Служебное поведение государственного служащего

Требования к служебному поведению гражданского служащего

(ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ)

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

(Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885)

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее — государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Определение 1

Требования к служебному поведению государственных гражданских служащих – это установленные федеральным законодательством правила осуществления государственной гражданской службы и ограничения, которые должен соблюдать государственный гражданский служащий при несении службы.

Общие принципы поведения государственных служащих

Указом Президента страны от 12 августа 2002 года были утверждены общие принципы поведения государственных служащих при осуществлении ими служебных обязанностей. Названные принципы в последующем легли в основу законодательной регламентации требований к служебному поведению государственных гражданских служащих.

Названный указ в рамках административных реформ, направленных на обновление государственного механизма на принципах демократического, правового и социального государства был направлен на повышение доверия населения к органам публичного управления, должностным лицам и служащим.

Нормативное закрепление принципов поведения служащих преследовало цели обеспечения добросовестности и эффективности реализации ими своих служебных обязанностей, а также исключения злоупотреблений по службе.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Требования к служебному поведению государственных гражданских служащих 480 руб.
  • Реферат Требования к служебному поведению государственных гражданских служащих 270 руб.
  • Контрольная работа Требования к служебному поведению государственных гражданских служащих 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Общие принципы здесь можно определить как основные начала осуществления служащими государства своих обязанностей по несению государственной службы. Специальное законодательство по вопросам государственной гражданской службы восприняло указанные принципы, именовав их требованиями к поведению служащих.

Общая характеристика требований к служебному поведению государственных гражданских служащих

Требования к поведению лиц, находящихся на гражданской службе, основаны на понимании государственной службы как деятельности, осуществляемой лицами, отвечающими высоким нравственным требованиям – добросовестности, честности, неподкупности и пр.

Требования к поведению лиц, находящихся на гражданской службе, предполагают надлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей и воздержание от нарушения установленных законодательно ограничений и запретов.

Законодательно установленные требования к поведению лиц, находящихся на государственной службе, можно объединить в три основные группы:

  • требования к служебному поведению, носящие предписывающий характер, то есть это те требования, которые устанавливают правила поведения исходя из профессиональной морали служащих;
  • требования к служебному поведению, которые носят запретительный характер. Такие требования определяют, какое поведение признается недопустимым со стороны гражданского служащего, реализующего свои полномочия;
  • требования к служебному поведению, которые носят характер рекомендаций. Такие требования предлагают наиболее благоприятный вариант поведения в той или иной ситуации.

Законодательно установлена обязанность лиц, которые состоят на государственной гражданской службе, исполнять возложенные на них полномочия добросовестно и высокопрофессионально. Указанное требование обусловлено тем обстоятельством, что государственные служащие фактически своей деятельностью реализуют полномочия органов публичного управления, то есть публичной власти, вверенной населением государственному механизму и должностным лицам, его обслуживающим. Поэтому реализация полномочий государственных служащих должна быть профессиональной, честной и эффективной. Это требует от служащих понимания той высокой роли, которую реализуют органы публичного управления в системе общественных отношений.

Отсюда вытекает следующее требование к служебному поведению, которое ориентирует государственных гражданских служащих на понимание основного предназначения своей деятельности как обеспечения прав и свобод личности. Права и свободы личности – это непосредственно действующие гарантии их признания, обеспечения и защиты. Первоочередная задача системы органов публичного управления и, в частности, государственных служащих, которые обеспечивают их деятельность, их соблюдение. Так, гражданские служащие, которые реализуют свои полномочия, должны четко осознавать какие права и свободы личности при решении конкретной проблемной ситуации могут быть затронуты и предпринять необходимые и достаточные действия для обеспечения их надлежащей реализации или устранения препятствий в такой реализации.

Важнейшим требованием к служебному поведению государственных служащих выступает требования законности их деятельности. Реализация служебных полномочий лицами, находящимися на государственной гражданской службе, должна происходить в рамках закрепленной законом компетенции органов публичного управления. Здесь под компетенцией следует понимать систему полномочий, которые возложены на органы публичного управления или соответствующее должностное лицо конституционными и законодательными положениями и положениями подзаконных нормативно-правовых актов. Иначе говоря, государственные служащие реализуют собственные полномочия в соответствии с теми целями и задачами, а также компетенцией, которая установлена законом или нормативно-правовыми актами подзаконного характера, на органы публичного управления.

Кроме того, законом к поведению лиц, находящихся на государственной гражданской службе, установлены следующие требования:

  • при реализации своих полномочий служащие должны относиться к гражданам и организациям равным образом, беспристрастно, не оказывая никому предпочтения ни по религиозным, ни по профессиональным, ни по социальным характеристикам. Предвзятость в отношениях с гражданами, их объединениями и организациями в деятельности государственных служащих недопустима;
  • служащие обязаны не предпринимать действия, которые преследовали бы какой-либо личный, финансовый интерес и были бы способны препятствовать добросовестной реализации своих полномочий служащими;
  • служащие должны быть политически нейтральны и не допускать влияния на свою деятельность позиции политических партий или иных общественных объединений;
  • служащие не должны допускать совершения поступков, которые порочили бы честь и достоинство служащего и пр.

Гражданского служащего

Требования к служебному поведению гражданского служащего — это установленные законодательством РФ принципы и правила нравственного поведения гражданских служащих, как на службе, так и вне ее. Заметим, речь идет не о деятельности, а о поведении гражданских служащих. В основе этих требований лежат этические категории долга, чести, добросовестности, честности, неподкупности и т. д. Государство нормой федерального закона № 79-ФЗ требует от гражданских служащих неукоснительного соблюдения следующих принципов и правил.

1. Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Это требование вытекает из существа гражданской службы как профессиональной служебной деятельности. Оно обязывает каждого служащего быть настоящим профессионалом своего дела и работать на совесть.

2. Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности. Конституция РФ устанавливает три основные обязанности государства, а значит, и государственного служащего: признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Законодатель исходит из того, что это не только прямая обязанность чиновника, но и его нравственный долг.

3. Осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа. «Компетенция» – это совокупность полномочий, которыми наделен государственный орган или должностное лицо. Служащий должен соответствовать своему назначению – профессионально обеспечивать реализацию компетенции своего государственного органа и не выходить за эти рамки. В противном случае это деяние будет называться «злоупотребление служебным положением».

4. Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Данное требование предполагает неангажированность госслужащего. Оно означает, что гражданский служащий обязан в своей служебной деятельности учитывать права и законные интересы всех сторон, не выделяя какую-либо из них и не оказывая ей преференции. Вместе с тем эта обязанность не означает запрета гражданскому служащему состоять в тех или иных политических, религиозных и других общественных объединениях. Он может быть членом или сочувствующим, например, политической партии, но только официально зарегистрированной. И, кроме того, цели и задачи этой партии или объединения не должны у госслужащего превалировать над целями и задачами государственной службы.

5. Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. Это одно из антикоррупционных требований. При принятии решений гражданский служащий обязан отстаивать интересы государства. За свою служебную деятельность он не должен получать каких-либо материальных или нематериальных вознаграждений от физических или юридических лиц, не предусмотренных законом. Взятка карается по закону.

6. Соблюдать ограничения, установленные законодательством для гражданских служащих. Законодатель помимо формального юридического запрета возвел данное положение в ранг нравственного требования, тем самым усиливая его действие.

7. Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и организаций. Данное положение означает, что в своей служебной деятельности государственный служащий обязан руководствоваться не решениями политических партий, религиозных и других организаций, а только решениями государственного органа. На государственной службе чиновник должен быть политически нейтрален. Являясь элементом системы государственного управления, он, как профессионал-управленец, должен служить государству, выполняя его функции, а не партиям и конфессиям.

8. Не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Гражданский служащий представляет государство. От репутации гражданских служащих в обществе зависит авторитет государственной власти. Поэтому авторитет государства начинается с чести, достоинства, имиджа, уровня социального статуса служащего.

9. Проявлять корректность в обращении с гражданами. Данное требование обязывает госслужащего быть доброжелательным и вежливым с гражданами, которые обращаются в государственные органы с жалобами, заявлениями, предложениями.

10. Проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации. Это специальное требование, обусловленное полиэтническим и многоконфессиональным составом России. Во-первых, данное положение требует, чтобы чиновники знали эти традиции и обычаи. Во-вторых, работники органов государственной власти должны поддерживать только те местные традиции и обычаи, которые служат делу гражданского согласия и не разжигают национальную, религиозную или социальную рознь.

11.Учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий. Это требование обязывает гражданских служащих, прежде всего, знать культурные и иные особенности местного населения и непременно их учитывать в своей служебной деятельности. Особое значение имеет внимание к языку, этикету, правилам вежливости, традициям, культуре, религии народов. Их особенности в административно-служебной деятельности необходимо знать и учитывать. Невнимание к ним чревато этническими и религиозными конфликтами.

12. Способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. В России как евразийском государстве переплетаются русская (православная), азиатская (мусульманская и буддистская), западная (католическая) и другие культуры. Гражданский служащий обязан не только знать и учитывать этнические и религиозные особенности разных регионов страны, но и всячески способствовать установлению гражданского мира и согласия между народами и конфессиями Российской Федерации. Гражданские служащие обязаны пресекать все попытки пропаганды, агитации и действий, направленных на подрыв государственного единства страны, на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды.

13. Не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. Гражданский служащий как лицо, представляющее государство, должен заботиться о своей репутации и авторитете государства. Поэтому он должен воздерживаться от действий, которые могут нанести моральный или материальный ущерб государственному органу, не создавать конфликтных ситуаций как внутри государственного органа, так и в обществе.

14. Соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. По этому поводу наряду с официальным запретом законодатель установил еще и нравственное требование. Гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. То же самое касается предоставления служебной информации – нельзя без соответствующего разрешения разглашать сведения о деятельности государственного органа и о лицах, которые там служат.

Отдельное требование к служебному поведению адресовано руководителям государственного органа или его структурного подразделения: они обязаны не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Законодатель еще раз подчеркивает мысль о нежелательности участия гражданских служащих в деятельности партий и других общественных объединений. Как видим, прямого запрета на политическую деятельность чиновника нет, ибо это стало бы нарушением конституционной нормы о свободе слова и убеждений человека и гражданина. Но такая его политическая активность не приветствуется, поскольку идет в ущерб государственному органу.

Итак, правовой статус гражданского служащего определяет не только содержание административно-служебных отношений, но в первую очередь совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов, связанных с гражданской службой, и требований к служебному поведению. Некоторые специалисты теории и практики государственной службы относят к правовому статусу служащего еще два компонента: государственные социальные гарантии и ответственность. Но в Федеральном законе № 79-ФЗ эти составляющие вынесены за рамки правового статуса гражданского служащего. Это значит, что формально они в него не входят.

Таким образом, в понятие правового статуса работников государственного аппарата входят основополагающие характеристики правового положения государственных служащих, которые зафиксированы в соответствующих нормативно-правовых актах и определяют их место в иерархии государственной службы.

Деонтология управления

Термин «деонтология» был введен в XVII веке английским философом Бентамом. Он означал учение о должном поведении, поступках, образе действий. С формированием деонтологии этика из морали добродетельного поведения стала моральными нормами, поскольку норма фиксирует должное в определенных правилах. Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном. Понятие «деонтология» уже, чем понятие «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Профессиональный долг выражает нравственные обязанности специалиста (по отношению к обществу, коллегам) и является внутренней моральной необходимостью выполнения своих обязанностей. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали.

Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности, объектом которой выступает человек, а профессиональные действия связаны и направлены на социальное здоровье, благополучие человека, его социальное окружение.

Осознание своего профессионального долгаозначает:

1). высокий профессиональный квалификационный уровень как гарантия качества работы;

2) четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

3) профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

4) глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей;

5) заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

3. высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

4. наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

5. стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Деонтология управлениявключает в себя:

— большую ответственность как в правовом, так и в моральном отношении;

— компетентность;

— соответствие полномочий и ответственности;

— правовую регламентацию деятельности;

— подотчетность;

— контроль и проверку исполнения;

— критический подход к оценке своей деятельности;

— доверие и свободу действий;

— поощрение и наказание и др.

Нравственное сознание работника сферы управления содержит ТРИ необходимых компонента:

1) нравственные знания (что такое хорошо, и что такое плохо);

2) нравственные убеждения — это основанная на опыте и знаниях уверенность в справедливости требований профессиональной морали. Это более высокая ступень в развитии личности специалиста, позволяющая ему оценить свой труд с точки зрения интересов дела;

3) нравственная потребность — это наличие моральной потребности в соблюдении требований профессиональной деятельности.

Таким образом, управленческая деятельностьвсегда ориентирована на творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов. Она не может быть ориентирована на чисто внешние показатели, направленные на получение поощрений.

II. Основные принципы и правила служебного поведения

государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

Кодекс этики и служебного поведения

муниципальных служащих органов местного самоуправления, расположенных на территории муниципального образования Кимовский район

(утвержден решением межведомственного Совета при главе администрации муниципального образования Кимовский район по противодействию коррупции

от 10 марта 2011г.)

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления, расположенных на территории муниципального образования Кимовский район (далее — Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000г. №R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление №19-10 от 26 марта 2002г.), федеральных законов от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться муниципальные служащие независимо от замещаемой ими должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на муниципальную службу, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета муниципальных служащих, доверия граждан к органам местного самоуправления, расположенных на территории муниципального образования Кимовский район (далее – органы местного самоуправления) и обеспечение единых норм поведения муниципальных служащих.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере муниципальной службы, уважительного отношения к муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности муниципальных служащих, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение муниципальными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения муниципальных служащих

9. Основные принципы служебного поведения муниципальных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на муниципальной службе.

10. Муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как органов местного самоуправления, так и муниципальных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности муниципального служащего;

р) соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

11. Муниципальные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12. Муниципальные служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13. Муниципальные служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Муниципальные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей муниципальный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. Муниципальный служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

16. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью муниципального служащего.

17. Муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Муниципальный служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в органе местного самоуправления либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

20. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

21. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

22. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III. Этические правила служебного поведения муниципальных служащих

23. В служебном поведении муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

24. В служебном поведении муниципальный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

25. Муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

26. Внешний вид муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

27. Нарушение муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к муниципальному служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение муниципальными служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления, расположенных на территории муниципального образования Кимовский районскачать (.doc 82 KB)

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *