года «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оныя по найму» являлось первым нормативным актом, регулирующим трудовые отношения на территории России.

Положение состояло из 10 статей и возлагало на работодателя создание правил внутреннего распорядка. Касательно самого содержания данных правил в положении ничего не упоминалось, а поэтому работодатель мог действовать по своему усмотрению без вмешательства кого-либо.

В самом начале установления Советской власти было урегулированы трудовые отношения.

Эти реформы имели политическое основание, а поэтому носили скорей декларативный, чем практический характер.

Так, устанавливался восьмичасовой рабочий день, гарантировались достойные условия труда, социальное страхование, охрана труда.

В период военного коммунизма выходит Кодекс законов о труде 1918 года. В нем все нормы имеют императивный характер, что полностью исключает возможность договорных отношений между администрацией и трудящимся или профсоюзом.

В кодексе закладывался принцип всеобщей трудовой повинности. Все аспекты трудовой деятельности строго регламентировались.

Так, например работник не имел права самостоятельно наниматься на работу, за него это делала биржа труда (раздел VI «О вознаграждении за труд»).

Каждый род занятия имел определенную заработную плату. Ее размер зависел от опасности условий труда, тяжести работы, степень обученности и опытности для ее выполнения (ст. 58).

Впервые было введено понятие сверхурочных работ как единственной причины дополнительной оплаты труда рабочего.

К другим правам относились право на больничный – во время болезни каждый получал пособие через больничные кассы и право на отпускные – во время отпуска каждому гарантировались отпускные (ст. ст. 106 и 107).

Каждый работник обязан был иметь трудовую книжку, которая являлась доказательством его трудового стажа. Ее отсутствие являлось правонарушением.

Кодекс законов о труде 1922 имел уже принципиальные отличия от предыдущего. Так, он закрепил право заключать индивидуальные и коллективные трудовые договора.

Кодекс существенно расширил права рабочих. Они получили право на гарантированную заработную плату в соответствии с тяжестью и количеством выполненной работы, которая не могла быть ниже прожиточного минимума.

Он не отменил обязательную трудовую повинность, но расширил границы возможного неучастия в ней.

Были введены и нормы, защищающие права несовершеннолетних. Оплата труда несовершеннолетнего должна была быть такой же, как у совершеннолетнего работника за полный рабочий день.

Переход к развитому социализму закрепил новый кодекс законов о труде 1971 года.

Он не только не отменил трудовую повинность, но и ввел ее новый особый вид – трудовую мобилизацию. Реформировалась система оплаты труда.

Теперь заработная плата не должна была быть ниже не прожиточного минимума, а минимального размера, установленного государством, что уменьшило трудовые гарантии.

Все предприятия, фабрики и заводы лишались права устанавливать заработную плату работникам. Эту функцию взяло на себя государство в лице специально уполномоченных органов.

Вас может заинтересовать ментальная карта «Сколько мы должны работать?», где объясняется сколько длиться рабочий день

Или узнайте , в каком порядке взыскивается причиненный ущерб

Новый виток развития трудовое право России получило после развала Советского союза с принятием нового кодекса в 2001 году.

В данном кодексе уже отображены основные мировые стандарты трудового права за счет ратификации Конвенции МОТ «Относительно защиты заработной платы». Закреплены основные принципы труда: равенство, свобода выбора труда, недопустимость дискриминации, принудительного труда, обязательность возмещения вреда, справедливые условия труда и другие.

Понятие заработной платы существенно расширилось – к нему добавились разного рода компенсационные и стимулирующие выплаты. Наконец-то в трудовом праве отобразился уход от изжившей себя тарификации заработной платы.

Постановлением правительства N 583 был окончательно закреплен переход на новую систему оплаты труда.

Согласно новому кодексу работники получили право приостановить трудовую деятельность, если работодатель не выплатил им заработную плату в течение 15 дней (ст. 142 ТК РФ).

Минусом данного кодекса является отсутствие законодательного закрепления механизма индексации заработной платы, что является необходимым элементом в связи с постоянным изменением цен на потребительские товары.

Другой момент состоит в некоторой коллизии, связанной с ст. 130 Трудового кодекса и ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно статье работник имеет право требовать заработную плату даже в том случае, если его работодатель разорился, но закон о банкротстве говорит, что в случае неправоспособности должника все его долги считаются погашенными.

Другими нормативными документами, регулирующими сферу трудовых отношений, являются законы «О занятости населения», «О минимальном размере оплаты труда», «Закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Хоть нынешний Трудовой кодекс и имеет целью нормативное обеспечение законных прав и свобод в трудовой сфере, он не в состоянии решить ряд нынешних проблем этой сферы.

Одной из острых проблем является дискриминация женщин. Очень часто работодатели отказывают им в приеме на работу ввиду того, что они могут в скором времени уйти в декретный отпуск, или принуждают уйти с места работы тех женщин, которые находятся в положении.

Это является односторонней формой дискриминации, поскольку мужчин детородного возраста и имеющих детей эти проблемы не касаются.

Необходимо в скором времени законами обеспечить защищенность прав женщин, поскольку эта проблема влияет не только на трудовую сферу, но и на демографию страны в целом, так как женщинам приходится выбирать работу или семью.

Другой проблемой является возрастной ценз при приеме на работу. Все чаще работодатели отказывают людям старше 35 лет в приеме на работу.

Это с точки зрения практичности неправильно, поскольку у людей данного возраста уже имеется определенный опыт работы, который они, к сожалению, не могут реализовать на благо страны.

Для успешного функционирования экономической системы необходимо, чтобы процент работающих возрастал, а не уменьшался.

Еще одной распространенной проблемой является неофициальное трудоустройство.

Сложилась практика, когда работник и работодатель лишь устно состоят в правовых отношениях и заработная плата выплачивается по факту выполненной работы. Это делается для того, чтобы избежать налогов и сборов.

Актуальные проблемы трудового права

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯПРЕДИСЛОВИЕ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ Предпосылки формирования трудового законодательства России Трудовое законодательство России в досоветский период Советское трудовое законодательство. Развитие постсоветского трудового права в 90-е гг. XX в. Трудовое законодательство в период Гражданской войны и военного коммунизма (конец 1917— нача.ю 20-х гг. XXв.). Трудовое законодательство в период нэпа (начало — конец 20-х гг. XXв.). Трудовое законодательство периода форсированного развития страны (начало 1930-х — середина 1950-х гг.). Трудовое законодательство в середине 1950-х — середине 1980-х гг. Трудовое законодательство в период перестройки (середина 80-х гг. XX в. — 1991 г.). Развитие постсоветского трудового законодательства в 90-е гг. XX в.Контрольные вопросы ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ЧАСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА Предмет трудового права Метод трудового права Система трудового права Функции трудового права Источники трудового права Понятие и классификация источников трудового права. Система источников трудового права и ее особенности. Конституция РФ как источник трудового права. Общие и специальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и формы их выражения. Соотношение законодательного и договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Локальные нормативные акты как источники трудового права. Субъекты трудового права Понятие и классификация субъектов трудового права. Работник как субъект трудового права. Работодатель как субъект трудового права.Контрольные вопросы РЫНОК ТРУДА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Понятие рынка труда Формы воздействия государства на спрос и предложение на трудовые ресурсы на рынке труда Учет многоуровневого характера регулирования отношений занятости и трудоустройства Обеспечение реализации конституционных принципов свободы труда и защиты граждан РФ от безработицы Определение целей и задач государственной политики занятости Закрепление правового статуса безработного Осуществление действий по устранению дискриминации при трудоустройстве с особым акцентом на трудоустройство особых категорий граждан, нуждающихся в поддержке на рынке труда Организация эффективного функционирования органов службы занятости Регулирование труда иностранных граждан и лиц без гражданства Учет роли и значения ученического договораКонтрольные вопросы ДИСКРИМИНАЦИЯ В СФЕРЕ ТРУДА Основные подходы к дискриминации в сфере труда Критерии дискриминации Перечни критериев дискриминации. Отдельные критерии дискриминации Раса и национальность. Пол, семейные обязанности и личная жизнь. Убеждения работника, профсоюзное членство и преследование за жалобы в отношении работодателя. Иные критерии. Практическая реализация принципа защиты от дискриминации Открытая и скрытая, прямая и косвенная дискриминация. Преследование и создание нетерпимой среды на рабочем месте как дискриминация. Доказывание дискриминации. Законные изъятия из принципа равного обращения. Специфические требования работы. Соображения национальной безопасности. Защита отдельных категорий работников («компенсирующие действия»).Контрольные вопросы ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ Понятие, значение и развитие единства и дифференциации в трудовом праве Функции дифференциации в трудовом праве Источники норм дифференциации Виды норм дифференциации Классификация критериев (факторов) дифференциации. Объективные и субъектные факторы дифференциации Соотношение норм дифференциации Дифференциация в отдельных институтах трудового праваКонтрольные вопросы ЛОКАЛЬНОЕ НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ Понятие локального нормативного регулирования и его роль на современном этапе развития трудового права Предмет локального нормативного регулирования в трудовом праве Работодатель как субъект локального нормативного регулирования Порядок принятия локальных нормативных актов работодателем Обжалование и оспаривание локального нормативного акта Проблемы определения пределов решений работодателя при принятии локальных нормативных актовКонтрольные вопросы ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Правовые рамки управления персоналом Проблемы понятийного аппарата в регламентации управления персоналом Сфера применения норм трудового права в управлении персоналом Планирование персонала. Подбор и найм персонала. Адаптация и оценка персонала. Мотивация персонала и оплата труда. Обучение персонала. Коммуникации и этика. Конфликты и споры.Контрольные вопросы ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА Трудовой договор Понятие и юридическое значение трудового договора. Содержание трудового договора. Заключение трудового договора. Изменение трудового договора. Прекращение трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) cm. 80 ТК РФ. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Статья 81. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора. Иные индивидуальные договоры и соглашения в сфере труда Ученический договор. Договор о полной материальной ответственности. Соглашение о неполном рабочем времени. Соглашение о совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, ст. 60.2 ТК РФ. Акты социального партнерства Коллективный договор Соглашения.Контрольные вопросы ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА Рабочее время Понятие рабочего времени. Виды рабочего времени. Сокращенное рабочее время Неполное рабочее время. Сверхурочные работы. Режим рабочего времени и его виды. Ненормированный рабочий день Гибкое рабочее время. Сменная работа. Суммированный учет рабочего времени. Разделение рабочего дня на части (раздробленный рабочий день). Время отдыха Понятие времени отдыха. Перерывы в течение рабочего дня (смены). Ежедневный (междусменный) отдых. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни). Нерабочие праздничные дни. Отпуска.Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 117 ТК РФ)Отпуска без сохранения заработной платы.Контрольные вопросы ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА Понятие заработной платы Методы правового регулирования заработной платы Государственное регулирование заработной платы. Договорное регулирование заработной платы. Индивидуально-договорное регулирование заработной гиаты Государственные гарантии заработной платы Установление заработной платы. Системы оплаты труда Понятие системы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда. Сдельная и премиальная системы оплаты труда. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Оплата труда в особых условиях и при отклонении от нормальных условий труда Нормирование трудаКонтрольные вопросы СИСТЕМА ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ Гарантии процедурного характера Материальные гарантии Система компенсаций в сфере трудаКонтрольные вопросы ОХРАНА ТРУДА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Развитие представлений об охране труда и необходимости ее правового регулирования Современная концепция правового регулирования охраны труда Государственная политика в сфере охраны труда Актуальные проблемы регулирования охраны труда в Российской Федерации Охрана труда как элемент корпоративной социальной ответственностиКонтрольные вопросы ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ Понятие дисциплинарной ответственности работника. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности Понятие материальной ответственности по нормам трудового права и ее соотношение с гражданско- правовой ответственностью Материальная ответственность работника Материальная ответственность работодателяКонтрольные вопросы ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ Субъектная дифференциация Инвалиды. Женщины, лица с семейными обязанностями. Работники в возрасте до восемнадцати лет. Объективные факторы дифференциации Надомники. Дистанционные работники. Лица, работающие по совместительству. Работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев. Работники, занятые на сезонных работах. Руководители организаций и члены коллегиальных исполнительных органов организации. Иностранные граждане. Работники, направляемые на работу за границей. Спортсмены и тренеры. Работники, занятые на подземных работах. Работники транспорта. Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Работники, работающие у работодателей — физических лиц. Работники религиозных организаций. Педагогические работники. Научные работники, руководители научных организаций, их заместители. Работники, направляемые временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Лица, работающие вахтовым методом.Контрольные вопросы ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ Понятие, формы и способы защиты трудовых прав работников Самозащита работниками своих трудовых прав Понятие самозащиты. Отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Отказ от выполнения работы, непосредственно угрожающей жизни и здоровью работника. Другие случаи, предусмотренные ТК РФ, при которых возможно использовать самозащиту. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового праваКонтрольные вопросы РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ Понятие и право на разрешение индивидуального трудового спора Порядок разрешения индивидуальных трудовых споровКонтрольные вопросы РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ Понятие и классификация коллективных трудовых споров Выдвижение требований и примирительные процедуры Забастовки Виды промышленных акций. Ограничения в отношении права на забастовку. Контрольные вопросы ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Понятие и отраслевая принадлежность международного трудового права Трудовое или международное право? Трудовое право и международное частное право Понятие источников международного трудового права и их классификация Понятие и действие источников международного трудового права Иерархия источниковСоотношение международных источников между собой.Соотношение международного и национального трудового права. Виды источников Различные классификации.А. Количество участвующих государств.Б. Универсальные и региональные акты. Классификация по форме акта.Нормы jus cogens.Международные договоры.Национальное законодательство.Рекомендательные международные акты.Транснациональные коллективные договоры и соглашения.Корпоративные акты МНК.Кодексы поведения, принимаемые неправительственными организациями.Классификация актов МОТ по статусу. Проблемы контроля за соблюдением международных трудовых стандартов Основные виды контроля за соблюдением норм МТП.А. В рамках ООНБ. Система и особенности контроля МОТ за применением международных трудовых норм.В. Контроль за исполнением региональных актов в сфере труда. Проблемы контроля за соблюдением международных трудовых стандартов. Российское трудовое право и международные трудовые стандарты. Контрольные вопросы РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ТРУДА Роль и значение Договора о Евразийском экономическом союзе в сфере трудовой миграции Многосторонние региональные соглашения СНГ БРИКС: перспективы развития правового регулирования миграционных и трудовых отношений Двусторонние международные договоры как основа региональной правовой интеграцииКонтрольные вопросы МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА В СФЕРЕ ТРУДА Определение и международно-правовая регламентация социального диалога в сфере труда Определение понятия и значение социального диалога в сфере труда. Международные акты в системе правовых источников регулирования социального диалога в сфере труда. Система и принципы социального диалога в сфере труда Отдельные виды, формы и процедуры социального диалога в сфере труда Трехсторонние консультации по разработке и реализации международных трудовых норм. Формы и процедуры социального диалога во внутригосударственной системе регулирования труда. Сотрудничество, связи, жалобы и примирение в трудовых отношениях.Контрольные вопросы МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ Общая характеристика международных стандартов социального обеспечения Социальное обеспечение работников по болезни и в связи с материнством Социальное обеспечение на случай производственного травматизма Социальное обеспечение на случай безработицы Социальное обеспечение по возрасту Социальное обеспечение по инвалидности Социальное обеспечение по случаю потери кормильцаКонтрольные вопросыЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы трудового законодательства

Главная / Публикации адвокатов / Публикации адвоката Нагаева А.А. / Актуальные проблемы трудового законодательства

Трудовое законодательство представляет собой отрасль российского права, регулирующую отношения между работниками и работодателями, а также тесно связанные с ними иные отношения. Правовое обеспечение трудовых отношений регулируется непосредственно Трудовым кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами, содержащими норма трудового права.
Существование трудового законодательства необходимо для установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда и защита от безработицы, защиты прав и законных интересов работников и работодателей. Для осуществления направлений данной деятельности необходим контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Современное трудовое законодательство строится на принципах:
– свободы труда, включая право на труд;
– запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
– защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве;
– обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда;
– равенство прав и возможностей работников;
– обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы;
– обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;
– обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и другие т.д.
Проблемы трудового законодательства различны, и могут возникать при нарушении любого из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.
Ныне действующий Трудовой кодекс Российской Федерации принимался довольно долго, и уже после вступления его в законную силу, через небольшой промежуток времени, претерпел значительные изменения. Это, несомненно, дает возможность говорить о значительных недостатках, возникающих в процессе применения данной нормы, и о проблемах трудового законодательства.
Трудовые отношения являются важной частью социально-экономической жизни общества. В современном трудовом законодательстве имеются различные проблемы, решение которых невозможно без принятия соответствующих нормативно-правовых актов. К сожалению, ситуация, сложившаяся в настоящее время в трудовых отношениях, далека от совершенства, что негативно сказывается как на работниках так и на работодателях.
Существует множество проблем в сфере трудового права. Одной из актуальных – является дискриминация в сфере труда, которая наиболее часто проявляется при заключении трудовых договоров. Законодательством установлен запрет на дискриминацию в трудовых отношениях.
Наиболее часто имеет место дискриминация по половому признаку. Причинами дискриминации женщин чаще всего являются беременность, наличие детей или предполагаемое материнство в будущем. Запрет, на отказ в приеме на работу женщин по причине наличия у них детей является односторонней нормой дискриминационного характера. Это объясняется тем, что нет запрета на отказ в приеме на работу мужчин по той же причине.
Имеет место и дискриминация по возрасту. Чаще всего востребованы работники до 30, максимум до 35 лет. Дифференциация правового регулирования трудовых отношений по возрастному признаку должна проводиться в случаях, конкретно предусмотренных в законодательстве.
Еще одной проблемой является несоблюдение работодателем положений Трудового кодекса Российской Федерации. Руководители организаций идут на различные уловки, позволяющие воспользоваться недостаточной осведомленностью граждан и избежать расходов, связанных с выплатой увольняемому работнику положенных законом выплат.
В случаях, когда увольнения все же неизбежны (ликвидация предприятия, сокращение численности штата), работникам предлагают «в связи со сложной экономической ситуацией», написать заявление об увольнении по собственному желанию, что является прямым нарушением норм трудового права. В случае обращения к работнику с подобным предложением, следует сразу отказаться от него.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, при увольнении сотрудника по инициативе работодателя при ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, увольняемому работнику положены следующие выплаты:
1. Денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
2. Выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
3. За работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Кроме того, непременным условием законности расторжения трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников является обязательное предупреждение работника работодателем персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Трудовой договор может быть расторгнут с письменного согласия работника и без предупреждения его об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. То есть, если работника пытаются уволить по сокращению штатов без предварительного письменного предупреждения, работодатель обязан кроме положенных компенсаций, выплатить работнику денежный эквивалент двух средних зарплат.
Сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения, с зачетом выходного пособия означает, что средний заработок выплачивается за второй месяц не устройства работника на работу.
Часто возникает вопрос о том, сохраняется ли средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения за пенсионерами по старости. Однако в судебной практике встречаются как положительные так и отрицательные решения этого вопроса.
Кроме того, лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, средняя заработная плата сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев (с учетом месячного выходного пособия). Сохранение среднего месячного заработка в течение 6 месяцев со дня увольнения предусмотрено также за работниками предприятий (объектов), расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях.
За работником всегда остается право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
К таковым можно отнести:
– самозащиту работниками своих трудовых прав;
– защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
– государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– судебную защиту.
Сложная проблема возникает с заёмным трудом (аутсорсинг, аутстаффинг). В Трудовом кодексе Российской Федерации, иных российских законах об этой форме привлечения к труду вообще ничего не говорится, хотя она в последнее время приобретает все большее распространение. Следует либо узаконить отношения по заемному труду, включив соответствующий раздел в Трудовой кодекс Российской Федерации, либо признать такую форму труда противоречащей закону и влекущую ответственность за нарушение законодательства о труде.
В Трудовом кодексе практически отсутствуют нормы, регулирующие труд иностранных граждан, кроме непонятного основания для прекращения трудового договора по обстоятельствам независящим от воли сторон , и общего принципа, что иностранные граждане пользуются теми же трудовыми правами, что и граждане Российской Федерации , если иное не предусмотрено федеральными законами.
В этом случае возникает проблема регулирования трудовой миграции, что ставит новые задачи перед российскими властями всех уровней. Ошибочные или корыстные решения в этой сфере приводят к экономическим потерям и бытовым конфликтам на национальной почве. Для того, чтобы избежать этого, необходимо активное участие гражданского общества в выработке управленческих решений. Но не всегда общественность и профессионалы-эксперты оказываются в состоянии повлиять на принимаемые решения. В связи с этим возникает необходимость введения в Трудовой кодекс отдельной главы, регулирующей особенности использования труда иностранных граждан.
Одной из главных проблем в сфере труда является невыплата заработной платы. Масштабы невыплаченной заработной платы огромны.
Таким образом, можно констатировать целую массу нерешённых проблем в отечественном трудовом законодательстве, что даёт почву для новых исследований в этой сфере.
В последнее время во многих высших учебных заведениях все большее внимание уделяется вопросам труда и охраны трудовых прав, потому что, сразу после окончания обучение вчерашние студенты, не имеют полноценных знаний о своих, гарантированных законом правах.
Возникает необходимость более глубокого анализа, возникающих проблем. В связи с чем, в программу обучения вводятся предметы, отражающие современные проблемы трудового законодательства. Только благодаря такому обучению, будущие работники смогут быть полноправными участниками трудовых отношений.
О проблемах трудового законодательства можно говорить бесконечно. Главная его беда в том, что в нынешнем виде оно является чуть ли не главным тормозом не только для модернизации страны, но и просто нормальной жизнедеятельности десятков миллионов граждан.
Сегодня перед нашей страной стоит задача, быть может, не столь амбициозная с моральной точки зрения, но не менее важная с точки зрения эффективности государства и обеспечения его суверенитета. Речь идет о приведении трудового права в соответствие с современным состоянием социально-экономических отношений, запросов и потребностей работников и работодателей.
Большое внимание уделяется проблемам, связанным с ущемлением прав работников, хотя и права работодателя тоже не безграничны. Зачастую работники сами нарушают установленные законодательством нормы. Разрешение назревших проблем, возможно только при совместном принятии решений, взаимном уважении друг к другу, к правам каждого.

Адвокат, адвокатской палаты Ставропольского края
Нагаев Александр

Трудовой кодекс Российской Федерации

У этого термина существуют и другие значения, см. Трудовой кодекс.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Вид

Федеральный закон (Россия)

Номер

197-ФЗ

Принятие

Государственной Думой 21 декабря 2001

Одобрение

Советом Федерации 26 декабря 2001

Подписание

Президентом 30 декабря 2001

Вступление в силу

1 февраля 2002

Первая публикация

«Российская газета» № 256 от 31 декабря 2001

Действующая редакция

от 5 февраля 2018

Текст в Викитеке

Трудово́й ко́декс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой кодекс РФ, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

История

Трудовое законодательство Нового времени

Основная статья: Фабричное законодательство Российской империи

Становление трудового права в России начинается в XVIII веке и связывается с развитием горнозаводского дела в этот период. К этому же времени относится подготовленный В. Н. Татищевым «Устав Заводской» (не принят).

Однако в полной мере трудовое право начало развиваться в XIX веке. Для трудового права этого периода характерен охват преимущественно фабричных отношений (от этого происходит второе название трудового права в этот период: фабричное законодательство). В этот период вышли законы 1882 и 1885 годов (в основном касавшиеся детского труда), а также «Правил о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (1886). Большое значение имел закон 1897 года, ограничивший рабочий день 11, 5 часами. Наиболее полным актом этого периода, в котором бы отражались трудовые отношения, был «Устав о промышленном труде» (1913), в котором утверждались в частности правила приёма на работу, а также порядок надзора за соблюдение трудового (тогда фабричного и горнопромышленного) законодательства.

Трудовое право в советский период

Кодекс 1918 года

Первый российский кодекс законов о труде был принят большевиками в 1918 году. Основной задачей кодекса было регулирование взаимоотношений между трудящимся и работодателем.

Кодексом вводились следующие понятия:

  • трудящиеся — лица, работающие за вознаграждение;
  • вознаграждение за труд — предоставлялось в виде денег, услуг (например предоставление помещения для жилья) или продукции (в том числе продовольствие);
  • прожиточный минимум — установленное для данной местности минимальное вознаграждение за труд;
  • предварительное испытание — определённый срок, предшествующий окончательному приёму на длительную работу;
  • нормальное рабочее время — время, установленное для производства данной работы тарифным положением;
  • посменная работа — непрерывная работа, для выполнения которой требуется несколько рабочих смен;
  • сверхурочная работа — работа сверх нормального рабочего времени, допускалась в исключительных случаях;
  • праздничные дни — установленные дни, в которые работа не производится;
  • норма выработки — установленный расценочной комиссией и утверждённый отделом труда объём работ, производимый в нормальных условиях в течение нормального рабочего времени;
  • инспекция труда — орган, осуществляющий охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых хозяйственной деятельностью;
  • отдел распределения рабочей силы — орган, занимающийся учётом безработных и предоставлением им рабочих мест.

В первом кодексе вводились следующие обязанности трудящихся:

  • трудовая повинность — обязанность каждого гражданина РСФСР;
  • персональная трудовая книжка — документ с отметками о произведенных работах, полученных вознаграждениях и пособиях;
  • возможность привлечения к сверхурочным работам взрослого мужского трудоспособного населения;
  • выполнение количества работ не менее установленных норм выработки;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка;
  • сообщение отделу распределения силы и профсоюзу о факте замещения на рабочем месте трудящегося, самовольно оставившего рабочее место.

Декларировались следующие права трудящихся:

  • право на труд — право на применение труда по своей специальности и за установленное вознаграждение;
  • вознаграждение за труд не ниже установленного прожиточного минимума;
  • получение вознаграждения за труд не реже чем раз в две недели;
  • возможность увольнения по собственному желанию (фактически это право элиминировалось необходимостью обоснования причины увольнения, которое устроило бы орган рабочего самоуправления);
  • длительность нормального рабочего времени не более 8 дневных или 7 ночных часов в сутки.
  • сокращённое рабочее время для лиц моложе 18 лет;
  • сокращённое рабочее время на тяжких и вредных работах;
  • обеденный перерыв;
  • дополнительный перерыв для кормящих ребёнка грудью;
  • еженедельный непрерывный отдых в течение не менее 42 часов;
  • сокращённый рабочий день перед днём отдыха;
  • ежегодный отпуск;
  • денежное пособие и бесплатная врачебная помощь по случаю болезни, беременности и родам;
  • пособие по безработице в размере положенного трудящемуся вознаграждения за труд согласно его тарифу, группе и категории;
  • пособие трудящимся, работающим не по специальности.

Кодекс явным образом запрещал трудящимся работать во время ежегодного отпуска и в праздники, ограничивал длительность трудового дня 8-ю часами в дневное время и 7-ю часами — в ночное (впервые 8-часовой рабочий день был установлен декретом от 29 октября (11 ноября) 1917 года, а до этого по закону от 2 июня 1897 года рабочий день ограничивался 11,5 часами). При установлении факта таких работ с трудящегося удерживалось полученное им при этом вознаграждение. Также запрещалось получение дополнительного вознаграждения за труд кроме как за нормальное рабочее время и за сверхурочное время. Запрещалась оплата труда авансом.

Вводились следующие фонды:

  • Фонд страхования безработных;
  • Местные больничные кассы.

Через 4 года, в 1922 году кодекс был пересмотрен.

Кодекс 1922 года

Второй кодекс был принят постановлением ВЦИК за подписями М. Калинина, народного комиссара труда В. Шмидта, секретаря ВЦИКа Енукидзе в ноябре 1922 года. Новый кодекс из 192 статей отразил в себе принятый в 1921 году курс Новой Экономической Политики, а также аспекты трудовой деятельности граждан, многие из которых сохранились до настоящего времени.

По сравнению с предыдущим кодексом вводились новые понятия, такие как:

  • коллективный договор;
  • трудовой договор;
  • расчётная книжка;
  • артель;
  • выходное пособие;

Кодекс устанавливал 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42 часов, ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск. Запрещалась эксплуатация детского труда (до 16 лет). Для женщин предусматривалось освобождение от работ на время до родов и после родов: 6 недель до и 6 недель после — для работников умственного труда, 8 недель — для работников физического труда; также вводились дополнительные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей.

Кодексом устанавливался список государственных праздников, а также вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда». Отсутствовала пенсия по старости, вместо этого было лишь «право на социальное обеспечение при инвалидности.»

С некоторыми поправками кодекс действовал почти половину столетия.

Кодекс Законов о труде 1971 года (КЗоТ)

В 1971 году был принят новый кодекс, который устанавливал 41-часовую рабочую неделю, добавлял новые праздничные дни и новые льготы, в том числе устанавливал право на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 лет с сохранением рабочего места. Новый кодекс был более мягким по сравнению с кодексом 1922 года.

Утратил силу 1 февраля 2002 года.

Действующий трудовой кодекс

Новый трудовой кодекс был принят в 2001 и вступил в силу в 2002 году. По мнению профсоюзов, этот кодекс предусматривает увеличение сверхурочного рабочего времени (как рабочей недели, так и рабочего дня), в результате чего увеличилось число ДТП с «перерабатывающими» водителями. Профсоюзы окончательно потеряли возможность как представлять интересы работников, так и сопротивляться массовым сокращениям. Вместе с тем, кодекс ввел запрет на увольнение во время болезни или отпуска, а также на увольнение без выплаты двухмесячного содержания

Осенью 2010 года Российский союз промышленников и предпринимателей (Шохин) разработал поправки к Трудовому кодексу России для борьбы с кризисом и безработицей и предложил увеличить рабочую неделю до 60 часов, рабочий день до 12 часов. По действующему кодексу рабочая неделя не может превышать 40 часов, требований к продолжительности рабочего дня действующий кодекс не устанавливает (за исключением отдельных категорий работников).

Введены новые понятия «дистанционной работы» (Удалённая работа), и, соответственно, «дистанционных работников». Также внесены изменения в Закон об электронной подписи для облегчения процесса подписания Трудового договора с подобного рода сотрудниками: «Трудовой договор о дистанционной работе и соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора о дистанционной работе могут заключаться путём обмена электронными документами» При этом работодатель обязан в течение 3 рабочих дней после обмена электронными подписями выслать своему работнику его копию ТД, оформленную надлежащим образом, по почте заказным письмом с уведомлением. // «Глава 49. Особенности регулирования труда дистанционных работников» // Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ.

Примечания

  1. Соболев Сергей Анатольевич. Становление трудового права в период развития горнозаводского дела в России XVIII века // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2011.
  2. 1 2 Кодекс законов о труде 1918 года // Приложение из учебного пособия И. Я. Киселева «Трудовое право России» (Москва, 2001)
  3. Валетов Тимур Якубович. Фабричное законодательство в России до Октябрьской революции // Экономическая история. Обозрение. Вып.13. (рус.). — 2007. — С. 37.
  4. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года // Приложение из учебного пособия И. Я. Киселева «Трудовое право России» (Москва, 2001)
  5. статья 109 главы 9 КЗоТ 1922
  6. Почему водители спят за рулём?
  7. Необходима либерализация законодательства о забастовках, иначе трудовые конфликты превратятся в силовые действия
  8. Труд в России больше, чем работа
  9. РСПП предложил увеличить рабочую неделю до 60 часов // rbc.ru 1 ноября 2010
  10. Рабдень // Марина Грицюк. Российская газета 2 ноября 2010
  11. Альта-Софт. Закон 60-ФЗ Государственной Думы Российской Федерации от 05.04.2013 (Изменения в Федеральный закон N 63-ФЗ «Об электронной подписи» и в отдельные законодательные а…
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — Российская Газета

> Ссылки

  • Трудовой кодекс Российской Федерации на сайте КонсультантПлюс
  • Трудовой кодекс Российской Федерации на сайте СПС «Гарант»

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *