Солидарная часть страховых взносов

Главная — Статьи

Комментарий к Федеральному закону от 03.12.2011 N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»

После подписания Президентом РФ Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее — Закон N 379-ФЗ) можно сказать, что нас постигла очередная реформа социального страхования.
Как поется в известной песне: «Хлоп! Глаза на лоб полезли — лоб становится кременным!». Вот и у нас похожее состояние от непрекращающихся метаний Правительства РФ по поводу сбора средств в обязательные страховые фонды. И уже не поймешь, чего эти действия законодателя и Кабинета министров вызывают больше: страха, истеричного смеха или неподдельного интереса?
Закон N 379-ФЗ расширяет круг льготных страхователей, имеющих право на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, изменяются размеры самих тарифов.
Закон N 379-ФЗ вносит коррективы в целый ряд нормативных документов, в частности в Федеральные законы:
— от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ);
— от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ);
— от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ).

Принудительная солидарность

Перемена мест слагаемых

Отныне тариф страховых взносов будет делиться не только на страховую и накопительную части трудовой пенсии, но и на солидарную и индивидуальную части.
Определения этих понятий даны в новой редакции ст. 3 Закона N 167-ФЗ.
Солидарная часть тарифа страховых взносов — это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях:
— выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии;
— выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
— в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Напомним, что о базовом размере трудовой пенсии говорится в ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Грубо говоря, солидарная часть тарифа — это выплаты в «общий котел».
Индивидуальная часть тарифа страховых взносов — это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Работа «на того парня»

Самое интересное новшество, связанное с солидарностью пенсионного страхования, содержится в новой ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ.
Теперь для обычных, производящих выплаты физическим лицам, страхователей, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ, на период 2012 — 2013 гг. установлен дополнительный страховой тариф.
Для выплат в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов установлен общий страховой тариф отчислений в ПФР в размере 22%.
А вот если выплаты превысят эту величину, то возникает еще один, дополнительный, тариф в размере 10%, который весь относится к солидарной части отчислений в ПФР.
Напомним, что с 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов была установлена в размере 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933) (в 2010 г. базовая сумма составляла 415 000 руб.).
В общем, из крайности в крайность. Раньше доходы, превысившие предельную величину, не облагались взносами вообще, теперь будут облагаться дополнительными взносами, причем, грубо говоря, в пользу третьих лиц.
Как установлено Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 974, в 2012 г. базовая величина выплат с учетом роста средней заработной платы в РФ (коэффициент 1,1048) составляет 512 000 руб. (463 000 руб. x 1,1048).
Соответствующие изменения внесены и в ст. 6 Закона N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Иностранцы нам помогут

А вот эту новацию можно назвать довольно хитроумной: одним выстрелом «убиваются» сразу два толстых, аппетитных «зайца».
Изменился п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ. Теперь застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории России, и иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Иначе говоря, отчисления в ПФР теперь нужно производить и с выплат гастарбайтерам.
Напомним, что в Законе о правовом положении иностранных граждан в РФ все иностранцы в России разделены на три категории:
— временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Как теперь указано в ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ, иностранцы, постоянно проживающие в России, в вопросе начисления страховых взносов в ПФР фактически приравниваются к ее гражданам.
А для временно проживающих и временно пребывающих, заключивших трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев.
Что же теперь, получается, что гастарбайтерам нужно будет выплачивать пенсию?
Строго формально — да. Но нам эта ситуация видится следующим образом.
Во-первых, привлекательность легальных гастарбайтеров для работодателей резко понизится, так как стоимость их содержания возрастет. Это плюс в регулировании миграции.
Во-вторых, огромное количество гастарбайтеров своим трудом будут финансировать пенсии российским пенсионерам.
В-третьих, не секрет, что большая часть гастарбайтеров — это весьма молодые люди, которым до пенсии еще очень далеко. Как говорится, к тому времени, когда России нужно будет выплачивать им пенсии, еще могут произойти «две войны и три революции». А вот подключить их к пополнению бюджета ПФР можно уже сейчас.
Что же касается социального страхования и медицинского обслуживания, то тут ничего не изменилось.
Как сказано в Законе N 212-ФЗ (пп. 15 п. 1 ст. 9), не облагаются обязательными страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.
В этот подпункт добавлены слова «кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования». А вот это и означает начисление страховых взносов в ПФР на основании Закона N 167-ФЗ.

Электроника — в массы!

Ну вот электронный документооборот добрался и до социального страхования.
Так, п. 6 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) теперь предусмотрено, что решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов может быть передано плательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются самими органами контроля за уплатой страховых взносов. Таким же образом может быть передано и требование об уплате недоимки, пеней и штрафов.
В электронном виде можно направить требование о предоставлении документов для проверки (ст. 37 Закона N 212-ФЗ). При этом и документы для проверки сам страхователь также может направить в фонд в электронном виде. Форматы, порядок и условия направления устанавливаются ПФР и ФСС РФ. В электронном виде можно отправить и акт проверки.
Таким образом, в идеальном варианте в фонд можно будет вообще не ходить.
Также и информация о случаях несоответствия деятельности некоммерческой организации (в том числе благотворительной) целям, предусмотренным ее учредительными документами, выявленных по результатам контроля, проводимого компетентным федеральным органом в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предоставляется в фонды также в электронном виде.

Изменение страховых тарифов

Закон N 212-ФЗ пополнился ст. 58.2. Из нее следует, что в 2012 — 2013 гг. для плательщиков страховых взносов, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, совокупная ставка обязательных страховых взносов в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (512 000 руб.) будет равна 30%, в том числе:
— в ПФР — 22%;
— ФСС РФ — 2,9%;
— ФФОМС — 5,1%.
А с выплат, превышающих предельную величину, придется еще начислять дополнительные 10% в ПФР.

На выпадающие доходы ПФР фонд будет получать трансферты из федерального бюджета.
Трансферт будет рассчитываться как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить плательщики страховых взносов в соответствии с тарифом, установленным в пп. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ (то есть 26%), и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с тарифами на 2012 — 2013 гг.
Соответствующие дополнения в Закон N 167-ФЗ внесены новой ст. 33.1.

Новые льготники

Напомним, что согласно пп. 8 п. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и предпринимателей, применяющих УСН. Но не для всех, а для тех, у кого основным видом экономической деятельности является деятельность из приведенного в этом подпункте перечня.
Теперь этот перечень скорректирован и дополнен несколькими категориями плательщиков.
Во-первых, «вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» заменена «транспортом и связью».

От редакции. Гарантией применения пониженного страхового тарифа является правильно определенный страхователем код ОКВЭД, который устанавливается в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2007) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, введен в действие на период до 1 января 2013 г. без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001). В указанном Классификаторе отсутствует такой вид деятельности, как вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, которая была указана в перечне до внесения изменений Законом N 379-ФЗ. В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п.
Законодатель решил устранить недочет и привести Закон N 167-ФЗ в соответствие с действующей Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. По этой причине и была осуществлена замена.
В качестве документов, подтверждающих право на применение пониженных страховых тарифов для этой категории страхователей, служат, в частности:
— учредительные документы;
— информационное письмо о включении организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), в котором указан код ОКВЭД.

Во-вторых, добавились две категории страхователей, осуществляющих такие виды деятельности, как:
— розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (код ОКВЭД 52.32);
— производство гнутых стальных профилей (код ОКВЭД 27.33), производство стальной проволоки (код ОКВЭД 27.34).
Но это не все. Пункт 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ пополнился новыми подпунктами (то есть новыми льготниками).
В их числе указаны, во-первых, аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающие ЕНВД, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД. Льготные тарифы применяются в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Во-вторых, некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального).
В-третьих, благотворительные организации, применяющие УСН.
Для всех указанных льготников, включая тех, которые перечислены в Законе N 167-ФЗ (пп. 8 п. 4 ст. 33), установлен тариф страхового взноса в ПФР в размере 20%, причем 4% — это солидарная часть тарифа.
Соответствующие дополнения внесены и в пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. От уплаты взносов в ФСС РФ и ФФОМС данная группа плательщиков в текущем и следующем году освобождена, поскольку тариф в указанные фонды на этот период для них установлен 0%.
В состав льготников были включены организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги.
Для них установлен практически общий страховой тариф в размере 30%. Отличие заключается в том, что при превышении исчисленного нарастающим итогом с начала года дохода застрахованного лица 512 000 руб. страховые взносы в ПФР, относимые на солидарную часть, не начисляются.

Забота о людях

Забота о руководстве

Согласно новой редакции п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ к застрахованным лицам относятся лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками или учредителями, членами организаций, собственниками их имущества.
И действительно, этим людям тоже нужна пенсия.
Также они включены в состав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ.
Необходимые изменения внесены и в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Забота об авторах

Уточнена формулировка норм в части такой категории застрахованных, как авторы.
Теперь к застрахованным лицам относятся авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Данное новшество нашло свое выражение и в п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются также выплаты и иные вознаграждения по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования таких произведений, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений.
Но это еще не все.
В ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» был добавлен п. 3.
Перечисленным выше лицам, если они получали в календарном году указанные выше доходы и если общая сумма уплаченных страховых взносов в ПФР с выплат и иных вознаграждений, полученных по таким договорам, в течение данного календарного года составила не менее стоимости страхового года, определяемой в соответствии с Законом N 212-ФЗ, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году, в котором уплачены страховые взносы в ПФР по данным договорам.
В случае если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составит менее стоимости страхового года, то в страховой стаж будет засчитываться период в месяцах продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее календарного месяца, то есть 30 дней.

Преступление и наказание

Статья 46 Закона N 212-ФЗ была полностью переписана.
Согласно старым правилам если плательщик не представлял своевременно расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, то он должен был уплатить штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Если же просрочка в представлении отчета превышала 180 календарных дней, то виновник должен был также уплатить те же 30%, но еще и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.
По новым правилам различия наказания в зависимости от срока просрочки отменяются.
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Добавлены еще два нарушения и наказание за них.
Во-первых, несоблюдение порядка представления расчета в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Во-вторых (в новой ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ), нарушение плательщиком страховых взносов срока представления в орган контроля за уплатой взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Кроме того, отказ или непредставление в установленный срок плательщиком взносов в орган контроля документов, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для контроля, теперь влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (вместо прежних 50 руб.) за каждый непредставленный документ.
Кстати, отметим, что согласно пп. 13 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ работники фондов получили право определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, которые не производят выплаты физическим лицам, в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем — исходя из стоимости страхового года.
Декабрь 2011 г.

Вопрос 1. Имею ли я право выбрать тариф страхового взноса на накопительную пенсию 6% в 2019 году, если ранее я такой выбор не сделал?

Ответ. В соответствии с законодательством такой выбор застрахованное лицо должно было сделать не позднее 31 декабря 2015 года. В настоящее время право выбрать вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной пенсии, у застрахованного лица отсутствует.

Вопрос 2. Имеет ли право выбора тарифа страхового взноса на накопительную пенсию застрахованное лицо, которое впервые пошло работать после 2015 года и в какие сроки необходимо сделать такой выбор?

Ответ. В этом случае выбор тарифа на накопительную пенсию можно будет сделать в течение первых пяти лет с начала трудовой деятельности.

Лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, вправе в период до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратиться с соответствующим заявлением, выбрав управляющую компанию, с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов.

В случае если такое лицо по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигло возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года включительно, в котором лицо достигает возраста 23 лет.

Для указанных лиц до реализации ими в течение установленного срока права выбора варианта пенсионного обеспечения, а также не реализовавших в течение этого срока соответствующее право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление всей суммы страховых взносов на страховую пенсию (т.е. на финансирование накопительной пенсии будет установлен тариф 0%, на финансирование страховой пенсии – тариф 16%).

Вопрос 3. Как будут формироваться мои пенсионные накопления, если я не подавал никаких заявлений в ПФР о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда?

Ответ. Если Вы в срок до 31.12.2015 не подали заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда (или Ваше заявление не было удовлетворено), то страховые взносы на финансирование Вашей накопительной пенсии перечисляться не будут (т.е. на финансирование накопительной пенсии установлен тариф 0%), а вся сумма страховых взносов (16% индивидуальной части тарифа) перечисляется только на страховую пенсию.

Вопрос 4. Как будут формироваться мои пенсионные накопления, если сейчас они находятся в негосударственном пенсионном фонде/частной управляющей компании?

Ответ. В этом случае на накопительную пенсию будет по-прежнему перечисляться 6%, а на индивидуальную часть тарифа страховых взносов страховой пенсии – 10% тарифа. При этом у Вас есть право подать заявление об отказе от формирования накопительной пенсии. Тогда с 1 января года, следующего за годом подачи названного заявления, вся сумма страховых взносов (16% индивидуальной части тарифа) будет перечислена на страховую пенсию.

Вопрос 5. Я хочу подать заявление об отказе от формирования накопительной пенсии. Но у меня есть пенсионные накопления, которые в настоящее время находятся в негосударственном пенсионном фонде/частной управляющей компании. Что с ними будет? Они пропадут?

Ответ. Нет, эти средства не пропадут. Они будут находиться в выбранном Вами финансовом институте (управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде), который будет их инвестировать.

В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:

1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

2) срочная пенсионная выплата (для застрахованных лиц, участвующих в Программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также лиц, направивших средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии);

3) накопительная пенсия;

4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

ВАЖНО!

До 2022 года введен мораторий на формирование накопительной пенсии.

В период с 2014 по 2021 годы для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц тарифа страхового взноса в соответствии с выбором варианта пенсионного обеспечения осуществляется исходя из направления полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии отсутствия формирования пенсионных накоплений за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

06 февраля 2019 13:49

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) происходит за счет страховых взносов, которые работодатели (страхователи) уплачивают в период трудовой деятельности за своих работников, а самозанятые лица – сами за себя. Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22 %, из них 16 % — индивидуальный тариф, 6% — солидарный тариф.

Индивидуальный тариф – средства, которые учитываются на индивидуальном лицевом счёте (ИЛС) гражданина и формируют фонд его будущей пенсии.

Солидарный тариф предназначен для формирования в масштабах всей страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам. Когда настанет время молодым выходить на пенсию, она будет выплачиваться страховыми взносами их детей. В этом и заключается принцип солидарности поколений, а система, при которой страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий, — солидарной.

В этом году, как и в предыдущем, все страховые взносы, уплаченные работодателем в рамках обязательного пенсионного страхования, идут на формирование страховой пенсии. Так называемая «заморозка» пенсионных накоплений (речь идет о прекращении перечисления работодателями страховых взносов на накопительную пенсию), во-первых, не уменьшает пенсионные права граждан, во-вторых, никоим образом не влияет ни на право, ни на возможность граждан получать свои пенсионные накопления.

Те страховые взносы (индивидуальный тариф, составляющий 16% из 22-х, оставшиеся 6% «идут» на фиксированную выплату – аналог базовой части пенсии), которые работодатели уплачивают от общего фонда оплаты труда в счет будущих пенсий своих работников, в соответствии с принимаемым законом направляются на формирование страховой пенсии. Взамен формирования пенсионных накоплений гражданам начисляется большее количество пенсионных коэффициентов, стоимость которых ежегодно индексируется. Таким образом, застрахованные лица не теряют в размере отчислений на будущую пенсию: они просто идут в другую «копилку». Так формируется будущая страховая пенсия нынешних работников. При этом страховые взносы, поступившие от работодателей, идут на выплату пенсий «действующим» пенсионерам

Также стоит обратить внимание, что ограничение в перечислении страховых взносов только на страховую пенсию действует в отношении поступления новых взносов на накопительную пенсию от работодателя в рамках обязательного пенсионного страхования. Все сформированные ранее пенсионные накопления сохранены и продолжают «работать»: они могут инвестироваться с целью получения дохода и управляются сегодня ГУК («Внешэкономбанк»), частной УК или НПФ в зависимости от выбора гражданина.

Выплата средств пенсионных накоплений, если они были сформированы, производится, когда гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение страховой пенсии. Она может быть произведена в виде единовременной выплаты, срочной пенсионной выплаты (для участников Программы государственного софинансирования пенсий) и накопительной пенсии, которая выплачивается пожизненно. За выплатой средств пенсионных накоплений с соответствующим заявлением необходимо обращаться к своему страховщику (ПФР или НПФ). Если пенсионные накопления формировались через ПФР, то заявление может быть подано в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) одновременно с заявлением о назначении страховой пенсии, в том числе и в электронном виде через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР www.pfrf.ru.

Напомним, чтобы войти в «Личный кабинет» необходимо иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации) на портале госуслуг. Если Вы уже зарегистрированы, используйте Ваши логин и пароль. Обращаем внимание, что во всех клиентских службах территориальных органов ПФР Калининградской области, а также офисах МФЦ, отделениях Почты России или «Ростелекома» можно получить подтвержденную запись в ЕСИА.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *