Штраф за непроведение СОУТ

Роструд уточнил, что штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ, начнут с 2020 года в автоматическом режиме.

До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана.

Роструд готовит проекты НПА, которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

Штрафы — практика

Однако гладко было на бумаге… Работодатели стали получать из Трудинспекций уведомления о нарушениях.

Причем первыми под раздачу попали те, кто СОУТ провел. Дело в том, что 31.12.2018 для всех заканчивался срок действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Между тем многие работодатели аттестацию рабочих мест не проводили, и проведением СОУТ озаботились только тогда, когда началась массовая кампания, связанная с окончанием действия аттестации.

📌 Реклама

Компании, которые провели СОУТ в последние дни прошедшего года, успокоились, считая, что успели запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Но не тут-то было…

При сдаче декларации в ГИТ их поджидал неприятный сюрприз. В некоторой степени декларация сыграла роль явки с повинной. При приеме декларации трудиснпекторы вручили им повестки о необходимости дать пояснения в связи с нарушением сроков проведения спецоценки.

Например, одна из участниц группы «Красный уголок бухгалтера» рассказала о подобной проблеме. Компания была создана в сентябре 2017, в декабре 2018 провели СОУТ, но ГИТ утверждает, что имеет место просрочка, так как отсчитывает 12 месяцев с даты регистрации компании, не вдаваясь в подробности фактического создания рабочих мест.

📌 Реклама

На практике трудинспекторы уже начали интересоваться работодателями, которые вовремя не провели спецоценку условий труда.

Вот такое письмо, в частности, пришло в одну из петербургских компаний.

Добавим, что на сайте региональных Трудинспекций стали появляться сообщения о штрафах за СОУТ. Например, накануне ГИТ Псковской области сообщила о нарушении в компании — работники не ознакомлены с результатами специальной оценки условий труда.

Необходимо ли подавать декларацию соответствий условий труда в отношении рабочего места, на котором по результатам аттестации установлена вредность (3 класс), а после проведения специальной оценки оно признано безопасным (2 класс)? Необходимо ли декларирование других рабочих мест, условия труда на которых как по результатам аттестации, так и спецоценки признаны оптимальными или допустимыми?

27 декабря 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Не нужно подавать декларацию соответствий условий труда в отношении рабочего места, на котором по результатам ранее проведенной аттестации были установлены вредные условия труда (3 класс), а после проведения спецоценки класс вредности понизился до допустимого (2 класс), поскольку такое рабочее место включено в список исключений ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ. Рабочие места, условия труда на которых как по результатам аттестации, так и спецоценки признаны оптимальными (1 класс) или допустимыми (2 класс), не подпадающие под исключения ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, необходимо задекларировать не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

Обоснование вывода:
Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ (ст. 212 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ по результатам СОУТ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, работодателю необходимо подать декларацию в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения (смотрите ответ 1 Роструда).
Таким исключением, в частности, являются рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Следовательно, подавать декларацию соответствий условий труда в отношении рабочего места, на котором по результатам ранее проведенной аттестации были установлены вредные условия труда (3 класс), а после проведения СОУТ класс вредности понизился до допустимого (2 класс), не нужно. Рабочие же места, условия труда на которых как по результатам аттестации, так и СОУТ признаны оптимальными (1 класс) или допустимыми (2 класс), не подпадающие под исключения ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, необходимо задекларировать.
Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в силу ч. 2 ст. 11 Закона N 426-ФЗ утверждены приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 N 80н. Согласно п.п. 3 и 5 Порядка декларация подается в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
Подача декларации предполагается в виде одного документа, который содержит полный перечень рабочих мест, декларирование условий труда которых осуществляется, при этом если работодатель подал отдельную декларацию на каждое рабочее место, это не будет являться нарушением законодательства об охране труда (смотрите ответ 2 Роструда).
Отметим, что декларирование предусмотрено законодателем с целью снижения затрат на СОУТ для работодателей, обеспечивающих безопасные условия труда на своих рабочих местах. Декларация действительна в течение 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Если в период действия декларации не случились указанные в ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ обстоятельства (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание работника, либо трудовой инспекцией выявлены нарушения требований охраны труда), срок ее действия в соответствии ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ считается продленным на следующие 5 лет. То есть автоматическое продление срока действия декларации на 5 лет означает, что в таком случае работодателю не нужно проводить очередную СОУТ в отношении задекларированных рабочих мест (смотрите информацию Минтруда России от 29.10.2014, ответ 3 Роструда).
В отношении же указанного выше рабочего места, не подлежащего декларированию, по нему придется провести СОУТ через 5 лет, и если условия труда будут признаны оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2), только тогда работодатель будет вправе его задекларировать.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

Действующее законодательство предусматривает серьезную ответственность за непроведение СОУТ (специальная оценка условий труда). Правила ее применения регламентированы статьей 5.27.1 КоАП РФ: они зависят от обстоятельств проблемы и других факторов.

Нарушение специальной оценки условий труда

Некоторые работодатели считают, что главное – провести спецоценку в положенные сроки: на качество выполнения работ и соблюдение правил, установленных законом 426-ФЗ и приказом Минтруда № 33н, контролирующие органы не обратят особого внимания. Это в корне неверно: чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно ознакомиться с содержанием части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. В этом разделе кодекса прямо сказано, что нарушение СОУТ и непроведение этой процедуры считаются равнозначными проступками, и за них предусмотрено одинаковое наказание.

При всем этом компания не вправе проводить специальную оценку самостоятельно: согласно 426-ФЗ она должна привлечь для этого специализированную организацию, внесенную в реестр Минтруда. Это означает, что работодателю необходимо со всей строгостью подойти к выбору исполнителя работ, чтобы найти ответственную и грамотную компанию с большим опытом, способную выполнить все требования действующего законодательства.

Штраф за отсутствие СОУТ или нарушение правил ее проведения

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

Виновник нарушения Штраф за первичное нарушение Санкции за вторичное нарушение
Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года
Индивидуальный предприниматель 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней
Юрлицо 60-80 тысяч руб. Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней

Нарушения, достаточные для наложения штрафа

Поводом для наложения денежного штрафа за несоблюдение порядка организации СОУТ может стать любое невыполнение требований, установленных законодательством. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям перед тем, как начинать работу в этом направлении, полезно ознакомиться с основными обязанностями, которые налагаются на работодателя в этом процессе. В их число входят:

  • создание комиссии по проведению СОУТ внутри организации с подготовкой соответствующего приказа. Она должна утвердить список рабочих мест для проведения спецоценки и определить, какие из них являются аналогичными;
  • передача исполнителю работ полного пакета документов, необходимого для проведения спецоценки. В него могут войти эксплуатационная документация на оборудование, отчет о предыдущей оценке и другие документы;
  • составление графика проведения работ и его утверждение внутриорганизационным приказом. Для большей эффективности этот график следует составлять совместно с организацией-исполнителем;
  • своевременное утверждение отчета, подготовленного экспертной организацией. Если руководство компании не согласно с информацией, представленной в отчете, не стоит затягивать процедуру утверждения под надуманными предлогами: вместо этого необходимо действовать в порядке, предусмотренном приказом Минтруда № 709н. В нем описаны правила разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проведением спецоценки;
  • подача декларации о соответствии рабочих мест действующим гигиеническим требованиям в территориальное подразделение ГИТ. Этот документ составляется только для мест, признанных оптимальными или допустимыми;
  • доведение до работников сведений о результатах оценки. Это необходимо сделать в письменном виде и получить от каждого работника его подпись, подтверждающую факт ознакомления. Если этого не сделать, высока вероятность получить штраф за неознакомление с СОУТ;
  • размещение данных об итогах процедуры на официальном портале компании, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с этой информацией;
  • передача соответствующих сведений в территориальное подразделение ФСС посредством заполнения формы 4-ФСС. Это необходимо для корректного расчета размеров основного и дополнительного страховых тарифов, уплачиваемых организацией;
  • внесение информации об итогах спецоценки в трудовые договоры с работниками;
  • предоставление предусмотренных законодательством гарантий и льгот работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях.

Кроме этого, работодателю желательно проконтролировать работу исполнителя в части передачи сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную систему учета. Дело в том, что в соответствии с 426-ФЗ в случае, если экспертная организация не выполнила эту обязанность, она автоматически переходит к работодателю.

Применение наказаний

До 31 декабря 2018 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее. Однако с 2019 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.

В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2020 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

Это связано с тем, что налагать санкции за непроведение спецоценки государственные ведомства будут в автоматическом режиме: сегодня состояние технических инструментов, необходимых для этого, вполне позволяет осуществить эту идею. Для этого будут использоваться две основных базы данных: государственная система учета результатов спецоценки и реестр юридических лиц и предпринимателей, в котором фиксируется дата регистрации компании. Если с этого момента прошло уже более 12 месяцев, и в систему учета не поступили сведения о выполнении СОУТ, на компанию налагается штраф, предусмотренный статьей 5.27.1 КоАП РФ. Учитывая размеры наказания за первичное, а главное, повторное нарушение, эксперты рекомендуют не откладывать в долгий ящик процедуру оценки, если по закону Вам необходимо ее пройти.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *