Срок исполнительного производства по административным штрафам

В
соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве» следует, что срок для добровольного исполнения
составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении
исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В
соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке исполнительного сбора»
также следует, что постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в
случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а
также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего
немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии
постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного
производства.

При
этом обязательным условием является уведомление должника в установленном
порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы,
подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного
производства.

В
силу требований Закона
для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского
сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного
исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

— истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения
требований исполнительного документа;

— документальное подтверждение факта получения должником постановления о
возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

— требования исполнительного документа должником не исполнены;

— должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно
вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельствах;

— должником не представлены доказательства осуществления конкретных действий,
подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном
порядке в течение срока на добровольное исполнение (перечисление в срок,
установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на
депозитный счет суда или нотариуса и др.)

Учитывая,
что в настоящее время Вами оплата штрафа в срок для добровольного исполнения не
произведена, исполнительный сбор также подлежит взысканию.

УДК 342.9 ББК 67.401

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,

доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются сущностные характеристики процесса исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Предметом исследования являются нормы административно-процессуального законодательства. Определенное внимание уделяется проблеме отсутствия законодательного закрепления концептуального понятийного аппарата.

Ключевые слова: административное правонарушение, исполнение постановления по делу об административном правонарушении, административное наказание, административный процесс, производство по исполнению постановления об административном наказании, исполнительное производство по делам об административных правонарушениях.

Процессу исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях уделяется достаточное внимание ученых. В поле зрения исследователей, как правило, оказываются различные аспекты приведения в исполнение административных наказаний, в полной мере отображена система стадий и этапов данного процесса, уделено внимание вопросам правового регулирования исполнения конкретных видов наказаний и т.д.

Внося свою вклад в разработку теоретико-прикладных аспектов, относящихся к данной сфере, в рамках представленной статьи постараемся выделить характерные особенности, присущие процессу

исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Правовой основой исполнения постановления по делу об административном правонарушении является глава V Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях1. В то же время нормативное регулирование порядка приведения в исполнение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется не только КоАП РФ, но и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации. К их числу относятся, например, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является субинститутом юридической ответственности и рассматривается как форма (механизм) реагирования государства на правонарушение, как обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, предусмотренные санкцией за совершение правонарушения и реализация этой обязанности; как применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренного законом наказания; как негативная государственная оценка и осуждение правонарушения и лица, его совершившего, сопровождающееся применением наказания2.

Исходя из того, что административная ответственность является наиболее распространенным видом государственного принуждения, применяемым к лицам, чье поведение не соответствует установленным требованиям правопорядка, исполнение постановления по делу об административном правонарушении носит принудительный характер.

Основанием начала исполнения постановления по делу об административном правонарушении служит факт вступления его в законную силу согласно ст. 31.8 КоАП РФ.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, связанных с привлечением виновных лиц к ответственности, следовательно, является административным процессом. Профессор Б.М. Лазарев, например, обозначает юридический процесс как «систему действий, реально совершаемых в соответствии с процедурой теми или иными гражданами, организациями, органами и должностными лицами, и систему правоотношений, складывающихся в результате и посредством этих действий»3. По мнению большинства ученых, административный процесс является частью юридического процесса, поскольку — это властная деятельность государственной администрации, осуществляемая в рамках административно процессуальных норм и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов4.

Совокупность действий по исполнению постановления по делу об административном правонарушении представляет собой заключительный процесс при привлечении лица к административной ответственности. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, исполнение постановления по делу об административном правонарушении не входит в систему стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях. Этому есть объяснение, обусловленное нормативным предопределением самостоятельности указанного процесса, в том числе, в связи с размещением его в отдельном разделе КоАП РФ. Кроме того исполнение постановления по делу об административном правонарушении имеет свои цели и задачи, отличающиеся от целей и задач производства по делам об административных правонарушениях. В то же время отмечается дискуссионность данного вопроса.

Общим в позициях большинства ученых является признание «производства» частью административного процесса. При этом авторы подчеркивают, что юридические процедуры определяют стадии юридического процесса, их цели, последовательность и временные рамки, конкретные действия на каждой стадии, основания совершения и взаимосвязь этих действий, способы их оформления и фик-сации5. Все это дает основание представить исполнение постановления по делу об административном правонарушении как исполнительное производство по делу об административном правонарушении, закрепив это законодательно. При этом верно будет согласиться с высказанным в литературе мнением, что данное производство будет являться одной из составляющих административно — юрисдикцион-ного процесса.

Нормативно установлены следующие стадии исполнительного производства: обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению; приведение его в исполнение; отсрочка и рассрочка исполнения наказания; приостановление его исполнения; прекращение исполнения наказания; разрешение вопросов, связанных с исполнением наказания; окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

Следует отметить, понятие «исполнение постановления по делу об административном правонару-

Вестник экономической безопасности

№ 2/2017

шении» шире понятия «исполнение постановления о назначении административного наказания», поскольку включает в себя не только приведение в исполнение вынесенного наказания, но и реализацию иных мер, обеспечивающих исполнение постановления. Этот вывод следует из содержания ст. 29.10 КоАП РФ, где говорится о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении может указываться размер ущерба, сроки и порядок его возмещения, решаться вопросы: о мероприятиях, состоящих в запрете деятельности лиц; о возвращении залога за арестованное судно; о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение; об изъятых вещах и документах, на которые наложен арест. При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании в постановлении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию. Указанный срок также исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Субъектами правоотношений, возникающих в рамках исполнительного производства со стороны государства, являются иные лица, нежели те, что уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. Другим субъектом правоотношений всегда является правонарушитель, указанный в постановлении о назначении админи-

стративного наказания. Каждый из субъектов исполнительного производства приобретает взаимные права и обязанности, отличающиеся от тех, которые имеют субъекты правоотношений при назначении административного наказания.

Исходя из вышесказанного, исполнительное производство по делам об административных правонарушениях представляет собой вид администра-тивно-юрисдикционной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, урегулированной нормами административного права, целью, которой является приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такова краткая характеристика особенностей исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, которая возможно послужит основой для дальнейшей научной проработки данной проблематики.

1 Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. Далее КоАП РФ.

2 Кисин В.Р., Попугаев Ю.И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 94—97.

3 См.: Управленческие процедуры. / Под ред. Б.М. Лазарева. М., 1988. С. 5.

4 См.: БахрахД.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С. 306.

5 Попович О.М. Теоретические проблемы юридической сущности административного процесса // Вестник московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 133—135.

Рассмотрены направления работы с кадрами органов внутренних дел, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в ОВД. Особое внимание уделяется организационно-правовой характеристике субъектов, осуществляющих работу с кадрами в органах внутренних дел.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также практических работников подразделений по работе с личным составом ОВД.

Новая редакция Ст. 29.11 КоАП РФ

1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

3. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

4. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.9, 18.15, 18.17 настоящего Кодекса, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию.

5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 настоящего Кодекса, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

6. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 11.17 настоящего Кодекса, копия постановления о назначении административного наказания направляется перевозчику, на борту воздушного судна которого было совершено соответствующее административное правонарушение.

Комментарий к Статье 29.11 КоАП РФ

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть объявлено немедленно и в полном объеме по окончании рассмотрения дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 подчеркивается, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении необходимо учитывать, что КоАП не предусматривает возможности оглашения только резолютивной части постановления. Оно должно быть объявлено в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела.

В целях ознакомления лиц, заинтересованных в исходе дела, им выдается копия постановления. Физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено постановление, копия вручается под расписку либо высылается в течение трех дней со дня вынесения. Потерпевшему вручается по его просьбе или высылается в течение трех дней. Должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, направляется в течение трех дней со дня вынесения. Три дня начинают отсчитываться со следующего дня после вынесения постановления.

Если лицо привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 20.8, 20.9, 20.12 комментируемого Кодекса, а огнестрельное оружие и боеприпасы были вверены данному лицу в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, то копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию в целях возможного привлечения лица к дисциплинарной ответственности.

Другой комментарий к Ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается объявлением постановления. Значение данного процессуального действия определяется тем, что именно с этого момента начинается исчисление срока, установленного для обжалования постановления, а также начинает течь срок давности исполнения о наложении взыскания. Поэтому объявление постановления по делу и вручение копии осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.

2. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представтелю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. Несоблюдение данного правила лишает участников производства по делу возможности использовать право на обжалование постановления по делу.

Копии постановления должны быть направлены заинтересованным лицам в течение трех дней со дня вынесения решения. Несоблюдение этого срока или невысылка постановления является основанием для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы.

3. По делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8), с установкой на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст.20.9), пересылкой оружия, нарушением правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст.20.12), копия постановления, помимо нарушителя, направляется в соответствующую организацию, которая вверила лицу, виновному в совершении указанных нарушений, огнестрельное оружие и боевые припасы в связи с выполнением им служебных обязанностей или передала их ему во временное пользование.

4. Объявление постановления по делу об административном правонарушении влечет правовые последствия. Они связаны с вступлением постановления в законную силу. Законная сила постановления обладает рядом правовых свойств: постановление коллегиального органа, должностного лица, судьи вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, а если оно было обжаловано или опротестовано, то лишь при условии, что жалоба или протест оставлены без удовлетворения; с момента вступления в законную силу постановление не может быть обжаловано или опротестовано; вступление постановления в законную силу означает возможность принудительной реализации принятого решения уполномоченным коллегиальным органом, должностным лицом, судьей; постановление по делу об административном правонарушении обязательно для всех должностных лиц и граждан и подлежит исполнению.

С моментом объявления постановления в законную силу связано окончание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Вопросы, касающиеся порядка исполнения по административным делам, регулируются разделом VIII КАС РФ.

Особенности исполнения решения суда по административному делу обусловлены спецификой дел административного судопроизводства. Требования административного истца обусловлены намерением обязать административного ответчика, обладающего властными полномочиями, либо совершить определенные действия, либо воздержаться от них.

Процедура исполнения решения суда по административному делу

Решение суда оглашается в судебном заседании по результатам судебного разбирательства. Изготовлено в полном объеме оно должно быть в течение 5 дней после оглашения, направлено сторонам еще в течение 3 дней.

По общему правилу, решение суда по административному делу подлежит исполнению с даты вступления в законную силу, т .е. спустя месяц со дня вынесения. Учитывая особенности административного судопроизводства, в административных делах часто используется ходатайство о немедленном исполнении решения суда, ведь это позволит защитить нарушенные права граждан при осуществлении властных полномочий. Логично требовать немедленного исполнения по административным искам об оспаривании решения органа власти, на действия должностного лица. Требовать исполнения такого судебного решения, в том числе получить исполнительный лист, можно непосредственно после его принятия.

Вынесенное решение суда в порядке упрощенного производства вступает в силу по истечение 15 дней с даты вручения сторонам.

Если по административному делу проходила процедура обжалования, решение вступает в силу со дня вынесения апелляционного определения.

Решение суда должно содержать перечень тех действий, которые должен совершить административный ответчик, и может содержать способ и порядок их исполнения. Принудительное исполнение судебного решения возможно путем получения в суде, который вынес решение в первой инстанции, исполнительного листа.

Принудительное исполнение решения суда по административному делу

Исполнительный лист получает сторона, выигравшая административное дело, в суде, который его рассматривал (полномочие на это представителя должно быть оговорено в доверенности). Можно подготовить и подать в суд письменное ходатайство с просьбой направить исполнительный лист в уполномоченный орган, но лучше сделать это самому, чтобы не затягивать указанный процесс.

Исполнительный лист по делу выдается в одном экземпляре. Но, если административных ответчиков в деле несколько или исполнение листа будет происходить в разных местах, можно в письменной форме обратиться к суду с ходатайством о выдаче нескольких исполнительных листов, каждый из которых будет направлен на удовлетворение части требований административного истца.

Если в соответствии с решением суда с административного ответчика – органа государственной власти – взыскиваются денежные средства (в том числе по возмещению судебных расходов), исполнительный лист предъявляется в Управление Федерального казначейства по соответствующему региону вместе с заполненным бланком заявления и удостоверенной судом копией решения. Если административный ответчик – муниципальный орган, значит, исполнительный лист предъявляется в финансовый орган муниципального образования. Если же речь идет о возмещении денежных средств за счет федерального бюджета за счет казны РФ, исполнительный лист направляется в Министерство финансов. Исполнение решений в таких случаях занимает, обычно, около 3 месяцев с даты предъявления исполнительного листа.

Во всех остальных случаях исполнительный лист предъявляется в органы ФССП России, которые и занимаются принудительным исполнением решений судов на территории России.

Исполнительный лист предъявляется взыскателем до истечения 3 лет с даты вступления решения суда в силу. Прерывается указанный срок предъявлением его к исполнению, частичным исполнением должником.

Процессуальные вопросы порядка исполнения по административным делам

Вынесение судом решения не всегда означает окончание обращений в суд. Например, взыскатель и должник сами вправе обратиться в суд за разъяснением исполнительного листа, способов и порядка исполнения содержащихся в нем требований. Такое заявление рассматривается в 10-дневный срок с даты поступления в суд, который выдал соответствующий исполнительный лист.

Кроме того, и взыскатель, и должник вправе просить суд изменить способ и порядок исполнения судебного решения, предложив свой вариант и приведя веские аргументы невозможности исполнения его в порядке, определенном судом в решении.

Взыскатель по исполнительному листу вправе просить суд о восстановлении срока предъявления исполнительного листа. Стороны исполнительного производства вправе просить суд о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решения суда.

Действия и бездействия судебного пристава-исполнителя, его постановления в рамках исполнительного производства, могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства путем подачи административного иска на действия судебного пристава-исполнителя.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *