Статья 262 ТК

Когда и как подтверждается, что выходные не используются другим родителем?

Если получать дополнительные выходные по ч. 1 ст. 262 ТК РФ могут несколько членов семьи с ребенком-инвалидом, тому, кто обращается к работодателю с такой просьбой, следует подтвердить, что другой родитель (или приравненное лицо) норму дней еще не использовал. Для этого оформляется справка по месту работы другого родителя или приравненного к нему лица.

Эта льгота ежемесячная, поэтому требуется каждый раз писать отдельное заявление о предоставлении выходных. Справка о неиспользовании также предъявляется ежемесячно.

Исключение делается для одиноких (по документам) родителей, а также если второй родитель:

  • ограничен в правах, признан без вести отсутствующим либо умершим;
  • находится в местах лишения свободы;
  • находится в длительном отъезде (например, в командировке сроком более 1 месяца).

Разумеется, данные факты потребуется подтвердить документами, прилагаемыми к заявлению о предоставлении льготы по ст. 262 ТК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если второй родитель занят частной практикой либо безработный, подтверждающие это документы нужно прикладывать к каждому заявлению.

Комментарий к Ст. 262 Трудового кодекса РФ

1. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается государственными учреждениями медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния здоровья ребенка и степени ограничения жизнедеятельности сроком на один год, два года или до достижения им возраста 18 лет. На основании решения о признании ребенка инвалидом выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности с указанием сроков, на которые инвалидность установлена. Льготы, связанные с инвалидностью ребенка, предоставляются на основании этой справки.

2. Дополнительные выходные дни, установленные комментируемой статьей, предоставляются родителям, опекунам и попечителям ребенка-инвалида. Поскольку усыновители в отношении усыновленных детей имеют те же права, что и родители, указанные дополнительные выходные дни предоставляются также усыновителям детей-инвалидов.

В соответствии с комментируемой статьей порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ. Однако в настоящее время он установлен Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34, которое должно применяться до утверждения соответствующего порядка Правительством РФ.

Одному из работающих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарный месяц. Они предоставляются начиная с месяца, в котором ребенку установлена инвалидность, и по месяц, в котором истекает срок инвалидности, или по месяц достижения ребенком 18 лет.

Предоставление каждого дополнительного выходного дня осуществляется на основании заявления работника и оформляется приказом. К заявлению работника должны быть приложены справка об установлении ребенку инвалидности с указанием о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении (предоставляется ежегодно); справка с места работы второго родителя о том, что в текущем календарном месяце он не использовал дополнительные выходные дни или использовал их частично (предоставляется при каждом обращении за предоставлением дополнительного выходного дня). Первые два дополнительных выходных дня в месяц могут быть предоставлены и без представления последней справки.

В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

В случае если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит или самостоятельно обеспечивает себя работой, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель в трудовых отношениях с работодателем не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой. Эти документы представляются при каждом обращении за дополнительными выходными днями.

Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Указанные дополнительные оплачиваемые выходные дни не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

При наличии в семье нескольких детей-инвалидов количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в этом же календарном месяце в порядке, предусмотренном указанным разъяснением (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности).

3. Дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, подлежат оплате. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что оплата производится в размере среднего заработка, а ее порядок устанавливается федеральными законами. К настоящему времени такой закон не принят, и порядок оплаты этих дней предусмотрен п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 (в части расходования на эти цели средств социального страхования), и п. 10 Порядка предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) для ухода за детьми-инвалидами, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 4 апреля 2000 г. (см. также письмо Фонда социального страхования РФ от 5 мая 2010 г. N 02-02-01/08-208).

4. Женщинам, работающим в сельской местности и осуществляющим уход за детьми-инвалидами, помимо четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней, по их письменному заявлению может предоставляться еще один день без сохранения заработной платы. Этот день является дополнительным и по отношению к отпускам без сохранения заработной платы, предусмотренным ст. 263 ТК РФ. Остальные женщины, работающие в сельской местности, имеют право на один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Лица, работающие не в сельской местности, могут использовать дополнительные выходные дни без сохранения заработной платы в порядке, установленном ст. 128 Трудового кодекса РФ, т.е. по соглашению с работодателем.

Статья 262 ТК РФ. Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

См. все связанные документы >>>

1. Правила о социальной защите инвалидов в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

2. Правила признания лица инвалидом утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Минздравсоцразвития России.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала (Приказ Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»).

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

3. Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид»), утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 247 (не приводится).

4. Форма направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. N 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь». При заполнении формы см. также Инструкцию Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 1999 г. N 06-23/6-20 о порядке заполнения формы N 088/у-97 «Направление на медико-социальную экспертизу».

5. Приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. N 535 утв. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и проч.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются 4 степени их выраженности:

1-я степень — незначительные нарушения;

2-я степень — умеренные нарушения;

3-я степень — выраженные нарушения;

4-я степень — значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению;

способность контролировать свое поведение;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1-я степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2-я степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1-я степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2-я степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1-я степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2-я степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1-я степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

2-я степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1-я степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2-я степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3-я степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1-я степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2-я степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3-я степень — неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1-я степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2-я степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3-я степень — неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Способность к трудовой деятельности включает в себя:

способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

способность к мотивации труда;

способность соблюдать рабочий график;

способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Критерием установления 1-й степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на 2 класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2-й степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3-й степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанное к трудовой деятельности.

6. Разъяснение Минтруда России и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. N 3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» утв. Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34 (п. п. 1 — 10 не приводятся).

Смотрите Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922.

Комментарий к Статье 262 ТК РФ

Статья 262 ТК призвана предоставить гарантии в виде дополнительных оплачиваемых выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства в возрасте до 18 лет.

Решение о признании «ребенком-инвалидом» принимается государственным учреждением медико-социальной экспертизы на основании результатов комплексной оценки состояния здоровья ребенка и степени ограничения жизнедеятельности сроком на один год, два года или до достижения им возраста 18 лет. На основании этого решения выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием сроков, на которые инвалидность установлена.

Дополнительные выходные дни предоставляются родителям, опекунам и попечителям ребенка-инвалида, а также и усыновителям детей-инвалидов в том случае, если ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении.

Порядок предоставления дополнительных выходных дней одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами регулируется Постановлением Минтруда России и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34.

Одному из работающих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида полагаются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарный месяц. Они предоставляются начиная с месяца, в котором ребенку установлена инвалидность, и по месяц, в котором истекает срок инвалидности, или по месяц достижения ребенком 18 лет.

Предоставление каждого дополнительного выходного дня оформляется приказом на основании заявления работника, к которому прилагаются: справка об установлении инвалидности ребенку с указанием о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении (предоставляется ежегодно); справка с места работы второго родителя о том, что в текущем календарном месяце он не использовал дополнительные выходные дни или использовал их частично (предъявляется при каждом обращении за предоставлением дополнительного выходного дня). Первые два дополнительных выходных дня в месяц могут быть предоставлены и без последней справки.

При документальном подтверждении расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а равно смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня. В таком же порядке 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

В случаях, когда один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит (самостоятельно обеспечивает себя работой как индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный охранник, адвокат, глава или член крестьянских фермерских хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и др.), дополнительные оплачиваемые выходные дни предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель в трудовых отношениях с работодателем не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.

При использовании одним из работающих родителей дополнительных оплачиваемых выходных дней в календарном месяце частично, другой работающий родитель, в этом же календарном месяце, может получить оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

В период очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оформляемых по личному заявлению, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц работающему родителю не предоставляются, а у другого работающего родителя право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня сохраняется.

В случае если в семье более одного ребенка-инвалида, число предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней остается неизменным.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, могут быть предоставлены в этом же календарном месяце, при окончании временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявлении листка нетрудоспособности.

Оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, оговорена в части 1 статьи 262 ТК и устанавливается федеральными законами. Порядок оплаты этих дней предусмотрен пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования РФ (в части расходования на эти цели средств социального страхования) и пунктом 10 Порядка предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) для ухода за детьми-инвалидами, утвержденного Постановлением Минтруда России и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34. В соответствии с ними, оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами производится в размере среднего дневного заработка за счет средств социального страхования.

Женщинам, работающим в сельской местности, дополнительно по письменному заявлению может предоставляться один день без сохранения заработной платы

Лица, не работающие в сельской местности, имеют право использовать дополнительные выходные дни без сохранения заработной платы в порядке, установленном статьей 128 ТК России (по соглашению с работодателем).

Другой комментарий к Статье 262 ТК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает, что право на такой отпуск предоставляется только в том случае, если это установлено коллективным договором. Следовательно, если коллективным договором указанный отпуск не предусмотрен, перечисленным в комментируемой статье работникам отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен только на общих основаниях, т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем.

2. Комментируемая статья определяет круг работников, которым коллективным договором может устанавливаться дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Это работники (матери, отцы, усыновители, опекуны), имеющие двух или более детей в возрасте до 14 лет; работники (матери, отцы, усыновители, опекуны, попечители), имеющие ребенка инвалида в возрасте до 18 лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет; отцы, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет без матери. Установление такого перечня в данной статье не означает, что коллективным договором не могут быть предусмотрены отпуска без сохранения заработной платы и для других лиц (например, для работников, имеющих ребенка школьного возраста; женщин, воспитывающих детей, отцы которых находятся в длительной командировке). Содержание комментируемой статьи следует рассматривать как своеобразную рекомендацию при заключении коллективного договора, в соответствии с которой целесообразно предусмотреть данную гарантию лицам, воспитывающим детей.

3. При закреплении дополнительных отпусков без сохранения заработной платы в коллективном договоре следует учитывать, что правила использования этих отпусков, даже если это и не будет предусмотрено в коллективном договоре, имеют ряд особенностей.

Эти отпуска предоставляются обоим родителям независимо от того, использован или нет такой дополнительный отпуск вторым родителем.

Поскольку этот отпуск может быть использован в любое удобное для работника время, работник обязан лишь заблаговременно известить работодателя о своем намерении использовать отпуск. Целесообразно известить работодателя при составлении графика отпусков на текущий год, что даст возможность учесть это обстоятельство при определении времени предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков другим работникам.

Отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску либо использован отдельно как полностью, так и по частям. Минимальная продолжительность каждой части отпуска не установлена, поэтому он может быть использован и по одному дню.

4. Право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы предоставляется с года рождения ребенка по год исполнения ему 14 или 18 лет включительно.

Работникам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет, дополнительный отпуск предоставляется начиная с года рождения второго ребенка и по год исполнения старшему (из двух детей) ребенку 14 лет включительно.

5. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы предоставляется для создания благоприятных условий для воспитания детей и обеспечения им благоприятных условий для отдыха. Поэтому перенос отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Статья 262 ТК РФ. Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности

1. Применяя ст 262 ТК РФ, следует учитывать, что порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней регулируется разъяснением Минтруда России и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34 (БНА РФ. 2000. N 23). В разъяснении предусмотрено, что четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) руководителя организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. Работающий родитель представляет также справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы или использованы частично.

Справка из органов социальной защиты населения представляется ежегодно; с места работы другого родителя — при каждом обращении с просьбой предоставить дополнительные оплачиваемые выходные дни.

В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из них и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишения свободы, служебных командировок свыше календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке указанные выходные дни предоставляются одиноким матерям.

В случае если в трудовых отношениях состоит только один из родителей, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель в таких отношениях не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой (например, индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный охранник, адвокат, глава или член крестьянского (фермерского) хозяйства, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования).

Если одним из родителей дополнительные выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются оставшиеся дни (ч 1 статьи 262 ТК РФ).

Четыре дополнительных выходных дня в месяц не предоставляются в период ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на эти дни.

При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается. Дополнительные выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце родителем в связи с его болезнью, предоставляются в этом же месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявлении листка нетрудоспособности).

Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка из средств Фонда социального страхования РФ. Об определении дневного заработка см. коммент. к ст. 139.

2. Предусмотренный ч. 2 ст 262 ТК РФ дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы предоставляется женщинам, работающим в сельской местности, по их письменному заявлению.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *