Ревизия организации

РЕВИЗИЯ РЕВИЗИЯ (от позднелат. revisio — пересмотр) — 1) проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или должностных лиц за определенный период; основной метод финансового контроля. Р. проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления, проверяющие подведомственные организации. Р. могут быть проведены и по их плану, и по указанию других компетентных органов, в т.ч. правоохранительных. По объекту проверки различают Р. документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами). При проведении документальной Р. проверяются документы, в особенности первичные (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая Р. означает проверку и документов, и наличия денег, материальных ценностей. Под полной Р. понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной Р. контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (напр., проверка командировочных расходов). Результаты Р. оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером; 2) в России XVIII — первой половины XIX в. переписи населения, главным образом податного. Начались с введением подушной подати. Было проведено 10 Р. (последняя — в 1857 г.). В ходе Р. учитывались «ревизские души».

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

Контрольно-ревизионная работа способствует повышению эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с различными формами собственности. При этом сочетаются государственный контроль и внутренний контроль владельцев, заинтересованных в выполнении государственных заказов, контрактов. С помощью контроля государство защищает интересы потребителей, проверяет качество обеспечивает доступность и достоверность информации о количестве и качестве ассортимента продукции.

В контрольно-ревизионной работой понимают совокупность процессов, связанных с проверкой наличия и состояния материальных ценностей, финансовых ресурсов, расчетных операций, а также с созданием необходимых условий для их осуществления. Главной задачей является выявить недостатки и несоответствия деятельности подконтрольного объекта действующему законодательству, изучение, анализ, сравнение информации, способствующей повышению качества деятельности того или иного предприятия.

Контрольно-ревизионная работа проводится в форме ревизий и проверок.

Ревизионный процесс состоит из последовательных этапов, которые имеют свою сущность, функциональность и временное ограничение. Она проводится в несколько этапов: подготовка; проведения ревизионных действий на ревизуемом объекте; систематизация материалов ревизии и оформление ее результатов; обсуждение их на проверяемом предприятии; контроль за выполнением принятых решений.

Ревизия является основной формой контроля и отличается от других форм тем, что она проводятся после выполнения хозяйственных операций, процессов. При проверке объектов применяются различные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры, а выводы основываются на документально достоверных доказательствах. Выявленные недостатки и нарушения имеют адресность в пределах материальной и юридической ответственности.

Под ревизией понимают систему контрольных действий по финансово хозяйственной деятельностью предприятия, с помощью которых за определенный период времени, устанавливается соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверности учета и отчетности; способ документального раскрытия недостач, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. То есть, это комплекс мероприятий с использованием приемов документального и фактического контроля, направленный на выявление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности осуществления хозяйственных операций, состояния сохранности имущества, установления законности, целеустремленности и экономической эффективности проведенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц при их осуществлении . По результатам ревизии составляется акт.

Проверка — это обследование и определение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия или их подразделений. В отличие от ревизии проверки оформляются справкой или докладной запиской.

Формы контрольно-ревизионной работы могут быть централизованы (сосредоточенные в высших звеньях управления) и децентрализованные (характеризуются наличием контрольно-ревизионного аппарата на подведомственных предприятиях).

Главной задачей ревизий и проверок является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях и организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращения их в дальнейшем.

В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля.

В зависимости от того, у которого экономического субъекта проводится ревизия, различают задачи, которые ставятся перед контрольно-ревизионным мероприятием, (табл. 8.5).

Таблица 8.5.

Основные задачи ревизий и проверок

Место проведения

Задание

Министерства и центральные органы исполнительной власти

Обеспечение выполнения положений о министерствах и центральных органах исполнительной власти в части реализации государственной политики в сфере финансов и контроля.

Соблюдение законности и правильности: использование бюджетного финансирования, кредитных ресурсов, финансовой помощи, расходов на содержание аппарата министерства и других центральных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти регионального и местного уровня

Соблюдение действующих нормативно-правовых актов по выполнению бюджетов соответствующих уровней.

Ревизия текущего счета и валютных средств.

Правильность расходования средств на содержание подконтрольных органов.

учреждения

Обеспечение руководящим аппаратом учреждения действующего законодательства по финансовой деятельности.

Правильность и обоснованность расчетов сметных назначений, правильность и соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Предприятия и организации государственной и коммунальной собственности

Исследование целевого и эффективного расходования денежных средств и материальных ценностей, обеспечение их сохранности, использования финансовых инвестиций, нематериальных активов, достоверности отчетности и порядка ведения бухгалтерского учета.

Правильность расчетов с бюджетом, законности получения льгот и доходов, полноты отчислений средств в государственные фонды и др ..

Субъекты хозяйствования негосударственного сектора

Задача (цель) определяется органом, который инициировал проведение контрольно-ревизионного мероприятия.

Основные причины необходимости ревизий:

— Недостатки в подборе кадров, в т. Ч. Материально ответственных лиц;

— Не результативный предыдущий и текущий контроль со стороны управленческого аппарата, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей деятельности;

— Некачественная инвентаризация и несовершенство системы материальной ответственности.

В процессе исследования финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования проверки и ревизии проводятся с целью выявления негативных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии влияют на выявление причин нарушений законодательства и нормативных актов, способствующих возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные, документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитал).

Ревизия также изучает субъект предпринимательской деятельности в статике и ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных процессов. Результаты ревизии основываются на документально достоверных доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают размер убытков, потерь, недостач, обосновывая это системой доказательств (первичными документами, данными инвентаризации, пояснительными записками ответственных лиц и т.п.). Последствия ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе предприятия, после чего обязательно принимаются соответствующие меры (принимаются решения), обеспечивает действенность ревизии и способствует повышению эффективности деятельности.

Проверки и ревизии различают по следующим признакам:

— В зависимости от ведомственной подчиненности;

— Относительно плановости;

— По составу специалистов;

— В зависимости от объемов охватываемых ревизией хозяйственных операций;

— В зависимости от повторяемости;

— По методу Проведение.

В зависимости от ведомственной подчиненности различают ведомственные, вневедомственные и смешанные ревизии. Ведомственные ревизии организуют в пределах своей системы министерства и ведомства. Вневедомственные ревизии назначаются и проводятся субъектами контроля других министерств и ведомств, например, органами Министерства финансов Украины, Национальным банком Украины, следователями и другими органами, контрольно-ревизионным управлением, налоговой администрацией и тому подобное. Смешанные ревизии проводятся совместно органами ведомственного и вневедомственного контроля.

Относительно плановости ревизии делятся на плановые и внеплановые. Плановые ревизии утверждаются в годовых и квартальных планах контролирующего органа и проводятся на предприятиях не реже одного раза в три года. Право на проведение такой ревизии предоставляется только в том случае, если субъекту предпринимательской деятельности не позднее, чем за 10 календарных дней до дня проведения ревизии, направлено письменное уведомление с указанием даты ее проведения. Внеплановые ревизии проводятся в особых случаях по требованию суда, прокуратуры, других контролирующих или управления по разным причинам: поступления сигналов или сообщений о нарушениях законодательства, злоупотребления должностных лиц и другие недостатки в работе предприятия, то есть возникает необходимость в срочной проверке, не предусмотренная планом .

По составу ревизионной группы различают комплексные и некомплексные ревизии. Комплексная ревизия является наиболее объективной и полной проверкой всех или отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Некомплексные ревизии осуществляются, как правило, одним ревизором, круг вопросов ограничено, поскольку квалификация ревизора не позволяет исследовать вопрос технологии, качества сырья и продукции, использования техники и тому подобное.

В зависимости от объема охватываемых проверкой хозяйственных операций документальные ревизии делятся на полные и частичные. Полная ревизия предусматривает проверку всей деятельности предприятия за весь подревизный период. Неполная или частичная ревизия предусматривает проверку только отдельных участков деятельности предприятия. Неполную ревизию можно проводить не за весь подревизный период, а только за определенный промежуток времени.

В зависимости от повторяемости различают первичные, повторные и дополнительные документальные ревизии. Первичные ревизии осуществляются за определенный период впервые по установленному заданию, которое предусмотрено планом ревизии. Повторные ревизии проводятся в связи с низким качеством первичной ревизии, необъективным, неправильным или неквалифицированным освещением результатов в акте ревизии. их, как правило, осуществляет новый состав ревизоров. Дополнительные ревизии назначаются для дополнения или уточнения отдельных вопросов, а также для выявления новых обстоятельствах, не уличенных предыдущими ревизиями.

По методу проведения различают ревизии сплошные и выборочные.

Во время сплошной ревизии проверяют все документы, связанные с определенной операцией. Во время избирательной ревизии анализируются не все документы бухгалтерской отчетности, а только некоторые из них. Эффективность этого метода зависит от способа выбора — хронологического или систематического.

Только при условии надлежащей организации контрольно-ревизионного процесса можно получить полную и достоверную информацию о состоянии хозяйственной деятельности предприятия, выявить отклонения и недостатки, а также определить факторы, которые будут предотвращать возникновение негативных явлений в будущем.

В данной статье мы рассмотрим: организация проведения ревизии. Разберемся чем отличается ревизия от инвентаризации. Поговорим о понятиях и видах ревизии.

Для чего проводится ревизия, как ее организовать, какие документы следует оформить – сегодня мы ответим на эти и многие другие вопросы, касающиеся ревизии хозяйственной деятельности коммерческой компании.

Ревизия: понятие и виды

Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:

  • комплексной. В таком случае проверке подлежат все показатели деятельности организации (доходы, расходы, остатки ТМЦ и ОС, наличность в кассе и т.п.);
  • тематической. Такие проверки проводятся в направлении какой-либо деятельности (например, ревизия наличности в кассе, проверка наличия ТМЦ на складе и т.п.). Тематические ревизии проводятся, как правило, в случае необходимости проверки достоверности фактов хищения, укрытия доходов, фальсификации расходов и т.п.;
  • плановой. Компания вправе проводить регулярные ревизии (как комплексные, так и тематические). Регламент проведения проверок, их периодичность и порядок документирования должен быть закреплен в учетной политике компании;
  • внеплановой. Как правило, внеплановые ревизий проводятся с целью проверки одного из направлений деятельности. В данном случае ревизор не обязан уведомлять проверяемого о ревизии заранее.

Отличие ревизии от инвентаризации

Начинающие бухгалтера часто путают понятия ревизии и инвентаризации. Читайте также статью: → «Инвентаризация объектов недвижимости” Для прояснения ситуации разберемся в этих двух понятиях.

Ревизия Инвентаризация
Понятие Проверка, осуществляемая с целью получения достоверной информации о показателях деятельности компании Проверка наличия имущества компании и его состояния, а также активов и обязательств фирмы на определенную дату.
Периодичность осуществления По необходимости. Дата и период проведения ревизии утверждается приказом. Ежегодно на определенную дату, зафиксированную в учетной политике (например, на 01 ноября каждого года), а также в случаях, предусмотренных законодательством (смена МОЛа, главного бухгалтера, руководителя и т.п.).
Оформления результатов По факту проведения проверки оформляется акт с результатами, в качестве дополнения – рекомендации по устранению существующих проблем, улучшению основных показателей и т.п. По завершению инвентаризации оформляется ведомость с полным перечнем проверяемого имущества, активов, суммами остатков на счетах и т.п. Ведомость утверждается актом инвентаризации.

Как видим, основным отличием между инвентаризацией и ревизией является цель проведения мероприятий. Инвентаризация проводится для контроля наличия и состояния ОС, НМА, прочих активов и обязательств на определенную дату, в то время как цель ревизии – проверка основных показателей компании, а также достоверности фактов хищений и злоупотреблений для дальнейшего их устранения. Кроме того, организации обязаны проводить инвентаризацию не реже 1 раза в год. Периодичность проведения ревизий коммерческими фирмами, их частота не закреплена в положениях законодательных актов, поэтому субъекты хозяйствования вправе проводить контрольные проверки по необходимости или не проводить вообще.

Организация проведения ревизии: пошаговая инструкция и документы

Законодательством не закреплены нормы, согласно которых необходимо проводить ревизии на коммерческих предприятиях. Регламент ревизионной проверки каждая компания разрабатывает самостоятельно, после чего утверждает его в учетной политике, либо издает его отдельным документом в виде Порядка, Положения, Инструкции и т.п. При оформлении Порядка проведения ревизии коммерческие компании, как правило, берут за основы инструкции, применяемые государственными учреждениями, модифицируя документ в соответствие с собственными требованиями и возможностями.

Внутренний документ, регламентирующий порядок проведения ревизии, должен содержать положения, касающиеся:

  • целей и задач проводимых проверок (обеспечение сохранности наличности, контроль состояния учета и достоверности отчетности и т.п.);
  • подготовительных этапов ревизии (составление плана, утверждение ревизионной группы, сбор и анализ данных, касающихся проверяемых показателей);
  • методов, используемых при проведении проверки (документальные, встречные и прочие проверки, их оформление);
  • обязанности и права членов ревизионной группы;
  • подведение итогов ревизии, утверждение ее результатов (формы, используемые для описания результатов проверки, порядок составление ревизионного акта, оформление предложений по устранению нарушений и т.п.).

Если речь идет о Порядке проведения ревизии на коммерческом предприятии, то в данном случае ответственность за составление документа целесообразно возложить на главного бухгалтера, с последующим утверждением Порядка руководителем.

Ниже мы подробно опишем каждый из этапов проведения ревизии на коммерческом предприятии, а также рассмотрим процедуру документирования ревизии. Читайте также статью: → «Проведение ревизии в продуктовом магазине: сроки, периодичность, бланки и документы в 2020”

Этап 1. Подготовка к проведению проверки

Проверка деятельности предприятия начинается с ответа на вопрос: «Как подготовить ревизию?». Любая ревизия начинается с издания приказа о ее проведении. В тексте приказа следует указать:

  • график проведения проверки. В данном пункте необходимо указать дату начала проведения ревизии, день ее окончания, а также подробный график ревизионных мероприятий;
  • состав ревизионной комиссии. Если на предприятии имеется специальное подразделение, занимающиеся проверкой деятельности компании (внутренний аудит, мониторинговый отдел и т.п.), то членами ревизионной группы могут быть сотрудники данного подразделения (см. → как провести внутренний финансовый аудит). В случае, если на фирме нет специального «проверяющего» отдела, то в ревизионную комиссию могут входить сотрудники других подразделений. Важно соблюдать следующее условия: не могут проводить ревизии сотрудники, которые работают в проверяемом отделе или подразделениях, взаимозависимых с тем, в котором проводится ревизия. Например, сотрудники бухгалтерии не могут проводить ревизию ведения учета и контролировать достоверность отчетности, сотрудники склада не вправе проводить ревизию наличия и состоянию материальных ценностей на кладе, и т.п.;
  • порядок утверждения результатов проверки. В приказе следует указать документы, обязательные для оформления результатов ревизии. Основным документом в данном случае выступает акт результатов ревизии. В приказе также можно предусмотреть дополнительные документы, такие как отчеты с показателями деятельности, в которых обнаружены отклонения или нарушения, а также приложение, в котором ревизор рекомендует действия в целях устранения обнаруженных нарушений.

После издания приказа о проведении ревизии, проверяющие могут приступать к подготовительной работе, которая может содержать следующие действия:

  1. Запрос документов для анализа. В зависимости от задач проверки данными документами могут быть отчетность (бухгалтерская или налоговая), результаты предыдущей инвентаризации, ведомости начисления амортизации, отчеты о независимой оценке ОС и НМА, ведомость переоценки, данные об обязательствах компании и т.п.;
  2. Анализ документов. Получив необходимые бумаги, ревизоры консолидируют информацию и проводят предварительный анализ деятельности проверяемого подразделения или направления, в котором проводится проверка;
  3. Составления плана ревизии. После предварительного анализа документов ревизоры принимают решения о конкретных действиях, которые будут проводиться во время проверки. Данные действия включаются в программу ревизии, которая утверждается руководителем проверяющей группы.

Этап 2. Ревизионные процедуры

После утверждения плана действий проверяющие переходят непосредственно к ревизионным процедурам. Проверка и порядок ее проведения зависит от того, что именно подлежит ревизии. Если речь идет о контроле состояния имущества на складе, то в ходе ревизии проверяющие запрашивают отчетные документы (ведомости инвентаризации, приходные накладные и т.п.). После анализа документов наступает черед непосредственной проверки имущества: член ревизионной группы в присутствии завкладом проверяет наличие имущества, его состояние. Если проверке подлежит большое количество ТМЦ, то ревизор проводит проверку выборочно. Данные о состоянии имущества и его наличии фиксируются в ревизионном акте.

При ревизии наличности в кассе проверяющий предварительно анализирует документы о движении средств и остатках за предыдущие периоды. В день проверки ревизор запрашивает у заведующего кассой:

  • ведомость о движении и остатках денежных средств;
  • кассовую книгу и первичные документы, на основании которых делались записи в книге;
  • приходные и расходные ордера.

В ходе проверки записи в книге сверяются с первичными документами и ордерами, наличность в кассе пересчитывается на соответствие сумме, указанной в ведомости об остатках. Ревизором в организации может выступать бухгалтер (см. → бухгалтер-ревизор: должностная инструкция, обязанности).

Ревизия хозяйственной деятельности

Отдельно стоит поговорить о ревизии хозяйственной деятельности предприятия. Данное мероприятия может включать себя как комплексную проверку всех финансовых показателей фирмы, так и быть направленной на контроль одного из направлений деятельности компании, в частности::

  • контроль за поступлением и расходованием наличности в кассе, а также безналичных средств на банковских счетах;
  • анализ наличия ОС и ТМЦ, его состояния;
  • ревизия сделок, заключенных с контрагентами.

Цель проведения подобных проверок – контроль за рациональностью использования средств компании, выявление хищений ОС и ТМЦ, установления факта превышения полномочий в подписании соглашений, завышение/занижение цен договоров и т.п. Читайте также статью: → «Порядок ревизии денежных средств и ценностей: отчетность, сроки, проводки”

Пример №1. В приказе на проведение ревизии хоздеятельности АО «Спартак» указаны следующие мероприятия по сплошной ревизия сделок «Спартака» за прошедший год.

На подготовительном этапе ревизоры проанализировали финансовую отчетность «Спартака» за последние 2 года (отчет о финрезультатах, баланс). На основании проведенного анализа была составлена программа ревизии, в ходе которой проверяющие:

  • запросили копии договоров, заключенных «Спартаком» с контрагентами в течение года, предшествующего ревизии. В пакет запрашиваемых документов также входили копии первичных документов в рамках соглашений (акты, накладные, счета);
  • провели анализ корректности оформления документов (наличие всех необходимых реквизитов, подписей и т.п.);
  • сверили данные, отраженные в учете, с первичными документами;
  • провели контроль лимитов договоров. Сумма оборотов, проведенных в рамках каждого из договоров, была сверена с лимитом, указанном в соглашении;
  • проанализировали цену договоров на предмет соответствия рыночным показателям.

По результатам проведенной проверки не было выявлено каких-либо нарушений, о чем и было указано в акте ревизии.

Этап 3. Оформление результатов

Завершающий этап проведения ревизии – составление акта о ее результатах. В документ следует включить:

  1. Общую информацию о целях ревизии, данные об ответственных лицах проверяемого подразделения;
  2. Список документов, которые были предварительно обработаны ревизионной группой, также бумаги, которые были запрошены и проверены в ходе ревизии;
  3. Описание результатов проверки. В данном пункте необходимо указать выявленные нарушения и злоупотребления, а также ошибки, влияющие на проверяемые показатели и деятельность фирмы в целом. Если в ходе ревизии подлежало несколько направлений деятельности, то результат проверки следует оформлять отдельным пунктом по каждому из направлений (например, отдельно результаты ревизии наличности в кассе, отдельно – проверка сохранности ТМЦ на складе);
  4. Заключение. При отсутствии нарушений, ревизионная группа, в зависимости от направления проверки, подтверждает достоверность данных отчетности, корректность ведения учета, отсутствие злоупотреблений в части подписания контрактов, невыявление фактов растрат денежных средств и т.п. Если нарушения все же были выявлены и описаны в основной части ревизионного акта, то в заключении документа следует сделать выводы о результатах нарушений и злоупотреблений, их влиянии на финансовые показатели компании.

После подписания акта проверки членами ревизионной группы, его подают на ознакомление и подпись начальнику проверяемого подразделений, после чего передают главному бухгалтеру и руководителю компании.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *