Ставка платы

ФАЙЛЫ
Скачать полную таблицу ставок платы за НВОС (2016-2020 года) в XLS

В таблице ниже приведены лишь некоторые позиции из полного списка, для примера. Полная таблица — в Excel файле.

Название загрязняющих веществ/отходов Ставка платы в рублях за 1 тонну загрязняющих веществ/отходов в 2020 году
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Азота диоксид 149,9
Аммиак 149,9
Бенз(а)пирен 5910806,2
Взвешенные частицы РМ10 101,0
Взвешенные частицы РМ2,5 197,0
Марганец и его соединения 5911,4
Метан 116,6
Сероводород 741,1
Серы диоксид 49,0
Фенол 1969,5
За выбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Алюминий 20653,7
Аммиак 16524,2
Ацетон (диметилкетон, пропанон) 16524,2
Борная кислота 48597,9
Вольфрам 835436,5
Железо 6683,9
Медь 826152,1
Нефтепродукты (нефть) 16524,2
Ртуть и ее соединения 82615182,2
Хлорфенолы 8261517,9
За размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) 5215,8
Отходы II класса опасности (высокоопасные) 2235,4
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 1490,5
Отходы IV класса опасности, за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (умеренно опасные) 744,9
Отходы IV класса опасности, твердые коммунальные отходы IV класса опасности (умеренно опасные) 95,0
Отходы V класса опасности (практически неопасные), от добывающей промышленности 1,2
Отходы V класса опасности (практически неопасные), от перерабатывающей промышленности 45,0
Отходы V класса опасности (практически неопасные), прочие 19,4

Законы и изменения по годам

Прежде напомним, что коэффициент экологической значимости региона, закреплённый в Постановлении № 344 Правительства РФ от 12.06.2003 и Постановлении № 1219 Правительства РФ от 19.11.2014 – это устаревшее наименование учета обязательных экологических платежей, определяемых конкретизировано в зависимости от того или иного вида природной среды, испытывающей негативное воздействие от предпринимательской деятельности. С 22.09.2016 он отменён.

В настоящее время платежи за ущерб экологии определяются, в соответствии с Постановлением № 913 Правительства РФ от 13 сентября 2016 года, в фиксированных суммах. Помимо фиксированных ставок, в некоторых случаях применяется также и дополнительный коэффициент к самой фиксированной ставке.

В данном Постановлении были указаны ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ на 2016–2018 года.

Для 2019 года, согласно Постановлению № 758 Правительства РФ от 29.06.2018 используются ставки, установленные на 2018 год, но с коэффициентом 1,04.

Для 2020 года, согласно Постановлению № 39 Правительства РФ от 24.01.2020 используются ставки, установленные на 2018 год, но с коэффициентом 1,08.

Какие бывают ставки и коэффициенты

Размер платежей устанавливается за единицу веса загрязняющих природу веществ. В качестве единицы веса принята 1 тонна любых видов отходов с дифференциацией по месту их сбрасывания. Выделяются:

  • сбросы в атмосферный воздух со стационарных источников с расшифровкой по наименованию сбросов;
  • сбросы в водные объекты с расшифровкой по наименованию сбросов.

Размер ставки устанавливается за тонну вредного вещества в зависимости от его химической формулы. Коэффициент рассчитывается как единица, обратная единице фоновой концентрации загрязняющего вещества. Под фоновой концентрацией понимается предельно допустимый норматив сбросов. Упрощенно говоря, если фоновый норматив составляет тонну, то коэффициент за сброс будет равен 1.

Помимо этого, установлены дополнительные ставки с дифференциацией по классу опасности их воздействия на экологию.

Дополнительные коэффициенты применяются в случаях, когда предпринимательская деятельность, и, соответственно, сбрасывание отходов производства, осуществляется в местностях, находящихся под охраной Федеральных законов.

Помимо дополнительных коэффициентов существуют также и стимулирующие коэффициенты от 0 до 0,33, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Назначение стимулирующих коэффициентов – поощрение к осуществлению мер, направленных на снижение вредного воздействия на экологию.

На 2021 год коэффициент индексации тарифов платы за негативное воздействие на окружающую среду сохранят в размере 1,08, то есть на уровне 2020 года (постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393). Повышать его до 1,12, как это планировалось изначально, власти не стали. Напомним, этот коэффициент применяют к базовым ставкам, которые установлены на 2018 год постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля на 2021 год также не изменится и составит 61 руб. за тонну.

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Вам необходимо самостоятельно рассчитать плату по каждому загрязняющему веществу, которое включено в соответствующий Перечень веществ, и по каждому классу опасности отходов. Полученные результаты…
Рассчитать и внести плату за НВОС вам поможет Готовое решение от К+. Доступ можно получить онлайн бесплатно.

КБК на негативное воздействие на окружающую среду ищите .

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В статье раскрываются вопросы исчисления и взимания платы за размещение отходов производства и потребления с учетом последних законодательных изменений.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):
• отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
• размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
• хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
• захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Лица, обязанные вносить плату

На основании абз. 1 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, оказывающих минимальное НВОС, освобождены от внесения платы.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС.

КСТАТИ

При накоплении отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

НА ЗАМЕТКУ

Применительно к отчетности за 2016 г. в отсутствие региональных операторов по обращению с ТКО плательщиком платы за размещение ТКО является оператор по обращению с ТКО.

Согласно п. 7 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ при размещении отходов на объектах размещения отходов (далее — ОРО), которые не оказывают НВОС, плата за размещение отходов не взимается.

СЛОВАРЬ

Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в т.ч. шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Исключить НВОС объектов размещения отходов можно за счет природоохранных мероприятий, технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды.

Согласно Положению о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467, исключение НВОС объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, проводимого собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

Результаты мониторинга оформляются в виде отчета.

Обоснованием исключения НВОС объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в т.ч. нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

При отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к ОРО.

Решение о подтверждении (неподтверждении) исключения НВОС объектов размещения отходов принимает территориальный орган Росприроднадзора.

Основанием для принятия решения является отчет о результатах проведения мониторинга, содержащий данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов, который подготавливают лица, эксплуатирующие ОРО. Указанные лица ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным, представляют отчет в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.

Изложенная в отчете информация сопоставляется с имеющимися в территориальном органе Росприроднадзора данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Росгидромета (в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне) или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Росприроднадзора.

Сопоставление проводится в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета.

По результатам сопоставления территориальный орган Росприроднадзора в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения НВОС объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет.

Основания для принятия решения о неподтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов:

а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду;

б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к ОРО, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;

в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от ОРО.

Таким образом, при размещении отходов на ОРО, в отношении которого выдано решение о подтверждении исключения НВОС объектов размещения отходов в отчетном периоде, плата за размещение отходов за данный отчетный период (год) не вносится.

Платежная база

Платежной базой для исчисления платы за размещение отходов является объем или масса отходов, размещенных в отчетном периоде.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля в отношении каждого класса опасности отходов.

При определении платежной базы учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за НВОС.

Для лиц, обязанных вносить плату, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП), при определении платежной базы учитываются размещаемые в пределах установленных лимитов объем или масса отходов, указанные в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если отходы размещены с превышением объемов или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, данное превышение при определении платежной базы учитывается как размещение отходов сверх установленных лимитов на их размещение.

При определении платежной базы юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, не учитывают объемы или массы вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, использованных при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации согласно законодательству Российской Федерации в области обращения с отходами, не включаемые в лимиты на размещение отходов.

Порядок исчисления платы

Плата за размещение отходов исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по классу опасности отходов на соответствующие ставки указанной платы с применением установленных коэффициентов (табл. 1) и суммирования полученных величин.

Плата за размещение отходов в пределах лимитов Плр, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой СМСП, рассчитывается по формуле:

где Млj — платежная база по размещаемым отходам j-го класса опасности, определяемая за отчетный период как масса (объем) размещенных отходов в количестве, равном или менее установленных лимитов на размещение отходов, т (м3);

Нплj — ставка платы за размещение отходов j-го класса опасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее — Постановление № 913), руб./т (руб./м3);

Кот — дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2;

Кл — коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, равный 1;

Кст — стимулирующий коэффициент к ставке платы при размещении отходов j-го класса опасности в соответствии с п. 6 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ (см. табл. 1);

j — класс опасности отходов;

m — количество классов опасности отходов.

Плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов Псл, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой СМСП, рассчитывается по формуле:

где Мслj — платежная база по размещенным отходам j-го класса опасности, определяемая как разница между массой (объемом) размещенных отходов и массой лимитов на их размещение, т (м3);

Ксл — коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, равный 5.

При отсутствии документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лица, обязанные вносить плату, для ее расчета используют формулу (2).

Лица, обязанные вносить плату, относящиеся к СМСП, в отношении объема или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу (1), а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, — формулу (2).

При исчислении платы за размещение отходов, подлежащих накоплению и фактически утилизированных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока не более 11 месяцев, расчет осуществляется по формуле (2), в которой вместо коэффициентов Кл и Кст применяется коэффициент Клр — за объем или массу отходов, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока не более 11 месяцев, равный 0.

К СВЕДЕНИЮ

С 01.01.2020 в формуле (2) за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, будет применяться коэффициент Ксл, равный 25.

При исчислении платы за НВОС лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке корректировать ее размер.

Вместе с тем на период с 01.01.2016 по 31.12.2018 корректировка размеров платы возможна только в отношении выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Ставки платы

Ставки платы за размещение отходов по классу их опасности утверждены Постановлением № 913 (табл. 2).

Размеры ставок платы в Постановлении № 913 установлены на трехлетний период — с 2016 по 2018 гг.

В соответствии с принятыми в 2015 г. правительственными решениями о сохранении на период 2016–2018 гг. неизменности ставок и уровня административной нагрузки на предпринимателей в отношении неналоговых платежей, размеры ставок платы за размещение отходов определены на основании нормативов платы, установленных ранее Постановлением № 344, с учетом инфляционных коэффициентов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

К СВЕДЕНИЮ

Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в т.ч. при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов применяются ставки платы, установленные Постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

Порядок и сроки внесения платы, представления декларации

Плата за размещение отходов вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту учета ОРО.

НА ЗАМЕТКУ

Плата за размещение отходов зачисляется на КБК 048 1 12 01040 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства и потребления».

Отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Обратите внимание: лица, обязанные вносить плату (за исключением СМСП) вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.

В срок не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в Росприроднадзор и его территориальные органы (администратор платы) декларацию о плате за НВОС.

Декларация формируется лицами, обязанными вносить плату, с помощью электронных сервисов, в т.ч. предоставляемых Росприроднадзором.

Росприроднадзор и его территориальные органы на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Электронные сервисы» обеспечивают доступ к своим электронным сервисам для составления декларации, которые должны быть доступны для лиц, обязанных вносить плату, на безвозмездной основе.

Декларацию представляют лица, обязанные вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора («Личный кабинет»).

При отсутствии у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи, декларация о плате за 2016 г. представляется на бумажном носителе.

В случае представления декларации в форме электронного документа представление ее на бумажном носителе не требуется.

При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тыс. руб. лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе (сформированной путем использования вышеназванных электронных сервисов).

НА ЗАМЕТКУ

Если у лица, обязанного вносить плату, нет технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», декларация представляется на бумажном носителе без представления копии на электронном носителе.

Декларация на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Росприроднадзора, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате, по месту учета объекта, оказывающего НВОС, ОРО.

В случае если объекты, оказывающие НВОС, ОРО находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация.

В случае если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих НВОС, ОРО, то представляется одна декларация.

Декларация на бумажном носителе может быть представлена лицами, обязанными вносить плату, лично или через уполномоченного представителя лица, обязанного вносить плату, либо может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.

Датой представления декларации в форме электронного документа считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре.

Датой представления декларации на бумажном носителе считается отметка территориального органа Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Декларация содержит раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» и раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».

Раздел 3 заполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Он заполняется по каждому объекту, оказывающему НВОС, ОРО отдельно.

В случае размещения отходов на ОРО, не принадлежащих лицу, обязанному вносить плату, на праве собственности либо ином законном основании, данный раздел заполняется исходя из того, на каких ОРО размещаются отходы.

Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в материалах учета в области обращения с отходами.

Данный раздел заполняется как в отношении отходов, не относящихся к ТКО, так и в отношении ТКО. В столбце 11 в строках «справочно» указывается фактическое количество ТКО, переданных по договорам оператору по обращению с ТКО, региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по их размещению.

Раздел 3.1 заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, ОРО отдельно.

Контроль за правильностью исчисления платы, полнотой и своевременностью ее внесения

Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким органом является Росприроднадзор и его территориальные органы (администратор платы).

Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 05.12.2016).

Предмет контроля за исчислением платы — правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы.

Контроль за исчислением платы осуществляют с помощью мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации и соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы.

Если при проведении проверки выявлены ошибки в декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы платы за НВОС подлежат возврату лицу, обязанному вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.

Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее трех месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.

Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются в порядке, установленном Росприроднадзором в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.

Подробнее см.:

– Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ);

– Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Подробнее см.: Сорокин Н.Д. Впереди — внесение платы за НВОС // Справочник эколога. 2016. № 12. С. 62–75 (прим. редакции).

Подробнее см.:

– Хотиенко С.И. Программа ПЭК и отчет о результатах ПЭК: актуальные требования // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 53–62;

– Нельзикова Е.А. Коротко о ПЭК: 5 насущных вопросов // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 63–67 (прим. редакции).

Анализ Постановления № 913 см.:

– Бабич М.Е. Ставки платы за НВОС: новое регулирование // Справочник эколога. 2016. № 10. С. 56–59;

О том, какие территории и объекты находятся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, см.: Кокотов Б.В. Когда применяется дополнительный коэффициент 2 при исчислении платы за НВОС? // Справочник эколога. 2017. № 3. С. 70–75 (прим. редакции).

Форма декларации утверждена Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 11 апреля 2019 г.

Организации и предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны самостоятельно рассчитывать и вносить плату за НВОС (п. 1 ст. 16.1, п. 1 ст. 16.3, п. 3 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Какие ставки платы за НВОС на 2019 год утверждены законодателями, расскажем в данной консультации.

Ставки платы за НВОС

Компании, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исчисляют данную плату как произведение величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу и соответствующей ставки НВОС с применением коэффициентов. Затем полученные величины суммируются (п. 1 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (п. 2 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Ставки платы за НВОС, а также дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ (п. 4 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Ставки платы за НВОС 2019

Ставки НВОС за 2019 год подразделяются на три группы в зависимости от вида объекта загрязнения (п. 1 Постановления Правительства от 13.09.2016 № 913):

  • за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками в атмосферу;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за размещение отходов.

В 2019 году применяются те же ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что действовали и в 2018 году. Они утверждены Постановлением Правительства от 13.09.2016 № 913. Но их нужно скорректировать на коэффициент 1,04 (за исключением ставки платы за НВОС при размещении малоопасных твердых коммунальных отходов IV класса опасности) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 N 758).

Так, например, ставка платы за сбросы 1 тонны железа в водные объекты в 2018 году составляла 5950,80руб., в 2019 году эта плата составит 6188,83 руб. (5950,80 * 1,04).

На территориях и объектах, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральным законодательством РФ, ставки НВОС 2019 года применяются с использованием дополнительного коэффициента 2 (п. 2 Постановления Правительства от 13.09.2016 № 913).

Ставки платы за НВОС за 2019 год при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) установлены в размере 95,00 руб. за 1 тонну отходов (п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 N 758). Правительство РФ решило сохранить на период с 2019 года до 2023 года ставки платы за размещение малоопасных твердых коммунальных отходов IV класса опасности на уровне 2018 года (то есть в размере 95 руб. за 1 тонну) (Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 N 156). Ранее же предполагался ежегодный рост данной ставки.

Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях:

  • годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше;
  • у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к интернету.

При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе (абз. 4 п. 5, п. 6 Порядка).

В налоговом учете

Налог на прибыль:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
  • размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).

У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.

Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:

  • при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
  • при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.

УСН

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному данной статьей. При этом перечень не включает такой показатель, как плата за НВОС.

Но! «Упрощенцы» вправе учесть при налогообложении материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые признаются в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.

📌 Реклама

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).

Таким образом, «упрощенцы» при определении объекта налогообложения вправе учесть в составе материальных расходов плату за НВОС в пределах нормативов.

Помимо платежей за НВОС, «упрощенцы» вправе учесть в расходах стоимость оказанных сторонним лицом услуг по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для внесения обозначенных платежей. Основание — пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).

Материальные расходы на УСНО в силу пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Следовательно, расходы в виде платежа за НВОС «упрощенцы» должны учитывать на дату его внесения (Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-11-06/2/1319).

В бухгалтерском учете

В бухучете плата за НВОС на основании п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» включается в состав расходов по обычным видам деятельности (расходами организации согласно названному стандарту считается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)).

📌 Реклама

В связи с тем что платеж за НВОС в силу ст. 13 — 15 НК РФ не является налоговым, в бухгалтерском учете он отражается без использования счета 68 «Расчеты с бюджетом». Начисление данного платежа следует отражать записью по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26, 44) в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

При этом встречается и противоположная точка зрения. Согласно которой затраты организации, связанные с получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются записью по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 68 (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) с отражением в учете проводки Д 20 (25) К 68.10.

Пример. Учет платы за негативное воздействие на окружающую среду

По итогам 2019 года плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 80 000 руб. Выбросы осуществлялись в пределах норм (в пределах лимитов).

31 декабря 2019 г. нужно отразить:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» — начислен платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 80 000 руб.

12 февраля 2020 г. перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Дебет 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» Кредит 51 — перечислена плата 80 000 руб.

Таким образом, организация может учесть затраты на уплату НВОС в пределах норм (лимитов) в расходах как по налогу на прибыль, так и при УСН. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки: Д 20 (25) К (76) 68 и Д 76 (68) К 51.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *