Резиденты особой экономической зоны

Под особой или свободной экономической зоной (принято сокращение ОЭЗ или СЭЗ) имеется в виду некая территория, де-юре обладающая особым статусом . Этот статус подкреплён соответствующими законами. В качестве СЭЗ в России могут выступать и сравнительно маленькие районы, и целые субъекты Российской Федерации.

Содержание

В чём смысл особых экономических зон?

На территориях, получивших статус СЭЗ, создаются условия, упрощающие ведение предпринимательской деятельности, предоставляются таможенные и административные послабления, устанавливаются налоговые льготы. Также возможны определённые финансовые вливания из госбюджета. Заниматься бизнесом здесь могут как российские граждане, так и заграничные бизнесмены, желающие вкладываться в экономику РФ.

Суть их создания – освоение, а также развитие определённых территорий и/или отраслей. Предпринимательский режим в свободных зонах всегда планируется таким образом, чтобы он был привлекателен для резидентов. А они, используя плюсы этого режима, в свою очередь выполняют задачу развития определённой отрасли или территории, выпускают необходимую продукцию. Серьёзное развитие СЭЗ в России началось не так давно – в 2005-ом. Именно в этот год был принят первый законодательный акт, посвящённый данной теме.

Интеграционные и анклавные СЭЗ

Традиционно ОЭЗ разделяют на две категории по параметру вовлечённости в экономику России:

  • замкнутые (анклавные);
  • интеграционные.

К замкнутым обычно относятся территории, обособленные, в том числе, и географически (острова, анклавы и т.д.). Впрочем, есть случаи, когда такие зоны создаются внутри больших городов. Всё, что произведено в них, направляется не на внутренний рынок, а экспортируется за рубеж.

СЭЗ интеграционного типа обязательно имеют разнообразные связи с национальной экономикой РФ (впрочем, и взаимосвязи с экономиками иных государств не исключаются).

Классификация ОЭЗ по функциональному назначению

Также возможно разделить ОЭЗ России по параметру выполняемых функций. Разные эксперты здесь предлагают свои варианты классификации. Официальный орган – Минэкономразвития РФ – выделяет всего четыре категории:

  • Туристско-рекреационные. Это те зоны страны, где актуально работать над развитием туристического направления. То есть в этих зонах есть возможности для отдыха, исторические достопримечательности, места, имеющие культурную значимость.
  • Технико-внедренческие. Эти зоны созданы для лабораторий, занимающихся научными исследованиями, конструкторских бюро, технополисов, технопарков и прочих подобных объектов. Главные цели таких СЭЗ — развитие инновационных технологий и проектов, содействие научно-техническому прогрессу, разработка новых решений и продуктов. Здесь также специально создаются комфортные условия, которые могут быть привлекательны для заграничных высококвалифицированных специалистов.
  • Портовые. Как правило, располагаются на территории морских или речных портов, в непосредственной близости от глобальных транзитных путей. К данной категории относят и зоны свободной торговли, освобождённые от пошлин. Здесь создают хорошие предпосылки для видов бизнеса, имеющих отношение к доставке, разгрузке, погрузке, сортировке и складированию разного рода грузов.

  • Промышленно-производственные. В данных ОЭЗ развиваются конкретные форматы и направления производства. Инвесторам, которые вкладывают средства в эти направления, предоставляют значительные преимущества и льготы.

Существуют и комплексные СЭЗ, которые выполняют сразу несколько из перечисленных функций. Причём такой статус могут получить и целые регионы страны, например в том случае, когда есть необходимость предоставить льготы всем или практически всем предпринимателям для развития их экономики.

Здравствуйте! В этой статье поговорим о свободных экономических зонах в России.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие СЭЗ есть в РФ;
  2. Какие функции они выполняют;
  3. Каков порядок регистрации СЭЗ.

Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.

Экскурс в историю

Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.

В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.

Что такое свободная экономическая зона

Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.

Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:

  • Свободная экономическая зона (далее СЭЗ);
  • Особая экономическая зона (далее ОЭЗ);
  • Зоны свободной торговли.

Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».

Итак, проанализируем:

Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.

Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.

Зачем нужны СЭЗ

Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.

СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:

  • Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией;
  • Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень инвестиций в производство;
  • Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
  • Привлечение в страну капитала из других стран.

Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:

  • Льготы по налогообложению;
  • Экономят на пошлинах и других видах платежей;
  • Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации;
  • Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.

Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.

Виды свободных экономических зон

Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.

№ п/п Наименование экономзоны Характеристика
1 Промышленно-производственная Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров
2 Свободной торговли Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется
3 Туристическая С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма
4 Сервисная С особыми условиями осуществления финансовой деятельности
5 Научно-техническая Технопарк, зона для разработок и научных исследований

Типы свободных экономических зон

Классификаций СЭЗ фактически несколько.

Рассмотрим одну из них:

  1. Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
  2. Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
  3. Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
  4. Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
  5. Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
  6. Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.

Свободные экономические зоны в России — перечень

Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.

В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:

  1. Республика Татарстан «Алабуга». Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов: отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога.
  2. «Дубна». Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей.
  3. Горно-Алтайск «Алтайская долина». Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов.
  4. «Бирюзовая Катунь». Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения.
  5. Свердловская область «Титановая долина». Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России.
  6. ОЭЗ Ульяновск. Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов.

В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.

На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.

Условия для полноценного функционирования СЭЗ

  • Географическое положение должно быть удачным;
  • Свободные площади для развития;
  • Высокий уровень инфраструктуры;
  • Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации;
  • Наличие возможности развивать внешние связи;
  • Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически.

Принципы действия

  • Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору;
  • Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций;
  • Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины.

Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов

От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:

  • Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще;
  • Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции;
  • Сниженными тарифами по ЖКХ;
  • Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют особый налоговый режим.

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.

Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

Льготы и преференции для резидентов

  • Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
  • Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
  • Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
  • Минимальная цена на аренду зданий и участков;
  • Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
  • Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
  • Налог на прибыль отсутствует долгое время;
  • Доступные рынки сбыта;
  • Большое количество рабочих;
  • Возможность не создавать профсоюзы работников.

Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.

Насколько эффективны СЭЗ в России

В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.

Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.

СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.

Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.

В России функционирует 33 ОЭЗ (15 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 1 портовая). За 15 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 778 резидентов, из которых более 144 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1 трлн рублей, вложенных инвестиций – более 440 млрд рублей, было создано более 38 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 100 млрд рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и отчислений во внебюджетные фонды.

Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.

ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:

  • Минимальные административные барьеры.
  • Налоговые льготы и таможенные преференции.
  • Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
  • Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.

Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.

ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.

На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов

События и документыот 7 днейот 10 000 руб.гарантия 6 месяцев

Особые экономические зоны (употребляется также термин – свободные экономические зоны) – отделенные от основной территории государства формы социализации и хозяйствования.

ОЭЗ или СЭЗ получают в юридическом отношении особый статус и большой перечень льгот и преимуществ, отсутствующих на остальной территории страны. Речь идет о специальных налоговых и таможенных послаблениях для отечественных или зарубежных предпринимателей.

Основная задача особой экономической зоны – создание пускового механизма для социального и экономического развития критически важных регионов, базовых отраслей и страны в целом.

Свободные экономические зоны в России

Особую роль ОЭЗ в экономике и социальной жизни РФ подтверждают сухие статистические данные.

В стране на сегодня функционируют:

  • одна портовая;
  • пятнадцать промышленных и производственных;
  • семь технических (с целью внедрения);
  • десять туристических/рекреационных зон.

Это больше трех десятков СЭЗ, 760 резидентов и 140 компаний с зарубежным капиталом из тридцати государств. За пятнадцать лет существования общая сумма инвестиций в свободные зоны превысила четыреста миллиардов рублей. Передовая форма хозяйствования позволила увеличить количество рабочих мест на сорок тысяч, а налоговых поступлений и таможенных сборов – на сто и пятьдесят миллиардов соответственно.

Правительством РФ утверждено создание еще трех ОЭЗ – в Нижегородской и Саратовской области, а также в Башкортостане.

Предполагается, что потенциальные инвестиционные вложения в новые зоны к концу десятилетия превысят 35 миллиардов рублей. Это снижение ресурсной нагрузки на бюджет страны и регионов.

Типы ОЭЗ

Обязательное условие для всех ОЭЗ в России – обеспечение инновационной инфраструктуры с совершенно новыми условиями взаимодействия. Но по ряду особых характеристик и признаков свободные зоны могут существенно различаться.

Каждая отдельная СЭЗ – это свой особый тип:

  • хозяйствования;
  • организации;
  • интеграции в базовую экономику;
  • вовлечения с учетом национальных особенностей;
  • льгот и послаблений.

Развитие особых экономических зон в РФ входит в компетенцию специальной управляющей компании АО «Особые экономические зоны». Ее единственный и неизменный акционер – государство.

Льготы ОЭЗ

Свободные экономические зоны с разным целевым направлением – это благоприятные условия для определенных видов бизнеса, возможность пользоваться конкурентными преимуществами и реализация конкретных проектов.

Локализация производственных мощностей в РФ и выход на рынки Европы и Азии осуществляется за счет:

  • Минимального администрирования.
  • Льгот и преференций по налогообложению и таможенным сборам.
  • Снижения стоимости аренды или выкупа земельных участков.

Инвестиционные проекты на начальной стадии реализации получают существенную и многогранную помощь от управляющей компании свободной зоны и подкрепляются юридическим сопровождением.

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны входят в число самых перспективных и масштабных проектов. Их цель – привлечение выгодных инвестиций в наиболее приоритетную для страны экономическую деятельность. Решение об открытии и закрытии СЭВ принимается Правительством РФ.

Основание – заявка от высшего исполнительного органа, представляющего субъект РФ.

Она выражает необходимость в стимулировании социальной и экономической созидательной деятельности на определенной территории, в конкретной республике или регионе.

ОЭЗ позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции, увеличить количество рабочих мест, развить экспортную базу, снизить ресурсные затраты, освоить и развить новые территории и приблизить производство к потребителю.

Деятельность ОЭЗ

В нашей стране организация и деятельность свободных экономических зон (со сроком на сорок девять лет) осуществляется в рамках Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В них действует льготный режим для предпринимательской деятельности и процедурные особенности свободной таможенной зоны.

Наиболее эффективными направлениями в РФ считаются:

  • обрабатывающие и высокотехнологичные предприятия;
  • курорты и объекты туризма и рекреации;
  • портовая и транспортная инфраструктура;
  • разработка и коммерциализация технологий;
  • производство новой товарной продукции.

Указанные сферы деятельности в разных регионах России (особенно граничащих с соседними государствами) приносят стабильный доход и открывают перспективы для инновационного улучшения климата.

Сопровождение ОЭЗ

Большинству частных предпринимателей в свободных экономических зонах требуется серьезное сопровождение – при получении льгот и преференций, планировании с учетом инвестиций, развитии проектов и территорий.

Специализация и разделение целого ряда разнородных функций позволяют быстро и эффективно подготовить концепцию стратегии и развития бизнеса в ОЭЗ.

Все требования местных органов власти учитываются специалистами ГК «СЭНК” при сопровождении ОЭЗ.

Пантелеева Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) предусмотрены льготы по налогу на прибыль в виде пониженных ставок налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ. Одним из условий для использования права на льготу является раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и за пределами этой территории. На практике между организациями и ИФНС возникают споры по поводу выполнения этого условия, разрешить которые иногда под силу только высшим арбитрам.

О резидентах ОЭЗ и ставках налога на прибыль для них

Особой экономической зоной является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 9 указанного закона резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), которая:

  • зарегистрировалась в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;

  • заключила с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ в порядке и на условиях, предусмотренных названным законом.

Исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ резидент промышленно-производственной ОЭЗ осуществляет в данной зоне:

  • промышленно-производственную деятельность (производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию);

  • деятельность по логистике (оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров).

К сведению: резидент промышленно-производственной ОЭЗ вправе осуществлять в этой зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20 %, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Для организаций – резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль (не выше 13,5 %), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ.

Условие для применения этой ставки – ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами этой территории.

Об объективной связи доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в ОЭЗ

Основной причиной налоговых споров между ИФНС и резидентами ОЭЗ является вопрос о соблюдении условия для применения пониженной ставки налога. По мнению налоговиков, ряд доходов (расходов) не относится к производственной деятельности, что служит основанием для доначисления налога на прибыль по общеустановленной ставке.

Для наглядности в качестве примера приведем налоговый спор, который рассматривался Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 02.11.2017 № 306-КГ17-9355 по делу № А55-12793/2016.

Организация являлась участником соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ, созданной на территории Ставропольского района Самарской области. С целью исполнения указанного соглашения организацией были заключены международные контракты, для произведения платежей по которым была приобретена валюта (евро).

В связи с приобретением иностранной валюты был получен внереализационный доход в виде курсовых разниц.

В ходе налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что общество неправомерно применило ставку 0 % в части налога на прибыль в отношении названного дохода от курсовых разниц, так как в рассматриваемой ситуации не соблюдаются условия применения пониженной ставки налога, указанные в Законе Самарской области № 187-ГД и ст. 2, 3, 9, 10 Федерального закона № 116-ФЗ, поскольку полученные доходы не относятся к производственной деятельности. Это послужило основанием для доначисления налога на прибыль по ставке 20 %.

Суды трех инстанций поддержали налоговый орган в том, что под деятельностью, осуществляемой на территории ОЭЗ, понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров, а также технико-внедренческая деятельность, в силу чего доход от курсовых разниц облагается по общеустановленной налоговой ставке.

Судебная коллегия по экономическим спорам пришла к противоположному выводу и, применив во взаимосвязи положения п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 12 Федерального закона № 116-ФЗ, указала следующее.

К сведению: резидент промышленно-производственной ОЭЗ не только ведет промышленно-производственную деятельность, но прежде всего осуществляет инвестиции и капитальные вложения, необходимые для ведения названной деятельности.

Сформированный судами первых трех инстанций подход при рассмотрении указанного дела приводит к невозможности применения пониженной налоговой ставки резидентами промышленно-производственной ОЭЗ на стадии осуществления инвестиций и к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров (работ, услуг), что не вытекает из положений п. 1 ст. 284 НК РФ, Федерального закона № 116-ФЗ и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций.

Судами установлено, что иностранная валюта приобретена обществом в размере, соответствующем общей величине авансовых платежей, необходимость произведения которых предусмотрена контрактами, заключенными с иностранными поставщиками оборудования, необходимого для исполнения соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ. Фактическое использование иностранной валюты на указанные цели налоговым органом не оспаривалось.

С учетом связи внереализационных доходов в виде курсовых разниц с осуществлением обществом реальной экономической (инвестиционной) деятельности в качестве резидента особой экономической зоны Судебная коллегия пришла к выводу, что в отношении налоговой базы по названным доходам организацией могла быть применена пониженная ставка по налогу на прибыль.

Обратите внимание: для целей применения пониженной налоговой ставки резидентом промышленно-производственной ОЭЗ значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в ОЭЗ, включая те случаи, когда определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в объекты, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность.

Какие еще доходы (расходы) могут вызвать налоговые споры между ИФНС и резидентами ОЭЗ?

Для ответа на этот вопрос приведем еще пару примеров из арбитражной практики. Начнем с Постановления АС ЦО от 05.02.2018 № Ф10-5920/2017 по делу № А36-602/2017.

Общество являлось участником соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ, созданной на территории Грязинского района Липецкой области. Предмет соглашения – ведение резидентом промышленно-производственной деятельности в соответствии с бизнес-планом.

ИНФС, проведя налоговую проверку, доначислила обществу налог на прибыль по причине того, что она посчитала необоснованным применение пониженной налоговой ставки в отношении следующих внереализационных доходов:

  • процентов от размещения обществом денежных средств на депозитах в рублях и евро;

  • процентов в результате предоставления обществом коммерческого кредита своему покупателю;

  • процентов по займам, выданным обществом своим работникам.

Забегая вперед, отметим, что судьи поддержали в этом налоговом споре общество. Рассмотрим, какие аргументы помогли ему выиграть процесс.

Доходы от размещения денежных средств на депозитах.

Как следует из материалов дела, на основе бизнес-плана были разработаны и утверждены организационный, производственный и финансовый планы, которыми было предусмотрено, что размещение временно свободных остатков денежных средств, поступивших как выручка от реализации продукции, производится на депозите в банке. Полученные доходы от размещения денежных средств следует направлять на развитие производства, уплату налогов, расчеты с поставщиками сырья и материалов.

Налоговым органом не оспорен тот факт, что на депозитных вкладах были размещены денежные средства, полученные обществом от реализации того товара, производство и реализация которого предусмотрены соглашением. ИФНС также представила доказательства того, что обществом осуществлялась самостоятельная деятельность в виде размещения денежных средств на банковских счетах с целью получения дохода.

В связи с указанным судьи отклонили доводы инспекции о получении налогоплательщиком внереализационных доходов от иной деятельности резидента, не являющейся промышленно-производственной деятельностью, учитывая составляющие такой деятельности, включенные в утвержденный бизнес-план.

К сведению: размещение денежных средств, полученных от реализации произведенной продукции, на счетах в банках являлось неотъемлемой частью деятельности общества по производству, что исключает квалификацию дохода от размещения таких денежных средств на счетах в банках как дохода от самостоятельного вида деятельности, осуществляемого за пределами территории ОЭЗ.

Судьи также отметили, что основанием для применения льготной налоговой ставки резидентом ОЭЗ является осуществляемая деятельность, а не вид дохода – от реализации или внереализационный. В рассматриваемом же случае ИФНС доначислила налог на прибыль, применив ставку налога на прибыль не в отношении налоговой базы, рассчитываемой в соответствии со ст. 274 НК РФ (денежное выражение прибыли, определяемой как доходы, уменьшенные на величину расходов), а в отношении определенных видов доходов налогоплательщика, что прямо противоречит положениям ст. 247, 274 НК РФ.

Доходы в виде процентов по займам, выданным работникам.

Выдача займов производилась на основании положения об условиях и порядке предоставления работодателем займов работникам организации, условиями которого при принятии положительного решения о выдаче займа являются отсутствие дисциплинарных взысканий с работника, срок работы в обществе не менее шести месяцев, положительный результат работы (по итогам последней ежегодной оценки).

Здесь судьями были учтены два момента. Во-первых, из положений ст. 807 ГК РФ и Федерального закона № 353-ФЗ следует, что при осуществлении деятельности по предоставлению займов в качестве основной юридическому лицу требуется лицензия, выданная ЦБ РФ, либо факт внесения в государственный реестр. При этом заключаемые договоры должны соответствовать определенным требованиям, предъявляемым как к условиям договора, так и к порядку его заключения.

В данном же случае отсутствуют основания полагать, что деятельность общества по предоставлению займов своим работникам отвечала вышеуказанным признакам деятельности по предоставлению потребительских займов.

Во-вторых, на основании ст. 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников: объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Таким образом, перечень выплат стимулирующего и социального характера, осуществляемых работодателем работникам, не является исчерпывающим.

К сведению: работодатель вправе осуществлять соответствующие выплаты исходя из потребностей в квалифицированном персонале, особенностей производственной деятельности, необходимости стимулирования работников, экономических возможностей и иных факторов, определяемых работодателем исходя из характера и особенностей осуществляемой деятельности.

В рассматриваемом случае выдача обществом займов своим работникам носила стимулирующий характер, являлась неотъемлемой частью деятельности общества по производству продукции, поскольку производственная деятельность в данной ситуации невозможна без привлечения квалифицированного персонала, привлечение которого, в свою очередь, обеспечивается обществом мерами стимулирующего и социального характера, к которым в нашем случае относится и выдача займов работникам. Соответственно, полученные обществом по указанным займам проценты не могут квалифицироваться в качестве дохода от самостоятельного вида деятельности общества.

Доходы в виде процентов по коммерческому кредиту, предоставленному покупателю.

Общество осуществляло поставку продукции покупателю в соответствии с договором, условиями которого было предоставление отсрочки по оплате на 45 дней с момента отгрузки товара со склада. То есть товар считался проданным на условиях коммерческого кредита, за пользование которым покупатель обязался уплатить поставщику проценты.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 12 Постановления № 13/14, согласно ст. 823 ГК РФ к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты.

В рассматриваемом случае получение обществом внереализационных доходов непосредственно связано с деятельностью общества по производству на территории ОЭЗ продукции, предусмотренной соглашением и бизнес-планом, и ее поставкой на условиях коммерческого кредита. Оснований полагать, что спорный доход получен в связи с какой-либо иной деятельностью общества за пределами территории ОЭЗ, помимо отраженной в соглашении и бизнес-плане, у судей не имелось.

К сведению: не имеется оснований полагать, что соглашением и бизнес-планом не охватываются действия общества по продаже и поставке произведенного на территории ОЭЗ товара, поскольку иное противоречило бы существу и смыслу установления налоговых льгот для коммерческой производственной деятельности на территории ОЭЗ, которая заключается не только в производстве продукции, но и в ее реализации.

Итак, судьи отклонили доводы ИФНС об осуществлении обществом «внереализационной» деятельности как нормативно и документально необоснованные и не имеющие правового значения с учетом приведенных положений налогового законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении АС ЦО от 12.12.2017 № Ф10-5085/2017 по делу № А36-13004/2016 по поводу применения налоговой льготы резидентом ОЭЗ, получившим доходы от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах, а также от полученных процентов по договорам займа.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *