Территории опережающего развития

12 ТОРов в РФ

В ДФО:

«Хабаровск» площадью 587 га создается на территориях Хабаровска и Хабаровского района, а также Ракитненского сельского поселения. Основное направление – транспортно-логистическое, металлургия. Ожидаемый объем частных инвестиций – около 30 млрд рублей. В ходе реализации проектов на этих территориях будут созданы 3 тыс. рабочих мест.

Территория «Комсомольск» появится в гг. Комсомольске-на-Амуре и Амурске Хабаровского края. Ее площадь составит 210 га. Основными направлениями станут авиастроение, производство комплектующих для авиастроения. Предполагаемый объем частных инвестиций составит порядка 15 млрд рублей, будут созданы около 3 тыс. рабочих мест.

Территория опережающего развития «Надеждинская» создается на территории одноименного района Приморского края, на земельных участках площадью 806 га и будет специализироваться на развитии транспортно-логистических услуг, перерабатывающей промышленности и др. Общий объем частных инвестиций — 6,7 млрд рублей, в ходе реализации проектов здесь будет организовано 1,6 тыс. рабочих мест.

На территориях «Хабаровск», «Комсомольск» и «Надеждинская» особый режим ведения бизнеса распространяется на 53 вида экономической деятельности (в том числе лесозаготовка, производство продуктов питания и напитков, одежды, бумаги, автотранспортных средств, лекарственных препаратов и др.). Минимальный объем капитальных вложений резидентов в три территории — 500 тыс. рублей. В 2015-2017 гг. эти ТОРы будут создаваться за счет средств федерального бюджета (в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»). На эти цели предусмотрено 1,258 млрд рублей для «Хабаровска», 902,6 млн для «Комсомольска» и 1,986 млрд рублей для «Надеждинской». Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников: 1,103 млрд рублей для «Хабаровска», 329,64 млн для «Комсомольска» и 1,986 млрд рублей для «Надеждинской».

«Приамурская» (промышленно-логистической специализации) займет территорию в 857 га в Благовещенском и Ивановском районах Амурской области. Здесь будут построены предприятие по переработке цементного клинкера мощностью 142 тыс. т в год, нефтеперерабатывающий завод, крупный логистический центр. Объем первоначальных частных инвестиций составит около 130 млрд рублей, реализация проектов позволит создать порядка 1,5 тыс. рабочих мест. Бюджетных инвестиций не планируется. Инфраструктура будет создаваться за счет внебюджетных источников.

Территория опережающего развития «Белогорск» будет создана в г. Белогорске Амурской области. Ее площадь составит 702 га. Основное направление – сельское хозяйство. Планируется строительство предприятия по переработке сои, комбикормового завода и хлебобулочного комбината. Объем частных инвестиций – 1,45 млрд рублей. В ходе реализации проектов будет организовано порядка 700 тыс. рабочих мест. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств бюджетов Амурской области, городского округа Белогорск и внебюджетных источников. На эти цели в общей сложности будет выделено 46,2 млн рублей.

«Индустриальный парк «Кангалассы» создается на территории столицы Республики Саха (Якутия), на земельных участках площадью почти 17 га и будет иметь промышленную специализацию. Резидентами ТОРа станут предприятия, выпускающие строительные, энергетические и промышленные материалы из местного сырья. Предполагается, что к 2018 г. здесь будет работать 13 заводов: по производству керамических блоков, лакокрасочных изделий, пластиковых труб, сухих строительных смесей и др. Общий объем частных инвестиций – 1,11 млрд рублей, появится 350 рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 113,2 млн. рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 87 млн рублей, эти деньги будут выделены из бюджетов Якутии и г. Якутска, а также из внебюджетных источников.

ТОР «Беринговский» (специализация – горнодобывающая промышленность) будет создана на территории группы месторождений каменного угля в Анадырском районе и г. Анадырь Чукотского автономного округа. Ее площадь составит почти 6 млн га. Первоначальный объем частных инвестиций – 8 млрд рублей, будет организовано 450 рабочих мест. Бюджетных инвестиций не требуется, строительство транспортной инфраструктуры будет финансироваться из внебюджетных источников. Предполагается, что в дальнейшем резидентами ТОРа станут предприятия по добыче и переработке природного газа. Ожидается переработка до 50 млн куб. м газа в дизельное топливо и бензин, что позволит обеспечить потребности Чукотского автономного округа в энергоносителях и отказаться от Северного завоза нефтепродуктов.

«Михайловская» займет 3,15 тыс. га в Приморском крае (Михайловский, Спасский и Черниговский районы) и будет специализироваться на сельском хозяйстве. Предполагается строительство свинокомплексов, комбикормовых заводов и вспомогательных производств. Объем частных инвестиций составит 39 млрд рублей, появится 2,4 тыс. рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 2,219 млрд рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры из регионального и муниципальных бюджетов Приморского края и внебюджетных источников будет выделено в общей сложности 2,219 млрд рублей.

Территория опережающего развития «Камчатка» будет создана на территориях Елизовского района и г. Петропавловск-Камчатского Камчатского края. Ее площадь составит 2,2 тыс. га. Здесь появится туристско-рекреационный кластер, современные промышленно-производственные комплексы, а в перспективе — транзитный контейнерный порт для накопления и сортировки контейнерных грузов при транспортировке по Северному морскому пути. Ряд компаний уже выразили готовность реализовать на данной территории проекты с общим объемом инвестиций 28,1 млрд рублей, в результате будет организовано порядка 3 тыс. рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 5,728 млрд рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 2,737 млрд рублей, эти деньги будут выделены из краевого и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

«Большой камень» появится в Приморском крае (городской округ Большой Камень). ТОР позволит эффективнее развивать судостроение в регионе, в т.ч. на базе комплекса «Звезда». На ее создание будет выделено 3,152 млрд руб. бюджетных средств. Объем частных инвестиций составит порядка 140 млрд руб., планируется создать 5,5 тыс. рабочих мест.

ТОР «Южная» сельскохозяйственной направленности создается на территории г. Южно-Сахалинска и Анивского и Томаринского городских округов Сахалинской области. Здесь появятся крупные животноводческие комплексы и бройлерные производства, будет организовано 450 рабочих мест. Четыре резидента территории («Грин Агро-Сахалин», «Мерси Инвест Групп», «Совхоз Заречное» и совхоз «Тепличный») вложат в создание ТОР 6,3 млрд руб. В 2016-2018 гг. на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры из бюджета области и внебюджетных источников будет выделено 1,460 млрд руб. Использование средств федерального бюджета на планируется.

«Горный воздух» появится на территории одноименной горнолыжной базы в г. Южно-Сахалинске и будет иметь туристско-рекреационную специализацию. В ТОР также войдут санаторий «Синегорские минеральные воды», прибрежная зона г. Невельска и о. Монерон. Частные вложения составят 6,1 млрд руб. На создание инфраструктуры из регионального бюджета и внебюджетных источников в 2016-2018 гг. будет израсходовано 10,031 млрд руб. Выделение денег из бюджета РФ не предполагается. Реализиция проектов позволит создать 725 рабочих мест.

На территории моногородов

ТОР «Гуково» будет содействовать привлечению инвестиций в моногород Гуково, а также созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В рамках «Гуково» предварительно заявлено 22 инвестиционных проектов, реализация которых позволит к 2025 г. снизить зависимость города от градообразующих предприятий, повысить его инвестиционную привлекательность и создать до 5 тыс. постоянных рабочих мест.

«Набережные Челны» на территории одноименного города в Татарстане позволит организовать до 10 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия ПАО «КамАЗ».

ТОР «Усолье-Сибирское» (одноименный город в Иркутской области) обеспечит до 5,8 тыс. новых рабочих мест (не связанных с градообразующим предприятиями ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский Силикон»). Реализации инвестпроектов повысит количество малых предприятий, увеличит дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования.

Понятие территории опережающего экономического развития появилось в РФ около 7 лет назад. Основная идея, которая преследовалась – это создать на территориях Сибири и Дальнего Востока определенные комфортные условия для создания несырьевого производства.

При этом ориентация идёт на экспорт и сокращенные ставки по налогам. Как изменилась ситуация развития этих регионов в России за 7 лет, попробуем подробно разобрать в статье и одновременно разберем все плюсы и минусы этой программы.

Что это такое

Территория опережающего социально-экономического (ТОР) развития включает в себя некоторые области России, которые объединены в общую зону, где действуют общие льготы по налогам, преимущества по определенным административным процедурам. Делается это для того, чтобы привлечь инвестиции и сделать возможности ведения бизнеса более простыми.

Основная цель – сделать на территории опережающего развития конкурентоспособные условия для реализации и ведения различных видов бизнеса по сравнению со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Но, необходимо учитывать, что в России список территорий опережающего развития на 2019-2020 год включает регионы, в которых необходимо развивать не только бизнес, но также и инфраструктуру.

Когда становится понятно, что такое территория опережающего развития, это понятие нужно расширить и сравнить их с другими аналогичными образованиями.

Отличие от ОЭЗ и ЗТР

Под ОЭЗ понимается особая экономическая зона, а точнее, определенная территория, за которой закреплен специфический юридический статус в отличие от остальных частей страны. Этот проект является одним из наиболее масштабных с точки зрения оснащения новой современной инфраструктурой, минимальных административных барьеров, сниженных цен по аренде и выкупу земельных участков, а также налоговых преференций. На сегодняшний день в стране функционируют 26 ОЭЗ, общее количество которых включает:

  • 10 производственных и промышленных;
  • 6 технически современных и технологичных;
  • 9 с направлением в туристическую отрасль и рекреацию;
  • 1 портовая.

Эта совокупность включает в себя 730 резидентов, из которых приблизительно 1/5 часть – это компании с иностранным капиталом из почти 40 стран мира. Благодаря созданию ОЭЗ в экономику страны удалось привлечь инвестиций около 350 млрд руб., хотя совокупные инвестиции составили более 900 млрд руб. Что касается количества рабочих мест, то их было создано около 35.000.

А вот под зонами территориального развития (ЗТР) понимается специфические субъекты Российской федерации, где для резидентов предоставляются определенные условия и гарантии поддержки от государства. Это делается для того, чтобы ускорить социально-экономическое развитие территории и улучшить состояние населения и экономики в целом.

Поэтому между территорией опережающего развития зоной территориального развития и особой экономической зоной есть существенные отличия, которые необходимо учитывать при планировании той или иной деятельности в таких областях.

Перечень

Рассматривая список территорий опережающего развития, который был установлен правительственными постановлениями в разные годы, к концу 2019-началу 2020 он выглядит следующим образом:

  • В республике Хакасия – это город Абаза.
  • В Томской области – Северск.
  • В Якутии – индустриальный парк Кангалассы, Южная Якутия.
  • В Кемеровской области – Анжеро-Судженск, Новокузнецк, Прокопьевск, Юрга.
  • В республике Мордовия – Рузаевка.
  • В Челябинской области – Бакал, Верхний Уфалей, Озерск, Снежинск.
  • В Еврейской АО – Амуро-Хинганская.
  • В Амурской области – Белогорск, Приамурская, Свободный.
  • В Башкирии – Белебей, Кумертау, Нефтекамск, Белорецк, Благовещенск.
  • В Курганской области – Варгаши, Далматово, Катайск.
  • В Кировской области – Вятские Поляны.
  • В Ярославской – Гаврилов-Ям, Ростов, Тутаев.
  • В Костромской области – Галич.
  • В Белгородской области – Губкин.
  • В Ростовской – Гуково, Донецк, Зверево.
  • В Дагестане – Дагестанские Огни, Каспийск.
  • В Ульяновской – Димитровград.
  • В Смоленской – Дорогобуж.
  • В Тульской области – Ефремов.
  • В республике Коми – Емва.
  • В Алтайском крае – Заринск, Новоалтайск.
  • В Татарстане – Зеленодольск, Набережные Челны, Менделеевск, Нижнекамск, Чистополь.
  • Во Владимирской – Камешково.
  • В Чувашии – Канаш.
  • В Мурманской – Кировск.
  • В Карелии – Кондопога, Надвоицы, Костомукша.
  • В Тамбовской области – Котовск.
  • В Забайкальском крае – Краснокаменск.
  • В Свердловской – Краснотурьинск, Новоуральск, Лесной.
  • В Рязанской – Лесной.
  • В Новосибирской – Линево.
  • В Ивановской – Наволоки, Южа.
  • На Ставрополье – Невинномысск.
  • В Оренбургской – Новотроицк, Ясный.
  • В Архангельской – Онега.
  • В Воронежской области – Павловск.
  • В Саратовской – Петровск.
  • В Ленинградской – Пикалево.
  • В Удмуртии – Сарапул, Глазов;
  • В Иркутской – Саянск, Усолье-Сибирское, Черемхово.
  • В Бурятии – Селенгинск.
  • В Пензенской – Сердобск, Заречный;.
  • В Калужской – Сосенский.
  • В Самарской – Тольятти, Чапаевск.
  • В Новгородской – Угловка.
  • В Вологодской области – Череповец.
  • В Пермском крае – Чусовой.
  • В Красноярском крае – Железногорск.
  • В Нижегородской – Саров, Решетиха, Володарск.
  • В Приморском крае – Большой Камень, Михайловский, Надеждинская, Нефтехимический.
  • На Сахалине – Горный Воздух, Курилы, Южная.
  • В Камчатском крае – Камчатка.
  • В Хабаровская области – Николаевск, Хабаровск, Комсомольск.
  • В Чукотском автономном округе – Чукотка.

Льготы

Участники экономической деятельности получают следующие преимущества и льготы:

  • Суммы, которые выплачиваются в качестве налоговой ставки на добавленную стоимость возвращают.
  • Если деятельность связана с полезными ископаемыми, то налоговая ставка рассчитывается по уменьшенным показателям (коэффициентам).
  • По отношению к импортным товарам налог по добавленной стоимости не взимается, то есть составляет 0%.
  • Освобождается от налогового обложения на земельные участки, которые располагаются на перечисленных территориях. Послабление действует на протяжении 3 лет.
  • Предприниматель может работать в режиме свободной таможенной зоны.
  • Земельный участок может быть передан в собственность по сниженной арендной плате.
  • Количество проверок деятельности резидентов будет ограничено.
  • Помимо этого, существует также ряд других преимуществ, в частности страховые взносы. Особенно это чувствуется в случае, если предприниматель ведет разработку и добычу полезных ископаемых. В этом случае коэффициенты по налогу начинаются от 0% в течение первых двух лет и заканчивая 1% по нарастающему принципу за 10 лет последующей деятельности.

Резидентство

На сегодняшний день к ТОР привлечено около 370 резидентов, которые получают в соответствии с Федеральным законом перечисленные преимущества. Чтобы найти реестр участников программы территории опережающего развития, необходимо зайти на официальный сайт Министерства экономического развития РФ.

Инвестиции

На сегодняшний день резиденты получили выручку общим объемом в 67 млрд руб. На фоне того, что за весь период ими инвестировано 24,2 млрд руб. в свои проекты в разных областях России. Как видно, определенные условия развития и функционирования бизнеса, в совокупности с послаблением в налоговой сфере, дают свои позитивные результаты.

Территория опережающего социально-экономического развития в РФ (сокращенно – ТОР либо ТОСЭР) – это своего рода экономическая зона с различными привилегиями, налоговыми льготами, предоставляемыми ее резидентам (участникам). ТОСЭР создают на территориях моногородов со сложным социально-экономическим положением с целью привлечения туда инвестиций, способствуя, таким образом, развитию экономики, улучшению уровня жизни местных жителей.

Главными правовыми актами, которые регулируют процесс формирования ТОСЭР, осуществление деятельности резидентов в ее пределах, а также правовой режим и вопросы льготирования, являются:

  1. ФЗ РФ № 473 от 29.12.2014 (ред. от 27.12.2020).
  2. ПП РФ № 614 от 22.06.2015 (о создании ТОСЭР).

Некоторые разъяснения по применению ПП РФ № 614 представлены Минэкономразвития РФ в письме № Д14н-1954 от 08.07.2015. В частности, отмечено, что резидентами ТОСЭР могут быть коммерческие структуры, которые согласно установленному порядку зарегистрированы и работают на территории данных моногородов. При этом они никоим образом не должны относиться ко градообразующей организации. Исключением являются: государственные (муниципальные) УП, финансовые структуры.

К сведению, резиденты ТОСЭР вправе пользоваться особыми налоговыми льготами, пониженными тарифами при уплате общеобязательных взносов по страхованию. По отношению к ним установлен и применяется упрощенный порядок осуществления контроля.

Из письма Минэкономразвития РФ № Д14н-1954 от 08.07.2015.

Как стать резидентом ТОСЭР и получить право на использование льгот

Стать полноправным резидентом ТОСЭР можно на определенных условиях. Об этом говорится в ст. 3 и ст. 13 ФЗ РФ № 473. Собственно требования, предъявляемые к будущим потенциальным резидентам, изложены в ПП РФ № 614.

Общие требования к резидентам, инвестпроектам с учетом изменений

Размер инвестиций в первый год не меньше 2,5 млн. руб.

Создание как минимум 10 новых раб. мест в первый год работы, а для юрлиц с производственными мощностями – не меньше среднесписочной численности сотрудников за время своего существования

(или за 3 г.)

Привлечение иностранцев для работы не больше 25% от общего числа сотрудников

Реализация контрактов с градообразующей организацией моногородов в объеме 50% от суммарной выручки, полученной по итогам выполнения проекта

Реализация проекта с учетом введенных ПП № 614 ограничений по производству подакцизных товаров, а также другой продукции и услугам (по лесозаготовкам, торговле оптом и в розницу и др.)

Настоящие требования применяются, условно говоря, по умолчанию, если иное не предписано правительственным решением. Юрлица (ИП), чьи инвестпроекты соответствуют предъявляемым требованиям, могут претендовать на приобретение статуса резидента, а также на создание юрлица на территории ТОСЭР. При этом претендентам надлежит также отвечать требованиям, выдвигаемым ФЗ РФ № 473.

В общем случае претендентам необходимо подать заявку в управляющую компанию. К ней следует приложить оригинал бизнес-плана по требуемой форме, а также ксерокопии учредительных документов юрлица вместе со свидетельствами о госрегистрации и постановке на учет в ИФНС. Иностранным лицам нужно будет представить заверенный перевод всей подаваемой документации на русский язык.

Как принято, заявка рассматривается не более 15 раб. дн. По итогам с заявителем заключается соглашение об осуществлении деятельности либо нет. Отказать могут по причине несоответствия требованиям, заявки, бизнес-плана, из-за отсутствия обязательных документов и по иным законным основаниям (п. 7 ст. 13 ФЗ РФ № 473). После заключения соглашения на протяжении 3 раб. дн. в реестре резидентов делается соответствующая регистрационная запись.

Пример 1. ТОСЭР «Набережные Челны»: создание, критерии отбора резидентов, льготирование

Данная ТОСЭР со сроком действия на 10 лет учреждена ПП РФ № 44 от 28.01.2016. Стать ее резидентом могут лица, которые отвечают выдвигаемым в Постановлении требованиям. К таковым относят:

  • размер кап. вложений не меньше 50 млн. руб. (при этом 5 млн. руб. надлежит внести на протяжении первого года);
  • создание не менее 30 постоянных новых раб. мест (при этом 20 мест создается на протяжении первого года).

Став резидентом ТОСЭР «Набережные челны», можно пользоваться привилегиями: сниженной ставкой налога на прибыль, уменьшенными тарифами по общеобязательным страховым взносам, а также правом на высвобождение от земельного и имущественного налога.

Специальный правовой режим, введенный для резидентов ТОСЭР: что это такое и как применяется

Особый правовой режим, предусмотренный именно для резидентов ТОСЭР, установлен ст. 17 ФЗ РФ № 473. Он подразумевает ряд послаблений, касающихся налогообложения, уплаты общеобязательных взносов, предоставления госуслуг, регулирования отдельных отношений в рамках функционирования ТОСЭР.

Так, к примеру, управляющая компания предоставляет в пользование резидентам ТОСЭР собственные объекты недвижимости, устанавливая при этом льготные ставки для оплаты их аренды. Резиденты могут пользоваться своим привилегированным положением и при подключении к объектам инфраструктуры ТОСЭР.

Говоря о налоговых послаблениях, следует отметить, прежде всего, высвобождение от уплаты земельного, имущественного налога и снижение ставки налога на прибыль. Особенности и порядок ее применения обозначен ст. 284.4 НК РФ. Статьей определен также круг льготников, которые вправе ее использовать в принципе и требования к ним.

Существенным послаблением для плательщиков со статусом резидента ТОСЭР является снижение тарифов общеобязательных страховых взносов.

Важно! Данные заниженные тарифы сборов применяются исключительно в отношении вознаграждений, которые выплачивают за работу (услуги) физлицам, занятым в осуществлении инвестиционных проектов.

Чтобы применять названые тарифы, необходимо вести раздельный учет по выплатам, которые производятся физлицам в рамках деятельности по соглашению, заключенному с резидентом ТОСЭР и по иным видам деятельности.

В этой связи ФНС РФ предупреждает, что начиная с 03.08.2020 лица, получившее статус резидента ТОСЭР до этой даты, могут использовать сниженные тарифы общеобязательных взносов только по тем выплатам, которые производятся физлицам, занятым на новых рабочих местах. Детально этот вопрос освещен в письме ФНС РФ № БС-4-11/2740@ от 18.02.2020.

Список льгот для резидентов ТОСЭР на 2020 г.: краткий обзор в таблице

Основные льготы Период действия льготы Правовое основание
Налог на прибыль (федеральный бюджет): 0% Начиная с периода, в котором получена прибыль и так далее на протяжении 5 лет п. 1.8 ст. 284 и

284.4 НК РФ

Налог на прибыль

(бюджет субъекта РФ):

5 и 10%

С момента получения прибыли налог исчисляют по ставке 5% первые 5 лет, а последующие пять – по 10%

284.4 НК РФ

Высвобождение от уплаты налога на имущество Начало применения, срок действия определяется субъектом РФ

Субъекта РФ

Высвобождение от земельного налога

Когда надлежит применять льготу, определяет субъект РФ, а срок ее действия для всех одинаков – 3 года

Субъекта РФ

Пониженные ставки по общеобязательным страховым взносам:

ПФР (6%), ФСС (1,5%), ФОМС (0,1%)

Льгота применяется с первого месяца, который следует после приобретения статуса резидента ТОСЭР, и так далее на протяжении 10 л.

Ст. 427 НК РФ

Льготные коэффициенты по добыче полезных ископаемых

(от 0 до 1)

Начиная с периода, в котором получен статус резидента, льгота применяются следующим порядком:

нулевой коэффициент: первые два года;

0,2: последующие 2–4 г.;

0,4: последующие 4–6л.;

0,6: последующие 6–8 л.;

0,8: последующие 8–10;

дальше применяется коэффициент 1

Ст. 342.3 НК РФ

Распространенные ошибки при оформлении статуса резидента ТОСЭР и получении льгот

Ошибка 1. Юрлица, которые являются участниками региональных инвестиционных проектов, не могут претендовать на приобретение статуса резидента ТОСЭР. Об этом свидетельствует п. 2 ст.12 ФЗ РФ № 473.

В дополнение к данной установке следует добавить, что юрлицо (будучи резидентом ТОСЭР) не вправе иметь обособленные подразделения, не может быть НКО, кредитной организацией. Помимо этого оно не может применять налоговые спецрежимы и являться одновременно резидентом особой экономической зоны.

Ответы не часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: На какой срок заключается соглашение с резидентом и можно ли его продлевать?

В соглашении прописывают срок, записанный в поданной заявке. Данный срок может быть продлен, но с учетом срока действия самой ТОСЭР. Т. е. он не может превышать период, на который она создана. Например, если ТОСЭР «Набережные челны» создана на 10 л., то, следовательно, и срок действия соглашения, заключенного с резидентом, не может быть больше 10 лет.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Водопьянова В.А. 1 Изергина К.Е. 1 1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) Владивосток Создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) наряду с особыми экономическими зонами, зонами территориального развития и статусом порто-франко в настоящее время одно из основных направлений социально-экономического развития Российского Дальнего Востока. В статье проведен анализ резидентов ТОР на Дальнем Востоке РФ по экономическим видам деятельности и анализ преимуществ, предусмотренных для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Особое внимание уделено налоговым льготам. Подробно рассмотрены льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и страховым взносам, проведено сравнение с обычными налогоплательщиками. Налоговые льготы для резидентов ТОР будут способствовать развитию российской экономики и укреплению экономических позиций России на конкурентных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. 1588 KB территории опережающего развития (ТОР) налоговые льготы НДС налог на прибыль организаций НДПИ страховые взносы 1. Всемирный банк . – Режим доступа: http://www.worldbank.org/ru/country/russia (дата обращения: 02.03.2016). 2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» . – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=172962 (дата обращения: 05.03.16). 3. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9–16. 4. Фонд развития Дальнего Востока . – Режим доступа: http://fondvostok.ru/toser/ (дата обращения: 10.03.2016). 5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) 6. Корень А.В., Татуйко А.В. Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования: науч. интернет-журнал № 5, 2015. URL: http://www.fundamental research.ru/ru/article/view?id=38310 (дата обращения: 10.03.2016). 7. Водопьянова В.А., Чие Е.Э. Анализ налоговых доходов Приморского края за 2012-2014 гг. // Современные научные исследования и инновации: электронный научно-практ. журнал № 7, 2015. URL: http://web.snauka.ru/issues/date/2015/7 (дата обращения: 13.03.2016).

Каждая страна стремиться развивать свою экономику. Ведь чем более развита экономика, тем государство богаче и более привлекательно как для проживания, так и для вложения инвестиций. Одним из показателей развития экономики является размер внутреннего валового продукта.

По данным Всемирного банка в рейтинге стран по размеру внутреннего валового продукта Россия занимает десятое место с суммой в 1 860 598 млн. долларов. Лидирующие позиции в этом рейтинге занимают США, Китай и Япония . Однако Россия предпринимает множество шагов по развитию своей экономики. Например, оказание поддержки малому и среднему бизнесу в виде установления специальных налоговых режимов, создание инновационного центра «Сколково», который занимается разработкой и коммерциализацией новых технологий, создание особых экономических зон, зон территориального развития и территорий опережающего развития, способствующих развитию отраслей экономики и привлечению инвестиций.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения .

О создании на территории России подобных территорий впервые заявил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года. Глава государства предложил создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт.

Создание территорий опережающего развития регулируется Федеральным законом № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года.

По решению правительства в первые три года территории опережающего развития могут создаваться лишь в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). На данный момент на Дальнем Востоке созданы девять территорий опережающего развития: «Хабаровск», «Комсомольск», «Надеждинская», «Приамурская», «Белогорск», «Кангалассы», «Беринговский», «Михайловская», «Камчатка». Подписаны постановления о сознании ТОР «Гулково» (Ростовская область), «Набережные Челны» (Республика Татарстан), «Усолье-Сибирское» (Иркутская область), «Южная» (Сахалинская область), «Горный воздух» (Сахалинская область), «Большой камень» (Приморский край).

На территории ДВФО планируют развивать транспорт и логистику, инновации, энергетику, туризм, сельское хозяйство, переработку и другие отрасли экономики в рамках проекта «Территории опережающего развития» .

Ниже представлен анализ резидентов ТОР на Дальнем Востоке по экономическим видам деятельности (рисунок).

Анализ резидентов ТОР на Дальнем Востоке РФ по экономическим видам деятельности в 2015 г.

Как видно из графика, наиболее популярной отраслью среди резидентов ТОР является производство пищевых продуктов (7 резидентов), следом за ней – производство химических веществ (5 резидентов). С меньшим количеством резидентов оказались отрасли: обработка древесины, металлургическое производство, деятельность космического транспорта, утилизация отходов, производство текстильной продукции, производство нефтепродуктов, деятельность сухопутного транспорта, деятельность в сфере здравоохранения и услуги в области ликвидации последствий загрязнения.

О территориях опережающего развития на Дальнем Востоке Дмитрий Медведев заявил следующее: «То, что мы создаём сейчас мощности по сельскохозяйственной продукции, по переработке, – это очень важно, в том числе и для того, чтобы были стабильные цены на продовольствие. Потому что всё привозить из центра России или из других регионов – это явно невыгодно, надо создавать собственные мощности».

Действительно, Дальний Восток один их самых перспективных федеральных округов России. Регион занимает 36 % территории РФ, имеет выход к Тихому и Северному Ледовитому океанам, граничит с Китаем, КНДР, Японией, США, обладает огромными природными ресурсами. Однако самая острая проблема Дальнего Востока – демографическая. Регион является самым депопулирующим регионом страны, на его территории проживает 4,4 % населения страны при площади в 6169,3 тыс. км². Основной причиной миграции считается неразвитость экономики, следствием является высокие цены, недостаток рабочих мест.

Создание ТОР на территории Дальнего Востока будет способствовать формированию условий для укрепления экономических позиций России на конкурентных рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стимулированию социально-экономического развития Приморского края за счёт создания дополнительных рабочих мест, новых промышленных объектов, производства экспортноориентированной и импортозамещающей продукции в судостроительной сфере, привлечения инвестиций.

Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

1) налоговые льготы в виде:

— применение заявительного порядка возмещения НДС;

— нулевой ставки НДС в отношении импортных товаров для использования резидентами ТОР;

— пониженной ставки по налогу на прибыль организаций;

— пониженного коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

— пониженной ставки по налогу на имущество организаций (в соответствии с региональным законодательством);

— освобождения от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОР в течение трех лет;

— режима свободной таможенной зоны;

— пониженных ставок на тарифы страховых взносов для работодателей – резидентов ТОР (ставка 7,6 %);

2) передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

3) ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР (согласование проверок с Минвостокразвития России) .

Правительство также проявило лояльность в отношении привлечения иностранных кадров: разрешения на привлечение иностранных работников не требуется, приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам и членам семей на территории ТОР выдаются без учета квот на их выдачу.

Резиденты ТОР имеют несколько преимуществ, но основные из них – налоговые.

С помощью налоговых льгот государство действительно может создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для развития отраслей экономики страны. Рассмотрим налоговые льготы более подробно.

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют право на упрощенный (заявительный) порядок возмещения НДС (пп. 3 п. 2 ст 176.1 НК РФ) .

Заявительный порядок возмещения НДС позволяет осуществить зачет суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, тем самым затрачивая меньше времени на возврат НДС из бюджета.

Резиденты ТОР имеют право использовать режим зоны свободной таможенной торговли. Режим подразумевает отсутствие таможенных пошлин на ввоз, хранение, потребление иностранных товаров внутри ТОР, применение нулевой ставки НДС в отношении импортных товаров для использования резидентами ТОР.

В стандартных случаях налогоплательщики НДС не имеют права на заявительный порядок возмещения НДС и использование режима зоны свободной торговли. Они обязаны уплачивать все таможенные платежи при перемещении товаров через таможенную границу: таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС, акцизы.

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития применяют пониженные ставки по налогу на прибыль организаций. Ставка налога в федеральный бюджет 0 %, а в региональный бюджет устанавливается пониженная ставка налога.

Размер ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов. В Приморском крае ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджет Приморского края равна 5 %.

В стандартных случаях плательщики налога на прибыль организаций не имеют права на преференции. Они обязаны уплачивать налог на прибыль организаций в размере 20 % от прибыли организации (2 % – в федеральный бюджет, 18 % – в региональный).

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют налоговую льготу по НДПИ. Статья 342.3. НК РФ определяет порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. Этой статьей предоставляется возможность применения пониженного коэффициента организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», начиная с налогового периода, в котором организация получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

В течение 10 лет для резидентов ТОР применяются следующие коэффициенты:

1) 0 – в течение первых двух лет;

2) 0,2 – с третьего по четвертый год;

3) 0,4 – с пятого по шестой год;

4) 0,6 – с седьмого по восьмой год;

5) 0,8 – с девятого по десятый год;

6) 1 – в последующие годы.

В стандартных случаях налогоплательщики НДПИ уплачивают налог в размере от 0 до 30 % при использовании адвалорной ставки и от 11 до 919 рублей за тонну при использовании специфической ставки, никакие понижающие коэффициенты не применяются.

Резиденты ТОР имеет право на использование пониженных ставок страховых взносов в размере 7,6 % в течение десяти лет. В ПФР уплачивается 6 %, в ФСС – 1,5 %, ФОМС – 0,1 %.

Налогоплательщики, которые не являются резидентами ТОР, уплачивают страховые взносы в стандартном размере 30 % (ПФР – 22 %, ФСС – 2,9 % ФОМС – 5,1 %). Однако, те налогоплательщики, которые применяют УСН и занимаются одним из видов деятельности, который указан в перечне из пп.8 п.1 ст.58 Федерального закона от 24.09.2009 № 212-ФЗ, имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 20 % . Экономия составляет 22,4 %, что очень существенно для работодателей, таким образом, резиденты ТОР имеют более существенную льготу по социальным взносам, чем малый бизнес производственной сферы.

Являясь резидентом ТОР, организации и ИП получают значительные налоговые преимущества, по сравнению с компаниями, не полущившими такой статус. В результате предоставленных налоговых льгот уровень налоговой нагрузки резидентов ТОР будет значительно ниже, чем у других представителей бизнеса, что положительно повлияет на развитие ТОР и экономики региона в целом, особенно на первоначальной стадии.

Что касается влияния налоговых льгот резидентов ТОР на формирование регионального бюджета, то по словам руководителя УФНС России по Приморскому краю Галины Колесниковой, резиденты ТОР будут создавать новые рабочие места и будут обязаны перечислять НДФЛ за новых работников в краевые и местные бюджеты, из этого следует, что региональные и местные бюджеты не потеряют особо больших налоговых поступлений.

Если говорить о налоге на прибыль организаций, то он занимает второе место в налоговых доходах бюджета Приморского края. И хотя первые пять лет ставка по налогу на прибыль организаций 5 %, а в последующие пять лет – 10 %, за этот период бюджет субъекта РФ понесет потери. Однако налоговые льготы по налогу на прибыль дадут больше возможностей для создания нового бизнеса, а чем больше компаний, тем больше налогов поступят в региональный бюджет . Потери бюджета Приморского края за счет налога на прибыль организаций, будут частично компенсированы увеличением поступлений по НДФЛ.

Налоговые льготы и другие преференции, предоставленные резидентам ТОР, внесут существенный вклад в развитие ТОР, как Приморского края, так и Дальнего Востока России в целом, что приведет к укреплению экономических позиций России на конкурентных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Библиографическая ссылка

Водопьянова В.А., Изергина К.Е. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-2. – С. 361-364;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9613 (дата обращения: 23.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса — территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.

Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании «особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

  • Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.

  • Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.

  • Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

  • применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;

  • нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;

  • пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;

  • пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;

  • пониженная ставка по налогу на имущество организаций;

  • освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;

  • режим свободной таможенной зоны;

  • пониженные ставки на страховые взносы;

  • передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

  • ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:

Налоги,
страховые взносы

Общие
условия

Условия для резидента
ТОСЭР

Налог на прибыль:

20%

5% в течение 5 лет

10% в течение следующих 5 лет

Оплата в федеральный бюджет

2%

0% в течение 5 лет

Оплата в региональный бюджет

18%

5% в течение 5 лет

10% в течение следующих 5 лет

Налог на имущество:

2,2%

0%

1,1% в течение следующих 5 лет

Земельный налог:

1,5%

0%

Страховые взносы:

30%

7,6% в течение 10 лет

ПФР

22%

6% в течение 10 лет

ФСС

2,9%

1,5% в течение 10 лет

ФОМС

5,1%

0,1% в течение 10 лет

В течение 10 лет для резидентов ТОСЭР применяются следующие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых:

  • 0 – в течение первых двух лет,

  • 0,2 – с третьего по четвертый год,

  • 0,4 – с пятого по шестой год,

  • 0,6 – с седьмого по восьмой год,

  • 0,8 – с девятого по десятый год,

  • 1 – в последующие годы.

Общие условия уплаты налога на добычу полезных ископаемых – от 0 до 30% при использовании адвалорной ставки и от 11 до 919 рублей за тонну при использовании специфической ставки – понижающие коэффициенты не применяются.

Перечень территории опережающего социально-экономического развития в России в 2019 году.

Наименование

Нормативный акт

Абаза (Хакасия)

Постановление Правительства №870
от 24.07.2017.

Анжеро-Судженск (Кемеровская обл.)

Постановление Правительства №941
от 19.09.2016.

Бакал (Челябинская область)

Постановление Правительства №265
от 06.03.2017.

Белебей (Башкирия)

Постановление Правительства №1536
от 29.12.2016.

Варгаши (Курганская обл.)

Постановление Правительства №276
от 16.03.2018.

Верхний Уфалей (Челябинская обл.)

Постановление Правительства №1369
от 13.11.2017.

Вятские Поляны (Кировская область)

Постановление Правительства №1239
от 12.10.2017.

Гаврилов-Ям (Ярославская область)

Постановление Правительства №272
от 16.03.2018.

Галич (Костромская обл.)

Постановление Правительства №37
от 25.01.2019.

Губкин (Белгородская обл.)

Постановление Правительства №274
от 16.03.2018.

Гуково (Ростовская обл.)

Постановление Правительства №45
от 28.01.2016.

Дагестанские Огни (Республика Дагестан)

Постановление Правительства №1508
от 11.12.2018.

Далматово (Курганская обл.)

Постановление Правительства №267
от 16.03.2018.

Димитровград (Ульяновская область)

Постановление Правительства №848
от 19.07.2017.

Донецк (Ростовская область)

Постановление Правительства №280
от 16.03.2018.

Дорогобуж (Смоленская обл.)

Постановление Правительства №266
от 06.03.2017.

Емва (Республика Коми)

Постановление Правительства №267
от 06.03.2017.

Ефремов (Тульская область)

Постановление Правительства №269
от 16.03.2018.

Заринск (Алтайский край)

Постановление Правительства №279
от 16.03.2018.

Зверево (Ростовская область)

Постановление Правительства №263
от 16.03.2018.

Зеленодольск (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №1611
от 22.12.2017.

Камешково (Владимирская обл.)

Постановление Правительства №1060
от 06.09.2018.

Канаш (Чувашская республика)

Постановление Правительства №270
от 16.09.2018.

Каспийск (Республика Дагестан)

Постановление Правительства №334
от 24.03.2017.

Кировск (Мурманская обл.)

Постановление Правительства №264
от 06.03.2017.

Котовск (Тамбовская область)

Постановление Правительства №1607
от 22.12.2017.

Кондопога (Республика Карелия)

Постановление Правительства №1608
от 22.12.2017.

Краснокаменск (Забайкальский край)

Постановление Правительства №675
от 16.07.2016.

Краснотурьинск (Свердловская обл.)

Постановление Правительства №942
от 19.09.2016.

Кумертау (Республика Башкирия)

Постановление Правительства №1550
от 29.12.2016.

Лесной (Рязанская обл.)

Постановление Правительства №1368
от 13.11.2017.

Линево (Новосибирская обл.)

Постановление Правительства №268
от 16.03.2018.

Набережные Челны (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №44
от 28.01.2016.

Наволоки (Ивановская обл.)

Постановление Правительства №171
от 17.02.2018.

Надвоицы (Республика Карелия)

Постановление Правительства №940
от 19.09.2016.

Невинномысск (Ставропольский край)

Постановление Правительства №1606
от 22.12.2017.

Нижнекамск (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №1609
от 22.12.2017.

Новоалтайск (Алтайский край)

Постановление Правительства №273
от 16 мар 2018)

Новокузнецк (Кемеровская обл.)

Постановление Правительства №278
от 16.03.2018.

Новотроицк (Оренбургская обл.)

Постановление Правительства №871
от 24.07.2017.

Онега (Архангельская обл.)

Постановление Правительства №266
от 16.03.2018.

Павловск (Воронежская обл.)

Постановление Правительства №264
от 16.03.2018.

Петровск (Саратовская область)

Постановление Правительства №1166
от 27.09.2017.

Пикалево (Ленинградская обл.)

Постановление Правительства №271
от 16.03.2018.

Прокопьевск (Кемеровская область)

Постановление Правительства №1470
от 03.12.2018.

Ростов (Ярославская обл.)

Постановление Правительства №762
от 30.08.2018.

Рузаевка (Республика Мордовия)

Постановление Правительства №1165
от 27.09.2017.

Сарапул (Республика Удмуртия)

Постановление Правительства №1178
от 29.09.2017.

Саянск (Иркутская обл.)

Постановление Правительства №262
от 16.03.2018.

Селенгинск (Республика Бурятия)

Постановление Правительства №898
от 29.07.2017.

Сердобск (Пензенская обл.)

Постановление Правительства №277
от 16.03.2018.

Сосенский (Калужская обл.)

Постановление Правительства №1370
от 13.11.2017.

Тольятти (Самарская обл.)

Постановление Правительства №974
от 28.09.2016.

Тутаев (Ярославская обл.)

Постановление Правительства №1170
от 28.09.2017.

Угловка (Новгородская обл.)

Постановление Правительства №275
от 16.03.2018.

Усолье-Сибирское (Иркутская обл.)

Постановление Правительства №135
от 26.02.2016.

Черемхово (Иркутская обл.)

Постановление Правительства №265
от 16.03.2018.

Череповец (Вологодская обл.)

Постановление Правительства №939
от 07.08.2017.

Чистополь (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №1610
от 22.12.2017.

Чусовой (Пермский край)

Постановление Правительства №329
от 23.03.2017.

Южа (Ивановская область)

Постановление Правительства №1522
от 14.12.2018.

Юрга (Кемеровская обл.)

Постановление Правительства №641
от 07.07.2016.

Железногорск (Красноярский край)

Постановление Правительства №114
от 06.02.2018.

Заречный (Пензенская обл.)

Постановление Правительства №785
от 05.07.2018.

Озерск (Челябинская обл.)

Постановление Правительства №113
от 06.02.2018.

Саров (Нижегородская обл.)

Постановление Правительства №481
от 20.04.2017.

Снежинск (Челябинская обл.)

Постановление Правительства №115
от 06.02.2018.

Амуро-Хинганская (Еврейская АО)

Постановление Правительства №847
от 27.08.2016.

Белогорск (Амурская обл.)

Постановление Правительства №875
от 21.08.2015.

Большой Камень (Приморский край)

Постановление Правительства №43
от 28.01.2016.

Горный воздух (Сахалинская обл.)

Постановление Правительства №200
от 17.03.2016.

Индустриальный парк «Кангалассы» (Якутия)

Постановление Правительства №877
от 21.08.2015.

Камчатка (Камчатский край)

Постановление Правительства №899
от 28.08.2015.

Комсомольск (Хабаровский край)

Постановление Правительства №628
от 25.06.2015.

Курилы (Сахалинская область)

Постановление Правительства №992
от 23.08.2017.

Михайловский (Приморский край)

Постановление Правительства №878
от 21.08.2015.

Надеждинская (Приморский край)

Постановление Правительства №629
от 25.06.2015.

Нефтехимический (Приморский край)

Постановление Правительства №272
от 07.03.2017.

Николаевск (Хабаровский край)

Постановление Правительства №464
от 19.04.2017.

Приамурская (Амурская область)

Постановление Правительства №879
от 21.08.2015.

Свободный (Амурская обл.)

Постановление Правительства №673
от 03.06.2017.

Хабаровск (Хабаровский край)

Постановление Правительства №630
от 25.06.2015.

Чукотка (Чукотский АО)

Постановление Правительства №876
от 21.08.2015.

Южная (Сахалинская область)

Постановление Правительства №201
от 17.03.2016.

Южная Якутия (Республика Саха — Якутия)

Постановление Правительства №1524
от 28.12.2016.

Катайск (Курганская обл.)

Постановление Правительства №119
от 12.02.2019.

Ясный (Оренбургская обл.)

Постановление Правительства №120
от 12.02.2019.

Белорецк (Башкирия)

Постановление Правительства №121
от 12.02.2019.

Костомукша (Карелия)

Постановление Правительства №122
от 12.02.2019.

Менделеевск (Татарстан)

Постановление Правительства №123
от 12.02.2019.

Володарск (Нижегородская обл.)

Постановление Правительства №124
от 12.02.2019.

Глазов (Удмуртия)

Постановление Правительства №125
от 12.02.2019.

Чапаевск (Самарская обл.)

Постановление Правительства №126
от 12.02.2019.

Благовещенск (Башкирия)

Постановление Правительства №127
от 12.02.2019.

Решетиха (Нижегородская обл.)

Постановление Правительства №128
от 12.02.2019.

Нефтекамск (Башкирия)

Постановление Правительства №129
от 12.02.2019.

Новоуральск (Свердловская обл.)

Постановление Правительства №130
от 12.02.2019.

Лесной (Свердловская обл.)

Постановление Правительства №131
от 12.02.2019.

Северск (Томская обл.)

Постановление Правительства №132
от 12.02.2019.

Недостатки, критика и подводные камни ТОСЭР

Экономисты, бизнесмены и даже политики часто с большим скепсисом относятся к самой идее создания территорий опережающего социально-экономического развития, считая ее мало перспективной. Результаты опроса предпринимателей, проведенные экспертно-аналитическим центром Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) свидетельствуют, что территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) могут повторить судьбу особых экономических зон (ОЭЗ), которые начали создавать с 2005 года.

Ниже мы привели самые важные из озвученных специалистами проблем. Следует обратить внимание, что часть из них мешает, либо затрудняет реализацию этой государственной программы, другая часть проблем ставит под сомнение основные идеи, заложенные в создание ТОСЭР и, наконец, третья категорически оспаривает правильность выбранных правительством инструментов.

Проблемные моменты и критика ТОСЭР:

  • Льготные условия производства для резидентов ТОСЭР создадут конкурентные преимущества перед предприятиями региона, в том числе градообразующими.

  • Необходимость жесткого контроля со стороны местных органов власти над движением рабочей силы на территориях опережающего развития. Должно быть отдано абсолютное преимущество собственным трудовым ресурсам, но в законе, в тоже время, не указан приоритет местных кадров перед иностранными.

  • Изоляция – закон не стимулирует резидентов ТОСЭР к распространению позитивного социально-экономического эффекта от реализации проекта на остальную территорию региона и фактически способствует изоляции резидентов ТОСЭР от остальных инвесторов.

  • Слишком короткий льготный налоговый период – пониженные ставки применяется во время, по сути, проектно-сметных и строительных работ, а к моменту запуска предприятий льготный период заканчивается.

  • В законе нет четких гарантий социальной ответственности инвесторов.

  • Большая зависимость проектов, планируемых на территориях опережающего развития, от федерального центра, при этом развитие уже работающего местного бизнеса на таких территориях не стимулируется.

  • Усиление экономической зависимости дальневосточных областей и в целом всего региона от сопредельных стран.

  • Проигрышное положение местного бизнеса перед новыми резидентами ТОСЭР – если давать льготы бизнесменам, то всем, а не только резидентам ТОСЭР.

  • Идея ТОСЭРов и ОЭЗ взята из иностранного опыта, в том числе опыта некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где иные условия – доступ и наличие ресурсов, культурные, ценностные и ментальные ориентиры, учтенные правительствами этих стран, а не простого внедрения чужеродных проектов, как это вновь пытаются сдлать в России. В очередной раз переносить без соответствующей адаптации опыт зарубежных стран на Россию – стратегическая ошибка.

Резюмируя, заметим, что создание территорий опережающего социально-экономического развития в нашей стране актуально и необходимо. Но, при этом, обязательно нужно гораздо более серьезно учитывать местную специфику, специфику отраслей и, конечно, адаптировать закон к потребностям не только крупного бизнеса, но и всего предпринимательства на местах создаваемых территорий.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *