Спецоценка

Екатерина Добрикова, Валерия Зеновина

racorn / .com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Содержание

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

Другие бланки

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
  • Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»

Организация СОУТ – это трудоемкий процесс, охватывающий большой комплекс задач по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке их воздействия на сотрудников. От результатов специальной оценки зависят установление итогового класса условий труда на рабочих местах и предоставляемые в дальнейшем гарантии и компенсации сотрудникам. Проведение СОУТ требует от эксперта высокой степени внимательности, грамотного и профессионального подхода. Некомпетентная оценка специалиста может стать причиной будущих производственных травм и профзаболеваний.

Подготовке экспертов, проводящих СОУТ, уделяется серьезное внимание на государственном уровне. Так, согласно закону «О специальной оценке условий труда» (№ 426-ФЗ от 28.12.2013 г.), экспертами могут быть только лица, прошедшие в установленном порядке аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и получившие соответствующий сертификат.

Аттестация и выдача сертификата эксперта происходят в комиссии Министерства труда России. Срок действия сертификата составляет пять лет, по окончании которых нужно вновь проходить аттестацию в установленном порядке.

Специалисты, которые претендуют на получение сертификата эксперта, должны иметь:

  1. высшее образование;
  2. дополнительное профессиональное образование в области СОУТ;
  3. стаж работы по профилю не менее трех лет.

Дополнительное профессиональное образование по СОУТ

Содержание программы дополнительного профессионального образования для желающих стать экспертами СОУТ регламентировано законодательством и должно предусматривать изучение вопросов СОУТ в объеме не менее 72 часов.

В нашем центре можно пройти необходимое обучение по специальной оценке условий труда.

Программа включает следующие темы:

  1. основы законодательства РФ в области специальной оценки условий труда;
  2. требования к организациям и экспертам организаций, проводящих СОУТ;
  3. порядок проведения СОУТ;
  4. идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  5. исследования и измерения вредных и опасных физических факторов производственной среды и трудового процесса, отнесение к классу условий труда;
  6. обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и оценка СИЗ в рамках СОУТ;
  7. гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда.

Курс разработан с учетом законодательных требований к подготовке экспертов СОУТ. Обучение проводят высокопрофессиональные специалисты «Юнитал-М», имеющие большой опыт работы в этой области.

Получив удостоверение о повышении квалификации по итогам успешной сдачи экзамена, специалисты могут проходить дальнейшую аттестацию на эксперта в Министерстве труда и социальной защиты РФ.

Аттестация в Минтруде

Для прохождения аттестации в Министерство труда нужно предоставить следующие документы:

  1. заявление в произвольной форме;
  2. копию документа о высшем образовании;
  3. копию документа о наличии дополнительного профессионального образования в области СОУТ;
  4. копию трудовой книжки, подтверждающей практический опыт работы в области спецоценки.

По результатам рассмотрения заявления, которое длится до 20 дней, Минтруд принимает решение о допуске заявителя к аттестации или же отказе в ней.

Аттестационное испытание проводится в формате дистанционного онлайн-тестирования. Вопросы для подготовки можно посмотреть на сайте министерства. Всего 40 вопросов, на которые нужно ответить в течение 40 минут. Результат формируется сразу в системе в форме электронного протокола. Если испытание пройдено успешно, заявитель получает положительное решение об аттестации на право выполнения работ по СОУТ. В течение 15 дней оформляется сертификат эксперта.

Минтруд ведет реестр экспертов организаций, проводящих СОУТ. В реестр заносятся ФИО эксперта, сведения о действующем сертификате (номер, дата выдачи и окончания срока действия), область деятельности эксперта по выполнению работ СОУТ.

Право проведения процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) пока еще принадлежит организациям, оказывающим услуги по аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.), но с 1 января 2019 года в области оказания услуг по спецоценке должны остаться лишь специализированные организации, имеющие аккредитацию на право проведения работ по СОУТ. Несмотря на то, что это совершенно новая процедура в законодательстве, Минтруд все же решил сделать плавный переход, как в отношении работодателей, так и в отношении аттестующих организаций, отсюда и продление сроков:

Цитата: ‘Мы очень корректно прописали переходные нормы. Все фирмы, которые работают на этом направлении, продолжат работать до окончания срока действия у них аттестата аккредитации. Сейчас в реестре аттестующих организаций зарегистрировано 900 таких организаций. Все они сохранят право осуществлять СОУТ’

Констатирует первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкин в интервью «Российской бизнес-газете».

В соответствии с переходными положениями послабления были даны даже тем организациям, у которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается в 2014 году. Вне зависимости от того, в каком месяце и какого числа это произойдет, организация, проводящая АРМ, имеет право оказывать услуги по СОУТ включительно до 31 декабря 2014 года. По анализу Минтруда, в указанном году у порядка 150 компаний истекает срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, организация, проводящая спецоценку, должна соответствовать следующим требованиям:

  • Проведение СОУТ должно быть представлено в уставных документах как один из основных видов или один из видов деятельности организации;
  • Наличие в организации не менее 5 экспертов по спецоценке условий труда, работающих по трудовому договору, причем один из них обязательно должен иметь высшее образование по специальности – врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • Наличие структурного подразделения – аккредитованной лаборатории, имеющей право на выполнение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды (ВОПФ, – ред.) и трудового процесса.

Организация по СОУТ вправе привлекать к работе по гражданско-правовому договору другие аккредитованные лаборатории, но только в части замеров следующих видов факторов: энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, рентгеновское и нейтронное излучения, биологические факторы. Законом подобное сотрудничество предусмотрено потому, что не все испытательные центры имеют разрешение на измерения этих видов факторов, к тому же и закупка оборудования для них является одной из самых дорогостоящих.

Эксперт организации, проводящей СОУТ

Экспертом по СОУТ может стать специалист организации, имеющий стаж работы в лаборатории не менее 3-х лет, прошедший аттестацию в Минтруде и имеющий сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.

Аттестация эксперта в Минтруде была введена впервые. К ней допускаются лица, которые имеют высшее образование, опыт практической работы в центрах лабораторий, дополнительное обучение по СОУТ в учебных институтах в объеме не менее 72 часов. Аттестация для претендентов в эксперты проходит в два этапа – выполнение тестовых заданий и собеседование. При удовлетворительном решении аттестационной комиссии, специалист получает право на проведение работ по спецоценке по определенному направлению. Положением об аттестации экспертов предусмотрено 5 таких направлений: идентификация ВОПФ и трудового процесса, измерение и исследование биологических факторов, измерение и исследование химических факторов, измерение и исследование физических факторов и измерение и исследование вредных и опасных факторов трудового процесса. Требования о том, что каждый эксперт должен пройти аттестацию строго по всем 5-ти направлениям, нет, поэтому каждый из специалистов может выбрать наиболее приемлемое для себя. В дальнейшем эксперт может пройти аттестацию и по другому направлению.

По результатам аттестации эксперты получают сертификат на право выполнения работ по СОУТ, срок действия которого – 5 лет. Но так как на эксперта по спецоценке с введением новой процедуры были возложены огромные функции, за любую недостоверную и некомпетентно проведенную оценку он может лишиться не только сертификата, но и привлекаться к административной ответственности. Штрафы и санкции были впервые введены для экспертов. Подробнее с размерами и видами административной ответственности для них, а также для организаций, проводящих спецоценку, Вы можете ознакомиться в материале: «Штрафы и санкции при СОУТ».

Отметим, что для экспертов законом также предусмотрены переходные положения. В связи с тем, что обучение экспертов и их последующая аттестация в Минтруде занимает немало времени, положением о СОУТ разрешено исполнять обязанности экспертов лицам, работающим в организациях по трудовому договору и допущенных к работе в испытательных лабораториях по состоянию на день вступления в силу Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2014 года.

Страхование ответственности организациями по СОУТ

Каждая организация может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям и работникам, путем добровольного страхования.

При разработке федерального закона, точнее, в первой версии законопроекта, требования данного пункта имели обязательное значение для всех организаций. Без наличия обязательного страхования организациям проводить работы по СОУТ не разрешалось. Но аттестующие организации смогли отстоять свое право, и пункт закона уже стал носить добровольный характер.

Реестр организаций, проводящих спецоценку

Вся информация о деятельности организаций, проводящих СОУТ, хранится в открытом доступе на официальном сайте Минтруда в специальном реестре. В нем содержатся следующие сведения:

  • Полное наименование организации и место нахождения;
  • ИНН;
  • Основной государственный регистрационный номер;
  • Регистрационный номер записи в реестре организаций;
  • Дата внесения сведений об организации;
  • Дата принятия решения о приостановления деятельности и основания для его принятия;
  • Дата принятия решения о возобновлении деятельности с основаниями для возобновления.

В случае принятия решения о прекращении деятельности организации в области оказания услуг и работ по СОУТ, в реестре также делается запись, и приводятся законные основания для этого.

Организации, проводящие спецоценку и работодатели по мере проведения работ должны находиться в тесном сотрудничестве. Организация должна оказывать правомерные действия, работодатель – не препятствовать проведению исследований и давать все необходимые сведения и документы, характеризующие условия труда. Если одна из сторон нарушает правила, каждый из участников может отказаться от проведения СОУТ.

Главный принцип, который должна соблюдать организация по СОУТ – принцип независимости. Невзирая ни на что, результат должен быть достоверным и объективно отражать состояние условий труда на рабочих местах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

С 1 января 2014 года все организации и ИП, имеющие наемных рабочих, обязаны пройти специальную оценку условий труда взамен существовавшей ранее аттестации рабочих мест согласно предписаниям Трудового кодекса и ФЗ №426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». В данной статье пойдет речь о понятии спец. оценки, для чего она необходима, каким образом она проводится и на какие средства ее возможно провести, ответственность, штрафы.

Что такое спецоценка условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) — это определение вредных и опасных факторов производства, измерение уровня их воздействия на работника, организация безопасных рабочих мест.

Специальная оценка условий труда (закон) — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 ФЗ №426).

Кто должен проводить спецоценку рабочих мест (СОУТ)

Процедура обязательна для всех работодателей за исключением физических лиц, являющихся работодателями, но не имеющих статуса ИП. Не подлежат обязательной специальной оценке условия труда надомников и тех, кто трудится удаленно. Помимо этого ИП, не имеющие рабочих, СОУТ «за себя» не проводят, а вот директора организаций, в которых нет наемных рабочих, обязаны оценить свое рабочее место.

Для чего же проводится специальная оценка условий труда? Она необходима для оценки безопасности рабочего места и направлена на устранение выявленных вредных факторов, либо предоставление льгот и гарантий в связи с «вредностью» данных рабочих мест.

Как провести спецоценку условий труда (СОУТ)

Для организации проведения спец.оценки условий труда организации необходимо предпринять следующие шаги:

1 шаг. Выбрать организацию, которая занимается проведением СОУТ

Такая организация должна отвечать следующим требованиям:

  • в Уставе основной вид деятельности указана специальная оценка условий труда;
  • в штате работают не меньше пяти экспертов, у которых есть сертификаты на выполнение работ по спец.оценке. Один из них должен быть врачом по общей гигиене, гигиене труда или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследования;
  • соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр и иметь аккредитацию МинТруда;
  • наличие испытательной лаборатории, аккредитованной на измерение вредных и опасных факторов производственной среды.

2 шаг. Заключить договор — стоимость СОУТ

При заключении договора (пример договора СОУТ) с выбранной специализированной организацией необходимо отдельно оговорить порядок заключения договора, стоимость работ и сроки совершения специальной оценки. Обычно для заключения договора необходимо оформить заявку, на основании которой он заключается, и представить штатное расписание, на основании которого сообщается примерная цена процедуры СОУТ. Для проведения непосредственно процедуры СОУТ понадобятся многие другие документы, которые необходимо предоставить в оговоренный срок. Список документов приведен ниже.

Примерный перечень документов, которые могут потребоваться для проведении СОУТ:

  • приказ о назначении комиссии для проведения СОУТ (об этом расскажем в п.3)
  • штатное расписание организации
  • реквизиты юридического лица
  • коды статистики
  • список должностей и профессий, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам (при наличии)
  • результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда в виде сводной таблицы классов условий труда (при наличии)
  • результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии).
  • инструкции по охране труда
  • сведения о несчастных случаях за последние 5 лет (копия акта Н-1 или копия журнала регистрации несчастных случаев)
  • перечень должностей, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, сокращение продолжительности рабочей недели, предоставляется лечебно-профилактическое питание (при наличии)
  • перечень средств индивидуальной защиты (при наличии).
  • сертификаты на средства индивидуальной защиты работников (при наличии СИЗ).
  • письмо о наличии сотрудников в возрасте до 18 лет с указанием их должности
  • сведения о производственном оборудовании, материалах и сырье, документация на производственное оборудование, используемое на рабочих местах конкретных работников; технологическая документация, характеристики технологического процесса
  • схема расположения рабочих мест (можно использовать План эвакуации или Приложение к договору аренды помещения)
  • сведения о СНИЛС сотрудников
  • правила внутреннего трудового распорядка (количество регламентированных перерывов в работе и их продолжительность)
  • список автотранспортной техники организации с указанием количества водителей, работающих в каждом автомобиле, грузоподъемности и вида используемого топлива, марки и года выпуска

Сроки проведения СОУТ зависят от количества оцениваемых рабочих мест, наличия среди них аналогичных мест, наличия вредных условий труда и территориального расположения организации. Процедура специальной оценки проводится по фактическому местонахождению фирмы.

От вышеперечисленных факторов будет зависеть и стоимость СОУТ. Так, если оценить необходимо «обычное» рабочее место, то стоимость может варьироваться от 1200 до 1800, а за «вредные» рабочие места стоимость составит от 2500 руб. «Надбавки» к стоимости могут быть также начислены и за срочность заказа. Ниже приведен список некоторых организаций, предоставляющих услуги по СОУТ, которых мы нашли в поиске и обзвонили при подготовке данного материала

Стоимость СОУТ на 1 февраля 2020 таблица

Название Город Цена за место Срок исполнения
1 Центр профессиолнальной поготовки кадров Смоленск от 1200 руб. 2 недели
2 Центр гигиены Смоленск от 1500 руб. 1 месяц
3 ВВА Эксперт Смоленск от 1500 руб. 3 недели
4 EcoStandard group Москва договор от 9 500 руб. 2 недели
5 ПромМашТест Москва договор от 10 000 руб. 2 недели
6 ТехноПрогресс Москва договор от 25 000 руб. 60 дней

После согласования всех вопросов можно подписывать договор и вносить предоплату за проведение спец.оценки.

3 шаг. Создать комиссию по оценке рабочих мест

Члены комиссии могут являться представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и представитель от работников. Возглавлять комиссию обязан работодатель. В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого бизнеса, которые отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию, роль комиссии исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник. Состав и обязанности комиссии устанавливаются приказом или распоряжением.

В обязанности комиссии по проведению спец.оценки условий труда входят:

  • установление графика проведения специальной оценки (приказами оформляются начало и окончание процедуры СОУТ);
  • установление списка рабочих мест, подлежащих оценке;
  • определение количества аналогичных рабочих мест;
  • подписание отчета о проведении спец.оценки.

Важно: аналогичные рабочие места оцениваются не все, а лишь 20% таких мест от общего числа, но не меньше двух, но результаты проверки применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Таким образом, организационный этап закончен. Далее специальную оценку условий труда проводит эксперт выбранной специализированной компании. Для этого проводится определенный ряд действий, которые приведены ниже.

4 шаг. Провести спецоценку условий труда

Включает в себя следующие этапы (подробно не останавливаемся):

  • изучение рабочих мест для выявления вредных факторов при их наличии. Если такие факторы не обнаружились, то второй этап пропускается;
  • измерение уровня вредных факторов;
  • распределение рабочих мест по классам условий труда;
  • оформление результатов спец.оценки условий труда.

5 шаг. Результаты проведения спецоценки

В случае обнаружения на рабочих местах вредных факторов, проводятся дополнительные испытания и измерения. По результатам измерений происходит распределение классов условий труда:

  1. оптимальный,
  2. допустимый,
  3. вредный
  4. опасный.

Исходя из принадлежности рабочего места к одному из этих классов, происходит расчет дополнительных тарифов или скидок в Пенсионном фонде и в Фонде социального страхования.

Декларация СОУТ

Рабочие места, на которых вредных факторов не обнаружено, подлежат декларированию. Декларация соответствия условий труда (декларация СОУТ образец скачать) государственным нормативным требованиям охраны труда должна быть предъявлена в трудовую инспекцию в 30 (тридцати) дневный срок со дня утверждения отчета спец.оценки условий труда. Помимо декларации работодатель предоставляет в Трудовую инспекцию заверенные копии следующих документов:

  1. Титульный лист утвержденного отчета по СОУТ;
  2. Заключение эксперта по результатам СОУТ;
  3. Сводная ведомость результатов проведения СОУТ.

Отчет СОУТ

По окончании проведения спец.оценки составляется отчет о проведении спец.оценки условий труда (образец отчет СОУТ скачать).

В отчет СОУТ включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

  1. сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям;
  2. перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  3. карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  4. протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  5. протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
  6. протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений;
  7. сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  8. перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  9. заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда.

В 30 (тридцати) дневный срок со дня со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. В те же сроки сводные данные спец.оценки размещают на официальном сайте организации. Также не позднее 10 (десяти) дней со дня утверждения отчета данные о проведенной спец.оценке передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спец.оценки условий труда.

Сроки и периодичность проведения спецоценки рабочих мест СОУТ

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда при проведении СОУТ начиная с 2020 г. действительна в течение 5 (пяти) лет, срок исчисляется со дня размещения утверждённого отчета о проведении спецоценки условий труда специалистами СОУТ в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда. О дате размещения специалисты из СОУТ обязаны официально информировать в рок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня размещения. До 2020 г. срок действия декларации исчислялся со дня утверждения отчета проведении спец.оценки условий труда.

В противном случае, декларация прекращает свое действие и возникает необходимость в проведении внеплановой спец.оценки условий труда. Помимо вышеуказанного внеплановая спец.оценка может проводиться и в других случаях (см. ст.17 закона № 426). Срок проведения внеплановой оценки определяется 6 месяцами со дня наступления вышеперечисленных случаев. В случае проведения организацией аттестации рабочих мест до вступления в силу закона «О специальной оценке условий труда», организация имеет право не проводить спец.оценку в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации. Если же процедура аттестации рабочих мест была начата в 2013 году, но не доведена до конца к началу 2014 года, то ей необходимо заново начать процедуру спец.оценки.

Спец. оценку рабочих мест, причисленных к вредным необходимо завершить к окончанию 2014 года, что касается прочих рабочих мест, но законодательно разрешено проводить их поэтапно. Окончательный срок проведения спец.оценки таких мест – конец 2018 года.

Возможность проведения спецоценки условий труда за счет средств ФСС

Исходя из п.1 ст.8 закона «О специальной оценке условий труда» оплачивать мероприятия по спец. оценке должна организация. Но есть и исключения, а именно для рабочих мест связанных с вредными и (или) опасными производственными факторами суммы, потраченные на проведение мероприятий по спец.оценке можно зачесть при уплате страховых взносов «на травматизм».

Для этого необходимо обратиться с заявлением в Фонд социального страхования по месту регистрации не позднее 1 августа текущего года. Помимо заявления в ФСС могут запросить такие документы как

  • копию приказа или распоряжения о создании комиссии по спец.оценке;
  • копию договора с организацией, проводящей спец.оценку.
  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году;
  • копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

При получении положительного ответа на запрос о финансировании мероприятий спец.оценки условий труда, организация проводит спец.оценку за свой счет, а после учитывает использованные суммы при перечислении взносов в ФСС. Конечно суммы, которые работодатель может зачесть, ограничиваются определенными рамками, а именно 20% от величины взносов «на травматизм» за предшествующий календарный год за вычетом расходов на выплату обеспечения за тот же год. Хотя для предприятий, которые за два предыдущих года не проводили никаких мероприятий за счет ФСС, а также численность которых не превышает 100 человек, эти суммы увеличены. Расчет в этом случае производится по формуле, согласно которой лимит не должен превышать 20% суммы взносов «на травматизм» за три предыдущих года, уменьшенных на расходы на выплаты обеспечения; и сумму взносов «на травматизм» за текущий год.

Штрафы за отсутствие СОУТ

Как будут проверять выполнение спецоценки рабочих мест

Выполнение спецоценки рабочих мест проверять, помимо выездных плановых и внеплановых проверок трудовой инспекцией, скорее всего, будут автоматизированно. Для этого существует:

  • отчет 4-фсс, где работодатель на 5 странице обязан указать количество рабочих мест страхователя, в отношении которых проведена специальная оценка условий;
  • сервис проверки деклараций СОУТ, где можно сверить данные отчета.

Административная ответственность

Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ на рабочих местах либо ее не проведение (ст. 5.27.1 КоАП):

  • должностные лица — административный штраф в размере 5-10 тысяч рублей,
  • ИП — административный штраф в размере 5-10 тысяч рублей,
  • юридические лица — административный штраф в размере 60-80 тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека (ст.143 УК РФ):

  • штраф до 400 тыс.рублей либо лишение свободы сроком на 1 год с невозможностью занимать определенные должности;
  • то же, повлекшее смерть человека по неосторожности – лишение свободы до 4 лет;
  • то же, повлекшее смерть двух лиц и более – лишение свободы до 5 лет.

Специализированная организация, проводящая спец.оценку, также может быть оштрафована, если она нарушила установленный порядок проведения процедуры спец.оценки. В этом случае штрафы могут быть выписаны как эксперту (в размере 20 тыс.руб. до 30 тыс.руб.), так и самой организации (размер составит от 70 тыс.руб. до 100 тыс.руб.)

Итак, мы выяснили, что процедура специальной оценки условий труда является обязательной и неотъемлемой частью процедуры по улучшению условий труда и федеральному контролю ее эффективности.

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено Приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н, который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *