Совет безопасности российской

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсудим пути и перспективы развития военной организации России на предстоящее десятилетие – на период до 2030 года. Определим, какие задачи предстоит решить, чтобы надёжно гарантировать национальные интересы и безопасность России.

Военная организация – а это Вооружённые Силы, войска национальной гвардии, другие воинские формирования и органы, а также оборонно-промышленный комплекс страны – играет ключевую роль в обеспечении суверенитета России. И очень важно, чтобы все её составляющие поддерживались на должном уровне, действовали профессионально и слаженно.

Мы видим, что мир сталкивается с серьёзными вызовами и угрозами. Много факторов неопределённости. Стремительно развиваются технологии, в том числе и военные, а конкуренция, соперничество усиливаются, обретают новые формы. В разных регионах планеты не только тлеют очаги застарелых конфликтов, но и появляются новые. Ведущие страны активно совершенствуют наступательные вооружения. Добавлю, что так называемый «ракетно-ядерный клуб» по факту – и вы все это хорошо знаете – пополняется новыми членами. Серьёзную озабоченность вызывает и приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, а также попытки милитаризации космоса.

Ощутимым ударом по системе контроля над вооружениями стал выход Соединённых Штатов Америки из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности под надуманным предлогом. Угроза распространения ракет этого класса в разных частях света ещё больше усилила напряжённость в мире.

В этих условиях нам важно адекватно и точно прогнозировать и анализировать возможные изменения международной ситуации и в соответствии с выводами развивать свой военный потенциал.

Отмечу, что за последние годы было немало сделано для качественного укрепления всех силовых структур. Во многом этому способствовало выполнение решений, принятых на заседании Совета Безопасности России 5 июля 2013 года.

Так, были обновлены Военная доктрина и ряд других документов стратегического планирования, которые определили, конкретизировали направления совместной деятельности силовых ведомств по обеспечению безопасности России, а также их задачи по участию в обороне страны.

Особо отмечу успешную реализацию Госпрограммы вооружения, которая позволила приступить к кардинальному техническому переоснащению военной организации. В армии и на флоте доля современного оружия и техники составляет уже более 68 процентов. При этом некоторые образцы по своим характеристикам опережают зарубежные аналоги на годы вперёд.

Серьёзным экзаменом на профессионализм стала для наших Вооружённых Сил и операция против террористических банд в Сирии. Хочу ещё раз подчеркнуть: личный состав Воздушно-космических сил, ВМФ, Сил специальных операций, военной полиции, других ведомств и служб в полном объёме справился с поставленными задачами, действовал мужественно, грамотно, профессионально, не допустил массового исхода с этой территории боевиков в нашу страну.

Масштабные, активные боевые действия, как известно, завершены, но полученный боевой опыт востребован сегодня в военном строительстве, используется и совершенствуется при проведении ежегодных учений и внезапных проверок.

Заметно выросли за последнее время и такие ключевые показатели развития военной организации, как качество материально-технического обеспечения и мобилизационная готовность. Укрепились системы территориальной обороны и подготовки военных специалистов.

В 2018 году созданы военно-политические органы, выполняющие важные задачи по патриотическому воспитанию личного состава и призывников.

И конечно, особое внимание уделялось оборонно-промышленному комплексу. Так, для более чёткого взаимодействия силовых ведомств и предприятий ОПК при реализации гособоронзаказа была образована Военно-промышленная комиссия.

В 2016–2017 годах за счёт бюджета досрочно погашены кредиты оборонных организаций, привлечённые для выполнения Госпрограммы вооружения. Появились новые финансовые механизмы, которые помогли повысить экономическую устойчивость предприятий ОПК и сохранить кадры.

Наша задача на ближайшее десятилетие – продолжить линию на укрепление и развитие военного, технического, кадрового потенциала военной организации страны. И в этой связи хотел бы обратить ваше внимание на несколько принципиальных моментов.

Первое. Необходимо обеспечить сбалансированное развитие всех компонентов военной организации, прежде всего за счёт грамотного и рационального использования бюджетных средств и материально-технических ресурсов. Они у нас не такие уж и большие, если посмотреть и сравнить, сколько на эти цели выделяется другими ведущими государствами мира.

Второе. Важно совершенствовать систему управления военной организацией. Эта система должна быть современной, надёжной, многофункциональной, обладать передовыми информационно-аналитическими комплексами, средствами связи и разведки. И, разумеется, при решении задач в области обороны и безопасности следует наладить чёткое взаимодействие между силовыми структурами и органами власти всех уровней.

Третье. В ближайшие годы доля современного оружия и техники в армии и на флоте, в других силовых структурах будет увеличиваться и должна быть доведена до 70 процентов и в дальнейшем стабильно поддерживаться на данном уровне.

Что это означает на практике, уважаемые коллеги? Что, несмотря на все бурные технологические изменения в мире, наши Вооружённые Силы должны быть оснащены по последнему слову науки и техники. И так, как нам удалось это сейчас – а это редкое явление и для нашей страны, и для мира в целом в новейшей истории: нам удалось, фактически сделать шаг вперёд по сравнению с другими ведущими военными странами мира – конечно, нужно стремиться к тому, чтобы такое состояние сохранить и в будущем на важнейших направлениях развития.

При этом в стратегических ядерных силах, которые играют ключевую роль в сдерживании потенциального агрессора и сохранении баланса сил в мире, доля современного вооружения должна быть ещё выше.

Отмечу также, что в следующем году предстоит приступить к формированию Госпрограммы вооружения до 2033 года и соответственно программы развития оборонно-промышленного комплекса.

Основная задача нового периода – это наращивание качественных и количественных характеристик вооружения и техники. Речь идёт о современных и перспективных образцах высокоточного оружия и средств воздушно-космической обороны, активном применении технологий искусственного интеллекта при создании военной продукции. В том числе должна быть расширена линейка беспилотных разведывательных и ударных летательных аппаратов, лазерных и гиперзвуковых систем, оружия, основанного на новых физических принципах, а также роботизированных комплексов, способных выполнять разноплановые задачи на поле боя.

Четвёртое. Организациям ОПК необходимо повысить уровень производственно-технологической готовности для разработки и серийного производства современного вооружения и техники. Мы должны подумать об этом заранее – так, как действовали на предыдущем этапе. Напомню, мы уделили значительное внимание и выделили значительные средства на первом шаге для переоборудования предприятий ОПК, чтобы они были способны выпускать современную технику. Нам это удалось сделать. Ни в коем случае нельзя допускать сбоев на следующих этапах работы.

Одновременно, как уже подчёркивал, важно расширять номенклатуру и объёмы выпускаемой гражданской продукции, в том числе в рамках выполнения национальных проектов.

Уважаемые коллеги!

Среди безусловных приоритетов развития военной организации – повышение престижа военной службы. Это напрямую связано с укреплением системы социальных гарантий военнослужащих и членов их семей.

Отмечу, что за последние два года денежное довольствие военнослужащих выросло на 8,3 процента, увеличился размер военных пенсий. Начиная с 2016 года в Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях и органах более 42 тысяч военнослужащих получили постоянное жильё, почти 275 тысяч – служебное. Свыше 405 миллиардов рублей выделено на развитие накопительно-ипотечной системы для военнослужащих, в том числе в текущем, 2019 году, – порядка 142 миллиардов.

Хочу подчеркнуть: такая работа, безусловно, должна продолжаться. Не должно быть сбоев, связанных с индексацией денежного довольствования. Достойные условия жизни и службы – важнейшее, определяющее направление развития всей военной организации государства.

Люди должны чувствовать, что, выполняя важнейшие , связанные с лишениями бытовыми, семейными лишениями, в условиях, связанных с повышенным риском и часто с угрозой для жизни, – выполняя эти задачи, люди должны понимать и чувствовать заботу со стороны Родины, заботу со стороны органов власти, заботу со стороны государства, ради которого они служат.

Давайте приступим к обсуждению.

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Состав Совета Безопасности Российской Федерации

Состав Совета Безопасности Российской Федерации

Путин Владимир Владимирович
Президент Российской Федерации, Председатель Совета Безопасности РФ

Медведев Дмитрий Анатольевич
Заместитель председателя Совета Безопасности РФ

Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации

Бортников Александр Васильевич
Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Вайно Антон Эдуардович
Руководитель Администрации Президента РФ

Володин Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Иванов Сергей Борисович
Специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта

Колокольцев Владимир Александрович
Министр внутренних дел Российской Федерации

Лавров Сергей Викторович
Министр иностранных дел Российской Федерации

Матвиенко Валентина Ивановна
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Мишустин Михаил Владимирович
Председатель Правительства Российской Федерации

Нарышкин Сергей Евгеньевич
Директор СВР России

Патрушев Николай Платонович
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

Шойгу Сергей Кужугетович
Министр обороны Российской Федерации

Члены Совета Безопасности Российской Федерации

Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор Санкт-Петербурга

Булавин Владимир Иванович
Руководитель Федеральной таможенной службы

Герасимов Валерий Васильевич
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ — первый заместитель Министра обороны РФ

Гуцан Александр Владимирович
Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе

Зиничев Евгений Николаевич
Министр МЧС

Золотов Виктор Васильевич
Директор Росгвардии

Комаров Игорь Анатольевич
Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе

Коновалов Александр Владимирович
Министр юстиции Российской Федерации

Матовников Александр Анатольевич
Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе

Меняйло Сергей Иванович
Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе

Нургалиев Рашид Гумарович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ

Силуанов Антон Германович
Первый заместитель Председателя Правительства РФ — Министр финансов Российской Федерации

Собянин Сергей Семенович
Мэр Москвы

Трутнев Юрий Петрович
Заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе

Устинов Владимир Васильевич
Полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе

Цуканов Николай Николаевич
Полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе

Чайка Юрий Яковлевич
Генеральный прокурор Российской Федерации

Щеголев Игорь Олегович
Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе

Руководство аппарата Совета Безопасности РФ

Патрушев Николай Платонович
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

Аверьянов Юрий Тимофеевич
Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Вахруков Сергей Алексеевич
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Венедиктов Александр Николаевич
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Гребенкин Александр Николаевич
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Коков Юрий Александрович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Нургалиев Рашид Гумарович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Попов Михаил Михайлович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Храмов Олег Владимирович
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Абелин Александр Павлович
Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Мухитов Наиль Мансурович
Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Павлов Алексей Анатольевич
Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

закрыть

3 апреля 2020 года Президент России провёл совещание с постоянными членами Совета Безопасности в режиме видеоконференции. Основной темой заседания стало обсуждение мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, а также состоявшиеся в последнее время международные контакты. Глава государства информировал участников заседания о недавних контактах с президентами США, ЮАР, Сербии и Турции. Участники встречи обменялись мнениями по ряду текущих моментов внутрироссийской социально-экономической повестки дня и обговорили положение дел на мировых энергетических рынках.

20 марта 2020 года Владимир Путин провел оперативное совещание с членами Совбеза. В ходе заседания, стороны обменялись мнениями по текущей социально-экономической ситуации в стране, включая вопросы по стабилизации экономики в условиях сильных волнений и кризисных проявлений на международных рынках. Также обсуждалась работа координационных структур по противодействию коронавирусу, включая усилия по разработке соответствующей вакцины. Кроме того, президент информировал о своих международных телефонных контактах на этой неделе.

13 марта 2020 года Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ. В ходе заседания участники обсудили выполнение договорённостей по Идлибу, заключённых в ходе рабочего визита в Россию Президента Турции Реджепа Эрдогана. Кроме того, состоялся обмен мнениями по ситуации, связанной с сильной волатильностью на международных рынках. Отдельно рассматривались угрозы распространения коронавируса.

11 марта 2020 года указом президента России Владимира Путина руководителем секретариата заместителя председателя Совета Безопасности РФ назначен Сергей Чеботарев. Ранее, он возглавлял Министерство России по делам Северного Кавказа. После расформирования ведомства Сергея Викторовича назначили заместителем министра экономического развития России.

28 февраля 2020 года президент России президент провёл оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности. Участники обсудили актуальные вопросы внутрироссийской повестки дня, а также обсудили ситуацию вокруг сирийской провинции Идлиб. В частности, выражена обеспокоенность эскалации обстановки, спровоцированной террористическими группировками, которые активизировали наступательные действия против сирийской армии. Кроме того, члены Совбеза обсудили работу находящейся в Анкаре российской межведомственной оперативной группы, которая провела переговоры с турецкими коллегами по деэскалации ситуации в Идлибе.

21 февраля 2020 года Президент России провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности. Участники заседания обсудили текущие темы социально-экономического развития страны. Также, состоялся подробный разговор по ситуации вокруг обострения конфликта в сирийском Идлибе. Кроме того, Владимир Путин проинформировал участников совещания об итогах состоявшегося телефонного разговора с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко.

18 февраля 2020 года секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев встретился в Дохе с эмиром Катара Тамим бен Хамад Аль Тани. В ходе беседы, стороны обсудили широкий круг вопросов российско-катарских отношений, в том числе в сфере безопасности и экономического сотрудничества. Кроме того, на переговорах Николай Патрушев и Тамим бен Хамад Аль Тани затронули тему взаимодействия России и Катара в рамках международных объединений и форумов.

14 февраля 2020 года президент России Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности. Во время заседания стороны обменялись мнениями в связи с напряженным положением вокруг сирийской провинции Идлиб, вызванное активностью террористических групп. Также, участники совещания обсудили сложившуюся ситуацию с распространением коронавируса и его влияние на мировую экономику.

3 февраля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал указ о введении должностей в секретариате заместителя председателя Совета безопасности РФ. В частности, введены должности руководителя секретариата заместителя председателя Совбеза РФ и заместителя руководителя секретариата. Кроме того, у заместителя председателя Совета безопасности появился помощник. В том числе, Указом установлены заработные платы для новых должностей.

3 февраля 2020 года в состав Совета безопасности РФ включены генпрокурор Игорь Краснов и министр юстиции Константин Чуйченко. Соответствующий указ подписал Президент России. Кроме того, согласно документу, бывший генпрокурор Юрий Чайка остался в Совбезе в качестве полпреда президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе. Также из состава Совета выведены бывший глава Минюста Александр Коновалов и экс-полпред в СКФО Александр Матовников.

16 января 2020 года Президент России Владимир Путин подписал указ о введении должности заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации. Еще одним указом глава государства назначил на этот пост бывшего премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева.

22 ноября 2019 года Владимир Путин провел заседание Совета Безопасности РФ. Темой совещания стало «Профессиональное развитие военной организации». Во время заседания обсуждались перспективы развития Вооруженных Сил России, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, на период до 2030 года. Задачей на ближайшее десятилетие президент назвал продолжение линии на укрепление и развитии военного, технического, кадрового потенциала военной организации страны.

3 июня 1992 года Указом Президента Российской Федерации № 547 образован Совет Безопасности, в целях обеспечения реализации функций главы государства по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан.

19 февраля 1726 года Императрица Екатерина I учредила Верховный Тайный Совет ставший высшим совещательным государственным органом Российской Империи. Тайный Совет состоящий из 7-8 человек решал важнейшие государственные вопросы, закрытые для общего обсуждения. Первую позицию в нем занимал Александр Меншиков, после князья Долгоруковы и Голицыны.

Секретари Совета Безопасности РФ

Секретари Совета Безопасности РФ

Патрушев Николай Платонович
с 21 мая 2012 года

Патрушев Николай Платонович
с 12 мая 2008 года по 7 мая 2012 года

Соболев Валентин Алексеевич
И.о. с 17 июля 2007 года по 12 мая 2008 года

Иванов Игорь Сергеевич
с 9 марта 2004 года по 17 июля 2007 года

Рушайло Владимир Борисович
с 28 марта 2001 года по 9 марта 2004 года

Иванов Сергей Борисович
с 27 мая 2000 года, № 966 по 28 марта 2001 года

Иванов Сергей Борисович
с 15 ноября 1999 года по 7 мая 2000 года

Путин Владимир Владимирович
с 29 марта 1999 года по 9 августа 1999 года

Бордюжа Николай Николаевич
с 14 сентября 1998 года по 19 марта 1999 года

Кокошин Андрей Афанасьевич
с 3 марта 1998 года по 10 сентября 1998 года

Рыбкин Иван Петрович
с 19 октября 1996 года по 2 марта 1998 года

Лебедь Александр Иванович
с 18 июня 1996 года по 17 октября 1996 года

Лобов Олег Иванович
с 18 сентября 1993 года по 18 июня 1996 года

Шапошников Евгений Иванович
с 11 июня 1993 года по 18 сентября 1993 года

Скоков Юрий Владимирович
с 3 апреля 1992 года по 10 мая 1993 года

закрыть

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин сообщил о намерении ввести новую должность заместителя председателя Совета безопасности и назначить на этот пост и.о. председателя правительства Дмитрия Медведева. ТАСС подготовил материал об истории, современных полномочиях и структуре Совбеза РФ.

Создание Совбеза, история в начале 1990-х годов

Законодательная подготовка к созданию Совета безопасности в России началась вместе с учреждением поста президента РСФСР в 1991 году. Принятый 24 апреля 1991 года закон «О Президенте РСФСР» предусматривал, что глава республики возглавляет Совет безопасности, «структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР». Конституционный статус новый государственный орган получил 24 мая 1991 года, когда положение о Совбезе было включено в Конституцию РСФСР.

5 марта 1992 года Верховный совет РФ принял закон «О безопасности», которым были определены функции и полномочия Совета безопасности РФ и порядок его формирования. 3 апреля того же года указом президента РФ Бориса Ельцина секретарем Совбеза был назначен Юрий Скоков, а 22 мая он был утвержден в этой должности Верховным советом РФ.

В полном составе Совет безопасности РФ был сформирован 3 июня 1992 года, согласно указу главы государства. Право решающего голоса в СБ РФ получили пять человек: президент РФ (он же — председатель Совбеза), вице-президент РФ, первый заместитель председателя Верховного совета, председатель Совета министров и секретарь Совбеза. При этом четыре постоянных члена входили в состав Совета по должности, а секретарь назначался главой государства (затем его кандидатуру утверждал Верховный совет) и подчинялся непосредственно президенту. Также распоряжением Бориса Ельцина от 3 июня 1992 года была утверждена структура аппарата СБ РФ, который вошел в состав администрации президента.

7 июля 1992 года глава государства подписал указ «О порядке реализации решений Совета безопасности Российской Федерации». Этот документ по сути предоставлял секретарю СБ РФ Юрию Скокову право координировать работу органов исполнительной власти в процессе реализации решений Совета и превращал Совбез в контрольный институт государственной власти. Согласно указу, руководители федеральных и местных органов власти были обязаны «принимать исчерпывающие меры по выполнению решений Совета безопасности РФ в части их касающейся, оформляя соответствующие распорядительные документы в двухдневный срок после получения решений СБ РФ». В период своей работы в Совете Юрий Скоков решал проблемы урегулирования взаимоотношений РФ с государствами СНГ в сфере внутренних дел, разведки, деятельности спецслужб. Кроме того, он занимался организацией перевозки в Россию ядерных объектов и материалов, которые оставались на территории бывших союзных республик.

В марте 1993 года Юрий Скоков отказался подписать проект указа президента РФ Бориса Ельцина о введении «особого порядка управления страной», который фактически приостанавливал действие конституции и ограничивал полномочия парламента. Вскоре после этого Скоков был снят с должности секретаря Совбеза.

Совет безопасности РФ в 1993-1999 годах

До сентября 1993 года Совет безопасности РФ оставался коллегиальным органом, в состав которого по должности входили представители исполнительной и законодательной власти. После упразднения Конституции РСФCР 1978 года и ликвидации Верховного совета указом Бориса Ельцина от 21 сентября 1993 года формирование персонального состава Совбеза стало исключительной прерогативой президента РФ. Такое положение дел было официально закреплено указом главы государства от 24 декабря 1993 года. В составе Совета безопасности остались три постоянных члена: президент Борис Ельцин, председатель правительства Виктор Черномырдин и новый секретарь Совета Олег Лобов. Под руководством последнего к 1994 году в структуре Совбеза было завершено формирование межведомственных комиссий, задача которых заключалась в разработке решений по отдельным направлениям деятельности.

Летом 1994 года решением Ельцина в состав Совета были включены главы обеих палат российского парламента, 10 января 1995 года они получили статус постоянных членов СБ.

В 1990-х годах в Совете безопасности РФ принимались основные решения по вопросам борьбы с чеченским сепаратизмом. 30 ноября 1994 года Совбез постановил ввести российские войска на территорию Чечни. 31 августа 1996 года секретарь Совета безопасности Александр Лебедь и президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов подписали Хасавюртовские соглашения, которыми завершилась Первая чеченская война 1994-1996 годов. С 1995 по 1998 годы секретарь Совета одновременно занимал пост полномочного представителя президента РФ в Чеченской Республике. После Олега Лобова эту должность последовательно занимали Александр Лебедь и Иван Рыбкин.

2 октября 1996 года секретарь Совета безопасности был лишен права назначать работников аппарата Совбеза. Эти полномочия перешли руководителю администрации президента РФ.

В 1998 году прошла реорганизация Совета безопасности. Указом главы государства от 6 марта 1998 года в его состав были включены Совет обороны, действовавший при президенте РФ с 25 июля 1996 года, и Главная военная инспекция при президенте. На Совбез были возложены задачи по подготовке решений главы государства в области военного строительства, координации и контроля деятельности Вооруженных сил и др.

Совет безопасности в 2000-е годы

С начала 2000-х годов Совет безопасности РФ работал над подготовкой для главы государства целого ряда стратегических документов. В 2000-2003 годах президентом РФ Владимиром Путиным были утверждены Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Морская доктрина РФ на период до 2020 года, Экологическая доктрина РФ, Основы государственной политики в области развития науки и технологий и др.

В период с 2008-го по 2012 год президент РФ Дмитрий Медведев принял разработанные Совбезом Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Доктрину продовольственной безопасности РФ. В 2014 году глава государства Владимир Путин утвердил Военную доктрину России, 31 декабря 2015 года была утверждена разработанная Совбезом Стратегия национальной безопасности РФ.

Статус, основные задачи

Совет безопасности РФ — конституционный совещательный орган при президенте России. Его основная задача заключается в формировании и координации государственной политики в области национальной безопасности, подготовке соответствующих решений для главы государства. Правовую основу деятельности Совета безопасности составляют Конституция РФ, федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О безопасности», а также положение о Совете безопасности, утвержденное указом президента РФ Владимира Путина от 6 мая 2011 года.

В компетенцию Совета безопасности РФ входит:

— формирование основных направлений государственной политики в области национальной безопасности, а также государственной внешней и военной политики, координация деятельности госорганов РФ в этих сферах;

— подготовка проектов законов и федеральных целевых программ в области безопасности;

— прогнозирование и анализ угроз национальной безопасности России, в том числе в области социально-экономической политики, выработка мер по их нейтрализации;

— стратегическое планирование в сфере безопасности, разработка концептуальных и доктринальных документов, в том числе Стратегии национальной безопасности РФ;

— организация научных исследований по вопросам своей компетенции и др.

Совет готовит предложения главе государства:

— по проблемам организации обороны, развития Вооруженных сил, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

— о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

— о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

— о координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности и др.

Руководство и структура

Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, президент «формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации». В состав Совбеза входят председатель, секретарь, постоянные члены (11 человек) и члены совета (18). Решения о назначении должностных лиц в СБ РФ принимает президент России по представлению секретаря Совбеза.

При голосовании в СБ РФ постоянные члены имеют равные права, члены Совета безопасности в принятии решений не участвуют, так как обладают лишь правом совещательного голоса. Решения Совбеза принимаются на заседании постоянными членами простым большинством голосов и вступают в силу после утверждения председателем.

Заседания СБ РФ как правило проводятся раз в три месяца. В целях обсуждения вопросов текущей политики, председатель Совбеза проводит оперативные совещания с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю.

Помимо главы государства, постоянными членами Совета безопасности РФ являются директор ФСБ Александр Бортников, руководитель Администрации президента РФ Антон Вайно, председатель Госдумы Вячеслав Володин, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, и.о. главы МВД Владимир Колокольцев, и.о. главы МИД Сергей Лавров, председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, и.о. председателя правительства Дмитрий Медведев, директор СВР Сергей Нарышкин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, и.о. министра обороны РФ Сергей Шойгу.

Аппарат

Аппарат Совета безопасности РФ является самостоятельным подразделением администрации президента РФ и имеет статус ее управления. Действует на основании положения, утвержденного указом президента РФ от 6 мая 2011 года. Аппарат обеспечивает деятельность Совета безопасности РФ, его межведомственных комиссий и Научного совета в информационно-аналитической и организационно-технической сферах. В его функции также входит подготовка предложений, проектов документов для заседаний СБ РФ.

Межведомственные комиссии, Научный совет

Основным рабочим органом в структуре Совбеза являются межведомственные комиссии, задача которых состоит в разработке решений по отдельным направлениям деятельности Совета. В зависимости от возлагаемых задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. На данный момент, согласно официальному сайту СБ РФ, действует семь комиссий:

— по проблемам Содружества Независимых Государств;

— по военной безопасности;

— по общественной безопасности;

— по безопасности в экономической и социальной сфере;

— по информационной безопасности;

— по экологической безопасности;

— по проблемам стратегического планирования.

В целях научно-экспертного обеспечения деятельности Совета безопасности РФ при ведомстве образован Научный совет. В его состав входят представители Российской академии наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Совет безопасности Российской Федерации – <a href=»http://www.scrf.gov.ru/about/history/» target=»_blank»>конституционный орган</a>, осуществляющий подготовку решений президента России в области обеспечения безопасности. Совет безопасности РФ <a href=»http://kremlin.ru/structure/security-council» target=»_blank»>был образован в 1992 году</a>. Он формируется президентом в соответствии с Конституцией и Законом РФ «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета назначаются президентом – председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь Совета безопасности. Секретарь обеспечивает деятельность Совета, руководит его аппаратом. Члены <a href=»https://ria.ru/organization_Sovet_Bezopasnosti_RF/» target=»_blank»>Совета безопасности</a> принимают участие в заседаниях Совета безопасности с правом совещательного голоса.Совет безопасности осуществляет подготовку решений президента России по вопросам стратегии развития РФ, защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.Основными функциями Совета безопасности являются:- рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Росси, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;- анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;- разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;- осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;- рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета безопасности;- подготовка проектов нормативных правовых актов президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;- организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;- организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета безопасности.Президент России <a href=»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/63bbca6725f7a57079a6c19965f5d177829e63f2/» target=»_blank»>может возложить на Совет безопасности иные задачи и функции</a> в соответствии с законодательством. Решения Совета безопасности, принимаемые в целях выполнения его основных задач, оформляются в виде указов президента, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения – в виде распоряжений президента. Контроль исполнения решений Совета безопасности и указов президента по вопросам безопасности возлагается на секретаря.Основными организационно-правовыми формами работы Совета безопасности являются заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов – постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций. Заседания проводятся на регулярной основе, как правило, один раз в квартал, по планам, утверждаемым председателем. При необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Решения принимаются на заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения председателем.Аппарат Совета безопасности является самостоятельным подразделением Администрации президента и имеет статус Управления президента. В его обязанности входит образование межведомственных комиссий – основных рабочих органов Совета безопасности. Они образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета и могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. Комиссии осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности. Они также способствуют осуществлению стратегического планирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ для реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и выполнения решений Совета.Научно-методологическое обеспечение деятельности Совета безопасности осуществляет Научный совет. Он способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области и т.д. Председателем Научного совета по должности является секретарь Совета безопасности. В состав Научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты. Решения Научного совета носят рекомендательный характер и учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата. Количество секций Научного совета и их состав, включая руководителей секций, утверждает секретарь Совета безопасности.<em>Материал подготовлен на основе информации из открытых источников</em>

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *