Соглашение о двойном налогообложении

Содержание

מאת: Эли Дорон, адвокат – Ярон Тикотски, адвокат(аудитор)

1/2/2014

25 апреля 1994 года было подписано соглашение между правительствами государства Израиля и Российской федерации о воздержании от двойного налогообложения и уклона от уплаты подоходного налога.
17.12.2000 было подписано соглашение (предотвращающее двойное налогообложение ) (Россия)- 2001 которое ввело в силу выше указанный пакт с 1.01.2001.

Как правило, налоговые соглашения имеют силу на основе официального статуса жителя одной из стран, которая является стороной пакта, учитывая вид дохода и его происхождение. Указы налогового соглашения предпочтительнее, обычно, чем внутренние законы государства, которое является стороной налогового соглашения (в Израиле это было осуществлено недвусмысленным указом закона, по поводу этого будет описано ниже). После подписания передаются соглашения на ратификацию. В Израиле соглашения подтверждаются внутренним законом о налогообложении, по приказу министра финансов, с позволения финансовой комиссии, основываясь на пункт 196 закона о подоходном налоге, и они (налоговые соглашения) имеют силу, несмотря на сказанное в другом юридическом постановлении.

В России соглашение распространяется на налоги с прибыли предпринимателей и организаций, на доходы банков и страховых компаний, а так же на подоходный налог индивидуумов.

В Израиле соглашение распространяется на налогообложение корпораций, налог на прирост стоимости недвижимого имущества, налог с продажи акций и на подоходный налог.

По поводу статуса жителя:
Данное соглашение определяет статус жителя страны, которая является одной из сторон пакта, как человека, который по законам этой страны обязан выплачивать последней налоги по причине того, что он в ней живёт, ведёт свои дела (бизнес), основал компанию, или же был записан как юридическое лицо. Однако если получится, что по вышеуказанным критериям, индивидуум является жителем обеих стран, он обязан будет выплачивать налог той из стран,
в которой у него есть постоянное жильё. Если же у индивидуума в обеих странах есть постоянное жильё — то в данном случае он будет обязан платить налоги той стране, в которой его личные и экономические связи более тесные (т.е. стране, в которой находится «центр жизненно важных интересов»).

Если нельзя определить в какой стране находится «центр жизненно важных интересов» индивидуума и у него нет постоянного места жительства ни в России, ни в Израиле, то постоянным местом жительства будет считаться та страна, где он обычно проживает. В том же случае если и последнее определение не эффективно, место налоговой обязанности будет определено по гражданству. Если же у него нет гражданства России или Израиля, или же он гражданин обеих стран, то уполномоченные органы обеих стран должны прийти к консенсусу по вопросу места жительства налогоплательщика.

Так же хотелось бы заметить, что это распоряжение не уникально для данного пакта и что похожие распоряжения есть и в других налоговых соглашениях (например, между Израилем и США).

В том случае если существует группа людей, имеющих статус жителя в обеих странах, то их статус жителя будет определён по тому, в какой стране находится действительный центр их бизнеса. Если же этот центр невозможно определить, то уполномоченные органы обеих стран должны прийти к консенсусу по вопросу статуса места жительства.
Как будет описано ниже в соглашении между Россией и Израилем есть несколько конкретных указов по поводу конкретных доходов:
Доход с земельного имущества.
По соглашению, страна, в которой находится земельный участок, имеет приоритет в налогообложении, в то время как у страны, у которой есть особая связь (статус жителя) остаётся второстепенное право на налогообложение. Т. е. страна жительства должна освободить индивидуума от налога по причине того, что он уже заплатил налог стране — источнику.
Если же речь идёт о комбинированных предпринимателях, начинающих новое дело, когда первый предприниматель участвует в ведении дел второго предпринимателя — конвенция указывает на место жительства первого предпринимателя , и первый предприниматель платит налоги за себя т. к. у него статус жителя и за второго предпринимателя- то вторая страна, в которой у второго предпринимателя есть статус жителя, должна налаживать налог соответственно, т.е. отнимать от первичной суммы налога ту сумму которая уже была уплачена первым предпринимателем, с целью предотвращения двойного налогообложения.
Дивиденд.

Конвенция даёт право второстепенного налогообложения той стране, которая является местом жительства человека, получающего дивиденд, в то время как у страны — источника есть первичное право на налогообложение в размере 10% .
Так же конвенция гласит, что уполномоченные органы обеих стран будут обмениваться между собой информацией для выполнения указов конвенции или внутренних законов государства, которые обговаривают налогообложение, связанное с данной конвенцией, в том случае если налогообложение по этим законом не противоречит самой конвенции.

В заключении хотелось бы заметить, что данная статья не является альтернативой юридической консультации и/или заключению, т.к. вышесказанное не исчерпывает данную тему и не обсуждает системы внутреннего налогообложения Израиля и России.

Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб

Ратифицирован
Федеральным законом РФ
от 25 ноября 1994 года N 48-ФЗ

Российская Федерация и Федеративная Республика Германия в духе Договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией от 9 ноября 1990 года,
желая углублять добрососедские отношения, также и посредством сотрудничества в области таможенного дела,
стремясь путем сотрудничества таможенных служб способствовать облегчению и ускорению перемещения товаров между обоими государствами, имея в виду, что нарушения таможенных законов и правил наносят ущерб экономическим, налоговым и другим важным интересам их государств,
принимая во внимание Конвенцию от 20 декабря 1988 года о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ,
убежденные в том, что соблюдение таможенных законов и правил и борьба с таможенными нарушениями могут более успешно осуществляться при сотрудничестве таможенных служб,
договорились о нижеследующем:

Статья 1. Определения

Статья 1
Определения

В целях настоящего Договора:

1. «Таможенные законы и правила» — все законы и правила о ввозе, вывозе и транзите товаров, ручной клади и багажа, международных почтовых отправлениях, касающиеся взимания таможенных пошлин и иных ввозных и вывозных платежей или льгот, запретов, ограничений и разрешений, контроля передвижения товаров через границу.

2. «Таможенные службы» — в Российской Федерации — Государственный таможенный комитет Российской Федерации и в Федеративной Республике Германии — Федеральное таможенное управление.

3. «Таможенные нарушения» — любые нарушения или попытки нарушений таможенных законов и правил.

4. «Наркотические средства» — вещества, включенные в списки Единой конвенции ООН от 30 марта 1961 года о наркотических веществах (с последующими изменениями и дополнениями).

5. «Психотропные вещества» — вещества, включенные в списки Конвенции ООН от 21 февраля 1971 года о психотропных веществах (с последующими изменениями и дополнениями).

Статья 2. Сфера применения

Статья 2
Сфера применения

1. Таможенные службы Договаривающихся Сторон оказывают друг другу содействие на основании настоящего Договора в рамках их компетенции и при соблюдении внутреннего законодательства, в целях:
а) облегчения и ускорения посредством сотрудничества перемещения товаров между двумя государствами;
б) обеспечения точного взимания таможенных пошлин и иных ввозных и вывозных платежей, а также правильного применения импортных и экспортных льгот;
в) пресечения, дознания и расследования нарушений таможенных законов и правил.

2. Настоящий Договор не затрагивает сотрудничества, основанного на иных договорных обязательствах и предписаниях, в частности, касающихся также оказания правовой помощи по уголовным делам.

Статья 3. Упрощение таможенных формальностей

Статья 3
Упрощение таможенных формальностей

1. Таможенные службы Договаривающихся Сторон сотрудничают в соответствии с положениями настоящего Договора и в рамках действующего у них внутреннего законодательства. Они принимают по обоюдному согласию необходимые меры по упрощению таможенных формальностей в целях облегчения и ускорения перемещения товаров между обоими государствами.

2. Компетенция Европейских Сообществ не затрагивается.

Статья 4. Формы сотрудничества и взаимопомощи

Статья 4
Формы сотрудничества и взаимопомощи

1. Таможенные службы Договаривающихся Сторон передают друг другу по собственной инициативе или по запросу всю необходимую информацию согласно статьям 5, 6, 7, 8, 9 настоящего Договора.

2. Таможенные службы Договаривающихся Сторон:
а) обмениваются опытом, касающимся их деятельности, и информацией о новых средствах и методах совершения нарушений таможенных законов и правил;
б) сообщают друг другу о существенных изменениях их таможенных законов и правил, а также о применяемых ими технических средствах контроля и методах их использования, а также обсуждают другие вопросы, представляющие взаимный интерес.

Статья 5. Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Статья 5
Борьба с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ

1. Таможенные службы Договаривающихся Сторон с целью активизации действий по пресечению, дознанию и расследованию контрабанды и незаконной торговли наркотическими средствами и психотропными веществами по собственной инициативе и в возможно короткий срок сообщают друг другу всю необходимую информацию о:
а) лицах, о которых известно, что они занимаются контрабандой или незаконной торговлей наркотическими средствами и психотропными веществами или которые подозреваются в этом;
б) наземных, водных и воздушных транспортных средствах, контейнерах и багажных или грузовых местах, о которых известно, что они используются для контрабанды наркотических средств и психотропных веществ или подозреваются в этом.

2. Таможенные службы Договаривающихся Сторон сообщают друг другу также по собственной инициативе информацию о применяемых способах и ухищрениях при контрабанде и незаконной торговле наркотическими средствами и психотропными веществами, а также об эффективности новых методов контроля.

3. Полученные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи информация, сообщения и документы могут передаваться правоохранительным и другим государственным органам Договаривающихся Сторон, занимающимся борьбой с наркоманией и незаконной торговлей наркотическими средствами и психотропными веществами, насколько это необходимо для выполнения задач упомянутых органов.

4. На основе внутреннего законодательства таможенные службы Договаривающихся Сторон используют, при необходимости, метод контролируемой поставки наркотических средств и психотропных веществ с целью выявления лиц, причастных к их контрабанде или незаконной торговле.
Решения об использовании метода контролируемой поставки, принимаемые в каждом отдельном случае, могут, при необходимости, учитывать финансовые договоренности в той мере, в какой это возможно и допустимо в соответствии с внутренним законодательством Договаривающихся Сторон.

5. Таможенные службы Договаривающихся Сторон могут расширить сферу применения этого Договора и на вещества, которые применяются для производства наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 6. Борьба с незаконным оборотом товаров, имеющих особо важное значение

Статья 6
Борьба с незаконным оборотом товаров,
имеющих особо важное значение

Таможенные службы Договаривающихся Сторон передают друг другу по собственной инициативе и незамедлительно всю необходимую информацию об установленных действиях (готовящихся или совершенных), которые нарушают или могут нарушить таможенные законы и правила одной из Договаривающихся Сторон в области:
а) перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
б) перемещения предметов старины и искусства, представляющих значительную историческую, художественную или археологическую ценность для одной из Договаривающихся Сторон;
в) ввоза, вывоза и транзита ядовитых веществ, а также веществ, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья людей;
г) перемещения товаров, облагаемых высокими таможенными пошлинами или налогами;
д) перемещения товаров, имеющих особо важное значение, которые подвергаются нетарифным ограничениям в соответствии с перечнями, согласованными таможенными службами Договаривающихся Сторон.

Статья 7. Передача информации и свидетельств

Статья 7
Передача информации и свидетельств

1. Таможенные службы Договаривающихся Сторон передают друг другу по запросу — в том числе путем пересылки сообщений, протоколов или заверенных копий документов и иных официальных бумаг — всю необходимую информацию о:
а) обстоятельствах, которые могут позволить точно взимать таможенные пошлины и иные ввозные и вывозные платежи, а также определять правильность применения импортных и экспортных льгот;
б) установленных действиях (готовящихся или совершенных), которые противоречат или могут противоречить таможенным законам и правилам запрашивающей Договаривающейся Стороны,

2. Таможенные службы Договаривающихся Сторон выдают друг другу по запросу любое свидетельство, подтверждающее, что товары, которые вывезены с территории одной Договаривающейся Стороны, ввезены законно на территорию другой Договаривающейся Стороны. В свидетельстве указываются вид и результаты таможенных процедур, в соответствии с которыми оформлялись товары. Это касается также тех случаев, когда товары реэкспортируются с территории другой Договаривающейся Стороны.

3. Таможенные службы Договаривающихся Сторон представляют друг другу по запросу также информацию о том, что представленные таможенными органами свидетельства и иные документы подлинны и содержат все необходимые атрибуты.

Статья 8. Вручение документов или доведение их до сведения

Статья 8
Вручение документов или доведение их до сведения

1. Таможенная служба одной Договаривающейся Стороны по запросу таможенной службы другой Договаривающейся Стороны в соответствии с действующим законодательством вручает адресату все уведомления и решения запрашивающей таможенной службы, касающиеся применения таможенных законов и правил, или иным образом доводит их содержание до сведения адресата.

2. В запросах о вручении документов или доведении их до сведения в отличие от требований статьи 10 настоящего Договора существо дела может не описываться.

3. Вручение документов или доведение их до сведения должно иметь подтверждение адресата или свидетельство запрошенной таможенной службы о вручении или доведении до сведения с указанием формы и времени передачи.

Статья 9. Расследование

Статья 9
Расследование

По запросу таможенной службы одной Договаривающейся Стороны таможенная служба другой Договаривающейся Стороны проводит проверку, дознание или иным образом устанавливает факты в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 1 статьи 2 настоящего Договора и сообщает о результатах запрашивающей таможенной службе в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Договора.

Статья 10. Форма и содержание запроса

Статья 10
Форма и содержание запроса

1. Запрос делается в письменной форме на официальном языке запрашивающей Договаривающейся Стороны с приложением, по возможности, перевода на официальный язык запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Необходимые для выполнения запроса документы должны прилагаться в следующем виде: подлинник или один из экземпляров подлинника, или заверенная фотокопия.

2. Запрос или прилагаемые к нему на основании пункта 1 настоящей статьи документы должны содержать следующие данные:
а) таможенный орган, по инициативе которого делается запрос;
б) изложение существа дела, юридических и фактических причин запроса;
в) необходимые сведения о причастных физических и юридических лицах.

Статья 11. Порядок оказания помощи и компетенция

Статья 11
Порядок оказания помощи и компетенция

1. Предусмотренная настоящим Договором помощь оказывается непосредственно таможенными службами Договаривающихся Сторон.

2. Если запрошенная таможенная служба получает запрос, не входящий в ее компетенцию, то она ставит об этом в известность запрашивающую таможенную службу и передает с ее согласия запрос соответствующему компетентному органу.

Статья 12. Выполнение запроса

Статья 12
Выполнение запроса

1. При проведении мероприятий по оказанию помощи и выполнению запроса применяются законы и правила запрашиваемой Договаривающейся Стороны. При этом передача копий документов и иных официальных бумаг является одним из видов передачи информации. При проверке и дознании запрошенная таможенная служба действует так же, как и при выполнении ее собственных задач, однако без применения принудительных мер, таких как конфискация и обыск.

2. Если запрос не может быть выполнен, то запрошенная таможенная служба сообщит об этом с указанием причин отказа и других ставших известными обстоятельствах, которые имеют значение для дела.

Статья 13. Использование полученной информации

Статья 13
Использование полученной информации

Таможенные службы Договаривающихся Сторон могут использовать полученную в соответствии с настоящим Договором информацию и документацию в качестве доказательства только во внутренних процедурах таможенных органов, а также судопроизводстве, в том числе в производстве, которое ведется прокуратурой или под ее надзором. Доказательная сила указанной информации и документации, а также возможность их использования в суде определяются внутренним законодательством использующей их Договаривающейся Стороны.

Статья 14. Передача сведений о физических лицах

Статья 14
Передача сведений о физических лицах

Передача сведений о физических лицах на основании настоящего Договора производится в соответствии с внутренним законодательством каждой из Договаривающихся Сторон и регулируется положениями, приведенными в приложении к настоящему Договору.

Статья 15. Исключения из обязательства о взаимопомощи

Статья 15
Исключения из обязательства о взаимопомощи

1. Если запрошенная таможенная служба считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку (ordre public) или иным существенным интересам своего государства, то она может отказать в помощи полностью или частично или поставить выполнение запроса в зависимость от соблюдения определенных условий.

2. Если направляется запрос о помощи, которая не могла бы быть оказана запрашивающей Договаривающейся Стороной в случае аналогичного запроса к ней, то в запросе это необходимо указать. Решение о выполнении такого запроса принимается запрошенной таможенной службой.

Статья 16. Расходы

Статья 16
Расходы

Таможенные службы Договаривающихся Сторон возмещают друг другу только расходы на свидетелей, экспертов, а также внештатных устных и письменных переводчиков.

Статья 17. Выполнение Договора

Статья 17
Выполнение Договора

1. Таможенные службы Договаривающихся Сторон в согласованном порядке принимают необходимые для выполнения настоящего Договора распоряжения и инструкции.

2. Разногласия в толковании или применении настоящего Договора разрешаются таможенными службами Договаривающихся Сторон. Это не исключает использование дипломатических каналов.

Статья 18. Территориальное действие Договора

Статья 18
Территориальное действие Договора

Настоящий Договор действует на таможенной территории Российской Федерации и на таможенной территории Федеративной Республики Германии.

Статья 19. Ратификация, вступление в силу и денонсация

Статья 19
Ратификация, вступление в силу и денонсация

1. Настоящий Договор подлежит ратификации; обмен ратификационными грамотами состоится в возможно короткий срок в Бонне.

2. Настоящий Договор вступает в силу через один месяц после обмена ратификационными грамотами.

3. Договор заключается на неопределенный срок. Каждая из Договаривающихся Сторон может денонсировать его, направив за 12 месяцев письменное уведомление о своем намерении прекратить его действие.
Совершено в Москве 16 декабря 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и немецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Приложение. Положения о передаче сведений о физических лицах, которыми руководствуются таможенные службы Договаривающихся Сторон

Приложение

1. Таможенная служба может использовать полученные сведения о физических лицах только в указанных целях и на условиях, определенных передающей их таможенной службой.

2. По запросу получатель сообщает таможенной службе, передавшей сведения, об их использовании и достигнутых при этом результатах.

3. Сведения о физических лицах могут передаваться только компетентным таможенным органам и, если это необходимо для уголовного преследования, также прокуратуре и суду. Последующая передача другим органам разрешается только с предварительного согласия передавшей эти сведения таможенной службы.

4. Передающая таможенная служба обязана следить за правильностью передаваемых сведений, а также за необходимостью их передачи и соответствием указанной цели. При этом соблюдаются запреты, действующие в соответствии с внутренним законодательством каждой из Договаривающихся Сторон, на передачу сведений о физических лицах. Если выясняется, что переданы неправильные или не подлежащие передаче сведения, то об этом незамедлительно сообщается получателю, который обязан произвести исправление или уничтожение сведений.

5. Соответствующему лицу по его просьбе выдается информация об имеющихся в отношении него сведениях, а также информация о целях их использования. Информация может не выдаваться, если окажется, что интересы государства в отказе выдачи информации преобладают над интересом соответствующего лица в получении информации. В остальном права соответствующего лица, связанные с такой информацией, определяются внутренним законодательством.

6. Если вследствие обмена сведениями в рамках настоящего Договора кому-либо будет нанесен противоправный ущерб, то получившая эти сведения таможенная служба несет ответственность по ее внутреннему законодательству. Она не может в качестве оправдания перед потерпевшим ссылаться на то, что ущерб причинен таможенной службой, передавшей информацию.

7. При передаче сведений передающая таможенная служба указывает на сроки их хранения, действующие в соответствии с ее внутренним законодательством, после истечения которых эти сведения подлежат уничтожению.

8. Таможенные службы Договаривающихся Сторон обязаны документально зафиксировать передачу и получение сведений, касающихся физических лиц.

9. Таможенные службы Договаривающихся сторон обязаны защищать переданные сведения о физических лицах от неправомочного доступа, внесения в них изменений без создания передающей таможенной службы, а также от неправомочной последующей передачи.

Согласованная протокольная запись к Договору между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб от 16 декабря 1992 года

Договаривающиеся Стороны исходят из того, что часть 2 пункта 4 статьи 5 и статья 8 будут применяться после создания необходимых правовых предпосылок для их практической реализации, о чем Договаривающиеся Стороны проинформируют друг друга.
Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 25 ноября 1994 года N 48-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 31, ст.3199).
Договор вступил в силу 26 июня 1996 года.

Текст документа сверен по:

Собрание законодательства
Российской Федерации,
N 16, 17.04.2006, ст.1646

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— дивиденды;

— проценты;

— роялти;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

— других доходов;

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

При наличии соглашения прибыль от коммерческой деятельности, извлекаемая в одном договаривающемся государстве лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в первом государстве только, если она получена через расположенное там его постоянное представительство (постоянное представительство иностранной организации) и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства. В таком подходе находит свое применение принцип территориальности, в соответствии с которым на территории одного государства налогом облагается лишь прибыль, полученная из источников, расположенных на территории этого государства. Применение данного принципа международных соглашений обычно конкретизируется следующим образом: «Если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве осуществляет коммерческую или иную хозяйственную деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было отдельным и самостоятельным лицом, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность при таких же или подобных условиях и действующим совершенно самостоятельно». Таким образом, с одной стороны, не относятся к прибыли представительства те виды прибыли, которые лицо получает из источников в данной стране независимо от деятельности указанного представительства, а с другой стороны, предотвращается возможное занижение объемов прибыли, получаемой лицом от деятельности своего постоянного представительства.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *