Ст 176 НК

Новая редакция Ст. 99 НК РФ

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.

2. В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

5. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Комментарий к Статье 99 НК РФ

При проведении отдельных процессуальных действий в ходе осуществления налогового контроля предусмотрено составление протокола. Основная цель его составления — фиксация хода, содержания и результатов проведения процессуального действия.

В соответствии с настоящим Кодексом протокол ведется при получении показаний свидетеля (ст. 90 НК РФ), при проведении осмотра (ст. 92 НК РФ), а также при проведении выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Протокол составляется либо в ходе процессуального действия, либо непосредственно после его окончания.

Применяя правила п. 1 комментируемой статьи, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

а) к случаям, когда в соответствии с настоящим Кодексом необходимо составить протоколы, в частности, относятся:

занесение свидетельских показаний в протокол (ст. 90 НК РФ);

протокол об осмотре (ст. 92 НК РФ);

протокол о производстве выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ);

протокол, составленный при проведении экспертизы (ст. 95 НК РФ);

протокол о проведении налогового действия с участием переводчика (ст. 97 НК РФ);

б) в п. 1 ст. 99 Налогового кодекса имеются в виду лишь такие протоколы, которые составляются при проведении действий по налоговому контролю (ст. ст. 82 — 89 НК РФ);

в) протоколы составляются на русском языке. Однако это не препятствует тому, чтобы он был одновременно составлен и на иностранном языке.

В правилах п. 2 комментируемой статьи указаны те сведения, которые должны быть отражены в протоколе в любом случае. Отсутствие хотя бы одного из них обесценивает протокол, и он не может служить процессуальным доказательством (ибо нарушается принцип допустимости доказательств: не может служить доказательством документ, составленный с нарушением закона). В протоколе указываются:

а) его наименование (например, «Протокол о выемке документов и предметов»);

в) время начала и окончания действия (например, «Осмотр был начат в 11 час. 00 мин. и окончен в 15 час. 30 мин. 24 марта 2003 г.»);

г) должность и ФИО лица, составившего протокол.

Протокол составляется должностным лицом, непосредственно осуществляющим то или иное действие в ходе проведения налогового контроля;

д) ФИО каждого лица (например, понятого, эксперта, переводчика, а также лица, в отношении которого осуществляется та или иная форма налогового контроля), участвовавшего в действии (например, в качестве эксперта) или присутствовавшего при его проведении (например, понятые). Кроме того, в необходимых случаях должностное лицо, составляющее протокол, указывает также адрес, сведения о том, владеет ли оно русским языком;

е) содержание действия и последовательность его проведения. Например, если производится выемка документов, то нужно охарактеризовать как процесс самой выемки, так и очередность тех или иных действий по фактическому изъятию документов;

ж) выявленные при производстве действия факты и обстоятельства. Например, «В ходе осмотра были выявлены следующие факты» (и далее следует их подробное описание). В протокол не следует заносить сведения о фактах и обстоятельствах, не относящихся к делу либо имеющих несущественный характер, не влияющих на исход дела.

В правилах п. 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса императивно установлено, что протокол должен быть прочитан всеми:

лицами, участвующими в производстве данного действия (т.е. не только должностными лицами налогового органа, лицами, в отношении которых осуществляется налоговый контроль, но участвующими в проведении действия, например, в качестве переводчика);

лицами, присутствующими при проведении действия (например, в качестве понятого).

Характеризуя правила п. 4 комментируемой статьи, нужно иметь в виду:

а) протокол должен быть подписан не только должностным лицом налогового органа, составившим протокол, но и другими должностными лицами налогового органа, непосредственно участвовавшими в проведении конкретных действий;

б) кроме того, протокол подписывается лицом, в отношении которого осуществляется налоговый контроль (либо его представителем, ст. ст. 26 — 29 НК РФ), а также иными лицами, участвующими либо присутствующими при проведении налогового действия.

Комментируя правила п. 5 комментируемой статьи, следует указать:

а) решение о необходимости видео-, кино-, фотосъемки и т.п. принимает должностное лицо, производящее то или иное конкретное действие по осуществлению налогового контроля. При этом учитываются конкретные обстоятельства дела (характер проводимого действия, техническая оснащенность налогового органа, время суток и т.д.);

б) другие материалы (упомянутые в п. 5 ст. 99 НК РФ) — это, например, комплект кассет для магнитофонов, ленты магнитофонов, слепки со следов, слайды, рисунки, эскизы и т.п., составляемые в ходе проведения налогового действия.

Протокол представляет собой процессуальный документ, к которому предъявляются определенные требования.

1. Протокол должен быть составлен на русском языке. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. Такие языки могут употребляться наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях. Требование п. 1 ст. 99 НК РФ об использовании русского языка при составлении протокола, хотя формально и может рассматриваться как нарушение права субъектов на использование своего государственного языка, все-таки является целесообразным, поскольку русский язык — государственный язык на всей территории Российской Федерации, и он является наиболее эффективным средством общения на межнациональном уровне, характерным для централизованной системы налоговых органов.

2. В протоколе должны быть указаны:

наименование протокола, т.е. указание на процессуальное действие, в отношении которого составляется протокол;

место и дата производства конкретного действия;

время начала и окончания действия;

должность, фамилия, имя и отчество должностного лица налогового органа, составляющего протокол;

фамилия, имя и отчество (а при необходимости — и дополнительные сведения) всех лиц, участвующих в действии либо присутствующих при его проведении. В отношении каждого из этих лиц в протоколе должна быть сделана пометка о том, что им разъяснены их права и обязанности;

содержание действия и последовательность его проведения;

выявленные при производстве действия существенные факты и обстоятельства.

3. Если составляется протокол о выемке, то изымаемые документы и предметы должны быть перечислены и описаны либо непосредственно в протоколе, либо в прилагаемых к протоколу описях. Описание должно содержать точное указание наименования предмета, количества и индивидуальных признаков, а по возможности — и стоимость предмета.

4. Если при проведении действия использовались фото- или киносъемка, видеозапись, другие технические средства, то об этом должна быть сделана запись в протоколе с обязательным указанием, какие технические средства были применены, условия и порядок их использования. Полученные фотографии и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия, должны прилагаться к протоколу.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвующими в производстве действия или присутствующими при его проведении. Во всех необходимых случаях лицам, не владеющим русским языком, должен быть предоставлен переводчик для ознакомления с содержанием протокола.

При проведении процессуальных действий, а также при последующем ознакомлении с содержанием протокола указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол либо приобщению к нему.

Протокол подписывается всеми лицами, участвующими и присутствующими при производстве процессуальных действий. Если какое-либо лицо отказывается подписать протокол, то об этом делается отметка с указанием причины отказа, которая удостоверяется подписью должностного лица налогового органа, составившего протокол, а также понятыми.

Если какое-либо лицо лишено возможности подписать протокол в силу физических недостатков или других причин, об этом также делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью составившего протокол должностного лица, а также понятыми.

Другой комментарий к Ст. 99 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пунктом 1 ст. 99 Кодекса установлено, что в случаях, предусмотренных Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы.

Составление протоколов Кодексом предусмотрено при:

получении показаний свидетеля (п. 1 ст. 90);

производстве осмотра (п. 5 ст. 92);

производстве выемки, изъятия документов и предметов (п. 6 ст. 94);

ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы (п. 6 ст. 95).

Согласно п. 1 комментируемой статьи протоколы составляются на русском языке.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Согласно ч. 2 ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Как установлено п. 1 ст. 15 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ) <*>, в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации используются государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик и иные языки народов Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации.

———————————
<*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804.

2. Пункт 2 ст. 99 Кодекса определяет перечень сведений, которые подлежат указанию в протоколе, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля. Так, в протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Пунктом 3 ст. 99 Кодекса установлено, что все лица, участвовавшие в производстве действия по осуществлению налогового контроля или присутствовавшие при его проведении, прочитывают протокол. Указанным лицам также предоставляется право делать замечания, которые подлежат внесению в протокол или приобщению к делу.

Лицами, участвующими в производстве действия, могут быть специалист, переводчик, понятые, порядок участия которых определен соответственно ст. 96, 97 и 98 Кодекса (см. комментарии к ст. 96, 97 и 98 Кодекса).

Лицами, присутствующими при производстве действия, могут быть лицо, в отношении которого осуществляется действие по осуществлению налогового контроля, или его представитель, т.е. физическое лицо — налогоплательщик, плательщик сбора, налоговый агент или представитель организации — налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, а также физическое лицо или представитель организации, у которых производится выемка документов и предметов.

4. В соответствии с п. 4 ст. 99 Кодекса протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

При отказе лиц, участвовавших в производстве действия по осуществлению налогового контроля или присутствовавших при его проведении, должностным лицом налогового органа в протоколе делается соответствующая запись.

5. Как установлено п. 5 ст. 99 Кодекса, к протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Возможность производства фото- и киносъемки, видеозаписи прямо предусмотрена п. 4 ст. 92 Кодекса при осмотре территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Актуальная редакция статьи 176 НК РФ: Статья 176. Порядок возмещения налога

Текст

1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

2. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

3. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

(в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ)

решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

(абзац введен Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ)

решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

(абзац введен Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ)

решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

(абзац введен Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ)

4. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

5. В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

6. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.

7. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

8. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

11. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

12. В случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

(пункт 12 введен Федеральным законом от 17.12.2009 № 318-ФЗ)

Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговые органы также отказывают в возмещении налога на добавленную стоимость в случае несоблюдения контрагентом налогоплательщика — иностранным лицом требований законодательства соответствующего государства.

Судебная практика.

У судов по данному вопросу единого мнения нет.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.02.2007 № 12264/06 признал, что получение информации о том, что указанному в качестве контрагента иностранному покупателю по экспортным контрактам российских товаров в США федеральный ИНН не присваивался и что налоговую отчетность компания не представляла, не может служить основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

В данном Постановлении, а также Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 № 11801/06 разъяснено, что положения статей 164, 165, 171, 172, 176 НК РФ, устанавливающие порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не связывают право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость с соблюдением иностранным лицом требований законодательства другого государства. По мнению ВАС РФ, сведения, поступившие из Управления внутренних доходов США, не могут рассматриваться в качестве доказательства недобросовестности налогоплательщика.

Более того, подобные сведения не являются официальным подтверждением фиктивности иностранного лица. Как указал Президиум ВАС РФ, на это обращалось внимание налоговых органов в письме МНС России от 19.11.2003 № 26-2-05/8120@-АР402, адресованного управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям.

Такой же подход изложен и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2008 № А56-43903/2006.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.04.2009 № А25-1145/2008-11 отметил, что отсутствие, по мнению налогового органа, подтверждения регистрации иностранного контрагента налогоплательщика само по себе не может являться основанием для отказа налогоплательщику в праве на применение налоговой ставки 0 процентов и на возмещение НДС по экспортной операции при наличии подтвержденного факта поступления выручки от иностранного покупателя по контракту, оплаты НДС поставщикам и отсутствии доказательств недобросовестности в действиях налогоплательщика.

Вообще, суды, поддерживающие позицию Президиума ВАС РФ, полагают, что сведения, предоставленные органами, уполномоченными на осуществление контроля за доходами иностранных государств, не могут рассматриваться в качестве доказательств фиктивности иностранного лица или недобросовестности российского налогоплательщика. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 16.07.2007 по делу № А82-10292/2005-99 пришел к такому выводу относительно ответов Службы внутренних доходов США, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07.06.2007 № А66-7111/2006 — относительно сведений, предоставленных Управлением международного сотрудничества и обмена информацией, ФАС Московского округа в Постановлении от 11.06.2008 № КА-А41/5067-08-П — относительно сведений, поступивших из Управления внутренних доходов Германии, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 07.06.2008 № А65-9053/07-СА2-41 — относительно сведений, предоставленных Службой внутренних доходов Великобритании.

В Определении от 21.04.2008 № 13334/06 ВАС РФ еще раз подтвердил правомерность правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума от 05.12.2006 № 11801/06; от 13.02.2007 № 12264/06.

Однако на практике по данному вопросу существует и иная точка зрения.

В Постановлении от 16.04.2009 № КА-А40/1324-09 ФАС Московского округа установил относительно почтового адреса иностранной компании — контрагента налогоплательщика, что в письме СВД США сообщается, что названный адрес известен Службе внутренних доходов США в качестве широко используемого различными регистрационными агентами при инкорпорировании на территории США иностранных компаний — «почтовых ящиков», в настоящее время компания «неактивна», в Федеральной базе данных (корпораций) СВД США не содержится данных о том, что данная компания когда-либо получала идентификационный номер для уплаты налога с сотрудников. Кроме того, указано на отсутствие существенных доказательств того, что данная компания осуществляет или осуществляла бизнес на территории США. При таких обстоятельствах неподтвержденности юридического статуса иностранного покупателя, по мнению суда, налогоплательщик не вправе заявить НДС к возмещению.

Актуальная проблема.

Судебная практика свидетельствует о случаях отказов налоговых органов в возмещении налога на добавленную стоимость на том основании, что общая стоимость экспортированных товаров (включая предъявленную продавцом сумму налога на добавленную стоимость) превышает общую сумму экспортного контракта.

Официальная позиция.

В письме МНС России от 05.06.2002 № ШС-6-14/793 разъяснено, что в настоящее время отсутствует законодательное закрепление отказа в возмещении налога на добавленную стоимость при неперечислении поставщиком соответствующей суммы налога в бюджет. В связи с этим отказ в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков-экспортеров о возмещении уплаченного налога на добавленную стоимость, предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей 165 НК РФ, возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При этом в соответствии с правилами судопроизводства доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае — налогового органа).

Судебная практика.

Стоит также отметить, что в арбитражной практике по данному вопросу значительно чаще встречаются решения в пользу налогоплательщиков (например, Постановления ФАС Московского округа от 31.07.2006 № КА-А40/7004-06, от 22.06.2006 № КА-А40/5655-06, от 26.04.2006 № КА-А40/3306-06).

Исходя из Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 № 07АП-4249/10 ссылка налогового органа на отсутствие экономической выгоды, убыточность экспортных сделок налогоплательщика не принята во внимание судом, поскольку нормы, определяющие порядок подтверждения права на получение возмещения НДС при налогообложении по ставке 0 процентов, не содержат требование об обязательной прибыльности сделки и обязательном соответствии цены товара, реализованного на экспорт, цене приобретения товара на внутреннем рынке с учетом НДС.

Кроме того, в силу положений главы 25 НК РФ факт реализации товара на экспорт по цене, которая ниже цены приобретения товара у российского поставщика, не означает отсутствия экономической выгоды и хозяйственного результата от заключенных налогоплательщиком сделок, поскольку при расчете прибыли в стоимость приобретенного у российского поставщика товара не подлежит включению налог на добавленную стоимость, уплаченный покупателем поставщику.

Конституционный Суд РФ в пункте 2 Определения от 25.07.2001 № 138-О указал, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Следовательно, представление отдельной налоговой декларации и документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, является основанием для вынесения налоговым органом решения о правомерности применения налоговой ставки и возмещения налога только в отношении добросовестных налогоплательщиков.

В пункте 3 Определения от 25.07.2001 № 138-О КС РФ обратил внимание на то, что для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

При выявлении фактов, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, налоговые органы обязаны доказывать недобросовестность налогоплательщика путем представления подтверждающих документов при рассмотрении судами исков налогоплательщиков, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, и исков налоговых органов о признании недействительными сделок как заключенных с целью, противной основам правопорядка, т.е. с целью незаконного изъятия денежных средств из федерального бюджета либо уклонения от конституционной обязанности по уплате налогов.

Стоит также отметить, что термин «недобросовестность» как таковой не определен в теории права. Недобросовестность в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ не может быть безусловной, т.е. недобросовестность налогоплательщика должна быть доказана налоговым органом по совокупности признаков таковой. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 13234/05 суд указывает, что одного признака недобросовестности не хватает для признания налогоплательщика недобросовестным.

Кроме того, не может быть признана недобросовестной вся схема реализации товара на экспорт, недобросовестным может быть признан только конкретный налогоплательщик (письмо ВАС РФ от 17.04.2002 № С5-5/уп-342 «К поручению Правительства РФ от 19.03.2002 № ХВ-П-13-03788»).

Стоит также отметить и Постановление Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Так, от понятия «недобросовестность» отказались, заменив его понятием «необоснованная налоговая выгода». Согласно пункту 9 указанного Постановления налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Следовательно, налогоплательщик обязан обосновывать экономические причины совершения операций, а налоговый орган — представить доказательства того, что единственной целью налогоплательщика является получение налоговой выгоды. Под налоговой выгодой в данном случае понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, применения более низкой налоговой базы, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссии ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.

Следовательно, факт реализации товара на экспорт по цене ниже цены приобретения товара у российского поставщика, включающей налог на добавленную стоимость, сам по себе, вне связи с другими обстоятельствами конкретного дела, не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и рассматриваться в качестве объективного признака недобросовестности. Кроме того, этот факт не означает отсутствия экономической выгоды и хозяйственного результата от заключенных налогоплательщиком сделок, поскольку при расчете прибыли в стоимость приобретенного у российского поставщика товара не подлежит включению налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику.

Актуальная проблема.

Кроме того, на практике встречаются случаи отказов налоговых органов в возмещении налога на добавленную стоимость со ссылкой на то, что на лицевом счете налогоплательщика числится недоимка по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем применение налоговых вычетов неправомерно. Суды признают такие действия налоговых органов неправомерными.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.08.2006 № А56-35413/2005 указал, что именно при возмещении налога имеющиеся у организации недоимки и задолженности принимаются во внимание и подлежат зачету в соответствии со статьей 176 НК РФ.

Актуальная проблема.

Основанием для отказа в применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость может стать осуществление расчетов по экспортному контракту через корреспондентский счет обслуживающего банка.

Официальная позиция.

Согласно письму Минфина России от 12.05.2004 № 04-03-08/28 в случае представления российским налогоплательщиком в налоговый орган выписки банка (ее копии), подтверждающей поступление выручки на его счет не от иностранного лица — покупателя экспортируемого товара, а от третьего лица, а также при отсутствии в контракте условия о порядке расчетов с участием третьих лиц налоговый орган в ходе проверки обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость вправе принять решение об отказе в возмещении этого налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров.

Судебная практика.

По мнению арбитражных судов, осуществление расчетов по экспортному контракту через корреспондентский счет обслуживающего банка не противоречит налоговому законодательству и не может лишать экспортера права на применение ставки 0 процентов и возмещение сумм налога на добавленную стоимость, поскольку осуществление оплаты посредством корреспондентских отношений между банками, участие в межбанковских расчетах филиалов банка не противоречат действующему законодательству. Если из представленных налогоплательщиком платежных документов следует, что экспортная выручка поступила на его счет именно от покупателя экспортированного товара, судьи делают вывод об отсутствии нарушения налогоплательщиком положений подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Например, в Постановлении от 19.02.2007 № А56-19504/2006 ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что под выпиской банка, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, понимается документ (или комплект документов) банка, подтверждающий следующие обстоятельства: поступление денежных средств на счет налогоплательщика; поступление денежных средств за товар, отгруженный во исполнение конкретного экспортного контракта, заключенного с иностранным лицом; поступление денежных средств от иностранного лица — покупателя экспортированного товара.

Документы, представленные налогоплательщиком налоговому органу (выписки банка, свифт-сообщения), содержат сведения об отправителе денежных средств, реквизиты экспортного контракта, данные о клиенте, осуществившем платеж, и являются надлежащими доказательствами факта поступления денежных средств от иностранного покупателя в оплату экспортированных налогоплательщиком товаров данному лицу. Достоверность указанных документов налоговым органом не оспаривается. При таких обстоятельствах суд признал, что налогоплательщиком соблюдены требования подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Довод налогового органа о том, что согласно представленным выпискам банка денежные средства на счет налогоплательщика поступили со счета № 30302, который используется для отражения операций по перечислению денежных средств между филиалами банков, расположенных на территории Российской Федерации, несостоятелен, поскольку данное обстоятельство не влияет на право экспортера возместить налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам товара.

Суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 3.29 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом Банка России от 05.12.2002 № 205-П, на счете № 30302 отражаются расчеты между филиалами банка, расположенными на территории Российской Федерации. Фактически это означает, что сумма, поступившая на корреспондентский счет банка, зачисляется на транзитный валютный счет клиента через счета межфилиальных расчетов. Так как у банка имеется сеть филиалов, зачисление денежных средств на счета клиентов внутри филиала производится через обобщающие счета межфилиальных расчетов, с которых непосредственно денежные средства зачисляются на счета клиентов.

Таким образом, осуществление оплаты посредством корреспондентских отношений между банками, участие в межбанковских расчетах филиалов банка, по мнению суда, не противоречат действующему законодательству.

В Постановлении от 26.02.2007 № А56-28669/2004 ФАС Северо-Западного округа отметил, что нормы законодательства о налогах и сборах не связывают право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного при осуществлении экспортных операций, с использованием банками или иностранным покупателем конкретного счета для осуществления расчетов по экспортному контракту.

В Постановлении от 13.04.2007 № А56-13419/04 ФАС Северо-Западного округа сослался на то, что положения пункта 1 статьи 165 НК РФ не содержат указаний на номера банковских счетов, с которых должна поступать валютная выручка на расчетный счет российского экспортера.

В Постановлении от 11.04.2007 № А55-14519/06-3 ФАС Поволжского округа пришел к выводу о том, что единственным требованием налогового законодательства, предъявляемым к платежам по экспортным операциям, является требование о том, чтобы плательщиком таких платежей было именно иностранное лицо — покупатель, а сумма таких платежей была полностью зачислена на расчетный счет экспортера. При этом законодательство не уточняет, через какой банк должны производиться платежи по экспортным поставкам (через указанный в договоре или через иной банк). Гражданское же законодательство не относит банковские реквизиты сторон к существенным условиям договора. Кроме того, обязанность сторон по гражданско-правовым сделкам указывать в договоре все открытые ими расчетные счета не предусмотрена гражданским законодательством. Суд счел, что зачисление денежных средств на счет резидента, минуя счета банков-корреспондентов, невозможно. Такой вывод соответствует Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Банка России от 05.12.2002 № 205-П. Участие в межбанковских расчетах нескольких банков или филиалов банка не противоречит действующему законодательству. Поступление на счет экспортера выручки от иностранного покупателя товара через систему корреспондентских счетов банков не нарушает положений пункта 1 статьи 165 НК РФ, а также норм валютного и гражданского законодательства.

В Постановлении ФАС Московского округа от 12.01.2007, 19.01.2007 № КА-А40/13244-06 арбитражный суд счел, что довод налогового органа о том, что на счет налогоплательщика не поступила выручка по внешнеторговому контракту в связи с тем, что оплата произведена иностранным покупателем через банк, не указанный в экспортном контракте, является необоснованным и не может служить основанием для отказа в применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, поскольку нерезидент вправе иметь счета в разных банках. Факт поступления экспортной выручки от иностранного покупателя в полном объеме установлен судом со ссылками на выписки банка. Валютное законодательство не содержит ограничений по поступлению валютной выручки на счета экспортеров со счетов иностранного партнера, открытых в разных банках, при этом во внешнеторговом контракте может быть указан лишь один из счетов. Кроме того, иностранные банки, не имеющие прямых корреспондентских отношений с российским банком, направляют денежные средства через иные иностранные банки, у которых такие отношения с российским банком имеются. Трафик, по которому поступают валютные средства, может содержать не один, а несколько иностранных банков. Однако это не меняет назначение самого платежа и не изменяет плательщика по контракту.

Вместе с тем в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.2007 № А33-5877/05-Ф02-7258/06-С1, от 11.01.2007 № А33-17431/05-Ф02-7121/06-С1, от 28.05.2007 № Ф04-2725/2007(33957-А45-41) арбитражный суд пришел к выводу о неподтвержденности фактического поступления выручки от иностранного покупателя, указав, что выписки и мемориальные ордера о поступлении валютной выручки на счет комиссионера свидетельствуют о перечислении денежных средств с корреспондентского счета банка; при этом реквизиты банка, номер корреспондентского счета не фигурируют в экспортном контракте в реквизитах иностранного покупателя; доказательств того, что счет принадлежит иностранному покупателю, налогоплательщиком не представлено. В совокупности с иными обстоятельствами суд сделал вывод о наличии недобросовестности в действиях налогоплательщика при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению.

Актуальная проблема.

Много споров возникает и относительно правомерности возмещения сумм налога на добавленную стоимость в ситуации, когда организация, реализовавшая работы (услуги, товары) на экспорт, стала применять специальные налоговые режимы и все необходимые документы собрала только в период применения спецрежима.

Официальная позиция.

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 15.04.2010 № 03-07-11/118, в отношении товаров, реализованных на экспорт до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, в отношении которых полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, собран после перехода на уплату данного налога, в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ на экспорт моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов. Поскольку полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, собран организацией в момент, когда организация не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, то, по нашему мнению, у организации, перешедшей на уплату единого сельскохозяйственного налога, не имеется оснований для применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении экспортированных товаров, а также налоговых вычетов.

Судебная практика.

Сложившаяся на сегодняшний день судебная практика в подавляющем большинстве указывает, что организация, перешедшая на спецрежим, не имеет права на возмещение указанных сумм налога на добавленную стоимость (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2008 № Ф03-А24/08-2/451, ФАС Волго-Вятского округа от 19.02.2004 № А17-1887/5, ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2005 № А56-29277/04).

Внимание! С 1 октября 2013 г. в соответствии с пунктом 11.1, дополнившим статью 176 НК РФ, в случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 НК РФ.

При этом положения пунктов 7 — 11 анализируемой статьи не применяются (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Так, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа. При этом данное правило не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) (пункты 4, 5 статьи 78 НК РФ).

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

12) организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Комментарии к ст. 395 НК РФ

В соответствии с пунктом 5 статьи 395 НК РФ Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 223 утвержден Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров.

Следует отметить, что статьей 395 НК РФ не предусмотрен закрытый перечень налоговых льгот (так, например, муниципальные учреждения не освобождаются от уплаты земельного налога), иные льготы могут быть только соответствующими актами представительных органов муниципальных образований.

Если право на налоговую льготу возникло или прекратилось в течение налогового или отчетного периода, то налогоплательщик исчисляет сумму налога в отношении льготного участка с учетом коэффициента использования налоговой льготы.

Статья 203 НК РФ. Сумма акциза, подлежащая возврату (действующая редакция)

— принять решение (за подписью руководителя налогового органа или его заместителя) о возврате суммы из соответствующего бюджета не позднее двух недель после получения заявления налогоплательщика о возврате суммы. При этом речь идет о неделях, исчисляемых как периоды времени, состоящие из 5 рабочих дней (каждая), следующих подряд (ст. 6.1 НК), а не о календарных неделях;

— направить упомянутое решение (в такой же срок) для исполнения в соответствующий орган Федерального казначейства. При этом в данном случае отсчет 2-недельного срока начинается со следующего дня после истечения последнего дня 2-недельного срока, предоставленного налоговому органу для принятия решения о возврате денег, или со следующего дня после дня принятия этого решения (если оно было принято, скажем, на третий день после получения заявления от налогоплательщика) налоговым органом;

г) они обязывают орган Федерального казначейства:

— осуществить реальный возврат денег не позднее двух недель (исчисляемых по правилам ст. 6.1 НК) после дня получения упомянутого выше решения налогового органа.

Разумеется, и в данном случае отсчет срока начинается со следующего после дня получения решения дня. Возврат денег осуществляется, по общему правилу, путем перечисления денег на расчетный счет налогоплательщика в банке (иной кредитной организации);

— осуществить такой возврат и в случаях, когда решение налогового органа было получено органом Федерального казначейства (независимо от причин — они роли не играют) по истечении 7 календарных дней (а не рабочих дней: этот вывод сделан на основе систематического толкования ст. 6.1, 203 НК), отсчитываемых со следующего после дня направления налоговым органом своего решения в орган Федерального казначейства дня. Датой получения решения налогового органа органом Федерального казначейства в этом случае считается восьмой календарный день со дня направления решения налоговым органом;

д) они предусматривают, что при нарушении упомянутых выше сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. При этом, безусловно, необходимо учитывать изменения размера ставки рефинансирования, происходящие в течение периода просрочки (это вытекает из ст. 78 НК).

4. Особенности правил п. 4 ст. 203 состоят в следующем:

1) они касаются сумм налоговых вычетов, осуществляемых в отношении операций по реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы таможенной территории РФ, освобождаемых от налогообложения акцизами в связи с тем, что экспорт этих подакцизных товаров осуществляется непосредственно налогоплательщиком акцизов — производителем этих подакцизных товаров, иными лицами, указанным в ст. 194 НК: этот вывод сделан на основе систематического толкования положений подп. 4 п. 1 ст. 183, 184, 201 НК (см. комментарий к ним);

2) в соответствии с ними возмещению (путем зачета или возврата) суммы этих налоговых вычетов подлежат лишь тогда, когда налогоплательщик представит в налоговый орган оригиналы (или копии) таких документов, как контракт с контрагентом (на поставку ему подакцизных товаров), договоры комиссии, поручения, агентирования (в соответствующих случаях), платежные документы, выписки банка (подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному партнеру), грузовой таможенной декларации и иных документов, указанных в п. 1 ст. 198 НК (см. подробный комментарий к ней);

3) они предусматривают, что возмещение (в упомянутом случае) должно быть произведено не позднее трех календарных месяцев (т.е. и нерабочие дни не следует при исчислении срока исключать). Отсчет срока начинается со следующего дня после дня представления в налоговый орган (по месту учета налогоплательщика) документов, предусмотренных в ст. 198 НК (см. комментарий к ней). В течение этого срока налоговый орган обязан:

а) проверить (например, в ходе камеральной налоговой проверки) обоснованность осуществления налоговых вычетов. В этих целях представленные налогоплательщиком документы подвергаются тщательному анализу;

б) принять решение (за подписью руководителя налогового органа или его заместителя) либо о возмещении сумм акцизов (в одной из форм зачета или возврата суммы), либо об отказе (полном или частичном) в возмещении. Решение должно быть в любом случае мотивированным;

4) в соответствии с ними, если налоговым органом (в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком упомянутых выше документов) не вынесено решение об отказе в возмещении и (или) налогоплательщику не представлено письменное заключение (о том, что возмещение не может быть осуществлено, с указанием мотивов и со ссылками на соответствующие правовые акты), он обязан принять решение о возмещении сумм акцизов. При этом необходимо также направить налогоплательщику:

а) письменное уведомление (с указание его ИНН) о том, что принято решение о возмещении ему сумм акцизов (нужно также указать, в какой форме возмещение будет осуществляться: в форме зачета или в форме возврата денег из бюджета);

б) такое уведомление должно быть отправлено не позднее 10 календарных дней с момента истечения 3-месячного срока, упомянутого в абз. 2 п. 4 ст. 203 (при исчислении сроков необходимо руководствоваться правилами ст. 6.1 НК);

5) налоговый орган самостоятельно (т.е. не дожидаясь соответствующего письменного заявления от налогоплательщика) производит возмещение суммы акцизов в форме зачета (а не возврата суммы) с учетом того, что у налогоплательщика имеются:

а) недоимки и пени по акцизам;

б) недоимки и пени по другим налогам и сборам, уплачиваемым в тот же бюджет, что и акцизы;

в) задолженность по суммам налоговых санкций (применяемых к налогоплательщику в соответствии со вступлением в законную силу решения арбитражного суда, ибо именно последний (а не суд общей юрисдикции) рассматривает дела по привлечению индивидуального предпринимателя и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений, ст. 104 НК. См. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий ГПК РСФСР. М., 2000. С. 398 — 404). Речь идет о наложенных на налогоплательщика штрафах (налоговых санкциях), которые подлежат зачислению в тот же бюджет, что и суммы акцизов.

При этом указанный выше зачет налоговый орган производит, во-первых, в первоочередном порядке (т.е. преимущественно перед направлением суммы возмещения на иные цели, в т.ч. и на осуществление ее возврата налогоплательщику), во-вторых, в соответствии с решением о зачете (за подписью руководителя налогового органа или его заместителя). Не позднее 10 календарных дней (с момента зачета) о произведенном зачете налоговый орган обязан (в письменном уведомлении с указанием ИНН налогоплательщика) сообщить налогоплательщику акциза;

6) в абз. 8 п. 4 ст. 203 НК содержится ряд особых правил. Они подлежат применению, если:

а) налоговый орган принял решение о необходимости осуществить возмещение суммы акцизов (либо в форме зачета, либо в форме возврата суммы);

б) такое решение принято в ситуации, когда у налогоплательщика имеется недоимка по акцизам. При этом речь идет не о любой недоимке, а о недоимке, которая образовалась в период между датой подачи декларации по акцизам налогоплательщиком (она должна быть подана в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем, см. об этом подробный комментарий к п. 6 ст. 204 НК) и датой возмещения сумм акцизов;

в) сумма недоимки по акцизам (упомянутая выше) не превышает по размеру сумму возмещения (указанную в решении налогового органа о возмещении акцизов).

При наличии всех упомянутых в абз. 8 п. 4 ст. 203 условий пеня на сумму недоимки не начисляется (т.е. налицо существенное изъятие из общих правил ст. 75 НК);

7) правила абз. 9 п. 4 ст. 203 применяются в случаях отсутствия у плательщика акцизов:

а) не только недоимки и сумм пени по акцизам, но также недоимки и пени по другим налогам и сборам, зачисляемым в тот же бюджет, что и акцизы;

б) задолженности по налоговым санкциям, которые были наложены на налогоплательщика арбитражным судом по налогам и сборам, которые уплачиваются в тот же бюджет, что и акцизы (и из которого должен быть осуществлен возврат суммы).

В такой ситуации суммы, подлежащие возмещению:

а) или засчитываются (по письменному заявлению налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о таком зачете) в счет текущих платежей по акцизам, либо в счет текущих платежей по другим налогам и сборам (которые подлежат уплате в тот же бюджет, что и акцизы), либо в счет текущих платежей по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров (любых, а не только подакцизных товаров!), работ и услуг через таможенную границу РФ (но необходимо дополнительно согласовать вопрос такого зачета с таможенным органом);

б) подлежат реальному возврату из бюджета (по письменному заявлению налогоплательщика);

в) в соответствии с абз. 10 — 12 п. 4 ст. 203:

— налоговый орган принимает решение (за подписью руководителя налогового органа или его заместителя) о возврате суммы акцизов из соответствующего бюджета не позднее последнего дня 3-месячного срока, упомянутого в абз. 2 п. 4 ст. 203. Если указанный «последний день» падает на нерабочий день, то возврат суммы акцизов должен быть произведен не позднее ближайшего следующего за этим «последним днем» рабочего дня (ст. 6.1 НК);

— налоговый орган (не позднее упомянутого выше «последнего дня») направляет решение о возврате в орган Федерального казначейства на исполнение;

— последний обязан осуществить возврат денег налогоплательщику не позднее 2 недель после получения решения налогового органа. При этом под «неделей» в данном случае подразумевается период времени, состоящий из 5 рабочих дней, следующих подряд (ст. 6.1 НК), а не календарная неделя;

— если органом Федерального казначейства не получено (независимо от причин: они в данном случае не играют роли) решение налогового органа (упомянутое выше) по истечении 7 календарных дней после дня его направления (отсчет срока при этом начинается со следующего дня), то датой получения решения налогового органа признается восьмой календарный день со дня направления такого решения налоговым органом;

— при нарушении сроков (при этом имеются в виду все сроки, упомянутые в п. 4 ст. 203, т.е. и трехмесячный срок, указанный в абз. 2, и срок в 10 дней, указанный в абз. 4 и 5, и другие сроки) как по вине налогового органа, так и по вине органа Федерального казначейства начисляются проценты, исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. При этом необходимо учитывать все изменения упомянутой ставки рефинансирования, происшедшие за время просрочки.

5. Применяя правила п. 5 ст. 203, необходимо обратить внимание на следующее:

а) они подлежат применению в случаях, если:

— суммы акцизов были уплачены покупателем продавцу при приобретении у него спирта этилового, произведенного из непищевого сырья (нельзя ими руководствоваться в случаях, когда такой спирт произведен из пищевого сырья, о последнем см. комментарий к п. 4 ст. 200 НК);

— упомянутый спирт не приобретался покупателем по договору мены либо в результате операций по осуществлению взаиморасчетов с поставщиком (например, в форме зачета, ст. 410 — 412 ГК);

— упомянутый спирт в дальнейшем (т.е. уже после его приобретения) используется покупателем в качестве сырья для производства неподакцизных товаров (т.е. на случаи, когда из сырья производятся подакцизные товары, правила п. 5 ст. 203 нельзя распространять);

б) в соответствии с ними возмещение сумм акцизов (либо в форме зачета, либо в форме возврата) осуществляются:

— лишь в части стоимости продукции, фактически включенной в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций. В связи с тем, что глава НК, посвященная этому налогу, еще не принята, в настоящее время необходимо руководствоваться перечнем расходов, включаемых в состав себестоимости (в соответствии с Положением N 552) при исчислении налога на прибыль предприятий (ст. 28 Закона N 118);

— лишь на основании расчетных документов, реестров чеков, реестров на получение средств с аккредитивов, счетов фактур, других документов, упомянутых в п. 2 ст. 198 НК (см. комментарий к ней), которые налогоплательщик должен представить в налоговый орган (в подтверждение права на возмещение сумм акцизов);

в) порядок возврата из федерального бюджета сумм акцизов (т.е. на случаи осуществления зачета правила абз. 2 п. 5 ст. 203 не распространяется) на спирт этиловый, произведенный из непищевого сырья и использованный на производство не облагаемой акцизами продукции, определяется Правительством РФ. К сожалению, в Законе N 118 не установлены сроки принятия Правительством РФ соответствующего акта.

П.2 ст.203 НК РФ

Указанные суммы в течение трех налоговых периодов, следующих за истекшим налоговым периодом, при наличии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по пеням, начисленным по федеральным налогам, и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию на основании решения налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо на основании вступившего в силу решения суда, подлежат зачету в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням, штрафам налоговым органом самостоятельно в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

При отсутствии у налогоплательщика указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам суммы, подлежащие возмещению, могут быть зачтены в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным федеральным налогам по заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

(Пункт в редакции Федерального закона от 30.09.2013 № 269-ФЗ)

П.6 ст.203 НК РФ

При ликвидации организации по производству алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции при наличии у нее недоимки по акцизам, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в соответствии с настоящим Кодексом, фактически уплаченная в бюджет сумма авансового платежа акциза подлежит зачету налоговым органом при условии представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 17 и (или) 18 статьи 201 настоящего Кодекса, на основании решения о зачете суммы авансового платежа акциза в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При этом начисление пеней на указанную недоимку осуществляется до дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы авансового платежа акциза.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизам, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также при превышении суммы фактически уплаченного авансового платежа акциза над суммами указанных недоимки по акцизам, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма авансового платежа акциза возвращается налогоплательщику на основании решения налогового органа о возврате (полностью или частично) суммы фактически уплаченного авансового платежа акциза.

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2010 № 306-ФЗ)
←статья 202 НК РФ статья 203.1 НК РФ→

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *