Сбор это налоговый кодекс

Проект N 252795-3*
___________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение в
Государственную Думу.-
Примечание «КОДЕКС».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации (глава 31 «Экологический налог»), а также
о внесении изменений и дополнений в другие акты законодательства
Российской Федерации

1. В подпункте 7 пункта 1 статьи 254 слова «платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду» заменить словами «экологический налог».

2. В пункте 4 статьи 270 слова «и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» исключить.

3. Дополнить главой 31 «Экологический налог» следующего содержания:

«Глава 31. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ
Статья 1. Налогоплательщики

Налогоплательщиками экологического налога (далее в настоящей главе — налог) признаются организации и физические лица, производящие, в результате осуществляемой ими производственной деятельности на территории Российской Федерации, воздействие на окружающую среду, предусмотренное статьей 3 настоящей главы Кодекса (далее в настоящей главе — налогоплательщики).

Статья 2. Объект налогообложения.

1. Объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, признается воздействие на окружающую среду (далее в настоящей главе — воздействие) в результате:
1) выброса в атмосферный воздух веществ в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
2) сброса веществ в водные объекты в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
3) образования отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

2. В целях настоящей главы выбросами в атмосферный воздух веществ признаются выбросы веществ от стационарных источников в атмосферный воздух в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечнем, приведенным в статье 4 настоящей главы Кодекса.

3. В целях настоящей главы сбросом веществ в водные объекты в соответствии с законодательством Российской Федерации признается поступление в водные объекты, внутренние морские воды, а также территориальное море Российской Федерации сточных вод, содержащих вещества в соответствии с перечнем, приведенным в статье 5 настоящей главы Кодекса.

4. В целях настоящей главы образованием отходов производства и потребления признается образование в результате производственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей определенных групп отходов, в соответствии с перечнем, приведенным в статье 6 настоящей главы Кодекса.

5. Не признается объектом налогообложения воздействие на окружающую среду, производимое организациями: образования, здравоохранения, культуры, зарегистрированными в установленном законодательством порядке, а также Вооруженных Сил России, в рамках осуществляемой ими деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.

Статья 3. Налоговая база

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении всех видов воздействия отдельно по каждому объекту налогообложения в соответствии со статьей 2 настоящей главы.

2. Налоговая база определяется как:
— масса выбросов в атмосферный воздух веществ от стационарных источников;
— масса сбросов веществ в водные объекты;
— масса фактически образованных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку;

3. При определении налоговой базы по каждому виду воздействия, для каждой группы (показателя), в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой группе (показателю).

4. Методики определения масс выбросов, сбросов и объемов образования отходов производства и потребления утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Статья 4. Порядок определения массы выбросов в атмосферный
воздух веществ от стационарных источников

1. Масса выбросов в атмосферный воздух веществ от стационарных источников определяется как сумма приведенных масс выбросов этих веществ, поступивших в атмосферу в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 3 настоящей статьи, как после очистки, так и выброшенных без очистки.

2. Приведенная масса выбросов конкретного вещества определяется как произведение массы выбросов этого вещества (в тоннах) за налоговый период в целом по объектам, производящим выбросы в атмосферный воздух, находящимся на территории конкретного субъекта Российской Федерации, на соответствующий коэффициент приведения этого вещества, учитывающий степень опасности вещества, установленный пунктом 3 настоящей статьи.

3. Коэффициенты приведения, учитывающие степень опасности вещества, устанавливаются в следующих размерах:

Вещество

К-коэффициент приведения

Азота оксиды (в пересчете на азота диоксид)

25,0

Алюминия оксид (в пересчете на алюминий)

100,00

Акролеин

33,0

Аммиак

25,0

Ацетальдегид

100,0

Ацетон

2,9

Бенз(а)пирен

500000,0

Бензин нефтяной (в пересчете на углерод)

0,7

Бензол

10,0

Бутилацетат

10,0

Ванадия пятиокись

500,0

Взвешенные вещества

6,7

Водород хлористый

10,0

Водород цианистый

100,0

Дихлорэтан

1,0

Железа оксид (в пересчете на железо)

25,0

Кадмия оксид (в пересчете на кадмий)

3300,0

Калия хлорид

10,0

Кислота азотная

6,7

Кислота серная

10,0

Ксилол

5,0

Мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий)

500,0

Марганец и его соединения (в пересчете на диоксид марганца)

1000,0

Меди оксид (в пересчете на медь)

500,0

Метан

0,02

Метилмеркаптан

10000,0

Мышьяк

330,0

Никель металлический

1000,0

Пыль неорганическая с содержанием SiO2 70-20%

10,0

Пыль неорганическая с содержанием SiO2 ниже 20%

4,7

Пыль неорганическая с содержанием SiO2 выше 70%

20,0

Ртуть металлическая

3300,0

Сажа

20,0

Свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец)

3300,0

Сероводород

125,0

Сероуглерод

200,0

Серы диоксид

20,0

Стирол

500,0

Толуол

1,7

Углеводороды предельные С12-С19 (в пересчете на суммарный органический углерод)

1,0

Углерода оксид

0,3

Угольная зола

50,0

Фенол

330,0

Формальдегид

330,0

Фториды плохорастворимые

20,0

Фтористые соединения газообразные (в пересчете на фтор)

100,0

Хлор

33,0

Хром шестивалентный (в пересчете на трехокись хрома)

667,0

Этилацетат

10,0

Этилбензол

50,0

4. Масса выбросов в атмосферный воздух веществ от стационарных источников рассчитывается на основании данных учета выбросов в атмосферный воздух веществ в соответствии с утвержденными методиками.

Статья 5. Порядок определения массы сбросов веществ
в водные объекты

1. Масса сбросов веществ в водные объекты определяется как сумма приведенных масс конкретных веществ (показателей), сбрасываемых в водный объект, в целом по объектам, производящим сбросы веществ в водные объекты, находящимся на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

2. Приведенная масса конкретного вещества (показателя), сбрасываемого в водные объекты определяется в следующем порядке:
1) Определяется разница между массой конкретного вещества в сбрасываемой воде и массой этого вещества в воде, забранной для использования из того же водного объекта, в забранной питьевой воде или в воде, забранной из иного источника, характеризующейся тем же или лучшим качеством, чем объект-водоприемник;
2) Полученная величина умножается на коэффициент приведения, учитывающий степень опасности вещества (показателя), определенный в пункте 3 настоящей статьи.

3. Коэффициенты приведения, учитывающие степень опасности вещества (показателя) устанавливаются в следующих размерах:

N пп

Наименование вещества (показателя)

Коэффициент приведения

Общая минерализация (только для пресноводных водных объектов

Взвешенные вещества

4.0 — для водных объектов, в которых обитают лососевые и осетровые рыбы;
1,3 — для прочих водных объектов

Токсичность

Химическое потребление кислорода (ХПК) — окисляемость бихроматная

Биохимическое потребление кислорода (БПК-5)

Сероводород

Азот аммонийный

Азот нитритный

Азот нитратный

Фосфор фосфатов

Железо

Кадмий

Медь

Никель

Ртуть

Свинец

Хром III

Хром VI

Цинк

Цианиды

Фториды

Абсорбируемые галогенно-органические соединения (АОХ)

Нефтепродукты

Синтетические поверхностно активные вещества (СПАВ) анионоактивные

Фенолы

Статья 6. Порядок определения массы фактически образованных
отходов производства и потребления

1. Масса фактически образованных отходов производства и потребления определяется как сумма масс фактически образованных отходов по каждой конкретной группе в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи за вычетом масс отходов, фактически использованных в собственном производстве или переданных для использования другим организациям в соответствии с технологическим регламентом.

2. Масса фактически образованных отходов производства и потребления определяется налогоплательщиком по объектам, находящимся на территории конкретного субъекта Российской Федерации, на основании данных журналов учета видов и объемов образовавшихся отходов, а также отходов, переданных на переработку.

3. Отходы производства подразделяются на следующие группы в соответствии со степенью их вредного воздействия на окружающую природную среду:

Группы отходов

Наименование видов отходов

I группа

1. Отработанные растворы, электролиты, шламы и осадки гальванических и травильных производств (содержащие цианиды, соединения меди, хрома, кадмия и других тяжёлых металлов, соляную и другие минеральные кислоты).
2. Ртутьсодержащие отходы.
3. Хлорсодержащие отработанные углеводородные растворители и кубовые остатки, реагенты реактивы, неликвиды, отработанные масла, содержащие полихлорбифенилы.
4. Остатки пестицидов, ядохимикатов, химфармпрепаратов, образовавшиеся в процессе производства и потребления и утратившие свои потребительские свойства. Отнесение к группе отходов производится исходя из результатом регистрационных испытаний.
5. Отработанные нефтепродукты и масла.
6. Отработанные аккумуляторные электролиты.
7. Отработанные углеводородные растворители и кубовые остатки, реагенты, реактивы, неликвиды (содержащие бензол, моноэтаноламин, моносиланы, трихлорсиланы).
8. Золы и пыли газоочистных устройств ТЭЦ и металлургических производств, содержащие тяжёлые металлы.
9. Грунты, загрязнённые бенз(а)пиреном, тяжёлыми металлами.
10. Плавы щелочных и щелочноземельных металлов.
11. Отработанные фильтровальные материалы и фильтрующие загрузки (содержащие медь, хром, кадмий, никель и другие тяжёлые металлы).
12. Отходы производства лакокрасочных материалов, клеёв, неотверждённых полимерных смол, товаров бытовой химии, шламы, содержащие лаки, краски, клеи (содержащие соединения свинца, хрома, цинка, хлорфенолы, хлорбензолы, растворители).

II группа

1. Отработанные растворы, электролиты, шламы и осадки гальванических и травильных производств (не содержащие соединения меди, хрома, соляную кислоту).
2. Нефтесодержащие осадки очистных сооружений поверхностно-ливневых стоков автотранспортных предприятий, автомоек и АЗС, осадки жировых стоков, не обезвреженные осадки очистных сооружений, канализационных и ливневых коллекторов, загрязнённые нефтепродуктами грунты.
3. Промасленные: ветошь, древесные отходы, бумажные отходы.
4. Отработанные фильтрующие загрузки и фильтровальные материалы, содержащие нефтепродукты, фосфор.
5. Отходы лакокрасочных материалов, клеев, неотверждённых полимерных смол, шламы, содержащие лаки, краски, клеи, кровельные материалы, рубероид, битум, асфальтовый лом, крошка.
6. Отработанные растворители и кубовые остатки, реагенты, неликвиды, содержащие бензол, ацетофенон, диоксан, гептан, и другие летучие органические соединения.
7. отходы резины и полимеров загрязнённые нефтепродуктами, лакокрасочными материалами.
8. Отходы черных и цветных металлов, загрязненные нефтепродуктами, лакокрасочными материалами.
9. Золы, в т.ч. древесные и бумажные, золошлаки, отработанные формовочные смеси и горелые земли; шлаки, шламы и пыли газоочистных устройств котлоагрегатов и металлургических производств.
10. Отходы резины, резинотехнических изделий и резинотканых материалов, включая изношенные автопокрышки, отработанные аккумуляторы промытые резиновые.
11. Отработанные сорбенты, глины отбеливающие, ионообменные материалы, сульфоугли, угли активированные, отработанные катализаторы, углесодержащие отходы, отходы графита, сажи.
12. Отходы абразивного инструмента и материалов загрязнённые, пыль абразивная.
13. Кожевенные технологические отходы, мездра, технологические отходы масложировой промышленности.
14. Пыли из вентиляционных систем и циклонов, текстильная, пластмассовая, резиновая, мучная, табачная цементная.
15. Осадки очистных сооружений станций аэрации смешанных сточных вод, необезвреженные осадки пищевых и других производств, осадки от валки шерсти, необезвреженные осадки поверхностно-ливневых стоков промышленных зон.
16. Асбестсодержащие отходы, асбоцементные отходы, отходы шифера, прокладки паронитовые, тормозные накладки, отходы теплоизоляционных материалов.
17. Древесные отходы загрязнённые, отходы бумажные загрязнённые, отходы полимерных материалов загрязнённые, компаунды, стекловолокно, отходы стекла загрязнённого.
18. Ил карбидный.

III группа

1. Технологические отходы стройиндустрии, строительные отходы, в том числе от сноса и реконструкции зданий и сооружений.
2. Огарки электродов, обрезки проводов, кабеля, мелкая невозвратная тара, окалина, сварочный шлак.
3. Технологические отходы пищевой промышленности, швейные, текстильные, галантерейные, суконно-камвольные, кожевенные отходы, отходы от уборки производственных и административных помещений и территорий, собираемые нераздельным способом.
4. Отходы отработанных абразивного инструмента и материалов незагрязненные.
5. Отходы бумажные незагрязнённые (макулатура обработанная и необработанная, ламинированная, фольгированная бумага); древесные отходы незагрязнённые; отработанные аккумуляторы промытые (эбонит, винипласт); незагрязнённые отходы полимерных материалов (термопластов, пенопластов и реактопластов, слоистых пластиков, эбонита), лом полимерных изделий, стружка, обрезь; отходы стекла незагрязнённого.
6. Осадки очистных сооружений исключительно хозяйственно-бытовых сточных вод, станций аэрации, сельскохозяйственных предприятий, за исключением животноводческих и птицеводческих предприятий, пищевых и других производств (грубые фракции, собираемые с решёток); обезвреженные осадки поверхностных и ливневых стоков, незагрязнённые нефтепродуктами; иловый осадок (глинистый грунт).
7. Лом и отходы огнеупоров, кирпича шамотного, керамических изделий.
8. Отработанные фильтрующие загрузки и фильтровальные материалы.

Статья 7. Налоговый период

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Статья 8. Налоговые ставки

1. Налоговая ставка за выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников устанавливается в размере 40 рублей за 1 тонну приведенной массы выбросов этих веществ.

2. Налоговая ставка за сброс веществ в водные объекты устанавливается в размере 3400 рублей за 1 тонну приведенной массы сбросов этих веществ.

3. Налоговые ставки за образование отходов производства и потребления устанавливаются (в рублях за тонну образованных отходов) в следующих размерах:

Группа отходов

Ставки налога

15

В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета образования отходов, сумма налога определяется исходя из максимальной налоговой ставки и единой налоговой базы, определенной по всему объему образования отходов.

Статья 9. Порядок исчисления и уплаты налога.
Авансовые платежи по налогу

1. Сумма налога определяется налогоплательщиком по результатам каждого налогового периода самостоятельно по каждому виду воздействия как произведение налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.

2. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода и определяется как сумма налога, исчисленная по каждому виду воздействия по объектам, производящим такое воздействие, находящимся на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

3. В течение налогового периода в бюджет уплачиваются авансовые платежи. Суммы ежеквартальных авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате в бюджет в течение налогового периода, исчисляются как одна четвертая общей суммы налога за предыдущий налоговый период.

4. Разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, подлежит уплате в бюджет по итогу налогового периода.

Статья 10. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего дня каждого квартала.

Статья 11. Налоговая декларация

1. Налоговая декларация представляется в сроки, определенные для уплаты налога, по месту нахождения организации, производящей в результате осуществления производственной деятельности, воздействие на окружающую среду.

2. Данные налоговой декларации об объемах произведенного воздействия на окружающую среду перед представлением в налоговые органы должны быть завизированы (подтверждены) территориальным природоохранным органом.

3. Территориальные органы, уполномоченные в области охраны окружающей среды, ежегодно представляют в налоговые органы сведения об объемах воздействия на окружающую среду по тем видам воздействия, по которым налогоплательщик исчисляет налог по перечню, определяемому налоговыми органами.».

Статья 2. Внести в Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133) следующие изменения:

1. Статью 16 изложить в следующей редакции:
«Статья 16. Налоги, сборы и платежи при использовании природных ресурсов

1. При использовании природных ресурсов уплачиваются налоги, сборы и другие обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации.

2. Внесение налогов, сборов и других обязательных платежей не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением».

дополнить подпунктом «ы» следующего содержания:
«ы) экологический налог».

Статья 4. Статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2001, N 33, ст. 3429) дополнить новой частью двенадцатой следующего содержания:
«Сумма экологического налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в полном объеме.
Сумма экологического налога, исчисленная налогоплательщиком, производящим в результате осуществления производственной деятельности, воздействие на окружающую среду на территории автономного округа, входящего в состав края (области), и зачисляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).»

Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Статья 6. Недоимка, пени и штрафы, образовавшиеся на 1 января 2003 года по плате за загрязнение окружающей природной среды зачисляются в доход федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до введения в действие настоящего Федерального закона.
Статья 7. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в течение месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона установить утвердить конкретные размеры ставок экологического налога.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Текст документа сверен по:
рассылка

Статья 8 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор — это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

— налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

— организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

— физические лица — это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

— налоговые агенты — это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 — 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается — общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

Новая редакция Ст. 8 НК РФ

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к Статье 8 НК РФ

Настоящая статья Кодекса дает определение налога, в соответствии с которым его признаками являются:

1) обязательность.

Статья 57 Конституции гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налог устанавливается актом органа государственной власти, что предполагает его безоговорочную выплату лицами, следуя властным предписаниям такого нормативного акта;

2) индивидуальная безвозмездность.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налог имеет односторонний характер его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств — от плательщика к государству. Государство, получая в бюджет налоги в рамках регулирования отношений налогообложения, не принимает на себя никаких встречных обязательств перед налогоплательщиком. Одновременно плательщик, уплачивая налог, не приобретает никаких прав. Но это не означает, что налогоплательщики вообще не получают от государства никаких благ. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, защита органами правопорядка, дотации на коммунальные услуги и т.п. — блага, которые предоставляет налогоплательщикам государство;

3) отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ;

4) финансовое обеспечение деятельности государства (например, по обороне страны, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.) и (или) муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ и т.д.).

Настоящая статья дает также определение сбора.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с указанным определением признаками сбора являются:

1) обязательность, что предполагает властные отношения сторон: подчинение плательщика сбора соответствующему государственному органу и безоговорочную им выплату;

2) сбор является возмездным платежом, поскольку дает плательщику право требовать от государственных органов совершения определенных юридических действий (включая предоставление определенных прав или выдачу ему разрешений (лицензий) и т.п.). С другой стороны, ст. 8 НК РФ допускает и безвозмездный характер взноса (в случаях, предусмотренных конкретным нормативным актом).

Другой комментарий к Ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 8 Кодекса дано определение понятия налога: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Как указал КС России в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П <*>, налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

———————————
<*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.

Следует отметить, что установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» <1> страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами. На это указал Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 22 апреля 2003 г. N 12355/02 <2> (до налоговых органов указанное Постановление доведено письмом МНС России от 23 июля 2003 г. N НА-6-14/813 <3>). Аналогичную позицию высказал КС России в Определениях от 5 февраля 2004 г. N 28-О <4> и от 4 марта 2004 г. N 49-О <5>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

<2> Вестник ВАС РФ. 2003. N 10.

<3> Справочные правовые системы.

<4> СЗ РФ. 2004. N 12. Ст. 1109.

<5> Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. 2004. Ч. 1.

2. В пункте 2 ст. 8 Кодекса дано определение понятия сбора: обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Действующая редакция Кодекса устанавливает только два сбора (оба являются федеральными): сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина (см. комментарий к ст. 13 Кодекса).

В пункте 43 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора предписано исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного «сбор». Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст. 8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса. Если же имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный «сбор», но подпадающий под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Кодекса, то неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 Кодекса обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей (см. комментарий к ст. 122).

Налоговое право является очень важным регулятором общественных отношений в жизни всякого государства. Это обусловлено значимостью налогов для жизни всякого государства.

Налоги обеспечивают жизнедеятельность государства. Налоги появились очень давно – их история насчитывает тысячелетия. Теоретически налоги появляются с возникновением государства. Самые первые налоги – подушные налоги. В настоящее время система налогов стала очень разветвлённой. Поэтому весьма актуален вопрос – как регулировать налоговые отношения?

В РФ в современных условиях понятие налога является нормативным, оно совершенно ясно определено в статье 8 НК РФ. Лектор его считает весьма удачным. К этому определению российский законодатель шёл долго. Дискуссии начинались с XIX века о том, что же такое налог.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц и предоставляющий собой отчуждение принадлежащего на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления имущества в форме денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога:

1) Обязательный платёж. В данном случае имеется в виду, что налог – это платёж, который уплачивается на основе Конституции РФ (статья 57 – «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). В этом смысле налог – это платёж, взимаемый в силу конституционного установления и он обязателен именно по этой причине. Мы сами не решаем, уплачивать его или нет. В том случае, когда государство устанавливает необходимость его уплаты, то мы обязаны платить.

2) Индивидуально безвозмездный платёж. За уплаченный налог налогоплательщик никакого возмещения не получает. Налогоплательщик уплатил налог – и никто ему обратно не предоставляет никаких материальных благ. Ему даже спасибо не скажут! Однако, несмотря на этот признак налога, ни в коем случае нельзя думать, что налог – это такой платёж, который после уплаты уходит куда-то неизвестно куда. В широком смысле слова налог – это платёж социального чего-то там. Индивидуальный субъект не получает ничего, а вот коллективный… За счёт налогов обеспечивается коммунальная работа, асфальтирование работ.

3) Уплачивается организациями и физическими лицами (иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан). Организации – это комплексное понятие, прежде всего включающее в себя юридических лиц и не только. Понятие организации шире, чем юридические лица. Организация включает в себя и юридические лиц, и иностранные организации, имеющие филиалы и представительства в РФ.

4) Налог представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств. То есть отчуждение от одних субъектов к другому субъекту. И имущество это может принадлежать на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения.

5) Налог уплачивается для обеспечения задач и функций государства или муниципальных образований. Налог уплачивается для того, чтобы РФ в целом, каждый её субъект и муниципальное образование могло выполнить те задачи, которые на него возложены, иначе говоря – могли реализовать свою компетенцию.

Вывод: налог – это платёж, который уплачивается всего в денежной форме. Статья 8 НК РФ говорит о том, что налог всегда уплачивается в денежной форме. Сегодня нельзя уплачивать в натуральной форме (типа сахаром и т.д.).

К понятию налога очень близко понятие сбора. НК РФ касается в равной мере и налогов, и сборов.

В статье 8 НК РФ определяется понятие сбора:

Сбор – это взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий.

Признаки сбора и чем он отличается от налога:

1. Сбор – это обязательный взнос. Не платёж (как налог), а взнос. В данном случае имеется в виду, что сбор – это взнос обязательный, так как он уплачивается в силу конституционного установления, зафиксированного в статье 57 Конституции РФ. Сбор уплачивается обязательно. Сбор – это взнос, а не платёж. Практически сбор всегда является неким разовым взносом, в отличие от налога, который представляет собой периоидческие платежи. Поэтому сбор и называют взносом, дабы подчеркнуть разовый характер.

2. Сбор – это взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами. Здесь как и налог.

3. Сбор является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий. Суть заключается в том, что сбор уплачивается как условие совершения в отношении плательщика сбора со стороны государственных органов юридически значимых каких-то действий. Поэтому создаётся впечатление, что сбор – платёж возмездный, так как мы уплачиваемый сбор, а в ответ нам какие-то юридически значимые действия. Но на самом деле теория налогового права сошлась на то, что сбор, также как и налог, не имеет возмездной природы.

Сбор уплачивается, но действия, совершаемые в отношении плательщика сбора по своей стоимости и, соответственно, по своей цене неадекватны, как правило, сумме (стоимости) сбора. Поэтому налогово-правовая теория не придерживается мнения о том, что сбор является возмездным, компенсационным платежом, потому что цена сбора не равно цене услуг государства, которые государство оказывает, получив этот сбор от плательщика. Чаще всего цена сбора ниже цены юридически значимых действий, оказываемых государством. Но есть и тогда, когда выше. Сегодня в РФ существуют всего два вида сбора: это государственная пошлина (и при получении паспорта, и при обращении в суд, и при получении водительских удостоверений и так далее). И второй сбор – это «сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами».

Это всё, что касается понимания налога и сбора согласно современному российскому законодательству. Это понимание базируется на Налоговом Кодексе РФ.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *