Тарифные преференции

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики, рынка регионов. Страны с развивающейся экономикой занимают в таких отчетах особое место, поскольку аналитики следят за тем, кто занимает в мире беднейшие позиции, где активно проходит реформирование отраслей производства, промышленности, сферы услуг, образования, армии или обострилась проблема мигрантов.


Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики

Собранную информацию сопоставляют, поскольку в состав той или иной организации входит разное количество стран-участниц, и их развитие (индекс) оценивается по-разному. Есть общие параметры, а также специфические, поэтому и возникает необходимость свести данные, которые предоставляют такие международные организации: МВФ, ООН, ВБ и т. д.

Узнайте о самых бедных странах Европы из статьи на нашем сайте.

Особенности классификации

Рейтинги ведущих стран с рыночной экономикой в основном составляются исходя из целей деятельности организации. Среди других особенностей формирования топ-10 государств с развивающимися рынками следующие:

  1. Неполнота данных, которые предоставляются правительствами различным комитетам о состоянии экономики.
  2. Несвоевременная подача информации.
  3. Неправильная оценка состояния финансирования того или иного проекта.
  4. Неполные статистические данные о смертности, рождаемости, демографической ситуации.
  5. Отсутствие точных цифр о черте бедности населения и проблемах с мигрантами.
  6. Субъективная оценка проводимых реформ.

Всемирный банк основные акценты делает на таких моментах:

  1. Насколько бедны граждане той или иной страны.
  2. В каком направлении идет развитие самых урбанизированных городов.


Развитые страны на карте мира

ООН оценивает другие аспекты:

  • Производство товаров первой необходимости и услуг.
  • Уровень нищеты.
  • Как развивается предпринимательство.
  • Систему социального страхования, защиты.
  • Состояние финансового рынка.
  • Положение банковской системы.
  • Экологические проблемы.
  • Тенденции в демографической и социальной сфере. Рождаемость и смертность.
  • Уровень ВВП.
  • Уровень инвестирования и кредитования проектов и различных экономических секторов.

Все эти показатели необходимы, чтобы получить полную и комплексную картину по каждому региону, выделить в нем долю развивающихся и капиталистических стран, выбрав самые крупные, развитые в промышленном отношении и довольно перспективные.

Об уровне экономического развития стран мира можете узнать по ссылке.

Рекомендуем посмотреть видео: 10 развитых стран мира.

К развивающимся, или странам третьего мира (так их называют в литературе и аналитических отчетах), принято относить большую часть африканских, азиатских и латиноамериканских государств. Между собой они связаны общими чертами исторического развития, особенностями социально-экономической и политической структуры.

У стран Азии, Латинской Америки или Африки общими являются и другие черты:

  1. Все они были колониями европейских государств.
  2. Сформировалась многоукладность и противоречивость в развитии промышленности, производства, сельского хозяйства.
  3. «Демографический взрыв», из-за чего ежегодный прирост населения выше, чем в других регионах.
  4. Быстрое увеличение народонаселения поставило правительства стран перед острыми социальными и экономическими проблемами. Нужно бороться с безграмотностью, высокой смертностью, нищетой, заработками ниже среднего, проблемами внутреннего рынка, промышленности и аграрного сектора.

Таможенное законодательство / документы

УТВЕРЖДЕН

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 18 (Приложение 3)

Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130

ПЕРЕЧЕНЬ НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН — ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

(в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 46)

N п/п Перечень наименее развитых стран — бенефициаров
Республика Ангола
Исламская Республика Афганистан
Бангладеш
Республика Бенин
Буркина Фасо
Бурунди
Бутан
Республика Вануату
Гаити
Гамбия
Гвинея
Республика Гвинея-Бисау
Джибути
Замбия
Йеменская Республика
Камбоджа
Республика Кирибати
Демократическая Республика Конго
Союз Коморских Островов
Лаосская Народно-Демократическая Республика
Лесото
Либерия
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Мальдивы
Мозамбик
Мьянма
Непал
Нигер
Руанда
Независимое Государство Западное Самоа
Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи
Республика Сенегал
Соломоновы острова
Сомали
Судан
Республика Сьерра-Леоне
Танзания
Демократическая Республика Восточный Тимор
Того
Тувалу
Уганда
Центрально-Африканская Республика
Чад
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Эфиопия

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ И ВВОЗИМЫХ ИЗ РАЗВИВАЮЩИХСЯ И НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН, ПРИ ВВОЗЕ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

Код ТН ВЭД ТС Наименование товара <*>
Мясо и пищевые мясные субпродукты
(кроме 0305) Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (кроме осетровых и лососевых, а также икры из них)
Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные
Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные
Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень
Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды
Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь
Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности
1006 Рис
Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина
Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж
Шеллак природный неочищенный; камеди, смолы и прочие растительные соки и экстракты
Растительные материалы для изготовления плетеных изделий; прочие продукты растительного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные
(кроме 1509, 1517 — 1522 00) Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения
Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных
1801 00 000 0 Какао-бобы, целые или дробленые, сырые или жареные
1802 00 000 0 Шелуха, оболочки, кожица и прочие отходы какао
(кроме 2001 10 000 0, 2009 50, 2009 71, 2009 79) Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений
2103 Продукты для приготовления соусов и готовые соусы; вкусовые добавки и приправы смешанные; горчичный порошок и готовая горчица
2104 Супы и бульоны готовые и заготовки для их приготовления; гомогенизированные составные готовые пищевые продукты
2401 Табачное сырье; табачные отходы
(кроме 2501 00 91, 2529 21 000 0, 2529 22 000 0) Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент
Руды, шлак и зола
3003 Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи
Экстракты дубильные или красильные; таннины и их производные; красители, пигменты и прочие красящие вещества; краски и лаки; шпатлевки и прочие мастики; полиграфическая краска, чернила, тушь
3301, 3302 Масла эфирные…; резиноиды…; смеси душистых веществ…
3402 Вещества поверхностно-активные органические (кроме мыла); поверхностно-активные средства, моющие средства (включая вспомогательные моющие средства) и средства чистящие, содержащие или не содержащие мыло (кроме средств товарной позиции 3401)
Белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты
3923 Изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс; пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс
4001 Каучук натуральный, балата, гуттаперча, гваюла, чикл и аналогичные природные смолы, в первичных формах или в виде пластин, листов или полос, или лент
4403 41 000 0, 4403 49 Лесоматериалы необработанные прочие, из древесины тропических пород
4407 21 — 4407 29 Лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль…, из древесины тропических пород
4420 Изделия деревянные мозаичные и инкрустированные; шкатулки и коробки для ювелирных или ножевых и аналогичных изделий, деревянные; статуэтки и прочие декоративные изделия, деревянные; деревянные предметы мебели, не указанные в группе 94
4421 Изделия деревянные прочие
Пробка и изделия из нее
Изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения; корзиночные изделия и плетеные изделия
Шелк
5101 Шерсть, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию
5201 00 Волокно хлопковое, не подвергнутое кардо- или гребнечесанию
Прочие растительные текстильные волокна; бумажная пряжа и ткани из бумажной пряжи
Вата, войлок или фетр и нетканые материалы; специальная пряжа; бечевки, веревки, канаты и тросы и изделия из них
5701 Узелковые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, готовые или неготовые
5702 10 000 0 Ковры «килим», «сумах», «кермани» и аналогичные ковры ручной работы
5705 00 100 0 Ковры и текстильные напольные покрытия прочие, готовые или неготовые, из шерсти или тонкого волоса животных <**>
5808 Тесьма плетеная в куске; отделочные материалы без вышивки в куске, кроме трикотажных машинного или ручного вязания; кисточки, помпоны и аналогичные изделия
6702 90 000 0 Цветы, листья и плоды искусственные и их части; изделия из искусственных цветов, листьев или плодов, из прочих материалов
Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов
6913 Статуэтки и прочие декоративные изделия из керамики
6914 Прочие керамические изделия
7018 10 Бусины стеклянные, изделия, имитирующие жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни и аналогичные небольшие формы из стекла
7117 Бижутерия
9401 51 000 0, 9401 59 000 0 Мебель для сидения из тростника, ивы, бамбука или аналогичных материалов
9403 81 000 0, 9403 89 000 0 Мебель из прочих материалов, включая тростник, иву, бамбук или аналогичные материалы
9403 90 900 0 Части мебели из прочих материалов
9601 Обработанные и пригодные для резьбы кость слоновая, кость, панцирь черепахи, рог, рога оленьи, кораллы, перламутр, прочие материалы животного происхождения и изделия из этих материалов (включая изделия, полученные путем формовки)
9602 00 000 0 Обработанные материалы растительного или минерального происхождения, пригодные для резьбы, и изделия из них; изделия формованные или резные из воска, стеарина, натуральных смол или натурального каучука или модельных паст, и прочие формованные или резные изделия, в другом месте не поименованные или не включенные; желатин обработанный, неотвержденный (кроме желатина товарной позиции 3503) и изделия из неотвержденного желатина
9603 Метлы, щетки (включая щетки, являющиеся частями механизмов, приборов или транспортных средств), щетки ручные механические без двигателей для уборки полов, швабры и метелки из перьев для смахивания пыли; узлы и пучки, подготовленные для изготовления метел или щеточных изделий; подушечки и валики малярные для краски; резиновые швабры (кроме резиновых валиков для удаления влаги)
9604 00 000 0 Сита и решета ручные
9606 Пуговицы, кнопки, застежки-защелки, формы для пуговиц и прочие части этих изделий; заготовки для пуговиц
9609 Карандаши простые (кроме указанных в товарной позиции 9608), карандаши цветные, грифели карандашей, пастели, карандаши угольные, мелки для письма или рисования и мелки для портных
9614 00 Трубки курительные (включая чашеобразные части), мундштуки для сигар или сигарет, и их части
9615 11 000 0 Расчески, гребни для волос и аналогичные предметы, эбонитовые или пластмассовые
9617 00 Термосы и вакуумные сосуды прочие в собранном виде; их части, кроме стеклянных колб
Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат

Критерии классификации государств по уровню экономического развития

Есть несколько подходов, которые позволяют отнести страну к конкретной группе. К основным классификациям относятся следующие:

  • Социально-экономическая, используемая во времена холодной войны советскими экономистами. Лидером первой группы (капиталистических стран) были США — крупнейшее государство, вокруг которого постепенно стали объединяться западноевропейские страны. Согласно данному подходу, Советский Союз был самым крупным во второй группе (социалистических государств). Под влиянием СССР сформировались мировая социалистическая система и рынок, который распался в начале девяностых годов. К третьей группе относили государства Африки и Азии. Социально-экономическая классификация больше не используется, поскольку она перестала отвечать тенденциям развития экономик держав мира и не учитывала многие параметры.
  • По уровню развития: развивающиеся и развитые. К первым отнесли страны бывшего социалистического лагеря, а также те, где социализм — конечная цель строительства государства.
  • Развитость экономики рынка. Такой подход позволяет выделить три группы: развитые, имеющие переходный тип экономики и развивающиеся. Экономический и Социальный Совет ООН использует эту классификацию.


Конкурентоспособные страны мира

Недавно эксперты МВФ приняли решение выделить еще один тип — экономически передовые страны. К таким державам относятся:

  1. Восточноазиатские: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.
  2. Кипр.
  3. Североамериканские: Канада и США.
  4. Западноевропейские: Франция, Британия, Италия, Германия.
  5. Некоторые государства Восточной Европы и Центральной, ставшие членами ЕС.

Количество развивающихся стран каждый год меняется. Если рассматривать экономическую характеристику стран мира, то во внимание принимаются ВВП в развивающихся странах, направленность экономики, в том числе и отраслевая, наличие актуальных наукоемких направлений, уровень и качество жизни населения.

Читайте на нашем сайте: 15 стран с лучшим уровнем жизни.

Китай и Россия

Китай и Россия относятся к одним из привлекательных стран к инвестициям зарубежных государств. Китайская экономика характеризуется высокими темпами экономического роста и обладает самым быстрым развитием в мире.

Сейчас страна является второй по величине экономикой в мире после США, Однако Китай сталкивается с рядом социальных и демографических проблем, которые не позволяют ему стать членом «клуба развитых государств». Большая часть населения КНР тратят свои доходы на товары первой необходимости и одежду. На каждого китайца приходится гораздо меньшее значение ВВП, чем на американца или европейца.

По критериям Россия не считается развитой страной, однако наряду с КНР Россия относится к «новым индустриальным странам, т.к. их промышленность растет опережающими весь мир темпами. Экономика страны входит в топ-10 лучших экономик мира и продолжает увеличивать темпы роста ВВП, несмотря на экономические санкции.

Однако проблемой России является серьезная зависимость от экспорта энергоносителей (нефти и газа). Поэтому в ближайшие годы России стоит перестраивать экономику с ресурсной на постиндустриальную, т.к. запасы природных ресурсов истощаются.

Структура развивающихся стран

Внутри стран, которые развиваются, можно провести свое деление. Для определения отдельных групп критериями являются:

  • структура производительных сил и производства;
  • перспективы развития экономики;
  • экономические отношения внутри стран и за их пределами;
  • количество внешних и внутренних долгов;
  • наличие или отсутствие инфляционного роста/падения;
  • условия для развития транснациональных корпораций;
  • роль, которую играет малый бизнес в формировании отраслей производства и сферы услуг.


Золотые резервы в различных странах

Данные параметры позволяют выделить несколько видов стран с активно развивающимся рынком и экономикой:

  1. «Азиатские тигры» Восточной и Юго-Восточной Азии и Латинская Америка.
  2. Крупные арабские государства и страны Азии, которые экспортируют нефть и другие полезные ископаемые. Бахрейн, Катар, Ливия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты занимаются нефтяным экспортом. Поскольку каждая из них имеет выгодное экономико-географическое положение, играет важную, практически ключевую роль на рынке энергоресурсов и носителей, население небедное, может копить средства.
  3. Развивающиеся страны, где высокий средний размер ВВП на душу населения. Например, в Гватемале или Колумбии на одного человека приходится 1 тыс. долл. США.
  4. Страны-гиганты, которые обладают природными богатствами, огромными территориями, большим количеством населения: Индия, Индонезия, Пакистан. Они развиваются благодаря инвестиционным проектам из Европы и Америки. При этом наблюдаются другие тенденции: люди живут часто за чертой бедности, уровень ВВП составляет 300 долл. США на душу населения, низкие темпы производственного развития.
  5. Бедные страны Африки и Азии, например, Бангладеш, Бенин, Сомали, Эфиопия, Афганистан. Несмотря на предоставление кредитов, материальной и технической помощи, эти развивающиеся страны с трудом преодолевают отсталость. У экономики явный аграрный характер, в производстве преобладают доиндустриальные формы труда. Связи с внешним миром либо отсутствуют, либо развиты очень слабо.

В 2020 году количество стран, которые попадают в категорию «развивающиеся», достигло 132. Все они занимают особое место в экономике мира, по-разному связаны с капиталистическими странами, мировой хозяйственной системой и рынком. Из-за этого в таких государствах давно сформировалась многоукладная экономика, зависящая от развитых и передовых стран.

Смотрите в видео: зарплаты в различных странах мира.

Два типа стран по развитию экономики и их особенности

Помимо высоких зарплат развитые страны используют и распределяют ресурсы с наибольшей эффективностью. Население этих стран потребляет около 85% всех природных богатств, причем в этих странах проживает около 1,4 миллиарда человек (1/5 мирового населения).

Страны имеющие относительно высокий темп экономического развития, но не относящиеся к развитым характеризуются средними зарплатами $900-2500. В таких странах проживает почти 5 миллиардов человек (70%). Наиболее узнаваемыми являются Китай, Мексика, страны СНГ и Россия, южноамериканские страны, Египет и многие арабские государства. Список довольно обширный, поэтому все страны привести не получится.

А вот второй тип развивающихся стран с низким уровнем благосостояния и бедным населением (зарплата менее 300 долларов на человека) расположены в основном в Африке и в южно-азиатском регионе. В данных странах проживает примерно 1 миллиард человек (10%). Эксперты прогнозируют, что население данных стран будет увеличиваться.

Характерные черты развивающихся стран

  • Уровень жизни населения очень низкий.
  • Нет среднего класса. Общество делится на богатых и очень бедных. Доходы богачей во много раз больше, чем доходы рядовых граждан.
  • Отсутствие законов, поэтому инвесторы из-за рубежа редко вкладывают свои финансы в экономику стран.
  • Плохо развиты системы финансовая, налоговая и банковская.
  • Не работает аппарат управления.
  • Безработица постоянно растет, поэтому население не имеет твердого дохода.
  • Высокий уровень рождаемости и смертности.
  • Небольшие размеры и объемы внутреннего рынка.
  • Зависимость от развитых государств мира, что порождает постоянное накопление внешних долгов.
  • Наличие специфических социально-экономических проблем.
  • Экономика подчиняется идеологии, религии и политической системе.
  • Преобладают общинные интересы, из-за чего гражданское общество либо только начинает развиваться, либо совсем неразвито.

У развивающихся стран есть научно-технический потенциал, но он слабый, из-за чего практически не развиваются научные направления, экономика, производство. При этом многие государства обладают огромными запасами природных ископаемых.

Развивающиеся страны освободились от колониальной зависимости в шестидесятые годы, поэтому в социальной, экономической и политической структуре до сих пор наблюдаются отрицательные факторы:

  1. Неспособность самостоятельно справиться с внутренними экономическими проблемами, которые до этого решали страны-метрополии.
  2. Нет демократических институтов, из-за чего политическая культура только начинает развиваться. Руководители страны в своем правлении опираются не на различные органы и институции, а на армию, полицию.
  3. Широко развита коррупция и взяточничество.
  4. Постоянные войны, межэтнические конфликты.
  5. Формирование самоизоляционной экономической модели централизованного типа. Она не ориентирована на рынок и не учитывает особенности мировой экономики, ее тенденции и ключевые изменения.


Индекс корупции в различных странах

Во многом подобная ситуация в странах третьего мира связана с тем, что в восьмидесятые годы Советский Союз и государства СЭВ вкладывали деньги в строительство объектов металлургии и тяжелой промышленности. Не учитывались особенности географического положения развивающихся стран и их специфика. Поэтому в них возник дисбаланс, появилась полная зависимость экономик от развитых государств.

Характеристики

Общие характеристики стран с развивающейся экономикой:

  • Низкий или средний уровень доходов, который определен экономическим ростом и совершенствованием технологий. Причина этого в том, что высокая доля благ, которые концентрируются у небольшой группы людей, т.е. в этих странах блага распределяются неравномерно. И чем более неравномерно это распределение, тем ниже уровень жизни.
  • Низкая производительность труда в связи с отсутствием мотивации работников, низкого развития технологий и устаревшего оборудования.
  • Безработица на высоком уровне и неполная занятость. Это связано с недостаточным количеством рабочих мест и малым количеством вакансий.
  • Население некоторых стран этого типа интенсивно растет. Хоть смертность и превышает уровень смертности в странах с развитой экономикой, рост населения обеспечивается высоким уровнем рождаемости. Наиболее интенсивно население увеличивается в странах Африки.
  • Экономическая зависимость от первичной продукции (например, чистая нефть и газ). Страны Европы, США и другие развитые государства концентрируют экономику на переработке сырья и производство вторичного продукта.

  • Экономика зависит от развитых стран. Эти страны часто нуждаются в технологиях и капитале развитых стран, а те в свою очередь могут диктовать свои условия.
  • Блага распределяются неравномерно. Наиболее крупная доля финансов сосредоточена в руках крупных компаний и олигархов.
  • Во многих развивающихся странах отсутствуют природные ресурсы и плодородные земли.
  • Неэффективное использование капитала, финансов и оборудования.
  • Ограничение предпринимательской деятельности государством.

Место в мировой экономике

  • Поставляют сырье и топливо странам Западной Европы и США.
  • Промышленные изделия, которые экспортируются на мировой рынок, составляют 21,4 %.
  • Доля в экспорте равна 30 %.
  • Зависимость от ТНК. Крупные компании не соглашаются здесь работать, но открывают филиалы и штаб-квартиры. В результате этого в развивающихся странах находится около 25 % всех иностранных вложений транснациональных компаний.
  • Большие поступления от частных компаний, кредиты и инвестиции которых достигают 50 % от всех внешних источников финансирования. Кредиты дают корпорации, фонды, отдельные физические лица, частные предприниматели.

Характерными чертами экономического развития относящихся к группе развивающихся стран являются:

  1. Преобладание аграрного сектора в экономике.
  2. Большая доля занятости населения в сельском хозяйстве, в котором доминирует патриархальный уклад.
  3. Низкий уровень развития индустрии. Есть черная металлургия в развивающихся странах, но ее часть незначительная.
  4. Многоукладность экономики: формы производства варьируются от мелкотоварной и общинной до кооперативной, монополистической. Связи между ними и укладами минимальные, неразвитые.
  5. В разных сферах экономики присутствует частный капитал, представленный различными формами и видами.
  6. Развитие капитализма носит так называемый характер анклавов, поскольку вложенные средства принадлежат компаниям — филиалам ТНК, «зашедшим» в эти страны. Капиталистический строй мешает устранять многоукладность экономики, способствуя ее расширению.


Запасы нефти в странах мира

Таким образом, уровень отставания от развитых в индустриальном плане стран огромный.

Существует взаимозависимость многоукладности и социальной структуры общества. Постоянные тенденции, такие как безработица, бедность, демографическое перенаселение, низкий уровень жизни — удел развивающихся стран.

Запреты на участие в государственных закупках

Запреты устанавливаются при закупке определенных видов товаров, если они произведены на территории иностранного государства.

Их список определяется Постановлениями Правительства:

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Преференции в 223-ФЗ

В отличие от закупок по 44-ФЗ, где предоставление преференций необходимо уточнять в закупочной документации, в торгах по 223 Федеральному закону – в приоритете выступают товары, произведенные в России, а также работы или услуги, оказанных российскими лицами.

Данное требование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, которое вступило в силу 1 января 2017 года.

Это ПП устанавливает условия предоставления приоритета, которыми необходимо руководствоваться: заказчику при составлении документации о закупке, а поставщику при подготовке заявки на участие. Приоритет российских товаров (работ, услуг) устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.

При осуществлении закупки в виде конкурса или другим способом, при котором победитель определяется по установленным в документации критериям или по самой низкой предложенной цене контракта — заявки тех участников, которые предлагают поставку товаров российского происхождения или оказание услуг и выполнение работ российскими лицами, оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой поставщик выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, предложенной в заявке.

Например, при предложении участником цены контракта, например, в 100 тыс руб. его заявку будут рассматривать, как предложение стоимостью 85 тыс. руб. И если он выиграет, то контракт будет заключен на сумму 100 тыс руб.

Если закупка осуществляется способом, при котором участники делают предложения по снижению начальной максимальной цены, например, в форме аукциона, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, контракт заключается по цене сниженной на 15% от предложенной им.

Например, если поставщик, предлагающий иностранную продукцию, предложил цену контракта 100 тыс руб. и выиграл с этой ценой, то контракт будет заключен стоимостью 85 тыс руб.

А если проводится аукцион (или подобная закупка) в которой участники снизились до 0 и далее торги идут уже на право заключения контракта, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, договор заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной.

Встречаются такие аукционы, в которых участники снижаются от НМЦК, чтобы победить и получить право на исполнение контракта. Но когда происходит снижение до 0, начинаются торги на право заключения контракта. Т.е. каждый из поставщиков предлагает свою цену, которую он готов заплатить заказчику, чтобы забрать контракт себе. Участник, который предложит самую большую стоимость — выигрывает торги, уплачивает заказчику предложенную им сумму (в вышеописанном случае, с приоритетом российских товаров — при продаже иностранных ТРУ, победитель заплатит заказчику предложенную цену увеличенную на 15%) и заключает договор.

Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль, победитель закупки оставляет себе.

Для предоставления приоритета заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:

  • требование о декларировании страны производства товаров в заявке;
  • положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;
  • сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);
  • и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.

Исключения в предоставлении преференций по 44-ФЗ

Но также существуют и исключения, когда указанные преференции не применяются:

  1. В рамках одной закупки только часть поставляемой продукции входит в Перечень.
  2. Закупочная процедура признана несостоявшейся.
  3. В заявках на участие не предлагается поставка товаров из Перечня, которые произведены на территории государств-членов ЕАЭС.
  4. В рамках одного аукциона победитель предлагает продукцию из Перечня, произведенную как на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. При этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза превышает 50% от общей стоимости.
  5. В рамках одного конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своем окончательном предложении участник указывает продукцию, как произведенную на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. И при этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза составляет менее 50% от общей стоимости.

*Перечень – список товаров, указанный в таблице приложения к Приказу Минэкономразвития России от 04.06.2018 г. N 126н.

Если участник попадает под все условия получения преференций, то у него есть весомый шанс выиграть контракт, воспользовавшись льготными условиями.

Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).

Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.

К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст.27 Закона «О таможенном тарифе» относятся:

– полезные ископаемые;

– живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране);

– растительная продукция;

– продукция морского промысла;

– товары, произведенные из этой продукции,

А под достаточной переработкой товара понимаются:

– операции с товарами, в результате которых последние изменили свою товарную позицию по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков;

– выполнение правила адвалорной доли, то есть если в стоимости изготовленного товара преобладает стоимость товаров, принимавших уча­стие в его изготовлении, то страной происхождения товара будет та страна, товары которой по стоимости преобладают в конечной про­дукции;

– выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки тамо­женной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты, при­меняются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран – пользователей преференциями утвержден По­становлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года №1057 (в ред. от 25 января 1999 года). Эти страны подразделяются на две группы:

1) наименее развитые страны, товары из которых не облагаются та­моженными пошлинами;

2) развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки.

Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.

Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:

– полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

– частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

– возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможен­ным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).

Приведем случаи предоставления основных тарифных льгот при по­мещении товаров под определенный таможенный режим.

1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под та­моженным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

При помещении товаров под таможенные режимы свободной тамо­женной зоны, свободного склада или таможенного склада от таможенной пошлины и иных налогов освобождаются только иностранные товары. В рамках таможенного режима временного ввоза/вывоза освобождение от уплаты таможенных платежей применяется только в отношении опре­деленных видов товаров (перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 16 августа 2000 года №599).

2 Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей Данная льгота применяется к временно ввезенным или вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта товаров из России. Так, в Федеральной программе развития экспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №123; в ред. от 24 августа 2002 года) в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных то­варопроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара.

Уплаченные ранее суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются и при использовании таможенных режимов переработки товаров на таможенной территории и вне таможенной территории Российской Федерации.

Дополнительными же, как уже упомянуто, являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Например, реимпорт представляет собой таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (ст.32 ТК РФ). Зачастую участнику внешнеэкономической деятельности при помещении товаров под этот режим предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в виде полного освобождения от их уплаты. Однако он может также воспользоваться и дополнительной льготой, которая заключается в возврате сумм вывозных таможенных пошлин и иных налогов, уплаченных таможенному органу задолго до заявления таможенного режима реимпорта (ст.34 ТК РФ). Аналогичная схема действует и при использовании таможенного режима реэкспорта товаров.

Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

Рекомендуемая литература;

1. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: ИН-ФРА-М-НОРМА, 1997.

2. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А.Н. Козырина. М.: Спарк, 1996.

3. Козырин А.Н. Комментарии к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М., 1997.

4. Бобков В. Б. Таможенное законодательство Российской Федерации: Сборник. М.: АО «Терминал А.Г.», 1993.

5. Борисов К.Г. Международное таможенное право. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1997.

6. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. СПб.: СПб. им. В. Б. Бобкова, филиал РТА, 1996.

9. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 1997.

10. Семенихин М.В. Таможенные льготы и современный этап развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации / Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник науч. трудов. Ч. 1. М.: РИО РТА, 1997.

11. Семьянинов А.Г., Крашенинников В.М., Наумов В.В. Налоги и таможенные платежи: Уч. пособие. М.: РИО ТРА, 1995.

12. Таможенный тариф Российской Федерации: Актуализированный по состоянию на 1 января 2002 года. М.: ГТК России, 2002.

Нормативно-правовые акты:

1. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 года №5221-1 (в ред. от 30 июня 2002 года) // Российская газета, 1993, 21 июля.

3. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2000 года №599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей» // Собрание законодательства РФ, 2000, №34. Ст.3478.

4. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года №856 «Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» // Российская газета, 1992, 19 ноября.

5. Приказ ГТК России от 19 апреля 1994 года №145 «Об информационном обеспечении анализа и контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей» (в ред. от 28 мая 1999 года).

6. Приказ ГТК России от 16 января 1997 года №17 «О нормативных актах ГТК России по вопросам предоставления таможенных льгот» (в ред. от 15 января 1998 года) // Закон, 1997, №9.

7. Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 года №814 «Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (в ред. от 30 сентября 2002 года) // Российская газета, 2000, 2 марта.

8. Приказ ГТК России от 30 ноября 1999 года №830 «О предоставлении тарифных преференций» (в ред. от 10 марта 2000 года) // Таможенный вестник, 2000, №8.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основания классификации таможенных льгот.

2. Существуют ли льготы в отношении проведения таможенного досмотра? Если да, то к кому они применяются?

3. Перечислите виды таможенных платежей.

4. От каких видов таможенных платежей освобождены консульские пред­ставительства при пересечении ими таможенной границы России?

5. Что служит основой для предоставления таможенно-тарифных льгот?

6. По каким основаниям товар может быть освобожден от уплаты акциза?

7. На какие виды товаров установлен налог на добавленную стоимость в размере 10%?

Тема 7. Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

Вопросы:

1. Понятие, характеристика и цели ведения таможенной статистики внешней торговли. Ее содержание и структура. Специальная таможенная статистика. Региональная статистика.

2. Характеристика Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по ее ведению.

Тарифные преференции — это освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) зону свободной торговли, либо освобождение от уплаты, снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей единой системы тарифных преференций.

При этом зона свободной торговли — это таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий.

Наряду с запретом на применение таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, в торговле товарами между Сторонами Договора о зоне свободной торговли в отдельных случаях применяются таможенные пошлины в отношении импорта и экспорта определенных видов товаров в государствах−участниках Содружества Независимых Государств.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 установлен перечень товаров в отношении которых предоставляются тарифные преференции (преференциальные товары).

Приложением № 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 установлен перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

Приложением № 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 установлен перечень наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

Условия и порядок применения единой системы тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС закреплены в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза».

Порядок восстановления тарифных преференций регламентируется Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 № 64 «Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций».

Условия предоставления тарифных преференций

Для товаров, происходящих из развивающихся стран Для товаров, происходящих из наименее развитых стран
страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся стран страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень наименее развитых стран
товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран товар включен в перечень преференциальных товаров
обеспечено выполнение требований, предусмотренных правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран обеспечено выполнение требований, предусмотренных правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран

Предоставление тарифных преференций

Для получения тарифных преференций должны быть соблюдены установленные условия.

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

Восстановление тарифных преференций

Тарифные преференции восстанавливаются в отношении ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС товаров, в отношении которых предусмотрено предоставление тарифных преференций, после их выпуска таможенным органом в следующих случаях:

  1. При декларировании товаров декларантом не заявлены тарифные преференции;
  2. При декларировании товаров декларантом заявлены тарифные преференции, но по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций, в результате чего их выпуск произведен таможенным органом без применения тарифных преференций;
  3. Выпуск товаров произведен таможенным органом с применением тарифных преференций, но по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций в отношении таких товаров, в результате чего в сведения, заявленные в декларации на товары, внесены соответствующие изменения (дополнения), связанные с неприменением тарифных преференций.

Тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении условий:

  • в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций;
  • в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом представлены внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

Примечания

  • Определение страны происхождения товаров для таможенных целей
  • Таможенный словарь:Страна происхождения товара

Ссылки

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8 (ред. от 29.04.2020) «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции»
  • «Перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130)
  • «Перечень наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» (приложение N 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130)

Рубрика: Экономический глоссарий Опубликовано 17.09.2013 · Комментарии: 0 · На чтение: 2 мин · Просмотры: Post Views: 1 200

Понятие «преференция» происходит от латинского слова предпочтение. Означает адресные льготы и преимущества конкретным организациям, компаниям и государствам.

На государственном уровне преференции могут быть предоставлены в одностороннем порядке или на взаимных условиях. Льготы могут быть выражены в виде снижения налогов, выгодных условий кредитования, освобождения от платежей. Очень распространена преференциальная льгота в форме скидок на таможенные пошлины.

В этом случае основная цель преференции – повышение эффективности реализации интересов государства (чаще всего со слабой экономикой), которому предоставляют преференции при ввозе товарной продукции. В российском законодательстве документ, регулирующий таможенные преференции – закон «О таможенном тарифе».

Формы и виды преференций

Льготы предоставляются в форме:

1.Полное освобождение от уплаты пошлины

2.Возврат ранее уплаченной пошлины

3.Квоты на льготный провоз товаров

Преференциальная зона – это форма межгосударственной интеграции с обоюдным снижением или полной отменой пошлин на-импортируемые товары для ряда государств.

Преференциальный режим – льготные условия в схеме ведения внешнеэкономических связей между двумя государствами.

Преференциальная пошлина – схема, при которой существует перечень стран, которые имеют право на ввоз в конкретную страну определённых строго оговорённых товаров по сниженным пошлинам, либо вообще без уплаты таможенных сборов.

Как мы знаем, по этим принципам в мире сложилось несколько таможенным союзов, в частности, наиболее крупнейший из них — Европейское сообщество, объединяющее 12 государств.

Преференциальные товары — государственными структурами определяется перечень ввозимых товаров со льготными таможенными пошлинами.

Сокращённые ставки по ввозимым товарам носят также названия «недискриминационных».
В конечном итоге, целью таможенных союзов является создание условий для свободного движения товаров, услуг и капитала.

В экономической практике встречается понятие преференциального голосования. Оно позволяет проводить выборы с использованием только одного тура и исключает возможность перебаллотировки. Схема чрезвычайно проста: в избирательном бюллетене необходимо указывать свои предпочтения (то есть, преференции), указав порядковый номер кандидата по принципу: кто наиболее достоин занять данную выборную должность отмечается цифрой 1, кто окажется на втором месте среди предложенных претендентов -2, и так далее расставляются цифры по всем предложенным кандидатурам.

В зависимости от сферы действия различают экспорт­ные, импортные и транзитные пошлины. Указанные пошли­ны применяются соответственно к экспортным, импортным и транзитным товарам. Наибольшее значение имеют, как отмечалось, импорт­ные пошлины. Сфера применения экспортных пошлин огра­ничена, а транзитные пошлины в настоящее время применяются крайне редко.

В зависимости от торгово-политического статуса и правовых оснований применения выделяют: автономные, договорные (конвенционные) и преференциальные пошлины.

Автономные пошлины — пошлины, которые ус­танавливаются государством независимо от каких-либо двусторонних или многосторонних между­народных соглашений, т. е. в одностороннем порядке.

Как правило, такие пошлины применяются при импор­те к товарам, происходящим из стран, с которыми данная страна не имеет торговых соглашений. Характер торгового режима в отношениях этих стран не определен. Поэтому та­кие пошлины наиболее высокие, т.е. наименее благоприят­ные для торгового партнера. Эти пошлины называют также генеральными.

Договорные (конвенционные) пошлины —пошли­ны, применяемые, как правило, при импорте к то­варам, происходящим из стран, с которыми дан­ная страна имеет соглашения о предоставлении друг другу того или иного режима при взаимной торговле, в основном РНБ.

Уровень конвенционных пошлин ниже, чем автономных, и благоприятствует торговым партнерам, к которым эти по­шлины применяются.

Преференциальные пошлины — наиболее низкие пошлины. Они специально применяются для созда­ния наиболее благоприятных условий для разви­тия торговли со странами, которые пользуются торговыми преференциями (преимуществами)- развивающимся странам

По способу взимания пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорные пошлины — это пошлины, размер которых исчисляется в процентах от стоимости товара.

Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимо­сти), а это не всегда удается сделать.

Специфические пошлины —это пошлины, размер которых устанавливается в денежных единицах за единицу измерения количества товара (например, за тонну, штуку и т.д.).

Специфические пошлины больше соответствуют массовым однородным товарам. Раньше они широко применялись в отношении сырьевых товаров.

Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохо­зяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как сред­ство пополнения государственного бюджета.

Комбинированные пошлины — это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорных и специ­фических пошлин.

Комбинированные пошлины устанавливаются в процен­тах от стоимости товара с указанием «не менее указанной суммы за единицу товара» или «плюс указанная сумма за единицу товара». Комбинированные пошлины могут действо­вать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов това­ра они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют более эф­фективно, чем специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных послед­ствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин.

Базой для взимания таможенных пошлин служит таможенная стоимость товара. От ее определения зависит величина и правильность начисления пошлин и прочих таможенных платежей.

Для расчета таможенной стоимости Закон предусматриваетследующие методы определения тамо­женной стоимости товара:

1. Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной сто­имостью считается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ. К ней добавляются следующие элементы (если они не были включены в цену ранее по условиям контракта):

• расходы по доставке товара до места ввоза на территорию России (фрахт, страховка, расходы по погрузке и выгрузке);

• расходы покупателя (например, на упаковку);

• часть стоимости тех товаров (сырья, оборудования), которые были бесплатно или по сниженным ценам предоставлены импортером для производства или продажи ввозимых им товаров;

• платежи за использование объектов интеллектуальной собственнос­ти, которые импортер должен осуществить по условиям договора;

• прямой или косвенный доход экспортера от дальнейших перепро­даж товара в России.

2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами. Таможенной стоимостью считается цена сделки с товарами, одинаковыми с ввозимыми (по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, произ­водителю и стране происхождения товаров), которые были ввезены в Рос­сию не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. При выяснении нескольких цен сделки выбирается наименьшая.

3. Метод оценки по цене сделки с однородными товарами. Порядок оп­ределения таможенной стоимости аналогичен используемому в предыду­щем методе, но выбираемые в качестве базы товары должны иметь сход­ные характеристики с оцениваемыми и могут происходить от разных про­изводителей.

4. Метод оценки на основе вычитания стоимости. От цены продажи иден­тичных или однородных товаров на территории России отнимаются: ко­миссионные вознаграждения, обычные надбавки на прибыль и общие расходы по продаже, транспортные и страховые расходы, понесенные внутри РФ, а также суммы ввозных таможенных платежей.

5. Метод оценки на основе сложения стоимости. Таможенная стоимость складывается из средних производственных издержек экспортера, общих затрат, связанных с продажей товаров в РФ из страны экспортера, и при­были, обычно получаемой экспортером от поставки товаров.

6. Резервный метод. Таможенная стоимость ввозимых товаров опреде­ляется с учетом мировой таможенной практики на основе предоставляе­мой таможенным органом информации о ценах.

Основным методом определения таможенной стоимости явля­ется метод по цене сделки с ввозимыми товарами

Декларант самостоятельно выбирает метод расчета таможенной стоимо­сти в зависимости от условий использования каждого метода и несет ответ­ственность за правильность выбора метода и достоверность указываемой информации. (Таможенная стоимость отражается в бланках декларации та­моженной стоимости (ДТС), заполняемых в трех экземплярах. Форма ДТС-1 используется при определении таможенной стои­мости по первому методу, форма ДТС-2 — для второго—шестого методов.)

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *