Штраф за маркировку

05.11.2019

Система обязательной маркировки товаров входит в свою активную стадию. Маркировка уже запущена для табачной продукции, проводятся эксперименты по многим группам товаров. Систему штрафов устанавливает КоАП. АТОЛ выяснил все о штрафах за нарушение законодательства о маркировке.

Для начала стоит разделить маркировку на производственную и торговую. Когда говорят о маркировке, чаще всего имеют в виду систему обязательной маркировки товаров, которая обязывает маркировать некоторые товарные группы кодом Data Matrix. Эта маркировка относится к производственной, так как наносится еще на этапе производства или ввоза на территорию РФ. Торговая маркировка — это ценники, чеки и пр. Нарушения маркировки товаров могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

Административная ответственность за отсутствие маркировки

В Кодексе об административных правонарушениях существует статья 15.12, которая устанавливает ответственность за нарушения, связанные с маркировкой. Так как маркировка кодами Data Matrix пока находится по большей части в экспериментальной фазе, конкретные штрафы за нарушения работы именно с ней пока не установлены. Правительство планирует сформировать законопроект, который внесет юридические поправки в статью 15.12 КоАП РФ. Пока следует руководствоваться имеющимися данными.

Статья 15.12 устанавливает ответственность за «производство или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации».

За нарушение правил маркировки (нанесения кода Data Matrix) предусмотрены штрафы.

  • Маркировка не проставлена: 2 000 — 4 000 рублей для физлиц, 5 000 — 10 000 рублей для ИП, 50 000 — 300 000 рублей для юрлиц.
  • Маркировка проставлена неверно или не содержит перечня необходимых данных: 5 000 — 10 000 рублей для ИП, 50 000 — 100 000 рублей для юрлиц.

Продукция без маркировки будет изыматься без возврата предпринимателю.

Кроме того, появление маркировки повлекло за собой появление нового обязательного реквизита, который должны формировать онлайн-кассы. Этот реквизит называется «код товара» и отвечает за идентификацию товара, так как в нем указан код, предусмотренный 381-ФЗ. Если предприниматель торгует продукцией, которая должна быть промаркирована и при этом его касса не формирует реквизит «код товара», он будет оштрафован. Должностные лица за нарушения условий получат штраф от 1 500 до 3 000 рублей, юрлица и индивидуальные предприниматели — от 5 000 до 10 00 рублей.

Штрафы также полагаются и за нарушения, связанные с торговой маркировкой (информация о предпринимателе, сроке годности продукции и т.п.). Ответственность исчисляется штрафами:

  • от 20 000 до 30 000 рублей для ИП;
  • от 100 000 до 300 000 рублей для ЮЛ.

Если из-за отсутствия маркировки потребитель получил вред, штраф увеличивается в 3 раза.

Штрафы за нарушение требований обязательной маркировки алкоголя зафиксированы в КоАП РФ, в статье 15.12. Они следующие:

  • выпуск алкоголя без маркировки: 10—15 тысяч рублей для ИП, 100—150 тысяч рублей для юрлиц;
  • хранение и продажа немаркированного алкоголя: ИП – 5—10 тыс. руб. для ИП, 50—300 тысяч рублей для юрлиц.

Вся продукция при этом конфисковывается.

Уголовная ответственность за отсутствие маркировки

Уголовная ответственность за нарушение маркировки товаров кодом Data Matrix предусмотрен только при нарушении маркировки алкоголя и табака. Такие меры принимаются, если размер нарушения был крупным или особо крупным. За партии немаркированного алкоголя в крупной или особо крупном размере наступает уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы до 3 лет.

Все о маркировке

Возврат к списку

СТ 15.12 КоАП РФ. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации

1. Производство организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, за исключением продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

2. Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

3. Производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

4. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Комментарий к Ст. 15.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является установленный порядок осуществления налогового контроля в сфере оборота отдельных видов товаров (продукции), в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации. Данный правовой порядок включает в себя также общественные отношения, связанные с осуществлением контроля за законностью оборота подлежащей маркировке продукции; юридические мероприятия по охране прав потребителей такой продукции.

Перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ.

Маркировка алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Согласно ст. 12 названного Закона обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. При этом алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками, приобретаемыми организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ. Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками, приобретаемыми организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции, в таможенных органах. Маркировка алкогольной продукции иными марками, не указанными в данном Законе, запрещается.

Статьей 26 этого Закона запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции без сопроводительных документов; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Закона.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации подлежащей обязательной маркировке алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

В соответствии с п. 3.1 ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции:

1) наименование алкогольной продукции;

2) вид алкогольной продукции;

3) содержание этилового спирта;

4) объем алкогольной продукции в потребительской таре;

5) наименование производителя алкогольной продукции;

6) местонахождение производителя алкогольной продукции;

7) страна происхождения алкогольной продукции;

8) подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;

9) подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

10) иные определяемые Правительством РФ сведения.

Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время действуют Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками и Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 785, Требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 786, Требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.07.2012 N 775.

Порядок хранения федеральных специальных марок регламентируется Приказом Росалкогольрегулирования от 30.04.2010 N 31н «О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях».

Постановлением Правительства РФ от 18.03.2014 N 202 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» внесены изменения в требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации. Уточнены также правила нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и правила маркировки алкогольной продукции акцизными марками.

До 1 сентября 2015 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.2012 N 775 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» допускается реализация алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, изготовленными в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Реализация на территории Российской Федерации указанных продукции и изделий, не маркированных акцизными марками или маркированных с нарушением установленного порядка, запрещена. Запрет установлен также на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, не маркированных акцизными марками, за исключением случаев, установленных таможенным законодательством.

Правила маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, утверждаются Минфином России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 N 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции». Марки приобретаются в органах ФНС России.

Маркировка табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт, в том числе в страны СНГ, не производится.

2. Объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, могут образовать производство или продажа товаров и продукции без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка маркировки и (или) нанесения информации.

Производством немаркированных товаров (продукции) является изготовление организацией-производителем немаркированных требуемым образом либо маркированных поддельными марками товаров (продукции).

Продажей немаркированных товаров (продукции) является возмездная передача организацией-производителем немаркированных требуемым образом либо маркированных поддельными марками товаров (продукции).

3. Объективную сторону правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи составляет производство алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации.

4. Объективную сторону правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи составляет ненадлежащий оборот алкогольной продукции без необходимой маркировки и (или) нанесения информации, обусловленного нормативными требованиями.

5. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются организация — производитель подлежащих маркировке товаров, а также ее руководители и иные работники, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, могут являться любая организация, ее руководитель или иной работник, индивидуальный предприниматель или гражданин.

Субъектами административного нарушения по ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи могут являться должностные лица и юридические лица.

6. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, всегда совершаются умышленно.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

8. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ): по ч. ч. 3, 4 ст. 15.12 КоАП РФ — также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); по ч. ч. 1, 3 ст. 15.12 КоАП РФ — также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор (п. 66 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания.1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

(Статья дополнительно включена с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 158-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 530-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 171.1 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления — установленный порядок производства и оборота товаров и продукции, подлежащей обязательной маркировке.

Действующим законодательством предусмотрен перечень товаров и продукции, производство и реализация которых без их обязательной маркировки марками акцизного сбора и специальными марками запрещена. К ним относятся алкогольная продукция, табак и табачные изделия.

Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, производимые и реализуемые на территории нашего государства (за исключением поставок на экспорт), маркируются федеральными специальными марками <1>, а указанная продукция, ввозимая в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками <2>.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, осуществление контроля за уплатой налогов. Указанные марки приобретаются в налоговых и таможенных органах.

Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза <1>.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <1> под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

———————————
<1> РГ. 2002. 31 дек.

Обязательная сертификация продукции, действующая в свое время <1>, на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П была отменена Правительством РФ <2>.

На настоящий момент ст. 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <1> указывает, что объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и такое подтверждение проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

———————————
<1> РГ. 2002. 31 дек.

Однако в действующем законодательстве РФ специальный перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, отсутствует. Таким образом, положения ст. 171.1 УК РФ в этой части не применяются.

Предмет преступления — немаркированный товар и продукция, которая подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками.

Алкогольная — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более полутора процентов объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино) <1>.

Табак и табачные изделия — это изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка-крупка курительная <1>.

———————————
<1> Статья 1 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» // РГ. 2001. 14 июля.

Объективная сторона преступления выражается в совершенных в крупном размере действиях с немаркированными товарами и продукцией, подлежащей обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок: 1) производство; 2) приобретение; 3) хранение; 4) перевозка; 5) сбыт.

Под производством немаркированных товаров и продукции понимается их серийное изготовление. Приобретение — это возмездное или безвозмездное получение имущества любым способом. Хранение — это действия лица, связанные с владением этими предметами (например, в машине, на складе, в тайнике). Перевозка — это перемещение виновным немаркированных товаров и продукции из одного места в другое, совершенное с использованием любого вида транспорта (например, в машине, поезде, самолете). Сбыт — это любая форма возмездной или безвозмездной передачи этого имущества третьим лицам (например, продажа, обмен, дарение).

Деяние, связанное с производством, приобретением, перевозкой и сбытом, является оконченным в момент совершения любого из этих действий. Состав преступления формальный.

Хранение немаркированных товаров или продукции — это длящееся преступление. Ответственность наступает с момента начала хранения вне зависимости от его продолжительности.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером понимается стоимость немаркированных товаров и продукции, которая превышает двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Стоимость немаркированных товаров и продукции может определяться на основании соответствующих документов (например, договоры, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты проверочных закупок) заключением экспертизы.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» <1>, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 171.1 УК РФ.

———————————
<1> РГ. 2004. 7 дек.

Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке акцизными марками или специальными марками и не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, квалифицируются по совокупности ст. 238 УК РФ.

Маркировка предметов рассматриваемого преступления поддельными марками акцизного сбора или специальными марками и последующее их хранение, перевозка с целью сбыта либо сбыт образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 171.1 и ч. 2 ст. 327.1 УК РФ.

Маркировка продукции марками акцизного сбора или специальными марками, утратившими свою силу (старого образца), является уголовно наказуемым деянием по ст. 171.1 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает в крупном размере одно или несколько из указанных действий, и желает этого.

Производство, приобретение, хранение и перевозка немаркированных товаров и продукции без цели сбыта состава преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ, не образует. Мотивы не имеют значение для квалификации, однако, как правило, это деяние совершается из-за корыстной заинтересованности.

Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Им может выступать индивидуальный предприниматель, руководитель организации или иное лицо.

Квалифицирующие признаки — совершение преступления организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней) или в особо крупном размере.

За незаконное производство и оборот немаркированных товаров и продукции, подлежащей обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками, не образующие крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ст. 15.12 КоАП РФ).

Другой комментарий к статье 171.1 УК РФ

1. Предмет преступления — немаркированные товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории РФ подакцизных товаров, осуществление контроля за уплатой налогов, а также носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Алкогольная и табачная продукция, производимая на территории РФ, за исключением поставляемой на экспорт, маркируется специальными марками, а ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ маркируется акцизными марками.

2. В 2002 г. были отменены Постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок» <1> и все другие постановления Правительства РФ по вопросам маркировки товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <1> использует понятие «знак соответствия», понимая под ним обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ст. 2).

———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

3. Деяние может быть выражено пятью альтернативными действиями: производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками.

4. Крупный размер определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и целью сбыта.

В России вводится обязательная маркировка товаров. Производство и розница уже работают с ЕГАИС и маркировкой меховых изделий, в экспериментальном режиме — с лекарствами, табачной продукцией, обувью и драгоценностями. А к 2020 году маркироваться будут обязаны более десятка категорий товаров.

Разберёмся, что такое маркировка, зачем она нужна, а главное — кому, когда и как к ней готовиться.

Подробнее о маркировке:

  1. Что такое маркировка
  2. Зачем нужна маркировка
  3. Какие товары будут маркироваться
  4. Почему маркировка не станет проблемой для бизнеса и покупателей
  5. Кому и как готовиться к маркировке
  6. Какое оборудование работает с маркировкой

Сама маркировка — это специальный штрих-код, который наносится на товар. Такой код можно увидеть на бутылке шампанского:

В системе маркировки товару присваивается уникальный идентификационный код. По нему отслеживается движение товара с момента производства или импорта до продажи. На каждом этапе эти данные передаются в информационную систему.

Зачем нужна маркировка

В России очень много подделок. Например, лекарства — их подделывают, ввозят незаконно. Так в аптеки попадает очень много контрафакта. Те, кто подделывает товар, не покупают лицензию и не платят налоги. Соответственно, они не проходят проверки и не контролируются ни в производстве, ни в качестве сырья. Это значит, что государство не знает ничего про производителей этого контрафакта и не может контролировать качество лекарств. В итоге покупатель тратит деньги на поддельный и некачественный товар.

Государство сделало первый шаг в борьбе с контрафактом в 2005 году: тогда в России запустилась первая волна ЕГАИСа, и для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Каждой произведенной бутылке присваивался код PDF417, марку с кодом приклеивали на бутылку, а сам код отсылался на сервер в ведомство Росалкогольрегулирования — ФСРАР.

Так государство имело контроль над производимой спиртной продукцией и знало, сколько производится и ввозится легального алкоголя в год. Но потом власти увидели, что алкоголя продаётся больше, чем производится — значит, в стране всё равно остаётся контрафакт.

Узнать больше о контрафакте алкоголя можно на YouTube-канале Росалкогольрегулирования

Поэтому в 2015 году был подписан 182-ФЗ, который регламентировал, что каждый магазин должен считывать марки алкогольной продукции. Помимо товарного штрих-кода, кассиры и продавцы считывают штрих-код PDF417, когда принимают и продают товар. Все данные отправляются в ФСРАР, и ведомство видит, что конкретный магазин принимает и продаёт конкретные бутылки. Эти нововведения помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.

Подробнее о ЕГАИС в блоге Дримкас:

  • Будут ли налоговые вычеты для продавцов пива на ЕНВД
  • ЕГАИС и продажа пива
  • Готовы ли вы к ЕГАИС
  • Как избежать штрафов в ЕГАИС

Сервис маркировки табака, обуви и других товаров
Помогаем принимать маркированные товары по электронным накладным, автоматически заносить в базу, списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах и не нарушать закон.

Чтобы торговать алкоголем в России, нужно получить алкогольную лицензию. Но продавцам обуви, одежды или фототехники лицензия не нужна — поэтому нужно было придумать другой способ борьбы с контрафактом. Так появилась маркировка.

Какие товары будут маркироваться

Уже сейчас маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. Другие товары маркируются добровольно и в экспериментальном режиме, но маркировка для них станет обязательной уже в 2019 году. Пока неясно, когда будут маркироваться все лекарства и как будет маркироваться одежда из секонд-хенда и б/у техника.

Список товаров, подлежащих маркировке, будет увеличиваться. В систему маркировки товары будут вводиться с 2019 по 2024 год.

Товар Маркировка в режиме эксперимента Обязательная маркировка
Меховые изделия с 12 августа 2016 года
Алкоголь с 1 января 2016 года
Лекарства с 2017 года неизвестно
Изделия из золота и серебра, драгоценные камни с 1 июня до 1 ноября 2018 года неизвестно
Табачная продукция с 1 января до 31 декабря 2018 года с 1 марта 2019 года
Обувь с 1 июня до 31 декабря 2018 года с 1 июля 2019 года
Духи и туалетная вода с 1 декабря 2019 года
Шины и покрышки пневматические резиновые новые с 1 декабря 2019 года
Предметы одежды из натуральной или композиционной кожи с 1 декабря 2019 года
Женские трикотажные блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания с 1 декабря 2019 года
Верхняя одежда: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия с 1 декабря 2019 года
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное с 1 декабря 2019 года
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки с 1 декабря 2019 года

Почему маркировка не станет проблемой для бизнеса и покупателей

Простой в производстве штрих-код. Алкоголь по ЕГАИС маркируется штрих-кодом PDF417, меховые изделия — кодом RFID. Но первый код не всегда считывается сканером, а второй — сложный и дорогой в производстве. Чтобы минимизировать нагрузку на бизнес и покупателей, для всех остальных товаров ЦРПТ выбрал двухмерный код Data Matrix — самый дешевый и быстрый в производстве. Для работы с ним нужен только 2D-сканер. Благодаря этому сильно минимизированы затраты на работу с новой системой маркировки.

Передача данных в систему маркировки через ОФД. Вся розница, у которой есть касса, должна передавать данные в ОФД. И это самый простой способ для передачи данных о маркированном товаре. Так ЦРПТ решил добавлять к товару дополнительный штрих-код, который сканируется при продаже и затем добавляется в чек. Принцип как у ЕГАИС, только его упростили: убрали дорогие марки, программный модуль, накладные расходы.

Кому и как готовиться к маркировке

Маркировка действительно мало повлияет на бизнес. Но она несёт изменения в бизнес-процессах: в приёмке, хранении товаров и продаже. К тому же каждое предприятие будет обязано работать только с маркированным товаром, если маркировка для этой категории товаров — обязательна. Ответственность за приёмку и продажу контрафакта будет лежать только на магазине.

Когда ЕГАИС вводился в экспериментальном режиме, крупный ритейл готовился к системе заранее: покупал оборудование, адаптировал под нововведения бизнес-процессы, обучал персонал. В итоге, когда ЕГАИС стал обязательным, эти предприятия уже были готовы к нововведениям.

Что нужно для работы с маркировкой:

  1. Зарегистрироваться в эксперименте по маркировке
  2. Адаптировать бизнес-процессы и обучить персонал
  3. Купить онлайн-кассу, которая работает с маркировкой, приобрести КЭП и настроить ЭДО.

Что изменится в бизнес-процессах

Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить системы и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, нужно выполнять и в системе маркировки. Всё это можно будет сделать в Кабинете Дримкас.

Продажа. На кассе нужно будет сканировать два штрих-кода: товарный и штрих-код маркировки. Для этого нужно приобрести 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.

Например, так работают с табачной продукцией в системе маркировки ИС МОТП:

  1. Производитель табака запрашивает штрих-коды маркировки Data Matrix у ИС МОТП, получает их и наносит на пачки и блоки. Маркированная продукция — на балансе производителя.
  2. Поставщик хочет приобрести 200 блоков сигарет. Производитель через ЭДО — систему электронного документооборота — передаёт поставщику накладную УПД, где учтены все коды пачек и блоков из партии. Поставщик проверяет марки и принимает УПД. Данные о передаче сигарет от производителя поставщику поступают в ИС МОТП через ЭДО. Теперь 200 блоков сигарет списались с баланса производителя и перешли на баланс поставщика.
  3. Поставщик передаёт блоки в магазины. В один — 50 блоков, в другой — 150. Они поступают в розницу по той же системе и с таким же УПД от поставщика. ИС МОТП это видит — теперь блоки списались с баланса поставщика и перешли на балансы магазинов.
  4. Покупатель приходит в магазин и покупает пачку сигарет. Продавец сканирует марку 2D-сканером. Затем онлайн-касса отправляет данные о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в ИС МОТП. Вот и всё — эта пачка списалась с баланса магазина.

Какое оборудование работает с маркировкой

Все кассовые решения Дримкас уже умеют работать с маркировкой. Дримкас участвует в эксперименте по маркировке и сотрудничает со всеми службами, которые работают с этой системой: начали работу с ЦРПТ, который отвечает за системы отслеживания товаров по маркировке.

С маркировкой не смогут работать автономки. Эти кассы не идентифицируют товар и работают по сумме, не списывают товар по базе данных. К такой кассе не подключается сканер — а идентифицировать товар можно только 2D-сканером, подключенном к кассе. Автономок на рынке много, но с маркировкой они работать не смогут. Например, если товара нет на кассе, владелец магазина не сможет гарантировать, что их продал кассир.

Некоторые производители предлагают автономные кассы как готовые решения для ЕГАИС и работы с алкоголем. Но такие кассы не подразумевают подключение 2D-сканера, идентификацию товара и установку УТМ — а всё это обязательно для ЕГАИС. Когда пользователи понимают, что касса не может работать с ЕГАИС, производители предлагают купить к автономке дополнительный компьютер. Уже с ним возможны подключение сканера, отсылка, сравнение и учёт данных для ЕГАИС. Такая покупка стоит времени и денег.

Помните
Если вы приобретаете автономную кассу, вам нужно будет докупить компьютер для учета товаров и подключения сканера. Это сложнее и дороже, чем купить онлайн-кассу, которая готова ко всем изменениям в законе.
Если магазин будет продавать контрафакт и не учитывать товары с обязательной маркировкой, будут санкции и штрафы.

Все для маркировки — от приемки до списания
В Кабинете Дримкас магазин принимает маркированные товары по электронным накладным — система автоматически заносит их в базу. Потом товары можно списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах.

Продукция Режим эксперимента Обязательная маркировка
Меховые изделия 12.08 2016
Алкогольная продукция 01.07.2018
Лекарственные средства 01.02.2017 01.01.2020
Изделия из золота и серебра, драгоценные камни 01.06.2018- 01.11.2018 Точной даты нет
Табачная продукция 01.01.2018- 31.12.2018 01.03.2019
Обувь 01.06.2018- 31.12.2018 01.07.2019
Духи и туалетная вода 01.12.2019
Шины и покрышки 01.12.2019
Изделия из натуральной кожи 01.12.2019
Ручные или машинные вязанные трикотажные женские блузки и т. д. 01.12.2019
Верхняя одежда: пальто, накидки, плащи, куртки. 01.12.2019
Белье постельное, столовое, кухонное 01.12.2019
Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки 01.12.2019

Зарегистрироваться и подключится к единой системе мониторинга обязаны как ИП, так и организации: для улучшения контроля поставляемой и производимой продукции. На сегодняшний момент действуют несколько систем мониторинга, они зависят от видов продукции, регистрируемых в системе маркировки, например, для алкоголя действует единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), для лекарств – система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, для изделий из меха – Информационный ресурс маркировки. 📌 Реклама

Маркировка лекарственных средств

Начало маркировки было положено в январе 2017 г. Дмитрий Медведев рассмотрел и подписал Постановление № 62 «О проведении эксперимента по маркировке лекарственных препаратов…». После этого был сформирован Пилотный проект, о добровольной маркировке лекарственных препаратов, в который вошли 6 округов: г. Москва, Подмосковье, г. Санкт-Петербург, г. Белгород, Великий и Нижний Новгород. В том числе 23 производителя, 4 дистрибьютора, 30 больниц и 250 аптек. В экспериментальном режиме в маркировке участие принимают только жизненно важные препараты.

Основные этапы маркировки лекарственных средств в России:

I этап. Маркировка в виде эксперимента прошла в период с 01.02.2017 — 31.12. 2017. Данный этап отличается своим ограниченным перечнем маркируемых препаратов.

II этап. Проводился в период с 01.01.2018 – 31.12.2018. На данном этапе становится обязательной маркировка всей выпускаемой продукции в оборот.

📌 Реклама

Производители лекарственных и медицинских препаратов, в которых присутствует этиловый спирт, должны зафиксировать это в системе ЕГАИС. Данное утверждено в ст. 9 ФЗ-171 от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…».

Однако 28 августа 2018 г. в постановлении № 1018 «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных ЛП и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов» Правительство РФ утвердило, что маркировка лекарственных препаратов в экспериментальном режиме продлится еще на год, то есть до 2019 г. включительно. В Федеральном Законе № 425 о внесении изменений в «Обращении лекарственных средств» прописано статьей 2, что закон вступает в силу с 1 января 2018 г., кроме абзацев 2, 5, 9, которые вступают в силу с 1 января 2020 г. Согласно этому обязательная маркировка всех лекарственных препаратов станет с 1 января 2020 г. Планируется маркировку вводит постепенно, то есть поквартально:

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *