Служба охраны труда

Функции по контролю

Согласно Постановлению № 14, контроль службы охраны труда предприятия должен быть:

  • за соблюдением персоналом требований общероссийских законов и иных нормативных предписаний по охране труда, а также нормативных документов соответствующего региона России;
  • соблюдением коллективного договора, соглашения по охране труда, других внутренних нормативных предписаний организации;
  • обеспечением и правильным применением средств личной и коллективной защиты;
  • расследованием и учетом несчастий на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда;
  • принятием мер по устранению причин несчастных случаев на производстве (сведения из акта по форме Н-1);
  • выполнением предписаний органов гос. надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для сотрудников согласно перечню профессий и видов работ, на которые они должны быть разработаны, а также своевременным их пересмотром;
  • проведением спецоценки условий труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
  • состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний этих требований и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта спецодежды, спецобуви и других средств личной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением сотрудникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
  • бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других аналогичных пищевых продуктов;
  • использованием труда женщин и несовершеннолетних лиц согласно закону.

Также см. «Задачи и функции службы охраны труда».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Контроль и ответственность за деятельностью службы охраны труда.

1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Комитеты (комиссии по охране труда)

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ТК РФ. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников.

Представители работников и работодателя определяют и полномочия комитета (комиссии) по охране труда в организации. Поэтому в ч. 2 ст. 218 ТК РФ компетенция комитета (комиссии) по охране труда не определена исчерпывающим образом. В комитет (комиссию) по охране труда в организации могут входить работники службы по охране труда либо специалист по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда может быть создан как в организациях, в которых имеется служба охраны труда либо специалист по охране труда, так и в организациях, в которых они отсутствуют. Полномочные представители работодателя обязаны создавать условия для работы комитета (комиссии) по охране труда, в частности, не препятствовать проведению его (ее) членами проверок по соблюдению правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах. Комитет (комиссия) по охране труда также не может самостоятельно заявлять требования по устранению нарушений в сфере охраны труда в судебном порядке. Однако он вправе сообщать сведения о подобных нарушениях в органы государственной инспекции труда. Кроме того, члены комитета (комиссии) по охране труда являются представителями работодателя и работников. В связи с чем, они могут получить полномочия по защите прав и законных интересов в суде соответственно от работодателя либо от органа, представляющего работников.

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда.

На основе «Рекомендаций по организации мероприятий по охране труда», утверждённых постановлением Минтруда РФ N11 от 27 февраля 1995 года, разрабатываются планы мероприятий по охране труда.

Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре и соглашения по охране труда с учётом предложений Рострудинспекции и других федеральных органов надзора, работодателя и трудового коллектива. Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному соглашению сторон.Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.

Планирование мероприятий по охране труда классифицируется на перспективное, годовое и оперативное.

Перспективное планирование — включает в себя разработку комплексного плана улучшения условий и охраны труда. Разработке этого плана предшествует анализ состояния условий и охраны труда и результатов аттестации рабочих мест.

Годовое планирование — включает, как правило, часть комплексного плана и коллективный договор (соглашение) по охране труда.

Оперативное планирование — осуществляется для решения вновь возникающих задач. В составлении плана мероприятий по охране труда участвуют все отделы и службы предприятия. Проект плана рассматривается на совместном заседании профкома и администрации и утверждается работодателем.

На предприятиях, в соответствии с существующим законодательством, периодически должны проводиться проверки состояния условий труда, обновляться данные санитарно-технической паспортизации.

Ряд мероприятий по улучшению условий труда, как правило, закладывается в коллективном договоре или отдельном соглашении по охране труда, который заключается между работодателем (администрацией) и коллективом. Конкретные условия могут быть оговорены и при заключении индивидуального трудового соглашения (контракта).

В настоящее время большинство предприятий должны включать в комплексные и годовые планы мероприятий по охране труда и работы по проведению сертификации на соответствие требованиям по охране труда.

Эти мероприятия должны быть выполнены в соответствии с постановлением Минтруда РФ N 64 от 3 ноября 1995 года «Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда».

В соответствии с «Временными правилами сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда», утверждёнными данным постановлением Минтруда РФ, по результатам сертификации органами по труду субъектов Российской Федерации выдаётся сертификат соответствия одной из трёх категорий:

· сертификат соответствия категории I выдаётся, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 6 месяцев после выдачи сертификата соответствия;

· сертификат соответствия категории II выдаётся, если аттестовано не менее 75% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 12 месяцев после выдачи сертификата соответствия;

· сертификат соответствия категории III выдаётся, если аттестовано не менее 50% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 24 месяцев после выдачи сертификата соответствия.

Контроль за выполнением мероприятий по охране труда осуществляет администрация, выборный представительный орган коллектива (профком) и специально созданная на основе законодательства совместная комиссия (при числе работающих более 10 человек).

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии со статьёй N19 федерального закона «Об основах охраны труда в РФ».

В частности:

1. Финансирование осуществляется в рамках соответствующих целевых программ за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом могут быть использованы средства, полученные из сумм штрафов, налагаемых за нарушение законодательства по охране труда и добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах РФ и в организациях могут создаваться фонды охраны труда.

При какой численности работников создается служба охраны труда в организациях РФ. Создается ли она, если число сотрудников не превышает 50 человек

Согласно ч. 1 ст. 217 ТК России (далее — Кодекс), служба охраны труда создается на производственных предприятиях, численность персонала которых превышает 50 человек. До внесения изменений в ст. 217 Кодекса законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ минимальная численность, при которой требовалось обязательно создавать службу ОТ, составляла 100 сотрудников. Эта норма сохранена и сегодня в п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации). Однако, поскольку закон превалирует над ведомственными актами, руководствоваться необходимо именно требованиями Кодекса.

При этом, согласно п. 3.1.1 межотраслевых нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы), если численность сотрудников не превышает 700 штатных единиц, функцию службы ОТ могут взять на себя специалисты по охране труда. Если при этом в состав структурного подразделения входит от 3 до 5 сотрудников (включая руководителя), оно получает статус бюро, а если штатных единиц в нем больше — отдела.

На крупных промышленных предприятиях такая служба обычно состоит из целого штата сотрудников, возглавляемых начальником подразделения, — такие нормы прописаны в п. 3 Рекомендаций. Как правило, служба ОТ тесно взаимодействует с другими структурными подразделениями предприятия, профессиональными союзами, надзорными органами и местной властью.

Однако бывают случаи, когда служба охраны труда на предприятии создается при меньшей (в сравнении с нормативными 50 работниками) численности сотрудников. Принятию руководителем решения о создании такой службы в случаях, когда численность сотрудников меньше необходимых 50, может способствовать производственная необходимость, которая обычно обуславливается спецификой производственной деятельности предприятия. Это может быть связано, например, с опасностью производства либо сложностью используемого в процессе хозяйственной деятельности оборудования.

Кому подчиняется служба ОТ в организации

Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия либо назначенному им заму (п. 2 Рекомендаций). Функциональные обязанности каждого из работников службы четко регламентируются (они отражены в должностных инструкциях). За каждым специалистом по ОТ закрепляется определенное направление работы.

Кому подчиняется служба охраны труда в подведомственных организациях, кроме руководителя? Службе ОТ вышестоящей организации, которая осуществляет контролирующие функции (п. 18 Рекомендаций). Ответственность за работу службы при этом всецело возлагается на руководителя компании, специалисты же отвечают лишь в пределах своих должностных полномочий (пп. 19, 20 Рекомендаций).

Основные задачи службы ОТ:

  1. Участие в разработке условий осуществления рабочего процесса на предприятии с целью обеспечения выполнения всеми сотрудниками требований безопасности труда.
  2. Контроль за соблюдением сотрудниками нормативно-правовых и локальных актов по ОТ.
  3. Консультирование сотрудников по вопросам ОТ.
  4. Способствование внедрению на производстве передового опыта по обеспечению безопасных условий труда.

От чего зависит организационная структура службы охраны труда

Структура службы охраны труда и численность входящих в нее сотрудников определяется работодателем самостоятельно с учетом рекомендаций Минтруда (ч. 4 ст. 217 Кодекса). Численность специалистов по ОТ, задействованных для создания этой службы, зависит от множества факторов, в частности:

  • условий труда;
  • частоты травматизма в отрасли;
  • данных статистической и оперативной отчетности о среднесписочной численности штата;
  • процента пропусков работы сотрудниками (таблицы 1–8 Межотраслевых нормативов).

Служба ОТ может быть представлена как одним специалистом по охране труда (в соответствии с нормативами при штате до 700 сотрудников), так и целым подразделением. Структура последнего формирования аналогична любому другому: несколько специалистов, работающих под руководством назначенного директором предприятия начальника. Структура и численность службы ОТ зависит, как уже указывалось, от специфики деятельности компании и общей численности персонала (п. 14 Рекомендаций).

В штат службы охраны труда могут войти специалисты, прошедшие предварительное специальное обучение по ОТ:

  • с квалификацией специалистов по ОТ;
  • получившие высшее техническое (профессиональное) образование без требований к наличию опыта работы;
  • завершившие обучение в ПТУ с 3-летним стажем работы техником 1-й категории либо 5-летним опытом работы на других должностях.

Приказ о создании службы охраны труда

Распоряжение о создании службы ОТ издается руководителем предприятия на основании ст. 217 Кодекса с учетом норм, прописанных в локальном положении об организации работы по охране труда. Содержание приказа во многом зависит от специфики производственной деятельности и общего числа работников предприятия, а форма документа, как правило, соответствует, общепринятой для документов такого рода.

Распорядительная часть приказа может выглядеть так:

Приказываю:

  1. Создать службу охраны труда с 3 штатными единицами:
    • начальник подразделения — 1 штатная единица;
    • инженер по охране труда — 2 штатные единицы.
  2. Внести указанные изменения в штатное расписание ООО «Лазурь».
  3. Начальнику отдела кадров Соловьевой Р. П.:
    • подготовить изменения в штатное расписание и направить на подпись до 05.02.2018;
    • разработать положение о службе охраны труда и должностные инструкции для сотрудников создаваемой службы до 10.02.2018;
    • подать предложение по комплектации создаваемой службы сотрудниками требуемой квалификации до 15.02.2018.
  4. Главному инженеру Силантьеву А. В. проконтролировать исполнение приказа».

Ответственность за несоздание службы ОТ

Если руководитель производственного предприятия при численности штата свыше 50 сотрудников проигнорирует требования, изложенные в ст. 217 Кодекса, и не создаст службу по охране труда (или не введет должность инженера по ОТ), его могут привлечь к административной ответственности (об этом говорится в п. 19 Рекомендаций).

За данное нарушение норм трудового законодательства в области охраны труда, согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП, наложен админштраф и на виновное должностное лицо (от 2 000 до 5000 руб.), и на компанию (от 50 000 до 80 000 руб.). За повторное аналогичное нарушение (ч. 5 той же статьи) на директора предприятия может быть наложен штраф до 40 000 руб., на компанию — до 200 000 руб.

Как видите, служба ОТ (или должность инженера по охране труда) в обязательном порядке должна создаваться на производственных предприятиях, численность сотрудников которых превышает 50 человек. При этом численность создаваемого структурного подразделения (службы ОТ) зависит от многих факторов, таких как среднесписочное число всех сотрудников, количество занятых в тяжелых (опасных) условиях труда работников и т. п.

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Кому подчиняется служба охраны труда в организации

Вопрос того, кому подчиняется служба охраны труда в организации, актуален для многих российских работодателей и руководителей – грамотная организация вертикали полномочий и подведомственности жизненно необходима для управления персоналом, особенно в формате крупных предприятий. Однако далеко не каждый работодатель знает, кому подчиняется специалист по охране труда, и точно так же неясным остается этот вопрос и для других работников предприятия.

Российское законодательство в положениях Трудового кодекса и иных нормативных документов обязывает работодателей обеспечивать функционирование системы охраны труда в организации в соответствии с установленными нормативами. На малых предприятиях при небольшой численности человек, обязанности этой службы может исполнять сам руководитель или какой-либо из сотрудников по принципу совмещения должностей. Чаще всего вопросы охраны труда возлагаются в подобных ситуациях именно на кадровых специалистов.

Если охрана труда полностью лежит на плечах руководителя организации, то вопрос того, кому он подчиняется не стоит – он сам является одновременно и ответственным за все аспекты безопасности трудящихся, и прямым руководителем персонала. Практически аналогичным образом решается означенный вопрос и в случае, когда управление охраной труда обеспечивает заместитель директора предприятия.

Но как поступить в иных ситуациях, когда охрана труда реализуется отдельным структурным подразделением и соответствующими специалистами? На этот вопрос прямых ответов законодательные нормативы не дают, однако практические рекомендации государственных органов и устоявшаяся практика ведения предпринимательской деятельности в российских субъектах хозяйствования имеют практически однозначные решения для данного вопроса.

В случае, если управление охраной труда на предприятии отдано в ведение сторонней компании, то это также имеет свои особенности и нюансы, влияющие на субординацию и делегирование полномочий соответствующих сотрудников.

Кому подчиняется специалист по охране труда, если он единственный сотрудник в этой сфере

На большинстве небольших субъектов хозяйствования нет необходимости в формировании крупного структурного подразделения, в задачи которого входило бы управление системой охраны труда. Законодательство устанавливает определенные нормативы по численности ответственных за данный аспект деятельности трудящихся в зависимости от общих размеров штата организации.

Специалист по охране труда назначается напрямую руководителем и должен в соответствии с требованиями законодательства иметь соответствующие образование и квалификацию. При их отсутствии он может пройти обучение за счет работодателя. Точно так же, руководитель предприятия или отдельного его структурного подразделения также должен регулярно проходить обучение по охране труда, если он сам частично или полностью исполняет такие функции.

Если специалист по охране труда является единственным работником такого класса в организации, то у него имеется лишь один руководитель – непосредственно директор этой организации. Другие работники, в свою очередь, также не являются подчиненными для специалиста по охране труда. То есть, он находится вне основной вертикали перераспределения полномочий и субординации.

Соответственно, на него не должны распространяться требования, указания и приказы иных работников кроме руководителя или заместителя последнего – подобный порядок работы рекомендуется указать в правилах внутреннего распорядка, штатном расписании и трудовых договорах. В то же время означенный специалист вправе выдавать другим трудящимся, вне зависимости от их должности и статуса на предприятии рекомендации и предписания, касающиеся сферы охраны труда, обязательные ими к исполнению – при таком подходе эффективность работы службы, обеспечивающей безопасность труда будет максимальной.

Кому подчиняется служба охраны труда в крупной организации – основные нюансы и особенности

В общем своем виде, вопросы того, кому подчиняется служба охраны труда в крупной организации, имеют аналогичное решение, как и в случае с одиночным специалистом – на нее распространяются лишь указания непосредственно генерального руководства компании. Однако деятельность крупных корпораций имеет множество отдельных нюансов, которые необходимо обязательно учитывать российским работодателям. Их можно выделить следующим образом:

  • В службе охраны труда как в отдельном подразделении должна сохраняться внутренняя субординация. То есть, отдельный специалист по охране труда подчиняется руководителю соответствующей службы и следует его указаниям.
  • Допускается формирование в крупной компании и многоуровневой службы охраны труда. Так, чаще всего основные глобальные вопросы этого аспекта трудовых взаимоотношений может решать общий департамент по охране труда, обеспечивающий взаимосвязь генерального руководства и отдельных структурных подразделений, где также могут функционировать свои отделы или службы охраны труда.
  • Вне зависимости от того, как именно обеспечивается управление охраной труда на предприятии, в большинстве ситуаций не допускается переподчинение специалистов по охране труда непрофильным руководителям, за исключением случаев, когда данная служба функционирует в отдельном структурном подразделении. В такой ситуации она может подчиняться непосредственно руководителю означенного подразделения, но конкретный порядок субординации в любом случае должен устанавливаться на основании внутренних нормативных документов, в том числе соответствующих приказов и распоряжений работодателя.

Для упрощения работы службы охраны труда, настоятельно рекомендуется принять отдельное положение о данной структуре, где будут четко определены принципы подчиненности различных работников и сферы ответственности и влияния службы охраны труда.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *