Резиденты сколково льготы по налогам

Организации, получившие статус участников проекта, при соблюдении определенных условий освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль, НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ), по налогу на имущество организаций, также они вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Деятельность участников проекта «Сколково» регламентирована Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон о Сколково).

Участником проекта «Сколково» может быть российское юридическое лицо, осуществляющее исследовательскую деятельность и коммерциализацию ее результатов в соответствии с правилами проекта, утвержденными управляющей компанией, по приоритетам научно-технологического развития, определенным Стратегией научно-технологического развития РФ (п. 8 ст. 2, ч. 8 ст. 10 Закона о Сколково).

Такое лицо получает статус участника проекта со дня включения его в реестр участников проекта (ч. 1 ст. 10 Закона о Сколково).

В целях стимулирования исследовательской деятельности в инновационном центре «Сколково» принят Федеральный закон от 28.09.2010 N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково», внесший изменения в том числе в Налоговый кодекс РФ. Так, для организаций, получивших статус участников проекта, введены, в частности, налоговые льготы по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, а также льготы по страховым взносам.

Содержание

Страховые взносы

Для организаций, получивших статус участников проекта в соответствии с Законом о Сколково, ст. 427 НК РФ установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 14,0% на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%, на обязательное медицинское страхование — 0% (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Пониженные тарифы применяются в течение десяти лет со дня получения статуса участника проекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен такой статус. Льгота перестает действовать (п. 9 ст. 427 НК РФ):

  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором совокупный размер прибыли превысил 300 млн руб. (рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысил 1 млрд руб.);
  • с 1-го числа месяца, в котором организация утратила статус участника проекта.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период, в котором произошло превышение, указанное выше, или плательщик страховых взносов утратил статус участника проекта, подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке со взысканием с плательщика соответствующих сумм пеней.

Информацию о получении и об утрате организациями статуса участника проекта в налоговые органы представляет организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Законом о Сколково, в порядке, определенном соглашением об информационном обмене (п. 9 ст. 427 НК РФ).

Налог на прибыль

Организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 246.1 НК РФ).

Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получил статус участника. Начавший использовать это право должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. п. 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

  • письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 28.05.2019 N 79н;
  • документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта;
  • выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение.

По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган уведомление о продлении использования данного права на последующий налоговый период (с приложением указанных выше документов) или об отказе от освобождения (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Если участник не представил перечисленные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), налог подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также следует перечислить соответствующие пени за неуплату авансовых платежей (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма (п. 8 ст. 246.1 НК РФ).

Отметим, что, учитывая наличие установленного срока представления документов, подтверждающих право на освобождение, по мнению Минфина России, норма о восстановлении суммы налога и уплате ее в бюджет распространяется и на случаи представления участниками проекта документов после этого срока. Следовательно, не выполнив требование НК РФ о представлении документов в срок, участник проекта обязан исчислить налог на прибыль в целом за предыдущий налоговый период в общем порядке и уплатить его в предусмотренный срок (Письмо от 23.01.2017 N 03-03-06/1/3009).

Вместе с тем, как отметил Минфин России, указанный участник проекта не утратил права на освобождение по основаниям, установленным п. 2 ст. 246.1 НК РФ. В связи с этим названный участник проекта имеет возможность воспользоваться положениями абз. 2 п. 4 данной статьи и начать применять право на освобождение, направив в налоговый орган уведомление и соответствующие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого он как участник проекта вновь начнет использовать это право.

Если налогоплательщик до использования им права на освобождение в соответствии со ст. 246.1 НК РФ получил убыток, то суммы этого убытка не могут быть перенесены на будущее после признания организации налогоплательщиком (п. 9 ст. 246.1 НК РФ).

Участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

  1. при утрате статуса участника проекта — с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;
  2. если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб., — с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.

Налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого намерен реализовать эту возможность. Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).

Прибыль, полученная резидентом после прекращения использования своего права на освобождение в связи с превышением годового объема выручки в 1 млрд руб., облагается налогом на прибыль по ставке 0% (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

При этом нулевая ставка действует до тех пор, пока в налоговом периоде совокупный размер прибыли (полученной нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение в связи с превышением размера выручки в 1 млрд руб.) не превысит 300 млн руб. и (или) организация не утратит статус участника проекта. Как только это произойдет, полученная прибыль подлежит обложению по общей налоговой ставке 20% с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом данное положение не распространяется на прибыль, полученную в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно (абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

Для прибыли, полученной в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно, предусмотрена другая норма — абз. 3 п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Ее отличие от абз. 2 заключается в том, что из «общей массы» участников проекта выделены исследовательские корпоративные центры. Если участник таким центром не является, налогообложение производится по аналогии с абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ.

Если участник проекта является исследовательским корпоративным центром, то полученная им прибыль подлежит обложению по общей ставке 20% (с начислением пеней) в налоговом периоде:

  • в котором совокупный размер прибыли превысил 1 млрд руб.;
  • и (или) в котором утрачен статус участника проекта;
  • и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50% в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра.

Таким образом, резидент Сколково в течение десяти лет со дня получения статуса участника проекта имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены гл. 25 НК РФ, однако наличие указанного права необходимо подтвердить.

Дополнительно отметим, что организации — участники проекта «Сколково» не вправе применять инвестиционный налоговый вычет (пп. 7 п. 11 ст. 286.1 НК РФ).

НДС

Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом о Сколково, имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ) (п. 1 ст. 145.1 НК РФ).

Порядок применения освобождения от уплаты НДС аналогичен порядку, предусмотренному для участников проекта «Сколково» при уплате налога на прибыль.

Резидент Сколково вправе использовать право на освобождение от уплаты НДС с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.

Участник, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие статус участника проекта, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение (п. 3 ст. 145.1 НК РФ).

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, представляет в налоговый орган (п. 5 ст. 145.1 НК РФ):

  • выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров;
  • документы, подтверждающие статус участника проекта;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от освобождения;
  • если годовой объем выручки от реализации товаров резидентом Сколково превысил 1 млрд руб., то необходимо также представить расчет совокупного размера прибыли, рассчитанного нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной этим участником проекта, превысил 1 млрд руб.

В случае если участником проекта не представлены вышеуказанные документы или представлены документы, содержащие недостоверные сведения, а также в случае наличия обстоятельств, указанных в п. 2 или п. 2.1 ст. 145.1 НК РФ, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней (абз. 4 п. 5 ст. 145.1 НК РФ).

Резидент Сколково может отказаться от освобождения по уплате НДС (о продлении срока освобождения), направив соответствующее уведомление в налоговый орган по месту своего учета в качестве участника проекта в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого участник проекта намерен отказаться от освобождения. Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых участником проекта операций. Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, оно повторно не предоставляется (п. 4 ст. 145.1 НК РФ).

Участник проекта теряет право на льготу по НДС, если (п. 2 ст. 145.1 НК РФ):

  1. им утрачен статус резидента Сколково;
  2. совокупный размер прибыли резидента Сколково, рассчитанный с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной резидентом, превысил 1 млрд руб., превысил 300 млн руб.

В этом случае сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с резидента пеней (абз. 4 п. 2 ст. 145.1 НК РФ).

Налог на имущество

Резиденты Сколково освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения участник проекта обязан представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта, а также данные учета доходов (расходов) (п. 20 ст. 381 НК РФ).

Как было указано ранее, юридическое лицо утрачивает статус участника проекта по истечении десяти лет со дня включения юридического лица в реестр участников проекта либо со дня досрочного исключения юридического лица из реестра участников проекта, ликвидации или реорганизации (ч. 4 ст. 10 Закона о Сколково).

Поэтому льгота по налогу на имущество для резидентов Сколково может применятся со дня включения юридического лица в реестр участников проекта и до дня его исключения из указанного реестра, но не более десяти лет (Письмо Минфина России от 12.05.2016 N 03-05-05-01/27174).

Условия утраты права на использование налоговой льготы по налогу на имущество аналогичны условиям утраты права на льготу по НДС. Участник проекта утрачивает право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 145.1 НК РФ, а именно если:

  1. им утрачен статус резидента Сколково;
  2. совокупный размер прибыли резидента Сколково, рассчитанный с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной резидентом, превысил 1 млрд руб., превысил 300 млн руб.

Таким образом, основным условием применения налоговых льгот является наличие у организации статуса резидента Сколково — участника проекта. Освобождение от НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, преференции по уплате страховых взносов предоставляются на десять лет с обязанностью подавать в налоговый орган определенные документы.

Л.В. Попова
ООО «Управляющая компания «КВС»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об инновационном центре «Сколково»

Принят Государственной Думой 21 сентября 2010 года

Одобрен Советом Федерации 22 сентября 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании и обеспечении функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»), а также иные отношения, возникающие при осуществлении управляющей компанией деятельности в целях поддержки исследовательской деятельности и коммерциализации результатов исследовательской деятельности участников проекта и иных юридических и физических лиц, в том числе за счет предоставления сервисов на территории инновационного центра «Сколково» и за ее пределами. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

2. Реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» осуществляется в целях развития исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

3. К отношениям, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяется законодательство Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) проект создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» — совокупность мероприятий по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра «Сколково» в целях поддержки исследовательской деятельности и коммерциализации результатов исследовательской деятельности юридических и физических лиц, включая участников данного проекта, в том числе за счет предоставления сервисов на территории инновационного центра «Сколково» и за ее пределами (далее — проект); (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

11) сервис — набор услуг (работ), оказываемых (выполняемых) управляющими компаниями, партнерами управляющей компании, региональными операторами и образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково» и за ее пределами и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», способствующих осуществлению исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

2) инновационный центр «Сколково» — совокупность инфраструктуры территории инновационного центра «Сколково» и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры (далее — Центр);

3) территория Центра — земельные участки, которые находятся в границах территории, предназначенной для реализации проекта и определенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и принадлежат на праве собственности или на праве аренды управляющей компании; (В редакции федеральных законов от 23.05.2015 № 135-ФЗ, от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

31) региональный оператор — российское юридическое лицо, с которым управляющая компания заключила соглашение о совместной реализации проекта; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

4) инфраструктура территории Центра — совокупность территории Центра, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры (далее — имущество, входящее в состав инфраструктуры территории Центра), находящихся на территории Центра;

5) управляющая компания — российское юридическое лицо, на которое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, возложена реализация проекта; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

6) дочернее общество управляющей компании — хозяйственное общество, созданное управляющей компанией в том числе в целях осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом части функций управляющей компании; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

7) управляющие компании — управляющая компания и дочерние общества управляющей компании;

8) участник проекта — российское юридическое лицо, осуществляющее исследовательскую деятельность и коммерциализацию ее результатов в соответствии с настоящим Федеральным законом и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом статус участника проекта; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

9) исследовательская деятельность — проведение прикладных, поисковых научных исследований, экспериментальных разработок, а также научно-техническая деятельность, направленные на получение результатов интеллектуальной деятельности, иных научных и (или) научно-технических результатов в целях их последующего вовлечения в экономический оборот; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

91) коммерциализация результатов исследовательской деятельности — деятельность, направленная на вовлечение в экономический оборот результатов, полученных при осуществлении исследовательской деятельности, а также результатов интеллектуальной деятельности, права на которые получены от иных лиц, если получение указанных прав необходимо для осуществления исследовательской деятельности и вовлечения в экономический оборот результатов, полученных при осуществлении исследовательской деятельности; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

10) лицо, участвующее в реализации проекта, — управляющая компания, дочернее общество управляющей компании, участник проекта, региональный оператор, партнер управляющей компании, частная организация, осуществляющая образовательную деятельность на территории Центра, осуществляющие деятельность по реализации проекта, в том числе на основании сделок, заключенных с управляющей компанией, дочерним обществом управляющей компании, участником проекта, региональным оператором, партнером управляющей компании, за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также физическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность на территории Центра; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

11) правила проекта — правила, которые определяют совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта, утверждаются управляющей компанией в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях создания механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, и соответственно наличие и исполнение которых являются обязательными условиями осуществления деятельности указанными лицами; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

12) партнер управляющей компании — юридическое лицо, заключившее с управляющей компанией в соответствии с правилами проекта соглашение, определяющее условия осуществления таким юридическим лицом самостоятельно (в том числе через обособленное подразделение такого юридического лица) либо хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более чем пятьдесят процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), прямо или косвенно принадлежат партнеру управляющей компании, в том числе исследовательским корпоративным центром или исследовательским центром, исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов и (или) иной содействующей их осуществлению деятельности на территории Центра; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 467-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

13) исследовательский корпоративный центр — хозяйственное общество, которому решением управляющей компании в соответствии с частью 2 статьи 101 настоящего Федерального закона присвоен статус участника проекта — исследовательского корпоративного центра; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 467-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

14) исследовательский центр — хозяйственное общество, которому решением управляющей компании в соответствии с частью 3 статьи 101 настоящего Федерального закона присвоен статус участника проекта — исследовательского центра. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 467-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

Глава 2. Инфраструктура территории Центра

Статья 3. Территория Центра

1. Земельные участки, находящиеся в границах территории Центра, принадлежат управляющей компании на праве собственности или на праве аренды. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

11. Управляющая компания вправе принимать решения о переводе принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, находящихся в границах территории Центра, из состава земель одной категории в категорию земель населенных пунктов. Управляющая компания направляет копию такого решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. (Часть введена — Федеральный закон от 12.07.2011 № 209-ФЗ)

2. Не допускается распоряжение земельными участками, находящимися в границах территории Центра и принадлежащими управляющей компании на праве собственности, в том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев передачи их управляющей компанией в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, в целях обеспечения его реализации или иным лицам в соответствии со статьей 201 настоящего Федерального закона, а также случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. При этом указанные земельные участки, предоставленные управляющей компанией в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, не могут быть переданы в субаренду. (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

3. Земельные участки, находящиеся в границах территории Центра и принадлежащие управляющей компании на праве собственности, могут быть переданы в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, исключительно в целях его реализации. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

4. Управляющая компания вправе устанавливать специальные условия предоставления земельных участков, находящихся в границах территории Центра и принадлежащих управляющей компании на праве собственности, в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, в зависимости от значимости такого участия. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

5. Порядок и условия предоставления земельных участков, находящихся в границах территории Центра и принадлежащих управляющей компании на праве собственности, в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, или иным лицам в соответствии со статьей 201 настоящего Федерального закона, порядок использования указанных земельных участков устанавливаются правилами проекта с учетом положений настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 160-ФЗ)

6. В границы территории Центра могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если указанные земельные участки переданы управляющей компании в аренду на срок не менее чем пять лет и имеют общую границу с земельными участками, находящимися в границах территории Центра. (Часть введена — Федеральный закон от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

7. Допускается распоряжение земельными участками, указанными в части 6 настоящей статьи и включенными в границы территории Центра, исключительно в целях обеспечения реализации проекта путем их передачи управляющей компанией в субаренду лицам, участвующим в реализации проекта. При этом указанные земельные участки не могут быть переданы их субарендаторами третьим лицам. Указанные земельные участки считаются исключенными из границ территории Центра со дня прекращения права аренды управляющей компании, за исключением прекращения этого права аренды в связи с приобретением земельного участка в собственность управляющей компанией. (Часть введена — Федеральный закон от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

8. В отношении деятельности, осуществляемой в границах земельных участков, указанных в части 6 настоящей статьи, не применяются особенности технического регулирования на территории Центра, установленные частями 2 — 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Центра, установленные частями 2 — 7 статьи 14 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

9. Использование земельных участков, находящихся в границах территории Центра и принадлежащих управляющей компании на праве собственности, может осуществляться без предоставления таких земельных участков в аренду, а также без установления сервитута в случаях, для которых земельным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими земельные отношения, предусмотрено использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и без установления сервитута, публичного сервитута. Использование земельных участков в указанных случаях осуществляется в порядке, установленном управляющей компанией. (Часть введена — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

10. Установка и эксплуатация рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, принадлежащем управляющей компании или дочернему обществу управляющей компании, осуществляются на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. (Часть введена — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

Статья 4. Имущество, входящее в состав инфраструктуры территории Центра

1. Имущество, входящее в состав инфраструктуры территории Центра, может быть использовано исключительно в целях обеспечения реализации проекта. Подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения территории Центра объектов капитального строительства, расположенных вне территории Центра, допускается в порядке, установленном правилами проекта, по согласованию с управляющей компанией, если это способствует целям реализации проекта, при наличии соответствующей технической возможности и свободной мощности, которая может быть обеспечена по сети инженерно-технического обеспечения соответствующим ресурсом. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

2. Жилые помещения, входящие в состав инфраструктуры территории Центра, принадлежат управляющей компании на праве собственности.

3. Управляющая компания не вправе распоряжаться жилыми помещениями, входящими в состав инфраструктуры территории Центра, в том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев передачи их в аренду или предоставления внаем лицам, участвующим в реализации проекта, без права последующей передачи указанных жилых помещений в субаренду или последующего предоставления их внаем, в поднаем.

4. Ограничение передачи жилых помещений в субаренду или предоставления их внаем, установленное частью 3 настоящей статьи, не распространяется на случаи передачи жилых помещений в аренду дочерним обществам управляющей компании в целях последующей их сдачи в аренду или внаем лицам, участвующим в реализации проекта, без права последующей передачи указанных жилых помещений в субаренду или последующего предоставления их внаем, в поднаем.

5. Условия и порядок передачи жилых помещений в аренду, субаренду или предоставления их внаем устанавливаются управляющей компанией.

6. Управляющая компания вправе устанавливать специальные условия предоставления имущества, входящего в состав инфраструктуры территории Центра, лицам, участвующим в реализации проекта, в зависимости от значимости такого участия.

7. Порядок и условия использования имущества, входящего в состав инфраструктуры территории Центра, устанавливаются правилами проекта с учетом положений настоящей статьи.

Статья 5. Обеспечение функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории

1. В целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания осуществляет следующие действия:

1) подготавливает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов; (В редакции Федерального закона от 12.07.2011 № 209-ФЗ)

2) утверждает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов, выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Центра; (В редакции Федерального закона от 12.07.2011 № 209-ФЗ)

3) присваивает наименования улицам, площадям и иным объектам на территории Центра, присваивает, изменяет и аннулирует адреса объектов адресации, расположенных на территории Центра, в соответствии с правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, а также размещает в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

4) организует освещение улиц, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов;

5) предоставляет разрешения на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства;

6) утверждает форму градостроительного плана земельного участка;

7) проводит экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;

8) согласовывает установку рекламных конструкций на территории Центра и принимает решения о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций;

9) организует строительство и эксплуатацию автомобильных дорог;

10) организует создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры, находящихся на территории Центра;

11) создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения;

12) организует электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом;

13) утверждает правила благоустройства территории Центра, устанавливающие в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливает порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организует сбор, вывоз твердых коммунальных отходов и мусора, а также благоустройство и озеленение территории Центра, выдает разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Центра; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

14) создает условия для обеспечения населения услугами связи, о

12 апреля 2020

Основным документом, регламентирующим порядок регулирования отношений в процессе реализации проектов внутри инновационного центра является ФЗ Сколково №244 от 28 сентября 2010 года. Он содержит в себе структуру инновационного комплекса, особенности полномочий руководящих лиц, а также перечень требований, обязательных для соблюдения.

Какие изменения были внесены?

В 2010 году был принят закон об инновационном центре. Последующее внесение изменений было обусловлено необходимостью формирования комфортных условий для резидентов комплекса. Также это позволить упростить процедуру реализации продуктов на международном рынке. 02.08.2019 Президентом РФ был подписан документ «О внесении изменений», согласно которому законом о резидентах Сколково предусматривалось:

  • отмена территориальных ограничений по развитию;
  • предоставление доступа к льготам и сервисам организациям, занимающимся исследованиями;
  • расширение спектра направлений деятельности.

Стоит отметить, что законодательным актом резиденты все же ограничиваются в выборе области исследований. Их работа должна проводиться в соответствии с научно-техническим планом развития Российской Федерации и быть актуальной на момент осуществления деятельности.

Структура и основные положения ФЗ об инновационном центре Сколково

Правовой документ состоит из 6 разделов, в каждом из которых приведения принципы и требования к осуществлению деятельности. Ниже представлены наиболее важные из них. Их нарушение может привести к тому, что участник будет лишен статуса резидента и привлечен к ответственности.

Предмет регулирования

Им выступают отношения, возникающие в процессе разработки проектов создания и функционирования современного комплекса. К взаимодействию между участником и Фондом, которое не регулируется федеральным законом об инновационном центре Сколково, применяются нормы российского законодательства.

Инфраструктура

Земельные участки, являющиеся территорией Сколково, принадлежат на правах собственности или аренды. Руководство может принимать решение о передаче земли в распоряжение исключительно лицам, принимающим участие в процессе разработки. Порядок и условия определяются согласно правилам реализуемого проекта.

Имущество, находящееся на территории инновационного центра, является собственностью управляющей компании. Стоит обратить внимание, что согласно закону о Сколково, руководство не имеет права распоряжаться жилыми помещениями, в частности отчуждать и передавать их лицам, не имеющим отношения к реализации различных проектов.

Деятельность участников и дочерних фирм

В рамках технологических разработок определены общие условия для сотрудничества лиц. Их деятельность должна соответствовать целевому назначению проекта. Контроль осуществляется согласно действующему нормативному документу.

Деятельность дочерних обществ регулируется положениями фз 244 об инновационном центре Сколково. К ним относится:

  • запрет выполнения операций, не связанных с разработкой и внедрением технологий;
  • принадлежность акций к капиталу Фонда;
  • наделение дочерних предприятий полномочиями происходит на основании правовых норм.

Также законом предусмотрены правила и порядок предоставления статуса участника проекта. Должны быть соблюдены соответствующие условия, а именно:

  • создание юридического лица;
  • расположение органа на территории комплекса;
  • проведение исследовательской деятельности.

Положением о статусе Сколково предусмотрена процедура исключения юридического лица из перечня участников проекта по следующим причинам:

  1. Истечение 10 лет с момента внесения в реестр;
  2. Досрочное исключение, применяемое при:
    • нарушении правил;
    • несоблюдении установленных требований закона.

На территорию технологического комплекса полномочия органов государственной и муниципальной власти субъектов РФ не распространяются. Допускаются особые случаи с учетом указанных в законе особенностей.

Почему бизнесмены стремятся получить статус резидента «Сколково»?

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Какие плюсы дает резидентство «Сколково»?

Прежде всего, присвоение статуса участника проекта «Сколково» дает бизнесмену самый благоприятный налоговый режим, возмещение таможенных платежей, возможность получения грантов, доступ к многочисленным сервисам, льготные условия привлечения к трудовой деятельности иностранцев.

НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Налоговые льготы для резидентов «Сколково»

У компаний-участников проекта «Сколково» самая низкая налоговая нагрузка.

Ведь компании, получившие статус участников проекта, при соблюдении определенных условий освобождаются от исполнения обязанностей плательщика по налогу на прибыль, НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ), по налогу на имущество организаций, а также они вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Вкратце обозначим основные условия налоговых поблажек.

1.1. Право на освобождение от НДС возникает с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором организация получила статус участника проекта «Сколково».

Чтобы воспользоваться правом на освобождение, в ИФНС по местонахождению компании нужно направить уведомление по определенной форме не позднее 20-го числа месяца, с которого компания применяет освобождение.

К уведомлению прикладывается всего два документа:

  • документ, подтверждающий статус участника проекта «Сколково» (по форме, приведенной в Законе №244-ФЗ);

  • документ, подтверждающий объем выручки от реализации за календарный год, предшествующий году, в котором организация подает уведомление (например, отчет о финансовых результатах).

Участники проекта «Сколково» могут утратить право на освобождение в следующих случаях (п.2 ст. 145.1 НК РФ):

  • если утрачен статус участника проекта (например, со дня получения статуса участника проекта «Сколково» прошло уже 10 лет либо компания утратила такой статус до истечения 10 лет);

  • если в календарном году, в котором выручка участника проекта превысила 1 млрд рублей, он получил совокупную прибыль в сумме свыше 300 млн рублей.

Право на освобождение от НДС участник теряет с 1 января года, в котором прибыль превысила 300 млн рублей.

В этом случае сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с резидента пеней (п.2 ст.145.1 НК РФ).


При этом участники проекта «Сколково», которые применяют освобождение, вправе отказаться от этой льготы. Отказ от льготы в части НДС возможен с начала любого налогового периода. Для этого компания должна подать уведомление в произвольной форме в срок не позднее 1-го числа первого месяца квартала, с которого компания отказывается от освобождения.

1.2. Право на освобождение от уплаты налога на прибыль.

Компании в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получил статус участника.

Для этого нужно направить в ИФНС по местонахождению компании письменное уведомление об использовании права на освобождение по определенной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение.

«СКОЛКОВО»: КАКИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖЕТ ЗАНИМАТЬСЯ РЕЗИДЕНТ?

К уведомлению прикладывается всего два документа (такие же, как и для НДС-освобождения):

  • документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта;

  • отчет о финансовых результатах участника проекта.

Участники проекта «Сколково» могут утратить право на освобождение в следующих случаях (п.2 ст. 246.1 НК РФ):

  • если утрачен статус участника проекта;

  • если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд рублей.

При этом участники проекта «Сколково» также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Но, участник проекта, который отказался от освобождения, уже не вправе претендовать на повторное освобождение (п.5 ст.246.1 НК РФ).

Важно! То есть резидент «Сколково» в течение десяти лет со дня получения статуса участника проекта имеет право не платить налог на прибыль при соблюдении определенных условий, но право на освобождение необходимо подтвердить.

1.3. Право на освобождение от уплаты налога на имущество.

Резиденты Сколково освобождаются от налога на имущество организаций. Для подтверждения права на освобождение участник проекта обязан представить в ИФНС всего два документа (такие же, как и для освобождения от уплаты НДС и налога на прибыль – п.20 ст.381 НК РФ).

Участники проекта «Сколково» могут утратить право на освобождение от уплаты налога на имущество в тех же случаях, что и НДС.

Освобождения от уплаты налога на прибыль и НДС, а также освобождение от обложения налогом на имущество, предусмотренные для участников проекта, могут использовать только компании, применяющие общую систему налогообложения (письмо Минфина РФ от 01.11.2011 г. №03-11-06/2/150).

1.4. Право на пониженные ставки страховых взносов.

Для резидентов Сколково установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 14,0% на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%, на обязательное медицинское страхование — 0% (пп.10 п.1, пп.4 п.2 ст.427 НК РФ).

Участники проекта «Сколково» также могут утратить право на применение пониженных тарифов страховых взносов в случае (п.9 ст.427 НК РФ):

  • если утрачен статус участника проекта;

  • если в календарном году, в котором выручка участника проекта превысила 1 млрд рублей, он получил совокупную прибыль в сумме свыше 300 млн рублей.

1.5. Компенсация таможенных платежей.

Для участников проекта «Сколково» предусмотрена возможность возмещения таможенных платежей (ввозной таможенной пошлины и НДС) управляющей компанией. Возмещение осуществляется путем уплаты таможенных платежей управляющей компанией при их таможенном декларировании при соблюдении ряда условий.

Получение грантов на финансирование проектов

Каждый участник проекта имеет право подать заявку на грант согласно установленной Фондом процедуре. Конечно, не каждая заявка удовлетворяется. По статистике самого Фонда, за все время существования Фонд выдал более 3 500 грантов на общую сумму 15 млрд рублей. Самый большой объем финансовой помощи получили проекты в области биологических и медицинских технологий: их доля в портфеле «Сколково» составляет 33%.

Иные льготы для участников проекта

Участникам проекта «Сколково» на льготных условиях оказываются услуги по оформлению прав на интеллектуальную собственность, услуги таможенного брокера, предоставляется в аренду исследовательское оборудование и офисы. Участники проекта получают доступ к многочисленным сервисам, в числе которых акселерационные программы и услуги центра сертификации и стандартизации. Резиденты Сколково могут принимать участие в профильных выставках, форумах
конференциях.

КАК СТАТЬ РЕЗИДЕНТОМ «СКОЛКОВО» И СОХРАНИТЬ СВОЙ СТАТУС?

Также участники проекта имеют льготные условия привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан:

  • компании не требуется получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников;

  • приглашения на въезд и разрешения на работу выдаются без учета установленных квот (не только самим иностранным работникам, но и совершеннолетним членам семей высококвалифицированных специалистов).

Необходимый пакет документов оформляется специалистами Технопарка Сколково.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *