Срок исковой давности по грузоперевозкам автотранспортом

Сроки давности

Следует помнить, что в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, общий срок давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, составляет 1 год.

При этом не забываем, что на такие требования как возмещение вреда жизни и здоровью пассажира ограничения по срокам давности отсутствуют.

Но следует помнить, что ничего не бывает бессрочного. Когда у гражданина возникло право на возмещение причиненного вреда, ему не следует откладывать в долгий ящик обращение в суд.

По истечении трёхгодичного промежутка времени с момента возникновения такого права, суд, по общему правилу, удовлетворяет заявленные требования не более чем за три предшествующих года с момента обращения. Исключения из него установлены Гражданским Кодексом.

Если у экспедитора, который являлся одновременно и грузоотправителем, появятся претензии к фактическому перевозчику сданного груза по поводу возмещения ущерба, то срок исковой давности в этом случае начинает свой отсчет с даты наступления события, по поводу которого заявляются требования.

Такими событиями могут быть, к примеру, недостача груза или багажа, его повреждение. В этом случае, исчисление срока начинается с даты выдачи груза. Это правило применяется и при просрочке доставки груза. А в случае утраты груза, исчисление производится со дня признания груза утраченным.

Закон в таком же порядке исчисляет сроки исковой давности по требованиям экспедитора, который не был грузоотправителем, но отвечал за сохранность груза наряду с перевозчиком.

Ведь в этом случае, после исполнения обязательства по возмещению ущерба перед клиентом-грузоотправителем к экспедитору переходят его права, в соответствии со статьей 313 Гражданского Кодекса РФ.

Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту.

Что касается споров, связанных с перевозкой пассажиров и их багажа, то соблюдение обязательного претензионного порядка в этом случае не требуется.

Это же правило применяется, если спор возник из договора транспортной экспедиции в связи с защитой прав потребителей.

К примеру, если гражданин заключил такой договор для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Сроки рассмотрения претензии

При поступлении перевозчику претензии срок её рассмотрения составляет 30 дней с даты её получения. В этот же срок входит направление письменного ответа на претензию.

При нарушении установленного срока ответа на претензию для перевозчика наступают негативные последствия.

Все возражения по поводу несоответствия претензии закону либо отсутствия подтверждающих документов лишают его права заявлять о несоблюдении претензионного порядка.

Также важным будет отметить, что если стороны прибегли к претензионному порядку разрешения спора, вытекающему из договора перевозки груза или транспортной экспедиции, то в силу статьи 202 Гражданского Кодекса РФ следует приостановление исковой давности на срок соблюдения этого порядка.

В случае возникновения требований у перевозчика или экспедитора к лицу, с которым заключен договор перевозки или транспортной экспедиции, и если такой договор предусматривает претензионный порядок, то срок исковой давности по требованиям приостанавливается на период, предусмотренный договором для соблюдения претензионного порядка.

При возникновении конфликтных ситуаций по договорам перевозки арбитражный юрист в Екатеринбурге окажет правовое сопровождение спора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 797 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает неразрывную связь между претензиями и исками, вытекающими из договора перевозки грузов. Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок означает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора его участниками. Обращение в суд без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК). Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров на транспорте существовал в советское время и был сохранен в действующем законодательстве по очевидным причинам: «…транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.». Исходя из тех же причин законодатель устанавливает в п. 3 комментируемой статьи по требованиям, вытекающим из перевозки груза, сокращенный срок исковой давности в один год. Следует отметить, что сокращенный срок исковой давности применяется как к требованиям, которые предъявляются грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику, так и к требованиям, которые предъявляются перевозчиком к этим лицам. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте введены годичные сроки исковой давности и по договорным требованиям перевозчика к пассажирам (ст. 126 УЖТ; п. 4 ст. 164 КВВТ).

Сокращенный срок исковой давности является существенным ограничением в судебной защите нарушенного права, которое устанавливается законом. Применение такого срока оправданно в отношениях, связанных с перевозкой груза, где обе стороны являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Для отношений, вытекающих из договора перевозки пассажира, введение сокращенного срока исковой давности комментируемой статьей не предусмотрено. Соответственно, к требованиям пассажиров, вытекающим собственно из договора перевозки пассажира, применяется общий трехгодичный срок исковой давности (иногда на это прямо указывается в транспортных законах — п. 3 ст. 164 КВВТ). Что касается требований, вытекающих из договора перевозки багажа, то на железнодорожном и автомобильном транспорте для таких требований пассажиров прямо установлен годичный срок исковой давности (ст. 125 УЖТ; ст. 42 УАТ). В п. 3 ст. 164 КВВТ РФ, напротив, подчеркивается, что для этих требований существует общий трехгодичный срок исковой давности. Воздушный кодекс РФ хранит молчание по этому вопросу, соответственно, к требованиям из договора перевозки багажа должен применяться общий срок исковой давности.

Специфичными являются правила, установленные для морской перевозки. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, по общему правилу применяется двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ). Но если перевозчик или пассажир в заграничном сообщении являются лицами российского права, то применяются общие трехгодичные сроки исковой давности (п. 1 ст. 197 КТМ). При каботажном плавании (между российскими портами) также применяются общие сроки исковой давности.

2. Претензионный порядок урегулирования споров может быть установлен только федеральным законом. В принципе в комментируемой статье такой порядок предписывается для перевозок грузов всеми без исключений видами транспорта. Но необходимо иметь в виду, что на морском транспорте в соответствии с п. 1 ст. 43 КТМ РФ предъявление перевозчику претензии является обязательным только в отношении исков, связанных с перевозкой груза в каботаже (т.е. при перевозке между российскими морскими портами) .

———————————
См.: п. 11 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

В п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок предписан только в отношении требований, вытекающих из договора перевозки груза и предъявляемых к перевозчику (тем самым для требований перевозчика к грузоотправителю или к грузополучателю досудебный порядок урегулирования спора не установлен). Претензии предъявляет или грузоотправитель, или грузополучатель. Особым субъектом в претензионных отношениях является страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю (грузополучателю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза. К нему по закону в порядке суброгации переходит право требования к перевозчику, которое может быть реализовано только с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и перевозчиком. Следовательно, до обращения в суд страховщик обязан предъявить претензии к перевозчику, если только такая претензия не была предъявлена страхователем .

———————————
См.: п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Уступка указанными лицами своих прав на предъявление претензий и исков к перевозчику не допускается, поскольку такая уступка входит в противоречие с сущностью установленного комментируемой статьей порядка .

———————————
См.: там же, п. 40.

Что касается претензионного порядка урегулирования споров, вытекающих из договоров перевозки пассажира и перевозки багажа, то вопрос о его обязательности решается в транспортных законах по-разному. На железнодорожном и автомобильном транспорте претензии, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа, могут быть предъявлены к перевозчику (ст. 121 УЖТ; ст. 39 УАТ). Соответственно, соблюдение досудебного порядка урегулирования в данном случае необязательно. Однако для требований, связанных с перевозкой грузобагажа, предъявление претензий является обязательным (ст. 120 УЖТ). На воздушном транспорте для пассажиров установлена необходимость предъявления или претензий, или неких заявлений (п. 4 ст. 124 ВК). Требование о предъявлении подобных заявлений не может считаться установленным обязательным досудебным порядком урегулирования споров. Необходимость предъявления претензий по требованиям, возникающим из договора перевозки пассажира, прямо предусмотрена на внутреннем водном транспорте (ст. 161 КВВТ).

3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи порядок предъявления претензии к перевозчику устанавливается в соответствующем транспортном законе. Установленный порядок предъявления претензии должен отвечать на три вопроса:

1) кто именно (грузоотправитель или грузополучатель) может предъявлять претензии к перевозчику; 2) какие документы должны прилагаться к претензии и 3) в течение какого срока должна быть предъявлена претензия?

Детальное регулирование процедуры подачи претензии предусмотрено не во всех транспортных уставах и кодексах.

На железнодорожном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 120 УЖТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены определенный документ с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза;

— недостача, повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная, выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) груза;

— просрочка доставки груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена накладная;

— задержка выдачи груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная и акт общей формы;

— возврат провозной платы в случае несостоявшейся перевозки. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза;

— другие случаи, включая споры, вытекающие из договора на подачу транспортных средств.

Перевозчик рассматривает претензии в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 42.

На внутреннем водном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 162 КВВТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены квитанции о приеме груза с отметкой перевозчика о неприбытии груза, а также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза;

— несоблюдение сроков доставки груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная;

— другие случаи.

На воздушном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 125 ВК):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должны быть приложены накладная с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза или документ об оплате провозной платы и справка перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

— недостача или повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная или коммерческий акт;

— другие случаи.

Право на предъявление претензии возникает с момента наступления определенных обстоятельств. Так, на железнодорожном транспорте претензии по требованиям об утрате груза могут предъявляться по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза, претензии о недостаче груза — со дня его получения и т.д. (ст. 123 УЖТ); на автомобильном транспорте претензии по требованиям об утрате груза предъявляются, когда груз считается утраченным, т.е. по истечении 10 дней со дня приема груза при перевозках в городском и пригородном сообщении и по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза при перевозках в междугородном сообщении (ст. 14 УАТ).

Принципиальное значение имеет вопрос о сроке, в течение которого может быть предъявлена претензия. В комментируемой статье об этом сроке не упоминается. Положения о том, что претензия к перевозчику, вытекающая из перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности, содержатся в ст. 406 КТМ РФ; в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ; в п. 6 ст. 39 УАТ. На железнодорожном и воздушном транспорте установлен иной порядок: общий срок (предусмотрены и сокращенные сроки) для предъявления претензии установлен в шесть месяцев с момента, когда такое право возникает (ст. 123 УЖТ; ст. 128 ВК). Пропуск данного срока на предъявление претензии может быть квалифицирован судом как несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

4. Право на предъявление иска к перевозчику возникает у лица, имеющего право на подачу претензии, в том случае, если перевозчик не ответил на претензию в течение 30 дней с момента ее получения, а также в том случае, если в ответе содержится полный или частичный отказ в удовлетворении претензии (п. 2 комментируемой статьи). Претензия считается удовлетворенной при фактическом получении заявителем претензии истребуемой денежной суммы. Заявитель претензии в течение годичного срока исковой давности вправе истребовать от перевозчика признанные им суммы в судебном порядке. При этом признание претензии перевозчиком без ее удовлетворения свидетельствует о признании перевозчиком заявленных требований, что влечет перерыв течения срока исковой давности .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 486 — 487.

В большинстве транспортных законов установлено, что начало течения срока исковой давности по требованиям из перевозки груза начинается с момента возникновения права на предъявление претензии. Таким образом, в течение одного года грузоотправитель или грузополучатель должны успеть и соблюсти претензионный порядок, и предъявить требование в суд . Исключение составляет правило п. 2 ст. 128 ВК РФ, в соответствии с которым начало течения срока исковой давности начинается на следующий день после получения ответа об отклонении претензии полностью или частично, а в случае неполучения ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком.

———————————
Только для морской перевозки установлено правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на предъявленную в установленном порядке претензию или истечения установленного для ответа срока (см. ст. 407 КТМ РФ; п. 12 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81)).

Сторонами был заключен договор перевозки груза автомобильным транспортом. Перевозчиком были нарушены сроки доставки груза. При этом стоимость услуг оплачена на 100%, но акт оказанных услуг между сторонами не подписан. Договор перевозки содержит условие, согласно которому в случае непредъявления претензии в тридцатидневный срок претензии в дальнейшем не принимаются.
Законно ли выставить претензию по истечении тридцати дней с даты обнаружения нарушения своих прав?

18 февраля 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Соблюдение претензионного порядка является обязательным условием для обращения с иском в суд.
Заказчик вправе предъявить претензию перевозчику по истечении срока, установленного договором, но в пределах срока, установленного законом.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Также ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ) указывает, что до предъявления к перевозчикам грузов автомобильным транспортом исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии. Наконец, абзацем первым ч. 5 ст. 4 АПК РФ установлено, что гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Таким образом, в данном случае соблюдение претензионного порядка является обязательным условием для обращения с иском в суд.
В соответствии с п. 3 ст. 797 ГК РФ, ч. 6 ст. 39, ст. 42 УАТ претензии к перевозчикам грузов автомобильным транспортом могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, который по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, составляет один год. Этот срок в силу ст. 42 УАТ исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении просрочки доставки груза со дня выдачи груза.
По нашему экспертному мнению, данные положения закона носят императивный характер, то есть претензии могут предъявляться перевозчику в течение года, даже если в договоре предусмотрено иное. К сожалению, правоприменительной практики, в которой аналогичный вывод был бы сделан напрямую, нам обнаружить не удалось, но косвенное подтверждение можно увидеть в постановлении Пятнадцатого ААС от 11.04.2015 N 15АП-4037/15. Более того, из мотивировочной части постановления Десятого ААС от 23.11.2015 N 10АП-13301/15, вынесенного по сходным отношениям — отношениям по договору транспортной экспедиции, можно сделать вывод, что даже направление претензии по истечении срока для претензионного обращения, установленного законом, может считаться соблюдением претензионного порядка в целях решения вопроса о принятии искового заявления, поданного в пределах срока исковой давности (в данном случае срок исковой давности (1 год) больше срока для предъявления претензий (6 месяцев)). Также подтверждение нашей точки зрения можно увидеть в решении Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2013 по делу N А40-98643/2013.
В силу ч. 1 ст. 40 УАТ перевозчик обязан рассмотреть предъявленные ему претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение 30 дней со дня получения соответствующей претензии. Это согласуется с абзацем первым ч. 5 ст. 4 АПК РФ.
Дополнительно отметим, что период, в который стороны соблюдали претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается (п. 3 ст. 202 ГК РФ, п. 34 постановления Пленума Верховного Суда от 26.06.2018 N 26).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Претензии и иски по перевозкам грузов;
— Энциклопедия решений. Претензии и иски по перевозкам грузов автомобильным транспортом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *