Такси общественный транспорт или нет?

Содержание

Вводная информация

Все многообразие ситуаций, когда работники обращаются к службам такси, можно условно разделить на три группы. Первая, пожалуй, самая традиционная — это использование такси командированными сотрудниками. При этом зачастую машина берется не только для проезда к аэропорту или вокзалу и обратно, но и для поездок непосредственно в месте командировки.

Вторая группа — это использование такси в качестве повседневного транспорта для служебных поездок сотрудников. Например, менеджеров — к клиентам, руководителей — на переговоры и деловые встречи, бухгалтеров — в контролирующие органы и т.д.

И, наконец, третья, наиболее редкая, но тоже встречающаяся на практике группа — это использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно теми работниками, которым положена оплата данных расходов (т.е. работниками, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Остановимся на каждой из указанных групп подробнее.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Путевые листы и ГСМ»

Расходы на такси в командировке

Как известно, затраты на командировки можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом установлено, что в состав данных затрат включаются расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Каких-либо ограничений по учету расходов на такси для проезда командированного работника Налоговый кодекс не содержит. Следовательно, оплата такси, которым работник воспользовался для проезда на вокзал или в аэропорт, либо обратно (как в пункте отправления, так и в пункте назначения), является частью расходов на проезд к месту командировки и обратно. А значит, если затраты на такси экономически обоснованы и подтверждены документами, их можно учесть в составе командировочных расходов (письмо Минфина России от 10.06.16 № 03-03-06/1/34183; см. «Минфин сообщил, какими документами можно подтвердить расходы на проезд на такси в командировке»).

Несколько сложнее обстоит ситуация с расходами на такси, которое работник берет для поездок в месте командировки. Подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ не относит такие расходы к числу командировочных. Но при этом сам перечень расходов, приведенный в данной норме, является открытым (при перечислении расходов использован оборот «в частности»). А на основании статьи 168 Трудового кодекса РФвозмещению подлежат любые расходы, которые работник произвел во время командировки с согласия или ведома работодателя. Таким образом, согласованные с работодателем расходы на такси, которые работник понес во время командировки, должны быть ему компенсированы. В целях применения ТК РФ это будут именно расходы, связанные с командировкой. И нет никаких оснований менять эту квалификацию для целей налогообложения.

Следовательно, расходы на такси, понесенные работником в месте командировки и возмещенные работодателем, можно списать на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ, несмотря на то, что в данной норме они прямо не названы. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 02.03.17 № 03-03-07/11901 (см. «Для подтверждения командировочных расходов на такси необходим кассовый чек или БСО»). В нем как раз был рассмотрен вопрос учета расходов на такси, которым работник воспользовался в месте командировки. По мнению авторов этого письма, такие затраты учитываются на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ при условии их документальной подтвержденности.

Завершая рассмотрение этого блока ситуаций, заметим, что компании на общей системе налогообложения могут учесть расходы на такси в месте командировки также на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Такое право им дает пункт 4 статьи 252 НК РФ. Согласно этой норме, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в составе какой именно группы он учтет такие затраты.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать через интернет декларацию по налогу на прибыль

А вот у плательщиков единого налога по УСН подобной возможности для маневра нет, так как перечень расходов, учитываемых «упрощенщиками» при определении объекта налогообложения, является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Командировочные расходы списываются на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Иного основания для учета таких расходов в налоговой базе по УСН подобрать не удастся.
В любом случае и компаниям на УСН, и тем, кто применяет ОСНО, можно рекомендовать включить положение о порядке учета данных расходов в учетную политику для целей налогообложения.

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по УСН

Расходы на такси в служебных целях по месту нахождения

Следующий блок ситуаций, когда перед организацией возникает вопрос об учете расходов на такси, — это использование данного вида транспорта для служебных поездок работников. Здесь на помощь придут разъяснения Минфина России, приведенные в письме от 20.10.17 № 03-03-06/1/68839. В нем сказано, что организации могут использовать такси в качестве служебного транспорта. В этом случае затраты, связанные с перевозкой работников в корпоративных целях службами такси, можно учесть на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ как расходы на содержание служебного транспорта (конечно, при выполнении требований статьи 252 НК РФ).

Плательщики единого налога по УСН также могут списать затраты на перевозку работников на такси, поскольку расходы на содержание служебного транспорта включены в перечень, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Данные затраты «пройдут» на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяет организация, мы рекомендуем документально зафиксировать тот факт, что в качестве служебного транспорта используется такси. Это можно сделать соответствующим распорядительным документом организации (приказом или распоряжением руководителя). В нем также следует прописать порядок действия работников, которым необходимо осуществить поездку (заявка, согласование, визирование и т.п.).

Есть и второй вариант учета данных затрат. Согласно пункту 25 статьи 255 НК РФ, в расходы на оплату труда включаются любые виды расходов, произведенных в пользу работника, которые предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. В то же время, в пункте 26 статьи 270 НК РФ сказано, сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Однако это правило не действует в отношении сумм, которые включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, а также случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минфина России от 27.11.15 № 03-03-06/1/69181, при расчете налога на прибыль организации вправе учесть расходы, связанные с перевозкой работников службами такси. Но при соблюдении следующих условий: данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (См. «Минфин сообщил, в каком случае расходы на такси для работников уменьшают налогооблагаемую прибыль»).

Таким образом, организация вправе учесть затраты на услуги такси в составе расходов на оплату труда (подп. 25 ст. 255 НК РФ), если выполняются указанные выше условия. В частности, если организация расположена далеко от остановок общественного транспорта или имеются иные технологические особенности производства, в силу которых работники пользуются услугами такси для служебных поездок, а оплата указанных расходов предусмотрена трудовыми договорами. Поскольку правила статьи 255 НК РФ действуют и при определении объекта налогообложения по УСН, все вышесказанное актуально и для налогоплательщиков, применяющих этот спецрежим (подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ)

Но при таком подходе к учету рассматриваемых затрат надо быть готовыми к возможным претензиям налоговиков в части начисления НДФЛ и страховых взносов. Поэтому мы рекомендуем учитывать затраты на такси для служебных поездок по первому варианту, то есть как расходы на содержание служебного транспорта. При таком способе учета направленность затрат на интересы организации, а не физлиц, очевидна, что снимает вопросы и по НДФЛ, и по страховым взносам.

Бесплатно рассчитать зарплату, взносы и НДФЛ в веб‑сервисе

В отпуск на такси

И, наконец, заключительная ситуация: использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как быть с расходами на такси в этом случае?
Напомним, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Такая возможность установлена статьей 325 ТК РФ. и статьей 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
При этом согласно статьей 325 ТК РФ., организации, финансируемые из бюджета, оплачивают работникам стоимость проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси). То есть в данном случае запрет на использование такси установлен на уровне закона.
«Северные» организации, не финансируемые из бюджета, принимают решение об оплате работникам проезда к месту проведения отпуска и обратно самостоятельно. Такое решение нужно закрепить в коллективном договоре, локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения первичных профсоюзных организаций, и (или) трудовых договорах (ч. 8 ст. 325 ТК РФ.). И в этом случае закон не запрещает работодателям оплачивать услуги такси. А значит, такие организации вправе предусмотреть в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре порядок компенсации расходов работников на проезд к месту проведения отпуска и обратно при использовании различных видов транспорта, в том числе такси.

Теперь обратимся к положениям Налогового кодекса. Если организация не финансируется из бюджета, то затраты на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников «северных» организаций) учитываются в составе расходов на оплату труда в порядке, предусмотренном работодателем. Об этом сказано в пункте 7 статьи 255 НК РФ. Как видим, данная статья не содержит положений, запрещающих «северным» организациям учитывать расходы на такси для проезда работников в отпуск и обратно.

Таким образом, коммерческие организации могут списать указанные расходы. Отметим, что такое право есть не только у тех, кто находится на ОСНО, так и у тех, кто применяет УСН, так как в последнем случае расходы на оплату труда также учитываются по правилам статьи 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Но тут надо помнить, что положения статьи 255 НК РФ применяются с учетом положения статьи 252 НК РФ об экономической обоснованности расходов. Поэтому отнести затраты на оплату проезда в отпуск на такси в расходную часть налоговой базы можно только при условии экономической обоснованности таких затрат. Это правило актуально как для общей системы налогообложения, так и для УСН, поскольку положения статьи 252 НК РФ распространяются и на «упрощенщиков» (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Документальное подтверждение расходов на такси

Отдельно остановимся на вопросе документального подтверждения затрат на такси. Широкое распространение онлайн-сервисов по заказу такси привело к тому, что далеко не в каждой поездке пассажир получает соответствующий подтверждающий документ. И если в ситуациях, когда такси используется «для себя», отсутствие такого документа не имеет существенного значения, то в случае служебной поездки учесть ее стоимость при налогообложении без подтверждающего документа не получится ни в одном из вышеописанных случаев. Ведь по правилам пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Эти положения актуальны для любых видов расходов и, как уже упоминалось, должны применяться также плательщиками единого налога по УСН (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Документы, подтверждающие оказание услуг такси, должны быть оформлены в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.09 № 112). Согласно пункту 111 этих Правил, перевозка в такси оформляется кассовым чеком или квитанцией в форме бланка строгой отчетности. Указанная квитанция должна содержать следующие данные:

— наименование, серию и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

— наименование фрахтовщика;

— дату выдачи квитанции на оплату;

— стоимость пользования легковым такси;

— ФИО и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

В квитанции на оплату такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия перевозки пассажиров и багажа.

Таким образом, учесть расходы на такси без кассового чека или квитанции, оформленной в указанном выше порядке, не получится. Заменить их какими-то другими документами (распечатками с сайта или мобильного приложения, банковскими выписками и т.п.) нельзя, поскольку законодательством это не предусмотрено. Соответственно, налогоплательщикам нужно быть крайне осторожными при заказе такси через онлайн-сервисы. Следует заранее уточнить, что вам понадобится документ, подтверждающий оплату поездки. Либо организация может заключить договор с таксопарком, на основании которого ей будут подаваться машины. В договоре нужно предусмотреть обязательную выдачу водителем кассового чека или квитанции. Работник, который воспользуется услугами такого такси, должен будет получить от водителя необходимый подтверждающий документ.

Рекомендуем разъяснить работникам, что без правильно оформленных подтверждающих документов компания не сможет возместить им соответствующие расходы. При этом в локальном акте организации, регламентирующем порядок использования работниками такси, нужно зафиксировать, какие именно документы должен представить сотрудник, претендующий на компенсацию расходов на такси.

Оплата такси в командировке в 2018 году

» Кадровику » Оплата такси в командировке в 2018 году
Вернуться назад на Командировка 2018 Когда сотрудник отправляется в рабочую командировку по делам компании, без сомнения, билеты туда и обратно, проживание и питание оплачиваются организацией. К тому же, работнику авансом выдают командировочные перед поездкой.

В общем и целом, сотрудник во время поездки не должен нести никакие расходы, кроме использования такси. Находясь в другом городе, человек не может пользоваться личным автомобилем, если у него таковой и имеется, а передвигаться общественным транспортом занятому человеку, вечно куда-то спешащему, неудобно.

Вдобавок, опрятный внешний вид представителя компании важный показатель в ходе деловых переговоров. Услуги такси во время служебного путешествия облегчат передвижения сотрудника и позволят ему в короткий срок выполнить свои обязанности.

Ниже будет подробно рассказано, как произвести оплату такси в командировке правильно в 2018 году, чтобы потом вернуть потраченные средства обратно в свою бюджет.

Согласно положениям Трудового Кодекса РФ, нанятые машины в период служебных отъездов специалистов должна оплачивать их организация (актуальная информация на 2018 год), иной вариант законом не предусмотрен. Все расходы, которые приходятся на долю сотрудника во время командировки, должны быть компенсированы руководством компании.

Поездка же была инициирована по служебной необходимостью. Тем не менее, следует проверить, чтобы расходы данного типа были оговорены (с письменным закреплением) с бухгалтерией или отражены во внутреннем акте компании. Только тогда работник в нашей стране имеет право требовать возмещение издержек.

Следует запомнить, что от перевозчика надо получить один из следующих двух подтверждающих документов:

• квитанция на бланке строгой отчетности; • контрольно-кассовый чек; • квиток в форме БСО. Чтобы подтвердить перед организацией свои денежные траты на такси в командировке, работник предоставляет к авансовому отчету оригинал квитанции на бланке строго отчетности. Заменой ей может служить оригинал, не фото, контрольно-кассового чека, который в конце поездки Вам выдаст водитель. Это является доказательством, которое компания примет без вопросов. Следует сразу сообщить диспетчеру при вызове машины о том, что Вам необходимы эти документы. Другие чеки (по образцу компании-перевозчика) и расписки, полученные от водителей, а также фото, а не оригиналы вышеуказанных подтверждающих документов, бухгалтерия рассматривать не будет, и расходы на такси будут уже из Вашего кошелька. В современном мире гаджетов такую обыденную вещь, как электронный чек, который диспетчер перевозчика вышлет Вам на электронную почту, нельзя будет предъявить для компенсации по месту работ.

Пять причин, почему не подойдет электронный чек:

1. В нем уполномоченное лицо не может поставить подпись. 2. Это копия, пусть и цифровая, а не оригинал. 3. На чеке не ставится номер как на квитанции. 4. На чеке нет серии документа. 5. Министерство Финансов РФ опубликовало письмо, где четко прописано, что электронный чек не является подтверждением расходов специалиста на такси. Человек, в первый раз столкнувшийся с процессом подтверждения своих расходов, должен сначала разобраться, какие поля должны быть в обязательном порядке в ней заполнены. Желательно, уметь ее определять по виду, потому что в суматохе аэропорта с чемоданами ориентироваться будет тяжело, а разбираться с водителем некогда.

Любую квитанцию надо проверить на наличие следующих пяти пунктов:

1. Реквизиты квитанции: серия и номер. 2. Наименование перевозчика — полное, с буквами типа ОАО и кавычками. 3. Сумма поездки – она должна точно совпадать с той, что Вы отдадите водителю в такси. 4. Дата выдачи квитанции – актуальная дата, естественно, в период служебной командировки. 5. Подпись с фамилией лица, который ее выдал. Оплата услуг такси заносится бухгалтерией в статью расходов компании. Ее стоит проводить официально, так как на эту разницу впоследствии уменьшится база налога на прибыль организации. В заключение еще раз повторим: чтобы компенсировать расходы на перевозчиков во время служебной командировки, следует предоставить контрольно-кассовый чек или квитанцию строгой отчетности на место работы. Помимо этого, в определенных случаях придется аргументировать, что проезд на такси были необходимым для выполнения задач, поставленных перед сотрудником руководством, а не прихотью. Хотя последнее скорее исключение, чем правило.

Командировочные расходы 2018

Компенсация при увольнении 2018
Конкурентоспособность 2018
Конкуренция 2018
Контрагент 2018

Назад | | Вверх

Чиновники пояснили, как оформлять командировки по новым правилам

В Беларуси в марте ввели изменения в назначение и выплату командировочных. Среди изменений — повысили суточные, по-новому стали возмещать расходы на аренду жилья и на проезд.

Однако как у работников, так и нанимателей по-прежнему возникают вопросы — как по новым правилам оформлять командировки.

В трех ведомствах — Минфине, МНС и Минтруда — пояснили некоторые детали, как правильно отправляться в поездки по работе.

Снимок носит иллюстративный характер. .com

Когда в командировках за границу можно покупать билеты бизнес-класса?

Работникам как в командировке по стране, так и за границей разрешили возмещать расходы на проезд, если он в личных целях задержался в поездке.

Проще говоря, можно отправиться в командировку раньше или вернуться из нее на несколько дней позже, если нужно задержаться по личным делам. При этом наниматель оплатит стоимость билетов (которые и так нужно было бы покупать, но на другие даты).

Главное условие — лишние дни в командировке могут выпадать на выходные дни, государственные и праздничные дни, но не на рабочие.

Если не предоставить подтверждающие документы о тратах на проезд, то наниматель возместит только 0,1 базовой величины — 2,55 рубля.

Но у работников и нанимателей остались вопросы по билетам бизнес-класса. Дело в том, что при командировках за границу работникам возмещают расходы по проезду по любым тарифам, кроме бизнес-класса.

Но в некоторых ситуациях наниматель может возместить стоимость билетов железнодорожным, воздушным и водным транспортом по тарифам бизнес-класса — «при производственной необходимости и экономической целесообразности покупки таких билетов».

«Возмещение таких расходов производится только с разрешения нанимателя и при наличии подтверждающих документов», — уточняют чиновники.

При этом при изменении условий командировки, в том числе ее сроков и места, когда работник вынужден покупать за границей билеты по тарифам бизнес-класса (для поездки по измененному маршруту либо возвращения к месту постоянной работы раньше или позже запланированного времени), решения нанимателя о приобретении билетов по тарифу бизнес-класса не требуется.

— Кроме того, стоимость проезда железнодорожным и водным транспортом в странах Азии, Африки и Южной Америки возмещается всем командированным работникам по тарифам бизнес-класса, — говорится в пояснении.

Ограничений по возмещению расходов по проезду по тарифам бизнес-класса при командировках в пределах страны не предусмотрено.

Про оплату такси в командировке

Нанимателям разрешили возмещать расходы на поездки на такси, а также на аренду автомобиля за границей. Но для этого нужно предоставить подтверждающие документы.

При командировках за границу предусмотрена возможность пользоваться такси для трансфера до вокзала, аэропорта или пристани, а также с вокзала, аэропорта или пристани к месту отправления, назначения и пересадок на внутренних линиях железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта.

Решение о возмещении расходов на оплату такси в месте служебной командировки за границу принимает наниматель, поясняют чиновники. «Решение должно приниматься исходя из производственной необходимости и экономической целесообразности возмещения таких расходов», — говорится в пояснении.

При этом при командировках по стране оплата проезда на такси осуществляется за счет суточных и возмещению не подлежит.

Что изменилось для водителей-международников

Некоторые изменения коснулись возмещения командировочных расходов водителей-международников. Сумма компенсации расходов на проживание и суточных без предоставления подтверждающих документов составляет: за время нахождения в пределах Беларуси от 9 до 45 рублей, а за границей — до 150 евро включительно, но не менее 25 евро.

Если расходы по найму жилого помещения за границей превышают установленные суммы компенсации, то водителю возмещают расходы на основании
подтверждающих документов.

Но выплаты не могут превышать максимальную сумму возмещения расходов по найму жилья в этой стране, а также максимальную сумму суточных.

К примеру, при командировке в Австрии суточные не могут превышать 60 евро, а расходы по найму жилого помещения — 130 евро.

При этом при оплате работнику расходов на служебные командировки как на территории Беларуси, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога с физлиц:

  • суточные в пределах установленных норм;
  • фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно, по найму жилого помещения.

Если работник не предоставит документы, которые подтверждают оплату этих расходов, суммы такой оплаты освобождаются от подоходного налога в пределах установленных норм.

«Оплата расходов по найму жилого помещения и суточных, производимая командированным водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки, в виде общей выплаты без представления подтверждающих документов в пределах размеров, подлежит освобождению от подоходного налога», — уточняют чиновники.

Может ли наниматель через турфирму организовать командировку своего работника?

— При направлении работника в командировку наниматель вправе заключить договор с организацией, оказывающей туристические услуги, или иным субъектом хозяйствования, оказывающим услугу по организации служебной командировки, — поясняют чиновники.

Но есть важный момент. «Для отнесения командировочных расходов, перечисленных выше, в состав затрат, учитываемых при налогообложении, необходимо, чтобы в акте выполненных работ, счете или ином документе, выставляемом исполнителем, содержалась расшифровка по видам расходов в их стоимостном выражении.

Кроме того, необходимо наличие всех сопутствующих сделке первичных учетных документов (заверенных копий), подтверждающих произведенные расходы исполнителем (оплата проезда к месту служебной командировки и обратно, найма жилого помещения и других расходов, связанных с организацией поездки)», — отмечают чиновники.

Если в акте выполненных работ будет указана только стоимость услуг (вознаграждение) и отсутствовать детальная расшифровка оказанных услуг, такие расходы нельзя включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. Причина — невозможно установить связь произведенных затрат с производственной деятельностью организации.

Расходы в командировке по Украине — самые распространенные вопросы | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

Командировки — всегда актуальная тема, ведь она касается широкого круга бизнес-бухгалтерской аудитории. А учитывая то что во время командировки может возникать множество нетипичных ситуаций (опоздал на самолет, потерял билет, воспользовался такси вместо трамвая и т.п.

), нужно четко знать о бухгалтерско-налоговых последствиях подобных ситуаций.

Поэтому в данном материале мы постараемся сгруппировать наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся командировок по Украине, и предоставить краткие, но при этом удобные и аргументированные ответы на них

Расходы на такси во время командировки

Вопрос в том, может ли командированный работник, находясь в командировке, передвигаться с помощью такси? Будет ли считаться такая «роскошь» дополнительным благом для работника. Касательно этого нет однозначной позиции контролеров.

Последние письма налоговиков свидетельствуют о том, что специалисты ГФС соглашаются с использованием такси без налоговых последствий для работника, если командировка заграничная.

Если же речь идет о командировке по Украине, контролеры предпочитают считать компенсацию стоимости такси работнику дополнительным благом.

В свою очередь, и в первом, и во втором случаях налоговики ссылаются на нормы Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за рубеж, утвержденной приказом Минфина Украины от 13.03.1998 г. № 59 (далее — Инструкция № 59), которые, по сути, не касаются хозрасчетных предприятий.

Мы считаем, не имеет значения, командировка в пределах Украины или за рубеж. Условия освобождения от налогообложения расходов, понесенных в командировке (как по Украине, так и за рубеж), прописаны в пп. «а» пп. 170.9.1 НКУ, где нет запрета пользоваться такси.

Однако для возмещения услуг по использованию такси (без налогообложения) нужно иметь расчетный документ (кассовый чек) и подтверждение связи командировки с хоздеятельностью предприятия.

Обеспечить выдачу кассовых чеков при поездках на такси должен электронный таксометр (сейчас в Государственном реестре РРО зарегистрированы 3 модели таксометров). Это, по сути, РРО, который дополнительно обеспечивает предварительное программирование тарифов за проезд и учет стоимости предоставленных услуг по перевозкам пассажиров (абз. 10 ст. 2 Закона о РРО ).

Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР.

Следовательно, с использованием такси во время командировки нужно быть осторожными.

Если руководитель дает разрешение на использование такси в командировке, то это лучше прямо прописать в приказе о командировке.

Но при отсутствии расчетного документа возмещенные расходы на такси будут дополнительным благом для работника, которое облагается НДФЛ по ставке 18% и военным сбором — по ставке 1,5%.

Командированное лицо потеряло билет

Фактически в данном случае отсутствует расчетный документ, подтверждающий понесенные расходы. Можно ли компенсировать стоимость билета работнику? Какие налоговые последствия?

Согласно правилам пп. «а» пп. 170.9.

1 НКУ, расходы на проезд как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки, возмещенные работодателем работнику, не включаются в налогооблагаемый доход только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость расходов: транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта.

Если у работника нет билета, то расходы на проезд ему могут компенсировать на основании его заявления с разъяснениями — по решению руководителя. Однако данная компенсация для работника уже будет считаться дополнительным благом, которое облагается НДФЛ по ставке 18% и военным сбором — по ставке 1,5%.

Билет заполнен вручную

Данный вопрос часто возникает, если командированное лицо пользуется услугами частного перевозчика (междугородная маршрутка, автобус).

Именно в таком случае происходит так, что водитель выдает пассажиру билет с заполненными собственноручно полями со стоимостью проезда и датой поездки.

Иногда на практике случается, что водитель вообще не заполняет билет, а выдает пассажиру пустой бланк билета с печатью.

Продажа билетов может осуществляться водителем автобуса при отсутствии в населенном пункте автостанции или агентства по продаже билетов, а также после закрытия билетно-кассовой ведомости на автостанции.

Поэтому возникает вопрос: считать ли такой билет расчетным документом?

Чтобы ответить на вопрос, обратимся к требованиям ст. 2 Закона о РРО, которая допускает заполнение вручнуюрасчетных документов. К тому же формы бланков билетов на междугородные и пригородные маршруты могут иметь пустые поля, что означает возможность их заполнения как типографским способом, так и вручную.

В то же время в п. 2 Приказа № 503 указано, что стоимость проезда по расчетам пассажирских перевозчиков, информация о перевозчике, страховщике и страховая сумма вносятся в билеты печатным способом.

Однако в очень свежем письме Мининфраструктуры от 06.01.2017 г.

№ 62/25/10-17 специалисты Министерства подчеркнули: в случае если приобретенный у водителя билет соответствует типовой форме, содержит информацию о перевозчике, страховщике, страховой сумме, а стоимость проезда, расстояние проезда, пункты отправки и прибытия вписаны в билет вручную печатными буквами, это не будет считаться нарушением требований Приказа № 503.

Приказ Минтранссвязи «Об утверждении Типовых форм билетов на проезд пассажиров и перевозку багажа на маршрутах общего пользования» от 25.05.2006 г. № 503.

Оплата проезда на такси в командировке

В этом случае в налоговом учете в целях формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль такие расходы учитывать не нужно.

В бухгалтерском учете такие расходы нужно учесть на 91 счете.

Обоснование

Из рекомендации

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как учесть при расчете налогов и взносов расходы на проезд командированного сотрудника на такси

По Трудовому кодексу РФ при направлении сотрудника в командировку организация обязана возместить ему соответствующие затраты, в том числе расходы на проезд (ст. 168 ТК РФ).

Порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются в коллективном договоре (локальном нормативном акте). Поэтому в данный документ могут быть включены положения о компенсации затрат командированных сотрудников на такси.

* В частности, может быть предусмотрено, что организация компенсирует сотруднику проезд на такси:

  • до места командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • до места отправления в командировку или до места выезда из командировки (например, из гостиницы до аэропорта, вокзала);
  • по служебным делам во время командировки.

Такие затраты можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль. Это объясняется так.

Ни подпункт 12 пункта 1 статьи 264, ни статья 270 Налогового кодекса РФ не запрещают включать в состав расходов стоимость проезда командированного сотрудника на такси. Единственные требования: такие расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Суды также признают, что на сумму компенсации расходов на такси во время командировки можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (см., например, постановления ФАС Московского округа от 5 июля 2010 г. № КА-А40/6676-10, Поволжского округа от 19 декабря 2007 г. № А72-2117/2007, Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г. № А05-11584/2006-31).

Документами, подтверждающими расходы сотрудника на такси, могут быть заказ-наряд и квитанция на оплату пользования легковым такси, оформленные в соответствии c Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, а также чеки ККТ.

Данные документы сотрудник должен приложить к авансовому отчету по окончании служебной командировки (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).

НДФЛ с компенсации документально подтвержденных командировочных расходов и затрат, связанных с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей, удерживать не нужно* (п. 3 ст. 217 НК РФ).

В том числе и с компенсации расходов на такси – как при поездках по служебным делам во время командировки и до места отправления (вокзала, аэропорта), так и в случае, если сотрудник использует такси для проезда к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Поскольку законодательство не содержит ограничений в отношении видов транспортных средств, используемых для проезда в командировку и служебных поездок.*

№ 03-04-06/1-97 финансовое ведомство пояснило: оплата услуг такси в связи со служебной необходимостью (в производственных целях) происходит в интересах самой организации, а не сотрудника.

Поэтому компенсация таких расходов не включается в его налогооблагаемый доход.*

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не начисляйте с сумм документально подтвержденных и экономически обоснованных расходов на проезд командированного сотрудника:*

  • до места назначения и обратно;
  • в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Такой вывод следует из буквального толкования части 2 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. При этом вид транспорта, которым должен воспользоваться сотрудник, не уточняется.

Следовательно, он вправе добираться до места командировки и обратно, а также до вокзала или аэропорта любым способом, в том числе на такси. Аналогичные выводы следуют из письма Минздравсоцразвития России от 5 августа 2010 г. № 2519-19.

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить в бухучете выплаты командированному сотруднику

Дебет 91-2 Кредит 71
– списана на прочие расходы* плата (сбор) транспортной организации за возврат билета.

Командировка самолетом: возмещается ли проезд в аэропорт

Направляясь в командировку в Москву самолетом, работнику необходимо доехать до аэропорта, а также из аэропорта в месте назначения к месту проживания. Такой же путь следует проделать и при возвращении назад. Всегда ли возмещаются расходы на проезд в аэропорт и из аэропорта?

Условия возмещения расходов

Работнику, командированному за границу, возмещаются расходы на проезд в аэропорт и из аэропорта на основании подтверждающих документов в оригинале при следующих условиях:

— проезд осуществляется пассажирским транспортом общего пользования (кроме такси);

— аэропорт располагается за пределами населенного пункта, являющегося пунктом отправления или назначения .

Вместе с тем наниматель вправе в ЛНПА (в положении о служебных командировках, приказе и т.д.) установить работникам дополнительные гарантии, связанные с командировками. В частности, можно предусмотреть возмещение работникам расходов на проезд сверх ограничений, установленных законодательством (ТК и Инструкцией N 115) .

Налогообложение сумм возмещения расходов на проезд в (из) аэропорт (а)

Расходы на проезд в загранкомандировках учитываются при определении налогооблагаемой прибыли, если:

— командировка связана с производственной деятельностью организации;

— расходы возмещены в соответствии с нормами законодательства .

Расходы, возмещаемые сверх установленных норм, не учитываются при налогообложении .

Подоходным налогом не облагаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд к месту командировки и обратно. Исключение — проезд на автомобилях-такси, суммы возмещения которого подлежат налогообложению .

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются на суммы возмещения работнику расходов на проезд к месту командировки и обратно (в том числе в размерах, установленных нанимателем и превышающих установленные законодательством нормы), если такие расходы подтверждены документально (согласно разъяснению специалиста ФСЗН) .

Проезд в (из) белорусский (ого) аэропорт (а)

В Республике Беларусь международные аэропорты есть во всех областных центрах. И все они находятся за пределами соответствующих населенных пунктов.

Документально подтвержденные расходы на проезд в (из) эти (этих) аэропорты (ов) общественным транспортом следует возмещать. При налогообложении прибыли эти расходы включаются в состав затрат.

Подоходным налогом они не облагаются Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах на них не начисляются.

Национальный аэропорт Минск тоже находится за пределами Минска — примерно в 40 километрах. Однако есть один нюанс: земельный участок, на котором находится этот аэропорт, включен в городскую черту Минска .

При этом автомобильная дорога, соединяющая Минск с аэропортом, относится к загородным дорогам (дорогам за пределами населенного пункта), проезд в (из) аэропорт (а) обеспечивает пригородный транспорт. Стоимость такого проезда значительно превышает стоимость поездки в городском транспорте. По общему правилу такие расходы на проезд не возмещаются.

Однако, учитывая особенность расположения Национального аэропорта Минск, наниматель вправе компенсировать стоимость проезда пригородным транспортом общего пользования в (из) аэропорт (а) на основании подтверждающих проездных документов. Такое мнение было озвучено на конференции Минтруда и соцзащиты.

При этом согласно разъяснению специалистов налоговых органов эти расходы не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Подоходным налогом они не облагаются (согласно разъяснению специалиста МНС). Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах на них не начисляются.

Проезд на такси в (из) Национальный (ого) аэропорт (а) Минск возмещению не подлежит. Если наниматель принимает решение компенсировать эти расходы, то они:

— не учитываются при налогообложении прибыли;

— облагаются подоходным налогом;

— полагаем, являются объектом начисления взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Проезд из (в) аэропортов (ы) Москвы

Самолеты, вылетающие в Москву, прибывают в один из четырех аэропортов: «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово», «Жуковский».

Из указанных аэропортов три находятся за пределами Москвы:

— «Шереметьево» располагается в Московской области на территории городского округа Химки ;

— «Домодедово» относится к Московской области ;

— «Жуковский» также относится к Московской области .

Аэропорт «Внуково» находится в черте города .

К транспорту общего пользования, которым можно добраться из аэропортов в Москву и обратно, можно отнести автобусы, электропоезда, аэроэкспрессы (комфортабельные скоростные электропоезда).

Следовательно, проезд из аэропортов «Шереметьево», «Домодедово», «Жуковский» и обратно указанными видами транспорта возмещается при представлении подтверждающих документов. При налогообложении прибыли эти расходы включаются в состав затрат. Подоходным налогом они не облагаются, страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах на них не начисляются.

Расходы на проезд из аэропорта «Внуково» и обратно не возмещаются (они оплачиваются за счет суточных) .

Проезд на такси из (в) любого (ой) из этих аэропортов возмещению не подлежит.

Если наниматель решает возместить расходы на проезд из (в) аэропорта (аэропорт) «Внуково» общественным транспортом или поездку на такси из (в) любого (ой) аэропорта (аэропорт), то эти расходы:

— не учитываются при налогообложении прибыли;

— облагаются подоходным налогом;

— полагаем, являются объектом начисления взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Обобщим приведенные нормы по возмещению и налогообложению расходов на проезд в (из) аэропорт (а)

Вид транспорта Название аэропорта Возмещение расходов нанимателем Налогообложение сумм возмещения
налог на прибыль подоходный налог взносы в ФСЗН и Белгосстрах
транспорт общего пользования при наличии подтверждающих документов аэропорт областного центра Беларуси обязан учитываются не облагаются не начисляются
Национальный аэропорт Минск вправе не учитываются не облагаются не начисляются
Шереметьево обязан учитываются не облагаются не начисляются
Домодедово обязан учитываются не облагаются не начисляются
Жуковский обязан учитываются не облагаются не начисляются
Внуково не обязан не учитываются облагаются начисляются
такси любой аэропорт не обязан не учитываются облагаются начисляются

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к Ст. 789 ГК РФ

1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).

В законе видами транспорта общего пользования названы:

— весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);

— автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;

— внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);

— метрополитен также должен быть отнесен к транспорту общего пользования (в принципе, на это можно найти указания и в Законе) .

———————————
См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор «фрахтования» легкового такси — п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. «Перевозки транспортом общего пользования» — понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.

3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, «публикуется в установленном порядке». Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Такси — это общественный транспорт (чаще автомобиль), который используется с целью перевозки пассажиров в указанный пункт назначения с оплатой по счетчику. В некоторых случаях оплата осуществляется по договору с водителем.

Общие положения закона

Федеральный закон №69 был создан с целью внесения изменений в отдельные законодательные акты. Он вступил в силу 21 апреля 2011 года. Конкретного же Федерального закона «О такси» нет.

Федеральный закон о такси № 69 в окончательном варианте гласит о том, что для получения лицензии маршрутному транспортному средству потребуется 4 документа. Следовательно, порядок получения лицензии был упрощен. Одно разрешение предоставляется на одно транспортное средство.

Чтобы получить лицензию, потребуются следующие 4 документа:

  • Заявление, которое составляется согласно шаблону;
  • Копия паспорта таксиста-гражданина Российской Федерации;
  • Копия бумаги о постановке ТС в налоговых органах на учет;
  • Копия свидетельства о госрегистрации транспортного средства.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ 220

Время ожидания клиента по закону

Как гласит закон Российской Федерации, водитель транспортного средства (такси) обязан ждать клиента в течение 15 минут. Если в течение этого отрезка времени клиент не вышел, то таксист может начать начисление денежных средств за каждую минуту ожидания. В итоге пассажир в обязательном порядке должен будет оплатить время ожидания и стоимость поездки.

Допустимые места для парковки такси

Парковка на автобусной остановке запрещена, так как это нарушает правила дорожного движения. Многие задаются вопросом, может ли такси припарковаться у бордюра. Может, если это разрешено правилами дорожного движения и для других автомобилей. Однако преимущество таксистов в том, что они могут двигаться по выделенной полосе автобусов, а также парковаться на стоянках такси.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ №294

Последние поправки

Учитывая внесенные изменения, с 2018 года впервые будет прописано, что должны представлять собой службы заказов такси. Прежде всего, это юридическое лицо с зарегистрированным сайтом в доменных зонах .ru или .рф. Если заказы предоставляются нелегальным лицам, то на юридических лиц накладывается штраф в размере от 300 тысяч рублей.

Требования к предпринимателям упрощены.

Чтобы легально работать в сфере такси, требуется:

  • Получить лицензию на перевозку не только при помощи собственного транспортного средства, но и арендуемого автомобиля по доверенности;
  • Стаж вождения должен быть не менее трех лет;
  • Технический осмотр для автомобилей такси проводится с той же периодичностью, что и технический осмотр личного автотранспорта.

Возможные поправки, которые ожидают водителей такси в 2018 году:

  • Бессрочные лицензии. Разрабатывается идея оформить лицензию без срока, чтобы ее можно было передавать, используя гражданско-правовые сделки;
  • Оформление разрешения на перевозку не на ТС, а на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • Ведение механизмов регулирования работы диспетчерских служб.

Скачать закон о такси

Федеральный закон № 69 содержит законодательные акты, которые внесли изменения в законодательство о перевозках пассажиров. Чтобы детальнее ознакомиться с Федеральным законом, следует перейти по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *