Росстандарт

В связи со вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза Госстандартом подготовлены разъяснения по актуальным вопросам в области сертификации и декларирования соответствия продукции.

Предлагаемое вашему вниманию письмо Госстандарта адресовано органам по сертификации продукции, но в нем найдут ответы на свои вопросы организации – изготовители продукции, импортеры, экспортеры.

Опубликовано 20.07.2012 на сайте Госстандарта РБ

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь

18.07.2012 № 04-09/1121

Органам по сертификации продукции

О некоторых вопросах
оценки соответствия
продукции требованиям технических
регламентов Таможенного союза

В связи с поступающими запросами изготовителей, импортеров, органов государственного управления, органов по сертификации по поводу подтверждения соответствия производимой и импортируемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза Госстандарт разъясняет следующее.

1. Органы по сертификации вправе принимать решения о выдаче импортерам в обоснованных случаях (если предполагаемые процедуры подтверждения соответствия, включая испытания, превышают нормативные сроки таможенного оформления товаров) временных сертификатов на ввозимые партии товаров по правилам Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для последующего проведения импортером работ по подтверждению соответствия товаров требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее – ТР ТС). При этом должны быть предоставлены гарантии, что ввезенный товар будет предъявлен для сертификации, либо в отношении его будут выполнены процедуры декларирования соответствия, предусмотренные ТР ТС. Эти условия предлагается оговаривать в договоре на выдачу временного сертификата.

В заявлении на выдачу временного сертификата импортеры должны указывать соответствие продукции взаимосвязанным с техническими регламентами стандартам либо государственным стандартам Республики Беларусь.

В случае не представления импортером в оговоренные сроки заявки на сертификацию продукции, регистрацию декларации о соответствии орган по сертификации должен информировать соответствующие надзорные (контрольные) органы для привлечения импортера к материальной ответственности в случае реализации товара без обязательных сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

При обращении импортеров за временным сертификатом органы по сертификации должны информировать заявителя о том, что они имеют право обращаться в таможенные органы за назначением таможенной процедуры условного выпуска товара для внутреннего потребления в соответствии со статьей 200 Таможенного кодекса Таможенного союза. В рамках этой процедуры товар выпускается на склад импортера и находится под таможенным контролем в определенный период, необходимый для выполнения процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции. В течение этого периода импортер должен представить таможенному органу сертификат соответствия либо декларацию о соответствии либо иной документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный ТР ТС. После представления указанных документов товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

2. До принятия в рамках Таможенного союза общих решений о применении заключенных ранее государствами – членами Таможенного союза международных договоров с третьими странами в различных сферах деятельности при выдаче сертификатов соответствия или оформлении изготовителями и импортерами деклараций о соответствии в рамках ТР ТС все действующие международные договоры Республики Беларусь со странами СНГ и другими странами в области признания сертификатов соответствия и протоколов испытаний взаимопоставляемой продукции, а также принятые решения в Республике Беларусь по признанию зарубежных документов в области подтверждения соответствия применяются.

В частности, для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС средств индивидуальной защиты, произведенных в ЕС, могут применяться протоколы их испытаний в нотифицированных европейских органах на условиях, установленных в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2011 г. № 925.

3. Для обеспечения экспорта продукции в государства СНГ по заявке экспортеров органы по сертификации вправе выдавать в добровольном порядке сертификаты соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на продукцию, на которую распространяются требования ТР ТС, которые могут использоваться в странах назначения товара для проведения процедур их признания и переоформления на национальные сертификаты, а также для повышения конкурентоспособности белорусской продукции. При этом в сертификатах соответствия должны указываться ТНПА Республики Беларусь и других стран, но не должны указываться ТР ТС.

При их выдаче органы по сертификации должны предупреждать заявителей о невозможности применения таких сертификатов на территории Таможенного союза и отражать эти условия в договорах на выполнение работ.

Указанные сертификаты могут быть выданы только после того, как изготовители будут иметь документы о подтверждении соответствия продукции требованиям ТР ТС и промаркируют продукцию Единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (кроме случаев, когда решения по введению ТР ТС допускают на определенный период применение ранее выданных документов о подтверждении соответствии либо обращение продукции без документов о подтверждении соответствия).

4. Вопрос о продлении изготовителям Республики Беларусь сроков реализации продукции (свыше 6 месяцев) без документов о подтверждении соответствия продукции требованиям ТР ТС, которая до введения ТР ТС не подлежала в Республике Беларусь обязательному подтверждению соответствия, будет решаться Госстандартом по обращению конкретных предприятий при наличии у них утвержденных мероприятий по проведению процедур подтверждения соответствия конкретных изделий требованиям ТР ТС с обоснованием сроков их выполнения.

5. Органам по сертификации продукции следует разъяснять организациям бизнеса о необходимости скорейшего перехода на выполнение требований ТР ТС и маркировки продукции Единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, независимо от того, что решениями ЕЭК (КТС) по введению ТР ТС предусмотрены сроки, в течение которых продукция может выпускаться в обращение по ранее полученным документам о подтверждении соответствия либо без них.

Это существенно повысит конкурентоспособность белорусских товаров и защитит предприятия от рисков потери контрактов на поставку в связи с установлением заказчиками и потребителями товаров с любого момента после введения ТР ТС требований об их соответствии ТР ТС, наличии соответствующих подтверждающих документов у изготовителя и маркировки продукции Единым знаком. Право изготовителей продукции использовать решения ЕЭК (КТС) о выпуске в переходный период продукции с ранее выданными документами о подтверждении соответствия либо без них не исключает право заказчиков и потребителей на приобретение товаров после введения ТР ТС только соответствующих требованиям ТР ТС.

Необходимо рекомендовать предприятиям определить сроки поставки товаров по ранее выданным документам об оценке (подтверждении) в контрактах на поставку со своими торговыми партнерами в Республике Беларусь, Российской Федерации и Казахстане.

6. При проведении сертификации на соответствие требованиям ТР ТС органы по сертификации вправе использовать протоколы испытаний продукции, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, если они были выданы после включения испытательной лаборатории в Единый реестр и с даты их выдачи не прошло более 2 лет. Это положение также распространяется на протоколы испытаний, выданные заявителям для проведения оценки соответствия продукции требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

7. В случае ввоза комплектующих и материалов предприятиями для переработки их в готовую продукцию без последующего выпуска в обращение указанных материалов и комплектующих на территории Таможенного союза, их подтверждение соответствия требованиям ТР ТС может не проводиться.

8. Не требуется подтверждение соответствия продукции требованиям ТР ТС, изготовленной предприятием для внутреннего использования без выпуска ее в обращение на территории Таможенного союза.

9. Копирование сертификатов соответствия, выданных в рамках ТР ТС органами по сертификации Республики Беларусь, осуществляется по правилам Национальной системы подтверждения соответствия и нормативными правовыми актами Республики Беларусь. В случае обращения в органы по сертификации Республики Беларусь заявителей для получения копий сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации Российской Федерации и Казахстана, органы по сертификации вправе проверить подлинность их выдачи и правильность получения копий в указанных странах, и при положительных результатах, производить их ксерокопирование, в том числе с правильно выданных копий, и заверение органом по сертификации в установленном порядке.

10. Организации Республики Беларусь, выполняющие заказы (услуги) для организаций Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих стран по изготовлению продукции, в том числе из давальческого сырья, не являющиеся владельцами изготовленной продукции, и тем самым не имеющие право выпуска ее в обращение, не обязаны проводить процедуры оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. В процессе производства может быть нанесен на изделия Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, если в контракте на оказание услуг владельцем продукции будет такое условие оговорено.

11. При ввозе для реализации в Республике Беларусь продукции, изготовленной в Российской Федерации или Казахстане, которая выпускается по национальным документам об оценке соответствия, которые позволяют в соответствии с решениями КТС (ЕЭК) определенное время не применять в отношении ее технические регламенты Таможенного на территории этих стран, но на которую в Республике Беларусь отсутствуют национальные документы об оценке соответствия, заявителем на оценку соответствия указанной продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза вправе выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие приобретение указанной продукции для дальнейшей ее реализации на территории Республики Беларусь.

12. При наличии у изготовителей Республики Беларусь сертификатов соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на продукцию, полученных в добровольном порядке и подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям по безопасности, изготовители могут применять эти сертификаты на территории Республики Беларусь без проведения процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза в течение сроков, установленных в решениях КТС (ЕЭК) для применения документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, выданным или принятым до дня вступления в силу технических регламентов.

Председатель комитета В.В. Назаренко

РОССТАНДАРТ – что это?
РОССТАНДАРТ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования и метрологии, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору, контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов.
Основные задачи РОССТАНДАРТА?

  • реализация функций национального органа по стандартизации;
  • обеспечение единства измерений;
  • осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов;
  • создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию;
  • осуществление организационно-методического руководства по ведению Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;
  • организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;
  • организационно-методическое обеспечение проведения конкурса на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;
  • оказание государственных услуг в сфере, стандартизации, технического регулирования и метрологии.

Взаимодействие с ИСО?
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является членом ИСО, представляет интересы Российской Федерации в ИСО, а также представляет ИСО в Российской Федерации.
Занимается ли РОССТАНДАРТ разработкой стандартов?
Разработка стандартов не входит в состав основных задач РОССТАНДАРТА.
Стратегические цели?
В соответствии с Публичнойдекларацией целей и задачдо 2018 года:

  • Повышение эффективности управления деятельностью РОССТАНДАРТА;
  • Продвижение национальных стандартов в приоритетных отраслях российской экономики и повышение эффективности работы национальной системы стандартизации;
  • Обеспечение российской экономики метрологической инфраструктурой мирового уровня;
  • Повышение эффективности государственного метрологического надзора и государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов.

Каким образом РОССТАНДАРТ осуществляет свою деятельность?
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Какие документы относятся к документам в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации?
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Для чего осуществляется подтверждение соответствия продукции?
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

  • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Какой характер носит подтверждение соответствия на территории Российской Федерации?
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Как определить необходимость обязательного подтверждения соответствия той или иной продукции в форме обязательной сертификации или в форме принятия декларации о соответствии?
Для определения необходимости обязательного подтверждения соответствия в системе сертификации ГОСТ Р следует воспользоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Для определения необходимости обязательного подтверждения соответствия продукции, подпадающей под действие Технических регламентов Таможенного союза, следует руководствоваться информацией, представленной на сайте Евразийской Экономической Комиссии.
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов.
Какую силу имеют декларация о соответствии и сертификат соответствия?
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.
Каким образом РОССТАНДАРТ осуществляет международное сотрудничество?
РОССТАНДАРТ выполняет функции представителя РФ в ряде международных организаций:

  • участие в ИСО,
  • участие в МЭК
  • сотрудничество с CEN/CENELEC
  • деятельность в рамках ВТО,
  • двустороннее сотрудничество со странами.

Имеет ли РОССТАНДАРТ сайт?
Да.

  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РОССТАНДАРТ – http://www.gost.ru/
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Информационный портал по стандартизации – http://standard.gost.ru/

Определение и функции Росстандарта

Росстандарт — это федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Росстандарт входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

«Росстандарт является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти».2

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.

Основные функции Росстандарта:

  • — утверждает национальные стандарты;
  • — принимает программу разработки национальных стандартов;
  • — организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • — обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;
  • — осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • — создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • — организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • — участвует в разработке международных стандартов, обеспечивая учет интересов РФ при их принятии;
  • — представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;
  • — утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. №294.

Основные направления деятельности Росстандарта РФ:

  • — организация и государственное управление стандартизацией в стране;
  • — организация и управление деятельностью по обеспечению единства измерений в стране;
  • — формирование и реализация государственной политики в области оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) установленным техническим требованиям (аккредитация, сертификация, системы качества, системы охраны окружающей природной среды, лицензирование);
  • — государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов, за соблюдением правил обязательной аккредитации и сертификации;
  • — участие и защита интересов России в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации;
  • — обеспечение ведущей роли России в деятельности по международной стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации в рамках СНГ;
  • — профессиональная подготовка и систематическое повышение квалификации кадров (в том числе кадров высшей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечения качества продукции, услуг и производственных процессов.

Основные задачи федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

  • 1. реализация функций национального органа по стандартизации;
  • 2. обеспечение единства измерений;
  • 3. осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов;
  • 4. создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию;
  • 5. осуществление организационно-методического руководства по ведению Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;
  • 6. организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;
  • 7. организационно-методическое обеспечение проведения конкурса на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;
  • 8. оказание государственных услуг в сфере, стандартизации, технического регулирования и метрологии.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *