Счет аннулировать

Аннулированный и нулевой счет-фактура — в чем разница

Нулевой счет-фактуру могут выставить коммерсанты, если они не применяют НДС (например, упрощенцы), по просьбе контрагента. При этом обязанность по выставлению нулевых счетов-фактур Налоговым кодексом для них не предусмотрена.

Подробнее об НДС при УСН читайте в материале «НДС при УСН: в каких случаях платить и как учитывать налог в 2019-2020 годах».

Разница между нулевыми и аннулированными счетами-фактурами заключается в налоговых последствиях. Так, если регистрировать в книге покупок или продаж нулевой счет-фактуру, последствий для коммерсанта не будет. В случае же с аннулированным счетом-фактурой не всё так просто.

Зачем аннулировать счет-фактуру

Всем свойственно ошибаться, поэтому ошибки в работе иногда возникают. Рассеянный бухгалтер может выставить счет-фактуру в адрес не того покупателя или ошибиться в его реквизитах. В любом случае ошибки нужно исправлять, но не всегда это делается одним и тем же способом.

К примеру, исходный счет-фактура содержит информацию, не соответствующую действительности, и это требует корректировок. Сразу возникает вопрос: как аннулировать счет-фактуру и существуют ли иные способы исправлений?

Случаи, когда можно обойтись без аннулирования, хотя исходный счет-фактура требует корректировок, перечислены в п. 5.2 ст. 169 НК РФ. Это происходит, например, при изменении стоимости товаров (работ, услуг) в связи с корректировкой их цены или количества.

При этом не возникает вопросов по поводу того, как аннулировать счет-фактуру, так как изменение налоговых обязательств покупателя и продавца будет отражаться в книгах покупок и продаж на основании корректировочного счета-фактуры. Важно помнить, что он не заменяет исходный счет-фактуру, а лишь вносит в него корректировки, то есть существование корректировочного счета-фактуры возможно только совместно с первоначальным.

О позиции Минфина по вопросу применения корректировочных счетов-фактур читайте в материале «Корректировочный счет-фактура — не для исправления ошибок».

Случаев, когда приходится аннулировать первоначальный счет-фактуру, немного: если продавец выставил отгрузочный счет-фактуру ошибочно или допустил ошибки в реквизитах, значимых для вычета НДС — в обеих ситуациях какой-то из сторон потребуется аннулировать исходный счет-фактуру. Поговорим теперь о том, как это правильно сделать.

Как правильно аннулировать счет-фактуру продавцу

Рассмотрим пример: ООО «Ромашка» в августе выставило в адрес ООО «Василек» счет-фактуру на отгрузку и отразило его в книге продаж за 3-й квартал, а на следующий день выяснилось, что фактически товар отгрузили в адрес ООО «Колосок» и менеджер этой компании не сразу обнаружил ошибку в полученном счете-фактуре.

Это обстоятельство никак не повлияло на итоговую сумму налога в книге продаж ООО «Ромашка». Потребовалось лишь оформить для ООО «Колосок» и зарегистрировать в книге продаж новый счет-фактуру и аннулировать ошибочный.

Для этого данные ошибочно выставленного в адрес ООО «Василек» счета-фактуры бухгалтер ООО «Ромашка» еще раз отразил в книге продаж (гр. 13а-19) со знаком минус (п. 3 правил заполнения дополнительного листа книги продаж), а счет-фактуру в адрес ООО «Колосок» отразил в обычном порядке.

Порядок регистрации счетов-фактур и действия по заполнению книг продаж и книг покупок (а также дополнительных листов к ним) указаны в Правилах ведения книг покупок и книг продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 о формах и правилах заполнения документов при расчетах по НДС.

Если бы ошибочный счет-фактуру выявили после окончания третьего квартала, бухгалтеру ООО «Ромашка» пришлось бы оформить дополнительный лист книги продаж и в нем зарегистрировать ошибочно выставленный счет-фактуру (со знаком минус), затем отразить там же счет-фактуру в адрес ООО «Колосок» на эту же сумму (п. 3 правил заполнения книги продаж). При этом итоговые суммы реализации ООО «Ромашка» остались бы без изменений и необходимость в уточненной декларации не возникла (п. 1 ст. 81 НК РФ, п. 2 приложения 2 к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Однако в рассматриваемой ситуации данные, представленные ООО «Ромашка» в приложении 9 к декларации по НДС за 3-й квартал, будут неверными и налоговые органы при обнаружении ошибки затребуют пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Предупредить запрос налоговиков можно, сформировав уточенную декларацию по НДС за 3-й квартал, добавив приложение 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж».

Образец заполнения дополнительного листа книги продаж при аннулировании счета-фактуры вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Дополнительно см. материал «Как сдать в налоговую электронную книгу покупок и продаж».

Если бы бухгалтер ООО «Ромашка» забыл отразить в книге продаж выставленный в адрес ООО «Колосок» счет-фактуру, а счет-фактуру на имя ООО «Василек» успел аннулировать, пришлось бы подать уточненку, так как этим он занизил бы итоговую реализацию (п. 1 ст. 81 НК, п. 5 правил заполнения доплиста книги продаж, письмо ФНС от 05.11.2014 № ГД-4-3/22685@).

Аннулирование счета-фактуры покупателем

В рассмотренном примере для ООО «Василек» и ООО «Колосок» аннулирование ошибочного счета-фактуры дополнительных проблем не создало, т. к. никаких записей в книгу покупок на основании этого счета-фактуры не сделано. Однако ситуации бывают разные: предположим, ошибочный счет-фактура в адрес ООО «Василек» вместе с массой других счетов-фактур попал в бухгалтерию ООО «Колосок», после чего рассеянный бухгалтер ООО «Колосок», отражая полученные счета-фактуры в книге покупок, по ошибке занес суммы из всех счетов-фактур в книгу покупок. В результате налоговый вычет за 3 квартал оказался завышен, что было обнаружено уже после подачи декларации.

В этом случае аннулировать счет-фактуру и исправлять книгу покупок придется уже покупателю — ООО «Колосок». Для этого бухгалтеру необходимо оформить дополнительный лист к книге покупок за 3 квартал, в котором в гр. 15 и 16 показатели ошибочного счета-фактуры внести со знаком минус (п. 5 правил заполнения доплиста книги покупок). Затем нужно подать уточненку, предварительно доплатив налог и пени во избежание штрафа (п. 1 ст. 81 НК, п. 6 правил заполнения доплиста книги покупок).

Образец заполнения дополнительного листа книги покупок при аннулировании счета-фактуры вы также найдете в К+, получив пробный полный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Если коммерсант отразил ошибочную информацию в книге покупок или продаж, ему понадобится аннулировать счет-фактуру и скорректировать записи в этих книгах. Действия в этом случае зависят от периода, в котором имел место счет-фактура, требующий аннулирования. Записи производятся в самих книгах или в дополнительных листах к ним. В любом случае данные в книге покупок и продаж (или доплистах) по аннулируемому счету-фактуре всегда приводятся со знаком «минус».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

2.5. ОСНОВАНИЯ ОТМЕНЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Луконькина Ольга Викторовна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры международного и европейского права. МГУ им. Н.П. Огарева.

такагк/па 1980@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается отмена правовых актов как одно из важных технико-юридических средств совершенствования законодательства, показываются цели отмены правовых актов, выделяются и анализируются фактические и юридические основания отмены.

Ключевые слова: отмена, правовые акты, основания отмены, фактические основания, юридические основания.

THE GROUNDS OF ABOLITION OF LEGISLATIVE ACTS IN LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: abolition, Legislative acts, grounds of abolition, actual grounds, legal grounds.

Отмена правовых актов выступает одним из наиболее радикальных средств устранения дефектов в правовой среде. Не верно возводить в абсолют методику отмены как единственное средство, избавляющее правовое пространство от всех изъянов. Думается, что основная роль отмены правовых актов заключается в поддержании иерархической конструкции системы источников права. Отмена правовых актов выступает инструментом предотвращения противоречий и несогласованностей в системе источников права.

Отмена правовых актов не произвольный процесс, а строго регламентированный и контролируемый механизм, имеющий определенные ограничения в целях исключения злоупотреблений.

Так, часть 3 статьи 104 Конституции России установила: «Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации».

Отмена подразумевает внешнее по отношению к явлению гласное (легальное, законное) действие, влекущее юридически значимые последствия. В этой связи важной составляющей данного действия выступает информационное сопровождение (обеспечение). Статья 189 ГК РФ1 закрепила последствия прекращения доверенности: «1. Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям,

1 Собрание законодательства Российской Федерации. -1994.

№ 32. -Ст. 3301.

предусмотренным в подпунктах 4 и 6 пункта 1 статьи 188 настоящего Кодекса».

Важное значение для понимания сущности отмены правовых актов имеют основания данной процедуры.

Основания отмены правового акта -это совокупность фактических и (или) сугубо юридических факторов, параметров и свойств, наличие которых объективно детерминирует ее реализацию. В наиболее общем виде главным основанием отмены правового акта является такое снижение его регулятивного качества, которое не позволяет (либо даже препятствует) осуществлять правореализацию.

При этом если фактические основания выступают предпосылкой, то юридические -условием (фактором), обеспечивающим законность, легитимность отмены. Отсутствие фактических оснований для отмены позволяет говорить об отсутствии объективности данного действия, а возможно и о злоупотреблении отменой. Отсутствие юридических оснований детерминирует социальную отмену (устаревание закона) либо игнорирование, вплоть до нигилистического отвержения правового акта. Не менее важно, и то, что и здесь возможны проявления злоупотреблений, в первую очередь, должностных.

Фактические основания позволяют отграничить феномен отмены правовых актов от родственных ему явлений юридической действительности, таких как изменение правовых актов и приостановление действия правовых актов. Последние из названных явлений позволяют адаптировать правовой акт к условиям социальной обстановки либо отсрочить его действие, не удаляя из правового массива. Отсутствие такой возможности -основание для отмены. В этой связи можно заключить, что отмена выступает в качестве предпосылки реализации (осуществления) приостановления действия правовых актов и изменения правовых актов.

Представляется что, наиболее близким для института отмены правовых актов является институт прекращения действия правовых актов. Однако их близость не означает тождественности данных феноменов. Если отмена означает удаление, признание недействительным (не существующим в действительности) правового акта, то

прекращение действия -это остановка действия, признание акта не действующим. Прекращение действия правового акта может служить основанием для его последующей отмены. После же отмены прекращать действие уже нечему.

Фактические основания -наличие установленного (зафиксированного, подтвержденного) определенного правового состояния, при котором дальнейшее действие (применение) правовых актов невозможно. Так, статья 44 ГК РФ фиксирует отмену решения о признании гражданина безвестно отсутствующим: «В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина».

К категории фактических оснований, прежде всего, относится неадекватность всего содержания правового акта социальной действительности, стандартам и принципам социальной справедливости, что означает совокупное отсутствие его актуальности, своевременности и релевантности реалиям регулируемой сферы отношений, целям правового регулирования.

В качестве основания отмены правовых актов служит выявленная дисгармония содержания акта изменившимся социальным условиям.

Для отмены решающее значение имеет утрата правовым актом фактической юридической силы, подразумевающей обязательность правоположений акта, в первую очередь, благодаря наличию эффективных мер принуждения (ответственность) и стимулирования (поощрение). Юридическая сила правового акта, основанная только на властной авторитетности издавшего его органа (должностного лица), не всегда оказывается достаточным условием длительного периода действия акта.

Системность юридической силы правового акта утрачивается в отсутствии правотворческой и правоприменительной практики и поддержки, позволяющей создать взаимосвязи с другими актами. Например, в Распоряжении Мэра Москвы от 13 сентября 2001 года № 901-РМ «Об отмене распоряжения Мэра Москвы от 24.02.98 № 174-РМ»2 обращено внимание на то, что «В связи с длительным непринятием федерального закона о свободных таможенных зонах и отсутствием источников для привлечения инвестиций по реализации проекта создания свободной таможенной зоны «Московский Франко-Порт»:

1. Отменить распоряжение Мэра Москвы от 24.02.98 № 174-РМ «О свободной таможенной зоне

«Московский Франко-Порт» в Западном

административном округе».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реальная юридическая сила в не меньшей мере зависит от организационного, материально-ресурсного, информационного и иного обеспечения реализации правового акта. Этим признаком во многом различается и определяется юридическая сила нормативных и ненормативных правовых актов: для первой

разновидности в виду большего круга (чаще

неопределенного) субъектов-адресатов требуется

максимум ресурсов с возможностью их периодического пополнения. Юридическая сила индивидуальных

2 Вестник мэрии Москвы. -2001. -№ 35.

правовых актов исчерпывается более быстро, чем обусловливается оперативность их отмены.

Именно отсутствие у государства необходимых ресурсов повлекло реформу льгот. Инструментом отмены льгот стал Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3.

Как отметил Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов, «Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ можно считать беспрецедентным как по объему (более 700 страниц), так и по количеству пересмотренных актов (законом были внесены поправки в 152 федеральных закона, 112

законодательных актов были признаны утратившими силу полностью или частично). Целью принятия данного закона было приведение отраслевого законодательства в соответствие с требованиями базовых федеральных законов. Предмет его регулирования включает в себя разграничение полномочий, модернизацию социальной сферы, замену льгот денежными компенсациями, а также технические изменения, необходимые для проведения административной реформы».

Юридические основания -законодательно зафиксированная компетенция (права, обязанности, полномочия) субъектов реагировать на фактические основания и включают обстоятельства, исключающие введение акта в действие либо его продолжение. Однако подобная реакция возможна и в результате нарушения (присвоения) установленных полномочий.

Среди таковых выделяется: отмена правового акта либо правового предписания или нормы, на основании которых издан отменяемый акт; несоответствии вышестоящему по юридической силе акту; изменение состава адресатов правового акта, ликвидация либо реорганизация государственных органов, общественных институтов; бессрочное приостановление правового акта; нарушение процедуры принятия акта; злоупотребление правами и уклонение от исполнения обязанностей предусмотренных актов; злоупотребление должностной компетенцией при принятии акта; истечении сроков действия акта.

Одним из оснований является несоответствие действий участников правоотношений при издании или принятии того или иного правового акта установленным регламентарным правоположениям. Статья 88 ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. предусматривает основания для отмены судом решения комиссии референдума об итогах голосования: «1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального конституционного закона, суд может отменить решение комиссии референдума об итогах

3 Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. —

№ 35. -Ст. 3607.

голосования и принять решение о повторном подсчете голосов участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума, -о признании итогов голосования недействительными».

Распространенным основанием для отмены правового акта является установленное, но не разрешенное (не преодоленное в действительности) противоречие между актами различной юридической силы. Подобное основание для отмены правовых актов предусмотрено, например, в части 3 статьи 115 Конституции России, которая гласит, что «Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации».

Однако имеются и специфические основания, которые используются исключительно в целях правового регулирования конкретной сферы общественных отношений.

Статья 369 Уголовно-процессуального кодекса РФ4 фиксирует следующие основания отмены или изменения приговора суда первой инстанции: «1. Основаниями отмены или изменения приговора суда первой инстанции и постановления нового приговора являются:

1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом апелляционной инстанции, — в случаях, предусмотренных статьей 380 настоящего Кодекса;

2) нарушение уголовно-процессуального закона — в случаях, предусмотренных статьей 381 настоящего Кодекса;

3) неправильное применение уголовного закона -в случаях, предусмотренных статьей 382 настоящего Кодекса;

4) несправедливость назначенного наказания -в случаях, предусмотренных статьей 383 настоящего Кодекса».

Отмена правовых актов в результате ликвидации или реорганизации принявших их органа (организации) — вполне логичное следствие.

Например, статья 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5 установила порядок отмены

муниципальных правовых актов и приостановление их действия: «1. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие

4 Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№ 52. -Ст. 4921.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. -№ 40. -Ст. 3822.

(издание) соответствующего муниципального

правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, — уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ).

2. Признание по решению суда закона субъекта РФ об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта РФ об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмена правового акта — акт волеизъявления соответствующего уполномоченного субъекта, имеющий цель совершенствования всей системы правового регулирования, активизации и повышения эффективности реализации прав и исполнения обязанностей.

Необходимость наличия жесткой вертикали власти предполагает реальное полномочие вышестоящей инстанции корректировать деятельность нижестоящей путем отмены, как собственных актов, так и актов подконтрольного звена. Согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»6 министр: «8) отменяет правовые акты органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента РФ, Правительства Российской Федерации и Минобороны России; …

15) отменяет решения подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ, если иной порядок отмены решений не установлен указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Следует подчеркнуть, что в сфере публичных властеотношений нередким явлением выступает принуждение к отмене правовых актов. Постановление Правительства РФ от 20 марта 2006 года № 146 «Об отмене некоторых постановлений Правительства Российской Федерации»7 фиксирует: «В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года № 8-П

Правительство РФ постановляет:

Отменить:

пункт 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год», утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 года № 107 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год».

Таким образом, исходя из вышеизложенного необходимо отметить, что отмена правовых актов это законодательно регламентированная процедура,

6 Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. -№ 34. -Ст. 3538.

7 Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. -№ 13. -Ст. 1398.

обладающая социальной значимостью и влекущая определенные юридические последствия материальноправового и процессуального характера: устранение коллизии правовых актов; прекращение регулируемых правоотношений, реализации субъективных прав и обязанностей; реализация правовосстановительных мер; оптимизация правоприменительных процедур;

активизация правотворческой деятельности; повышение должностной дисциплины и роли юридической ответственности.

Установление целесообразности отмены правовых актов и оснований отмены позволяет предотвратить злоупотребления данным инструментарием, служит одной из гарантий законности деятельности государственных органов и должностных лиц, правомерного поведения граждан.

Список литературы:

1. Собрание законодательства Российской Федерации.

— 1994. — № 32. — Ст. 3301.

2. Вестник мэрии Москвы. — 2001. — № 35.

3. Собрание законодательства Российской Федерации.

4. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.

5. Собрание законодательства Российской Федерации.

— 2004. — № 34. — Ст. 3538

6. Собрание законодательства Российской Федерации.

7. — 2004. — № 35. — Ст. 3607.

8. Собрание законодательства Российской Федерации.

— 2006. — № 13. — Ст. 1398.

РЕЦЕНЗИИЯ

на научную статью старшего преподавателя кафедры

международного и европейского права МГУ им. Н.П. Огарева, кандидата юридических наук Луконькиной О.В. «Основания отмены правовых актов по законодательству Российской Федерации».

Научная статья подготовлена на актуальную тему, которая имеет теоретическую и практическую значимость. Институт отмены правовых актов обладает значительным содержательным, функциональным и идейным своеобразием, качественно отличным механизмом реализации, имманентностью для всех без исключения отраслей российского и международного права. Это самостоятельный и одновременно системный компонент юридической техники, наряду с такими механизмами, как приостановление и прекращение действия правовых актов, внесение изменений и дополнений в их содержание. Подобная характеристика отмены правовых актов определяет тему исследования как одну из важнейших в современном российском правоведении, выделяет ее в разряд приоритетных как с позиции науки, так и в ракурсе потребностей правореализационной практики.

В этой связи важное значение для понимания сущности отмены правовых актов имеют основания данной процедуры. Автором статьи показываются цели отмены правовых актов, проведен анализ фактических и юридических оснований отмены правовых актов на основе законодательства Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья отличается научной новизной, написана в хорошем научном стиле.

Представляется, что научная статья, подготовленная Луконькиной О.В. «Основания отмены правовых актов по законодательству Российской Федерации» может быть опубликована в журнале, рекомендованном ВАК.

к.ю.н., доцент Н.А.Федякова

Опубликовано 06.12.2016 10:19 Administrator Просмотров: 111742

Обнаружить ошибку в принятой декларации по НДС всегда неприятно, а если эта ошибка привела к занижению суммы налога, то становится неприятно вдвойне, ведь в таком случае придется сдавать уточненную декларацию и доплачивать недостающую сумму. В этой статье я расскажу вам о том, как удалить ошибочно введенный документ поступления и сформировать уточненную декларацию по НДС, аннулировав запись книги покупок, в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 редакции 3.0.

Ситуации с ошибочным вводом документов встречаются не так уж редко. Например, иногда бухгалтер вносит документы в программу по скан-копии, а поставщик так и не предоставляет оригиналы и пропадает. Или обнаруживаются серьезные ошибки в первичных документах, которые не позволяют принять НДС по ним к вычету, а возможность получить корректный вариант отсутствует по каким-либо причинам. Также возможны технически ошибки, когда при вводе документа в программу выбран не тот контрагент, указана неверная дата и т.д. В любом случае, если мы ошибочно заявили НДС к вычету по какому-либо документу, необходимо сформировать сторнирующие проводки по счетам бухгалтерского учета, а также предоставить корректирующую декларацию по НДС за тот период, в котором был введен ошибочный документ.
Для того, чтобы отсторнировать ошибочно введенный документ в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8, переходим на вкладку «Операции» и выбираем пункт «Операции, введенные вручную».

Создаем новый документ с видом операции «Сторно документа».

В поле «Сторнируемый документ» выбираем ошибочно введенный документ поступления, проводки по бухгалтерским счетам и регистру учета НДС заполняются автоматически.

Обратите внимание, что помимо вкладки «Бухгалтерский и налоговый учет», на которой отражены сторнирующие проводки по операции поступления услуг, в документе еще есть вкладка «НДС предъявленный», предназначенная для внесения изменений в подсистему налогового учета по НДС. Именно поэтому нужно оформлять операцию как сторно документа, корректно выбирая ошибочное поступление, а не просто формировать бухгалтерские проводки по счетам ручной операцией.
Но для аннулирования записи книги покупок данной операции недостаточно, необходимо создать еще один документ, который называется «Отражение НДС к вычету» и также находится на вкладке «Операции».

Создаем новый документ, выбираем контрагента, договор, ошибочное поступление и проставляем все галочки на вкладке «Главное», указывая период записи доп. листа.

Переходим на вкладку «Товары и услуги» и нажимаем «Заполнить» — «Заполнить по расчетному документу».

Поскольку мы должны аннулировать запись книги покупок, после автоматического заполнения документа изменяем все суммы на данной вкладке на отрицательные, а в графе «Событие» выбираем «Предъявлен НДС к вычету».

Проводим документ и смотрим проводки

Теперь сформируем уточненную декларацию за 3 квартал 2016 года (период совершения ошибки). Для этого переходим на вкладку «Отчеты» и выбираем пункт «Регламентированные отчеты».

Корректировочный акт выполненных работ – документ, у которого нет унифицированной формы. Однако он должен соответствовать ряду общепринятых требований к оформлению. Это бумага строгой отчетности, необходимая для формирования бухгалтерской документации. Для того чтобы было на что ориентироваться, можно скачать примеры заполнения и готовый бланк корректировочного акта.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк корректировочного акта выполненных работ .docСкачать образец корректировочного акта выполненных работ .doc

Федеральная налоговая служба может потребовать этот документ для изучения при проведении разнообразных проверок.

Ошибки и неточности в документе (особенно в содержательной его части) могут привести к необходимости привлечения организации или должностного лица к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, если ошибочные данные были числовые, то у бухгалтера компании может не сойтись баланс в бухгалтерской отчетности.

Назначение

В деловых отношениях случаются изменения разного рода. В частности, меняется цена товара или предоставляемой услуги. Стороны договариваются между собой о том, что они работают дальше, но на других условиях. Но акты выполненных работ уже сформированы и подписаны, и цены там старые.

Для того чтобы не платить при возможных проверках налоговой штраф, необходимо юридически грамотно составить корректировочный акт выполненных работ. Именно при подписании этого документа информация в предыдущей документации считается недействительной, она заменяется указанными в корректировочной бумаге данными.

Подготовка

Между контрагентами предварительно должны быть подписаны дополнительные соглашения. Последние должны закреплять договоренность сторон о том, что некоторые условия поставки либо оказания услуг были изменены.

Если дело касается сроков или наименования грузоперевозчика посредника, то акт выполненных работ можно оставлять без изменений. Если же меняются принципиально важные моменты, указанные в акте выполненных работ, то обязательно внимательное составление корректировочного акта.

Обычно при изменении условий требуется внесение изменений в весь комплект документов. Это касается счета-фактуры. Кстати, согласно третьему пункту 168 статьи Налогового кодекса этот корректирующий документ должен быть выписан в срок, не превышающий пяти дней с даты подписания первоначального варианта.

Составные части корректировочного акта

От акта выполненных работ корректировочный акт отличается названием, а также способом заполнения. Остальные же элементы документа остаются в нем неизменными.

Так как с документацией работают люди, то опечатки и ошибочные данные в бумагах – частое явление. Если по какой-то причине были указаны неверные реквизиты либо цена, количество товара, то без корректировочного акта не обойтись. Естественно, если счет-фактура и все сопутствующие бумаги не имеют в содержании ошибок, на них делать корректировочные бумаги нет необходимости.

К основным нюансам, которые необходимо указать в акте для нормальной работы с контрагентом, относятся:

  • Наименование и номер акта. Последний необходим для регистрации в журнале входящей документации деловых партнеров.
  • Наименование исполнителя.
  • ИНН, КПП, адрес организации.
  • Порядковый номер.
  • Название товара или предоставленной услуги.
  • Единица измерения товара или услуги. Под каждое наименование отводится отдельная строка таблицы.
  • Количество.
  • Цена за единицу.
  • Общая стоимость предоставленных услуг либо проданного товара.
  • Отметка об отсутствии претензий по качеству и срокам поставки от заказчика. Стандартная формулировка, неизменная для всей подобной документации. Заказчик, подписывая корректировочный акт выполненных работ, выражает согласие с тем, что указанные в бумаге данные совпадают с реальным положением дел, а также получатель удостоверился в том, что не имеет претензий относительно качества, количества товара или услуги и времени поступления.

В самом конце акта расписываются представители заказчика и исполнителя. Для того чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно просто расписаться. Необходима расшифровка подписи с фамилией и инициалами лица, которое имеет право подписи подобного рода документов.

Налоги

Если происходит исправление тех актов, которые уже были учтены в сданной налоговой декларации, то необходимо будет все их корректировать. Для этого после создания корректировочного акта в налоговый орган по месту регистрации компании нужно направить уточненные налоговые декларации. В них указывается верная информация. Из правильной суммы высчитываются причитающиеся с организации налоги. Она их уплачивает в полном объеме и пенни на различие сумм.

Сроки

Опытные бухгалтеры знают, что при ошибках в первичке верный счет-фактура должен быть отправлен не позже пяти дней с момента подписания дополнительного соглашения к договору между контрагентами.

С корректировочными актами принцип действия такой же. Если через пять дней от делового партнера не поступает документации, которая свидетельствует о необходимости произведения коррекции, то предыдущее бумаги будут считаться единственно верным вариантом осуществлении сделки.

Важный момент: использование корректировочных актов как способ исправления должно быть закреплено в учетной политике компании.

Виды актов

Способов скорректировать первоначальные данные существует несколько:

  1. Указать полную стоимость исправления. То есть в бумаге содержатся две цифры: новая и старая.
  2. Указать разницу в показателях. То есть в акте содержится старая сумма, сумма корректировки и прописывается, в какую сторону корректировка производится.
  3. Указать новую сумму, сумму корректировки, также сторону, в которую первоначальная цифра изменилась.

Наиболее практичными являются первый и второй вариант, но организация вправе использовать любую форму корректировочного акта выполненных работ. Главное, чтобы она была отражена в учетной политике.

КАК КУПИТЬ ИЛИ ПРОДАТЬ АВТОМОБИЛЬ. ОФОРМЛЕНИЕ СДЕЛКИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Решили купить или продать автомобиль? Определились с автомобилем и договорились о цене. Осталось только правильно переоформить автомобиль на нового владельца.

По действующему законодательству оформить сделку купли-продажи авто можно двумя способами:

— заключить договор купли-продажи транспортного средства, который оформляется в ГАИ;
— оформить счет-справку на авто.

Регистрация автомобиля, как и других транспортных средств (мотоцикл, мопед, прицеп и др.), осуществляется на основании заявления установленной формы и документов, подтверждающих приобретение транспортное средство. К таким документам относятся: договор купли-продажи или счет-справка установленного образца.

ЧТО ТАКОЕ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ (ДКП)

Договор купли-продажи (ДКП) – это сделка, в результате которой у продавца прекращается право собственности на продаваемое транспортное средство, а у покупателя, в свою очередь, возникает право собственности на это транспортное средство.

Договор купли-продажи оформляется в ГАИ:

— если ТС снято с учета, то договор купли-продажи можно регистрировать как по месту учета, так и по месту проведения сделки;
— если же ТС не снято с учета, то договор купли-продажи регистрируется по месту учета данного ТС.

ЧТО ТАКОЕ СЧЕТ-СПРАВКА, КАК ВЫГЛЯДИТ СЧЕТ-СПРАВКА: ФОТО ОБРАЗЕЦ

Счет-справка — это документ строгой отчетности, оформлять который имеют право юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность по комиссионной торговле ТС.

Счет-справка является документом подтверждающим приобретение ТС, на основании которого ГАИ осуществляет постановку ТС на учет.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СЧЕТ-СПРАВКИ

Для оформления счет-справки необходимо:

— паспорт продавца ТС или нотариально заверенная доверенность на право продажи ТС;
— паспорт покупателя ТС или нотариально заверенная доверенность на право покупки ТС;
— технический паспорт на транспортное средство с отметкой ГАИ о снятии с учета.

Перед продажей транспортное средство должно быть снят с учета!

СКОЛЬКО МОЖНО ЕЗДИТЬ ПО СЧЕТ-СПРАВКЕ

После оформления сделки купли-продажи авто необходимо в течение 10 дней поставить транспортное средство на учет в МРО ГАИ по месту регистрации нового владельца.

После переоформления авто необходимо оформить страховое свидетельство (страховку) на приобретенный автомобиль, т.к. участие в движении без оформленной страховки – запрещено.

ГДЕ МОЖНО АННУЛИРОВАТЬ ИЛИ ВОССТАНОВИТЬ СЧЕТ-СПРАВКУ

Все действия, связанные с аннулированием, восстановлением или выдачей копии счет-справки на авто, производятся только в той организации, в которой оформлялась сделка купли-продажи транспортного средства.

Аннулирование счет-справки возможно только при обоюдном соглашении и личном присутствии сторон.

ГДЕ МОЖНО ОФОРМИТЬ СЧЕТ-СПРАВКУ

Оформить счет справку с выездом к клиенту вы можете у нас

, а так же в других организациях, которые оказывают данную услугу.

Оформление счет-справки для граждан России и Казахстана.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *