Срок давности пени

Давность взыскания налогов, пени, штрафов

Н.Н. Орлова,
заместитель директора
департамента налогов и права «ФБК»

Для руководителя и бухгалтера любого предприятия важно знать, за какой срок к нему могут быть предъявлены претензии со стороны налоговых органов в отношении налогов, начислены пени и штрафы. Этот вопрос возникает, когда предприятие узнает о предстоящей налоговой проверке или принимает решение заказать в аудиторской компании налоговый аудит за предыдущие годы деятельности. Предприятие может самостоятельно выявить ошибку в исчислении налогов, которую оно продолжает делать уже несколько лет, и необходимо твердое понимание того, за какой период целесообразно подать исправленные декларации, а за какой этого можно не делать, так как наказать его за давностью уже невозможно.

1. Налоговые санкции

Вопрос о сроке давности разрешен налоговым законодательством только в отношении налоговых санкций (штрафов).
Различаются два понятия: давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания.

1.1. Давность привлечения к налоговой ответственности

В соответствии со ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ, а по остальным правонарушениям — со дня совершения правонарушения.

1.2. Давность взыскания

Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

2. Давность взыскания налога, пени *1

_____

*1 Понятие исковой давности к налогам (пеням) в принципе неприменимо, так как оно взято из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Этот подход был подтвержден п. 1 Обзора практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства, утвержденного письмом ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373. Скорее можно говорить о давности взыскания налога (пени).

2.1. Бесспорное взыскание налога налоговым органом

В соответствии со ст. 46 НК РФ обязанность по уплате налога может исполняться принудительно путем взыскания средств со счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, то есть свыше 60 дней, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Таким образом, для налогового органа, во-первых, установлены четкие процедуры бесспорного взыскания налога, а во-вторых, определен срок, нарушение которого лишает налоговый орган права на бесспорное взыскание.
Как следует из текста приведенной статьи, решению о взыскании должно предшествовать выставление требования на уплату налога.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а требование, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Следовательно, налоговый орган вправе выставить требование или непосредственно после наступления срока уплаты налога (не позднее истечения 3 месяцев), или по итогам налоговой проверки. Других возможностей для выставления требования у налоговых органов нет.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Следовательно:
1) налоговый орган не вправе выставлять требования по налогам, причитающимся к уплате ранее, чем за три предыдущих года;
2) налоговый орган не вправе взыскать налоги (и пени по ним), которые могут быть выявлены и предъявлены к уплате только по результатам налоговой проверки, ранее, чем за три предыдущих года.
Однако согласно п. 3 ст. 46 НК РФ в случае пропуска срока для бесспорного взыскания налога (пени) налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений на сроки, в течение которых налоговые органы вправе обращаться в суд. По мнению, например, С.Д. Шаталова, таких ограничений нет, следовательно, сроков давности взыскания налогов и пени через суд не установлено *1.
_____
*1 С.Д. Шаталов. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: МЦФР, 2000.

Как следует из ст. 45 НК РФ, в качестве основания прекращения обязанности по уплате налогов, сборов и пени истечение срока давности взыскания не установлено. Отсутствует также норма, устанавливающая срок давности для взыскания налогов, сборов, пени, и в других статьях НК РФ.
Судебной практики применения исковой давности по аналогии со сходными отношениями, предусмотренными другими законодательными актами, не выработано.
Однако при решении этого вопроса необходимо учесть следующие обстоятельства.

2.2. Аналогия норм налогового законодательства

До принятия НК РФ действовал Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Данным Законом был определен срок для взыскания налога и пени, но не был установлен такой срок для взыскания штрафных санкций. Этот пробел был восполнен судебной практикой.
В письме ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373 «Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства» было указано следующее:
«Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые установлен срок давности на взыскание недоимок по налогам. Согласно статье 24 названного Закона бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.
Между тем срок на бесспорное списание финансовых санкций новым налоговым законодательством установлен не был.
В этой связи арбитражным судам необходимо исходить из следующего.
В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения.
Поэтому установленный статьей 24 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации” срок давности на списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам применяется и при взыскании финансовых санкций за нарушения налогового законодательства».
В НК РФ ситуация складывается наоборот — давность привлечения к ответственности налогоплательщика установлена, а давность предъявления к нему требования на взыскание налога (пени) — нет. Давность привлечения к ответственности, как указано выше, составляет три года.
Кроме того, не только у государства возникают права требования к налогоплательщикам по налогам (пеням), но и у налогоплательщика может возникнуть требование к бюджету. В этом случае ст. 79 НК РФ предусмотрен возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд — в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ трехлетний срок равным образом установлен для подачи заявления налогоплательщиком о возврате суммы излишне уплаченного налога (со дня уплаты указанной суммы).
Таким образом, НК РФ установил трехлетний срок для предъявления требований налогоплательщиками по налогам. Этот срок будет действовать и в отношении пеней (п. 7 ст. 79 НК РФ).

2.3. Соблюдение досудебных процедур

Необходимо учитывать процедурную возможность налогового органа по взысканию налога (пени). По нашему мнению, срок для обращения налоговых органов в суд не может рассматриваться как бесконечный в связи с тем, что налоговому органу необходимо соблюдать ряд досудебных процедур, установленных НК РФ.
Как представляется из смысла ст. 46 НК РФ, до предъявления иска в суд налоговый орган все же обязан выполнить такие процедуры, как выставление требования об уплате налогоплательщику и принятие решения о взыскании. Разница заключается только в способе исполнения данного решения — не в административном, а в судебном порядке.
При этом опять же будут действовать сроки, установленные для выставления требования (ст. 70 НК РФ), — не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а по результатам налоговой проверки — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
При несоблюдении досудебного порядка урегулирования споров арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения (п. 5 ст. 87 АПК РФ).
Однако в имеющейся у фирмы «ФБК» арбитражной практике решения споров относительно необходимости соблюдения досудебного порядка подход судов разноречив, и пока сложившейся практики нет.
Выводы:
1) по итогам налоговых проверок налоги (и пени по ним) могут быть взысканы в бесспорном или судебном порядке не ранее, чем за три года, предшествующие году проверки;
2) по недоимкам и пени, числящимся за налогоплательщиком, давность взыскания не установлена, и такие суммы не следует списывать с учета до тех пор, пока данный вопрос не будет решен в арбитражной практике или на законодательном уровне.
Следует отметить, что поскольку Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был установлен срок давности взыскания налогов и пени, то этот срок применялся до введения в действие НК РФ. Иными словами, если по некоторым суммам недоимок и пени этот срок истек к 1 января 1999 года, то он в соответствии с НК РФ восстановлен быть не может.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями) положения части первой НК РФ применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие, если иное не предусмотрено ст. 5 части первой Кодекса.

2.4. Взносы в социальные внебюджетные фонды

Поскольку согласно НК РФ под понятие налога подпадают также взносы в социальные внебюджетные фонды, то и правила Кодекса в полной мере распространяются на эти взносы, что было также подтверждено в п. 1 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», а также п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55.

Реалии таковы, что хоз.субъекты являются основными нарушителями сроков расчетов по обязательным платежам в казну. Начисление пеней не всегда способствует обеспечению исполнения обязательств перед бюджетом вовремя и добровольно, что увеличивает сумму долга. Но важно понимать, до какого времени будет начисляться санкционная мера в 2019 году: до уплаты налога или есть для пени по налогам срок давности.

Срок давности по пеням

Пени – вариант неустойки, мера финансового характера, которая применяется, когда должное лицо не выполнило свою обязанность, основанную на законе (транспортный или земельный налог и т.д.) или на гражданско-правовом договоре:

  • Аренды.
  • Подряда.
  • Об алиментах.
  • Гос.контракту.
  • Кредитному.
  • Об оказании услуг ЖКХ.
  • С застройщиком и т.д.

Исчисляется в процентном соотношении к величине основного долга за каждый день просрочки. Среди физлиц самым распространенными случаями начисления подобной неустойки является просрочка оплаты коммунальных услуг или квартплата за занимаемое жилое помещение. Также достаточно часто допускается просрочка уплаты транспортного, земельного или имущественного налога. У хозяйствующих субъектов начисление пени становится результатом несвоевременного расчета перед пенсионным фондом, налогами в бюджет и т.д.

Уклонения от исполнения финансовых обязательств приведет к начислению пени

Законодательное регулирование

В НК отсутствует норма, которая содержит конкретную формулировку относительно того, имеют ли пени срок исковой давности. Вместе с тем, данный институт расписывается в ГК РФ. В силу 196 статьи названного акта определено, что стандартный, единый для большинства правоотношений, трехгодичный срок давности не применяется по пеням на налоги.

В сфере налогообложения есть самостоятельные понятия: срок взыскания задолженности по пеням и т.д. и он же для применения мер ответственности. Это нетождественные термины и ставить между ними равенство нельзя. И уж тем более не следует сюда приписывать давность по уплатам налогов.

В силу 70 нормы НК РФ по результатам проверки фискальный орган выставляет официальную претензию о необходимости оплатить налог в 10-дневный срок, который следует сразу за днем обретения решением юридической силы.

Если по истечении 8 дней, а в некоторых случаях может быть больше, со дня получения требования исполнение не наступило, инспекцией должен решиться вопрос о взыскании. Когда оно применяется к счетам обязанного перед бюджетом в КФО, то сделать это необходимо, как только выйдет срок, оговоренный в требовании, в 2-месячный период.

Когда финансов на счетах недостаточно или сведения об их наличии отсутствуют вовсе, и в прочих случаях, которые предусмотрены п.7 ст.46 НК РФ, под взыскание вполне законно может попасть имущество. Решение об этом должно последовать в установленной форме на протяжении года, после выхода времени исполнения претензии о погашении задолженности.

Если решения принимаются с опозданием, то они переходят в разряд недействительных и нет необходимости их исполнять.

Судебные решения по пеням

В случае когда срок упущен, фискальная служба может и должна обратиться в суд с просьбой взыскать причитающиеся суммы, начисленные к уплате по обязательствам перед бюджетом.

Время, в которое нужно подать в суд, отличается. Если обращение намереваются наложить на:

  • Счета контрагента, то есть полугодовой период. Отсчет начинается со дня, следующего за выходом срока для исполнения требования о погашении задолженности перед бюджетом.
  • Имущество, то предоставлено 2 года. Течение начинается по общему правилу, после того как закончился срок для исполнения требования.

Взыскать долг можно через суд

Пропущенный срок и в первом, и во втором случаях можно восстановить судебным постановлением по ходатайству самой налоговой службы.

Эти сроки касаются только взысканий с хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей. Когда обязанной стороной выступает гражданин – физическое лицо, то применяются те, что прописаны в 48 норме НК РФ.

Если и в эти рамки инспекция не управится и не обратится в суд, то она утрачивает соответствующее право и принудить произвести платежи должника не сможет.

Срок давности взыскания пени по налогам по суду отдельный и не связан с иными. Он не включен в рамки времени для привлечения к ответственности в пределах анализируемого законодательства. При этом весь процесс, если уже начат, не ограничивается давностью. Производство фемидой может быть начато вовремя, а решение вынесено уже за рамками установленного предела.

Давность по взысканию санкции в сфере налогообложения – временной диапазон, который начинается с даты, следующей за последним днем, когда возможно привлечение субъекта к ответственности.

Выход срока для наложения налоговых санкций связано не с судебным постановлением о взыскании, а с принятием проверочного акта ИФНС либо, если последний необязателен к составлению, с решением главы инспекции. Такое разъяснение дал КС РФ в своем апрельском постановлении №9 2005 года.

Разработан и применяется порядок определения недоимки, задолженности по пеням и т.д. безнадежными. До официального отнесения их к таковым, эти суммы учитываются ИФНС в числе задолженности плательщика и не удаляются из информ. базы данной службы.

Основанием, но не единственным, к признанию недоимки и прочих санкционных и иных долгов в бюджет, безнадежными и подлежащими списанию, является акт суда, по которому за фискальной службой прекращает числиться право взыскания этих сумм по причине выхода установленного срока их взыскания. Об этом же свидетельствует определение об отказе в восстановлении пропущенного срока.

Не стоит забыть о сроках, в течение которых можно взыскать долги

Правовые понятия

В 72 норме отечественного НК закреплено, что исполнение обязательств может быть обеспечено:

  • Залогом.
  • Поручительством.
  • Пенями.
  • Заморозкой трансакций по счетам в КФО.
  • Арестом имущества.

Пенями признается сумма средств, которая насчитывается и подлежит уплате обязанным перед бюджетом лицом, если причитающийся налог уплачивается с пропуском срока, который установлен действующим законодательством. Их внесение должно происходить одновременно или уже после полной уплаты основного долга – начисленного налога. Это правило зафиксировано в статье 75 НК РФ.

Следует отличать задолженность от недоимки, поскольку на величину последней не начисляются пени. Под ней подразумевается сумма, которая возникла при реализации письменных инструкций о порядке исчисления и внесения фискального сбора. Разъяснения должны исходить от уполномоченного и компетентного гос. органа, необязательно налогового. Сюда же входят и случаи приостановления трансакций по счетам или ареста собственности по воле суда или инспекции. Весь период действия таких мер освобождается от начисления санкций.

Правила, которые применяются для взыскания пени и недоимки согласно п.6 чт.75 и п.9 ст.46 кодекса, одинаковые.

Удержание пеней, возможно принудительно из финансов, размещенных должником в КФО. Это не распространяется на те случаи, когда уплата пусть и просроченного налога произведена добровольно после самостоятельно произведенного расчета или выставленной претензии ИФНС в трехмесячный период со дня выявления недоимки. Принудительный механизм возможен в двухмесячный промежуток времени, который начинает исчисляться с момента выхода срока, прописанного в претензии.

Если своевременно это не сделали, то действовать следует в рамках судопроизводства, хотя такой вариант также ограничивается. По п.3 ст.46 НК РФ налоговой дается 6 месяцев, после истечения срока для самостоятельного принудительного исполнения обязательства, которое указано в требовании.

Начисление пеней происходит в соответствии с кодексом

Нормой 47 названного акта также предусмотрена возможность взыскивать как само неисполненное обязательство, так и пени и штрафы за счет прочей собственности имущества должника.

Начисление пеней после пресекательного срока

Пресекательным именуется отрезок времени, в силу закона предоставленный для выполнения конкретного действия, нужного для сохранения за лицом своего права или защиты интересов. Цель данного срока также отличается от срока исковой давности, в том числе по пеням в налоговую. Ведь если последнее закончилось, само право никуда не девается и продолжает существовать, но лицо не может его осуществить с помощью принудительных инструментов. Когда заканчивается пресекательный срок, то право уже отсутствует. В большинстве ситуаций не допускается его увеличение или прерывание.

Основания для исключения пеней

Опираясь на сущность пресекательного срока, очевидно, что как только он выходит, налоговая теряет права взимать пени и отражать задолженность на лицевом счету в федеральной базе. Но практика показывает, что суды не считают, что сведения из информ. базы подлежат удалению.

По мнению суда, которое основано на 44,45,59 нормах НК и правительственном постановлении №100, задолженность по пеням переходит в разряд безнадежной, только когда юридическое лицо перестало существовать – ликвидировалось. Иных оснований налоговое законодательство для исключения пеней не предусматривает.

Последовательность отнесения недоимок и пеней к безнадежным к взысканию и их списание прописано в правительственном постановлении №100 от 12.02.2001. Оно касается не только сумм, которые висят перед федеральным бюджетом, но и страховых взносов в гос.внебюджетные фонды.

Получается, что оснований практически нет и сведения о них в базе будут числиться постоянно, если только субъект не прекратит свое существование или не рассчитается.

О пени по налогам и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

Аргументы были следующие. Филиал нашего клиента был ликвидирован 24 октября 2000 года. Это обстоятельство подтверждается информационным письмом налоговой инспекции о ликвидации филиала. На момент ликвидации филиала недоимка, на которую были начислены пени, не предъявлялась.

Таким образом, очевидно, что сама недоимка могла образоваться только до момента ликвидации филиала, то есть до 24.10.2000. А это означает, что взыскать эту недоимку налоговики уже не могут. Ведь такое взыскание возможно только в пределах трех лет с момента образования задолженности перед бюджетом. Проще говоря, взыскать эту недоимку с организации налоговики могли вплоть до 24 октября 2003 года. После этой даты требование по взысканию налоговой задолженности является незаконным. В качестве подтверждения этого довода мы привели постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.08.04 по делу № Ф09-3248/04-АК и от 14.09.04 по делу № Ф09-3799/04-АК.

📌 Реклама

Невозможность же взыскать недоимку, на которую начислены пени, влечет за собой и невозможность взыскания самих пеней. Ведь пени обеспечивают уплату налога. Кроме того, если руководствоваться логикой налоговой инспекции, то пени можно взыскивать бесконечно.

В результате суд принял наши доводы и признал обжалуемое требование недействительным (решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.04 по делу № А07-16965/04-А-ДГА). В решении суд прямо указал, что окончание срока, в течение которого можно взыскать недоимку, лишает налоговиков и права на взыскание пеней по этой недоимке. Ведь уплата пеней неразрывно связана с уплатой сумм недоимки (ст. 75 НК РФ). Следовательно, пени являются платежом, производным от недоимки, и взыскать их можно только если возможно взыскание самого налога.

Таким образом, мы доказали, что взыскать пени налоговики могут только в течение трех лет после образования недоимки. А при отсутствии оснований для взыскания недоимки требование об уплате пеней, начисленных на эту недоимку, является незаконным.

📌 Реклама

Дмитрий Бакулин, ООО «Юридическая фирма «Налоговое право»», г. Уфа

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *