Срок обжалования предписания

Штрафы

Административная ответственность за нарушения требования пожарной безопасности предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ)

Статья Граждане Должностные лица ИП Юридические лица
ч.1 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 — 8 настоящей статьи.
Предупреждение,
штраф –
1000-1500 руб.
Предупреждение,
штраф –
6000-15000 руб.
Предупреждение,
штраф –
6000-15000 руб.
Предупреждение,
штраф –
150000-200000 руб.
ч.2 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
Те же действия (см. ч.1 ст.20.4) в условиях противопожарного режима.
штраф –
2000-4000 руб.
штраф –
15000-30000 руб.
штраф –
15000-30000 руб.
штраф –
400000-500000 руб.
ч.3 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
штраф –
2000-3000 руб.
штраф –
6000-15000 руб.
штраф –
20000-30000 руб.
штраф –
150000-200000 руб.
ч.4 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений
штраф –
3000-4000 руб.
штраф –
15000-20000 руб.
штраф –
30000-40000 руб.
штраф –
150000-200000 руб.
ч.5 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.
штраф –
4000-5000 руб.
штраф –
20000-30000 руб.
штраф –
40000-50000 руб.,
приостановка до 90 суток
штраф –
200000-400000 руб.,
приостановка до 90 суток
ч.6 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
штраф –
4000-5000 руб.
штраф –
40000-50000 руб.
штраф –
40000-50000 руб.
штраф –
350000-400000 руб.
ч.7 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно.
штраф –
15000-20000 руб.
штраф –
15000-20000 руб.
штраф –
90000-100000 руб.
ч.8 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.
штраф –
1500-2000 руб.
штраф –
7000-10000 руб.
штраф –
7000-10000 руб.
штраф –
120000-150000 руб.
ч.12 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
штраф –
1500-2000 руб.
штраф –
3000-4000 руб.
штраф –
3000-4000 руб.
штраф –
70000-80000 руб.
ч.13 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
штраф –
2000-3000 руб.
штраф –
5000-6000 руб.,
дисквалификация до 3-х лет
штраф –
5000-6000 руб.
штраф –
90000-100000 руб.
ч.14 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП.
штраф –
4000-5000 руб.
штраф –
15000-20000 руб.,
дисквалификация до 3-х лет
штраф –
15000-20000 руб.
штраф –
150000-200000 руб.
Ст.19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. штраф –
4000-5000 руб.
штраф –
4000-5000 руб.

Примечание: таблица составлена в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции от 08.11.2011.

Органы, уполномоченные на осуществление государственного пожарного надзора

Государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской федерации по пожарному надзору осуществляют следующие органы:

  • департамент надзорной деятельности МЧС России;
  • управление надзорной деятельности (УНД) регионального центра МЧС России;
  • УНД Главного управления МЧС России по субъекту РФ;
  • территориальные отделы (отделения) надзорной деятельности УНД Главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

Основание для проведения мероприятия по контролю

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
  • наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю предъявляется со служебным удостоверением проверяющего. По результатам мероприятий по надзору должностным лицом органа ГПН, осуществлявшим проверку, составляется акт проверки установленной формы, который вручается в 10-ти дневный срок после окончания проверки руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи.

Действия должностных лиц в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, осуществляющее мероприятие по контролю, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении и выдает предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, ст. 25 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ предписание является обязательным для исполнения, одновременно ст. 19.5 КоАП РФ, предусмотрено применение административной ответственности лицам, не исполняющим предписаний. Предлагаемые мероприятия в предписании должны быть обоснованы пунктами нормативных актов.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено другое.

Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом размеров.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу.

В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Если по решению суда применено наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации объекта), исполнение наказания возлагается на судебных приставов-исполнителей. При этом способ исполнения наказания должен быть прописан в решении суда. Вопрос о возможности доступа на приостановленный для эксплуатации объект с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности решается судом и судебными приставами. При неясности способа исполнения наказания вопрос решается судом по обращению судебного пристава-исполнителя с учетом мнения представителя органа ГПН.

Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц

Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд. Подача жалобы производится в письменном виде. Кроме этого, изложить суть жалобы можно также по «Единому телефону доверия».

Лицо, направившее жалобу, в обязательном порядке обязано указать:

  • наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
  • Ф.И.О. должностного лица, которому подается жалоба;
  • свою Ф.И.О.;
  • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • суть жалобы;
  • поставить свою личную подпись и дату обращения;
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

Письменная жалоба, либо поступившая жалоба на телефон доверия в орган ГПН, рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации, ответ на жалобу направляется заявителю по почтовому адресу, указанному в обращении. (Приказ МЧС России № 517 от 1.10.2007г. п. 95, 96).

Меры административной ответственности за неисполнение предписаний контролирующих и надзорных органов

Ответственность за подобные правонарушения предусмотрена статьями 19.4 и 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

На основании части 1 статьи 19.5 за неисполнение в указанный срок предписания, решения или постановления надзорного или контролирующего органа грозит гражданам наложением штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, на ответственных лиц наложением штрафа от 1 до 2 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, в то же время на юридических лиц – штрафом от 10 до 20 тысяч рублей.

На основании части 2 данной статьи за неисполнение предписаний и решений органов экспортного контроля или его территориальных органов грозит наложением штрафа на ответственных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей либо дисквалификацией до 3 лет, а для юридических лиц данное правонарушение грозит штрафом от 200 до 500 тысяч рублей.

В зависимости от органа, который выдает предписание или решение, различаются и меры наказания за неисполнение требований:

  1. За невыполнение предписаний и решений антимонопольного органа грозит должностному лицу – штрафом от 8 до 50 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет; юридическим лицам – штрафом от 100 до 500 тысяч рублей. Размер штрафа зависит от совершенного правонарушения и регулируется п. 2.1-2.7 статьи 19.5. Кодекса об административных правонарушениях РФ.
  2. Невыполнение предписаний органов, регулирующих естественные монополии, грозит должностным лицам штрафом от 5 до 10 тысяч рублей или дисквалификацией на срок до 3 лет, юридическим лицам – штрафом от 200 до 500 тысяч рублей.
  3. Неисполнение предписаний в указанный срок органов, регулирующих долевое строительство, грозит штрафом должностным лицам в размере от 10 до 15 тысяч рублей, организациям – от 100 до 200 тысяч.
  4. Невыполнение требований органов, регулирующих ценообразование, влечет в отношении должностных лиц штраф в размере 50 тысяч рублей либо дисквалификацией до 3 лет; а в отношении юридических лиц – от 100 000 до 150 000 рублей.
  5. Неисполнение предписания органов строительного контроля грозит гражданам штрафом от 1 500 до 2 500 рублей, должностным лицам – от 5 до 10 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – от 5 до 10 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности до 90 суток, юридическим лицам – штрафом от 50 до 100 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности до 90 дней.
  6. За несоблюдение предписаний органов надзора в сфере закупок грозит штраф в отношении ответственных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, в отношении юридических лиц – 500 тысяч рублей.
  7. За невыполнение требований органов, осуществляющих контроль в сфере оборонного заказа, налагается штраф на ответственных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, а на организации- от 300 до 500 тысяч рублей. За повторение в течение года последних двух правонарушений ответственным лицам грозит дисквалификация на срок до 1 года.
  8. Невыполнение требований органов надзора в сфере закупок товаров и услуг некоторыми видами организаций и предприятий налагается штраф на ответственных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на организации- от 300 до 500 тысяч рублей.
  9. За неисполнение предписаний Центрального банка России ответственным лицам грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей, организациям – от 500 до 700 тысяч рублей.
  10. За невыполнение требований органов контроля в области транспортной безопасности налагается штраф на граждан в размере 5 тысяч рублей, на ответственных лиц – от 20 до 30 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей.
  11. За неисполнение требований органов контроля в области промышленной безопасности, а также в области безопасности гидротехнических сооружений на должностных лиц налагается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от 1 до 3 лет; в то же время для юридических лиц штраф составит от 400 до 700 тысяч рублей.
  12. За неисполнение предписаний органов федерального государственного пожарного надзора на граждан налагается штраф в размере от 1 500 до 2 000 рублей, на ответственных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей, на организации – от 70 до 80 тысяч рублей. За данное правонарушение, совершенное на объектах здравоохранения, социального обслуживания и образования грозит денежный штраф для граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей, для ответственных лиц – от 5 000 до 6 000 рублей либо дисквалификацией на срок до 3 лет, для юридических лиц – от 90 до 100 тысяч рублей.
  13. Повторение правонарушения в течение года увеличивает штраф в отношении граждан до 5 тысяч рублей, на ответственных лиц – до 20 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности до 3 месяцев, на юридические лица – от 150 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
  14. Неисполнение предписания органов надзора за соблюдение технических регламентов, том числе к зданиям и сооружениям, на должностных лиц налагается штраф от 30 до 50 тысяч рублей, на организации- от 300 до 500 тысяч рублей.
  15. Невыполнение требований органов государственного надзора по защите детей от информации, негативно влияющей на их развитие и здоровье, на граждан налагается штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на ответственных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление работы до 90 суток, на юридические лица – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или административные работы до 90 суток.
  16. За невыполнение предписаний органов надзора за атомной энергией налагается штраф на ответственных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет, а на юридических лиц – от 400 до 700 тысяч рублей.
  17. Неисполнение требований организаций охраны объектов культурного наследия грозит гражданам штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей, должностным лицам – от 20 до 40 тысяч рублей либо дисквалификацией на срок до 2 лет, на организации – от 100 до 500 тысяч рублей. Повторение правонарушения карается штрафом для граждан от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, для юридических лиц – от 400 тысяч до 1 миллиона рублей.
  18. За неисполнение предписаний органов государственного финансового надзора на должностных лиц налагается штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация от 1 до 2 лет. Повторное правонарушение грозит дисквалификацией на срок 2 года.
  19. Невыполнение требований органов контроля и надзора в сфере здравоохранения ответственным лицам грозит штрафом от 10 до 20 тысяч рублей, организациям – от 30 до 50 тысяч рублей.
  20. За невыполнение требований органов контроля в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкоголе- и спиртосодержащей продукции на должностных лиц налагается штраф в размере от 6 000 до 12 000 рублей, на организации – от 20 до 40 тысяч рублей.
  21. Неисполнение предписания органов надзора за соблюдением трудового законодательства грозит наложением денежного штрафа на ответственных лиц от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет, на индивидуальных предпринимателей – штраф от 30 до 50 тысяч рублей, на организации – от 100 до 200 тысяч рублей.
  22. За несоблюдение требований государственного жилищного контроля на должностных лиц налагается штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, на юридические лица – от 200 до 300 тысяч рублей. При невыполнении предписания области государственной информационной системы ЖКХ на должностных лиц налагается штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
  23. Неисполнение предписаний организации государственного земельного надзора на граждан налагается штраф от 10 до 20 тысяч рублей, на ответственных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация до 3 лет, на организации- от 100 до 200 тысяч рублей. Повторение правонарушения в течение года грозит гражданам штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей, должностным лицам – от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, юридическим лицам – штрафом от 200 до 300 тысяч рублей.
  24. За невыполнение предписаний органов контроля в области безопасности дорожного движения на должностных лиц налагается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на организации – от 100 до 200 тысяч рублей. Повторение правонарушения грозит штрафом в отношении должностных лиц от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, в отношении юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.
  25. За неисполнение предписания органов надзора за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на должностных лиц налагается штраф в размере от 5 до 20 тысяч рублей, на организации – от 20 до 50 тысяч рублей.
  26. За невыполнение требований органов контроля за теплоснабжающими организациями на должностные лица налагается штраф от 10 до 40 тысяч рублей, в то же время на юридические лица – от 100 до 500 тысяч рублей.

Предписания контролирующих организаций призваны ликвидировать несоблюдение норм законодательства, поэтому их невыполнение карается серьезными мерами наказания.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 49 Автор статьи Павел Мясников Юрист Написано статей 225

Общие положения

Предписание ГИТ выдается после проведения инспектирования. Предписание считается распорядительным документом, в отличие от акта. В нем обязательно должны быть отражены следующие моменты:

  1. Дата и место составления.
  2. Данные контрольного органа.
  3. Основания для проведения проверки.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Способы проверки.
  6. Список выявленных нарушений.
  7. Ссылки на нормы закона, которые были нарушены.
  8. Срок для устранения нарушений.

Если работодатель, у которого проводилась проверка, не согласен с ее результатами, он может оспорить решение инспектора.

Обжалование результатов проверки ГИТ может производиться 2-мя способами: через суд или путем подачи жалобы руководству инспекции (ст.161 ТК РФ, ст.16 294-ФЗ). Работодатель может обжаловать предписание любым удобным способом.

Если в предписании государственной инспекции труда выдвинуто решение о приостановлении деятельности компании, обжалование такого решения проходит только через суд.

По статистике, оспаривание результатов проверки путем подачи жалобы руководству ГИТ, редко приводит к желаемому результату. Как правило, руководители инспекции оставляют документ без изменений. Наиболее эффективным способом решения проблемы является обращение в суд.

Оспаривание акта государственной инспекции труда

После проверки, будь она выездная или документарная, работодателю выдается акт и копии сопроводительных документов. Если нарушений со стороны работодателя не было выявлено, на руки он получает один акт, где отражены результаты проверки. Если же были выявлены нарушения, которые подлежат устранению, выдается предписание.

Работодатель может согласиться с содержанием документа, но если он считает, что постановление составлено безосновательно, его можно оспорить.

Обжалование предписания инспекции труда не носит обязательный досудебный порядок, в связи с чем заявление можно подавать сразу в суд.

Преимущество подачи жалобы сразу в судебные органы состоит в том, что согласно ст.254 ч.4 ГПК РФ судья вправе приостановить действие предписания на время разбирательства, а подача заявления по принципу подчиненности (руководителю инспекции) такой возможности не предусматривает.

После рассмотрения заявления судья может вынести решение об отмене некоторых пунктов в постановлении инспектора или о признании недействительным всего документа (ст.258 ч.1 ГПК РФ).

В чем специфика ответа на предписание государственной инспекции труда? Рекомендуем прочитать отдельный материал.

Образец

Неважно, куда будет подаваться заявление об оспаривании, непосредственно в инспекцию, или в суд – в нем обязательно должны содержаться следующие пункты:

  1. Реквизиты организации, куда подается заявление.
  2. Реквизиты инспекции, проводившей проверку.
  3. Данные заявителя.
  4. Номер и дата оспариваемого предписания.
  5. Обоснование жалобы с детальным пояснением причин, по которым обжалуемый документ можно считать незаконным.
  6. Требования заявителя (отмена нескольких пунктов или признание незаконности всего предписания).
  7. Подпись, печать, дата.

Заявление следует составлять в 2 экземплярах, один из которых должен оставаться у заявителя с отметкой о принятии.

Порядок подачи жалобы

При подаче заявления в суд необходимо соблюсти все формальности – сроки подачи, формат заявления, оплату госпошлины. При оспаривании постановления на устранения нарушений, госпошлина будет составлять 200 руб. (ст. 333.19 п.1 пп.7 НК РФ). Если обращение подается с целью отмены штрафа за административное правонарушение, госпошлина не платится (ст.30.2 КоАП РФ, ч.5).

Сроки

Рассмотрим вопрос о временных промежутках обжалования предписания трудовой инспекции. В случае подачи обращения по принципу подчиненности, в законе не прописано четких требований по срокам. Но здесь юристы рекомендуют не затягивать с подачей. А причина вот в чем: при рассмотрении жалобы в руководстве ГИТ, срок устранения нарушений по результатам проверки не продлевается.

Невыполнение обязательств в назначенный срок может грозить работодателю штрафом. Кроме того, если решение инспекции не принесет должного результата, есть риск пропустить срок обжалования заявления в судебном порядке.

Если есть четкие доказательства о незаконном вынесении предписания, лучше сразу написать исковое заявление. В этом случае можно будет написать просьбу о приостановлении действия решения ГИТ на время судебного разбирательства.

Что касается сроков обжалования решения инспекции через суд, то у экспертов нет однозначного мнения на этот счет. Согласно ст.256 п.1 ГПК РФ работодателю на обжалование данного документа дается срок в 90 дней. Однако данная статья имеет силу только в том случае, если проверка была плановая. Если же проверка была проведена по жалобе работника профсоюза или группы сотрудников, то на обжалование предписания инспектора дается не более 10 дней.

Исходя из этого, практикующие юристы советуют обжаловать результаты проверки в 10-ти дневный срок.

Куда направляем заявления?

Законом не запрещено подавать заявление в суд и в ГИТ. Однако нет смысла направлять заявление сразу в 2 инстанции. Согласно ст.30.1 КоАП РФ, если жалоба будет подана в судебном порядке и в порядке подчиненности, дело все равно будет рассматривать только суд.

Обжалование предписания на устранение нарушений рассматривается в суде общей юрисдикции по месту нахождения проверяющего органа – инспекции или по месту нахождения работодателя.

Хотя в законодательстве и предоставлено право выбора подачи заявления без привязки к месту нахождения, юристы все-таки советуют обращаться в суд, который территориально относится к району нахождения инспекции, проводившей проверку.

А вот подача заявление на отмену постановления об административном нарушении до сих пор вызывает немало споров. Дело в том, что данные заявления должны рассматриваться в арбитражном суде (ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).

Однако, согласно разъяснению Конституционного Суда, так как нарушение не связано с предпринимательской и экономической деятельностью, арбитражный суд не вправе рассматривать дело. Поэтому иск о признании постановления незаконным, рассматривается также в суде общей юрисдикции.

Жалоба на предписание трудовой инспекции

Жалобы на предписание трудовой инспекции (ФИТ), называемые в настоящее время административными исковыми заявлениями, – эффективный метод защиты интересов участников трудовых правоотношений. В силу ч.1 ст.357 ТК РФ, п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, ст.218 КАС РФ предписания ФИТ выдаются работодателям в случае выявления допущенных ими нарушений норм трудового права.
Предписаниями руководящие органы хозяйствующих субъектов обязываются устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки.

Таким образом, предписания представляют собой распорядительную документацию, возлагающую на работодателя обязанность принятия конкретных мер. По итогам проверки, они порождают комплекс правовых последствий, а, следовательно, подлежат обжалованию. На это прямо указывают ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н.

Физические лица оспорить предписание инспектора ФИТ, затрагивающее его интересы, могут, подав жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу ФИТ, вплоть до главного инспектора труда России
  • в райсуд

Такие же адресаты согласно ст.17 КАС РФ имеют жалобы, направляемые юридическими лицами. Ст.24 КАС РФ закреплена подсудность в соответствии с выбором истца. Согласно данному доводу, административные истцы могут выбирать райсуд (по месту нахождения ФИТ либо по месту пребывания заявителя).

Юристы-практики рекомендуют при обжаловании предписаний сразу обращаться в суд. Подобная позиция объясняется тем, что факт предъявления жалобы вышестоящему должностному лицу ФИТ не является основанием для приостановки течения 3-месячного срока, отведенного на обращение в судебную инстанцию (ч.1 ст.219 КАС РФ). Пропустив этот срок, заявитель существенно ограничивает собственные возможности по защите своих интересов.

Необходимо помнить, что в настоящее время продолжает действовать ст.357 ТК РФ, в соответствии с которой предписания подлежат обжалованию в суд в течение 10 суток с момента их получения. В данном случае важно также учитывать ст. 19.5 КоАП, предусматривающую необходимость выполнения предписания в четко обозначенный срок. Анализ перечисленных статей в совокупности свидетельствует о том, что более безопасно оспорить предписание ФИТ в 10-дневный срок.

Оспаривание предписаний у вышестоящих должностных лиц ФИТ не предполагает возможности приостановки их действия, в то время как суды располагают таким правом и могут применять его по собственной инициативе (ст.223 КАС РФ). В целях приостановки действия предписаний заинтересованным лицам требуется на любой стадии рассмотрения жалобы обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Жалобы на предписание необходимо оформлять в 2-х экземплярах. Один из них направляется вышестоящим должностным лицам ФИТ (либо в суд), второй – с отметкой о принятии — остается у заявителя. При формировании данных обращений заявителям необходимо обеспечить указание в них:

  • реквизитов судебной инстанции либо личных данных должностного лица, которому обжалуется предписание ФИТ
  • реквизитов ФИТ, вынесшей обжалуемое предписание
  • личных данных либо реквизитов заявителя
  • даты и номера обжалуемого предписания ФИТ
  • обоснования требований заявителя с подробным разъяснением причин, по которым заявитель считает обжалуемое предписание незаконным;
  • требований заявителя, нацеленных на признание предписания, вынесенного ФИТ, незаконным.

Важное положение содержится в ч.4 ст.218 КАС РФ, в соответствии с которой административные исковые заявления об оспаривании предписаний ФИТ в защиту интересов участников трудовых правоотношений в суд могут предъявляться:

  • органами государственной власти;
  • прокурором;
  • уполномоченным по правам человека в России;
  • уполномоченным по правам человека в регионе.

Обжалуем решение инспектора по труду

Деятельность любого предприятия, неважно какой правовой формы собственности контролируется планомерно не чаще одного раза в течение трех лет органами государственного надзора, в качестве которых в Российской Федерации выступает централизованный орган власти – Федеральная инспекция труда. Территориальные инспекции, контролирующие выполнение работодателями основополагающих норм труда, руководствуются основными нормами Конституции России, федеральных и прочих правовых, законодательных актов. В полномочия контролирующего органа, входит надзор, как соблюдаются нормы ТК РФ, и других актов в сфере труда, кроме того, реагирование на обращения граждан с жалобами, когда они считают, что их права и гарантированные законом интересы действиями или бездействием со стороны руководства и должностных лиц в процессе трудовых отношений нарушены.
КоАП РФ, только суд имеет право рассмотреть материалы, полученные в результате проведенных мероприятий и привлечь виновных лиц к ответственности. Варианты обжалования решение инспектора Сделанные трудовым инспектором выводы о нарушении работодателем или другими должностными лицами законных интересов и гарантий, предусмотренных нормами ТК РФ или другими правовыми актами можно обжаловать:

  • обратившись с письменным заявлением на имя руководителя территориального органа надзора, проводившего мероприятия контроля;
  • написав жалобу Главному государственному инспектору по труду;
  • непосредственно подготовив иск о признании неправомерности действий проверяющего инспектора в суд.

Нужно отметить, что досудебного урегулирования возникшей спорной ситуации законодательно не предусмотрено.

Право инспектора ограничиться лишь выписанным предписанием о том, чтобы руководство проверяемой организации устранило выявленные нарушения в четко указанный срок. К этому времени проверяемое учреждение должно представить в письменном виде ответ в территориальную инспекцию о проведенных мероприятиях с приложенными документами (приказами, локальными правовыми актами), способствующими устранению всех нарушений.

По окончании всех мероприятий надзора, трудовым инспектором составляется в двух экземплярах акт, по утвержденной форме, один из которых с копиями приложений под роспись вручается первому руководителю проверяемого предприятия или его заместителю. Акт может быть выслан заказным письмом с уведомлением о его получении, используя услуги почтовой связи.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 ).

Обжалование предписаний жилищной инспекции вызывает трудности не только у рядовых граждан. Пробелы законодательства нередко ставят в тупик профессиональных адвокатов. Это обусловлено перманентным реформированием системы надзора, ее региональными особенностями и отсутствием процедуры внесудебной проверки актов ГЖИ.

Инстанции для обжалования

Исходя из подчиненности, с жалобой в жилищную инспекцию в административном порядке следует обращаться к правительству/губернатору. Учитывая специфику компетенции, это вряд ли сработает. Хотя губернатору можно писать о нарушении служебной этики, административном давлении или целенаправленном ущемлении интересов.

В ноябре 2013 Госстрой РФ был упразднен, а его функции переданы Минстрою. Без правопреемника ликвидировали Главную ГЖИ РФ. Тогда обжалование предписания местной инспекции в «центр» стало невозможным.
Ситуация изменилась в сентябре 2014, когда в системе госнадзора появилась новая ключевая фигура – главный госжилинспектор РФ. Согласно ст.20 ЖК и ПП РФ от 12.09.14 №927, он вправе:

  • давать гражданам и юр. лицам разъяснения;
  • инициировать и проводить проверки работы ГЖИ;
  • направлять в инспекции требования об устранении нарушений;
  • привлекать должностных лиц ГЖИ к ответственности по ст.6 КоАП за неустранение условий, способствовавших правонарушениям.

Практика рассмотрения жалоб главным инспектором страны только формируется. Однако перечень полномочий единоличного органа дает основания просить у него отмены незаконного предписания ГЖИ. Поскольку образец жалоб не установлен:

  • физические лица могут руководствоваться ФЗ №59 об обращении граждан;
  • председатели ТСЖ и представители юр. лиц – написать заявление в произвольной форме.

Судебный порядок обжалования

Предписания ГЖИ обязательны для исполнения и затрагивают законные интересы участников жилищных отношений: уменьшают объем прав либо создают дополнительные обязанности. Поэтому они могут быть оспорены гражданами – в общие суды, а субъектами хозяйствования – в арбитражные.

Для этого используется форма заявления. Требования к документу оговорены гл.25 ГПК/гл.24 АПК. Давность обжалования составляет 3 месяца.

Образец заявления соответствует иску во всем, кроме названия. Документ должен содержать:

  • изложение обстоятельств;
  • ссылки на несоблюденные ГЖИ нормативные предписания;
  • объяснение сути интереса, нарушенного обжалованным актом.

Тем, кто решился писать жалобу без юриста, важно помнить о существовании трех групп оснований для отмены предписания:

  • незаконность по сути (самое очевидное);
  • несоблюдение процесса (например, инспектор явился без предупреждения о внеплановой проверке);
  • вынесение за рамками полномочий (например, по состоянию на дату подписания инспектор находился на больничном, в отпуске, командировке).

Суд может, но не обязан прерывать действие обжалованного предписания до окончания рассмотрения спора (ст.254 ГПК/ст.199 АПК). Поднять этот вопрос должен сам заявитель, подав ходатайство. За самовольное невыполнение требований предписания ст.19.5 КоАП предусмотрела штраф (рубли):

  • граждане – до 500;
  • должностные лица – до 2.000;
  • организации – до 20.000.

Таким образом, чтобы правильно выбрав инстанцию для обжалования, можно получить большие шансы доказать свою правоту по отношению к Государственной жилищной инспекции.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *