Списание дебиторской задолженности бюджет

Проблемы учета

УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В. И. СУПРОТКИНА, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ

Дебиторская задолженность является следствием существующей в стране системы денежных расчетов между организациями, при которой между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты, имеется разрыв по времени платежа.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность другой организации, работников и физических лиц данной организации. Организации и лица, которые должны данной организации, называют дебиторами.

В настоящее время все более строгие требования предъявляются к точности и достоверности бухгалтерской отчетности. Пристальному вниманию подвергаются все существенные показатели отчетности, к которым относятся и суммы дебиторской задолженности.

Учреждения должны контролировать дебиторскую задолженность, следить за сроками ее погашения, своевременно списывать безнадежную задолженность в бухгалтерском учете.

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) введены новые требования к организации и финансовому обеспечению хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Существенное изменение системы бухгалтерского учета отразилось и на порядке отражения в бухгалтерском учете расчетов с различными дебиторами. Для учета дебиторской задолженности предусмотрены счета

в разделе «Финансовые активы» Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).

Рассмотрим особенности отражения расчетов по доходам и по выданным авансам в казенных учреждениях в соответствии с требованиями Инструкции № 162н.

Расчеты с дебиторами по доходам. В соответствии с изменениями, внесенными с 01.01.2011 в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) Законом № 83-ФЗ, получателями бюджетных средств, а также администраторами доходов бюджета признаются только казенные учреждения.

Согласно п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и п. 5 ст. 41 БК РФ (с учетом изменений, внесенных ст. 13 Закона № 83-ФЗ) с 01.01.2012 казенные учреждения лишены самостоятельности в использовании средств, полученных ими от осуществления приносящей доход деятельности. Поэтому все суммы поступлений, полученные ими от осуществления приносящей доход деятельности и оставшиеся после уплаты установленных действующим законодательством налогов, учреждения обязаны перечислить в соответствующий бюджет в качестве неналоговых доходов.

Расчеты с дебиторами по доходам отражаются в бухгалтерском учете учреждений на специальном счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам».

Группировка расчетов осуществляется в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов бюджета, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:

— 10 «Расчеты по налоговым доходам»;

— 20 «Расчеты по доходам от собственности»;

— 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;

— 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

— 50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;

— 60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»;

— 70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

— 80 «Расчеты по прочим доходам».

Определенные трудности у работников бухгалтерии вызывает наличие в перечне счетов к счету 0 205 000 «Расчеты по доходам» счета 0 205 21 000 «Расчеты по доходам от собственности» и счета 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» с детализацией его по видам активов (0 205 71 000 — по основным средствам, 0 205 72 000 — по нематериальным

активам, 0 205 73 000 — по непроизведенным активам, 0 205 74 000 — по материальным запасам и 0 205 75 000 — по финансовым активам).

Чтобы избежать рисков отражения одних и тех же сумм дебиторской задолженности по доходам на двух разных счетах бухгалтерского учета учреждения, следует:

— расчеты по арендной плате и иным платежам за пользование закрепленным за учреждением имуществом, не влекущим его отчуждения у учреждения, отражать на счете 0 205 21 000 «Расчеты по доходам от собственности»;

— расчеты же, связанные с отчуждением соответствующего имущества (т. е. снятием его закрепления за учреждением для последующей реализации или иной передачи сторонним организациям или лицам), — на счете 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (с детализацией по видам активов).

Казенные учреждения получают доходы от оказания платных услуг, использования федерального имущества, списания с баланса основных средств (сдача металлолома) и иной приносящей доход деятельности.

Расчеты по доходам, полученным учреждением от оказания им платных услуг, отражаются в бухгалтерском учете проводками, которые приведены в табл. 1.

В соответствии со ст. 42 БК РФ доходы, получаемые в виде арендной платы за пользование государс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете расчетов по доходам, полученным учреждением от оказания платных услуг

Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

1. Получен аванс от сторонней организации на оказание учреждением платных услуг на лицевой счет в Отделении Управления Федерального казначейства. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 17 (130) «Поступления денежных средств на счета учреждения», 2 210 05 560 «Увеличение дебиторской задолженности прочих дебиторов» 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» Сумма аванса с налога на добавленную стоимость (НДС). НДС с аванса

2. Оказана учреждением и принята заказчиком платная услуга 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг», 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» С НДС. Общая сумма НДС

Окончание табл.1

Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

3. Одновременно произведен зачет суммы ранее полученного учреждением аванса и отнесен на налоговый вычет, начисленный с этого аванса НДС 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» 2 210 05 660 «Уменьшение дебиторской задолженности прочих дебиторов»

4. Получены денежные средства в окончательный расчет за оказанную платную услугу на лицевой счет в Отделении Управления Федерального казначейства. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 2201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства». 17 (130) «Поступления денежных средств на счета учреждения» 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» Сумма с НДС, окончательный расчет

твенным (муниципальным) имуществом, относят к доходам бюджетов от использования имущества. Таким образом, средства, получаемые в виде арендной платы, должны поступать в доход бюджета.

Казенные учреждения после 01.01.2012 обязаны после уплаты в бюджет установленных действующим законодательством налогов и сборов сдавать полученную ими арендную плату в соответствующий бюджет в качестве неналоговых доходов.

Полученные казенным учреждением доходы от использования имущества следует отражать в бухгалтерском учете по ст. 120 «Доходы от собственности» в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

Отражение в бухгалтерско полученным учреждением

Расчеты по доходам, полученным учреждением от сдачи имущества в аренду, отражаются в учете проводками, которые приведены в табл. 2.

Казенное учреждение после списания с баланса основных средств имеет доход от списания (сдача металлолома).

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества казенных учреждений включаются в состав доходов соответствующего бюджета. Доходы от сдачи металлолома казенное учреждение должно перечислить в бюджет. Операции по сдаче металлолома и перечислению средств в доход бюджета следует отразить в бюджетном учете проводками, которые приведены в табл. 3.

Учет расчетов по выданным авансам. Учет расчетов по выданным авансам ведется в соответс-

Таблица 2

учете расчетов по доходам, ^ сдачи имущества в аренду

Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

1. Начислена учреждением арендная плата арендатору за пользование имуществом 2 205 21 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности», 2 401 10 120 «Доходы от собственности» 2 401 10 120 «Доходы от собственности», 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» С НДС, НДС с арендной платы

2. Получена учреждением арендная плата от арендатора на свой лицевой счет в Отделении Управления Федерального казначейства. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 17 (120) «Поступления денежных средств на счета учреждения» 2 205 21 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности» С НДС

3. Начислен налог на прибыль с учетом включения в налоговую базу доходов, полученных учреждением в виде арендной платы 2 401 10 120 «Доходы от собственности» 2 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»

Окончание табл.2

Содержание операции Бухгалтерские проводки Примечания

Дебет Кредит

4. Перечислены в бюджет установленные действующим законодательством налоги и сборы (с учетом доходов, полученных в виде арендной платы). Одновременно делается запись по забалансовому счету 18. Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 2 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций» 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 18 (120) «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 18 (120) «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» Налог на прибыль , НДС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Перечислена казенным учреждением в бюджет полученная им сумма арендной платы за минусом начисленных на нее НДС и налога на прибыль. Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 2 401 10 120 «Доходы от собственности», 2 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 2 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 18 (120) «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

твии с классификацией операций сектора государственного управления на счете 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Группировка расчетов по выданным авансам осуществляется по видам выплат, утвержденных сметой учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

— 10 «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда»;

— 20 «Расчеты по авансам по работам, услугам»;

— 30 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов»;

— 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям»;

— 50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам»;

— 60 «Расчеты по авансам по социальному обеспечению»;

— 90 «Расчеты по авансам по прочим расходам».

Размер аванса юридическим лицам и срок его

перечисления со счетов учреждения должны быть зафиксированы в договоре с контрагентом. Размер авансовых платежей устанавливается постановлением Правительства РФ.

Пунктом 12 постановления Правительства РФ от 28.12.2010 № 1171 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств и договоров, подлежащих исполнению за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:

а) в размере до 100 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных

Таблица 3

Отражение в бухгалтерском учете операций по сдаче металлолома и перечислению средств в доход бюджета

Содержание операций Бухгалтерские проводки

Дебет счета Кредит счета

1. Принятие к учету запасных частей от списания объекта основных средств (металлолома) 1 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

2. Списание с учета запасных частей (реализованного металлолома) 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» 1 105 36 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

3. Начисление дохода от реализации металлолома без НДС 1 205 74 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами» 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

4. Начисление дохода в части НДС 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» 2 401 10 180 «Прочие доходы»

5. Начисление НДС 2 401 10 180 «Прочие доходы» 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

6. Поступление дохода в части НДС. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 2201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

7. Перечислен НДС в доход бюджета. Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» 2201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

8. Поступил в бюджет доход 1 210 02 440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов» 1 205 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

изысканий, проведении Всероссийской олимпиады школьников и приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и т. д.;

б) в размере до 60 % суммы договора (государственного контракта), но не более 60 % лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) об оказании услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям

Президента РФ, авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц и т. д.;

в) в размере до 30 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., а также последующее авансирование выполняемых работ в указанном размере после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) в размере до 50 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

д) в размере до 30 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, — по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, связанных с предоставлением безвозмездной технической и гуманитарной помощи иностранным государствам на двусторонней основе;

е) в размере до 30 % суммы договора (государственного контракта), но не более 30 % лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соот-

ветствующий финансовый год, — по остальным договорам (государственным контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Рассмотрим отражение в учете расчетов с поставщиками по выданным авансам за услуги связи и коммунальным платежам.

Пример

Казенным учреждением заключены договоры с организациями, оказывающими услуги связи и коммунальные услуги (по бюджетной деятельности). В соответствии с условиями договоров оплата услуг связи производится учреждением авансовым платежом в размере 100 %, а коммунальные услуги — 30 % от суммы договоров до 5-го числа каждого месяца. Поставщики услуг до 5-го числа следующего месяца представляют счета и акты за оказанные услуги. Лимит бюджетных обязательств по услугам связи (на месяц) — 58 000руб., по коммунальным услугам — 95 000 руб. Операции по учету расчетов с поставщиками по выданным авансам за услуги связи и коммунальным платежам следует отразить в бюджетном учете проводками, которые приведены в табл. 4.

Таблица 4

Отражение в бухгалтерском учете расчетов с поставщиками по выданным авансам за услуги связи и коммунальным платежам

Содержание операций Бухгалтерские проводки Сумма

Дебет Кредит

1. Перечислен аванс поставщику за услуги связи 1 206 21 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи» 1 304 05 221 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по услугам связи» 58 000 руб.

2. Перечислен аванс поставщику за коммунальные услуги 1 206 23 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за коммунальные услуги» 1 304 05 223 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам» 28 500 руб.

3. Отражены расходы учреждения по услугам связи согласно счету и акту 1 401 20 221 «Расходы на услуги связи» 1 302 21 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате услуг связи» 58 000 руб.

4. Отражены коммунальные расходы учреждения согласно счету и акту 1 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги» 1 302 23 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг» 95 000 руб.

5. Зачтен ранее перечисленный аванс за услуги связи 1 302 21 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате услуг связи» 1 206 21 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи» 58 000 руб.

6. Зачтен ранее перечисленный аванс за коммунальные услуги 1 302 23 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг» 1 206 23 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за коммунальные услуги» 28 500 руб.

7. Перечислена оставшаяся сумма поставщику комму -нальных услуг 1 302 23 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг» 1 304 05 223 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам» 66 500 руб.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Если бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств, то оно перечисляет возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета. Записи в учете будут отражены проводками, которые приведены в табл. 5.

Списание дебиторской задолженности. Несвоевременное списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности может привести к существенному искажению показателей бюджетной отчетности.

Взаимоотношения, которые возникают между получателем бюджетных средств и его контраген-

том, регулируются бюджетным и гражданским законодательством.

Анализ положений действующих нормативных правовых актов позволяет сделать следующий вывод: дебиторская задолженность может быть списана с балансового учета казенного учреждения в порядке, установленном главным администратором (администратором) доходов бюджета, после признания ее нереальной к взысканию (ст. 160.1 БК РФ, пп. 78, 80 Инструкции № 162н, п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов

Таблица 5

Отражение в бухгалтерском учете возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Содержание операций Бухгалтерские проводки

Дебет счета Кредит счета

У казенного учреждения

1. Поступила дебиторская задолженность на счет учреждения. Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 0201 11 510 «Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 0 201 21 510 «Поступление денежных средств учреждения на счета в кредитной организации», 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»

2. Отражена сумма дебиторской задолженности на основании извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов 0 304 04 100 «Внутриведомственные расчеты по доходам» 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Перечислена в доход бюджета сумма дебиторской задолженности. Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 0 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 0201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 0 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации», 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

У администратора доходов

1. Отражена сумма задолженности на основании Извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов 0 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 0 304 04 100 «Внутриведомственные расчеты по доходам»

2. Поступление суммы адми-нистрируемых доходов в доход бюджета 0 210 02 100 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам» 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Гражданское законодательство устанавливает, в частности, следующие основания признания дебиторской задолженности юридического лица безнадежной:

— истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

— невозможность исполнения обязательства (ст. 416 ГК РФ);

— прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

— ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ).

Субъективная оценка вероятности погашения задолженности, произведенная должностными лицами казенного учреждения, не может служить основанием для ее списания с балансового учета.

Списание дебиторской задолженности, не реальной к взысканию, осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя казенного учреждения, а также данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и иных оправдательных документов. При этом должен соблюдаться порядок списания, установленный главным администратором доходов бюджета (уведомительный порядок, согласование и т. д.).

Списание в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности по доходам, не реальной к взысканию, отражается по дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета

0 205 00 000 «Расчеты по доходам» (0 205 11 660, 0 205 21 660, 0 205 31 660, 0 205 41 660, 0 205 51 660— 0 205 53 660, 0 205 61 660, 0 205 71 660—0 205 75 660, 0 205 81 660).

Списание с балансового учета на основании первичных документов нереальной к взысканию суммы задолженности по произведенным авансовым платежам отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (0 206 21 660—0 206 26 660, 0 206 31 660— 0 206 34 660, 0 206 41 660, 0 206 51 660, 0 206 61 660, 0 206 62 660, 0 206 91 660) и дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами».

Следует обратить внимание, что даже после признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета такая задолженность должна учитываться на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение 5 лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников (п. 339 Инструкции № 157н).

В последующем списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется: по истечении срока наблюдения, при возобновлении процедуры взыскания задолженности, при поступлении средств в погашение задолженности.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

5. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»: постановление Правительства РФ от 28.12.2010 № 1171.

6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

7. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.

8. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

9. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

Содержание

Бюджет казенное учреждение проводки списание кредиторской задолженности на забаланс

Счет 20 предназначен для учета сумм не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта. Задолженность учреждения, не востребованная кредитором, принимается к забалансовому учету в сумме задолженности, списанной с балансового учета в течение срока исковой давности.

Согласно п. 371 Инструкции N 157н забалансовый счет 20

«Списанная задолженность, не востребованная кредитором»

предназначен для учета сумм не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором.

Из текста Инструкции № 157н неясно, подлежит ли учету списанная кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности. Если иное не установлено законом, течение срока исковой

Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении

По результатам проведения годовой инвентаризации в казенном учреждении, относящемся к структуре МВД, выявлена дебиторская задолженность, числящаяся на балансе учреждения более года.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права возникают, в частности, из договоров, предусмотренных законом, и из договоров, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Например, в силу ст.

454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Проводки по списанию кредиторской задолженности в бюджетном учреждении: с истекшим сроком исковой давности прошлых лет как списать инвентаризация невостребованной

» » Конец года – время инвентаризаций обязательств и сверок, в том числе по кредиторке.

Смотрите, как считать срок исковой давности по кредиторской задолженности, счета учета и проводки списания кредиторской задолженности.

Полезный материал в статье Списание кредиторской задолженности: бухгалтерские проводки Скачать проводки Определение кредиторской задолженности – это обязательства организации по оплате полученных товаров, работ, услуг, по расчетам с бюджетом и персоналом, а также по поставкам товаров (работ, услуг) в счет авансов, полученных от контрагентов.

Кредиторская задолженность складывается по принятым обязательствам в отношении: контрагентов, которые поставили товары, работы или услуги, но не получили оплату; арендодателей – за арендуемое имущество; работников – по заработной плате и иным выплатам, начисление которых произошло, а перечисление – нет;

Списание безнадежной дебиторской задолженности в казенном учреждении

Казенное учреждение должно своевременно списывать безнадежную задолженность в бюджетном учете.

Действующим законодательством не установлен порядок действий при списании задолженности с бухгалтерского учета.

Поэтому учреждению следует установить такой порядок самостоятельно в своей учетной политике. В этом вам поможет статья. Дебиторская задолженность возникает, к примеру, в следующих случаях:

  1. если сотрудник не отчитался по суммам, полученным под отчет.
  2. если контрагент, получивший предоплату, не отгрузил учреждению оплаченные товары (работы, услуги);
  3. если учреждение не выполнило перед контрагентом свои обязательства по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав);

Как списать безнадежную дебиторскую задолженность T1M23S Списание безнадежной дебиторской задолженности Согласно пункту 339 Инструкции № 157н в учете дебиторскую задолженность нужно списать отдельно по каждому обязательству:

Списание кредиторской задолженности

Согласно п.

150 инструкции от 16.12.2010 № 174н О боснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух версия для бюджетных, казенных и автономных учреждений Депонированную зарплату сотрудник вправе получить в течение срока исковой давности. После окончания этого срока невостребованную задолженность учреждения можно списать.

Такой порядок следует из положений приложения 1 к , Инструкции № 174н, Инструкции № 183н.

Депонированная зарплата представляет собой кредиторскую задолженность учреждения перед сотрудником.

› › › Кредиторская задолженность – это полученные обязательства: материальные, а так же иные активы, подлежащие обмену за работы, которые выполнены, или услуги, которые оказаны.

Также к кредиторке относится сумма долга перед работниками по заработной плате и иным долгам, а также платежи в бюджет.

может быть не погашенным по самым разным причинам: от отсутствия финансов у покупающей стороны до не предъявленных требований от кредитора.

Если возникают обстоятельства, когда покупающая или заказывающая сторона не в состоянии оплатить долги, то используется определение «задолженность, не востребованная кредиторами».

К текущей задолженности относится та, срок погашения которой не превышает прописанные договором сроки или не выше 3 лет. Просроченная, соответственно, та, которая не оплачена своевременно.

Когда дата оплаты не утверждена договором, законодательством такой долг именуется просроченным только спустя три года.

Учет просроченной кредиторской задолженности свыше трех лет

Размер невостребованной кредиторской задолженности определите по результатам инвентаризации и отразите в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.

0504089). Решение о списании задолженности принимает руководитель учреждения (путем издания приказа) на основании заключения инвентаризационной комиссии.

Списанные с балансового учета суммы задолженности нужно отразить на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Но не всегда.

Не отражайте за балансом задолженность перед кредиторами, когда организация-кредитор ликвидирована или умер гражданин (сотрудник), о чем есть подтверждающие документы, а также отсутствуют требования со стороны их правопреемников (наследников).

Срок исковой давности Какой срок исковой давности действует для взыскания задолженности Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).

> > > Налог-налог 26 декабря 2019 (БУ) происходит по причинам, общим как для государственных организаций, так и для негосударственных.

В этой статье мы расскажем, когда можно списать дебиторскую задолженность (ДЗ) и как это отразить в бухучете бюджетного учреждения. Приказ Минфина РФ

«Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов.

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении в 2019 году

» » Вернуться назад на Кредиторская задолженность – это полученные обязательства: материальные, а так же иные активы, подлежащие обмену за работы, которые выполнены, или услуги, которые оказаны.

К текущей задолженности относится та, срок погашения которой не превышает прописанные договором сроки или не выше 3 лет.

Проводки списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Дебет 0 302 00 000, 0 208 00 000, 0 304 00 000, 0 301 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты с подотчетными лицами», «Прочие расчеты с кредиторами», «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» Кредит 0 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» — списана невостребованная кредиторская задолженность с согласия главного распорядителя бюджетных средств.

Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами».

На этом счете учитывают суммы не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности, с момента списания задолженности с балансового учета.

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении в 2018 году

Списание задолженности возможно только спустя три года с момента формирования долга. По истечению срока давности собираются документы, предусмотренные регламентом, выпускается приказ от имени руководителя с указанием причины образования просроченной задолженности и выполняются соответствующие проводки.

Но несмотря на это, регулярная сверка с учетом контрагентов все же может оказаться весьма полезна, поскольку позволит выявить ошибки в учете, а так же напомнить дебиторам об их долгах. При этом нельзя забывать, что акт сверки — это не первичный документ и на основании только акта нельзя производить записи в учете.

Проводки по списанию кредиторской и дебиторской задолженность в бюджетном учреждении

Приказы руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов. Кредиторская задолженность На основании пункта 98 Корреспонденции счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении приложение 1 к Инструкции .

Рекомендуем прочесть: Монтаж Системы Апс Статья Расходов

Обычно услуги банка списываются на счет 91.2 (в 1С 7.7) Все это попадает во внереализационный расходы. Но есть такой банк — Сбер.. .

Он на некоторые оплаты счет-фактуру выставляет — за выдачу чековой книжки, оформление банковской карточки, валютный контроль.. . Там в выписке сумма проходит двумя строками — отдельно НДС, отдельно сам расход.

Документ — банковский ордер — там тоже двумя строками суммы написаны. Дней через 10 дают счет-фактуру.. .

Такие расходы я оформляю как услуги сторонних организаций — счет 60.1, или 76.5 (НДС — на 19.3)

Как списать долги кредиторов и дебиторов в бюджетных учреждениях

Как и в любом другом предприятии, бюджетные учреждения тоже составляют бухгалтерский баланс, куда вносят информацию по ДЗ и КЗ.

Со временем у обоих видов задолженностей может истечь срок давности, после чего их нужно будет списать. Но делать это нужно правильно.

Существуют определенные правила, по которым проводится списание дебиторской и кредиторской задолженности в бюджетном учреждении.

Согласно действующему законодательству инвентаризация дебиторки и кредиторки должна осуществляться один раз в год, по результатам которой составляется отчет. При этом не запрещается производить дополнительные проверки, организованные руководством предприятия или бухгалтерским отделом.

Примером внеплановых проверок могут быть:

  1. Сверка ДЗ и КЗ по контрагентам или периодам задолженности.
  2. Подписание актов инвентаризации с партнерами, которое зачастую производится один раз в квартал.
  3. Уточнение данных по кредитору или должнику (его существование, юридический адрес, контакты, реквизиты и т. д.).

В бухгалтерском балансе возможно образование следующих видов просроченных ДЗ или КЗ:

  1. Расчет с покупателем или поставщиком за определенные услуги или продукцию.
  2. Авансы и предоплаты.
  3. Превышение или недовыплата з/п сотрудникам.
  4. Выданные или полученные займы.
  5. Компенсация ущерба и т. д.

Если должник не погасил всю сумму, положенную организации, вовремя, то ДЗ может стать просроченной. Кредиторка и дебиторка с истекшим сроком давности зачастую становятся безнадежными, то есть получить средства невозможно. Именно в этом случае производится списание всех видов задолженностей. Однако действовать нужно в соответствии с существующими правилами и порядком.

Списанию подлежат задолженности, вернуть которые не предоставляется возможным

Согласно ГК РФ существует несколько причин считать задолженность безнадежной:

  1. Если срок исковой давности истекает или уже подошел к концу.
  2. Невозможность исполнения обязательств по займу.
  3. По результатам акта, составленного соответствующими государственными органами.
  4. Смерть должника.
  5. Ликвидация юрлица.

Эти причины являются основаниями для списания кредиторской или дебиторской задолженностей. Также в расчет берутся события, которые не зависят от сторон (природные катаклизмы, войны, эпидемии и т. д.).

Чтобы использовать это в качестве основания, нужно документально подтвердить, что чрезвычайное происшествие имело место быть.

Для этого подойдут сводки из метеослужбы, справки, взятые в МЧС или военное положение в стране и регионе.

Если кредитор или дебитор подал в суд, чтобы вернуть долг, то полученный исполнительный лист передается в ФССП. Далее приставы действуют в рамках закона, производят арест счетов, опись имущества и т. д.

В соответствии с действующим на 2018 г. российским законодательством общая длительность этого показателя равна трем годам. Это прописано в ст. 196 ГК РФ. Исчисление этого периода начинается с момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении своих прав.

Некоторые сложности могут возникнуть, если по договору, подписанному обеими сторонами, не предусмотрено истечение срока исполнения долговых обязательств. В таком случае, чтобы востребовать свои деньги, будет не более 30 суток. Поэтому действовать нужно незамедлительно, иначе вы можете потерять свою возможность на получение долга или его списание.

Основанием для списания служит истечение срока исковой давности

Изменять правила и сроки исчисления давности нельзя даже при обоюдном согласии сторон, поскольку они регламентируются Гражданским Кодексом РФ. Прерывание этого периода давности приводит к тому, что задолженность не получится списать со счета. Это возможно в следующих случаях:

  1. Если подано исковое ходатайство в суд.
  2. Если должник признает свои обязательства.

Прерывание срока давности возможно многократно, когда производятся определенные законодательством действия, способствующие этому.

Существуют и другие причины, по которым течение срока давности может прерываться. После устранения проблемы или разрешения вопроса, отсчет начинается по-новому.

Если спустя какое-то время он снова будет прерван, то цифра обнуляется. Таким образом, процесс может довольно сильно затянуться.

В первую очередь производится инвентаризация, сведения по которой вносятся в документы по бухучету. Комиссия, осуществляющая эту процедуру, обязана установить следующее:

  1. Верность всех расчетов, произведенных банками, финансовыми предприятиями, контрагентами и т. д.
  2. Правильность задолженностей, возникших в ходе хищений и недостач. Причем они должны быть обоснованными.
  3. Соответствие дебиторской и кредиторской задолженностей с реальным положением вещей. Обоснование тоже должно быть.

Полученную информацию отражают в описи, которую составляют по результатам произведенной проверки. Документ должен быть составлен правильно, а вся указанная в нем информация достоверной и соответствовать действительности.

Списание любых задолженностей производится по каждому отдельно взятому долгу, в соответствии с итогом инвентаризации, а также письменного указа руководителя компании. Если есть все основания, то бухгалтер производит списание невостребованной кредиторской или дебиторской задолженности в бюджетном учете.

Для любого предприятия, бюджетного или коммерческого, такой исход является довольно выгодным, поскольку должник может избавиться от своих обязательств. Для кредитора данная процедура тоже может быть полезной, поскольку избавляет от ненужной бюрократии.

Однако все индивидуально, и каждая, отдельно взятая, ситуация сильно отличается от другой.

Просроченная задолженность должна быть списана

Иногда происходит возникновение скрытой кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях. Это происходит чаще всего из-за распространенной системы оплаты приобретения продукции или услуг с внесением предоплаты. Чтобы ее выявить, необходимо произвести анализ всех расходов и доходов организации.

Ключевой особенностью, относящейся к списанию задолженностей в БУ, является вынесение суммы за пределы основного ББ. Забалансовые счета работают приблизительно по такому же принципу, как и другие. То есть материальные поступления отражаются в дебете, а изъятия денежных средств из бюджета – по кредиту. Никаких корреспонденций нет.

Система учета довольно упрощенная в сравнении с аналогичной у коммерческих предприятий. Имеются определенные особенности и нюансы, затрудняющие отслеживание поступлений и списаний.

Поэтому заниматься ведением отчетной документации должны только специалисты, а не дилетанты.

Причем государственных учреждений это касается в первую очередь, поскольку они используют для осуществления своей деятельности средства, поступающие из бюджета.

Эта операция осуществляется, только если комиссия принимает решение, по которому нужно произвести соответствующую процедуру. Все показатели по просрочке указываются на счету 0.401.10.173. Он используется во всех случаях, когда приходится списывать кредиторку или дебиторку в казенном учреждении. В регламенте при этом указываются различные пункты:

  • 150 (инструкция 174н);
  • 178 (инст. 183н);
  • 167 (162н).

Невостребованная КЗ списывается с забаланса, когда произведена инвентаризация и подписан акт по контролю бухгалтерского учета. Это отличие от аналогичной процедуры, производимой в коммерческих предприятиях, очень важно. Ведь весь порядок действий из-за этого меняется, а проводки совершенно иные.

В бухучете списание задолженностей сопровождается проводками

При этом делаются следующие записи:

Списание кредиторской задолженности бюджет проводки – Юрист помог

Как и в любом другом предприятии, бюджетные учреждения тоже составляют бухгалтерский баланс, куда вносят информацию по ДЗ и КЗ.

Со временем у обоих видов задолженностей может истечь срок давности, после чего их нужно будет списать. Но делать это нужно правильно.

Существуют определенные правила, по которым проводится списание дебиторской и кредиторской задолженности в бюджетном учреждении.

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении, составление проводок по долгам

Кредиторская задолженность — это задолженность компании или физического лица по оплате услуг за получение аванса от покупателя, приобретение готовой продукции, товаров, а также по оплате заработной платы работников и налогов.

По окончании срока давности иска, который составляет 3 года, согласно ст. 196 ГК РФ происходит списание кредиторской задолженности, проводки выполняются на основании первичной документации.

Основное условие списания КЗ — это инвентаризация.

Контроль кредиторской задолженности

Учет КЗ нужен для анализа финансовой деятельности компании и планирования стратегии ее роста, а также для наблюдения за сроком выполнения договоренностей компании перед кредиторами и поставщиками.

К основным задачам учета КЗ относятся:

  • Достоверный, подробный и своевременный учет финансовых потоков и операции по их обороту.
  • Установление состава КЗ по периодам погашения, типу задолженности и по степени правомерности.
  • Выяснение процентной части КЗ от общего объема.

Для учета КЗ бухгалтерия предприятия пользуется счетами, которые отображают долги организации разных видов:

  • Счет 60. На нем показаны сведения о расчетах с поставщиками и подрядчиками за ТМЦ (товарно-материальные ценности) и предоставленные услуги.
  • Счет 62. Необходим для регистрации предоплаты полученной от заказчиков и покупателей.
  • Счет 70. Применяется при ведении учета кратковременных задолженностей оплаты труда перед сотрудниками организации.
  • Счета 68; 69. Отражают краткосрочные обязательства перед внебюджетными фондами и бюджетом.
  • Счета 76; 73 и 71. Содержат информацию о долговых обязательствах перед прочими кредиторами.

По возможности выполнения долговых обязательств можно выделить текущую и просроченную КЗ, по периодичности образования задолженность бывает краткосрочная и долгосрочная. Рост КЗ предприятия свидетельствует о скором приближении банкротства.

Не погашенные в оговоренные сроки обязательства свидетельствуют о недостаточном объеме средств, чтобы в нормальном ритме вести производственные процессы, осуществлять куплю-продажу и оказывать услуги.

Такое положение дел может свидетельствовать о нерациональном расходовании заемных средств.

Если компания в положенный срок не погасила КЗ и кредитор ее не потребовал, такой долг необходимо списать на основании прошествия давности срока, при условии, что он не сформирован штрафными санкциями и сборами. КЗ списывается в случае:

  • Аннулирования кредитора и удалением его из (ЕГРЮЛ).
  • Окончания периода, в который можно обратится в суд по защите права по иску лица.
  • Вердикта налогового инспектора о завершении фактической деятельности кредитора.

Недействительной признать сделку можно в течение 1 года. Передача прав на долю другому лицу в совместной собственности может быть оспорена остальными владельцами в пределах 3-х месяцев.

Кредиторский долг бюджетной организации

Списание невостребованной кредиторской задолженности в бюджетном учете указывается в том периоде, в котором закончился период претензионной давности по КЗ.

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении, проводки следующие:

  • Дебет 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 76.4.
  • Кредит 91.1.

Большей частью КЗ состоит из нереализованных платежей подрядчикам за отпущенные товары, непокрытые налоговые обязательства, невыполненные обязательства по уплате заработной платы персоналу.

Списание просроченной кредиторской задолженности, проводки бюджетной организации по списанию НДС:

  • Структура проводки: списание НДС, внесенного в Госказну с предоплаты, за ТМЦ, не отгруженные заказчику. Дебет 91.2 — Кредит 76.

Для бухгалтерии предприятия крайне важен мониторинг долговых обязательств в балансе и остальных формах бухгалтерской и налоговой отчетности. Сравнимость сведений о кредиторах с предшествующими стадиями сможет дать оценку характера изменений задолженности в динамике, материальному положению предприятия и его финансовой состоятельности.

Оформление инвентаризации

Так как списать кредиторскую задолженность прошлых лет возможно исключительно по окончании инвентаризации, глава компании отдает распоряжение согласно форме № ИНВ-22, в котором указывается период выполнения инвентаризации и полный состав комиссии. Как правило, численность комиссии должна состоять минимум из трёх человек.

Ответственность за выполнение сроков предоставления данных, подлинность результатов и порядок выполнения проверки вычислений несёт руководитель комиссии.

Источником выполнения инвентаризации выступают первичные документы.

В завершении описи заполняется справка по форме № ИНВ-18, которая содержит подробную информацию о кредиторе, сумме долге, сроках формирования и причинах возникновения обязательств.

По данным справки составляется инвентаризационный акт формы № ИНВ-17, в котором отображаются:

  • Информация о контрагентах, счетах учета и суммах, утвержденных кредиторами.
  • Данные о задолженностях, не утвержденных кредиторами.
  • Состав КЗ с прошедшими периодами оплаты.
  • Список безнадежной задолженности.

Задолженность, не оплаченная вовремя по причине невозможности в силу обстоятельств, признаётся безнадёжной и списывается на основании приказа. Для этого необходимо проверить суммы НДС, предоставленные ранее к вычетам по неоплаченным поставкам.

Необходимо реконструировать сумму налога, покрыть все непогашенные вовремя налоги и штрафы, подать уточненную декларацию. Справка и акт формируются как минимум в 2-х экземплярах, один из которых направляется в бухгалтерию для верификации показателей учета и корректировки данных.

Кредиторская задолженность: учет и списание, проводки и сроки давности

Для определения срока исковой давности по кредиторской задолженности учреждение обязано провести инвентаризацию обязательств. Процедура позволяет четко разделить, какие долги относятся к текущим, а какие – к просроченным. Рассмотрим, как формируются в учете проводки по погашению и по списанию кредиторской задолженности.

В случае непогашения обязательств перед кредиторами возникает кредиторская задолженность. Списание кредиторки в бюджетных учреждениях выполняется по общим правилам. В этой статье мы разберемся, что такое просроченная кредиторская задолженность и текущая. Проводки приведены отдельно с учетом специфики бюджета.

Что входит в кредиторскую задолженность

Независимо от сферы деятельности кредиторка означает долги по принятым обязательствам. Любая бюджетная структура закупает у поставщиков ТМЦ, основные средства; начисляет зарплату персоналу; платит налоги государству. Для понимания структуры общего долга проводится анализ кредиторской задолженности. К примеру, это обязательства следующего характера:

  • Перед поставщиками – за различные поставленные товары, материалы, имущество, оказанные услуги и работы.
  • Перед персоналом – в части начисленной, но не выданной зарплаты, премии, отпускных, больничных и прочих видов выплат.
  • Перед бюджетом РФ и внебюджетными фондами – по начисленным налогам, сборам, другим фискальным платежам в ИФНС, ПФР, ФСС, Роспотребнадзор и т.д.
  • Перед финансово-кредитными учреждениями – за предоставление услуг по РКО, кредитам, займам и пр.

В зависимости от срока погашения кредиторку подразделяют на текущую и просроченную. К первой относятся обязательства с неистекшим сроком оплаты. Точные условия расчетов определяются в договоре.

Если же момент оплаты уже наступил, а долг не погашен, возникает просроченная задолженность. В бухгалтерском учета учреждения при списании просроченной кредиторской задолженности используется забалансовый счет 20.

Порядок отражения операций необходимо утвердить в учетной политике.

Определить срок исковой давности по кредиторской задолженности

Счета учета кредиторской задолженности

Для контроля за состоянием кредиторки необходимо организовать не только синтетический учет, но и аналитический. Согласно требованиям Инструкции 157н от 01.12.10 г. аналитика организуется в разрезе видов расчетов, договоров, наименований валюты, сроков погашения. Для указанных целей учреждением могут использоваться следующие виды счетов бухучета:

  • 30100 – для отражения операций по долговым обязательствам, включая государственное заимствование.
  • 30200 – для отражения операций по обязательствам перед физлицами, включая зарплату, пособия, довольствование и др.
  • 30300 – для отражения операция по налогам, страховым взносам, прочим платежам в бюджет РФ.
  • 30406 – для отражения операций по прочим расчетам с кредиторами.
  • 30402 – для отражения депонированных операций.
  • 30403 – для отражения различных удержаний из зарплаты и прочих видов выплат персоналу.
  • 30404 – для отражения внутренних расчетов между ведомствами.
  • 20800 – для отражения операций с подотчетниками.

Погашена кредиторская задолженность: проводки

Когда говорят, что кредиторка погашена, имеется в виду исполнение обязательств должником. При этом задействуются соответствующие счета бухучета в бюджетных учреждениях.

К примеру, для отражения расчетов за поставленные ТМЦ используется счета разд. 3 «Обязательства» Инструкции № 174н от 16.12.10 г. В частности, это такие счета как 030210000, 030220000, 030230000 и т.д. Согласно п.

127 аналитика организуется по видам операций на счетах 030211000 (для зарплаты), 030221000 (для услуг связи), 030223000 (для коммуналки), 030231000 (для приобретения объектов основных средств), 030234000 (для приобретения ТМЦ) и т.д.

Рассмотрим пример составления проводок при погашении кредиторской задолженности по счету заработной платы. Предположим, в учреждении начислили заработок персоналу на общую сумму в 300000,00 руб. Из них:

  • На 39000,00 руб. – был удержан НДФЛ по ставке в 13 %.
  • На 90600,00 руб. – начислены с заработка страховые взносы на ОСС, ОПС, ОМС и травматизм по совокупной ставке в 30,2 %.

В учете учреждения бухгалтер выполнит следующие проводки по кредиторке:

  • Д 430211830 К 420111610 на 261000,00 руб. – перечислены средства на карточки персонала.
  • Д 430301830 К 420111610 на 39000,00 руб. – перечислен подоходный налог в бюджет РФ.
  • Д 0303ХХ830 К 420111610 на 90600,00 руб. перечислены взносы по обязательному страхованию в бюджет РФ.

Просроченная кредиторская задолженность

Просроченная кредиторская задолженность, то есть с истекшим сроком погашения, признается в случае неисполнения должником договорных обязательств. Как правило, в контрактах участники сделки обозначают точные сроки расчетов. При отсутствии подобного пункта признать долг просроченным возможно только по истечении срока исковой давности. В ГК РФ этот период определен как 3 года (стат. 196).

По завершении искового срока непогашенное обязательство можно списать (исключение – долги по фискальным платежам). Для этого руководитель учреждения издает распоряжение. В документе указывается основание для образования кредиторки. Дополнительно нужно подготовить:

  • Подтверждающий образование кредиторки первичный документ.
  • Инвентаризационные документы с обозначенной суммой долга.
  • Бухсправка с обозначением даты и источника образования обязательств.

Просроченная кредиторка списывается на доходы учреждения по истечении 3 лет с даты ее образования. При этом обязательно учесть эту сумму на забалансовом сч. 20. Последующее списание с забалансового учета допускается после 3-летнего периода наблюдения. Если же в течение этого срока кредитор выставит требования, сумма долга подлежит восстановлению на балансовом счете.

Списание просроченной кредиторской задолженности: проводки

На списание просроченной кредиторской задолженности проводки оформляются согласно п. 129 Приказа № 174н. В казенных учреждениях производятся следующие проводки:

операции

Дебет

Кредит

Списана невостребованная кредиторская задолженность:

– по долговым обязательствам;

1 301 ХХ 830

1 401 10 173

– по принятым обязательствам перед контрагентами;

1 302 ХХ 830

– по платежам в бюджеты (в т. ч. налогам, сборам);

1 303 ХХ 830

– по доходам;

1 205 ХХ 560

– по подотчетным суммам;

1 208 ХХ 560

– по депонированным суммам;

1 304 02 830

– по удержаниям из зарплаты, стипендии и прочих выплат

1 304 03 830

Одновременно отражена сумма кредиторской задолженности за балансом

Увеличение забалансового счета 20

Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п. 3.48 приказа № 49).

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

В БУ могут образоваться следующие виды просроченной ДЗ:

  • по расчетам с покупателями товаров, работ, услуг;
  • по выданным поставщикам авансам;
  • переплата заработной платы;
  • по выданным займам;
  • по расчетам с подотчетными лицами;
  • по расчетам с лицами, которые должны компенсировать ущерб.

Просроченной ДЗ становится, если должник не погасил сумму, подлежащую уплате, в сроки, оговоренные договором или другими документами. В свою очередь, просроченная ДЗ может стать безнадежной. Это значит, что долг получить невозможно. Отражение безнадежной задолженности на счетах учета и в отчетности ведет к некорректности предоставляемой информации о деятельности организации. Такая задолженность не является активом и должна быть списана.

Выявление просроченной ДЗ необходимо задокументировать. Один из документов, который предлагают использовать для этого эксперты КонсультантПлюс, — справка.

Получите бесплатный доступ к К+ и сможете скачать образец. Также в системе вы найдете образцы акта сверки, служебной записки и других документов на списание ДЗ .

В выявлении проблем с оплатой ДЗ также может помочь ее анализ. Читайте о нем в статье «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)».

Основания для списания ДЗ

Законодательством оговорены следующие случаи, при которых ДЗ может считаться безнадежной:

  • при наступлении события, не зависящего от сторон, которое делает исполнение обязательства нереальным (ст. 416 ГК РФ);
  • в соответствии с решением государственного органа, подтвержденного актом (ст. 417 ГК РФ);
  • при наступлении смерти должника (ст. 418 ГК РФ);
  • при ликвидации контрагента (ст. 419 ГК РФ);
  • при прошествии срока исковой давности (гл. 12 ГК РФ).

Событиями, не зависящими от сторон, могут быть чрезвычайные ситуации, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия.

Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам. С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства. Причиной, указанной в постановлении, может быть:

  • ликвидация организации;
  • невозможность определения фактического нахождения контрагента;
  • отсутствие имущества и денежных средств у должника.

Смерть должника является причиной признания задолженности безнадежной, если обязательство может быть погашено только при его участии или напрямую связано с его личностью.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении. Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства. Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий. Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Сомнительная задолженность признается безнадежной к взысканию и выбывает с баланса БУ на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Бухгалтерский учет списания ДЗ

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение. Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга. Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.

Служба приставов может снова начать действия по взысканию, например, если истец повторно передал им выданный судом исполнительный лист, который уже был на рассмотрении приставов, но по каким-либо причинам исполнительное производство было завершено. В случае возобновления процедуры взыскания или возврата долга неплатежеспособным должником ДЗ списывается со счета 04 и отражается на соответствующих балансовых счетах.

Окончательное списание ДЗ с забалансового счета должно быть одобрено комиссией на основании законодательно установленных причин: смерть должника, ликвидация организации и т. д.

Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Описание проводки

Дт

Кт

Списание ДЗ, которую нереально взыскать

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020500000 «Расчеты по доходам»

Списание безнадежной ДЗ по авансовым платежам

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020600000 «Расчеты по выданным авансам»

Списание безнадежной ДЗ по выданным кредитам

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020700000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)»

Списание безнадежной ДЗ по взаиморасчетам с подотчетными лицами

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Списание ДЗ в связи с тем, что суд не признал вину причинившего ущерб либо виновный признан неплатежеспособным

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также отражается за балансом 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Списание ДЗ в связи с невозможностью установить виновного в причинении ущерба, а также если ущерб был возмещен в натуральной форме

040110172 «Доходы от операций с активами»

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Восстановление ДЗ по ущербам в случае, когда виновное лицо покрыло причиненные расходы, в то время как ДЗ уже была признана безнадежной

020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»,

а также списывается с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Итоги

Учреждение может списать ДЗ, нереальную к взысканию, только по законодательно установленным причинам. Однако после списания необходимо делать периодическую проверку изменения статуса должника, для этого ДЗ продолжает числиться за балансом.

О списании ДЗ в негосударственных организациях читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Какие документы необходимо оформить при принятии решения о списании задолженности неплатежеспособных дебиторов в автономном учреждении?
Каков порядок учета дебиторской задолженности по незавершенному исполнительному производству, а также задолженности, в отношении которой не истек срок исковой давности?

14 сентября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Документы, на основании которых комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании задолженности неплатежеспособных дебиторов, определяются в рамках учетной политики учреждения.
Дебиторская задолженность по незавершенному исполнительному производству, а также задолженность, в отношении которой не истек срок исковой давности, учитываются в балансовом учете автономного учреждения, так как на законодательном уровне в их отношении ожидается погашение.

Обоснование вывода:
Признание дебитора неплатежеспособным является одним из оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета автономного учреждения. Дебиторская задолженность при этом признается нереальной к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации (смотрите, в частности, п.п. 97, 101, 105, 109, 113, 180, 181 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, далее -Инструкция N 183н).
По сути, такая задолженность не соответствует критериям актива, следовательно, учитываться на балансе организации госсектора она не должна (п.п. 36, 47 Федерального стандарта «Концептуальные основы…», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, п. 339 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н, письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171, далее — Письмо).
Иными словами, дебиторская задолженность является активом, если учреждение еще ожидает, что ему перечислят деньги или передадут имущество, выполнят работы, окажут услуги. Если же предлагалось контрагенту погасить задолженность добровольно, было обращение в суд и к судебным приставам, но никаких результатов получено не было, то понятию актива такая задолженность уже не соответствует.
Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, далее — Комиссия (п. 339 Инструкции N 157н). Установить порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению необходимо в локальном акте, разработанном с учетом положений действующего законодательства РФ (смотрите письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776). При этом должны учитываться требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.
Инструкции NN 157н, 183н не содержат указаний по составу документов, необходимых для принятия Комиссией решения о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов. В то же время специалисты финансового ведомства указывают в Письме, что решение Комиссии о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов принимается с учетом:
— сведений, выявленных в ходе проведения инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;
— документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.
При этом, как указано в названном Письме, Комиссия, принимая решение о списании с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393 (далее — Постановление N 393).
Кроме того, при принятии Комиссией решения о признании задолженности нереальной к взысканию она может руководствоваться нормами гражданского законодательства. ГК РФ предусматривает следующие основания:
— истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
— прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
— прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ);
— ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности, может включать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ).
Так, если исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в ч.ч. 1, 3, 4 и 7 ст. 21 Закона N 229-ФЗ, может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника (ч. 2.1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Следовательно, на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по соответствующему основанию дебиторская задолженность может быть признана Комиссией безнадежной к взысканию и списана с балансового учета на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции N 157н). При изменении имущественного положения должника или возобновлении исполнительного производства на основании заявления по прошествии положенного срока дебиторская задолженность восстанавливается в балансовом учете и списывается с забалансового счета 04.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации производство не прекращено, задолженность не списывается с балансового учета.
Если в учреждении не истек срок исковой давности, то списанию в балансовом учете такая дебиторская задолженность не подлежит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *