Стажировка и практика

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Качалов Н.А. 1 Бородин А.А. 1 Вельш А.В. 1 1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет В статье анализируются условия организации и проведения учебной практики как составной части программы высшего образования и формы учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности. Учебная практика делится на три вида: ознакомительная (в основном, это раз-личные экскурсии по предприятиям вашей будущей профессии); предметно-методическая (сюда могут входить лекции и беседы); практика по приобретению начальных профессиональных умений – например, учебная практика в детском саду или в школе. 161 KB самостоятельная работа руководитель практики навыки умения знания виды практики базовые дисциплины геоэкология студенты технического вуза учебная практика образовательная программа 1. Вельш А.В., Ростовцева В. М. Система работы с молодыми учёными в национальных исследовательских университетах России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –– 2012. –– Т. 14. –– №. 2 (5). –– C. 1128-1133. 2. Глухий Я. А. , Качалов Я. Н. , Качалова О. И. Становление и развитие педагогики как науки // Вестник Томского государственного педагогического университета. –– 2013. –– №. 9(137). –– C. 13-17. 3. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов – подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. –– 2012. –– № 6 (2). –– С. 360-364. 4. Комплексная геолого-съемочная практика: Учеб. пособие для вузов / А.А. Бакиров, Э.А. Бакиров, М.В. Бордовская и др. –– 20-е изд., перераб. и доп. –– М.: Недра, 1989. –– 215 с.: ил. 5. Соболева Н.П. Летняя геоэкологическая учебная практика как средство развития у студентов навыков самостоятельной работы // Сборник материалов вузовской научно-методической конференции «Совершенствование содержания и технологии учебного процесса» (12–13 февраля 2010 г.) –– Томск: Изд-во ТПУ, 2010. –– С. 56-57. 6. Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 «Система образовательных стандартов. Практики учебные и производственные. Общие требования к организации и проведению».

Учебная практика, как известно, являясь в высшем профессиональном образовании составной частью его основной образовательной программы, имеет одной из своих задач закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе. Ее можно характеризовать как сферу учебной деятельности, позволяющей студентам реализовать приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения содержания образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.

В процессе подготовки и проведения практики важную роль выполняют все её участники: и субъекты образования, и специалисты соответствующей отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав . Применительно к условиям учебной практики это будут, соответственно, студенты и преподаватели-организаторы практики. Руководитель практики, назначаемый кафедрой, играет, безусловно, большую роль. Вместе с тем большой вклад в успешность учебной практики вносят представители организации, участвующие в ее проведении, поскольку от того, как будет организован прием на месте, также зависит качество прохождения практики студентами. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.

Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает: общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия; практическое знакомство с вашей специальностью и её особенностями; сбор материалов для написания курсовых работ. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.

Учебная практика представлена тремя видами:

1) ознакомительной, представленной главным образом различными экскурсиями по предприятиям вашей будущей профессии;

2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;

3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений – например, учебная практика в детском саду или в школе.

Цель исследования

Целью исследования выступает определение условий организации и проведения учебной практики студентов технического вуза.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования привлекались результаты учебной практики студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлениям «Науки о земле» и «Геоэкология» в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (НИ ТПУ).

Результаты исследования

Среди всех видов практики студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к направлению «Науки о земле», особое место занимают полевые практики, при прохождении которых студенты имеют возможность в полной мере погрузиться в свою будущую профессию. Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Геоэкология», обучение которой проводится в стенах НИ ТПУ на кафедре геоэкологии и геохимии. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы воздействия предприятий региона на окружающую среду. Технические знания, которые получают студенты на этих лекциях и углубляют во время выполнения лабораторных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе учебных полевых практик, как это предписано государственным образовательным стандартом .

С этой целью в учебном плане предусмотрена геоэкологическая практика длительностью три недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Геоэкология», после второго курса направляется в летний период на полигон НИ ТПУ на базе Центра учебных геологических практик в Республике Хакасия. Цель учебной геоэкологической практики заключается в выявлении основных геоэкологических проблем, связанных с производственной деятельностью региона. Она проводится после освоения студентами базовых геологических дисциплин: общая экология, геология, география, гидрогеология, минералогия и картографирование.

Проблемам организации подобной практики уделяется пристальное внимание на кафедрах, обеспечивающих специальность «Геоэкология». В частности, уточняется и даже расширяется ее содержание. Например, Н.П. Соболева считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится осмотр и знакомство с объектами горнодобывающего производства, на примере которых рассматриваются геоэкологические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий . В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на геоэкологическую проблематику, которая тесно связана с геологическими особенностями всех объектов региона, тем самым попутно осуществляется знакомство с их минералогией и петрографией.

Собственно наличие практики в учебном плане еще не свидетельствует об ее эффективности для получения студентами навыков, значимых для будущей специальности. В этом вопросе важную роль играет процесс ее проведения и то, как он подготовлен. Поэтому, рассматривая этот вопрос с педагогических позиций, целесообразно говорить об определенных этапах организации практики, среди которых можно выделить: этап подготовки к практике, этап собственно проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Томского политехнического университета, а второй – на полигоне, который определен согласно программе и возможностям кафедры.

Как правило, до отъезда на практику, кафедра геоэкологии и геохимии проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики от кафедры обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности. Здесь же выдаются индивидуальные задания студентам.

Известно, что практика подразумевает ознакомление со специальностью, знакомство студентов со всем новым и, безусловно, интересным. С этой целью выбирается целесообразная, на наш взгляд форма организации учебной практики при выезде и работе на местности – «экскурсия». Данный характер практики является профессионально обоснованным и интересным для конкретной специальности. Маршрутно-экскурсионный характер организации учебного обучения заключается в необходимости и целесообразности посещения как горных предприятий, так и различных месторождений полезных ископаемых. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.

Студенты во время учебной геоэкологической практики как выезжают по специально разработанным маршрутам, так и работают на территории геологического полигона. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными минералогическими, петрологическими, геологическими образованиями, ландшафтами и биоценозами. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, таким как «Общая экология», «География», «Минералогия» и др., закрепляются через использование педагогического приема «экскурсия». Отметим, что в период практики происходит активизация межпредметных связей с целью обеспечения дальнейшей интеграции полученных знаний в учебном процессе и их систематизации посредством организации самостоятельной работы обучающихся в форме подготовки и написания отчета по итогам практики.

Отметим, что на эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. С одной стороны, это уровень общей подготовки студентов по специальности «Геоэкология» и знание конкретного материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. С другой стороны, важными являются такие личностные факторы, как ответственность студента, умение работать самостоятельно, его внимательность, умение слушать и извлекать из услышанного ценную информацию. Кроме этого для будущего специалиста геоэколога немаловажным является наличие интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему возможность прохождения практики. Здесь важна не только роль самого студента как субъекта образования, но и роль руководителя практики от кафедры.

В настоящее время используются нормативные документы по организации учебной практики, которые четко определяют функциональные обязанности руководителя практики. Проиллюстрируем это на примере НИ ТПУ, в котором действует Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 , определяющий цели, задачи и требования к организации учебной и производственной практик, прописывающий полномочия и ответственность руководителя практики как от кафедры, так и от предприятия. Данный стандарт также перечисляет обязанности студента, что является важным организационным фактором его учебной деятельности.

Мы считаем важным конкретизировать те требования, которые предъявляются к студентам на указанной практике, проводимой в форме экскурсии. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, в их число во время прохождения практики входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Наряду с этим студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практике, оформив его по требованиям, приведенным в разделе 6.2.6 СТО ТПУ 2.3.04-2008, а также обеспечить своевременную сдачу отчета руководителю по практике от кафедры. Процедура выполнения отчета и анализ достигнутых студентами результатов укрепляют имеющийся у них учебный базис, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции геоэкологов. Защита отчета проводится на кафедре по приезду в процессе учебных занятий.

Один из разделов СТО ТПУ четко определяет процедуру назначения руководителя от кафедры и его обязанности. Так, для руководства практикой студентов, организованной на базе университета, назначается руководитель практики из числа преподавателей или научных сотрудников соответствующих выпускающих кафедр . Безусловно, он должен быть специалистом в своем деле. В целом, можно сказать, что обязанности руководителя практики от кафедры заключаются в контролировании и направлении формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в период учебной практики. В дополнение отметим, что руководители выездной практики от кафедры, по сути, осуществляют методическое руководство практикой, обеспечивают нормальную жизнь коллектива, выполняя, главным образом, хозяйственные и снабженческие функции .

Согласно стандарту, руководитель практики от кафедры обеспечивает реализацию практики на всех этапах ее проведения. На первом этапе он совместно с заведующим кафедрой устанавливает связи с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед отправкой студентов на практику. Безусловно, кафедрой уже установлены традиционные связи с предприятиями. Однако в ряде случаев осуществляется поиск новых контактов, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Дополнительно руководитель практики от организации совместно с руководителем практики, назначенным от кафедры, уточняют календарный план выполнения и конкретное содержание программы практики, а также разрабатывает тематику индивидуальных заданий. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, соблюдением дисциплины, при необходимости проводит воспитательную работу со студентами, отвечает за соблюдение ими правил техники безопасности и, являясь представителем кафедры при сборе материалов к предстоящему отчету и выполнении студентами всех индивидуальных заданий, оказывает им методическую помощь. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.

В соответствии с условиями договора на проведение практики, заключаемого между Томским политехническим университетом и предприятием, согласно приказу по предприятию для организации и проведения практики студентов назначается ее руководитель из числа высококвалифицированных инженерных работников.

В условиях учебной геоэкологической практики, носящей экскурсионный характер, помимо ознакомления с программой практики на начальном ее этапе, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:

— встретить группу студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;

— провести экскурсию с целью ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, его отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;

— во время экскурсии отвечать на вопросы студентов по функционированию и деятельности предприятия;

— в условиях полевой экскурсионной практики руководитель от организации не участвует в проверке отчетов студентов. Однако если предприятие заинтересовано в ком-либо из практикантов, то содействие возможно.

Выводы

Итак, мы обосновали, что для того, чтобы обеспечить студентам должный уровень прохождения практики, профессиональная квалификация руководителя от кафедры должна быть высока, поскольку он в полевых условиях выступает для студентов в роли первого и единственного наставника. Роль эта, безусловно, сложная, так как студенты в количестве 10-20 человек в группе абсолютно разные. В связи с этим возрастает значение индивидуального подхода, наличие таких личностных качеств, как настойчивость, толерантность в общении со студентами в течение трех недель, и организационные качества, прежде всего, в отношении установления и поддержания дисциплины в коллективе. Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации .

Таким образом, учебная практика занимает большое место в реализации образовательной программы согласно стандарту по специальности «Геоэкология». Основываясь на результатах педагогических наблюдений за процессом проведения учебных практик по данной специальности, мы пришли к выводу о том, что значительная роль на всех этапах полевой геоэкологической практики в ее организации, проведении и подведении итогов принадлежит руководителю от кафедры. Поэтому целесообразно поставить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры, чтобы эта работа была успешной? В их числе можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональным характеристикам, безусловно, должны относиться профессиональная компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются нами на подгруппу профессионально-значимых, в числе которых готовность сотрудничать со студентами и знание психологии, и на личностные качества, свойственные современному преподавателю – это, на наш взгляд, толерантность, ответственность, требовательность, а также доброжелательность и корректность. Таков примерный «портрет» руководителя практики.

Таким образом, на учебной практике, проходящей под руководством опытных преподавателей от кафедры и представителей организации, закладываются основы, необходимые для дальнейшего теоретического и производственного обучения будущего специалиста, поэтому от ее содержания и качества так зависит подготовка студентов к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.

Рецензенты:

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

Библиографическая ссылка

Качалов Н.А., Бородин А.А., Вельш А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16453 (дата обращения: 08.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.829 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.641 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.741 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.731 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.460 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Чем стажировка отличается от практики

На первый взгляд может показаться, что практика и стажировка для студентов – это одно и то же. Но эти виды профессиональной деятельности существенно отличаются по сути и способу достижения поставленных целей.

Критерии Стажировка Практика
1. Суть Дополнительное профильное образование. Главная цель – знакомство с особенностями работы конкретной организации, использование знаний для достижения определенных целей на практике. Обязательная часть обучения в вузе, необходимая для профессиональной подготовки студентов, сбора информации для написания дипломной работы.
2. Кто и когда направляет Осуществляется исключительно по желанию студента. Рекомендуется искать возможность стажировки, начиная с 4-го курса. Может проводиться в каникулярное время. Реализуется согласно образовательной программе (4-5 курс) на основе договора, заключенного с производственной организацией. Осуществляется исключительно в учебное время.
3. Продолжительность Устанавливается принимающей организацией. Обычно занимает от двух до трех месяцев. Отдельные программы могут длиться около года. Занятость студента – полная или частичная. Устанавливается учебным заведением. В зависимости от вида практики, направления и профиля подготовки может продолжаться от шести до десяти недель с восьми часовым рабочим днем.
4. Особенности работы Выполнение заданий, предусмотренных программой стажировки, иногда не связанных со специальностью. Деятельность студента основана на достижении целей и задач практики, отраженных в индивидуальном плане.
5. Трудоустройство Часто одним из условий стажировки является отбор лучших кандидатов для замещения вакантных должностей. Как правило, прием на постоянную работу не предусмотрен. Предложение получают только наиболее инициативные практиканты.

Как проходит стажировка студентов

Официально стажерами могут быть только те студенты, которые уже получили квалификацию, например, бакалавра или специалиста, и продолжают учиться на следующем уровне. Попадая в реальные условия производства, студент выполняет задания, указанные в программе или выданные ему куратором стажировки от компании. Нередко обязанности выходят за узкие рамки изучаемой в вузе профессиональной области и включают в себя работу с клиентами, подготовку отчетов, административную деятельность.

Период

Никаких временных рамок для прохождения стажировки нет. Основное требование: она не должна мешать образовательному процессу. Именно поэтому оптимальный период – летние каникулы, когда студент имеет достаточно свободного от учебы времени.

Неплохо, когда удается совместить стажировку с периодом обязательной практики. Но в этом случае необходимо подыскать компанию, деятельность которой совпадает со специальностью и подходит под требования учебного заведения.

Документы

Все этапы прохождения стажировки должны быть документально подтверждены. Сбор необходимых бумаг, заключение договора с принимающей организацией, издание соответствующего приказа гарантирует соблюдение прав и обязанностей сторон, помогает избежать возможных разногласий.

  1. До начала стажировки в принимающую организацию следует предоставить ряд документов:
    • данные о стажере;
    • сведения о специальности (квалификации) будущего работника;
    • трудовую книжку (если есть).
      Перечень бумаг может существенно меняться в зависимости от специфики работы предприятия.
  2. Заключение договора – обязательный этап, позволяющий урегулировать трудовые отношения между работником и руководителем компании. Для стажировки обычно оформляется срочный трудовой или ученический договор. В документе следует обязательно отразить:
    • информацию о студенте и принимающей стороне;
    • подробное описание процесса стажировки (составление плана, программы), ее целей и задач;
    • права и обязанности обеих сторон;
    • наличие заработной платы, ее размер, периодичность и порядок выплаты.
      Срок действия договора определяется продолжительностью стажировки.
  3. Издание приказа. Это завершающий этап оформления стажера. Документ составляется согласно требованиям, установленным на предприятии.

Стажировка для студентов за границей

Стажировка за границей – уникальная возможность познакомиться с мировыми стандартами и принципами ведения бизнеса. Наличие такого опыта высоко ценится работодателями и увеличивает шансы выпускника найти хорошую работу в крупной компании сразу после окончания вуза.

Виды

В зависимости от условий и особенностей прохождения, выделяют несколько основных видов стажировок.

Вид стажировки Специфика
1. Бесплатная Наиболее предпочтительный вид. Такая стажировка позволяет не только получить опыт за рубежом, но и дает возможность подзаработать. Чаще всего ее проходят специалисты, изучающие гостиничное дело и туризм.
2. Платная Если специальность учащегося не востребована у иностранных работодателей, придется заплатить за возможность стажировки.
3. Волонтерская Работа за границей, осуществляемая в рамках таких программ, предъявляет к кандидатам на стажировку минимальные требования. Однако в этом случае высока вероятность попасть в неблагополучные страны, что не позволит получить необходимый опыт работы.
4. Объединенная с обучением Такая стажировка особенно популярна у работодателей из Великобритании и Ирландии. Программа осуществляется в два этапа:

  • обучение (языковые курсы, освоение специфических навыков, необходимых для будущей деятельности);
  • применение полученных знаний и умений на практике.

Как попасть

Стажировка за границей может быть организована местными и зарубежными компаниями, выступающими в качестве посредников между принимающей стороной и студентом.

Основные требования к кандидатам:

  • возраст от 18 до 30 лет;
  • знание языка принимающей стороны;
  • высокая успеваемость;
  • финансовая состоятельность (достаточная сумма на банковском счету, наличие спонсоров и пр.);
  • наличие опыта работы по специальности.

Обычно кандидату необходимо пройти собеседование, которое проводится при личной встрече, по телефону или через всевозможные коммуникационные интернет-сервисы. В комиссию следует предоставить:

  • резюме и мотивационное письмо;
  • справку, подтверждающую знание иностранного языка;
  • рекомендационное письмо от преподавателей университета;
  • копию паспорта.

Все документы следует перевести на язык принимающей стороны.

Оплата

Большая часть заграничных стажировок не оплачивается. Однако бывают исключения, когда студент может рассчитывать на денежное вознаграждение за свою деятельность в зарубежных компаниях. Но даже в этом случае вряд ли удастся много заработать. Основное преимущество такой формы – отсутствие необходимости поиска спонсоров для оплаты поездки и самой стажировки.

Где искать

Если есть твердое намерение повысить свою квалификацию путем прохождения стажировки в одной из заграничных организаций, для поиска подходящего места можно посоветовать несколько вариантов:

  1. Специализированные интернет-ресурсы, где размещена наиболее актуальная информация о программах по всему миру. Для поиска таких порталов следует использовать запрос internship.
  2. Сайты заинтересовавших организаций. На официальном ресурсе компании нужно поискать раздел Careers или Internship. Если подобной информации нет, можно написать письмо на электронный адрес, продемонстрировав свой интерес и мотивацию, а заодно и знание языка.
  3. Специальные агентства, занимающиеся поиском вариантов для стажировки по различным направлениям. Часто такие организации предоставляют не только актуальную информацию о принимающих компаниях, но и услуги по оформлению документов, аренде жилья.

Самостоятельный поиск в интернете позволит существенно сэкономить на оплате услуг посредника и подобрать оптимальный вариант.

Стажировки для студентов – это, в первую очередь, обучение. Они позволяют не только повысить квалификацию, но и освоить передовой отечественный и зарубежный опыт, получить практические навыки и умения в определенных областях. Заграничные поездки предоставляют ряд дополнительных возможностей – изучение языка и культуры другой страны, а также получение опыта, который высоко ценится нашими работодателями.

Кроме того, в ходе стажировки студенты узнают много нового и интересного о:

  • работе предприятия;
  • будущей профессиональной деятельности, а также принимают решение о возможности работы в данной отрасли;
  • получают соответствующие навыки в области будущей карьерной деятельности;
  • приобретают необходимый опыт в конкретной сфере деятельности;
  • учатся применять теоретические знания на практике во время принятия решений, в процессе работы с документацией;
  • получают необходимую консультационную поддержку у опытных специалистов.

Стажировка является необходимым условием для получения высшего образования. В некоторых случаях она может быть оплачиваемой, но, преимущественно, не оплачивается. Поскольку основной смысл прохождения практики на предприятии заключается в получении студентами опыта, навыков и знаний в отрасли будущей профессиональной деятельности.

Стажировка, как правило, оплачивается либо самим студентом, либо предприятием, которое пригласило студента или молодого специалиста. Она может длиться 2-3 месяца — все зависит от заинтересованности работодателя. Оплата за прохождение практики также производится на усмотрение работодателя.

Зачастую студенты предпочитают проходить стажировку за границей, поскольку она является прекрасным подспорьем для получения высокого уровня знаний и навыков работы в различных сферах деятельности. Практика за границей проходит по различным схемам. Она может оплачиваемой либо студентом, либо предприятием, которое приглашает студента за рубеж. Выплата заработной платы также осуществляется на усмотрение работодателя.

Где бы студент не надумал проходить практику он должен помнить в первую очередь о том, что стажировка — это неотъемлемый процесс учебной деятельности. Это уникальная возможность проявить полученные ранее знания, а также получить навыки у специалистов с многолетним стажем работы. А если повезет, то еще и получить денежное вознаграждение за проделанную работу.

Стажировка для студента 4.8 (96%) 10 голоса

Для чего проводится стажировка?

Основной смысл стажировки в том, что сотрудник обучается прямо в процессе своей производственной деятельности. Такой период, когда одновременно происходит и учеба, и деятельность, помогает работнику практически овладеть трудовыми навыками в новых для него условиях. Чаще всего необходимость стажировки очевидна в следующих ситуациях.

  1. Первое трудоустройство. Вчерашний студент получил теоретическую подготовку по специальности, но ему, безусловно, недостает практических умений из-за отсутствия опыта. Под руководством опытного наставника в реальных условиях труда практическое обучение пройдет быстро и эффективно.
  2. Вредные и опасные условия. Если человек приступает к работе с такими условиями труда, то ему необходим период присмотра умудренных опытом кураторов, которые помогут ему сориентироваться и избежать возможных случаев производственных травм и вреда здоровью.
  3. Изменение рабочего места. Если человек не поменял работодателя, а всего лишь должность, например, перешел в другое подразделение, получил другие обязанности или даже ушел на повышение, ему понадобится время, чтобы вникнуть в новые условия труда. Эту возможность даст стажировка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Стажировка необходима при любой ситуации, когда человек приступает к новой работе, вне зависимости от его опыта и теоретической подготовки.

Положительные моменты стажировки для обеих сторон

Практическая деятельность под руководством более опытного специалиста несет большую пользу для обеих сторон трудового процесса. Благодаря стажировке сотрудник:

  • приобретает или совершенствует практические трудовые навыки по своей специальности;
  • может оценить себя в контексте новых трудовых условий;
  • уточняет круг своих непосредственных обязанностей и требований к ним;
  • вливается в коллектив, начинает строить отношения с коллегами, начальством или подчиненными;
  • мягко адаптируется к новым условиям труда, графику, рабочему месту, требованиям распорядка и дисциплины.

Плюсы стажировки для работодателя:

  • соблюдение законодательства в части требований о создании безопасных условий труда;
  • повышение эффективности сотрудника путем подкрепления теоретической подготовки практическими умениями;
  • повышение уровня подготовки и квалификации сотрудников, а значит, и их производительности труда;
  • снижение рисков причинения вреда здоровью на производстве;
  • непосредственное знакомство со стилем работы сотрудника, выработка стратегии руководства.

ВНИМАНИЕ! Отрицательным моментом стажировки может быть только ее неправильная организация, когда нарушаются права работника либо процесс проводится с нарушениями, а значит, неэффективно.

Что такое стажировка персонала

Каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с таким понятием, как стажировка. Впервые мы становимся стажерами во время обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении в период проведения практики. Как правило, такая стажировка не оплачивается, все, что получает будущий специалист – бесценный опыт.

Вторая и последующие подготовки происходят в начальный период деятельности соискателя в организации. Также стажировка на рабочем месте возможна и при продвижении по карьерной лестнице, если новая специальность предполагает кардинально отличные от прежних обязательств.

Так происходит в жизни, теперь мы рассмотрим, как должна проходить стажировка по закону и какими правами и обязанностями обладает соискатель и работодатель.

Стажировка – рабочая деятельность, включающая получение дополнительного профессионального образования по определенной специальности, а также способ приложения своих теоретических знаний для доказательства компетентности руководству предприятия и будущего трудоустройства.

Сразу выделим основные функции для стажирующегося:

  • Получение новых профессиональных навыков;
  • Приложение теоретических знаний на благо организации;
  • Повышение квалификации;
  • Возможность оценить собственные способности и соотнести их с функциями и задачами;
  • Возможность трудоустройства по итогам.

Функции для работодателя выделяют следующие:

  • Позволяет сократить период адаптации;
  • Проверяет способности будущего работника и позволяет соотнести их с его задачами и функциями, которые он будет выполнять;
  • Позволяет оценить теоретические знания практиканта.

Также необходимо подчеркнуть отличительные черты стажировки:

  • Профессиональное обучение ограничено во времени;
  • Переподготовка, как вид рабочей деятельности оплачивается согласно договору;
  • Сумма оплаты предварительного обучения работника меньше, чем ежемесячная заработная плата на этой должности;
  • Обязательно должна быть оформлена документально;
  • Стажировка работника осуществляется согласно заранее разработанной программе обучения на рабочем месте;
  • За потенциальным сотрудником закрепляется наставник, который будет курировать выполнение задач стажером.

Когда необходима стажировка

Всего выделяют четыре случая, когда у соискателя возникает необходимость пройти переподготовку:

  • При первом трудоустройстве выпускников средних и высших учебных заведений;
  • При передвижении работника по должностной лестнице;
  • При долгом отсутствии сотрудника на рабочем месте, при условии кардинальных изменений в процессе выполнения своих должностных обязанностей (больничный, декрет);
  • При временном переводе на другую специальность (например, в связи с временным отсутствием специалиста, который занимал это место ранее).

Однако, есть исключение. Потенциальный соискатель может быть освобожден от профессиональной подготовки в случае совместного решения об этом начальника отдела и начальника по охране труда предприятия. Такой ответ может быть дан только при условии наличия опыта деятельности у нанимаемого на идентичной должности более трех лет.

При этом функции специалиста и оборудование, с которым ему предстоит работать не должны отличаться от прежних. В этом случае в личном деле счастливчика необходимо указать то, что он был принят без испытательного срока.

Учебная практика от учебного заведения или найденная самостоятельно без официального оформления – стажировкой не считается.

Выделяют группы должностей, которые обязывают прохождение обучение методом стажировки на рабочем месте.

К ним относятся:

  • Водители общественного транспорта;
  • Сотрудники, контактирующие непосредственно с производственным оборудованием;
  • Должности, связанные с опасными условиями труда.

После обучения, конкурсанты на данные должности обязаны сдать экзамен.

Оплата периода обучения

Вновь обратимся к определению: “Стажировка – рабочая деятельность…”. А как известно, любая работа обязана оплачиваться.

Даже если вы, проработав несколько дней, получили отказ работодателя в дальнейшем трудоустройстве, вам обязаны оплатить отработанные вами дни. Если вам отказывают в оплате, вы вправе обратиться в суд.

При этом заработная плата стажирующегося не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда. На 1 января 2019 года МРОТ составил 11 280 рублей в месяц. Выплата по дополнительной практике обязана проходить официально с учетом всех налоговых отчислений.

Однако, заработная плата во время испытательного срока всегда меньше стандартной заработной платы работника на той же должности.

Но вернемся к студентам. Как уже говорилось ранее, учебная деятельность не является стажировкой с целью трудоустройства на постоянной основе, она предназначена для приобретения практикантом опыта, поэтому не оплачивается.

Первое, что предстоит пройти претенденту на новую позицию – собеседование с руководителем.

В ходе собеседования практиканта должны ознакомить с заранее составленным положением об испытательном сроке, в котором указан период подготовки, права и обязанности служащего и нанимателя, сумма оплаты, условия успешного прохождения и дальнейшая судьба претендента. Здесь же руководитель официально назначает стажировку.

Второй шаг на пути к желаемой должности – совместное с руководителем составление программы испытательного периода. Здесь разрабатывается журнал, который будет вести куратор переобучения.

Программа обязана отвечать следующим задачам:

  • Практическое применение теоретических знаний испытуемого;
  • Получение практических профессиональных навыков;
  • Ознакомление с деятельностью компании, ее структурой;
  • Ознакомление с должностными обязанностями.

Немного позже мы более подробно рассмотрим этот вопрос.

Третий этап очень важен и позволит избежать обмана со стороны работодателя – заключение срочного трудового договора. После этого соискатель допускается к прохождению практики. Также подписывается приказ о стажировке.

По окончании испытаний руководитель составляет отзыв на претендента и определяет его профпригодность, на основе чего выносится вердикт о дальнейшем трудоустройстве.

Процедура оформления стажировки

Практика всегда оформляется документально. Это выгодно, как стажеру, так и компании.

Работнику выгодно потому что он будет иметь гарантию оплаты своей трудовой деятельности, а также честности компании при принятии решения о его дальнейшем трудоустройстве. Предприятию, потому что в противном случае она нарушит закон, что чревато негативными последствиями.

Кроме того, в случае с официальным оформлением, организация обезопасит себя от возможных претензий со стороны стажера при получении им травм по собственной неосторожности в процессе труда.

Для того чтобы официально оформить претендента, вам нужно составить следующие документы:

Положение о стажировке. Настоящий документ регулирует процесс проведения переобучения персонала, утверждается руководителем компании.

Состоит из следующих структурных элементов:

  • Общие положения, где указываются основные моменты в координации процесса подготовки;
  • Цели и задачи подготовки. Здесь указываются общие цели, такие как усвоение теоретических и практических основ, необходимых для выполнения функций и задач, ознакомление с деятельностью компании, ее спецификой и другие.
  • Порядок проведения стажировки.
  • Ответственность сторон, также здесь указывается руководитель стажирующегося.
  • Необходимые тесты и испытания по окончании переобучения, позволяющие оценить качество усвоенного во время стажировки материала.
  • Программа прохождения стажировки. О ней мы говорили ранее.
  • Приказ о стажировке.
  • Приказ о допуске к самостоятельной работе. Оформляется уже после практики и сдачи экзамена (если требуется). Приказ допускает к самостоятельной профессиональной деятельности.

Программа стажировки: виды и структура

Условно выделяют следующие типы стажировок:

Практика по охране труда – направлена на приобретение конкурсантом теоретических знаний и практических навыков по обеспечению безопасной реализации его должностных обязанностей. То есть в процессе демонстрации правил по охране труда потенциальному работнику надо объяснить, как он должен работать, чтобы не получить травму и не травмировать других.

Длительность переобучения зависит от степени опасности и сложности работ. Однако, многие руководители пренебрегают данным видом подготовки сотрудников, обходясь только кратким инструктажем. Это неправильно.

По закону стажировку по охране труда должны пройти:

  • Все новопришедшие сотрудники;
  • Переведенные на более опасные виды деятельности;
  • Рабочие, вернувшиеся после трехлетнего перерыва в работе;
  • Выпускники колледжей и вузов.

Программа стажировки по охране труда, как правило, содержит следующие структурные элементы:

  • Охрана труда;
  • Пожарная безопасность;
  • Электробезопасность;
  • Правила санитарной безопасности;
  • Безопасность дорожного движения;
  • Безопасность в промышленности;
  • Средства индивидуальной безопасности;
  • Действия работника в случае чрезвычайных происшествий;
  • Оказание первой медицинской помощи.

Если ваше предприятие никак не связано с производством и промышленностью, то вы можете исключить данный пункт из программы.

Стажировки по специальностям – в этом случае программа будет зависеть от тех работ, которые будет выполнять будущий работник. Назначаются они, если претенденту не придется иметь дело со специальной техникой или сложными видами работ.

Например, водитель комбайна обязательно проходит стажировку, чтобы показать свои навыки управления машиной. Такая практика будет проходить под надзором ответственного за стажировку или куратора, который и вынесет оценку по ее окончании.

Отличным примером стажировки по специальности является процесс выпуска водителей общественного транспорта. Прежде чем новоявленный водитель приступает к самостоятельному следованию по своему маршруту, он обкатывает этот маршрут с наставником – опытным водителем.

Структурно программа переобучения по специальностям содержит следующие элементы:

  • Теоретическая часть. Она заключается в прочтении претенденту инструкции, содержащей теоретические основы труда;
  • Практическая часть. Предполагает демонстрацию навыков и умений претендента непосредственно куратору стажирующегося;
  • Оформление документации.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *