Таможенный НДС при импорте

Содержание

Сколько платят НДС

Об НДС при импорте — в статье 146 Налогового кодекса

Закон о повышении НДС

С января 2019 года ставка НДС повысилась с 18% до 20% от стоимости товара. Такую ставку применяли с 1998 до 2004 года и снова вернулись к ней. Она же действует и для закупки товара за границей. В таких случаях НДС платит тот, кто покупает товар: владелец магазина закупил водки в Финляндии — НДС 20%, другой владелец закупил шоколад в Бельгии — снова 20%.

Кому и как платят налоги — в статье 174 Налогового кодекса

НДС платят таможне, кроме тех случаев, когда товары ввозят из стран Таможенного союза: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Тогда НДС отправляется в налоговую.

За оплату НДС отвечает сам предприниматель или его представитель — таможенный брокер.

Как считать и платить НДС

Что относится к подакцизным товарам — в статье 181 Налогового кодекса

НДС платят вместе с таможенными платежами: акцизами, пошлинами и сборами. Акцизы платят только на некоторые товары вроде алкоголя, а пошлины и сборы — на любой товар.

Пошлины поступают в бюджет страны, их собирают за ввоз товара. А сборы берут за его хранение и сопровождение.

Если предоставить сопроводительные документы на товар, таможня сама рассчитает суммы пошлины и начислит НДС.

Вот как посчитать НДС, если не доверяете таможне.

Узнать ставки пошлины — в законе «О таможенном тарифе»

1. Определить налоговую базу. Она складывается из пошлины и таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость — это цена за товар, которую заплатил предприниматель. Ставка пошлины зависит от товара: на икру и на сигареты ставки будут разными. Ставку говорят на таможне, или ее можно посмотреть в законе.

2. Умножить налоговую базу на ставку НДС. На примере это будет так:

Иван заказал две коробки белого шоколада из Бельгии.

Они стоят 1 000 евро, или 75 000 рублей по курсу Центробанка.

Ставка пошлины — 12%. Получаем 9 000 рублей.

(9 000 + 75 000) * 20% = 16 800 рублей.

16 800 рублей — вот такой НДС заплатит Иван за импорт этого шоколада.

Если предприниматель ввозит подакцизный товар, к сумме пошлины и товара добавляем сумму акцизов.

Льготные ставки

Закон предусматривает льготные ставки НДС: 10% и 0%. Ставку 10% применяют, если ввозят продукты питания или товары для детей; 0% — если ввозят товар для экспорта. Полный список льготников мы собрали в таблицу:

Ставка
Действует для компаний, которые

0%

Ввозят товар на экспорт.

Занимаются международными пассажирскими перевозками;

авиаперевозками в Крым, Севастополь, в регионы Дальневосточного федерального округа и в Калининградскую область.

Транспортируют нефть и продукты ее переработки.

10%

Продают продукты питания, детские товары, лекарства и медицинские изделия, газеты, журналы и книги, кроме рекламных и эротических.

Льготная таможенная процедура, чтобы не платить

НДС можно не платить, если попасть под льготную таможенную процедуру. Льготная таможенная процедура — это полное и частичное освобождение от таможенных платежей. Чтобы не запутаться, вот еще одна таблица:

Условия по НДС

Таможенная процедура

Налог не платят или платят часть

Ввоз товара на срок. Например, чтобы показать на выставке.

Ввоз товара, который раньше вывезли из России, чтобы переработать в другой стране.

Налог не платят

Переработка на территории России. Сюда относят выращивание животных, птиц, рыб, деревьев и кустарников; копирование аудио и видео.

Транзит: товар ввозят в Россию, а затем вывозят.

Реэкспорт: товар вывезли из России, а теперь он возвращается домой.

Беспошлинная торговля: товар продают в дьюти-фри.

Свободная таможенная зона. Товар привозят и используют в небольшом пространстве с охраной, например на складах.

Уничтожение товара: товар привозят, чтобы уничтожить или ввозят для продажи, но на таможне решают уничтожить.

Отказ в пользу государства: товар передают в собственность государству просто так.

Специальная процедура для трех видов товаров: вывезли для ремонта в другой стране и везут обратно; товары для консульств, допинг-контроля и научных исследований; дипломатическая почта и военная техника.

Если ничего из таблицы вам не подходит, для вас есть еще один способ снизить НДС при импорте — получить налоговый вычет.

Налоговый вычет на ОСН

НДС можно принять к налоговому вычету в течение трех лет после ввоза товара. В него входят все суммы, которые заплатили таможне.

Иван возит шоколад из Бельгии два года. За это время он привез 10 коробок и потратил 375 000 рублей. За всё время Иван заплатил 84 000 рублей НДС. На эту сумму он может получить вычет.

Получить вычет могут только ИП и компании на общей системе налогообложения. Если предприниматель работает на упрощенке «доходы минус расходы», он может включить сумму НДС в расходы. Предприниматели на упрощенке «доходы», патенте и вмененке не могут получить вычет.

Условия такие:

  • товары должны продавать в России;
  • информацию о товарах должны включить в бухгалтерию компании;
  • счет-фактуру и первичные документы нужно оформить правильно.

Это не всё. Налоговый вычет можно получить только, если товар прошел под одной из четырех таможенных процедур:

  • товар привезли, чтобы использовать для внутреннего потребления;
  • чтобы переработать и продавать в России;
  • привезли временно, а потом увезут;
  • чтобы переработать вне таможенной территории.

Чтобы получить вычет, важно выполнить все условия и подготовить документы для налоговой. Их подают в электронном или бумажном виде. Нужны такие документы:

  • договор с иностранным партнером;
  • счет на оплату от партнера;
  • копия таможенной декларации;
  • выписка со счета из банка, что платеж НДС прошел.

Налоговая получит документы, рассмотрит их и примет суммы из декларации к вычету.

Автор статьи Дмитрий Леонидович Скляренко Время на чтение: 9 минут АА

Новички ВЭД очень часто поддаются соблазну и необдуманно заключают сделки, глядя лишь на привлекательную разницу между ценой закупки и продажи. В результате не все операции имеют ожидаемой коммерческой эффективности из-за неучтенных таможенных платежей, которые могут существенно увеличить конечную стоимость продукции и соответственно уменьшить прибыль. Поэтому ещё на этапе планирования внешнеэкономической сделки важно правильно выполнить расчёт таможенных платежей.

Что такое таможенные платежи и как их посчитать?

Импортная/ввозная и экспортная/вывозная пошлины, акциз, НДС, таможенные сборы — затраты, которые принято называть общим термином «таможенные платежи».

В зависимости от кода товара и направления внешнеэкономической операции (импорт/экспорт) вместе с ценой склада и доставкой таможенные платежи ложатся на конечную стоимость закупаемой/реализуемой продукции.

  • Импортер платит: таможенные сборы, ввозную пошлину, акциз (для подакцизного товара) и НДС (если он не нулевой).
  • Экспортер платит: обычно таможенный платежи ограничиваются сбором за оформление. Кроме тех случаев, когда вывозимая продукция попадает в категорию товаров, облагаемых экспортными пошлинами. В помощь начинающему экспортёру мы опубликовали документы на экспорт товара на нашем сайте.

В группе риска:

  • товары, вывоз которых считается государством мало желательным (товар имеет большой спрос внутри страны, например, промышленный лес);
  • товары, всегда востребованные на мировом рынке (присутствие дополнительного платежа в пользу государства не умаляет спрос на этот уникальный товар, например, дальневосточные осетровые).

Чтобы выполнить исчисление таможенных платежей сначала необходимо самим, или при помощи брокера, узнать код ТН ВЭД. В неоднозначных случаях можно сделать официальный запрос на таможню и они определят код товара по предоставленному описанию. Перечень и описание таможенных услуг доступны в специальном разделе нашего ресурса.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Расчёт платежей по коду ТН ВЭД

Почему код так важен?

С кодом на руках мы можем:

  • рассчитать номинальные таможенные платежи;
  • получить информацию о необходимости дополнительных сертификатов/разрешений на ввоз/вывоз товара;
  • узнать, является ли товар подакцизным;
  • подлежит ли уплате экспортной пошлины;

Зная код и страну происхождения, мы можем:

  • посмотреть, есть ли по товару преференции (льготные ставки)

Если по стране есть преференции (пониженные ставки), то необходимо запросить у поставщика подтверждение страны происхождения, чтобы уменьшить пошлину.

Таможенная пошлина

Это обязательный платёж, взимаемый с декларанта при пересечении товаром границы.

Таможенные пошлины в зависимости от типов ставок бывают:

Размер ставки зависит от кода товара и страны происхождения. Ставки регулярно пересматриваются. По отдельным группам товаров иногда вводятся специальные условия, подразумевающие понижение, повышение или отмену ставок. Перечень товаров, по которым устанавливается экспортная таможенная пошлина и их размер закреплен в постановлении ПРФ от 30 августа 2013 г. N 754.

Ставки на таможенные пошлины регулярно пересматриваются.

Акциз

Импортные акцизы распространяются на те же товары, что и при внутреннем товарообороте. Из тех, что у всех на слуху — это алкоголь, табак, автомобили. Более детальный перечень и все ставки акциза указаны в статье 193 Налогового кодекса РФ.

Оплата акциза импортёром производится до факта подачи таможенной декларации на таможню.

При экспорте подакцизных товаров данный тип платежа с экспортера не взимается.

НДС

При вывозе товаров за пределы РФ НДС не начисляется.

Все ввозимые товары попадают под 3 категории в зависимости от распространяющейся на них ставки НДС:

  1. НДС начисляется в полном объёме (18%) – сюда попадает основная масса товара;
  2. Начисляется льготная ставка (10%) — сюда относятся некоторые категории продовольственных товаров и ряд товаров для детей. Детальный перечень указан в п. 2 ст. 164 НК РФ;
  3. Применяется нулевая ставка НДС (0%) — если в страну завозится высокотехничное оборудование, не имеющее отечественных аналогов. Перечень оборудования постоянно меняется. Решение о том, подлежит ли ввозимое оборудование освобождению от уплаты НДС, принимает Минпромторг РФ и фиксирует Кабмин соответствующими постановлениями.

Как произвести расчёт НДС таможенных платежей при импорте?

Расчётная база НДС определяется как сумма таможенной стоимости закупки, таможенной пошлины и акциза, а потом уже из полученной суммы и высчитывается 18% или 10% НДС.

К примеру, инвойсная стоимость товара 1000 дол., доставка до таможенной территории РФ 150 дол., пошлина 7,5%, товар не подакцизный, подлежит оплате НДС 18%.

  • Таможенная стоимость 1000+150 = 1150 дол.
  • Пошлина 1150*7,5%= 86,25 дол.

Помните, что импортный НДС уплачивается вместе с общими таможенными платежами, то есть до момента отправки декларации на таможню, а не в конце квартала.

Таможенные сборы

Выделенные отдельной группой, но по сути это три совершенно разных платежа:

  1. Сбор за оформление – фиксированная сумма в рублях, которая зависит от стоимости контрактного товара. Минимальный платеж 500 руб., максимальный — 10000 руб. Сбор за оформление оплачивается до момента отправки таможенной декларации вместе с основными таможенными платежами.
  2. Сбор за сопровождение – платёж имеет место, если товар перемещается по стране под таможенным контролем. Обычно эти услуги предоставляет таможенный перевозчик. Как выбрать подходящую компанию, и почему следует спрашивать лицензию у таможенного перевозчика, . Сумма зависит от расстояния и составляет минимум 2000 руб., максимум 6000 руб.
  3. Сбор за хранение — применим, если есть факт таможенного хранения груза. За обычное хранение стоимость владельцы таможенного склада взимают 1 руб. за 100 кг груза. За оборудованные склады (для специальных видов продукции) стоимость хранение в 2 раза выше.

Порядок расчёта таможенных платежей по формуле

Чтобы рассчитать таможенные платежи необходимо знать код товара, его таможенную стоимость и страну происхождения. Можно обратиться к брокеру, а можно сделать расчёт таможенных платежей онлайн калькулятором или даже вручную. Как же посчитать платежи?

  • При экспорте: если товар не включён в перечень, по которому устанавливается экспортная пошлина, то таможенные платежи ограничиваются сбором за оформление (минимальный 500 руб.).
  • При импорте: тоже всё просто, если товары не облагаются пошлинами, акцизами и не подразумевает преференций.

Формула расчёта буквально выглядит так: берём таможенную стоимость товара, прибавляем к ней сбор за оформление и на основании этой суммы считаем НДС. Полученный НДС вместе со сбором за оформление и составят таможенные платежи.

Однако, чтобы перестраховаться, лучше воспользоваться услугами брокера или профессиональным онлайн калькулятором таможенных платежей, где платежи рассчитываются по коду ТН ВЭД.

При экспорте подакцизных товаров данный акциз не взимается.

Пример расчёта

Для полного расчёта необходимо указать код товара, его количество, таможенную стоимость (инвойсная стоимость плюс доставка до таможенной границы РФ) и страну происхождения товара.

Посмотрите видео, содержащее полезную информацию о порядке расчёта таможенных платежей:

Приведём пример расчёта на небольшой партии чилийского вина.

Предположим, нам удалось купить 500 л. вина чилийского происхождения за 2000 дол. уже с доставкой в РФ.

  • Определяем код товара 2204 10 980 1 (вина игристые с фактической концентрацией спирта не менее 8,5 об.%)
  • Справка по товару даёт нам пошлину 15% и акциз в размере 25 руб/л.
  • Вводим все известные данные в калькулятор и получаем результат:
Расходы по таможенной очистке Виды платежей В валюте контракта поставки В валюте таможенных платежей
Таможенная стоимость товара 2000.00 USD 138351.00 руб.*
Таможенная пошлина 12.5% 250.00 USD 17193.88 руб.
Акциз 25 руб/л — Вина игристые 180.70 USD 12500.00 руб.
НДС 18% 437,53 USD 30266.08 руб.
Таможенный сбор 500 руб. 7.23 USD 500.00 руб.
Итого — расходы по таможенной очистке 875.46 USD 60559.96 руб.
*Расчёт произведён по курсу 1 USD = 69.1755 руб.
Страна-контрагент Коэффициент импортной пошлины Коэффициент импортной пошлины при подтверждении страны происхождения Режим наибольшего благоприятствования
ЧИЛИ 1.00 0.75 Да
  • Из приятных неожиданностей: ставка пошлины для поставок из Чили снижена на 25%, т.е. при подтверждении происхождения товара (обычно сертификатом происхождения) вместо 300 USD будет уплачено только 250.
  • Из малоприятного: таможенный платежи в данном случае увеличили стоимость товара более чем на 40%.

Заблаговременный расчёт таможенных платежей позволяет провести взвешенный финансовый анализ конкретной сделки и способствует более точному планированию бюджета предприятия.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Автор статьи Дмитрий Леонидович Скляренко Стаж юридической практики более 15 лет. Специализируюсь на налоговом праве, ВЭД, коммерческой деятельности, страховании, интеллектуальной собственности. Написано статей 27

Бесплатная консультация по телефону:

Таможенная стоимость – цена товара, которую участник внешнеэкономической деятельности предъявляет представителю таможенного органа при пересечении грузом таможенной границы Таможенного союза. Когда заполняется грузовая таможенная декларация (ГТД) (нынче именуемая декларацией на товары – ДТ) в одной из граф необходимо указать таможенную стоимость товара.

Таможенная стоимость напрямую влияет на затраты при таможенном оформлении товаров, так как таможенные пошлины, сборы и таможенный НДС уплачиваются исходя из величины таможенной стоимости товара.

Определяется таможенная стоимость декларантом, таможенным представителем, действующим от имени владельца груза. Определение таможенной стоимости товара четко контролируется и проверяется таможенными органами, т.к. попытка необоснованного самостоятельного снижения ее размера может повлечь за собой серьезные последствия. Однако оценка для таможенных органов может производиться и независимой компанией, что позволяет определить объективную рыночную стоимость товаров и производить корректные расчеты суммы таможенной пошлины и НДС.

Общее понятие таможенной стоимости представлено в Таможенном кодексе ТС в главе №8. Участнику ВЭД необходимо знание «Соглашения с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994)» и «Соглашения от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС»», которыми в настоящее время нормируется расчет таможенной стоимости импортируемых грузов. Определение таможенной стоимости экспортируемых с территории Таможенного союза грузов, согласно статьи №64 ТК ТС, производится национальным законодательством страны экспортера. На территории Российской Федерации данными законодательными актами является Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и Закон от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 08.12.2010) «О таможенном тарифе».

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Методы определения (оценки) таможенной стоимости (Customs valuation code)

Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами

Условия применения метода оценки по цене сделки в ввозимыми товарами:

  • товар ввозится в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи;
  • взаимозависимость между продавцом и покупателем количественно определена и учтена при расчете ТС;
  • нет ограничений прав покупателя как собственника товара, за исключением:
    • — ограничений, установленных законодательством РФ;
    • — ограничений географического региона;
    • — ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
  • нет условий, количественное влияние которых на цену товара не может быть определено;
  • отдельные элементы таможенной стоимости должны быть количественно определены и документально подтверждены.

В приказе № 1 от 5 января 1994 г. сформирован комплект документов для применения 1-ого метода:

  • устав участника ВЭД (учредительные документы);
  • контракт купли-продажи;
  • счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы или счет проформу (для условно-стоимостных сделок);
  • транспортные и страховые документы;
  • счет за транспортировку или заверенную калькуляцию транспортных расходов;
  • таможенную декларацию страны отправления;
  • упаковочные листы;
  • лицензию, если она необходима;
  • сертификат о происхождении товара, сертификат качества, соответствия.

По требованию таможенного органа могут быть представлены дополнительные документы, приказ № 1 от 05.01.94, пункт 2.5, распоряжение ГТК № 01-14/1490 от 31.10.97.

База для определения таможенной стоимости: цена сделки непосредственно с ввозимыми товарами, подлежащими оценке.

Цена сделки: как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары. В нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее включены:

  • расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе: расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров;
  • расходы на страхование;
  • расходы по выплате комиссионных и иных посреднических вознаграждений;
  • стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
  • стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
  • соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ, услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены импортером бесплатно или по сниженной цене в целях использования для производства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров;
  • сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров;
  • инструменты, штампы, формы и другое подобное оборудование, использованное при производстве оцениваемых товаров;
  • вспомогательные материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т. д.);
  • инженерная и опытно-конструкторская проработка, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне территории Российской Федерации, непосредственно необходимые для производства оцениваемых товаров;
  • лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых товаров;
  • часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчуждения) или использования оцениваемых товаров, которые подлежат возврату экспортеру.

Особенности: цена сделки не может быть использована для определения таможенной стоимости, если:

  • существуют ограничения в отношении прав импортера на оцениваемый товар, за исключением: ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
  • ограничений географического региона, в котором товары могут быть переданы (отчуждены) повторно;
  • ограничений, существенно не влияющих на цену товаров;
  • цена сделки зависит от соблюдения каких-либо условий, влияние которых не может быть учтено;
  • данные, использованные декларантом при определении таможенной стоимости, не подтверждены документально;
  • импортер и экспортер являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.

Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами

База для определения таможенной стоимости:

Цена сделки с идентичными товарами, т. е. одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам:

  • назначение и характеристики;
  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения;
  • производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

  • проданы (отчуждены) для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • ввезены одновременно или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
  • ввезены на тех же коммерческих условиях и примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных выше на основании достоверных, документально подтвержденных сведений.

Особенности: в случае, если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости импортируемых товаров применяется самая низкая из них.

Метод оценки по цене сделки с однородными товарами

База для определения таможенной стоимости: цена сделки по товарам, однородным с импортируемыми, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их характеристики:

  • назначение и характеристики;
  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения.

Цена сделки с однородными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если:

  • товары проданы для ввоза на территорию РФ;
  • ввезены одновременно или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
  • ввезены в тех же количествах и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемые товары.

Метод на основе вычитания стоимости

Определение таможенной стоимости по методу вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются на территории Российской Федерации в неизменном состоянии.

База для определения таможенной стоимости: цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары, продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации во время, максимально приближенное ко времени ввоза (не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров), покупателю, не зависимому от продавца.

Из цены единицы товаров вычитаются, если они могут быть выделены, следующие компоненты:

  • расход на выплату комиссионных вознаграждений и расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы на территории Российской Федерации после выпуска товаров в свободное обращение;
  • суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации, в связи с ввозом или продажей товаров. Этот метод используется редко, т.к. величина прибыли является коммерческой тайной.

Метод оценки на основе сложения стоимости

База для определения таможенной стоимости: цена товара, рассчитанная путем сложения:

  • стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
  • общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования по месту таможенного оформления на территории Российской Федерации и т. д.;
  • прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.

При определении таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы, включаемые в цену товара. В РФ этот метод встречается крайне редко, т.к. трудно получить информацию о себестоимости товара у иностранного производителя.

Резервный метод

В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных пяти методов или таможенные органы аргументированно считают, что эти пять методов определения таможенной стоимости не могут быть использованы, то таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается с учетом мировой таможенной практики.

При применении резервного метода таможенные органы предоставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию.

В этом случае в качестве базы для таможенной оценки может использоваться:

  • таможенная стоимость идентичных однородных товаров или товаров того же класса и вида (использование 6-го метода на базе 1-го, 2-го, 3-го);
  • цена ввозимых идентичных или однородных товаров или товаров того же класса или вида, по которой они продаются на внутреннем рынке РФ, скорректированная с учетом вычетов (метод 6 на базе метода 4);
  • ценовые данные из независимых источников информации (каталоги типа «Отто», прейскуранты цен, биржевые котировки цен).

Определение ТС по методу 6 должно базироваться на реальных, обоснованных ценовых данных. Обязательным требованием является обеспечение максимально возможного подобия товаров, т.е. при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии — товары того же класса или вида.

Особенности: в качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть использованы:

  • цена на внутреннем рынке;
  • цена на товары отечественного происхождения;
  • цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;
  • произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.

В некоторых случаях при использовании метода № 6 невозможно использовать оценочные базы, установленные методами 1-5:

  • если товары ввозят по договору аренды или найма;
  • если товары реимпортируются после ремонта или модернизации;
  • если товары ввозят временно в качестве испытательных образцов или выставочных экспонатов;
  • если ввозят уникальную продукцию, предметы искусства.

В этих случаях допускается использование разумных подходов к оценке товара, не вступая в противоречие с установленными законодательством принципами таможенной оценки, согласуя их с реальной коммерческой практикой и информацией, имеющейся в стране импортера.

Каждую методику применяют последовательно и только после того, как будет доказано ее несоответствие, приступают к расчету по следующей методике. Окончательно выбранная методика и обоснование ее выбора должно быть внесено в соответствующую графу таможенной декларации.

В некоторых случаях, ввозимые или вывозимые товары освобождаются от выплаты таможенных пошлин, но оценка для таможенного контроля все равно является обязательной:

  • в случае ввоза товаров или оборудования, в качестве безвозмездной благотворительной помощи юридическим лицам от некоммерческих или благотворительных организаций;
  • в случае ввоза иностранными гражданами оборудования, которое является вкладом в уставной капитал российской компании;
  • в случае ввоза медицинского оборудования, занесенного в специальный перечень.

Во всех перечисленных случаях для получения соответствующей льготы, освобождающей товар от уплаты таможенных пошлин, необходимо предоставлять документальное подтверждение.

Изменения в определении таможенной стоимости товаров в Таможенном союзе

С 1 июля (6 июля) 2010 г. вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее — Соглашение) (Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»). Указанное Соглашение устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения ЕТТ ТС, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с нее (Правила основаны на принципах и положениях по оценке товаров для таможенных целей ГАТТ, 1994).

До даты вступления в действие комментируемого Кодекса на территории России указанные вопросы регулировались Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе».

Таблица соответствия названий методов таможенной оценки, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе», статьям Соглашения:

  • Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статьи 4, 5 Соглашения);
  • Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (статья 6 Соглашения);
  • Метод по стоимости сделки с однородными товарами (статья 7 Соглашения);
  • Метод вычитания (статья 8 Соглашения);
  • Метод сложения (статья 9 Соглашения);
  • Резервный метод (статья 10 Соглашения);

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с законодательством государства — члена ТС, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 комментируемой главы). Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу РФ, а также определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится путем применения следующих методов:

  • по стоимости сделки с вывозимыми товарами;
  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • сложения стоимости;
  • резервного метода.

Форма деклараций для заявления таможенной стоимости, а также порядок и условия заявления таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, установлены ФТС России в соответствии с законодательством РФ (Приказ ФТС России от 16 апреля 2008 г. N 435 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости»).

Вопросы декларирования и контроля таможенной стоимости (согласно ст. 75 комментируемого Кодекса таможенная стоимость является основой налогооблагаемой базы при исчислении пошлин товаров) на территории ТС регулируются комментируемой главой. Кроме того, порядок декларирования таможенной стоимости установлен Протоколом об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, и Протоколом об обмене информацией, необходимой для определения и контроля стоимости товаров между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Россией, от 12 декабря 2008 г. (Соглашение от 12.12.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»).

Отличительными от действующего на территории РФ порядка особенностями заявления и контроля таможенной стоимости являются:

  • значения понятия «место прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». С 1 июля (6 июля) 2010 г. в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на единую таможенную территорию ТС. В таможенном законодательстве РФ такие расходы подлежали включению в таможенную стоимость доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;
  • возможность проведения консультаций между таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами (такая норма в таможенном законодательстве РФ отсутствовала);
  • при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости идентичных или однородных товаров введение 90-дневного ограничения временного периода для определения их усредненной величины;
  • возможность отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров, если при таможенном декларировании данная величина не может быть определена в связи с отсутствием у декларанта документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета. В этом случае на основании п. 5 ст. 64 комментируемой главы допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений, а исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов — исходя из заявленной таможенной стоимости. Такие случаи определения таможенной стоимости, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением КТС.

Декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного оформления (декларирования) товаров (глава 27 комментируемого Кодекса), а также комментируемой главой. Условия декларирования таможенной стоимости товаров, представления документов для ее подтверждения, формы деклараций таможенной стоимости, а также правила их заполнения должны быть урегулированы решениями КТС (ст. 65 комментируемой главы).

Контроль правильности определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом, совершающим таможенные операции. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (глава 18 комментируемого Кодекса).

Заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с комментируемым Кодексом декларанту отказывается в выпуске товаров, если декларантом в срок выпуска товаров на основании принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости не осуществлена ее корректировка и не уплачены доначисленные таможенные платежи или не представлено в срок выпуска товаров обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (в случае принятия таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки). Комментируемым Кодексом предусмотрено, что перечисленные действия должны быть совершены декларантом в пределах сроков временного хранения (ст. 168 комментируемого Кодекса), а также не предусмотрен отказ в выпуске товаров (ст. 201 комментируемого Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 64 комментируемой главы при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы ТС.

В соответствии со ст. 65 заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны быть представлены таможенному органу. В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.

Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу дополнительной информации, несет декларант.

Комментируемой главой также регулируются вопросы проведения таможенным органом дополнительной проверки при обнаружении им признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров либо невозможности их документального подтверждения. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением КТС.

Согласно комментируемой главе если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные ст. 196 комментируемого Кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со ст. 88 комментируемого Кодекса.

На основании ст. 67 комментируемого Кодекса устанавливаются виды решений в отношении таможенной стоимости товаров:

  1. решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;
  2. решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

Корректировка таможенной стоимости — изменение таможенной стоимости, на основании которой были рассчитаны таможенные платежи и налоги, подлежащие взысканию при производстве таможенных операций с товаром. Комментируемой главой установлены основания для корректировки таможенной стоимости товаров: заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильный выбор метода определения таможенной стоимости товаров и (или) определение таможенной стоимости.

При несогласии декларанта с решением таможенного органа РФ в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в порядке, определяемом главой 7 ТК РФ.

На основании ст. 8 комментируемого Кодекса информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Кодексом и законодательными актами РФ.

Таким образом, комментируемый Кодекс наделяет КТС полномочиями по установлению (Решение КТС от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»):

  • порядка декларирования таможенной стоимости, в том числе формы декларации таможенной стоимости и правил их заполнения (п. 3 ст. 65);
  • порядка осуществления контроля таможенной стоимости товаров, в том числе формы решений в отношении таможенной стоимости и порядка их доведения до декларанта (ст. 66 — 67);
  • порядка контроля таможенной стоимости товаров, в том числе проведения дополнительной проверки (п. 1 ст. 69);
  • порядка осуществления корректировки таможенной стоимости, в том числе формы корректировки таможенной стоимости товаров и пересчета таможенных пошлин, налогов (п. 4 ст. 68);
  • случаев определения таможенной стоимости в соответствии с ч. 1 п. 5 ст. 64, а также порядка декларирования и контроля таможенной стоимости, особенностей исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев (п. 5 ст. 64);
  • особенностей определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории (п. 2 ст. 246);
  • особенностей определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки товаров для внутреннего потребления (п. 2 ст. 271).

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, в отношении которых не требуется представления документа, подтверждающего страну происхождения товаров, сокращена по сравнению с российским законодательством (с 20 000 руб. до 200 евро) (Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров»).

Ваше удовольствие от ВЭД — наша приятная забота!

Заказать услугу можно по телефону 8 495 984 64 54 Отправить онлайн-заявку

По требованию плательщика таможенных пошлин, налогов, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующие этому требованию.

Таможенные органы не вправе требовать у плательщика таможенных пошлин, налогов, подтверждения поступления денежных средств на счет Федерального казначейства.

По письменному заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет Федерального казначейства.

Форма подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов утверждена Федеральной таможенной службой РФ (ФТС) приказом № 2554 от 23.12.2010 г.

Приказ

Федеральной таможенной службы

от 23 декабря 2010 г. N 2554

г. Москва

«Об утверждении форм подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей» Зарегистрирован в минюсте РФ 17 февраля 2011 г. Регистрационный N 19882

На основании пункта 4 статьи 117, пункта 5 статьи 121 Федерального закона от 27 ноября

2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) приказываю:

  1. Утвердить форму подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов (приложение №1) и форму отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (приложение №2), предоставляемых таможенным органом, администрирующим денежные средства, по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов.
  2. Главному управлению информационных технологий (А.Е. Шашаев), ГНИВЦ ФТС России (А.Ю. Дуров) обеспечить модернизацию программных средств единой автоматизированной информационной системы таможенных органов с учетом настоящего приказа.
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.

Объект налогообложения при импорте

Импортом товаров в законодательстве России признается ввоз таковых на ее территорию без обязательного вывоза. Импорт считается абсолютно самостоятельным объектом налогообложения НДС, и значит, налогоплательщики-импортеры обязаны действовать в соответствии с нормами НК РФ, который четко определяет порядок налогообложения импортных процедур.

Обязательства по уплате НДС при импорте у заявителя появляются, как только таможенники зарегистрируют декларацию. При этом необходимо полностью уплатить НДС на таможне до выпуска товаров из нее. Рассчитывается налог по установленным ставкам с общей суммы, которую составляют таможенная стоимость ввезенных товаров, акциз, а также таможенная пошлина.

О том, какие расходы включаются в таможенную стоимость, читайте в статье «Включение в таможенную стоимость транспортных расходов».

Для определения верной налогооблагаемой базы валютную стоимость товаров необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату регистрации декларации.

Как учесть НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Когда можно осуществить возврат НДС при импорте?

В соответствии со ст. 172 НК РФ, НДС, который был уплачен при прохождении таможенных процедур, возможно принять к вычету, тем самым уменьшив дальнейшие платежи по налогу. Однако для этого требуется одновременное соблюдение определенных условий:

  1. Ввезенный товар приобретается для обязательного участия в операциях, облагаемых НДС.
  2. Приход товара отражен в учете.
  3. У импортера, желающего применить вычеты, есть документальное подтверждение фактической уплаты таможенного НДС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От неукоснительного соблюдения компанией-импортером обозначенных выше условий напрямую зависит, сможет ли она применить налоговый вычет и возместить НДС по импортным операциям.

И еще момент. Если импортный НДС был неправомерно излишне удержан таможней, а потом возвращен ею, вычет нужно восстановить.

В какой момент, узнайте .

Наличие документов

Теперь рассмотрим приведенные условия более детально. Согласно таможенному законодательству, операция по осуществлению импорта начинается в момент передачи таможенникам декларации и всей необходимой для оформления ввозимых товаров документации. Завершается она выпуском товаров сотрудником таможни, который проставляет соответствующие отметки на декларации и других сопутствующих документах — транспортных, коммерческих и т. д.

Это означает, что ввезенный товар будет считаться выпущенным с таможни только тогда, когда у импортера на руках появится таможенная декларация и другие необходимые сопроводительные бумаги с разрешающей выпуск отметкой таможенников.

Дальнейшее использование товара

Условие о возможности возмещения импортного НДС исключительно для последующего использования товара в облагаемых этим налогом операциях не требует какого-либо специального подтверждения импортера для осуществления им налоговых вычетов.

Однако имейте в виду: если данное условие не было соблюдено (а это в дальнейшем непременно выявят контролеры), применение таких вычетов будет расценено как неправомерное, со всеми вытекающими последствиями. То же самое касается и несоблюдения условия относительно использования импортного товара только внутри страны.

Принятие на учет

Что касается принятия товара на учет, то НК РФ до сих пор не содержит однозначных трактовок, объясняющих, какими именно документами импортер может подтвердить перед проверяющими данный факт. Однако общая правовая практика в данном случае складывается так, что подтверждения принятия товара на учет не будет, если у налогоплательщика отсутствует первичка, оформленная в соответствии с нормами действующего законодательства.

О документах, служащих основанием для оприходования поступающих товарно-материальных ценностей, читайте в статье «Ведение документооборота по складскому учету материалов».

Уплата налога

Уплату налогов и пошлин на таможне сегодня можно произвести различными способами: с помощью банкоматов, электронных или платежных терминалов и т. д. В зависимости от выбранного способа уплаты таможенного НДС, в качестве подтверждения данного факта импортер может представить контролерам соответствующие документы — квитанции или платежные поручения.

При соблюдении налогоплательщиком всех рассмотренных условий таможенный НДС можно предъявить к вычету.

О том, какие лица становятся плательщиками таможенного НДС, читайте в материале «Кто является плательщиком НДС?».

Документы для подтверждения возмещения НДС при импорте

Для того чтобы подтвердить свое право на вычет, импортер обязан вместе с налоговой декларацией, в которой он заявил о вычетах и возмещении импортного НДС, представить налоговикам:

  • таможенную декларацию с проставленной таможенниками отметкой «Выпуск разрешен»;
  • документ об уплате налога, который является свидетельством того, что НДС действительно поступил в бюджет.

Далее налоговые инспекторы будут проводить обязательную проверку обоснованности возмещения импортного НДС в соответствии со ст. 88 НК РФ, во время которой им необходимо будет представить все имеющиеся на импортные операции бумаги. При отсутствии претензий к документам со стороны налоговиков импортеру по окончании проверки будет выдано решение о возмещении.

См. также наш материал «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Как проводится проверка по возврату НДС при импорте товаров?

В целях проверки правомерности возмещения импортного НДС контролерами проводятся следующие мероприятия:

  1. Анализ представленных импортером документов, во время которого устанавливают декларанта, грузоотправителей, грузополучателей, фактические склады временного хранения и определяют факт пересечения транспортными средствами таможенных постов.
  2. Определение иностранного производителя (осуществляется путем направления запроса в соответствующие контрольные органы иностранных государств). Также может производиться анализ наличия либо отсутствия информации об иностранном контрагенте в интернете.
  3. Установление фактического покупателя товара по результатам исследования движения товара: проверяются транспортные и сопроводительные бумаги, определяется перевозчик, вид используемого транспорта и его собственник. Также объем ввезенной партии проверяется на соответствие грузоподъемности транспорта, устанавливается маршрут товародвижения, производятся контрольные мероприятия в отношении всех лиц, задействованных в цепочке (перевозчиков, экспедиторов, грузополучателей и даже водителей).
  4. Установление конечного покупателя по вышеописанной схеме.

Проводя подробную проверку, налоговики пытаются установить факты незаконного возмещения НДС, в том числе путем применения серых налоговых схем.

О процедуре такой проверки читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Когда с налоговой можно поспорить?

Говоря о возмещении импортного НДС, нельзя не упомянуть о том, что существует ряд спорных ситуаций, при которых мнения контролеров и налогоплательщиков расходятся. Например, импорт демонстрационных образцов: как показывает практика, инспекторы нередко снимают по ним вычеты, мотивируя это тем, что НДС, уплаченный при ввозе безвозмездных образцов, возместить нельзя.

Можно ли как-то аргументированно обосновать свое право на вычет в этой ситуации? Безусловно. Необходимо лишь пояснить, что безвозмездно полученные образцы планируется использовать при продаже аналогичных товаров. А раз реализация товара-аналога облагается НДС, значит, образцы тоже приобретены для облагаемых операций. Следовательно, вычет правомерен.

Итоги

НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров, может быть принят к вычету по этому налогу, однако для этого необходимо соблюдение ряда условий в отношении ввезенного товара:

  • он предназначается для операций, облагаемых НДС;
  • осуществлено его отражение в учете;
  • налог, относящийся к нему, оплачен таможне.

Каждый из этих моментов должен подтверждаться документами, которые вправе запросить ИФНС для проверки правомерности применения вычета по таможенному НДС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *