Тарифный разряд по етс

Единая тарифная сетка

Единая тарифная сетка РФ — система разрядов, служащая для определения правильных соотношений между оплатой труда и квалификационным уровнем работы работников бюджетной сферы. ЕТС содержит в себе 18 разрядов и, таким образом, делит все виды работ, выполняемых в организациях, на 18 «видов», зависящих от сложности и квалификации. В ЕТС не входят должности высших государственных служащих (министры, зам. министров). ЕТС введена Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда бюджетной сферы на основе Единой Тарифной Сетки».

«Единой» ЕТС также не является, так как заработная плата реально зависит от места работы (напр., работники районной администрации и системы образования с одинаковыми тарифными разрядами могут получать в 2-3 раза различающуюся заработную плату). В некоторых случаях различные надбавки («за выслугу лет», «за напряжённость труда», «за работу с секретными материалами») в десять и более раз превышают тарифные ставки, установленные ЕТС. С 2000 года коэффициенты между 1 и 18 разрядом сократили с 10,07 до 4,5.

Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1-2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя.

ETC в России для работников бюджетной сферы

1992

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 ноября 1992 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 900
2 1,3 1170
3 1,69 1521
4 1,91 1719
5 2,16 1944
6 2,44 2196
7 2,76 2484
8 3,12 2808
9 3,53 3177
10 3,99 3591
11 4,51 4059
12 5,10 4590
13 5,76 5184
14 6,51 5859
15 7,36 6624
16 8,17 7353
17 9,07 8163
18 10,07 9063

1993

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 января 1993 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 2250
2 1,3 2925
3 1,69 3802
4 1,91 4298
5 2,16 4860
6 2,44 5490
7 2,76 6210
8 3,12 7020
9 3,53 7943
10 3,99 8978
11 4,51 10148
12 5,10 11475
14 6,51 14648
15 7,36 16560
16 8,17 18383
17 9,07 20408
18 10,07 22658

1995

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 августа 1995 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 55 000
2 1,3 71 500
3 1,69 92 950
4 1,91 105 050
5 2,16 118 800
6 2,44 134 200
7 2,76 151 800
8 3,12 171 600
9 3,53 267 927
10 3,99 302 841
11 4,51 342 309
12 5,10 387 090
13 5,76 316 800
14 6,51 358 050
15 7,36 404 800
16 8,17 449 350
17 9,07 498 850
18 10,07 553 850

1996

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 апреля 1996 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 75 900
2 1,3 98 670
3 1,69 128 271
4 1,91 144 696
5 2,16 163 944
6 2,44 185 196
7 2,76 209 484
8 3,12 236 808
9 3,53 267 927
10 3,99 302 841
11 4,51 342 309
12 5,10 387 090
13 5,76 437 184
14 6,51 494 109
15 7,36 558 624
16 8,17 620 103
17 9,07 688 413
18 10,07 764 313

1997

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 января 1997 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 83 490
2 1,3 108 420
3 1,69 141 100
4 1,91 159 470
5 2,16 180 340
6 2,44 203 720
7 2,76 230 430
8 3,12 260 490
9 3,53 294 720
10 3,99 333 130
11 4,51 376 540
12 5,10 425 800
13 5,76 480 900
14 6,51 543 520
15 7,36 614 470
16 8,17 682 110
17 9,07 757 250
18 10,07 840 740

1998

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 января 1998 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 83,49
2 1,3 108,42
3 1,69 141,10
4 1,91 159,47
5 2,16 180,34
6 2,44 203,72
7 2,76 230,43
8 3,12 260,49
9 3,53 294,72
10 3,99 333,13
11 4,51 376,54
12 5,10 425,80
13 5,76 480,90
14 6,51 543,52
15 7,36 614,47
16 8,17 682,11
17 9,07 757,25
18 10,07 840,74

2000

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 июля 2000 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 132
2 1,11 146,52
3 1,23 162,36
4 1,36 179,52
5 1,51 199,32
6 1,67 220,44
7 1,84 242,88
8 2,02 266,64
9 2,22 293,04
10 2,44 322,08
11 2,68 353,76
12 2,89 381,48
13 3,12 411,84
14 3,36 443,52
15 3,62 477,84
16 3,9 514,8
17 4,2 554,4
18 4,5 594

2001 январь

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 января 2001 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 200
2 1,11 222
3 1,23 246
4 1,36 272
5 1,51 302
6 1,67 322
7 1,84 368
8 2,02 404
9 2,22 444
10 2,44 488
11 2,68 536
12 2,89 578
13 3,12 624
14 3,36 672
15 3,62 724
16 3,9 780
17 4,2 840
18 4,5 900

2001 июль

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 июля 2001 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 300
2 1,11 333
3 1,23 369
4 1,36 408
5 1,51 453
6 1,67 501
7 1,84 552
8 2,02 606
9 2,22 666
10 2,44 732
11 2,68 804
12 2,89 867
13 3,12 936
14 3,36 1008
15 3,62 1086
16 3,9 1170
17 4,2 1260
18 4,5 1350

2002

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 мая 2002 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 450
2 1,11 500
3 1,23 555
4 1,36 610
5 1,51 680
6 1,67 750
7 1,84 830
8 2,02 910
9 2,22 1000
10 2,44 1100
11 2,68 1205
12 2,89 1300
13 3,12 1405
14 3,36 1510
15 3,62 1630
16 3,9 1755
17 4,2 1890
18 4,5 2025

2003

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 октября 2003 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 600
2 1,11 666
3 1,23 738
4 1,36 816
5 1,51 906
6 1,67 1002
7 1,84 1104
8 2,02 1212
9 2,22 1322
10 2,44 1464
11 2,68 1608
12 2,89 1734
13 3,12 1872
14 3,36 2016
15 3,62 2172
16 3,9 2340
17 4,2 2520
18 4,5 2700

2005 январь

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 января 2005 г.
Утверждена постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. No902

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 720
2 1,11 804
3 1,23 888
4 1,36 984
5 1,51 1092
6 1,67 1212
7 1,84 1332
8 2,02 1464
9 2,22 1608
10 2,44 1764
11 2,68 1932
12 2,89 2088
13 3,12 2256
14 3,36 2424
15 3,62 2616
16 3,9 2808
17 4,2 3024
18 4,5 3240

2005 сентябрь

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 сентября 2005 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 800
2 1,11 888
3 1,23 984
4 1,36 1088
5 1,51 1208
6 1,67 1336
7 1,84 1472
8 2,02 1616
9 2,22 1776
10 2,44 1952
11 2,68 2144
12 2,89 2312
13 3,12 2496
14 3,36 2688
15 3,62 2896
16 3,9 3120
17 4,2 3360
18 4,5 3600

2006

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с 1 октября 2006 г.
Утверждена постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. No590

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 1221
2 1,04 1270
3 1,09 1331
4 1,142 1394
5 1,268 1548
6 1,407 1718
7 1,546 1888
8 1,699 2074
9 1,866 2278
10 2,047 2499
11 2,242 2737
12 2,423 2958
13 2,618 3197
14 2,813 3435
15 3,036 3707
16 3,259 3979
17 3,51 4286
18 4,5 5495

2007

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с сентября 2007 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 2300
2 1,04 2392
3 1,09 2507
4 1,142 2627
5 1,268 2916
6 1,407 3236
7 1,546 3556
8 1,699 3908
9 1,866 4292
10 2,047 4708
11 2,242 5157
12 2,423 5573
13 2,618 6021
14 2,813 6470
15 3,036 6983
16 3,259 7496
17 3,51 8073
18 4,5 10350

2008

C 1 декабря 2008 г. ЕТС должна была перестать действовать для бюджетных организаций федерального уровня, однако действие её продлено до 1 января 2010 года (например таких, как государственные вузы, федеральные медицинские учреждения и учреждения культуры).

Для организаций, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней (регионального и муниципального), действует прежний расчёт заработной платы на основе ЕТС.

Для федеральных бюджетных организаций применяются НСОТ — новые системы оплаты труда; они разрабатываются учреждениями самостоятельно с учётом рекомендаций, разработанных и утверждённых соответствующими постановлениями Правительства РФ.

2009

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов регионального и муниципального уровней с 1 января 2009 г.

Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 4330
2 1,04 4503
3 1,09 4720
4 1,142 4945
5 1,268 5490
6 1,407 6092
7 1,546 6694
8 1,699 7357
9 1,866 8080
10 2,047 8864
11 2,242 9708
12 2,423 10492
13 2,618 11336
14 2,813 12180
15 3,036 13146
16 3,259 14112
17 3,51 15198
18 4,5 19485

2011

С 1 июня 2011 года в Российской Федерации повсеместно Единая Тарифная Сетка отменена. Во всех организациях бюджетной сферы РФ зарплата выплачивается по НСОТ. Оценка уровня квалификации персонала производится по правилам отраслевых систем сертификации. Например, в сфере искусства по правилам Единой системы оценки творческих работников.

Категории и должности работников

Рабочие профессии оптимальны для 1-4 разрядов; Технические исполнители оптимальны для 2-4 разрядов; Инженерные работники (Управленцы среднего звена) оптимальны для 6-13 разрядов; Высшие структуры власти оптимальны для 14-18 разрядов. Удобно когда подчинённые знают, что от них потребует начальство (с более высокими разрядами и отличающимся свойством работы), то есть когда работы регламентированы; Различные по величине диапазоны разрядов объединённые одним свойством могут накладываться друг на друга, что говорит о нерегламентированности работ, так как люди находящиеся в одном диапазоне разрядов должны понимать (знать мотивацию), что от них хотят люди из другого диапазона разрядов и это позволяет выполнение наложения диапазонов разрядов (знать азы, вводные своих руководителей и подчинённых). Возможно, что знания разрядов будут получаться не при последовательном повышении разрядов, а выборочно, тогда средний разряд на котором следует считать средние знания обучаемого, которыми он пользуется без справочников пользуясь только своим умом, — это среднее арифметическое из суммы номиналов разрядов, которые изучил ученик.

I. Технические исполнители

Технические исполнители Диапазон разрядов
Уборщик 1-5
Дворник 1-5
Дежурный бюро пропусков 1-5
Копировщик 1-5
Нарядчик 1-5
Табельщик 1-5
Учётчик 2-5
Экспедитор 2-5
Подсобный рабочий, Младший оператор ЭВМ 2
Агент 3-5
Делопроизводитель 3-5
Секретарь 3-5
Чертёжник 3-5
Рабочий, Оператор ЭВМ 3
Разнорабочий, Старший оператор ЭВМ 4
Кассир 3-4
Экспедитор по перевозке грузов 3-4
Инкассатор 4-5
Стенографистка 4-5
Статистик, Мерщик 5
II. Специалисты

Технические исполнители Диапазон разрядов
Диспетчер, Критик 5
Инспектор 5
Лаборант 5
Техники всех специальностей и наименований 2-4
Курьер 8
Бухгалтер 6-11
ИТР, специалист 6-11
Переводчик 6-11
Психолог 6-11
Редактор 6-11
Товаровед 6-11
Художник 6-11
Экономист 6-11
Архитектор 6-13
Конструктор 6-13
Математик 6-13
Программист 6-13
Технолог 6-13
Дизайнер 6-13
Электроник 6-13

Тарифная сетка по разрядам на 2019 год

Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие коэффициенты устанавливаются на государственном уровне (отраслевыми соглашениями, региональными постановлениями). Коммерческая организация может разработать свою тарифную сетку самостоятельно, с учетом коллективного, профсоюзного мнения. Важно только учесть, что ставка низшего разряда не может быть ниже МРОТ, в 2019 году его размер составил 11 280 рублей.

Региональные МРОТ могут быть выше федеральных (в Санкт-Петербурге минимальный МРОТ с 01.01.2019 — 18 000 рублей, в Москве с 01.10.2018 — 18 781), и руководители предприятий должны ориентироваться именно на показатели своих регионов.

Единая тарифная система, как государственный инструмент управления доходами граждан, отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583). В ней также определена система повышающих коэффициентов (за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и так далее), но она действует в течение одного календарного года, а в следующем году может быть пересмотрена.

Однако аналоги единой тарифной оплаты встречаются в больших коммерческих компаниях и производствах, которые разрабатывают тарифную систему самостоятельно и рассматривают ее как гибкий управленческий механизм, позволяющий оперативно и точно решать кадровые задачи, такие как подбор и расстановка рабочих, аттестация, обучение, развитие и мотивация персонала.

Тарифная сетка в коммерческом секторе

В случае если создать тарифные коэффициенты единой тарифной сетки 2019 самим трудно, можно «позаимствовать» образцы в отраслевых соглашениях на период до 2019 года — документах, созданных объединениями профильных работодателей и прошедших согласование в соответствующих профсоюзах.

Рекомендуем изучить Отраслевое соглашение работников наземного городского электротранспорта: в нем учтены все особенности оплаты труда работников, а также приведена тарифная сетка.

Для работников транспорта установлены 13 уровней квалификации; тарифный разряд водителя трамвая и троллейбуса — 6-ой или 7-ой (зависит от длины состава); наивысший коэффициент для 13-го разряда — 4,13, однако предусмотрена вилка (от 3,90 до 4,13). Кстати, таким образом выполняется и Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 о том, что средний заработок руководителя может быть не выше, чем восьмикратный средний заработок работников (актуально для государственных и муниципальных учреждений).

Пример, как коэффициент превращается в зарплату

Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге.

Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63–2,06.

МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000.

Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340–37 080 (без учета надбавок и компенсаций).

Тарифная сетка для бюджетников

Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.

Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее.

Далее идет тарифный профессиональный коэффициент. Цель применения — использовать как своего рода надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).

Пример тарифной системы для образовательного учреждения.

Должность

Базовая единица, руб.

Тарифный профессиональный коэффициент

Базовый оклад, руб.

Директор

10 000

3,0

30 000

Заместитель директора

10 000

2,7

27 000

Главный бухгалтер

10 000

2,5

25 000

Учитель

10 000

2,2

22 000

Педагог-библиотекарь

10 000

1,8

18 000

Завхоз

10 000

1,5

15 000

Рабочие

10 000

1,128

11 280

Далее к базовому окладу применяется следующая зависимость — наличие квалификации. Отраслевым положением может быть установлен надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент. Соответственно, если работник не подтвердил свой уровень квалификации, то и надбавки данной категории ему не положено.

Но может применяться и сложная форма. Например, когда работники одной должности могут получить несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.

Уровень квалификации

Базовый оклад, руб.

Размер коэффициента

Должностной оклад, руб.

Ученая степень

22 000

1,8

39 600

Наличие наград, орденов, присвоение звания «заслуженный» и аналогичные события

22 000

1,7

37 400

Высшая степень

22 000

1,6

35 200

Первая степень

22 000

1,5

33 000

Вторая степень

22 000

1,3

28 600

Третья степень

22 000

1,15

25 300

Дополнительно к базовому окладу могут применяться и иные виды надбавок. Например, стажевой коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие факторы, определяющие род деятельности работника.

Тарифная ставка первого разряда

41 рубль Установлена: с 01.09.2019.

Тарифная ставка первого разряда – базовая величина, являющаяся основанием установления величины заработной платы для работников, согласно присвоенным им разрядам.

Каждой определенной профессии и квалификации в Единой тарифной сетке, являющейся нормативным документом, поставлен в соответствие определенный разряд. Разряд определяет величину коэффициента, которая в совокупности с тарифной ставкой первого разряда сформирует абсолютное значение размера оклада конкретного работника.

С 1 января 2017 года тарифная ставка выросла до 31 рубля. Постановлениеи Министерства труда и социальной защиты от 11 января 2017 года №2 в Беларуси установлены новые размеры ежемесячных дифференцированных доплат к заработной плате работников бюджетных организаций. Размеры доплат: с 1-го до 6-го разряда – Br8,60; с 6-го до 10-го разряда – Br8; с 10-го до 12-го разряда – Br7,50; с 12-го до 13-го разряда – Br7; с 13-го до 14-го разряда – Br6,50; по 14-му разряду – Br5,70.

Постановлением Совета Министров от 7 февраля 2017 года №100 предусмотрено введение в Беларуси повышающего коэффициенты к тарифной ставке с целью повышения зарплаты работников бюджетных сферы.

С 1 сентября 2017 года тарифная ставка повышается с 31 до 33 рублей. Для расчета заработной платы бюджетников ставка первого разряда повышена на 6,5%. Однако размеры корректирующих коэффициентов, ежемесячных дифференцированных доплат останутся прежними.

по данным сайта «Моя Зарплата в Беларуси»

В 2018 году тарифная ставка повышалась дважды с 1 января – на 1 рубль и 1 октября – на 1,5 рубля. Ставка для расчета заработной платы бюджетников составит 35,5 рублей.

Решение об изменении тарифной ставки закреплено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2019 г. № 214. Документ вступает в силу с 1 мая 2019 г. Ставка составит 36,4 рублей. С 1 сентября 2019 года ставка выросла 12,6% до 41 рубля.

Очередное повышение тарифной ставки запланировано в текущем году. Однако, точных дат неизвестно. Вопрос дальнейшего повышения ставки будет рассматриваться исходя из финансовых возможностей страны.

Размер тарифной ставки первого разряда

Дата изменения

бел.руб.
01.09.2019 41
01.05.2019 36,4
01.10.2018 35,5
01.03.2018 34
01.09.2017 33
01.01.2017 31
01.07.2016 29,8
01.04.2016 298000
01.01.2016 295000
01.03.2015 292000
01.02.2015 277000
01.05.2014 275000
01.04.2014 262000
01.09.2013 260000
01.04.2013 250000
01.01.2013 240000
01.09.2012 225000
01.05.2012 210000
01.01.2012 200000
01.10.2011 151000
01.11.2010 118000
01.06.2010 90000
01.01.2010 81000
01.12.2008 77000
01.11.2008 91000
01.04.2008 73000

* с учетом деноминации

Тарифная ставка первого разряда в организации устанавливается нанимателем и подлежит согласованию с профсоюзом. В случае, если организация является бюджетной либо привлекает государственные дотации, для нее действует данная величина, устанавливаемая на правительственном уровне.

Законодательство обязывает организации руководствоваться республиканскими тарифами при формировании размеров заработных плат. Данный механизм обеспечивает минимальный гарантированный доход работникам определенной квалификации, то есть является механизмом социальной защиты.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Особенности оформления документов

В соответствии с производственно – техническим назначением в обучении рабочих можно выделить:

  • первоначальную профессиональную подготовку работников, которые приняты на предприятие, но не имеют соответствующего образования;
  • переподготовка (переобучение) сотрудников (возможность получить новые знания в сфере, в которой у них нет соответствующего образования, но они могут там работать, так как освободилось место; лицам, которые желают поменять профессию через такую потребностью на производстве);
  • повышение квалификационного уровня (прохождение специальных курсов, основная цель которых – совершенствование профессиональных, экономических знаний, навыков и умений, поднятие по проф. лестнице).

Квалификационная комиссия

Присвоение разрядов рабочим присваивается в соответствии с пунктами 10 – 21 Общих положений Единого тарифно – квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства

Повышение разряда или его присвоение рабочему (класса, категории) полагается на квалификационную комиссию, которая создается по приказу работодателя. Главой такой комиссии лицо назначенное работодателем. Относительно состава комиссии, она может состоять из:

  • начальник, либо представитель отдела труда;
  • сотрудник, который занимается обучением рабочих на производстве;
  • инженер по охране труда;
  • руководитель того отдела, чей сотрудник должен пройти комиссию.

В определенных ситуациях в состав комиссии могут входить высококвалифицированные специалисты их схожих организаций, представители профсоюза,

Если предприятие небольшое и создать комиссию невозможно, присвоить разряд рабочему может квалификационная комиссия, создаваемая учебным заведением соответствующего профиля.

Нормы регламентирующие работу квалификационной комиссии могут быть выделены в отдельный акт или быть самостоятельной частью документа. В содержательной части положения будет находиться следующая информация:

  • количество человек в составе комиссии;
  • полномочия;
  • подготовка и порядок проведения экзаменов;
  • решения, которые были приняты после проведения аттестации.

При проведении профессиональной подготовки на базе предприятия, специалисты, которые занимаются данным вопросом, обеспечивают условия для проведения экзаменов.

Проведение квалификационных экзаменов

То насколько специалист соответствует занимаемой должности проверяется квалификационными экзаменами. Сдавать их необходимо независимо от того, в какой именно форме происходило обучение.

Чтобы иметь право участвовать в сдаче квалификационных экзаменов сотрудник должен пройти весь производственный и теоретический курс обучения.

Зачастую такого рода экзамены на предприятии проходят раз в полгода либо же раз в году, в соответствии с графиком. В этот период сотрудники, которые желают повысить разряд по своей специальности, должны подавать соответствующие заявления секретарю.

Рабочий, который желает повысить разряд, или же которому присваивается квалификационный разряд должен в устной форме ответить на задания из раздела «Должен знать», и самостоятельно выполнить некоторые виды работ, которые указаны в разделах: «Примеры работ», «Характеристики работ». Также члены квалификационной комиссии будут учитывать результаты прохождения курсов повышения квалификации специалиста.

Работнику необходимо ответить на вопросы, касающиеся требований и общего уровня проф знаний, например, он должен точно знать собственные обязанности, инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, нормы и правила по охране труда, правила использования средств индивидуальной защиты, производственную санитарию и противопожарную безопасность, требования по рационализации организации труда на рабочем месте, требования, которые предъявляются к качеству выполняемых работ.

Работник, которому присваивается более высокий квалификационный уровень, кроме работ, предусмотренных его тарифно – квалификационной характеристикой должен уметь выполнять работы, предусмотренные более низкими тарифно – квалификационными характеристиками, и руководить работниками низжих разрядов данной специальности.

Перед проведением экзаменов начальник цеха/мастер предоставляет претендентам наряд – документ, который будет устанавливать задание на выполнение работ, а также содержать перечень, временные рамки на их выполнение. Как пробные работы могут быть выбраны:

  • те, которые характерны для предприятия;
  • соответствующие определенным стандартам (нормам выработки, уровню квалификации организации);
  • не превышающие по времени одну смену и т. д.

Перед тем как приступить к выполнению задания мастер обязан разъяснить условия и порядок выполнения задания. Далее в наряде указывается время начала выполнения работ, и время окончания.

Задания рабочему подаются соответственно с квалификационными требованиями, которые описаны в ЕТ КС (в разделе «Примеры работ»). Если по ЕТ КС предусмотрено выполнение нескольких видов работ в рамках одной специальности, проба проводиться по той, которую выбирает сам работник.

После проведения устной проверки знаний сотрудника, комиссия:

  • определяет уровень сложности конкретные условия труда работника;
  • оценивает профессиональную подготовленность претендента, опираясь на тарифно – квалификационные требования по определенному квалификационному разряду;
  • оценивает насколько качественно была выполнена работа;
  • определяет какую долю участия взял на себя работник выполняя задание, поставленное перед структурным подразделением;
  • оценивает личностные характеристики претендента.

Экзамен считается несданным, если:

  • работником не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;
  • работник не показал соответствующих знаний и навыков, необходимых для квалификационного уровня;
  • по вине экзаменуемого был допущен брак;
  • имеются нарушения к требованиям безопасности труда или вовсе отсутствуют знания о них.

Работник, который получил «неудовлетворительно», может получить дополнительные сроки на производственное обучение, по прошествую которого, будет решен вопрос о повторном допуске к сдаче экзамена.

По результата оценок и представленным документам по экзамену может быть принято одно из решений:

  • о том, что работник не соответствует тарифно – квалификационным характеристикам заявленного разряда. Решение принимается путем открытого голосования. Если количество голосов за и против одинаково, принимается решение в пользу работника;
  • о соответствии квалификации сотрудника заявленному квалификационному разряду и присвоение данного квалификационного разряда.

Окончательное решение комиссией принимается в присутствии работника и оглашается непосредственно после голосования.

Тарифный (квалификационной) разряд – это показатель, характеризующий сложность выполняемой работы и степень квалификации рабочего.

Тарифный разряд является одним из основных элементов тарифной сетки.

Тарифный разряд в бюджетных учреждениях

Для бюджетных учреждений порядок определения тарифного разряда служащих иной. В этом случае тарифный разряд зависит от результатов проведения аттестации.

При этом при тарификации работ и присвоении разрядов учитываются данные «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» (ЕКС). В ЕКС перечислены квалификационные характеристики должностей руководства, специалистов и служащих бюджетных учреждений. Для каждой должности указаны выполняемые должностные обязанности и требования, которые предъявляются к уровню знаний и квалификации.

Таким образом, для определения уровня квалификации (разряда) для каждой штатной единицы необходимо выбрать по справочнику те должности, которые соответствуют перечисленным в штатном расписании бюджетной организации, и изучить должностные обязанности и требования к этим должностям.

>Кто определяет уровень квалификации

В данном процессе должен участвовать собственник предприятия, а также представитель профсоюзной организации работников.

Как определить разряд рабочего

Если работник в первый раз устраивается на работу и у него есть документ о полученном образовании, подтверждающий уровень теоретической и профессиональной подготовки рабочего, то в этом случае тарифный разряд такому сотруднику присваивается на основании этого документа об образовании. Так как разряд, указанный в документе о полученном образовании, уже подтвержден государственной квалификационной комиссией образовательного учреждения и результатами квалификационных экзаменов, то присвоенный разряд следует проставить в кадровых документах о приеме на работу (такими документами являются: приказ о приеме на работу, трудовой договор, трудовая книжка, личная карточка работника).

Если сотрудник в первый раз устраивается на работу, но у работника нет документа о полученном образовании, то в этом случае такому рабочему присваивается низший разряд. Это может быть 1-й или 2-й разряд.

Чтобы выбрать соответствующий разряд следует:

  • в Единым тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), выбрать отрасль, выпуск ЕТКС, профессию, характеристики работ 1-го и 2-го разряда;

  • сравнить эту информацию с работой, которая будет поручена этому работнику;

  • присвоить разряд -1-й или 2-ой;

  • проставить тарифный разряд в кадровых документах о приеме на работу.

В дальнейшем процедура повышения разряда рабочему и соответственно привлечение сотрудника к выполнению более сложной работы будет уже производиться в процессе трудовой деятельности этого работника.

Если возникает необходимость определить разряд рабочего без документа об образовании, но при наличии стажа работы по данной профессии, то в этом случае следует изучить запись в трудовой книжке работника с предыдущего места работы. При приеме на работу разряд такому рабочему присваивается на основании этой записи в трудовой книжке работника.

>Повышение тарифного разряда рабочему

Тарифный разряд рабочего в процессе его трудовой деятельности можно повысить.

Повышение разряда в этом случае осуществляется квалификационной комиссией, которая создается на основании приказа руководителя предприятия.

В комиссию обычно входят начальники цеха или участка, сотрудники отдела производственного обучения, работники отдела кадров, специалисты отдела оплаты труда. По результатам проверки знаний и умений рабочего, квалификационной комиссией принимается решение: присвоить или не присвоить новый разряд.

Алгоритм повышения тарифного разряда рабочему

Чтобы повысить тарифный разряд рабочему, надо предпринять следующие шаги:

1. Получить от рабочего заявление, подписанное руководителем подразделения (мастером, начальником участка, цеха и т.д.);

2. Получить от руководителя участка, цеха представление или характеристику на этого рабочего.

3.Сообщить комиссии о необходимости провести квалификационный экзамен.

Во время проведения экзамена рабочий должен правильно ответить на теоретические вопросы, которые прописаны в разделах единого тарифно — квалификационного справочника «характеристика работы» и «должен знать» того разряда, на который этот работник претендует. Во время практической части экзамена рабочий должен выполнить пробные работы, которые соответствуют уровню объявленной квалификации.

4. Сообщить решение комиссии работнику сразу же после голосования.

5.Составить протокол комиссии, в котором указывается оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и прописан результат решения комиссии. Протокол комиссии подписывается членами комиссии и хранится вместе с заявлением работника в его личном деле.

6. При положительном решении комиссии присвоить на основании протокола работнику новый разряд и сделать об этом соответствующую запись в трудовую книжку и личную карточку работника.

7. Оформить соответствующие изменения в кадровых документах по оплате труда.

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Жуков Анатолий Лаврентьевич
Тема: Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

В первой части статьи рассматривались элементы тарифной системы, назывались критерии установления минимальной тарифной ставки в организации. Сегодня мы продолжаем разговор о том, как на практике используются различные модели построения тарифных систем для дифференциации тарифных ставок и окладов.

Дифференциация тарифных ставок и окладов

Установление тарифных ставок и окладов по категориям персонала, выполняющего работу различной сложности, осуществляется либо на основе единой тарифной сетки (ЕТС) для всех работников, либо с помощью тарифных сеток рабочих и схем должностных окладов руководителей, специалистов и служащих.

Кстати сказать

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что тарифная сетка широко используется для дифференциации тарифных ставок и окладов работников организаций. Дифференциация заработной платы на основе единой 17-разрядной ТС (табл. 1) осуществлялась в СССР в годы новой экономической политики (НЭП)

с 1921 г. до середины 30-х годов. Примечательно, что в 17-разрядной ТС натуральный пай дифференцировался незначительно (в 1,8 раза), а денежный – до 20 раз. Общий же диапазон ТС при суммировании натурального и денежного паев составлял 7,87 раза (354 : 45).

Таблица 1

Тарифная сетка по распределению натуральных и денежных паев в России (СССР) в годы НЭПа

Обратите внимание!

Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов

Тарифная сетка (ТС) – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов (ст. 143 ТК РФ).

Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки 1-го разряда.

Диапазон тарифной сетки определяется соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов.

Преимущество ТС заключается в том, что она позволяет обеспечить и наглядность, и обоснованность при установлении уровня и соотношений тарифных ставок и окладов по всем профессионально-квалификационным группам работников в зависимости от сложности труда, его интенсивности и ответственности, а также изменяющегося спроса и предложения на рынке труда. Использование ТС облегчает внесение изменений в тарифную систему при учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или при согласовании с ним.

В постсоветский период ЕТС получила распространение на многих предприятиях рыночного сектора после того, как она была введена в бюджетной сфере постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки».

В настоящее время организации внебюджетной сферы используют самые различные подходы к построению своих тарифных сеток. Некоторые организации применяют ТС с небольшим диапазоном.

Например, в одном из акционерных обществ по производству инструмента установлен диапазон 18-разрядной тарифной сетки в размере 1 : 5,8.

В другой крупной компании диапазон ТС для всех категорий персонала составляет 1 : 5,3. Но есть и примеры построения ТС с диапазоном 15–20 и более раз.

В таблице 2 приведен пример ТС одного из крупных акционерных обществ.

Таблица 2

Тарифная сетка АО

Для оплаты труда работников организаций бюджетной сферы с 1 декабря 2001 г. до 1 мая 2006 г. применялась 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1 : 4,5 (табл. 3).

При построении единой тарифной сетки в бюджетной сфере был использован регрессивный подход, при котором рост тарифных коэффициентов с 1-го по 6-й разряды составил 11 %, с 7-го по 11-й разряды – 10 % и с 12-го по 18-й разряды – 8 %.

Таблица 3

Тарифные коэффициенты единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Таблица 4

Тарифные сетки по оплате труда работников организаций (варианты)

Таблица 5

Единая тарифная сетка акционерного общества

Институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России рекомендует пять вариантов 17-разрядной ТС с диапазонами 1 : 3,42; 1 : 5,11; 1 : 5,35; 1 : 6,24; 1 : 6,45 (табл. 4). При этом рост тарифных коэффициентов предусмотрен в одной ТС на 8 %, в другой – на 11 %, в остальных применяется регрессивная шкала.

По-иному решили вопрос дифференциации тарифных ставок работникам, имеющим один и тот же разряд, в одной из крупных акционерных компаний, использовавшей 21-разрядную единую тарифную сетку в 2006 г. (табл. 5). В пределах вилки по каждому из разрядов устанавливается тарифная ставка (оклад) в зависимости от квалификации, напряженности труда и других факторов. Кроме того, тарифные ставки (оклады) дифференцируются на три категории (I-III) с учетом значимости того или иного производства.

Заслуживает внимания отраслевая единая ТС по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог (табл. 7). Ее отличительной особенностью является установление различных тарифных коэффициентов по одним и тем же разрядам работникам, занимающим различные должности, а применительно к специалистам и руководителям коэффициенты дополнительно дифференцируются с учетом структурных подразделений.

В частности, по одному и тому же 8-му разряду установлены следующие тарифные коэффициенты: рабочим – 2,55; рабочим, связанным с движением поездов и ремонтом подвижного состава, – 3,07; служащим – 3,20; специалистам обособленных структурных подразделений – 3,33; специалистам отделений железных дорог – 3,49; специалистам управлений железных дорог – 3,67; руководителям обособленных структурных подразделений – 3,85; руководителям отделений железных дорог – 4,04; руководителям управлений железных дорог – 4,24.

Многие организации сохранили традиционные тарифные сетки рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, в необходимых случаях их модернизировали с учетом фактических различий в сложности труда и меняющейся экономической ситуации.

Например, в управлении механизации одного из акционерных обществ для рабочих в коллективном договоре была установлена 6-разрядная тарифная сетка с увеличением темпов роста относительных тарифных коэффициентов и диапазоном 1 : 1,78 (табл. 6).

Таблица 6

Тарифная сетка рабочих управления механизации АО

Таблица 7

Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог

Крупная металлургическая компания для дифференциации тарифных ставок рабочих использует 8-разрядную тарифную сетку с диапазоном 1 : 3,09 (табл. 8). Данная тарифная сетка отличается тем, что в ней предусмотрена вилка тарифных ставок по каждому разряду: по 1-му – 5 %, по 2–8-му – от 6 до 9 %.

Таблица 8

Восьмиразрядная тарифная сетка

Схема должностных окладов

Когда в организациях устанавливается тарифная сетка рабочих, то для руководителей, специалистов и служащих чаще всего на практике применяется схема должностных окладов. В дореформенное время схемами должностных окладов руководителей, специалистов и служащих предусматривались для каждой из групп должностей минимальные и максимальные оклады. В пределах этой вилки устанавливался конкретный оклад каждому служащему с учетом квалификации, навыков работы, деловых качеств. В настоящее время в одних организациях сохранили вилки окладов для руководителей, специалистов и служащих, в других устанавливают фиксированные оклады.

При дифференциации должностных окладов уровень квалификации, например, специалистов может оцениваться следующими квалификационными категориями:

    специалист (начальная ступень квалификации); специалист 3-й категории; специалист 2-й категории; специалист 1-й категории; ведущий специалист.

Начальная ступень квалификации устанавливается специалисту, выполняющему работу минимального уровня сложности. Как правило, это молодые специалисты с высшим образованием, не имеющие опыта работы, или работники со средним специальным образованием, опыт работы которых позволяет им в полном объеме выполнять обязанности по данной должности.

Работникам, выполняющим работы средней сложности и имеющим определенный стаж, устанавливается третья или вторая категория. При выполнении работ преимущественно максимальной степени сложности и стаже работы более 5 лет специалистам присваивается 1-я квалификационная категория.

Квалификационная категория «ведущий специалист» устанавливается тем работникам, которые выполняют функции руководителя и ответственного исполнителя работ по какому-нибудь направлению деятельности предприятия или структурного подразделения, а также обязанности по координации и технологическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в структурных подразделениях.

В одной из крупных компаний для руководителей, специалистов и служащих установлена схема должностных окладов. В качестве примера рассмотрим схему должностных окладов руководителей и специалистов одного из цехов (табл. 9). В пределах установленной вилки повышение окладов руководителям и специалистам осуществляется по результатам аттестации.

Таблица 9

Схема должностных окладов руководителей, специалистов и служащих цеха АО

В некоторых организациях, если не применяется единая ТС, вместо схем должностных окладов используются тарифные сетки.

Например, в одном из российских акционерных обществ система дифференциации тарифных ставок и окладов предусматривает 7-разрядную тарифную сетку для рабочих (табл. 10) и 15-разрядную для руководителей, специалистов и служащих (табл. 11). Существенным ее отличием является установление диапазона тарифных коэффициентов по разрядам для всех категорий персонала.

Таблица 10

Тарифная сетка по оплате труда рабочих АО

Таблица 11

Тарифная сетка по оплате труда руководителей, специалистов и служащих АО

В Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005–2007 годы организациям рекомендована Отраслевая единая тарифная сетка с диапазоном 1 : 10,1 (табл. 12).

Таблица 12

Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта

Федерация профсоюзов Свердловской области в своем бюллетене приводит единую тарифную сетку АО «Уралэлектромедь» с диапазоном 1 : 5,94 (табл. 13) и с ростом тарифных коэффициентов на 11 %.

Таблица 13

Модель единой тарифной сетки АО «Уралэлектромедь»

Гибкое регулирование ставок

В последнее время некоторые организации сокращают количество разрядов в своих ТС, ограничивая их число девятью-десятью и называя их уровнями или грейдами, но при этом резко увеличивают вилки окладов по каждой категории персонала. Между минимальным и максимальным окладами по каждому уровню структуры должностей рабочих, руководителей, специалистов и служащих разрыв в некоторых компаниях составляет три и более раз. Такая система значительно увеличивает возможности регулирования в пределах одного квалификационного уровня (грейда) размера оклада – как в сторону повышения, так и в сторону снижения – с учетом изменения сложности выполняемой работы, повышения работником своей квалификации, результатов труда и др. Благодаря этому создаются более высокие возможности для стимулирования работников. Однако такие возможности могут быть реализованы только при условии установления для всех работников четких и понятных критериев и объективности оценки.

Есть и другая причина, побуждающая организации разрабатывать более гибкие системы тарифного регулирования заработной платы. Суть ее заключается в том, что в условиях глобализации экономики, динамично меняющейся рыночной конъюнктуры обеспечивают и поддерживают конкурентоспособность только те организации, которые могут адекватно реагировать на внешние вызовы, на изменяющийся спрос потребителей, а в этих условиях меняются и возлагаемые на работников должностные обязанности. С изменением выполняемых персоналом функций и с изменением рыночной цены труда возникает необходимость в периодической корректировке тарифной системы. Если возрастает количество выполняемых работником функций или повышается сложность выполняемой работы, то ему следует устанавливать более высокий разряд, пересматривать схему должностных окладов, особенно если они являются фиксированными. Гибкая модель регулирования тарифных ставок и окладов позволяет без принципиального изменения тарифной системы регулировать их размеры.

Отражение системы оплаты труда в штатном расписании

Тарифные ставки и оклады фиксируются в организации штатным расписанием, которое составляется по структурным подразделениям. В штатном расписании по профессиям и должностям устанавливаются тарифные ставки и оклады, надбавки к ним, определяется фонд заработной платы структурных подразделений. Постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 утверждена унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание». В нем также приведены указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, в которых применительно к штатному расписанию (форме № Т-3) говорится следующее: «Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц…

В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.» указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

В графах 6–8 «Надбавки» показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

При невозможности заполнения организацией граф 5–9 в рублевом исчислении в связи с применением в соответствии с действующим законодательством РФ иных систем оплаты труда (бестарифная, смешанная и пр.) указанные графы заполняются в соответствующих единицах измерения (например, в процентах, коэффициентах и пр.).

Утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом».

Как видим, в постановлении Госкомстата России предусмотрен гибкий подход к использованию формы № Т-3, который предусматривает введение по инициативе организации дополнительных граф, отражающих применяемую систему оплаты труда. На практике на некоторых предприятиях в штатном расписании предусмотрены не оклады, а вилки окладов и утвержденный оклад, или дополнительно предусматривают проценты премий и др.

Например, в одной из крупных организаций в штатном расписании предусмотрены отдельно по категориям персонала: разряд, оклад, выпуск ЕТКС с указанием параграфа, продолжительность рабочей недели, категория работающих, доплаты в процентах, процент и вид премии, отнесение к льготному пенсионному списку, дополнительный отпуск в днях, уровень механизации, численность в смену и в сутки, подменный штат по данному рабочему месту.

В другой крупной компании в штатном расписании предусмотрены не только тарифные ставки, доплаты и надбавки, но и затраты работодателя на содержание работников по той или иной должности, включая единый социальный налог.

Гарантированный уровень cтавки

Таким образом, на практике используются различные модели построения тарифных систем для дифференциации тарифных ставок и окладов. При этом независимо от того, применяются ли единые для организации ТС или отдельно тарифные сетки рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, основным является вопрос обеспечения достаточного для нормального воспроизводства рабочей силы уровня гарантированных тарифных ставок (окладов) с учетом рыночной цены труда и обоснованной их дифференциации по категориям персонала.

Гарантированный уровень заработка по категориям персонала в значительной степени зависит от установленного в организации минимального и максимального размера тарифной ставки (оклада). Чем больше это соотношение, тем, как правило, ниже гарантированный уровень заработка неквалифицированных работников.

Говоря о необходимости оптимизации соотношения между минимальным и максимальным окладами (тарифными ставками) в организации, нельзя не учитывать и того факта, что заработная плата устанавливается с учетом рыночной цены труда. Поскольку работодатели заинтересованы нанимать на ключевые должности высококвалифицированных специалистов, то при установлении окладов они вынуждены ориентироваться на рыночную ставку заработной платы. В связи с этим при недостаточности финансовых средств в организациях сохраняются высокие разрывы между минимальными и максимальными тарифными ставками и окладами.

В этих условиях упорядочению соотношений между минимальной и максимальной оплатой труда способствовало бы, с одной стороны, более динамичное повышение государством минимального размера оплаты труда (МРОТ) и гарантированных ставок оплаты труда в соглашениях и коллективных договорах, а с другой – повышение производительности труда.

Одним из резервов сокращения разрыва в окладах является повышение доли тарифа в общем заработке у рабочих, поскольку они в меньшей степени, чем руководители и ведущие специалисты влияют на общие результаты деятельности организации. В то же время, в среднем по кругу обследованных Росстатом видов экономической деятельности и субъектов РФ размер выплат по окладам (тарифным ставкам) в общей сумме заработной платы за отработанное время в 2005 г. составил 43,4 %.

Самая низкая доля тарифной части заработной платы по сравнению с надтарифной наблюдалась в организациях по добыче полезных ископаемых (24 %), что во многом связано со структурой заработной платы этих организаций, где более значительными по сравнению с другими видами деятельности являются выплаты, связанные с районным регулированием оплаты труда. Наиболее высокую долю тарифная часть в заработной плате составляла в организациях по производству кожи, изделий из кожи и обуви, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также в оптовой и розничной торговле (по 60 %).

В соответствии с рекомендациями Института труда и социального страхования Минздравсоцразвития России доля тарифа в общем заработке не должна быть ниже 65–70 %. При этом, как показывает опыт передовых зарубежных фирм и результаты экономического анализа, наибольшая доля тарифа вместе с гарантированными компенсационными доплатами и надбавками должна быть у рабочих, а наименьшая – у руководителей и ведущих специалистов, поскольку от их деятельности в первую очередь зависят результаты производства. Если руководители и ведущие специалисты обеспечивают высокоэффективную и рентабельную работу организации и соответственно, высокую среднюю заработную плату, то можно считать вполне обоснованной выплату им более высоких премий по сравнению с рабочими.

Таким образом, анализ вариантов регулирования тарифных ставок и окладов показывает, что организации используют самые различные подходы и по количеству разрядов, и по диапазону тарифных сеток, и по использованию единого или дифференцированного похода к их построению с учетом категорий персонала и видов производства в зависимости от политики руководства в области оплаты труда, объемов и результатов деятельности, финансовых возможностей и т. п. Главное, чтобы была обоснованная дифференциация тарифных ставок и окладов с точки зрения учета рыночной цены труда и различий в сложности выполняемой работы.

ЕТС

Единая транспортная система (ЕТС) — технологически и экономически сбалансированная совокупность видов транспорта, выполняющих внегородские перевозки. В ЕТС входит железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. С ЕТС взаимодействуют различных виды городского пасс, и промышленного транспорта. Развитие видов транспорта как составных частей ЕТС позволяет наиболее полно использовать технико-экономических особенности каждого из них и тем самым обеспечивает наиболее эффективное решение транспортных проблем страны. В 1990 в общем грузообороте и внегородском пассажироооороте по России и стране в целом наибольшая доля приходилась на железнодорожный транспорт.
Ж.-д. транспортом перевозятся практически все виды производимой в странах бывшего СССР продукции, но основные часть его грузооборота составляют массовые грузы: каменный уголь и кокс, нефтяные грузы, минер, строит, материалы, чёрные металлы, лесные грузы, руды. В грузообороте морского транспорта преобладают грузы внеш. торговли. Речным транспортом перевозятся преим. массовые грузы, прежде всего минер, строит, материалы, лесные (на судах и в плотах), нефть и нефтепродукты, каменный уголь. Автомобильным транспортом осуществляются перевозки главным образом в местном сообщении, а также подвоз грузов и пассажиров к магистральным путям сообщения и развоз грузов к местам потребления. В перевозочной работе воздушного транспорта св. 80% приходится на пасс, перевозки. По нефтепроводам перекачивается сырая нефть, по нефтепродуктам — светлые нефтепродукты. Указанные особенности видов транспорта определяют ср. дальность перевозок на них и их долю в ЕТС.
Общий грузооборот ЕТС России и СССР в 1990 составил соответственно 5,9 в 8,3 трлн. т-км нетто, внегородской пассажирооборот — 9,7 и 1,19 трлн. пасс.-км. Протяжённость путей сообщения, которыми располагали транспортной системы в России и в СССР, приведена в табл. 1.
Табл. 1. — Структура транспортной сети в 1990

Пути сообщения

Протяжённость, тыс. км

Россия

1 СССР

Железные дороги МПС
(эксплуатационных длина)

87,2

147,5

Ж.-д. подъездные пути
промышленных предприятий …

111 ,1

Эксплуатируемые внутренние водные пути

123,5

Автомобильные дороги с
твёрдым покрытием

652,5

1375,8

Магистральные нефтепроводы (развёрнутая протяжённость)

66,2

Нефтепродуктопроводы

(развёрнутая протяжённость)

17,4

Магистральные газопроводы

126,2

218,7

В пределах терр. СССР) …

Единство транспортной системы требует согласованного развития всех видов транспорта, координации их эксплуатационных деятельности, взаимной увязки некоторых параметров подвижного состава, согласования тарифов и организационных мер. До кон. 1991 это единство базировалось на общенародной собственности на средства производства и обеспечивалось соответствующими плановыми заданиями и централизованным руководством. При рыночных отношениях оно обеспечивается трансп. законодательством, предусматривающим создание единого рынка трансп. услуг, и экономических рычагами.
Особенностью транспортной системы России является большой уд. вес в ней железнодорожного транспорта, обеспечивающего большинство наиболее важных межрайонных связей, соединяющего разобщённые морские и речные бассейны, принимающего грузы с автомобильного и трубопроводного транспорта, резервирующего при необходимости др. виды транспорта. Прямое ж.-д. сообщение осуществляется практически между всеми районами России, за исключением районов азиатского севера и северо-востока. На большинстве межрайонных направлений имеются двухпутные линии.
Другая существенная особенность ЕТС России — большая степень концентрации перевозок на высокооснащённых магистралях при относительно небольшой по сравнению с др. развитыми странами густоте путей сообщения. Средняя грузонапряжённость железной дороги общего пользования в 1990 составила 28,4 млн. т-км/км; на значительной части железнодорожной сети средняя грузонапряжённость составляла более 50 млн. т-км/км. На ряде линий густота движения грузов в одном направлении превышала 100 млн. т нетто в год при больших размерах пасс, движения. Средняя грузонапряжённость магистральных нефтепроводов и загрузка наиболее крупных из них сопоставимы с приведёнными показателями железной дороги Многониточные системы магистральных газопроводов перекачивают до 200 млрд. м3 газа в год.
Значительная концентрация перевозок позволяет применять совершенные и вы- сокопроизводительыне транспортные средства и добиваться большой экономичности перевозок. Наращивание перевозочных возможностей транспортной системы, увеличение скоростей и снижение стоимости сообщений между различных регионами и пунктами являются факторами, способствующими росту деловой активности, повышению эффективности производства, улучшению условий жизни населения. В связи с этим необходимо систематическое развитие и совершенствование ЕТС, которое должно быть сбалансировано с решаемыми экономическими и социальными задачами, удовлетворять природоохранным, ресурсосберегающим и другим требованиям.
Большое внимание этим вопросам уделяется во всех промышленно развитых странах с рыночной экономикой. Транспортная политика этих стран строится, как правило, на рациональном разграничении функций государственного управления транспортом (через соответствующее законодательство, налоги, субсидии, льготы и др. экономических рычаги) и функций по непосредственному выполнению перевозок, осуществляемых полностью самостоятельно в своей хозяйственной деятельности транспортными компаниями и предприятиями.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *