Система управления охраной труда на предприятии

Что такое система управления охраной труда

Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано прави­тельством, работодателями и работниками.

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

БЖД для ФСА заочн / Лекции по БЖД / СУОТ

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ) — это совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Конечная цель управления – достижение заданного уровня безопасности системы «человек-среда» путем:

а) обеспечения безопасности среды и

б) обеспечения безопасности поведения человека.

Достижение поставленной цели связано с решением основной задачи управления — обеспечением безопасности:

  1. предметов труда;

  2. средств труда и средств производства;

  3. продуктов труда;

  4. технологий и производственных процессов;

  5. энергии;

  6. природно-климатических факторов и т.д.

Обеспечение безопасности достигается за счет применения комплекса средств управления, таких как:

а) профессиональный отбор работающих (обеспечивает снижение травматизма в ряде случаев на 40-50%);

б) психологическое воздействие на работающих (создание благоприятного психологического климата, предупреждение об опасности, разбор конкретных несчастных случаев, предупреждение об опасных состояниях внешних факторов – гравитационных воздействий, земного магнетизма, ионизации атмосферы, солнечной активности, погодных условий и т.д.);

в) пропаганда охраны труда,

г) экономическое стимулирование.

В методологическом отношении обеспечение безопасности труда на предприятии осуществляется с помощью двух взаимосвязанных последовательно выполняемых этапов работы:

а) анализа условий труда и

б) разработки по результатам анализа методов защиты человека

от опасностей.

При анализе условий труда необходимо:

1 – выявить опасности, потенциально присущие рассматриваемому

объекту;

2 – дать количественную оценку показателей опасностей и сравнить

их с нормативными значениями;

3 – рассчитать комплексные показатели, характеризующие общее со-

стояние условий безопасности;

4 – сделать выводы и дать заключение об условиях труда.

Для анализа производственного травматизма применяют 4 основных метода: статистический, топографический, монографический и экономический.

Статистический метод основан на изучении причин травматизма по отчетным документам за определенный период времени. Этот метод позволяет получить общую картину состояния травматизма, определить его динамику, выявить связи между обстоятельствами и причинами несчастных случаев.

Для количественной оценки уровня травматизма определяются относительные статистические показатели частоты и тяжести травматизма.

Показатель частоты травматизма Кч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный календарный период (месяц, год). Он рассчитывается по формуле:

Кч = (Т / Р) * 1000,

где Т – число травм (несчастных случаев) за расчетный период;

Р – среднесписочное количество работающих на предпиятии.

Показатель тяжести травматизма Кт характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:

Кт = Д / Т,

где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчаст-

ным случаям.

Топографический метод состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия. Все несчастные случаи систематически наносят условными знаками на планы цехов, в результате чего становятся наглядно видны рабочие места, участки с повышенной травмоопасностью, требующие особого внимания и проведения профилактических мероприятий.

Монографический метод включает детальное исследование всего комплекса условий труда, в которых произошел несчастный случай: трудового и технологического процесса, рабочего места, основного и вспомогательного оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты и т.д.

При этом широко применяют технические способы и средства исследований – испытание оборудования, контроль параметров производственной среды и т.д.

Экономический метод заключается в определении потерь, вызванных производственным травматизмом, а также в оценке социально-экономической эффективности мероприятий по предупреждению несчастных случаев.

Методы защиты разрабатываются в следующей последовательности:

1 – намечаются возможные принципы и методы защиты от опасностей;

2 – рассчитывается стоимость реализации вариантов;

3 – производится оценка эффективности мероприятий и определяется оптимальный вариант;

Таким образом, управление охраной труда складывается из рядя последовательно осуществляемых стадий:

  1. оценки состояния охраны труда и ее составляющих (ТБ и ПС);

  2. формирования целей;

  3. составления программ действий;

  4. оперативного управления программами;

  5. оценки эффективности осуществления программ;

  6. стимулирования исполнителей.

Управление охраной труда осуществляют:

— на предприятии — директор и главный инженер (технический

директор),

— в цехах и службах — руководители этих подразделений;

— в бригадах — бригадиры.

Эффективность работы системы управления охраной труда зависит от четкой регламентации обязанностей и прав по охране труда. Поэтому на предприятии разрабатывают и утверждают Положение или стандарт предприятия, где указывают структуру управления, взаимосвязи, соподчиненность, обязанности и права должностных лиц в решении вопросов охраны труда.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников (или их представителей) на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Выдвижение в комитет представителей работников проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом или распоряжением по предприятию.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы.

Основные функции комитета:

  1. изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  2. анализ эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  3. содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда;

  4. изучение обеспечения работников спец. одеждой, спец. обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

  5. участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии.

Организационно-методическую работу по охране труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба охраны труда, непосредственно подчиненная работодателю.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

Основными задачами службы охраны труда являются:

1. Организация и координация работы по охране труда на предпри-

ятии.

2. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране

труда работниками предприятия.

3. Профилактическая работа по улучшению условий труда.

4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охра-

ны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие основные функции:

1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на

рабочих местах.

2. Анализ состояния и причин производственного травматизма и

профзаболеваний.

3. Оказание помощи подразделениям предприятия в аттестации ра-

бочих мест и оборудования на соответствие требованиям охраны

труда.

4. Проведение проверок технического состояния зданий, сооруже-

ний, оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

5. Оказание методической помощи разработчикам инструкций по

охране труда.

6. Составление отчетности по охране труда.

7. Контрольные функции и т.д.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение и инструктаж работающих по охране труда.

В соответствии со ст.18 Закона «Об основах охраны труда в РФ» все работники предприятий, включая руководителей, обязаны прохо-

дить обучение, инструктаж и аттестацию по охране труда в порядке и в сроки, установленные для определенных видов работ и профессий.

Ответственность за организацию обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях — на их руководителей.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях создаются комиссии, в которые включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (гл. технолог, гл. энергетик и т.п.), представители профсоюзов.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее 1 месяца после назначения на должность, для работающих — не реже 1 раза в 3 года. В определенных случаях проводится внеочередная проверка знаний.

Обучение (инструктаж) и проверка знаний по охране труда рабочих проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 («Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»).

В зависимости от характера и времени проведения инструктажи подразделяются на:

а) вводный;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный;

г) внеплановый;

д) целевой (текущий).

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда (или специалист, его заменяющий), а остальные виды инструктажей — непосредственный руководитель работ (мастер цеха, отдела и т.п.).

О проведении каждого инструктажа и проверке знаний, полученных при инструктаже, эти работники делают запись в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. О проведении целевого инструктажа запись делается в наряде-допуске.

При неудовлетворительной оценке знаний инструктируемого не допускают к его работе. Он должен вновь пройти инструктаж.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте — со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, впервые выполняющими новую работу, с командированными.

Повторный инструктаж — не реже чем через 6 месяцев со всеми работающими.

Внеплановый инструктаж:

а) при изменении стандартов, правил и инструкций по охране труда;

б) при изменении технологического процесса;

в) при замене или модернизации оборудования или инструмента;

г) при нарушении работниками требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару;

д) при перерывах в работе более 30 календарных дней (для работ с повышенными требованиями безопасности труда) или более 60 календарных дней (для остальных работ).

Целевой инструктаж:

а) перед производством работ, выполняемых по наряду-допуску,

разрешению или другому документу;

б) перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обя-

занностями по специальности;

в) перед ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и

катастроф;

г) перед проведением экскурсий на предприятиях или перед органи-

зацией массовых мероприятий с учащимися.

На предприятиях осуществляется планирование работ по охране труда, которое может быть:

  • перспективным,

  • текущим,

  • оперативным.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Законодательство РФ устанавливает надзор и контроль за охраной труда на предприятиях по трем направлениям: ведомственный и государственный надзор и общественный контроль.

Надзор – это наблюдение за точным соблюдением законов, нормативно-технических документов по охране труда и привлечение к ответственности их нарушителей.

Контроль – это проверка выполнения законов и нормативно-технических документов по охране труда.

Ведомственный надзор за охраной труда в объединениях и на предприятиях осуществляют их руководители, а также начальники структурных подразделений (цех, отдел).

Государственный надзор за охраной труда в РФ осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и их вышестоящих органов.

В число надзорных органов входят:

1. Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), образованная в 1994 г. и действующая на основании Положения, утвержденного Правительством РФ 28 января 2000 г.

Основной задачей Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда субъектов Федерации (областей, краев и т.д.) является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.

Государственные инспекции труда выполняют следующие основные функции:

а) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей

территории;

б) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на про-

изводстве, анализируют причины и разрабатывают предложения по

их предупреждению;

в) рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об

административных правонарушениях;

г) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные

обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.

Государственные инспекции труда субъектов Федерации осуществляют свои надзорные функции через государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда.

2. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор). Госгортехнадзор осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и государственный надзор за соблюдением требований безопасности при ведении работ в промышленности и при эксплуатации оборудования:

а) подъемных устройств;

б) паровых и водогрейных котлов;

в) сосудов, работающих под давлением;

г) трубопроводов для пара и горячей воды;

д) технологических трубопроводов;

е) газового хозяйства предприятий,

а также требований безопасности при взрывных работах.

3. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Он осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

4. Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор). Он осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии.

5. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор). Он осуществляет надзор за соблюдением предприятиями и должностными лицами санитарного законодательства РФ, а также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.

6. Государственная экспертиза условий труда. На нее возложено осуществление государственного контроля за:

а) правильностью применения списков производств, работ, профес-

сий и т.д., по которым устанавливаются льготные пенсии и пре-

доставляются дополнительные отпуска;

б) предоставлением работникам льгот и компенсаций за работу в

неблагоприятных условиях труда;

в) качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям тру-

да и их отнесению к категории с вредными и тяжелыми условиями

труда.

7. Госпожнадзор осуществляет надзор за пожарно-техническим состоянием объектов.

8. ГИБДД. Она осуществляет надзор за техническим состоянием автотранспорта и выполнением правил водительским составом предприятия.

Представители органов государственного надзора вправе беспрепятственно посещать предприятия и организации любой формы собственности, проводить проверки соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда, налагать в установленном порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий за нарушения в области охраны труда.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы.

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве Cт.212 ТК. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

СУОТ — что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

  • трудового договора;
  • карточки Т2;
  • табелей учета рабочего времени.

Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

Положение о системе управления охраной труда готовится и внедряется работодателем в обязательном порядке. Несмотря на то что четких указаний о последовательности его составления и форме нет, существуют типовые рекомендации, которых желательно придерживаться при формировании такого документа.

Какие задачи решаются локальным актом о системе управления охраной труда в организации

Чем регулируется содержание, перечень и состав разделов положения на предприятии

Содержание типового положения

Сложные вопросы при разработке внутренней документации по охране труда

Типовой перечень разделов положения

Титульная часть

Описание общих положений

Функции сотрудника в целях исполнения положения по охране труда

Описание организационной структуры органов управления охраной труда

Закрепление периодичности и методики обучения работников

Оценка подготовки работников в области охраны труда

Анализ и совершенствование механизмов осуществления охраны труда в компании

Утверждение правил поведения и последовательности действий при несчастных случаях

Ответственность за несоблюдение правил охраны труда

Где посмотреть образец положения

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

  • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
  • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
  • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
  • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
  • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников

Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

  • контроль за функционированием системы охраны труда в компании;
  • обеспечение соответствия локальных нормативных актов фирмы, принимаемых в целях функционирования системы охраны труда, положениям НПА федерального, регионального и местного уровня;
  • мониторинг исполнения положений локальных актов в области охраны труда сотрудниками;
  • разработку методов совершенствования текущих механизмов, в рамках которых функционирует система охрана труда;
  • организацию обучения сотрудников, направленного на приобретение ими знаний в области охраны труда;
  • практическую реализацию норм, регулирующих функционирование системы охраны труда на предприятии, в части обеспечения сотрудников средствами защиты, инструкциями по их использованию, доступом к системам безопасности и другим объектам инфраструктуры предприятия, которая задействуется в процессе охраны труда;
  • реагирование на инциденты на производстве, обеспечение их расследования;
  • реализацию мер социальной защиты сотрудников от инцидентов на производстве и профессиональных заболеваний;
  • проведение спецоценки условий труда в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • проведение обучения сотрудников по программам охраны труда с привлечением внештатных инструкторов из специализированных организаций или ведомств;
  • контроль за корректным ведением документации, используемой в рамках системы охраны труда на предприятии.

Раздел 4: органы управления охраной труда

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
  • указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
  • кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
  • основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

  • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
  • сущность инструктажей, проводимых в организации;
  • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
  • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
  • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
  • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
  • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
  • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.

Перечень приложений

Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.

Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).

К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.

Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.

Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).

В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *