Социальное страхование по временной нетрудоспособности

Журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2009

Н. И. Будакова, эксперт

Статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ были внесены значительные изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ). В чем заключаются эти изменения и нововведения – читайте в предложенном материале.

Начнем с того, что с 1 января 2010 года название Федерального закона № 255-ФЗ будет выглядеть следующим образом: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Новой редакцией ст. 1 предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения.

Отметим, что по сравнению с первоначальной редакцией закон дополнен целым рядом новых статьей и глав.

Важным является тот факт, что в новой редакции закона не только устанавливаются права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, но и определяются условия, размеры и порядок обеспечения:

– пособиями по временной нетрудоспособности;

– пособиями по беременности и родам;

– ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Федеральным законом № 213-ФЗ текст Федерального закона № 255-ФЗ был дополнен новой ст. 1.1, которой предусмотрено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции РФ и состоит из:

– непосредственно Федерального закона № 255-ФЗ;

– Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

– Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) и иных федеральных законов.

Обращаем внимание «упрощенцев» и плательщиков ЕНВД: с
1 января 2010 года в соответствии с п. 16 ст. 36 Федерального закона № 213-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

Статьей 1.3 Федерального закона № 255-ФЗ определены страховые риски и страховые случаи. Так, страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:

– временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ;

– беременность и роды;

– рождение ребенка (детей);

– уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

При этом виды страхового обеспечения определены в ст. 1.4 настоящего закона:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

– социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются:

– Федеральным законом № 255-ФЗ;

– Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ);

– Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Обратите внимание: Статьей 9 Федерального закона № 213-ФЗ в Федеральный закон № 81-ФЗ были внесены значительные дополнения и изменения, которые вступят в силу с 1 января 2010 года.

Лица, подлежащие социальному страхованию. В соответствии с новой редакцией ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а именно:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Обратите внимание: Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и некоторых других категорий граждан п. 3 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 данного закона. При этом право на получение страхового обеспечения приобретается при условии уплаты ими страховых взносов в размере, определяемом за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В главе 1.2 Федерального закона № 255-ФЗ установлены особенности уплаты страховых взносов. Статьей 4.4 данной главы предусмотрено, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов, осуществляется Федеральным законом № 212-ФЗ. Названным законом определяются:

– объект обложения страховыми взносами;

– база для их начисления;

– суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;

– порядок исчисления страховых взносов;

– сроки и порядок уплаты взносов.

Добровольная уплата страховых взносов. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен в ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ.

Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и некоторых других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 закона.

При этом добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает:

– подачу заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

– уплату страховых взносов в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года, которая производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Стоимость страхового года определена п. 3 ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

Если предположить, что с 1 января 2010 года не изменится МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ, то стоимость страхового года составит 1 507 руб. (4 330 руб. х 2,9% х 12).

Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В случае если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекращенными.

Финансовое обеспечение расходов. В статье 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ определен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ. При этом сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (п. 2 ст. 4.6).

Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение
10 календарных дней с даты представления страхователем соответствующих документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящем органе страховщика или в суде.

Учет и отчетность страхователей. В соответствии с п. 1 ст. 4.8 Федерального закона № 255-ФЗ на страхователей возложена обязанность вести учет:

1) сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

2) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

3) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, о суммах:

1) начисленных страховых взносов в ФСС РФ;

2) использованных ими средств на выплату страхового обеспечения;

3) расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащих зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ;

4) страховых взносов, пеней, штрафов, уплачиваемых в ФСС РФ.

Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Пунктом 1 ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81-ФЗ.

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Статья 13 Федерального закона № 255-ФЗ, в которой прописан порядок выплаты названных пособий, претерпела значительные изменения.

Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица производится не только выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, но и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица) (п. 2 ст. 13).

Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в течение 30 календарных дней со дня увольнения гражданин в случае временной нетрудоспособности может обратиться по последнему месту работы за получением пособия. В случае прекращения деятельности бывшего работодателя или при отсутствии у него денежных средств назначение и выплата пособий осуществляются территориальным органом ФСС РФ.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет:

– работодателю – листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией;

– в территориальный орган ФСС РФ – листок нетрудоспособности, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:

– заявление о назначении указанного пособия;

– свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

– справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке, установленном для выплаты заработной платы и иных выплат, вознаграждений.

Порядок исчисления пособий. Пунктом 23 ст. 34 Федерального закона № 213-ФЗ были внесены значительные изменения в ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, в которой определен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Названные пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ.

Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом № 81-ФЗ.

С учетом нововведений средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать 1 136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Пример.

Средний дневной заработок работницы организации составил 704 руб. Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое ей причитается.

Сначала необходимо умножить среднедневной заработок на среднемесячное число календарных дней – 21 401,6 руб. (704 руб. х 30,4).

Далее полученную сумму нужно сравнить с максимальным средним заработком, который составляет 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12).

Так как максимальный средний заработок больше, чем фактический, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитываться из суммы 21 401,6 руб. и составит 8 560,64 руб. (21 401,6 руб. х 40%).

Исчисление страхового стажа. Изменения затронули и порядок определения страхового стажа. Так, с 1 января 2010 года при исчислении страхового стажа следует засчитывать периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п. 1.1 ст. 16 Федерального закона № 255-ФЗ).

Пункт 1 ст. 41 Федерального закона № 213-ФЗ.

Страхование в современном обществе – это важный этап в жизни любого человека. Оно дает стабильность и уверенность даже в самых непредсказуемых ситуациях. Все хотят быть здоровыми, а также уберечь от беды близких и родных. Однако несчастные случаи – это то, что происходит в жизни. Это могут быть травма, перелом или любое другое повреждение. Защитить себя и свою семью можно с помощью такого социального инструмента, как страхование на случай временной нетрудоспособности.

Содержание

Виды страхования данного типа:

  • обязательное;
  • добровольное.

Обязательное страхование

Данный вид страховки нужен при временной невозможности исполнять свои профессиональные обязанности. Ее наличие гарантирует возможность получить страховое обеспечение для компенсации последствий материального ущерба вследствие невозможности исполнять свои непосредственные профессиональные обязанности в результате болезни или полученной травмы. Социальное страхование позволяет гражданину быть уверенным в том, что при любой жизненной ситуации, он будет защищен и, насколько это возможно, не столкнется с финансовой стороной вопроса.

Согласно российскому законодательству, на пособие по временной нетрудоспособности имеют право следующие категории граждан:

  • Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства и беженцы, работающие на предприятиях любой формы собственности и оформленные по договору в полном соответствии с трудовым кодексом РФ;
  • Лица, занятые в сфере самозанятости (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и др.) при условии, что они были застрахованы;
  • Фермеры и крестьяне;
  • Безработные, состоящие на учете в центре занятости населения по месту жительства;
  • Уволенные по уважительной причине, а также в том случае, когда временная нетрудоспособность наступила в течение одного месяца после сокращения.

Оплата больничного листа по основному месту работы производится в следующих случаях:

  • При заболевании, полученном не вследствие несчастного случая на производстве;
  • При уходе за ребенком;
  • При уходе за больным родственником.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности

Временная нетрудоспособность в обязательном порядке подтверждается надлежащим образом оформленным больничным листом, в котором указывается причина нахождения на больничном. Если документ был утерян, подойдет его дубликат. Если в больничном были сделаны ошибки при заполнении, то он будет признан недействительным. При получении ежегодного отпуска предоставление больничного не требуется.

Добровольное страхование

Страхование на случай временной нетрудоспособности может быть добровольным и осуществляться посредством заключения соответствующего договора со страховыми компаниями на коммерческой основе. Такая услуга возможна только с гражданами, достигшими совершеннолетия.

Предусматривается выплата компенсаций по следующим видам рисков:

  • несчастный случай;
  • болезнь;
  • производственная травма.

При этом страховые выплаты могут включать компенсацию лечения и реабилитации, а также возмещение убытков, возникших вследствие временной потери трудоспособности.

Добровольное страхование отличается от обязательного гораздо высоким размером выплат по социальному пособию. С ее помощью можно решить все финансовые вопросы, которые могут возникнуть в результате наступления таких событий, как полная и частичная нетрудоспособность или уход из жизни. При этом для клиента страховая защита наступает на следующий день после оплаты первого взноса. Программа действует один год с возможностью ежегодного продления.

Помимо денежных выплат, для застрахованных предусмотрена возможность получить консультацию в лучших клиниках мира по вопросу лечения последствий, полученных в результате болезни или несчастного случая. Данная программа может быть оформлена как на одного человека, так и на всю семью.

Страхование позволяет позаботиться о своем будущем и будущем семьи, чтобы при наступления страхового случая можно было получить гарантированную материальную поддержку.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(Наименование в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 36-ФЗ)

Статья 11. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 08.12.2010 № 343-ФЗ; от 29.12.2012 № 276-ФЗ; от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

11. Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 12. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

2) страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение;

3) обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом;

4) средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика;

5) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — страховые взносы) — обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

6) средний заработок — средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 13. Страховые риски и страховые случаи

1. Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

2. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;

2) беременность и роды;

3) рождение ребенка (детей);

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 14. Виды страхового обеспечения

1. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

2. Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»).

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»): (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 407-ФЗ)

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ)

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 45 настоящего Федерального закона.

41. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. (Часть введена — Федеральный закон от 01.12.2014 № 407-ФЗ)

5. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

6. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 21. Страхователи

1. Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

3. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 22. Страховщик

1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

3. Правовой статус и порядок организации деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации определяются федеральным законом.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 23. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей

1. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика: (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

1) страхователей — юридических лиц одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании представленных страховщику федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 486-ФЗ)

2) страхователей — юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании имеющихся у страховщика документов; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

3) страхователей — физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, по месту жительства указанных физических лиц одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании имеющихся у страховщика документов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

11. Документ, подтверждающий факт регистрации страхователей, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, форма которого устанавливается страховщи

По умолчанию все граждане РФ и иностранцы, официально трудоустроенные в российских компаниях, застрахованы от временной потери способности к самообеспечению (труду) согласно 255-ФЗ. Как работает страхование временной нетрудоспособности, на что может рассчитывать застрахованный, существует ли (по аналогии с ОМС) добровольная форма такой страховки?

Суть страхования от потери трудоспособности

Для начала надо определиться с понятиями. Так, предмет полиса в данном случае – трудоспособность человека, его физическая и психологическая способность осуществлять профессиональную деятельность с целью обеспечения себя и своей семьи.

Что застраховано, на какие случаи?

Ключевым пунктом рисковой программы страхования на случай временной нетрудоспособности является потеря возможности исполнять трудовые обязательства по договору с нанимателем на относительно непродолжительное время с перспективами ее восстановления. Страховые случаи:

  • психологическая травма из-за смерти близкого родственника;
  • неспособность работать в связи с необходимостью ухода за малолетним ребенком (компенсация недополученного дохода по страхованию временной нетрудоспособности по этому риску осуществляет до полутора лет ребенка);
  • потеря физической возможности осуществлять профессиональную деятельность в результате увечья или по болезни;
  • материнство (роды).

Во всех перечисленных случаях застрахованное лицо может претендовать на выплату из фонда соцстрахования (ФФС), который и является страховщиком по государственной программе. Страхователями выступают работодатели, которые регулярно перечисляют процент от заработной платы сотрудников на цели страхования от временной нетрудоспособности.

Выплаты при наступлении страхового случая осуществляются в нескольких формах:

  • разовая выплата;
  • регулярные отчисления (за каждый день нетрудоспособности в течение периода восстановления).

Участие в системе соцстраха по своей инициативе

255-ФЗ предусматривает обязательное страхование потери трудоспособности для большинства граждан страны, но исключения здесь имеются. Под них попадают адвокаты, предприниматели, нотариусы и некоторые другие представители коммерческого и аграрного рынка. Для них реализован механизм добровольного страхования временной нетрудоспособности.

Работает оно по той же схеме, что и для остальных, но с некоторыми оговорками:

  • страхователи по своей инициативе переводят деньги каждый месяц в ФСС;
  • сумма выплаты для них зависит не от размера зарплаты, а от стажа;
  • для гарантированного получения пособий или выплат при страховом случае такие страхователи должны представлять отчет в отделение фонда соцстраха по форме 4а-ФСС.

Расширенная страховка от нетрудоспособности

Существует еще один эффективный вариант страхования на случай временной нетрудоспособности в добровольном режиме, который доступен организациям, ИП, привлекающим сотрудников по трудовому договору. По сути, это эффективное дополнение обязательного полиса, которое позволяет установить приемлемый размер выплат на случай утраты способности работать.

Речь об одном из рисков программы от НС для персонала – страховании временной нетрудоспособности из-за травмы либо заболевания специалиста. Наниматель в этом случае сам решает, какой должна быть сумма предельной выплаты на ликвидацию последствий НС и восстановление здоровья работников.

В этом случае выплаты считаются:

  • по таблице травм (если сотрудник застрахован от увечий);
  • по расчетным суммам на препараты и услуги медиков на лечение (если речь о профзаболевании).

При этом работодатель вправе сам решить, будет страховка распространяться только на территорию предприятия и рабочее время или работники находятся под защитой все время. Программа страхования временной нетрудоспособности реализуется с полисом от увечий (травмы) в результате несчастных случаев, но де-факто многие называют ее страховкой от временной утраты трудовой способности (после травмы или по болезни).

Приобрести такой полис можно в любой серьезной страховой компании, которая работает с группой социальных страховых программ. У нас на сайте вы можете посчитать, во сколько обойдется добровольное страхование временной нетрудоспособности ваших сотрудников. Это удобно: на калькуляторе все предложения сведены в одну таблицу – можно выбрать оптимальную по цене программу от проверенного страховщика.

Страховая система в РФ достаточно многогранна и позволяет охватить все возможные ситуации, несмотря на то, что некоторое отставание от развитых стран Европы и Азии всё же присутствует. В настоящее время наблюдается значительный прогресс в области страхования. Приходит понимание, что такая «подушка безопасности», как страховой полис может помочь в случае возникновения неблагоприятных ситуаций, связанных с финансовыми потерями.

Определение

Страхование – это взаимоотношения между страхователем и страховой компанией, позволяющие на основе заключенного договора компенсировать финансовые потери, произошедшие вследствие страхового случая. Таким образом, страхование является способом возмещения убытков от определённых рисков, которые прописаны в договоре. В РФ применяются две страховые системы. Это обязательное страхование и добровольное страхование.

Добровольное

Такой вид страхования основан на добровольном соглашении страхователя и страховщика. Лицо, заключающее договор добровольного страхования самостоятельно выбирает из предложенного перечня страховых услуг только те, которые ему необходимы.

Страховщик не имеет права навязывать страхователю дополнительные пункты страхового соглашения под предлогом отказа от оказания страховых услуг.

Обязательное

Обязательное страхование так же регламентируется страховым договором, но в этом случае пожелания и требования страхователя не являются определяющими, поскольку обязательное страхование осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.

Добровольное финансируется исключительно страхователями, когда обязательное реализуется еще и за счет средств государства

Уклонение или отказ от обязательного страхования влечёт за собой определённую ответственность.

Виды

В системе добровольного и обязательного страхования существуют различные виды объектов страхования. Причём некоторые из них входят в обе системы. Так, например, некоторые виды имущества должны быть застрахованы в обязательном порядке, а решение о заключении договора на другие материальные ценности, принимается самом страхователем.

Такой вид страхования один из самых распространённых. Он подразумевает множество категорий для страхования и большое количество страховых рисков. К видам добровольного страхования не принадлежат следующие позиции:

  • ущерб от азартных игр;
  • возмещение средств на выкуп заложников;
  • действия, причиняющие вред государству.

Жизни

Договор добровольного страхования жизни может быть заключен в государственной или частной страховой компании. Особенностью данного вида страхования является то, что документ заключается строго на определённый срок, за исключением договора пожизненного страхования. Договоры страхования жизни лучше всего заключать с фиксированной суммой периодических взносов. Это позволит избежать возможного изменения тарифного плана со стороны страховщика. На величину страховой выплаты оказывают влияние следующие факторы:

  • возраст страхователя;
  • его состояние здоровья;
  • условия работы страхователя;
  • наличие иждивенцев.

Среди популярных направлений – инвестиционное страхование жизни, детское от несчастных случаев и спортивное, туристическое, дополнительное медицинское страхование.

Страхователь может указать в договоре, получателем финансового возмещения, не только себя, но и родственников или какое-либо постороннее лицо.

Имущественное

Имущественное страхование позволяет получить денежное возмещение ущерба, произошедшее вследствие страхового случая. Категорий материальных ценностей, входящих в сферу имущественного страхования, достаточно много, поэтому при заключении страхового документа учитываются следующие основные критерии:

  • что является объектом страхования;
  • какие страховые риски учитываются;
  • на какую сумму заключается документ;
  • срок действия договора;
  • размер и порядок внесения страховых взносов.

Ответственности

Этот вид добровольного страхования защищает имущественный или финансовый интерес страхователя. Заключение договора позволяет избежать финансовых расходов, связанных с возмещением ущерба третьим лицам за повреждение, принадлежащего им имущества. В этом виде страхования рассматриваются две категории:

  • причинение вреда имуществу;
  • нанесение вреда здоровью.

Особенностью страхования ответственности является отсутствие заранее обговоренной суммы денежной компенсации, поскольку при заключении документа ещё не известен ни объект страхования, которому причинён материальный ущерб, ни величина этого ущерба. Сюда входит страхование ответственности строителей, архитекторов, туроператоров и другие направленности, связанные с предоставлением услуг.

ДСАГО также является разновидностью страхования ответственности на добровольной основе.

Инициатива обязательного страхования исходит не от отдельного страхователя, а от государства, и предполагает заботу об определённой категории населения или о конкретном имуществе. Наибольшее распространение получило страхование автогражданской ответственности. Некоторые виды обязательного страхования не требуют заключения страхового документа, поскольку вся процедура выполняется автоматически. Так стоимость обязательной транспортной страховки уже заложена в стоимость проездного документа и каждый гражданин, после приобретения билета на определённый вид транспорта, является застрахованным.

Обязательное страхование относят к социальному и регламентируется оно законом «Основы обязательного социального страхования (ФЗ №165)».

Пенсионное

Обязательному пенсионному страхованию подлежат все граждане РФ, поданные других стран, проживающие в стране, а так же безработные. Это страхование предназначено для финансового обеспечения лиц, которые не могут выполнять свои профессиональные обязанности. Это может быть связано с достижением определённого возраста или другими причинами.

Гарантированные пенсионные выплаты формируются на основании регулярных отчислений от работодателей в ПФ РФ. Если гражданин не имеет страхового стажа, то бремя пенсионных выплат полностью несёт государство. Исходя из обязательного пенсионного страхования, в стране не может быть человека, который остался бы без средств к существованию. Гарантированная социальная защита всех слоёв населения является частью государственной политики РФ.

Медицинское

Обязательное медицинское страхование является важнейшей составляющей частью государственной социальной программы. Страхуются все граждане РФ независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания и финансовой состоятельности. Главным документом обязательного страхования является полис ОМС. Программу ОМС осуществляют следующие учреждения:

  • государственные страховые фонды;
  • медицинские учреждения, имеющие лицензию и входящие в систему ОМС.

Объём медицинской помощи, предоставляемой в рамках программы обязательного страхования, конкретизирован в виде перечня врачебных услуг.

Самой распространённой формой обязательной ответственности является страхование транспортного средства (ОСАГО). Страховыми случаями признаются любые события, связанные с транспортным средством. Это может быть причинение телесных повреждений гражданам, а так же повреждение или уничтожение собственности принадлежащей третьим лицам. Договоры такого типа являются рисковыми, поскольку заранее невозможно определить сумму ущерба. За нанесённый ущерб, в зависимости от обстоятельств, страхователь может понести административную или уголовную ответственность, кроме того ему надлежит возместить материальный ущерб. Для этой цели и необходимо обязательное страхование ответственности.

В страховой практике часто заключаются договора профессиональной ответственности. Они необходимы нотариусам, адвокатам и другим представителям свободных профессий. К видам обязательного страхования относится обязательное страхование ответственности перевозчиков и страхование ОПО.

В действующем законодательстве обязательное страхование имущества не предусмотрено за исключением одного случая. Это получение в банке ипотечного кредита на приобретение жилья. В соответствии со статьёй № 31 «Закона об ипотеке» организация выдающая кредит обязана застраховать риски от утраты или повреждения имущества.

Типы договоров

В системе страхования принятой в РФ рассматриваются два вида договоров. Это коллективный и индивидуальный. В последнее время наблюдается тенденция роста количества коллективных договоров.

Коллективный

Такой тип договора очень удобен для работодателя. Учреждение или организация заключает договор с компанией на страхование всего коллектива или определённой его части от определённых рисков. Договоры заключаются на срок не менее одного года. Чаще всего заключаются корпоративные договоры медицинского страхования, но организации, сотрудники которых работают в сложных или травмоопасных условиях всегда заключают договоры от несчастных случаев.

Пример такого вида страхования – коллективный договор СРО.

Индивидуальный

Индивидуальные договоры могут быть заключены с любым дееспособным гражданином, достигшим совершеннолетнего возраста. Это может быть документ любого вида страхования. Индивидуальный договор на ребёнка заключается одним из его родителей. Личное страхование может быть срочным или пожизненным.

Оформление полиса

Важным этапом в заключение страхования является документальное оформление всех условий и получение страхового документа.

Для выполнения всех формальностей нужно посетить офис страховой компании с необходимыми документами. Для удостоверения личности потребуется паспорт или замещающий его документ. Это может быть вид на жительство или удостоверение беженца. В зависимости от вида страхования могут потребоваться некоторые дополнительные документы. После ознакомления с условиями и подписания договора, основной документ должен быть выдан не позднее месячного срока.

На время, необходимое для оформления полиса на руки выдаётся, замещающий его документ.

При обязательном страховании никаких самостоятельных действий выполнять не требуется. Вся процедура оформления возлагается на работодателя, и она выполняется без участия страхователя.

Видео

Выводы

Многие компании для привлечения клиентов используют страховые программы. Они включают в себя пакеты услуг, причём стоимость такой программы оказывается меньше совокупной стоимости услуг по отдельности. В любом случае, прежде чем заключить договор добровольного страхования следует посетить офисы нескольких страховщиков, а так же ознакомиться с информацией и отзывами на сайтах различных компаний.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *