Схема холдинга

Налогообложение – это совокупность философских, экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, в большей степени безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов хозяйствующих субъектов в общегосударственное пользование.

Функции налогообложения:

1) регулирующая и стимулирующая;

2) распределительная;

3) перераспределительная;

4) фискальная;

5) контрольная – контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан.

Регулирующая — государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

а) регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определенных «правилах игры» (разработка законов, нормативных актов), определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц – предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов – рыночные институты. Это направление с налогами не связано;

б) финансово-экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Регулирование осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных заказов и закупок и осуществления народно-хозяйственных программ.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая. С помощью налоговых льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения (инвестиции). Стимулирование технического прогресса происходит за счет того, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления и т. п., освобождается от налогообложения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых комплексных целевых программ (научно-технических, экономических и др.).

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в добывающие отрасли, сельское хозяйство, железные дороги, автострады и др.

Перераспределительная функция носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды.

Фискальная. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и непроизводственной сферы.

Контрольная — контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками их доходов и расходами.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации,

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Кодексом. Так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Устанавливаются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В РФ наряду с общей системой налогообложения применяется и упрощенная система. Она предусматривает освобождение организации или индивидуального предпринимателя от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц (индивидуальными предпринимателями в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности). В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает уплату налога с вмененного дохода налогоплательщику. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны производить обязательные платежи во внебюджетные фонды РФ с фонда оплаты труда своих работников. Согласно Федеральному закону РФ N 212-ФЗ от 24 июля 2009г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» (с изм.) ст.12 п.2 тарифы страховых взносов с 1 января 2013 года составляют:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации – 22%;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9%;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%;

Общая величина отчислений во внебюджетные фонды составит 30%.

Согласно Федеральному закону РФ N 228-ФЗ от 3 декабря 2012г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний например для 5-го класса профессионального риска составляет 0,6%.

Порядок расчета налогов (общие положения)

Налог Глава НК РФ Плательщик Объект обложения (Налоговая база N) Ставка (S) Порядок расчета
налог на добавленную стоимость ¾ организации; ¾ индивидуальные предприниматели; ¾ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (их стоимость, исчисленная исходя из цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога); ¾ передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (их стоимость, исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров (аналогичных работ, услуг), с учетом акцизов и без включения в них налога.); ¾ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов); 0% (например при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта); 10% (например при реализации ряда продовольственных товаров); 18% соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы N* S
налог на доходы физических лиц физические лица доход, полученный налогоплательщиками (доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах) 13 процентов; 35 процентов в отношении ряда доходов (например выигрышей); 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых не являющимися налоговыми резидентами РФ; 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы N* S
налог на прибыль организаций организации прибыль, полученная налогоплательщиком (полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов) 20% (2% – федеральный бюджет, 18% — субъекта)
налог на имущество организаций организации основные средства, учитываемые на балансе (среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.) 2,2%
транспортный налог лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства признаются автомобили и прочее (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) В рублях на 100 л.с.
земельный налог организации и физические лица земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (кадастровая стоимость земельных участков) 0,3 процента в отношении земель сельскохозяйственного назначения и занятых жилищным фондом; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2611;

Данный материал основан на положениях законодательства и правоприменительной практики, которые существовали на момент его написания (2013 год). В настоящее время налоговое законодательство и правоприменительная практика существенно изменились, поэтому при принятии решений мы не рекомендуем руководствоваться данным материалом. Если тема публикации интересная для Вас, Вы можете бесплатно задать вопрос Марии Семеновой, заполнив форму обратной связи на главной странице сайта.

Фонды прямых инвестиций (далее — инвесторы) заинтересованы в приобретении акций компаний с хорошими операционными и финансовыми показателями, прозрачной структурой владения, а также минимальными юридическими и налоговыми рисками. Решающими аспектами при принятии решения об инвестировании являются именно коммерческие и финансовые характеристики бизнеса, однако неоптимальная структура владения бизнесом может существенно затянуть процесс привлечения инвестора, а в некоторых случаях даже снизить индикативную цену бизнеса.

В статье приведены типичные для российского рынка неоптимальные с точки зрения инвесторов варианты структурирования бизнеса, а также даны практические рекомендации относительно возможных направлений предпродажной подготовки.

Если компанией владеют физические лица

Физические лица — основатели бизнеса могут владеть акциями или долями российской компании-объекта инвестиций (далее — компания-объект). Такая структура владения является прозрачной и может характеризоваться отсутствием юридических рисков. Однако наличие акционеров-физических лиц имеет ряд недостатков. Во-первых, при продаже акций (долей) компании-объекта стороной договора купли-продажи акций будут физические лица, что затрудняет взыскание инвестором с продавцов тех или иных сумм (например, в следствие существенных нарушении продавцами условий сделки). Во-вторых, продавцы — физические лица, являющиеся российскими резидентами, должны будут уплатить налог на доход от продажи акций компании-объекта по ставке 13%, когда акции компании продают первоначальные акционеры, величина налоговых вычетов может быть равна минимальной установленной величине уставного капитала, оплаченной при создании компании, а сумма НДФЛ, подлежащего уплате акционерами-физическими лицами, может составить приблизительно 13% от рыночной стоимости продаваемого пакета акций.

Неуплата или неполная уплата НДФЛ физическим лицом – продавцом акций может стать основанием для оспаривания сделки купли-продажи акций налоговыми органами и привести к изъятию акций у инвестора.

Согласно действующему законодательству, возможно освобождение от НДФЛ дохода от продажи акций (долей) российской компании при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали резиденту на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет. Однако, учитывая ограничения применения освобождения в части срока владения акциями, а также его распространение только на акции (доли), приобретенные после 1 января 2011 года, практическое применение указанного освобождения в ближайшее время не представляется возможным.

Учитывая изложенное, структура владения бизнесом, предусматривающая российскую или зарубежную холдинговую компанию, может быть более привлекательной для инвестора, чем прямое владение физическими лицами акциями компании- объекта.

РЕКОМЕНДАЦИИ: в ходе предынвестиционной подготовки следует рассмотреть возможность перехода от прямого владения физическими лицами акциями компании-объекта к целевой структуре, предусматривающей российскую или иностранную холдинговую компанию.

Объединение сегментов

В ряде случаев российские компании концентрируют несколько направлений бизнеса в рамках одного юридического лица. Деловой целью такого варианта структурирования может быть защита от недружественного поглощения высокомаржинального направления бизнеса, а также снижение налоговых обязательств (по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость) путем суммирования финансовых результатов высоко прибыльных и убыточных видов деятельности.

Действующее законодательство предусматривает необходимость раскрытия информации по сегментам в бухгалтерской отчетности российских компаний- эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, тогда как иные российские организации (кроме кредитных) вправе отказаться от раскрытия информации по сегментам. В этой связи на практике многие организации принимают решение не раскрывать информацию и не формировать финансовые показатели по сегментам.

Однако для инвестора может представлять интерес только высокодоходный (и/или быстро растущий) сегмент бизнеса, тогда как покупка акций компании, осуществляющей, в том числе, непрофильные и/или низкодоходные виды деятельности может быть неприемлемой. Отсутствие качественной информации о финансовых показателях целевого сегмента может потребовать существенных затрат на стадии проведения предынвестиционного финансового исследования и даже стать основанием для отказа инвестора от сделки.

Поэтому привлечению инвестора, как правило, предшествует перевод целевого сегмента бизнеса на отдельное юридическое лицо (например, путем реорганизации в форме выделения или перевода части бизнеса на новое юридическое лицо). Такая реструктуризация может быть проведена без возникновения дополнительных обязательств по уплате налогов, но может потребовать существенных временных и административных расходов.

РЕКОМЕНДАЦИИ: если предполагается привлечение инвестиций в отношение отдельного сегмента, подготовка качественной финансовая информация по целевому сегменту и/или предпродажное выделение целевого сегмента в отдельную компанию-объект могут существенно повысить шансы на успешное привлечение инвестора.

Функциональная специализация

Для ряда российских холдингов характерна специализация компаний, когда одни из них осуществляют операционную (торговую, производственную) деятельность, а другие владеют существенными активами (интеллектуальной собственностью, объектами недвижимости, производственными мощностями и др.). Основной деловой целью такого разделения является защита активов от коммерческих рисков, включая претензии покупателей, а также от рейдерских захватов.

Однако с точки зрения инвестора искусственное распределение бизнеса на несколько юридических лиц влечет за собой необходимость приобретения акций не одной, а нескольких компаний-объектов. Кроме этого, функциональная специализация влечет за собой необходимость установления отношений между компаниями группы в отношении использования активов и перераспределения денежных средств, что может привести к рискам трансфертного ценообразования.

В этой связи инвестор может быть заинтересован в консолидации бизнеса, являющегося объектом инвестиций, на уровне одного российского юридического лица (российской операционной компании) или консолидации владения функционально специализиованными компаниями на уровне единой холдинговой компании.

В частности, консолидация группы компаний с функциональной специализацией быть решена путем присоединения компаний группы продавца к одной из компаний, которая после завершения реорганизации станет объектом инвестиций. Присоединение само по себе не влечет за собой возникновение дополнительных налоговых обязательств и приводит к арифметическому сложению налоговых балансов присоединяемых компаний на уровне присоединяющей компании. Однако при присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенного юридического лица в части уплаты налогов признается присоединившее его юридическое лицо. То есть, все исторические налоговые риски присоединяемой организации переходят к присоединившей организации. Соответственно, если такие исторические риски значительны, присоединение не может считаться оптимальным направлением предпродажной подготовки. Поэтому прежде чем принимать решение о присоединении, следует, как минимум, оценить величину и природу исторических налоговых рисков реорганизуемых компаний.

Альтернативным вариантом предпродажной подготовки может стать перевод бизнеса компаний группы на вновь созданное юридическое лицо, не имеющее исторических налоговых рисков.

РЕКОМЕНДАЦИИ: предпродажная подготовка имеющая результатом формирование одной компании-объекта может существенно снизить налоговые риски и расходы на обеспечение соответствия налоговому законодательству и повысить инвестиционную привлекательность бизнеса.

Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

П.1 ст. 224 НК РФ

П. 17.2 ст. 217 НК РФ, применяется в отношении акций и долей, приобретенных начиная с 1 января 2011 г.

Теоретически, возможность консолидированного расчета обязательств по налогу на прибыль компаниями группы предусмотрена в рамках режима консолидированного налогоплательщика, однако этот режим предусмотрен лишь для крупнейших налогоплательщиков, а также ограничен достаточно жесткими требованиями относительно процентной доли участия в консолидируемых компаниях (п. 5 ст. 25.2 НК РФ).

П. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденного Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 143н

Cт. 50 НК РФ

Основное преимущество горизонтальной интеграции — рост доли холдинга в своем сегменте рынка. Это значит, что основной целью создания холдинга с горизонтальной интеграцией является снижение уровня конкуренции. В данном случае увеличивается возможность установить свои цены на рынке и таким образом обеспечить увеличение прибыли и рост рентабельности производства и продаж.

При этом нельзя забывать о требованиях Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 04.07.2016) «О защите конкуренции». Кроме того, холдинг с горизонтальной интеграцией может позволить себе закупать сырье и материалы с существенными скидками за счет увеличения объемов закупа.

Независимая интеграция

Независимая интеграция означает присоединение к холдингу предприятий, выпускающих продукцию (оказывающих услуги) для потребления на различных рынках. Производства, выпускаемая продукция или услуги предприятий, входящих в состав такого холдинга, никак не связаны между собой. В холдинге с независимой интеграцией могут быть и металлургические предприятия, и строительные организации, и компании, оказывающие услуги населению (рис. 3). 📌 Реклама

Независимая интеграция позволяет сократить риски существенного снижения объемов реализации и спроса на одном из рынков потребления продукции, производимой в холдинге. Риски могут быть вызваны сезонностью производства или спроса, экономическими кризисами и повышением уровня конкуренции.

Выбирая направления деятельности интегрируемых в холдинг предприятий, следует учитывать, что при снижении спроса на какую-либо продукцию потребность в других продуктах холдинга на рынках потребления в этот период должна оставаться стабильной или возрастать. Если, например, одна из компаний холдинга производит дорогостоящую высокорентабельную продукцию, то нужно интегрировать в холдинг и предприятия, выпускающие товары низкой ценовой категории, постоянно пользующиеся спросом независимо от экономических кризисов. Аналогично строится интеграция в состав холдинга предприятий, выпускающих сезонные товары.

📌 Реклама

Наличие рисков может быть связано и с появлением на одном из рынков сбыта одного крупного или нескольких конкурентов. Эти риски смягчаются благодаря выбранной структуре холдинга с независимым способом интеграции. Такой холдинг создается как бы с целью взаимопомощи предприятий, входящих в холдинг.

Смешанная интеграция

Наиболее успешной является деятельность холдингов со смешанной интеграцией (рис. 4). Такая структура холдинга совмещает в себе все преимущества различных интеграций.

Примером подобного холдинга может стать ООО «УГМК Холдинг». Широк список сфер рынка, в которых ООО «УГМК Холдинг» занимает лидирующие позиции не только на Урале и в Свердловской области, но и в России, за рубежом. Холдинг включает в себя:

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *