Ст 351 1 ТК

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий к Ст. 331 ТК РФ

1. В соответствии с п. 1 ст. 53 Закона РФ «Об образовании» одним из требований, предъявляемых к лицам, допускаемым к педагогической деятельности, является образовательный ценз, определяемый в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.

2. Содержащиеся в ч. 2 ст. 331 ТК РФ запреты, не позволяющие допускать некоторых лиц к педагогической деятельности, конкретизируют соответствующие положения п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образовании», которые, в свою очередь, находят свое отражение, в частности, в уголовном (см., например, ст. 47 УК РФ) и гражданском (см. статью 29 ГК РФ) законодательстве.

3. Перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью должен быть утвержден Минобрнауки России (см. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2562), однако такой перечень пока не принят.

До принятия указанного перечня следует руководствоваться Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4916).

4. Работы в образовательных организациях всех видов указаны в Перечне медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденном Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 (см. комментарий к статье 213 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 331 Трудового кодекса

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов утверждены Правительством РФ. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580; 2000. N 12. Ст. 1291). Типовое положение об общеобразовательном учреждении утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252). Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160 (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1034). Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 (СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1595).

На педагогическую работу в общеобразовательное учреждение принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 175 (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1276) в указанные выше Типовые положения внесено дополнение, предусматривающее, что к педагогической деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации и образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, а к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

3. Такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, педагогической), предусмотрен ст. 47 УК РФ и может устанавливаться в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.

4. Часть 2 данной статьи существенно изменена. Законодатель расширил перечень оснований, исключающих занятие педагогической деятельностью. Теперь это не только лишение вступившим в законную силу приговором суда права заниматься педагогической деятельностью, но и неснятая или непогашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признание в установленном федеральным законом порядке гражданина недееспособным; наличие заболевания, предусмотренного утвержденным федеральным органом исполнительной власти перечнем. Почти все указанные выше основания уже предусматривались в Законе РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 53) как исключающие занятие педагогической деятельностью.

Наличие у человека судимости всегда влечет за собой последствия. И совершенно не важно, отбывал ли человек реальный срок в заключении, или его осудили условно. Как и при любом действии, последствия обязательно наступят.

Что такое судимость?

Правовое положение лица, преступившего закон и получившего обвинительный приговор суда, именуют судимостью (ст. 86 УК РФ).

Существует также процедура погашения (снятия) судимости, после которой факт предыдущего законного осуждения может повлиять на характеристику личности, а также быть учтенным при повторном правонарушении.

Вообще, судимость до момента ее снятия принимается во внимание в следующих случаях:

  • При отношении к квалификации преступлений против несовершеннолетних с нарушением их половой неприкосновенности.
  • При определении рецидива в определенном виде преступлений, когда мера наказания рассчитывается, исходя из наличия предыдущих судимостей.
  • При назначении наказания людям, которые условно осуждаются по совокупности приговоров.
  • При выборе типа исправительного учреждения.
  • Во время установления исправительного надзора для некоторых лиц, отпущенных на свободу.

Еще судимость, полученная ранее, становится фактически непреодолимым препятствием для таких случаев, как:

  • Освобождение от наказания при преступлениях небольшой и средней тяжести, при существенном изменении обстоятельств, примирении сторон, деятельном раскаянии.
  • Распространение на осужденного лица обратной силы закона (ч. 1 ст. 75 УК РФ).
  • Занятие определенными видами деятельности.

Из вышеприведенного, согласно конституции РФ, вытекают некоторые правовые противоречия. Ведь изначально перед законом все равны. А при учете судимости поверхностно нарушаются конституционные права граждан. Но законотворцы решили это противоречие таким способом: был принят закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ, в котором говорится о том, что предыдущая судимость не является квалифицирующим признаком для принятия решения в области преступлений небольшой тяжести, и тогда, когда человек был осужден условно.

Это способствует полной реализации прав граждан, совершивших незначительные и малозначимые правонарушения. Но ограничивает в конституционных правах тех, кто преступил закон по серьезным статьям.

Когда судимость погашается или может быть снята?

В ст. 86 УК РФ содержится информация об обстоятельствах погашения судимости. Данное правовое положение погашается в следующих случаях:

  • По истечению испытательного срока у условно осужденного лица.
  • По истечению года после отбытия наказания или его истечения у лиц, осужденных мягкими видами наказаний.
  • По истечению трех лет после отбытия в заключении у лиц, которые были осуждены за преступления небольшой и средней степени тяжести.
  • По истечению восьми лет для тех, кто осужден до 03.08.2013 за преступления, квалифицирующиеся как тяжкие.
  • По истечению шести лет для лиц, осужденных до принятия ФЗ от 23.07.2013 N 218-ФЗ, и осужденных за тяжкие преступления.
  • По истечению десяти лет после отбытия наказания для лиц, совершивших особо тяжкие преступления.
  • Сразу же, как только человек отбывает мягкий вид наказания, при замене его части общественными работами и другими дополнительными видами.

Кроме всего этого, возможно и досрочное погашение судимости. Для прохождения такой процедуры осужденный должен нивелировать вред, причиненный им. А также обязан вести безупречный образ жизни и не совершать правонарушений вновь.

Ограничение каких прав влечет судимость?

Статья 55 Конституции РФ содержит информацию, где сказано, что ограничить человека в правах могут только федеральные законы. Данные ограничения могут действовать, как после снятия судимости, так и только во время ее погашения. Запреты могут распространяться следующим образом:

  • Запрет может быть пожизненным, если человек претендует на должность в государственных и правоохранительных структурах, и при этом ранее имел судимость.
  • Запрет при совершении преступлений против несовершеннолетних может распространяться на сферы педагогики, культуры, спорта, социальной защиты и искусства. Этими видами деятельности после совершения преступлений с участием детей человеку заниматься не разрешат.
  • Ограничение избирательного права, согласно п. 3.2 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». При наложении такого ограничения человек не может «голосовать» и быть избранным в государственные органы управления.

Помимо прямых правовых последствий, судимость имеет косвенные следствия, которые можно с удивлением обнаружить при устройстве на работу в серьезную организацию, выезде за границу, а также при попытке организовать собственное дело. Деловая репутация ранее судимого человека может пострадать и в том случае, если ему разрешили заниматься теми видами деятельности, в сфере которых он совершил преступление.

Моральное клеймо, которое, к сожалению, остается на человеке после того, как он отбыл наказание и погасил судимость, будет сопровождать его всю жизнь. И если такому лицу доведется участвовать в судебных заседаниях в качестве свидетеля или истца, то отношение к его словам будет негативное. Хотя формально, отстаивать свои права в судебном порядке такому человеку можно и нужно.

По мнению экспертов, чтобы будущие правила заработали, потребуется в том числе изменить формат справок о судимости, которые выдает людям МВД. Также нужна процедура, по которой судимые много лет назад люди смогут обменять старые справки с пятнами на новые — без пятен. При условии, что их истории будут попадать под действие нового закона.

Напомним, в конце прошлого года Верховный суд России внес в Госдуму пакет законопроектов с предложениями изменить систему наказания за нетяжкие преступления. Пожалуй, центральная идея проекта — освобождать от уголовной ответственности людей, которые совершили преступление впервые, раскаялись и компенсировали ущерб. Если три условия сошлись, судимости у человека не будет. Но ему назначат «меры уголовно-правового характера»: любое наказание, кроме лишения свободы.

До этого инициатива была поддержана главой государства. Сейчас Госдума готовит законопроект к первому чтению. Если закон будет принят, то он по всем правилам получит и обратную силу. Ведь закон, улучшающий положение человека, распространяется и на прошлое.

Сторонники проекта не раз заявляли, что одна из целей — не ставить клеймо судимости на случайно оступившегося человека.

Справка с пятном калечит жизнь хуже, чем тюрьма. Из тюрьмы еще можно выйти. А со справкой о судимости человек до конца дней будет неполноценным. Хорошая работа, успешная карьера — это не для него.

Профессор кафедры уголовного права Университета имени Кутафина, доктор юридических наук Иван Клепицкий напомнил «РГ», что несколько лет назад были приняты поправки в Трудовой кодекс, запрещающий гражданам, имеющим судимость по целому ряду статей, выполнять трудовые функции, связанные с оказанием услуг несовершеннолетним. В первую очередь запрет коснулся лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Не только преподавать в школе, но и вести детский кружок судимым нельзя. Ни шахматный, ни художественный, никакой.

Однако этим дело не ограничилось. Табличку «нельзя» для судимых повесили везде, где труд так или иначе может быть связан с несовершеннолетними. Скажем, в любую больницу может попасть 17-летний молодой человек. Значит, даже медсестер с судимостью нигде быть не должно. В коммерческие зубные клиники сегодня часто водят маленьких детей. Поэтому стоматолог, попавший в неприятную историю, обязан забыть о стоматологии.

Как рассказывают юристы, круг лиц, на которых распространяется запрет, широк. Человек, совершивший по неосторожности ДТП или превысивший пределы необходимой обороны и покалечивший напавшего на него хулигана, не сможет работать даже клоуном в цирке. Так как заведения культуры тоже в запретном списке.

Из-за одной ошибки или даже случайности даже приличный член общества официально становится изгоем. А это, без преувеличения, миллионы людей. Куда им податься? Грабить и воровать? Не вариант, хочется верить.

По словам экспертов, после принятия закона, был изменен и формат справки о судимости МВД.

Теперь там указываются и данные даже о закрытых делах, прекращенных по нереабилитирующим обстоятельствам. Скажем, по амнистии, примирению сторон и прочее. То есть человек в принципе виноват, но по каким-то причинам не был наказан. Если законопроект Верховного суда будет принят, сведения о том, что человек привлекался к уголовной ответственности, все равно окажутся в справке. И пятно останется. Ведь с точки зрения работодателя — самого обычного начальника, как и все, не желающего лишних проблем, — будет не важно, судимый перед ним кандидат или только привлекавшийся. Легче сказать «прощай», чем заглянуть в раскаявшуюся душу. Поэтому эксперты полагают, что потребуется изменить и форму справки МВД.

Как рассказали «РГ» в Палате молодых законодателей при Совете Федерации, представители палаты подготовят соответствующие замечания на законопроект, который сейчас как раз отправлен в рассылку для сбора отзывов. Палата также намерена обратиться в научно-консультативный совет при Верховном суде России с просьбой детально разъяснить, как будет применяться обратная сила закона. Некоторые ученые-правоведы считают, что прошлую судимость сбросить со счетов невозможно. Как рассказал в беседе с «РГ» Иван Клепицкий, если человек уже отсидел срок по статье, которую потом смягчили или вовсе убрали из УК, то ничего не изменишь. Или, допустим, объявляется амнистия, и под нее мог бы попасть осужденный, только-только выплативший штраф, но — все, наказание исполнено, деньги назад не вернут. Точно также, по его словам, и с судимостью: раз она есть, она есть, и никуда не деться. Тем не менее, вопрос не закрыт.

«В Уголовном кодексе специально предусмотрены институты снятия и погашения судимости, чтобы снять с человека все ограничения, связанные с судимостью, — говорит заместитель председателя Палаты молодых законодателей при СФ Николай Бурматов. — Главная проблема в том, что, например, трудовое законодательство, нормы избирательного права и т.п. начинают использовать судимость гражданина, даже снятую и погашенную, как основание в ограничении его прав. Поэтому в первую очередь нужно говорить о правильном применении уже действующих законов. Что же касается предлагаемого законопроекта, то в данном случае речь о том, чтобы избавить человека от неприятных последствий, связанных с судимостью, если его случай попадает под действие нового закона, А это не то же самое, что вернуть годы, проведенные в тюрьме. Это реальная вещь. Поэтому при работе над законопроектом нужно учитывать соответствующие положения Трудового кодекса.

Возможно, и там потребуются какие-то изменения. Также и научное сообщество, и законодатели должны разработать порядок, как после вступления в силу закона (если он будет принят) улучшить положение тех, кто ранее был судим при обстоятельствах, указанных в этом законе. Снимать ли с них судимость, выдавать ли новые справки, все это требует проработки».

Кстати, в прошлом году поправки в Трудовой кодекс несколько смягчили правила. Если дело человека было закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам, то его могут допустить к запретной работе с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Но чиновники — люди априори осторожные. Получить от них такие разрешения, по мнению экспертов, задача практически нереальная.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

В России развернутое определение судимости дано Конституционным Судом Российской Федерации. В Постановлении от 19 марта 2003 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 — 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан», Конституционный Суд указал, что судимость «представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления, установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица не погашенная или не снятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности».

Наличие судимости свидетельствует о том, что обвинительный приговор суда сохраняет свою силу в отношении определенного лица, которое находится в уголовно-правовых отношениях с государством, хотя уже и отбыло наказание. Эти уголовно-правовые отношения могут существовать в течение всего срока судимости или части этого срока, либо в состоянии статики, когда права и обязанности сторон данных отношений не реализуются, либо в состоянии динамики, т.е. реализовываться, что и имеет место в процессе административного надзора

Выйдя на свободу, бывший осужденный должен помнить, что общегражданские права, которых он был лишен в связи с совершением преступления, могут быть реализованы им только после снятия судимости.

Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

Если же осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (п. 6 ст. 86 УК РФ). Однако это правило будет действовать только в том случае, если иное специально не предусмотрено законом. Так, например, учитывая большой процент рецидива среди бывших заключенных, следует уточнить, что назначение вновь совершившему преступление вида исправительного учреждения производится с учетом факта отбывания наказания в местах лишения свободы в прошлом, в том числе за пределами сроков судимости (п. п. «б» и «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ).

Факты совершения преступления, отбывания наказания, наличия судимости и т.п. нередко служат основанием для дополнительных правоограничений, предусмотренных другими федеральными законами (п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, когда с осужденным прекращается трудовой договор и место за ним не сохраняется; ст. 19 СК РФ, когда брак расторгается по заявлению, поданному одним из супругов в отношении другого супруга, если он осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет; ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» и др.).

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» была предусмотрена новая для современного российского законодательства мера противодействия рецидивной преступности — административный надзор, который определяется как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре.

Административный надзор «обеспечивает постоянное наблюдение за образом жизни и поведением наиболее опасной категории в прошлом судимых лиц, предупреждение с их стороны новых преступлений и оказание на них необходимого воспитательного воздействия».

Принимая во внимание то, что судимость является конечным элементом уголовной ответственности, административный надзор выступает дополнительной (по отношению к отбытому наказанию) формой реализации уголовной ответственности, которая существует в рамках судимости и направлена на достижение целей уголовной ответственности.

Смысл административного надзора заключается в том, чтобы подвергнуть лицо определенным лишениям и ограничениям в качестве средства индивидуальной профилактики. Устанавливая административный надзор, суд делает предположение, что осужденный продолжит заниматься преступной деятельностью, если для него не будут установлены определенные ограничения. Такой вывод делается при учете, с одной стороны, характера и степени опасности преступления, за которое лицо было осуждено к наказанию в виде лишения свободы, с другой — данных о личности осужденного и с третьей — его поведения в местах лишения свободы.

Содержание административных ограничений затрагивает личную свободу осужденного, свободу передвижения, выбора места пребывания и посещения, а также право свободно располагать своим временем. Налагаемые ограничения подразделяются на две группы: обязательные и дополнительные. Обязательная составляющая административного надзора устанавливается судом на основании строгого предписания закона в любом случае и состоит в обязательной явке лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Дополнительная часть устанавливается по усмотрению суда. К последней группе ограничений принадлежат запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, запрещение выезда за установленные судом пределы территории.

Установление срока административного надзора находится в строгой зависимости от срока судимости, поскольку правовые ограничения не могут осуществляться после погашения судимости. Одним из оснований прекращения административного надзора выступает снятие с поднадзорного лица судимости. Повторное установление административного надзора возможно в течение срока судимости до ее погашения.

Особо хотелось бы отметить, что поступить на государственную гражданскую службу и в правоохранительные органы лицам, имевшим судимость, практически невозможно. Кроме того, многие работодатели имеют службу безопасности, которая может узнать прошлое любого потенциального работника, и бывшему осужденному в большинстве случаев отказывают в приеме на работу без объяснения причин.

Таким образом, бывшие осужденные после снятия или погашения судимости практически ничем не будут отличаться от других граждан. Однако наличие судимости, так или иначе, оставляет след в биографии любого человека и не дает реализоваться многим жизненным устремлениям.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *