Торговый закон

На первом заседании комиссия по промышленности, экономике и предпринимательству обсудила законопроект о ярмарках, подготовленный губернатором, и приняла решение рекомендовать его к принятию за основу.

По словам начальника юридического управления КППИТ Екатерины Афониной, проект закона «О внесении изменения в закон СПб «О порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Санкт-Петербурга» рассмотрен и одобрен правительством. «Суть его – в устранении внутренних противоречий, — пояснила юрист. – Дело в том, что в апреле прошлого года в закон № 223-55 от 20.04 2011 года внесли изменения, исключив положение о запрете допуска к организации ярмарок лиц, внесенных в реестр недобросовестных организаторов и операторов ярмарок».
Казалось бы, следует отменить изменение прошлого года и вернуть закон к первоначальному варианту, и дело с концом. Но не тут-то было. Мудрые чиновники решили быть последовательными и отменить реестр недобросовестных организаторов и операторов ярмарок. Зачем нужен реестр, если его нельзя использовать?
Депутат Оксана Дмитриева, естественно, возмутилась: «Я правильно поняла, мы полностью исключаем понятие «недобросовестные»?». «Ну, да, — ответила чиновница. – За весь прошлый год был выявлен только один недобросовестный оператор». «А вам не кажется, что один был выявлен потому, что действовал такой реестр и в него никто не хотел попадать?», — парировала депутат.
Здесь вмешался председатель комиссии Алексей Макаров. «На данный закон был протест прокуратуры, которая считает, что нельзя не допускать к конкурсам недобросовестных организаторов ярмарок», — пояснил он.
Получается, прокуратура защищает поставщиков некачественных услуг? – задается вопросом корреспондент «Новостей малого бизнеса». В таком ракурсе чиновники действуют совершенно справедливо: зачем реестр, если недобросовестных нельзя не допускать?

ЗАО «Консультант Плюс»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА N 381-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ) внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию. Особо следует отметить, что Законом N 381-ФЗ введены специальное правовое регулирование в отношении поставок продовольственных товаров.

Общие положения

Действие Закона N 381-ФЗ распространяется на отношения, возникающие между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами (далее — субъекты) в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также на отношения между субъектами при осуществлении торговой деятельности.

Данный Закон не применяется к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Статья 2 Закона N 381-ФЗ раскрывает основные термины: торговый объект, стационарный торговый объект, не стационарный торговый объект, торговая сеть, продовольственные товары.

Торговые объекты делятся на стационарные и нестационарные. Критерием их разграничения является прочная связь с землей. Если торговый объект обладает такой связью, то он относится к стационарным, если нет — к нестационарным. На основании п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) можно сделать вывод о том, что стационарный торговый объект является недвижимым имуществом.

Интерес представляет определение торговой сети, к которой относятся два и более торговых объекта, если они находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением либо иным средством индивидуализации. Законодатель не связывает вопрос признания торговой сетью совокупности торговых объектов с оборотом данных объектов или их долей на рынке.

Методы государственного регулирования торговой деятельности

В ст. 4 Закона N 381-ФЗ перечислены методы государственного регулирования торговой деятельности. К ним относятся установление требований к ее организации и осуществлению, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Пунктом 2 данной статьи не допускается применение других методов государственного регулирования торговой деятельности, но при этом их использование возможно, если оно предусмотрено иным федеральным законом.

Для применения указанных методов государственного регулирования ст. ст. 5 — 6 Закона N 381-ФЗ установлены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в торговой деятельности.

К полномочиям Правительства РФ среди прочего относится следующее:

1) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

2) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения, муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определение доли объема всех реализованных товаров субъектом торговой деятельности (торговой сети), за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.

Полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли (Министерство промышленности и торговли РФ), являются:

1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;

2) утверждение формы торгового реестра, порядка его формирования и предоставления информации, содержащейся в нем.

Среди полномочий органов государственной власти субъектов РФ необходимо отметить следующие:

1) разработка и принятие законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;

2) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ.

Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Следует отметить, что такие органы внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) вправе создавать указанные условия, только если это определено законами указанных субъектов РФ как вопрос местного значения.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления также вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Договорные отношения в торговой деятельности

Законом N 381-ФЗ введены специальные правила регулирования некоторых условий договора поставки продовольственных товаров, в частности условия о вознаграждении субъекта, осуществляющего торговую деятельность (покупателя по договору, далее — субъект торговой деятельности), за приобретение им товаров определенного количества и условия об оплате поставленного товара. Данным Законом установлен запрет на создание дискриминационных условий, навязывание определенных условий контрагенту по договору поставки и на использование при поставке продовольственных товаров в торговые сети договора комиссии и смешанного договора, содержащего его элементы. Кроме того, рассматриваемым Законом предусмотрено ограничение на использование посреднических договоров при продвижении продовольственных товаров, ограничение в отношении некоторых субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети, на приобретение и аренду дополнительной площади торговых объектов.

Договор поставки

В соответствии с Законом N 381-ФЗ изменены преддоговорные отношения сторон договора поставки продовольственных товаров, а также условия этого договора.

Пункт ст. 9 Закона N 381-ФЗ предусматривает, что субъект торговой деятельности обязан предоставить поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Данный доступ обеспечивается путем размещения информации на сайте субъекта торговой деятельности или предоставления запрашиваемых сведений безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Аналогичная обязанность возложена и на поставщика продовольственных товаров.

Закон N 381-ФЗ регулирует условия договора поставки продовольственных товаров. Пунктом 4 ст. 9 допускается включение в цену такого договора вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров. Размер вознаграждения устанавливается договором, но не учитывается при определении цены товаров. Законодатель предусматривает предельный размер вознаграждения: оно не может превышать 10 процентов от цены приобретенных товаров. Выплата вознаграждения не распространяется на приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.

Пункт 6 ст. 9 Закона N 381-ФЗ императивно устанавливает, что иные вознаграждения за исполнение субъектом торговой деятельности условий этого договора и (или) его изменение не могут включаться в цену договора.

Пункт 7 ст. 9 Закона N 381-ФЗ регулирует порядок заключения договора поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту торговой деятельности. В этом случае срок оплаты таких товаров определяется следующим образом:

1) продовольственные товары, срок годности которых менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров субъектом торговой деятельности;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговой деятельности;

3) продовольственные товары, срок годности которых свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в течение 45 календарных дней со дня приемки товаров субъектом торговой деятельности.

Данная оплата осуществляется при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам товаров, т.е. при условии надлежащей поставки.

Законодатель урегулировал ситуацию, когда поставщик продовольственных товаров не передает необходимые документы субъекту торговой деятельности. В этом случае сроки оплаты продовольственных товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком указанных документов по запросу субъекта торговой деятельности.

В п. п. 10 и 12 ст. 9 Закона N 381-ФЗ установлен запрет на установление в договоре поставки продовольственных товаров некоторых условий. Так, не допускается:

— запрет на перемену лиц в обязательстве по договору путем уступки требования, а также ответственность за несоблюдение этого запрета;

— условие о совершении субъектом торговой деятельности услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг по продвижению продовольственных товаров.

Кроме того, п. 12 данной статьи предусмотрен запрет на заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг по продвижению таких товаров.

Пунктом 11 данной статьи установлено, что услуги по продвижению продовольственных товаров оказываются субъектом торговой деятельности на основании договоров возмездного оказания услуг.

Можно прийти к выводу, что оказание данных услуг может осуществляться исключительно на основании договора возмездного оказания услуг, а не на основании иных договоров, в том числе посреднических. Тем самым можно заключить, что в этом случае законодатель ограничил свободу сторон договора.

Для определения условий договора поставки продовольственных товаров необходимо руководствоваться ст. 13 Закона N 381-ФЗ, устанавливающей антимонопольные правила для субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров. В соответствии с данной статьей субъектам торговой деятельности, организующим торговлю через торговые сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством;

к) иные условия, если они содержат существенные признаки навязываемых условий, перечисленные выше.

Из данной статьи следует, что перечни дискриминационных и навязываемых условий являются открытыми. Неясно, является ли включение данных условий основанием ничтожности договора (или его части) по ст. 168 ГК РФ. Статья 13 Закона N 381-ФЗ устанавливает антимонопольные, а не гражданско-правовые правила. В то же время включение дискриминационного или навязываемого условия нарушает Закон N 381-ФЗ, а в соответствии со ст. 21 данного Закона лица, виновные в его нарушении, в том числе несут гражданско-правовую ответственность. Кроме того, Закон N 381-ФЗ, а также КоАП РФ не содержит специальных норм о последствиях включения указанных условий в договор. Также нельзя однозначно утверждать, что включение данных условий в договор поставки продовольственных товаров является зло у потреблением доминирующего положения на рынке в смысле ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Однако в пользу того, что включение дискриминационных и навязываемых условий в договор не является основанием его ничтожности в связи с наличием специальных правовых последствий, указывает п. 3 ст. 16 Закона N 381-ФЗ, согласно которому при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных ст. ст. 13 — 15 Закона N 381-ФЗ, ФАС России принимает меры в соответствии с Законом о защите конкуренции.

При этом можно сделать вывод о том, что нарушение нормативно установленного порядка ценообразования не является основанием для признания договора ничтожным по ст. 168 ГК РФ, поскольку правовые последствия такого нарушения прямо предусмотрены ст. 14.6 КоАП РФ.

Приобретение и аренда торговых площадей

Статья 14 Закона N 381-ФЗ устанавливает, что субъект торговой деятельности, который организует торговлю через торговые сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами и доля которого превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Нарушение данной нормы влечет ничтожность заключенного договора. Законодатель устанавливает, что требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе Федеральной антимонопольной службой.

Специальное упоминание данного органа исполнительной власти дает основания предположить, что ФАС России является заинтересованным лицом по данному иску в силу закона. Это не требует доказывания такой заинтересованности.

Статья 14 Закона N 381-ФЗ ограничивает развитие субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети в границах административно-территориальных образований, по всей видимости, с целью поддержания и развития конкуренции на продовольственном рынке данных образований.

Приведенные нормы не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов, если они были совершены до вступления в силу Закона N 381-ФЗ. Ограничения, предусмотренные ст. 14, применяются в отношении муниципальных районов и городских округов с 1 июля 2010 г. (п. п. 3 и 4 ст. 22 Закона N 381-ФЗ).

Договор комиссии

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ субъектам торговой деятельности, организующим торговлю через торговые сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

При применении данной нормы может возникнуть вопрос о том, подпадает ли под данный запрет договор агентирования, заключенный по модели договора комиссии (когда агент действует от своего имени, но за счет принципала), поскольку данный договор не является смешанным в смысле п. 3 ст. 421 ГК РФ.

Социально значимые продовольственные товары

В п. п. 5 и 6 ст. 8 Закона N 381-ФЗ закреплены особенности оборота социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Рассматриваемый Закон не раскрывает содержания термина «социально значимый товар». При этом предусмотрено, что перечень таких товаров, а также предельно допустимые розничные цены на них устанавливаются Правительством РФ.

Законом N 381-ФЗ предусмотрено, что если в течение 30 календарных дней подряд на территории субъекта (или субъектов) РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, то Правительство РФ вправе установить предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта (субъектов) РФ. Данные цены вводятся на срок не более чем 90 календарных дней.

Размещение нестационарных торговых объектов

В силу п. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. При таком размещении учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения таких торговых объектов в схему размещения устанавливается Правительством РФ, что следует из п. 2 данной статьи.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Пункт 4 данной статьи устанавливает преференцию для субъектов малого и среднего предпринимательства: 60 процентов нестационарных торговых объектов предусмотрены схемой размещения для использования данными субъектами, осуществляющими торговую деятельность.

В п. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ подчеркнуто, что утверждение схемы размещения нестационарных объектов (а также изменения в нее) не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Схема размещения нестационарных торговых объектов подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления, что следует из п. 5 указанной статьи.

Организация ярмарок и продажа товаров на них

Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется ст. 11 Закона N 381-ФЗ. Ярмарки организуются органами государственной власти и местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — организаторы ярмарки).

Организатор ярмарки разрабатывает, утверждает и публикует план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, определяет режим работы ярмарки, порядок ее организации и предоставления торговых мест.

Торговые места на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, что следует из п. 4 данной статьи. Согласно п. 5 указанной статьи такое предоставление является возмездным, размер платы за торговое место и за оказание услуг по обеспечению торговли определяется организатором ярмарки.

Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в области торговой деятельности

Данные требования установлены ст. 15 Закона N 381-ФЗ в целях обеспечения баланса интересов всех участников торговой деятельности, развития конкуренции и недопущения злоупотреблений в сфере торговли.

Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, а также иные органы и организации, осуществляющие их функции, не вправе принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, которые установлены федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Так, ст. 15 Закона N 381-ФЗ запрещено:

1) возлагать на субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров обязанность участвовать в повторной проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, если такая обязанность не передана указанным органам;

2) понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров участвовать в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативно-правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным Федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта РФ или муниципального образования. К таким процедурам и условиям относятся аттестация торговых объектов, аккредитация субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства;

3) понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, который установлен органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов РФ, если указанные органы не наделены правом государственного регулирования цен;

4) принимать нормативно-правовые акты и решения:

— запрещающие или ограничивающие свободное перемещение товаров;

— вводящие ограничения продажи отдельных видов товаров;

— понуждающие субъектов торговой деятельности к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками и наоборот;

— устанавливающие для субъектов торговой деятельности ограничения выбора поставщиков и наоборот;

— дискриминирующие субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров в доступе к объектам транспорта, инфраструктуры.

Государственный контроль за соблюдением требований Закона N 381-ФЗ

Уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) за соблюдением ст. ст. 13 — 15 Закона N 381-ФЗ, является ФАС России, что следует из п. 2 ст. 16 данного Закона.

Меры по развитию торговой деятельности

Глава 4 Закона N 381-ФЗ раскрывает меры, направленные на развитие торговой деятельности. Среди предусмотренных мер целесообразно отметить следующие.

1) Органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов (п. 3 ст. 17 Закона N 381-ФЗ).

2) Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли (п. 1 ст. 18 Закона N 381-ФЗ).

3) Могут быть утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, введение которых не является основанием для пересмотра размещения стационарных, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до их утверждения (ст. 19 рассматриваемого Закона).

Заключительные положения

Закон N 381-ФЗ вступил в силу 1 февраля 2010 г. Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до указанного момента, должны быть приведены в соответствие с его требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу рассматриваемого Закона.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Экономика состоит из внутренней и внешней торговли, которую осуществляет государство. Именно поэтому торговля продукцией на внутренних рынках России должна развиваться и контролироваться органами. Так как эта область постоянно меняется, в регулирующий ее закон номер 381 постоянно вносятся новые изменения.

Основные положения закона о торговле

ФЗ 381 о регулировании торговой деятельности был принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. Федеральный закон 381 содержит 5 глав и 22 статьи. Этот закон регламентирует процессы контроля и регулирования торговли на всей территории России. Также он определяет правоотношения, возникающие между участниками торговли.

ФЗ №164 читайте

Краткое содержание Федерального закона номер 381 о госрегулировании торговли на территории Российской Федерации:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера регулирования настоящего закона. Дан список понятий, терминов и их определений, используемых в законе. Перечислены другие акты, законы и нормативы, касающиеся некоторых положений описываемой области и регулирующие некоторые сферы торговли. Оформлены используемые органами методы для контроля над торговлей. Даны списки полномочий Правительства, федер. органов исполн. власти, органов местного самоуправления и субъектов РФ и т. д. Помощь и участие в процессах осуществления и исполнения указов гос. органов согласно гос. политики некоммерческими компаниями, организациями и хоз. субъектами;
  • Во второй главе оформлены и перечислены требования и условия для осуществления торговой деятельности. Дан список прав и обязанностей субъектов, занимающихся поставкой товаров, хоз. деятельностью и торговлей в этой области. Дан список прав и обязанностей хоз. субъектов, которые осуществляют торговлю и поставку товаров в связи с подписанным договором. Описаны нюансы и основные принципы размещения передвижных торговых площадок. Перечислены и описаны условия организации ярмарки, а также предоставлены требования участникам, торгующим на ярмарке. Оформлены нюансы и форма соглашений между различными хозяйственными субъектами и некоммерческими организациями, которые ведут деятельность в области торговли;
  • В главе три оформлена антимонопольная система, гос. и муницип. контроль в описываемой сфере. Перечислены и описаны правила антимонопольной системы для хозяйственных субъектов, торгующих и поставляющих продукты питания. Описаны ограничения и запреты аренды, купли-продажи в сфере осуществления торговли. Требования антимонопольной службы к различным категориям гос. органов. Способы и процессы, меры и деятельность по контролю за исполнением положений настоящего ФЗ;
  • В главе номер четыре оформлены меры развития и меры по контролю за торговой деятельностью. Описаны процессы организации мероприятий для развития описываемой области. Перечислены системы государственных и муниципальных программ по развитию эффективности торговли и улучшению конкурентоспособности. Оформлено обеспечение граждан информацией в настоящей области деятельности и торговыми площадками в различных регионах страны;
  • В пятой г. оформлены заключительные условия и дополнительные требования и положения настоящего Федерального закона.

ФЗ об адвокатуре в последней редакции

Согласно 1 статье закона, он преследует следующие цели:

  • При помощи оформления общих требований для всех торговых процессов объединение экономического рынка страны;
  • Установление границ между полномочиями разных сотрудников различных государственных органов;
  • Обеспечение соблюдения прав всех торгующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Развитие отрасли торговли для удовлетворения потребности населения и гос. учреждений, а также для развития конкурентоспособности на рынке.

Вам будет интересно: ФЗ о референдуме в Российской Федерации 2018 г. Последние изменения

ФЗ о торговле с 1 января 2017 года претерпел определенные изменения. Если договор на поставку товара или работ был заключен до 15 июля 2016 года, до 1 января 2017 года информация в договоре должна быть изменена и в итоге должна соответствовать требованиям положений закона. В противном случае договор будет признан недействительным и аннулирован.

Скачать Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ можно по ссылке.

Последние изменения

Последние изменения в закон о торговле были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 273.

Согласно изменениям в первую статью была добавлена шестая часть. В этой части написано, что все требования и условия, расписанные в главе номер 3 об антимонопольной системе касаются не только хозяйствующих субъектов, но и других лиц, входящих с ними в одну группу. Это условие регулируется 135 ФЗ о защите конкуренции.

Во второй статье были изменены пункты 8 и 10, определяющие понятия «торговая сеть» и «услуги по продвижению товаров». Торговая сеть — это несколько объектов торговли, принадлежащие одному хоз. субъекту, группе хоз. субъектов или продающиеся под одной коммерческой маркой. Услуги по продвижению товаров — это оказываемые хоз. субъектам услуги по продвижению их продовольственных товаров, при помощи рекламы, системы выкладки в торговых центрах и магазинах, отчетности и других действий рекламного характера.

Множество изменений произошло в статье номер 9:

  • В первой и второй части были исключены фразы о запросе и получении информации при сроке в 14 дней с момента получения запроса;
  • В другом виде изложена часть 4 девятой статьи. В этой части написано, что при осуществлении закупки продовольственных товаров у хоз. субъектов, клиент имеет право назначить поставщику денежное вознаграждение. Вознаграждение обсуждается сторонами и вписывается в договор. Также согласно закону любые дополнительные работы, как упаковка товара, выплата вознаграждения, подготовка товара, реклама и т. д. в совокупности не должны превышать 5% от общей суммы заказа. За дополнительную оплату вознаграждений не начисляется налог;
  • Согласно шестой части запрещены случаи, когда клиент выплачивает не оформленные в законе виды денежных средств, за несуществующие услуги или в качестве вознаграждения за то, чего поставщик не делал. В таких случаях обе стороны будут нести ответственность;
  • В седьмой части были изменены три пункта. В первом пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает десяти дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 8 рабочих дней после получения клиентом. Во втором пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает 30 дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 25 рабочих дней после получения клиентом. В третьем пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых превышает 30 дней и алкогольной продукцией. Эта продукция и товары должны быть оплачены через 40 дней после получения клиентом;
  • В восьмой части написано, что все сроки, оформленные в части 7 начинают исчисление с момента получения клиентом товара. С этого момента в течение трех рабочих дней должны быть переданы все бумаги на товар и подписана вся необходимая документация;
  • 9 часть 9 статьи утратила силу и была исключена из закона;
  • В 10 часть была добавлена фраза «Исполнение (реализация) указанного договора в соответствующей части не допускается»;
  • В 11 части информация об услугах рекламы и продвижения продовольственной продукции была изменена и дополнена сведениями об услугах продвижения, подготовки, упаковки и доставки продукции;
  • В части 12 оформлена информация о том, что хоз. субъекты, которые осуществляют деятельность по поставке продовольственной продукции или по торговле этой продукцией запрещено в договоре размещать информацию о дополнительных услугах, как упаковка, реклама, подготовка и т. д. Также запрещено принуждение к заключению договора с контрагентом о перечисленных дополнительных услугах;
  • В 13 части дан список запретов на определенные ситуации и деятельность для хозяйствующих субъектов. Запрещается брать или вносить оплату за торговлю или поставку продукции на объектах, оплачивать расходы услуг, не оговоренных в договоре, брать или вносить плату за изменение категорий и вида товаров;
  • Согласно 14 части настоящей статьи все описанные в ней изменения, требования и условия касаются групп лиц, среди которых хозяйствующие субъекты. Группы лиц регулируются по закону о защите конкуренции.

Также изменилась 1 часть 13 статьи. В этой части перечислены ограничения для хоз. субъектов, организовывающих торговые сети или поставляющие в них товары:

  • Дискриминировать граждан или другие лица, нарушая ФЗ о защите конкуренции;
  • Передавать товар или продукцию клиенту через третьи лица без оформления с третьим лицом договора о собственности. Принимается произвольный письменный документ с информацией о третьем лице;
  • Ограничивать в доступе или на выходе из объектов других хозяйствующих субъектов;
  • Запрещено навязывать контрагенту условия запретов оформления договоров с другими хоз. субъектами, условия возврата непроданной продукции или товаров обратно хозяйствующим субъектам, предложения о снижении ответственности за невыполнение условий договора, условия о неприемлемом понижении цен, не описанном в настоящем законе, условия со сведениями о передаче информации о договорах хоз. субъектам;
  • Запрещено нарушать систему ценообразованию, установленную согласно нормативам, принятым в РФ.

Во второй части 13 статьи сократилась информация о Федеральном законе «О защите конкуренции». Была исключена дополнительная информация о нем, как номер, дата принятия, дата внесения последних изменений. В 13 статье осталось лишь название этого закона.

В 16 статье, в части 2 была изменена информация о проведении государственного контроля федер. органами. Федер. органы исполн. власти имеют право оформлять и принимать нормативы и акты, а также вести надзор за соблюдением правил антимонопольной системы. Имеют право подключать в разбирательства другие территориальные органы. Обладают полномочиями, согласно антимонопольному законодательству России, выдавать предписания и советы по улучшению работы. В 3 части этой же статьи изменилась информация, согласно которой описанные выше органы могут принять меры, описанные в законодательстве РФ.

В 18 статью был добавлен 4 пункт в 4 часть. Согласно этому изменению одним из показателей развития эффективности описанных программ является увеличение спроса на определенную продукцию на российском рынке. В 19 статье, части 3 фраза о документах, описывающих реализацию развития субъектов РФ, была изменена на фразу «нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Отсрочка платежа по закону о торговле

Важнейшим критерием оценки рассрочки является дата поставки товара, получения его на руки и срок хранения товара. При помощи этого критерия правоотношения между поставщиком и клиентом становятся более легитимными и открытыми, что позволяет процессу торговли быть более эффективным.

Вся информация о рассрочке и о ее сроках оформлена в 9 статье, в пункте номер 7. Дан список самых поздних сроков оплаты продовольственных товаров:

  • Продукция с наименьшим сроком хранения оплачивается в первую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 10 суток должны быть оплачены в течение 8 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция со средней продолжительностью срока хранения оплачивается во вторую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 30 суток, но дальше 10, должны быть оплачены в течение 25 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция с длительной продолжительностью срока хранения оплачивается в последнюю очередь. Все товары, которые можно хранить дольше 30 суток, должны быть оплачены в течение 40 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом.

В прошлые года сроки рассрочки были более длительными, для улучшения качества продаваемого товара было принято решение о внесении изменений в закон. Согласно изменениям сроки были сокращены на 5-10 рабочих дней.

Особенности выездной торговли

Выездная торговля является одним из самых контролируемых аспектов ведения торговли, согласно описываемому закону. Важнейшим условием и требованием, при котором позволяется вести выездную торговлю является то, что транспорт, в котором располагается продукция, не должен нарушать ПДД, не должен мешать движению на дорогах, и самое главное, не должен представлять риск здоровью и жизни населения РФ.

В транспорте или на руках у продавца обязательным считается наличие документации, в которой описана лицензия или подписано разрешение на осуществление торговли на улицах города. Необходимые бумаги продавец имеет право получить у поставщика товаров или владельца транспортного средства.

В бумагах должны быть прописаны сведения о технических и санитарных характеристиках транспорта, также передвижное средство должно этим характеристикам и нормам соответствовать. Если при проверке будут выявлены нарушения, лицо, занимающееся продажей, будет привлечено к ответственности, согласно положениям настоящего и других законов России.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Новости 10 августа 2016 Г. 08:10

С 15 июля этого года вступили в силу новые поправки в закон о торговле, которые вызвали большой ажиотаж в прессе. Многие эксперты называли чрезмерно жесткими и губительными для отрасли, другие призывали принять закон в наиболее жесткой форме. Отраслевые аграрные и торговые объединения призывали отказаться от госрегулирования и отдать все на откуп рынку. Тем не менее, закон был принят с достоточно серьезными изменениями для рынка.
Milknews ознакомился с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы, которые были разосланы по всем территориальным органами ФАС России для использования в работе антимонопольщиков.
Краткое содержание основных положений представляет Milknews:
1. Вступление закона в силу
Поправки вступили в силу по истечению 10 дней с момента его официального опубликования. Таким образом с 15 июля действует новая редакция закона о торговле. При этом обращаем внимание, что ваши договоры поставки или иные договоры не признаются недействительными. Их нужно привести в соответствие с новым законом до 1 января 2017 года. Только потом те договоры, условия в которых противоречат закону о торговле, утратят силу.
Уточняется, что «если после заключения принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случае, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров”.
2. Действие закона по кругу лиц
Антимонопольные требования, согласно новым нормам, распространяются на всех лиц, входящих с хозяйствующим субъектом в одну группу.
3. Понятие «торговая сеть”
Появилось новое понятие «торговая сеть”. Это совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации”.
До этого понятие «торговой сети” предполагало только совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
4. Услуги по продвижению товаров
К ним относятся услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на их продвижение.
ФАС обращает внимание, что это не исчерпывающий перечень. Услуги могут быть и иные. Этот перечень открытый, к ним могут быть отнесены сходные услуги.
5. Доступ к информации контрагента
По новому закону сеть обязана предоставлять поставщику доступ к информации об условиях отбора контрагентов на своем официальном сайте.
Поставщики по отношению к сети обязаны обеспечить доступ к информации об условиях отбора контрагента и качестве и безопасности поставляемых продуктов питания и опубликовать эти данные на своем официальном сайте.
ФАС уточняет, что раньше был альтернативный способ — ответ на запрос в 14 дней с момента его получения. Теперь — только публикация на сайте.
6. Совокупный размер вознаграждения
В новой редакции предусмотрено, что вознаграждение сети за приобретение товара и его продвижение не может превышать 5% от цены приобретенных товаров.
При расчете размера вознаграждения не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая поставщиком сети в связи с приобретением товаров, а в отношении подакцизных товаров не учитывается также сумма акциза.
Таким образом, норма содержит две составляющих:

  • вознаграждение за приобретение товара;
  • плата за оказание услуг по продвижению.

Первое — вознаграждение — может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены товара.
Второе — плата за оказание услуг — не может быть включена в договор поставки. Плата за оказание услуг должна оформляться отдельно — договором возмездного оказания услуг, и и их стоимость должна быть зафиксирована точной стоимостью.
Если все услуги сети для всех поставщиков идентичны (имеют одинаковое содержание и объем действий), то стоимость для всех должна быть одинаковой. И если рассчитывать стоимость этих услуг будут выражены в процентах от товарооборота, то сумма для разных поставщиков будет разной, а это противоречит закону, пишет ФАС.
7. Запреты на взимание платы
Появились новые запреты:

  • нельзя взимать плату за право поставок продуктов в функционирующие или открываемые магазины;
  • нельзя взимать плату за изменение ассортимента продукции поставщика;
  • нельзя взимать возмещение расходов в связи с утратой или повреждением после перехода права собственности от поставщика сети, если поставщик сам в этом не виноват;
  • нельзя вообще взимать возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки и продажи.

Если ФАС обнаружит, что кто-то что-то все-таки взимает, то возбудит дело об административных правонарушениях без проведения расследования.
8. Новые методы борьбы с дискриминацией
По новому закону запрещается:

  • создавать дискриминационные условия,
  • создавать препятствия для доступа на рынок;
  • нарушать установленный порядок ценообразования;
  • заключать договор с третьими лицами и передавать им товар на комиссию без передачи права собственности на этот товар, заключать договор поручения, агентский договор или смешанный. Делать это можно только при условии, что это одна группа компаний, и тогда в ФАС надо предоставить доказательства допустимости таких договоров;
  • навязывать поставщику:

— условия о запрете на заключения договоров поставки в другие сети на аналогичных условиях;
— условия об ответственности за неисполнение поставки на более выгодных условиях, чем для другой сети;
— условия о предоставлении поставщиком сведений сети о других договорах с сетями и их условиях;
— условия о снижении поставщиком цены до уровня, который при установлении надбавки не превысит минимальную цену в другой сети;
— условия о возврате нереализованной продукции, если такое не допускается законодательством;
иные условия, не относящиеся к предмету договора.
9. Ответственность за нарушения закона о торговле
Основанием для привлечения к ответственности по статьям 14.40 — 14.42 будут нарушения антимонопольных правил, требований по предоставлению информации и требований к условиям заключения договоров.
Запрет и административная ответственность за нарушение правил предусматривается не только для тех, кто включил запрещенные условия в договор, но и для тех, кто такой договор исполняет.
Постановление по делу об административном нарушении не может быть вынесено ФАС или терограном по истечению 2 месяцев со дня совершения нарушения. Если нарушен закон о торговле и антимонопольное законодательство, то срок увеличивается до 1 года. Если нарушение длится, то антимонопольщики начинают отсчет от даты обнаружения нарушения.
Поводом для возбуждения дела по статье 14.40 является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии.
Сроки давности по статьям 14.41-14.42 — год со дня обнаружения, а при длящемся нарушении — также год с момента обнаружения.
Поводы:

  • обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на нарушение,
  • материалы о нарушении, поступившие из правоохранительных органов, госорганов и органов местного самоуправления, а также общественных объединений;
  • сообщения и заявления юридических и физических лиц и сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения.

Дела возбуждаются немедленно при получении достаточных данных — без проведения расследования. 15017 просмотров

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *