Репатриация валютный контроль

Репатриация иностранной валюты — это зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. Подробнее о том, что представляет собой репатриация и в чем ее экономический смысл, читайте в этой статье.

Содержание

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. Если рассмотреть проекты законов, разработанные и обсуждаемые в 2016 году, то можно сделать вывод о том, что меры по репатриации валютной выручки являются самым приоритетным направлением в законотворчестве в РФ.

В части обеспечения государством репатриации средств от экспортно-импортных контрактов с участием резидентов РФ законы будут все более детализироваться и ужесточаться.

Еще о перспективах валютного законодательства смотрите в материале «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года».

Итоги

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства РФ в данном вопросе.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность для должностных лиц.

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке налоговая инспекция или таможня могут оштрафовать организацию. Размер штрафа составит:

1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;

от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;

от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

Такая же ответственность грозит организации, если она не обеспечит своевременное поступление иностранной валюты или рублей от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) при уступке ему денежного требования.

За нарушение срока поступления рублей в определенной доле на счет организации в уполномоченном банке или зарубежном банке по внешнеторговым контрактам, по которым оформляют паспорт сделки, а расчеты производят в рублях, налоговая инспекция или таможня могут оштрафовать организацию. Размер штрафа составит:

– для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;

– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.

Долю выручки, которую необходимо зачислить на счет, определяет Правительство РФ. Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, по которым осуществляют расчеты в рублях, а также перечень иностранных государств, с резидентами которых заключают такие внешнеторговые контракты (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ, п. 3 ст. 24

Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, п. 24 ст. 7 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ).

Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию или не полученные в России товары, невыполненные работы, не оказанные услуги либо за не переданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.

Вместо этого штрафа или в дополнение к нему организации грозит санкция в сумме 1/150 ставки рефинансирования от несвоевременно возвращенной валютной выручки за каждый день просрочки. Ставка рефинансирования берется та, которая действовала в период просрочки.

Если финансовый агент (фактор) не уведомит своевременно резидента о поступлении валюты на его счет, сумма штрафа составит:

– для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;

– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.

Это следует из частей 4–6 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809.

Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

К ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки организацию не привлекут к административной ответственности, если:

деньги поступили на счета резидентов-экспортеров с просрочкой не более 10 календарных дней по вине кредитной организации и (или) ГК «Внешкэкономбанк». При этом вина банков документально подтверждена;

организация обеспечила получение от АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР) страховой выплаты на счета российской кредитной организации или ГК «Внешкэкономбанк», которая предоставляет финансирование резиденту-экспортеру по договору факторинга и является страхователем или выгодоприобретателем по договору страхования.

Это следует из Методических рекомендаций, утвержденных приказом Росфиннадзора от 28 сентября 2015 г. № 369.

Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. должностное лицо (например, руководителя организации) могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:

от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;

или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.

Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.

Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:

сумма не возвращенных средств превысит 30 млн руб.;

нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;

будут использованы подложные документы;

операции проводятся через фирмы-однодневки.

При этом учитывают все валютные операции, которые проведены с нарушением в течение одного года.

Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Главбух советует: чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все возможные меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

В частности:

предусмотрите в контракте способы обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);

выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;

предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.

Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату РФ. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 12 августа 2015 г. № 07-05-08/46382.

1. Валютное регулирование и валютный контроль Лекция 2 — Валютное регулирование

Д.Э.Н., ПРОФЕССОР, ДЕРУЖИНСКИЙ ГРИГОРИЙ ВИКТОРОВИЧ

2. Рассматриваемые вопросы

Лекционная часть
2
2.1. Сущность валютного регулирования
2.2. Принципы валютного регулирования и валютного контроля
2.3. Объекты валютного контроля
2.4. Субъекты валютного контроля
2.5. Виды валютных ценностей
2.6. Виды валютных операций
2.7. Органы валютного контроля
2.8. Регулирование операций по счетам в иностранных банках
2.9. Ввоз-вывоз иностранной валюты физлицами
Самостоятельная работа
2.10. Паспорт сделки (ст. 20 173-ФЗ)
Федеральный закон от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле»
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности»
«Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда» (приняты 22.07.1944) (ред. от
15.12.2010)

3. 2.1. Сущность валютного регулирования

Валютное регулирование является основным инструментом осуществления
3
валютной политики. Оно представляет собой применение определенных
методов воздействия государства на валютную сферу, направленное на
реализацию целей валютной политики.
Осуществляя валютное регулирование, государство:
регламентирует систему международных расчетов, выполняемых
участниками ВЭД, и устанавливает сферу и порядок проведения
валютных операций;
устанавливает порядок формирования и использования валютного
резерва страны;
устанавливает порядок создания и использования валютных фондов
хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, фирм и т.д.);
определяет сферу и порядок осуществления валютного контроля.

4. 2.1. Сущность валютного регулирования

Валютное регулирование имеет собственный механизм, действие которого
4
дополняет функционирование рыночного механизма регулирования
валютных отношений.
Элементы механизма валютного регулирования:
• валютное законодательство, принимаемое различными
государственными органами;
• валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами
по поводу совершения ими валютных операций с различными
объектами;
• регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные
отношения.

5. 2.2. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

5
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в
Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в
области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в
валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской
Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов
резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

6. 2.3. Объекты валютного контроля

Объектами валютного регулирования являются
валюта Российской Федерации,
ценные бумаги в валюте Российской Федерации,
валютные операции с валютными ценностями.
6
В состав валюты РФ входят:

a) рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и
монеты, находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из
обращения, но подлежащие обмену;
b) средства в рублях на счетах в банках и др. кредитных учреждениях в РФ,
c) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за
пределами РФ.

7. 2.3. Объекты валютного контроля

Иностранная валюта:
7
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты,
находящиеся в обращении и являющиеся законным средством
наличного платежа на территории соответствующего иностранного
государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо
изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные
знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных
единицах иностранных государств и международных денежных или
расчетных единицах;

8. 2.3. Объекты валютного контроля

Внутренние ценные бумаги:
8
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в
валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в
Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты
Российской Федерации, выпущенные на территории Российской
Федерации;
Ценные бумаги в валюте РФ подразделяются на:
платежные документы, выраженные в рублях (векселя, чеки и т.д.);
фондовые ценности, выраженные в рублях (акции, облигации и др.);
другие долговые обязательства, выраженные в рублях (коносаменты,
депозитные и сберегательные сертификаты и др.).
Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной
форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным
законом к внутренним ценным бумагам;
Валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

9. 2.4. Субъекты валютного контроля

Резиденты:
9
физические лица, имеющие постоянное местожительство в России,
включая граждан, временно находящихся за пределами РФ;
юридические лица (хозяйствующие субъекты), расположенные на
территории России и образованные в соответствии с законодательством
РФ;
предприятия и организации с местонахождением в РФ, созданные в
соответствии с российским законодательством, но не являющиеся
юридическими лицами;
российские дипломатические и другие официальные
представительства, находящиеся за пределами РФ;
филиалы и представительства резидентов (российских юридических лиц
и российских предприятий и организаций, не являющихся юридическими
лицами), находящимися за пределами РФ.

10. 2.4. Субъекты валютного контроля

Нерезиденты:
10
физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами
РФ, включая граждан, временно находящихся в Российской Федерации;
предприятия и организации, которые не являются юридическими лицами,
образованные в соответствии с законодательством иностранных
государств, находящиеся за пределами России;
юридические лица с местонахождением за пределами РФ, созданные в
соответствии с законодательством иностранных государств,
иностранные дипломатические и иные официальные представительства,
а также международные организации, их филиалы и представительства,
находящиеся на территории РФ,
находящиеся в РФ филиалы и представительства юридических лиц и
предприятий и организаций, не являющиеся юридическими лицами, с
местонахождением за пределами России, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств.

11. 2.5. Виды валютных ценностей

Валютные ценности включают иностранную валюту, ценные бумаги11
в
иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные
камни.
Иностранная валюта — это денежная единица какой-либо страны,
выполняющая функции средства обращения, платежа, измерения
стоимости.
По составу иностранная валюта состоит из:
a) денежных знаков в виде банкнот и казначейских билетов, монет,
находящихся в обращении и являющихся законным платежным
средством в соответствующем иностранном государстве или группе
государств, а также изъятых или изымаемых из обращения, но
подлежащих обмену денежных знаков;
b) средств на счетах в денежных единицах иностранных государств и
международных денежных или расчетных единицах.
Иностранная валюта подразделяется на:
валюту иностранных государств и
международную коллективную валюту.

12. 2.5. Виды валютных ценностей

Валюта иностранных государств имеет материальную форму. Она
12может
быть в виде золотых, серебряных, металлических и бумажных знаков.
(Иностранная валюта в виде золотых и серебряных знаков используется в
основном для коллекционирования.)
Международная коллективная валюта применяется в международных
расчетах. Она, как правило, не имеет материальной формы в виде
денежных знаков (золотых, серебряных, металлических или бумажных), а
является записанной валютой. Примеры: специальные права
заимствования (СДР), ЭКЮ (в странах Европы до 1999 г.), переводной
рубль (в странах-участницах СЭВ до 1990 г.), сукре (общая денежная
единица организации АЛБА – альянса стран Латинской Америки и
Карибского бассейна).
По степени конвертируемости (обратимости, обмена на другие валюты) и
характеру ограничений для внешнеэкономических расчетов
иностранную валюту условно можно подразделить на свободно
конвертируемую (СКВ), замкнутую, клиринговую.

13. 2.5. Виды валютных ценностей

Свободно конвертируемой считается валюта, которая без ограничений
13
обменивается на любые другие иностранные валюты. Свободно
конвертируемыми считаются следующие валюты: доллар США, евро,
британский фунт, японская иена, швейцарский франк, канадский
доллар, австралийский доллар, сингапурский доллар, гонконгский
доллар, новозеландский доллар, шведская крона, датская крона,
норвежская крона, южнокорейская вона, южноафриканский ранд,
мексиканский песо, израильский новый шекель.

14. 2.5. Виды валютных ценностей

Замкнутая валюта — это неконвертируемая валюта, имеющая хождение
14
только в пределах своей страны, где законодательство предусматривает
ограничения практически по всем видам валютных операций.
Клиринговая валюта — это специальная расчетная валютная единица,
применяемая во внешней торговле на основе межправительственного
соглашения двух или нескольких государств.
Ценные бумаги в иностранной валюте представляют собой:
платежные документы в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы
и др ),
фондовые ценности (акции, облигации и т.д );
другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

15. 2.5. Виды валютных ценностей

В категорию «валютные ценности» входят драгоценные металлы. К 15
драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина, металлы
платиновой группы. В состав металлов платиновой группы входят
палладий, иридий, родий, рутений, осмий.

16. 2.5. Виды валютных ценностей

Существенным элементом валютных ценностей считаются природные
16
драгоценные камни, к которым относятся алмазы, рубины, изумруды,
сапфиры, александриты, натуральный жемчуг.

17. 2.6. Виды валютных операций

К валютным операциям относятся:
17
операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на
валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием
в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных
документов в иностранной валюте;
ввоз и пересылка в РФ валютных ценностей;
вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
осуществление международных денежных переводов.
Виды валютных операций:
1) текущие валютные операции;
2) валютные операции, связанные с движением капитала.

18. 2.6. Виды валютных операций

Текущие валютные операции, обслуживающие внешнеэкономическую
18
деятельность, включают:
переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для проведения расчетов без
отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;
переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов,
связанных с кредитованием внешнеторговых операций на срок не более
180 дней;
получение от нерезидентов и предоставление нерезидентам
финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов, других доходов по
вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, являющимся
результатом движения капитала.

19. 2.6. Виды валютных операций

Валютные операции, связанные с движением капитала:
19
прямые инвестиции (вложения в уставный капитал предприятия с целью
извлечения дохода, а также получения прав на участие в управлении
предприятием);
портфельные инвестиции (это вложения в ценные бумаги (акции,
облигации и др.));
переводы в оплату права собственности, а также иных прав на
недвижимое имущество (недвижимость). Состав недвижимого
имущества определяется законодательством страны его
местонахождения. Как правило, к недвижимости относятся здания,
сооружения, земля, недра и иное имущество,
предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней,
другие валютные операции, которые не могут быть отнесены к текущим
валютным операциям.

20. 2.6. Виды валютных операций

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
20
1) операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а
также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг
пассажирам в пути следования транспортных средств при
международных перевозках;
2) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и
комитентами (принципалами, доверителями) при оказании
комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с
заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче

товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации
и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам
(принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);
4) операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и
фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и
фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской
Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной
перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по
договорам страхования указанных грузов;

21. 2.6. Виды валютных операций

5) операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых на21
организованных торгах, при условии учета прав на такие ценные бумаги
в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
6) операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на
такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с
законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в
валюте Российской Федерации;
7) операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов,
сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта
Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том
числе закладным), за исключением векселей;
9) операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица,
связанных со служебной командировкой за пределы территории
Российской Федерации, а также операций при погашении
неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной
командировкой;

22. 2.6. Виды валютных операций

10) операций, связанных с расчетами и переводами иностранной 22
валюты
при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
в соответствии с бюджетным законодательством Российской
Федерации;
11) операций, предусматривающих расчеты и переводы иностранной
валюты для осуществления деятельности дипломатических
представительств, консульских учреждений Российской Федерации и
иных официальных представительств Российской Федерации,
находящихся за пределами территории Российской Федерации, а
также постоянных представительств Российской Федерации при
межгосударственных или межправительственных организациях;
12) переводов физическим лицом — резидентом иностранной валюты из
Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их
счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории
Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного
операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в
эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу,
установленному Центральным банком Российской Федерации на дату
списания денежных средств со счета физического лица – резидента;

23. 2.6. Виды валютных операций

13) переводов физическим лицом — резидентом иностранной валюты
23в
Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за
пределами территории Российской Федерации, в пользу иных
физических лиц — резидентов на их счета в уполномоченных банках;
3. Без ограничений осуществляются валютные операции между
резидентами и уполномоченными банками, связанные:
1) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и
штрафных санкций по соответствующим договорам;
2) с внесением денежных средств резидентов на банковские счета и
получением денежных средств резидентов с банковских счетов;
3) с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами
обязательств по договорам поручительства и залога;
4) с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей ;
5) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной
иностранной валюты и чеков .
Купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации
производится только через уполномоченные банки.

24. 2.7. Органы валютного контроля

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются:
24
Центральный банк Российской Федерации и
Правительство Российской Федерации.
2. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным
законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты
органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и
нерезидентов.
3. Не допускается установление органами валютного регулирования
требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных
разрешений. Не допускается установление органами валютного
регулирования требования о предварительной регистрации.
4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы
учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их
представления, а также готовит и опубликовывает статистическую
информацию по валютным операциям.
5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство РФ, а также
специально уполномоченные на то Правительством Российской
Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют

25. 2.7. Органы валютного контроля

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают 25
таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов
валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных
Центральным банком Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах
своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской
Федерации имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами
валютного законодательства;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по
валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с
проведением валютных операций, открытием и ведением счетов..
2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей
компетенции имеют право:
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
2) применять установленные законодательством меры ответственности за
нарушение актов валютного законодательства.

26. 2.8. Регулирование операций по счетам в иностранных банках

Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным
26
законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям
лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных банках, расположенных за
пределами территории Российской Федерации, владеть и (или)
пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают
без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте
Российской Федерации в банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации.
2. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета
об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов
счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно
открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в
банках, расположенных за пределами территории Российской
Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в
области налогов и сборов.

27. 2.8. Регулирование операций по счетам в иностранных банках

Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в27
банках
за пределами территории Российской Федерации, средства со своих
счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов
(вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской
Федерации.
Переводы резидентами осуществляются при предъявлении
уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового
органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой
о принятии указанного уведомления.
Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять
валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады),
открытые в банках за пределами территории РФ.
Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять
валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием
услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств
на счетах, открытые в банках за пределами территории Российской
Федерации.

28. 2.9. Ввоз-вывоз иностранной валюты физлицами

ФЗ 173-ФЗ не накладывает ограничений на перемещение наличной
28валюты
Таможенные правила определяют следующий порядок: (Основание Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 51 «О
Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных
денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную
границу Таможенного союза»)
Ввоз-вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или)
дорожных чеков на таможенную территорию таможенного союза
осуществляется без ограничений в следующем порядке:
при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных
чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10
тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные
чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных
чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов
США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат
таможенному декларированию в письменной форме путем подачи
пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых
наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

29. 2.9. Ввоз-вывоз иностранной валюты физлицами

2. Вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных
29
чеков с таможенной территории таможенного союза осуществляется
без ограничений в следующем порядке:
при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных
чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10
тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные
чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных
чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов
США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат
таможенному декларированию в письменной форме путем подачи
пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых
наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
2. Единовременный вывоз физическим лицом наличных денежных средств и
(или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в
эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в
письменной форме по желанию физического лица.
3. Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением
дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного
декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской

30. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Приложение 4
к Инструкции Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И
«О порядке представления резидентами и нерезидентами
уполномоченным банкам документов и информации,
связанных с проведением валютных операций, порядке
оформления паспортов сделок, а также порядке учета
уполномоченными банками валютных операций и контроля
за их проведением”
2.10. Паспорт сделки (ст. 20 173-ФЗ)
Код формы по ОКУД 0406005
Форма 1
Наименование банка ПС
Паспорт сделки от

/
/
/
/
1. Сведения о резиденте
1.1. Наименование
1.2. Адрес:
Субъект Российской Федерации
Район
Город
Населенный пункт
Улица (проспект, переулок и т.д.)
Номер дома (владение)
Корпус (строение)
Офис (квартира)
1.3. Основной государственный регистрационный номер
1.4. ИНН/КПП
/
2. Реквизиты нерезидента (нерезидентов)
Страна
наименование
Наименование
1
код
2
3

3. Общие сведения о контракте

Дата
1
2
Валюта контракта
наименование
код
3
4
Сумма
контракта
Дата завершения исполнения
обязательств по контракту
5
6
4. Сведения об оформлении, о переводе и закрытии паспорта сделки

п/п
Регистрационный номер
банка ПС
Дата принятия паспорта
сделки при его переводе
Дата закрытия
паспорта сделки
Основание закрытия
паспорта сделки
1
2
3
4
5
Х

5. Сведения о переоформлении паспорта сделки

Дата
Документ, на основании которого внесены изменения в паспорт сделки

дата

6. Сведения о ранее оформленном
паспорте сделки по контракту
/
/
/
7. Справочная информация
7.1. Способ и дата представления резидентом документов для оформления
(переоформления, принятия на обслуживание, закрытия) паспорта сделки
Лекция 2
7.2. Способ и дата направления резиденту оформленного (переоформленного,
принятого на обслуживание, закрытого) паспорта сделки

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *