Транспортная экспедиция

Если экспедитор выступает посредником, клиенту необходимо представить отчет, в котором указывают:

  • суммы, полученные для исполнения поручения;
  • суммы вознаграждения;
  • суммы, использованные на исполнение поручения.

К отчету должны быть приложены товарно-транспортные документы, копии договоров с третьими лицами (а если договоры заключались от имени клиента, то оригиналы), копии платежных документов, а также других первичных документов (в зависимости от цели расходования средств клиента), счет-фактура. Данный отчет является основанием для отражения клиентом услуг экспедитора. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета у экспедитора на примерах. Пример 1.
Экспедитор — транспортная организация заключила с клиентом договор транспортной экспедиции на следующие виды услуг:

перевозка груза — 29 500 руб.;

проверка количества и состояния груза — 3540 руб.;

его погрузка и выгрузка — 11 800 руб.

В марте 2006 г. услуги были оказаны, после чего составлены акт и счет-фактура.

На основании акта оказанных услуг в марте в бухгалтерском учете экспедитора делаются записи:

Д-т 62, К-т 90-1 — 44 840 руб. — отражена выручка от оказания услуг;

Д-т 90-3, К-т 68 — 6840 руб. — начислен НДС;

Д-т 90-2, К-т 20 — 30 000 руб. — списаны расходы, связанные с оказанием услуг;

Д-т 90-9, К-т 99 — 8000 руб. — отражен финансовый результат;

Д-т 99, К-т 68 — 1920 руб. — начислен налог на прибыль (24%).

📌 Реклама Пример. 2.
Экспедитор заключил договор с клиентом, в соответствии с которым:

обязуется от своего имени, но за счет клиента заключить договор перевозки груза. Вознаграждение экспедитора от данной услуги составило 23 600 руб.;

самостоятельно оказать услуги по погрузке и выгрузке груза — 14 160 руб.

По результатам оказания услуг экспедитор составил отчет, к которому приложил:

  • копию договора с транспортной организацией;
  • товарно-транспортные документы;
  • платежные документы;
  • акт оказания услуг по погрузке и выгрузке груза;
  • счет-фактуру.

На основании отчета в бухгалтерском учете экспедитора будут сделаны записи:

Д-т 51, К-т 76 — 82 600 руб. — получены денежные средства на оказание услуг по перевозке груза;

Д-т 76, К-т 62-2 — 23 600 руб. — отражено вознаграждение, полученное в качестве аванса;

Д-т 76-АВ, К-т 68 — 3600 руб. — начислен НДС с суммы вознаграждения, полученного авансом;

Д-т 60-2, К-т 51 — 59 000 руб. — перечислены денежные средства на исполнение поручения;

Д-т 76, К-т 60-1 — 59 000 руб. — оказана услуга по перевозке груза;

Д-т 60-1, К-т 60-2 — 59 000 руб. — зачтен перечисленный поставщику услуг аванс;

Д-т 62-1, К-т 90-1 — 14 160 руб. — отражена выручка от оказания услуг по погрузке-разгрузке;

Д-т 90-3, К-т 68 — 2160 руб. — начислен НДС;

Д-т 62-1, К-т 90 — 23 600 руб. — начислено вознаграждение по посреднической сделке;

Д-т 90-3, К-т 68 — 3600 руб. — начислен НДС;

Д-т 62-2, К-т 62-1 — 23 600 руб. — зачтен аванс;

Д-т 68, К-т 76-АВ — 3600 руб. — зачтен НДС, начисленный с аванса;

Д-т 90-2, К-т 20 — 21 000 руб. — списаны расходы, связанные с оказанием услуг;

Д-т 90-9, К-т 99 — 11 000 руб. — отражен финансовый результат;

Д-т 99, К-т 68 — 2640 руб. — начислен налог на прибыль (24%);

Д-т 51, К-т 62-1 — 14 160 руб. — получены денежные средства за оказание услуг по погрузке.

Порядок применения посредниками счетов-фактур при расчетах по НДС определен постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. № 914. Если услуги реализуются от имени экспедитора, то счета-фактуры по приобретенным услугам перевозчика для клиента хранят в журнале учета полученных счетов-фактур и в книге покупок не регистрируют. В книге продаж регистрируются счета-фактуры на сумму вознаграждения экспедитора. На стоимость перевозки клиенту выставляются счета-фактуры, в которых отражаются показатели счетов-фактур, выставленных перевозчиком. 📌 Реклама

Автор — сотрудник ЗАО «Гориславцев и К. Аудит»


Как правило, та организация, что предоставляет услуги экспедитора, также оказывает и услуги перевозки. Поэтому отношения между такой организацией (перевозчиком) и клиентом (заказчиком) регулируются не простым договором перевозки или договором транспортной экспедиции, а чем-то обобщенным.
Согласно ст.785 ГК РФ, по договору перевозки в обязанности перевозчика входит доставка груза, вверенного ему заказчиком, до пункта назначения, а также выдача его уполномоченному лицу. Соответственно, заказчик обязан совершить оплату по условиям заключенного договора. Но это лишь основа юридических отношений. На самом деле, заключаемый договор экспедитор-перевозчик включает в себя множество нюансов.
Например, в обязанности такого универсального перевозчика, также входят и действия по планированию всех операций, связанных с перевозкой, и их осуществление. Сюда может войти обязанность по выбору маршрута, получение необходимых документов, соблюдение формальностей на таможне, проверка качества и количества груза, такелажные работы, уплата различных сборов и пошлин, а также хранение груза (ст.801 ГК РФ).
Но, и заказчик имеет определяемые Гражданским Кодексом обязанности. К примеру, он обязан выдать экспедитору доверенность, если она, конечно, необходима ему для осуществления своей деятельности. Но самое главное, клиент обязан предоставить перевозчику всю необходимую информацию об условиях транспортировки и хранения груза, а также о его свойствах. В случае, если компания перевозчик понесет убытки, связанные с сокрытием заказчиком информации, то заказчик и будет их возмещать. Однако, ГК РФ тут делает оговорку – исполнитель обязан своевременно убедиться в полноте предоставленной информации и затребовать недостающую (ст.804 ГК РФ).
Но, помимо организационных условий, необходимых лишь для начала выполнения перевозки, существуют и обязанности сторон, оговаривающие непосредственно погрузку и доставку груза. Заказчик обязуется обеспечить приемлемые условия для подачи транспорта – пригодные подъездные пути, а также документы, допускающие транспорт к месту погрузки. Кроме того, он же, должен своевременно подготовить груз – обеспечить тару, упаковку, перевозочные документы. В случае, если по каким-либо условиям груз не соответствует требованиям договора экспедитора — перевозчика, то он считается непредъявленным. Помимо этого, в обязанности заказчика входит проверка транспорта на пригодность к осуществлению перевозки, а также состояния груза.
Даже такие обязанности, как погрузка, увязка (закрепление) и укрытие груза должны выполняться, как правило, грузоотправителем или уполномоченным лицом, но под контролем перевозчика. Что касается проблем сроков, то необходимый простой транспорта, чаще всего, составляет 12 часов со времени прибытия под погрузку. В случае превышения данного срока по вине заказчика, им уплачивается штраф, в соответствии с договором. А вот если перевозчик опоздал с предоставлением транспорта более, чем на 6 часов, то штраф выплачивает именно он.
Что характерно для договора перевозки, то, когда транспорт тронулся, заказчик на время освобождается от различных обязанностей. А вот перевозчик выполняет свою деятельность в сроки и на условиях, обусловленных договором. Он, также, предоставляет заказчику всю информацию не только о возникающих проблемах, но и просто о состоянии перевозки.
Что касается выгрузки груза, то тут обязанности сторон почти аналогичные условиям погрузки – от предоставления приемлемых подъездных путей к месту выгрузки до соблюдения сроков выгрузки. А в случае, если под выгрузку предъявляется груз, не соответствующий товарной накладной по качеству или количеству, то должен составляться приемо-сдаточный акт.
Как и в простом договоре транспортной экспедиции, договор экспедитор – перевозчик, может определять возможность предоставления перевозчику права привлечения третьего лица для осуществления его обязанностей, обусловленных договором. Однако данный факт вовсе не освобождает компанию перевозчика от ответственности по договору, заключенному между ним и грузоотправителем. А вот между перевозчиком и третьим лицом может быть заключен другой договор, например, договор перевозки или фрахта.
Кстати, как и при многих других видах юридических взаимоотношений, ни одна из сторон рассматриваемого договора не будет нести ответственности, если условия договора либо невозможно исполнить вообще, либо нельзя исполнить в срок из-за воздействия непреодолимой силы. Имеются ввиду обстоятельства, которых нельзя было избежать или предвидеть: издание законного или подзаконного акта, военные действия, природные катаклизмы и техногенные катастрофы. Разумеется, действия данных сил должны быть подтверждены соответствующей Торговой Палатой.
Однако, существуют также компании, осуществляющие только услуги транспортной экспедиции либо только услуги по перевозке грузов. Но клиенту, как правило, требуется весь спектр услуг по перемещению его груза. Заключив договор с компанией экспедитором, заказчик уже не особо интересуется вопросом непосредственно перевозки. Данная проблема ложится на плечи экспедитора.
Взаимоотношения сторон, в данном случае, будут регулироваться договором между экспедитором и перевозчиком. Скорее всего, это будет просто договор перевозки, предусмотренный ст. 785 Гражданского Кодекса РФ. Но в данном Кодексе имеется еще одна статья, регулирующая похожие отношения – это договор фрахтования или чартера (ст.787). По данному договору одна из сторон (фрахтовщик) берет на себя обязательства по предоставлению другой стороне (фрахтователю), за определенную договором оплату, всю вместимость транспортного средства либо ее часть для перевозки груза. Причем речь может идти и о нескольких транспортных средствах и рейсах.
Кстати, договор между экспедитором и перевозчиком возможен еще и в виде договора аренды транспортного средства. Однако, в данном случае, компания экспедитор должна иметь возможность и сама быть перевозчиком (иметь необходимые лицензии и разрешения). То есть речь тут идет просто о нехватке транспортных средств, для исполнения обязательств перевозчиком.

Артём Богданов

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

г. «» 2020 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Настоящий Договор регулирует взаимоотношения Сторон при организации Экспедитором перевозок и транспортно-экспедиторского обслуживания Клиента.

ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА

2.1. Экспедитор обязуется по поручению Клиента, за вознаграждение, от своего имени и за счет Клиента организовать выполнение определенного настоящим Договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой, хранением и доставкой грузов Клиента, а так же выполнять другие обязанности, связанные с перевозкой.

2.2. Заключать от своего имени, в интересах и за счет Клиента, договора с перевозчиками и другие договора, необходимые для выполнения условий настоящего Договора, в том числе договора на страхование грузов Клиента.

2.3. Производить все расчеты от своего имени с перевозчиками, другими организациями и лицами, необходимыми для исполнения настоящего Договора, в последствии относя эти расходы на Клиента.

2.4. По согласованию с Клиентом и на основании предоставленных Клиентом данных о грузе определить маршрут, способ и сроки перевозки. Данная информация фиксируется Экспедитором в заявке на перевозку.

2.5. Организовать прием груза Клиента непосредственно от него или грузоотправителя. Прием по согласованию с Клиентом может быть осуществлен одним из следующих способов:

2.5.1. По количеству мест.

2.5.2. По накладным на груз с полным контролем вложений. По факту приема груза Клиенту или грузоотправителю выдается акт приема-передачи или, по требованию Клиента, доверенность.

2.6. Обеспечить оформление необходимых для перевозки документов.

2.7. Осуществить в соответствии с заявкой Клиента доставку груза.

2.8. Сообщать Клиенту необходимую информацию о продвижении грузов и транспортных средств, вести учет экспедируемых грузов на своих складах.

2.9. Уведомить Клиента об отступлениях в указаниях Клиента, если они возникли, как только уведомление станет возможным.

2.10. Сообщать Клиенту обо всех обнаруженных недостатках и неточностях, содержащихся в документах, а также несоответствии сведений действительным характеристикам груза.

2.11. Экспедитор обязан застраховать груз по требованию Клиента.

ПРАВА ЭКСПЕДИТОРА

3.1. Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если только это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить Клиента о его согласии на такое отступление.

3.2. При обнаружении неточности или несоответствия сведений, предоставленных Клиентом, а так же отсутствия необходимых для перевозки документов. Экспедитор вправе не приступать к выполнению поручения Клиента, либо оказывать экспедиционные услуги исходя из интересов Клиента.

3.3. Экспедитор, в случае необходимости, вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки, последовательности, перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов Клиента. При этом Экспедитор обязан уведомить Клиента о произведенных изменениях, как только уведомление станет возможным.

3.4. Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения, понесенных им в интересах Клиента расходов или до предоставления Клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения расходов. В этом случае Клиент так же оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания Экспедитором в случаях, предусмотренным настоящим пунктом, ответственность несет Клиент.

3.5. Экспедитор вправе проверять достоверность предоставленных Клиентом необходимых документов, а так же информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения Экспедитором его обязанностей.

3.6. В случае отказа Клиента или номинированного им грузополучателя принять перевозимый Экспедитором груз, Экспедитор вправе, после извещения Клиента, выгрузить груз в любом, удобном для него месте, с отнесением всех расходов по этой операции на Клиента.

3.7. Экспедитор вправе прекратить или приостановить выполнение поручения по настоящему Договору в случае возникновения препятствий со стороны государственных или муниципальных органов власти, а так же в случае наступления обстоятельств, предусмотренных разделом 9 настоящего Договора.

ОБЯЗАННОСТИ КЛИЕНТА

4.1. Клиент обязан своевременно предоставить Экспедитору полную и точную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором своих обязанностей по настоящему Договору.

4.2. Клиент или номинированный им грузоотправитель обязан предоставить груз в упаковке и с маркировкой, соответствующей условиям перевозки, за исключением, когда упаковка выполняется Экспедитором по согласованию с Клиентом.

4.3. Обеспечить наличие всех необходимых документов на груз по требованию Экспедитора.

4.4. В случае подачи Клиентом заявки Экспедитору на транспортно-экспедиторское обслуживание опасных грузов или грузов, требующих соблюдения определенных условий (температурный режим, хрупкие, негабаритные грузы и т.п.), Клиент обязан предварительно согласовать с Экспедитором возможность и условия такой перевозки.

4.5. Выдавать Экспедитору доверенности для представления им интересов Клиента в государственных и муниципальных организациях, а также в предприятиях всех форм собственности.

4.6. Не предоставлять к перевозке грузы не прошедшие таможенную очистку, грузы, в отношении которых имеются претензии со стороны третьих лиц, а так же запрещенные в соответствии с законодательством к перевозке грузы.

4.7. В случае обнаружения Клиентом или номинированным им получателем во время выдачи груза утраты (недостачи, повреждения) груза Клиент обязан уведомить об этом Экспедитора в письменной форме с обязательным выполнением одного из следующих требований в зависимости от вида перевозки:

4.7.1. При перевозке транспортом Экспедитора произвести отметку в транспортной накладной Экспедитора и составить коммерческий акт совместно с уполномоченным Экспедитором лицом с указанием общего характера недостачи (повреждении) груза.

4.7.2. При перевозке транспортом перевозчика, выбранным Экспедитором по заявке Клиента, составить коммерческий акт в соответствие с требованиями и в порядке, предусмотренными «Транспортным уставом железных дорог РФ» или «Воздушным Кодексом РФ» в зависимости от вида перевозки.

4.8. Клиент обязан в порядке, предусмотренном настоящим Договором, оплатить вознаграждение Экспедитору, а так же возместить понесенные им расходы в интересах Клиента.

ПРАВА КЛИЕНТА

5.1. Выбирать маршрут следования и вид транспорта по согласованию с Экспедитором.

5.2. Получать от Экспедитора информацию о местонахождении переданного к перевозке груза.

5.3. Клиент имеет право отозвать ранее поданную Экспедитору заявку на перевозку с обязательным возмещением Экспедитору фактически понесенных им расходов, связанных с выполнением этой заявки.

5.4.Клиент имеет право по согласованию с Экспедитором выдавать его представителю доверенность на получение груза для перевозки.

ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

6.1. Стоимость оплаты по каждой заявке основывается на тарифах Экспедитора, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора.

6.2. Клиент осуществляет авансовый платеж в начале работы по Договору. При дальнейшем регулярном сотрудничестве и соблюдений условий Договора Клиент производит оплату по счетам (счетам-фактурам) в течение пяти банковских дней после получения счета (счета-фактуры). В случае нарушения условий настоящего Договора и (или) возникновения задолженности Клиента перед Экспедитором, Экспедитор выставляет Клиенту счет на авансовый платеж и имеет право приостановить выполнение своих обязанностей по настоящему Договору до погашения Клиентом своей задолженности.

6.3. Превышение суммы аванса над фактической стоимостью выполненных работ считается по согласованию Сторон авансом для последующих перевозок, либо возвращается Клиенту в течение банковских дней.

6.4. В случае отказа Клиента от перевозки, Экспедитор считает оплаченную Клиентом сумму авансом для оплаты последующих перевозок, либо возвращает ее в течение банковских дней с момента получения заявления об отказе от перевозки за вычетом фактически понесенных им расходов по осуществлению данной перевозки. Если Клиентом аванс ранее не перечислялся, то Экспедитор выставляет Клиенту счет на оплату фактически понесенных расходов.

6.5. В случае отказа Экспедитора от перевозки, если причиной отказа не являются случаи, предусмотренные пунктами раздела 9 или невыполнение Клиентом раздела 4 настоящего Договора, Клиенту в течение банковских дней возвращается внесенная оплата в полном объеме.

6.6. В случае, если вес или объем предоставленного к перевозке груза оказывается меньше заявленного Клиентом, то Экспедитор возвращает Клиенту сумму переплаты за вычетом фактически понесенных им расходов. Если Клиентом аванс ранее не перечислялся, то Экспедитор выставляет Клиенту счет на оплату фактически понесенных расходов, которые оплачиваются в течение банковских дней.

6.7. После выполнения Экспедитором и Клиентом своих обязанностей по настоящему Договору Стороны составляют Акт выполненных работ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА

7.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, Экспедитор несет ответственность в соответствии с гл.25 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

7.2. В случае, если Экспедитор докажет, что нарушение исполнения обязательств вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед Клиентом Экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

7.3. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его Экспедитором и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

  • за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  • за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  • за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
  • за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей на месте выдачи груза в день удовлетворения требования Клиента.

7.4. Экспедитор не несет ответственность за убытки и ущерб, возникшие вследствие неточности или неполноты сведений, предоставленных Клиентом.

7.5. Экспедитор не несет ответственность за внутритарную недостачу содержимого грузовых мест, принятых и переданных в исправной упаковке, за исключением грузов, принятых в соответствии с п.2.5.2.

7.6. Экспедитор не несет ответственность за недостачу или повреждения груза, произошедшие вследствие естественной убыли перевозимого груза.

7.7. Груз, который был доставлен, но не был выдан указанному получателю или Клиенту по причине не уплаченного Экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если Экспедитор своевременно уведомил Клиента об оказании экспедиторских услуг.

7.8. В случае если во время выдачи груза получатель, номинированный Клиентом, или непосредственно Клиент не уведомили Экспедитора в письменной форме об утрате (недостаче, повреждении) груза и не выполнили требования, предусмотренные п.4.7 настоящего Договора, считается, что они получили груз неповрежденным.

7.9. В случае, если повреждения (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, то уведомление об этом может быть сделано не позднее трех календарных дней со дня приема груза.

7.10. В случае нарушения Экспедитором срока исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Договором, и если Экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине Клиента, Экспедитор выплачивает Клиенту неустойку в размере % от стоимости услуг Экспедитора за каждый день просрочки. Размер неустойки не может превышать стоимость услуг Экспедитора по данной перевозке.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛИЕНТА

8.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, Клиент несет ответственность в соответствии с гл.25 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

8.2. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с неисполнением своих обязанностей по настоящему Договору, в том числе за не предоставление необходимой и достоверной информации, документов, не соответствие груза заявленным характеристикам, сверхнормативный простой транспортных средств, а так же повреждения транспортных средств Экспедитора или перевозчиков вследствие не соблюдения своих обязанностей.

8.3. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения Экспедитора и понесенных им в интересах Клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере % от стоимости услуг Экспедитора за каждый день просрочки. Размер неустойки не может превышать стоимость услуг Экспедитора по данной перевозке.

ФОРС-МАЖОР

9.1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) Стороны имеют право приостановить исполнение обязательств по настоящему Договору на срок действия таких обстоятельств. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнения своих обязательств, если их неисполнение является следствием действия обстоятельств непреодолимой силы.

9.2. В случае, если такие обстоятельства будут продолжаться более календарных дней. Стороны имеют право пересмотреть условия настоящего Договора или отказаться от исполнения своих обязательств без предъявления каких-либо претензий.

РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ И АРБИТРАЖ

10.1. Все претензии, возникающие при исполнении настоящего Договора, предъявляются Сторонами в письменном виде. К претензии об утрате, недостачи, повреждении (порчи) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

10.2. Претензии могут быть предъявлены в течение дней со дня возникновения права на предъявление претензии.

10.3. Стороны обязаны рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение календарных дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

10.4. Для требований, вытекающих из настоящего Договора, срок исковой давности составляет . Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

10.5. Все споры и разногласия, возникающие при исполнении настоящего Договора, подлежат урегулированию путем переговоров. В случае невозможности такого урегулирования все споры и разногласия подлежат рассмотрению в Арбитражном суде .

СРОК И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

11.1. Договор вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует в течение одного календарного года или до исполнения Сторонами своих обязательств по Договору.

11.2. Каждая из сторон имеет право на досрочное расторжение Договора, при этом инициатор за календарных дней обязан предупредить другую сторону и произвести окончательные взаиморасчеты, оформленные двусторонним актом.

11.3. Если ни одна из Сторон в срок за календарных дней до истечения срока действия Договора не заявит о намерении его расторгнуть, то настоящий Договор пролонгируется на каждый последующий календарный год с теми же условиями.

11.4. В случае изменения у какой-либо из Сторон названия, банковских реквизитов, юридического или фактического (почтового) адреса, она обязана в течение календарных дней письменно известить об этом другую Сторону, причем в письме необходимо указать, что оно является неотъемлемой частью настоящего Договора.

11.5. Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из Сторон, причем оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

11.6. Все дополнения и приложения к настоящему Договору, подписанные обеими Сторонами, действительны только в письменном виде.

ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

12.1. Оплата по настоящему Договору производится на банковские реквизиты, указанные в счетах.

12.2. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

КлиентЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК: ЭкспедиторЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

ПОДПИСИ СТОРОН

Клиент _________________ Экспедитор _________________

В данной статье обобщены ответы на вопросы руководителей, экономистов и бухгалтеров по заключению и исполнению договоров транспортной экспедиции при перевозке грузов автомобильным транспортом. На примере практических ситуаций проанализированы особенности этого вида деятельности и представлены рекомендации по ряду актуальных вопросов для транспортных и транспортно-логистических компаний.

В настоящее время в связи со значительным увеличением грузопотоков происходит активное развитие рынка транспортно-логистических услуг. При этом транспортные и транспортно-логистические компании обязаны организовать перевозку грузов клиентов наиболее рациональным и эффективным способом. На практике именно они осуществляют управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Менеджеры логистических компаний выбирают виды транспорта и маршруты, заключают от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки и страхования грузов, обеспечивают отправку и получение грузов, а также исполняют другие обязанности, связанные с перевозкой. Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.

Правовые основы экспедиторской деятельности

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Ситуация 1

Применение правил посреднических договоров к транспортно- экспедиционной деятельности

Правомерность и актуальность данной ситуации определяется тем, что в настоящее время нет однозначной позиции по вопросу, является договор транспортной экспедиции, предусматривающий организацию перевозки грузов, посредническим договором или нет.

Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).

Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к ст. 805 ГК РФ, согласно которой способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов.

Во-первых, экспедитор по своему усмотрению может исполнять свои обязанности лично и (или) с привлечением других лиц.

Во-вторых, в договоре может быть прямо предусмотрен принцип личного исполнения, когда экспедитор исполняет свои обязанности только лично. Возможна также ситуация, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор будет обязан лично исполнять лишь определенную соглашением часть своих обязанностей.

При возложении экспедитором исполнения своих обязанностей на третье лицо применяется общее правило п. 1 ст. 313 ГК РФ, в соответствии с которым клиент обязан принять исполнение, предложенное за экспедитора третьим лицом.

В связи с тем что способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов, экспедиторы также могут осуществлять свою деятельность в двух качествах:

● деятельность в качестве агента по поручению и от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком;

● деятельность, когда экспедитор может выступать в качестве исполнителя услуг по перевозке грузов, то есть он может либо перевозить грузы собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку в целом.

В первом случае предметом договора транспортной экспедиции является организация выполнения экспедитором за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) операций и услуг, связанных с перевозкой грузов.

При этом клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ).

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль будет являться его вознаграждение, а затраты, возникающие в процессе исполнения договора, могут признаваться собственными затратами экспедитора или подлежащими возмещению клиентом в зависимости от условий заключенного договора. Как правило, именно условиями договора определяется, какие затраты и какая сумма компенсации подлежат перечислению экспедитору со стороны клиента для исполнения договора.

Во втором случае все расчеты с перевозчиками осуществляет экспедитор от своего имени. Иными словами, договор транспортной экспедиции оформляется как договор оказания услуг.

Такая форма договорных отношений, как правило, используется:

● при оказании экспедитором услуг клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций;

● в случаях, когда экспедиторы, привлекая третьих лиц, не хотят предоставлять клиенту информацию о стоимости услуг третьих лиц и о размере своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну;

● когда привлечение соисполнителя производится для оказания услуг нескольким клиентам. Например, экспедитор привлекает организацию, осуществляющую перевозку грузов, которые принадлежат различным клиентам.

При указанной форме договорных отношений цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора, клиент не компенсирует ему затраты, понесенные в интересах клиента.

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль является его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут признаваться в его бухгалтерском учете и учитываться при налогообложении прибыли.

К сведению. Договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки. Согласно гл. 41 ГК РФ в компетенцию экспедитора входят исключительно организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Документальное оформление услуг экспедитора

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ предусмотрено, что при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторские документы, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Перечень экспедиторских документов определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ).

Получение экспедитором груза от клиента или от указанного им грузоотправителя подтверждается экспедиторской распиской (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), которая выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил транспортно-экспедиционной деятельности). Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Если экспедитор организует перевозку по поручению и для клиента, иными словами, заключен посреднический договор, то в качестве основного документа, подтверждающего выполнение услуг по договору транспортной экспедиции, будет выступать отчет экспедитора. В нем следует указать:

● суммы, перечисленные экспедитору в счет заключенного по поручению клиента договора транспортной экспедиции;

● документы, подтверждающие выполнение транспортно-экспедиционных услуг;

● сумму своего вознаграждения.

К отчету экспедитора прилагаются документы, подтверждающие выполнение договора транспортной экспедиции: договоры с каждым из перевозчиков, акты выполненных работ с указанием маршрута доставки товарно-материальных ценностей, счета-фактуры, платежные поручения, выписки банка, подтверждающие оплату услуг.

Если клиент заключает договор транспортной экспедиции как договор оказания услуг, то согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ и разъяснениям официальных органов документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются экспедиторские документы и акт оказания услуг.

Огромное количество споров и разногласий вызвала появившаяся недавно форма транспортной накладной.

В настоящее время официальная позиция сводится к следующему: при помощи одной только транспортной накладной расходы на перевозку подтвердить нельзя.

Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась. Не исключено, что судьи не согласятся с чиновниками и признают, что расходы на доставку можно подтвердить и посредством транспортной накладной.

Но пока рекомендуем «перестраховаться» и заполнить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т, тем более что Минтранс России не возражает против подобного варианта (письмо Минтранса Росcии от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис).

Важно! В случае заключения как договора транспортной экспедиции, носящего посреднический характер, так и договора на оказание экспедиторских услуг в перечень обязательных экспедиторских документов, подтверждающих выполнение договора транспортной экспедиции, транспортная накладная не входит.

Ситуация 2

Документы, подтверждающие расходы экспедитора при мультимодальных перевозках. Оформление «новых» транспортных накладных

Если доставку и перевозку грузов от места отправления до места назначения транспортом различных видов осуществляет один экспедитор (одна логистическая компания), то такая перевозка называется мультимодальной. При этом экспедитор принимает на себя ответственность за все расстояние перевозки и оформляет транспортные документы для клиента.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в ред. от 06.11.2011) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Поэтому если экспедитор передает по транспортной накладной перевозчику груз, то «новая» транспортная накладная не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком. В связи с этим Минтранс России в письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис дополнительно разъясняет, что использование новой транспортной накладной не исключает применения накладных форм № 1-Т и № ТОРГ-12.

Суть этих разъяснений состоит в следующем. Если покупатель доставляет приобретенный товар собственным транспортом, то договор перевозки с транспортной компанией не заключается и услуги по перевозке не оказываются. Соответственно, транспортная накладная не оформляется. Организация-продавец передает товар с сопроводительным документом, оформленным по форме № ТОРГ-12, на основании которого покупатель приходует товар. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если продавец доставляет проданный им товар покупателю и услуги по доставке не включены в цену товара, то возникают гражданско-правовые отношения по оказанию услуг по перевозке товара. Поэтому в данной ситуации необходимо оформить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т.

Таким образом, документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются:

● экспедиторские документы (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);

● акт оказания услуг;

● отчет экспедитора;

● товарно-транспортные накладные.

К сведению. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность сторон подтверждать факт оказания экспедиторских услуг подписанием соответствующего акта. Однако законодательство не содержит запрета на установление сторонами договора указанного порядка. Составление акта позволит сторонам договора существенно снизить налоговые риски.

Страхование грузов и ответственности экспедитора

Экспедитор является лицом, заинтересованным в сохранении груза (и в силу ст. 803 ГК РФ, и в силу ст. 6, 7 Федерального закона № 87-ФЗ). При заключении договора страхования экспедитор получает желаемую страховую защиту от убытков, которые могут возникнуть вследствие повреждения или утраты груза по вине третьих лиц, в том числе перевозчиков.

Ситуация 3

Определяем, кто должен страховать перевозимые товары — экспедитор или собственник товаров, и кто осуществляет затраты на страхование — клиент или экспедитор

Рассмотрение данного вопроса обусловлено не только тем, что расходы на страхование являются существенными при оказании экспедиторских услуг, но и тем, что они считаются дополнительными затратами для экспедитора.

В связи с этим правомерно встает вопрос о включении таких дополнительных затрат в собственные расходы экспедитора или, наоборот, о компенсации клиентом затрат на страхование, если они фактически осуществлены экспедитором.

В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ);

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ).

Что касается страхования имущества, то в ст. 7 Федерального закона № 87-ФЗ прямо указано, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, а также указаны основания и размер ответственности экспедитора.

Иными словами, в законе предусмотрена ответственность экспедитора за сохранность грузов клиента и отсутствует запрет на заключение договора страхования грузов экспедитором.

К сведению. Затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав расходов экспедитора (логистической компании), если такие затраты прямо прописаны и подлежат включению в состав расходов экспедитора в соответствии с условиями заключенных договоров.

Например, расходы на страхование грузов будут являться невозмещаемыми расходами, если по условиям договора такие расходы должен нести экспедитор. В этом случае они включаются в общие затраты экспедитора, связанные с исполнением договора.

Если по условиям договора расходы на страхование грузов осуществляются за счет клиента и (или) иного доверителя, то для экспедитора они будут возмещаемыми затратами.

Иными словами, расходы, произведенные экспедитором за счет клиента и (или) иного доверителя (возмещаемые затраты), не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль логистической компании. В этом случае груз страхуется экспедитором, а клиент должен своевременно возместить экспедитору понесенные им денежные расходы по организации страхования грузов. Основанием для такого вывода служат нормы подп. 9 п. 1 ст. 270 НК РФ, п. 5 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ.

При этом затраты, понесенные экспедитором и подлежащие возмещению клиентом, не признаются расходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99). На сумму данных затрат производится запись по дебету счета учета расчетов с клиентом (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с поставщиками и подрядчиками услуг, затраты на которые возмещаются клиентом (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

При получении от клиента денежных средств в счет возмещения данных затрат в учете экспедитора погашается указанная дебиторская задолженность клиента, и доход при этом не образуется (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99).

Таким образом, расходы на страхование грузов могут осуществляться за счет клиента (возмещаемые затраты) либо включаться в собственные расходы экспедитора (невозмещаемые затраты) в зависимости от условий договора.

К сведению. В Федеральном законе № 87-ФЗ прописана обязанность экспедитора не заключать договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено экспедиторским договором. Эта норма направлена на то, чтобы не допустить двойного страхования груза — и клиентом, и экспедитором.

Ситуация 4

Включение затрат на страхование ответственности экспедитора, предусмотренных договором транспортной экспедиции, в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли

В соответствии со ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона № 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ и Федеральным законом № 87-ФЗ.

Если страхование грузов всегда осуществляется в интересах самого клиента, то страхование профессиональной ответственности осуществляется как в интересах экспедитора, так и в интересах клиента.

Транспортная компания, заключившая договор страхования ответственности экспедитора, считает себя защищенной от возможных неприятностей с перевозимым грузом и автоматического возникновения в связи с этим убытков. Соответственно, заключение данного договора позиционируется для клиента как преимущественный фактор при выборе транспортной компании.

Арбитражная практика по данному вопросу не является однозначной: встречаются решения, признающие правомерность страховой выплаты при заключении договора страхования ответственности экспедитором (Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 № КГ-А40/1283-09), и решения, поддерживающие отказ страховой компании в выплате страхового возмещения (Постановления ФАС Северо-Западного круга от 13.10.2008 № А56-47226/2007, ФАС Уральского округа от 01.12.2008 № Ф09-8955/08-С5).

Рекомендуем в этой ситуации учитывать, что страхование риска ответственности за нарушение договора в соответствии с п. 1 ст. 932 ГК РФ допускается в случаях, предусмотренных законом.

Иными словами, в законе должна быть прямо предусмотрена возможность страхования риска неисполнения обязательств.

В настоящее время Федеральным законом № 87-ФЗ обязательное страхование ответственности экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом не предусмотрено.

Если при заключении договора транспортной экспедиции условие о страховании ответственности экспедитора все-таки предусмотрено, то здесь нужно учитывать следующее.

Страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования и не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 263 НК РФ.

Исключение составляют расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 08.09.2010 № 16-15/094901@).

Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности экспедитора (за исключением страхования ответственности при осуществлении деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями) не могут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли.

Приведена в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 08.11.2010) (далее — ПБУ 10/99).

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. от 08.11.2010) (далее — ПБУ 9/99).

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

( 2 часа)

1.Понятие договора, предмет договора, юридическая характеристика, существенные условия, стороны форма договора.

2.Особенности прекращения договора.

3.Характеристика нормативно-правовой базы отдельных видов договоров возмездного оказания услуг (аудиторских, медицинских, образовательных и др.)

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Штерин приобрел туристические путевки в Турцию для | себя и своей бывшей жены с ребенком. В отеле он (через турфирму) забронировал два отдельных номера — одноместный и двухместный. Однако в это время в Турции проходил съезд курдских народов и таких свободных номеров в гостинице не оказалось. Туристам предложили поселиться в двухкомнатном четырехместном номере. Возражение жены Штерина о том, что ставшие чужими люди не могут проживать совместно, принимающая фирма отклонила как несостоятельное. При этом Штерину была выдана справка о том, что ему был предоставлен другой номер по не зависящим от турецкой стороны причинам.

По возвращении с курорта Штерин обратился в туристическую фирму «Палас-Динамо», где приобретал путевку, с требованием о возмещении убытков и морального вреда. Ему выплатили 75 долларов США в счет компенсации понесенного ущерба, так как заказанные и фактически предоставленные номера отличались по стоимости. Не удовлетворившись полученной суммой, Штерин обратился в межмуниципальный суд с иском к туристической фирме о возмещении убытков и морального вреда.

Ответчик признал, что условия договора действительно не были выполнены, но не по вине турфирмы. Соответственно, никакой от­ветственности она нести не должна. Суд в удовлетворении иска отказал, сославшись на ст. 476 ГК РФ, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В решении было указано, что истец приобрел товар, за недостатки которого после передачи его покупателю продавец ответственности не несет. Кроме того, эти недо­статки возникли в результате действий третьих лиц.

Штерин обратился с жалобой в городской суд. Определением кас­сационной инстанции решение межмуниципального суда было оставлено

без изменения. Тогда Штерин подал жалобу на имя председателя городского суда, который в принесении протеста отказал. Штерин обратился в Верховный Суд РФ. Председатель Верховного Суда РФ принес протест на состоявшиеся по делу судебные акты.

Верховный Суд РФ отменил состоявшиеся по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение. При повторном рассмотрении дела выяснилось, что туристическая фирма «Палас-Динамо» лик­видирована, и суд производство по делу прекратил. Штерин решил добиваться дальнейшей защиты своих прав.

Задача 2.

Юридическая консультация № 75 Интернациональной коллегии адвокатов профессиональной поддержки предпринимательской деятельности обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО «Северо-российская база металлопродукции Ne 3» о взыскании 500 тыс. долларов США. Исковое заявление было подписано заведующим юридической консультацией адвокатом Верейским

В судебном заседании истец пояснил, что между ним и ответчиком был заключен договор об оказании юридической помощи, в соответствии с которым истец обязался оказать ответчику юридические услуги по проведению внеочередного общего собрания акционеров и последующей регистрации новой редакции устава ОАО, а также связанные с этим юридические действия, а ответчик был обязан оплатить юридические услуги по достижении положительного результата в сумме 500 тыс. долларов США. Под достижением положительного результата в договоре понималась регистрация новой редакции устава в государственных органах.

Истец заявил, что свои обязательства по договору он выполнил в полном объеме и положительный результат был достигнут 6 месяцев назад, что подтверждается штампом регистрационной палаты на экземпляре новой редакции устава, однако ответчик отказывается оплатить услуги.

Генеральный директор ответчика — Беркович в судебном заседании пояснил, что он действительно обратился за юридической помощью в 75-ю юридическую консультацию, но не в качестве директора ОАО, а как частное лицо. Целью его обращения было восстановлений его на работе в должности генерального директора ОАО, с которой он был незаконно уволен. Также адвокаты должны были помочь с принятием новой редакции устава ОАО и его регистрацией. Договор при этом не заключался, поскольку адвокаты пояснили ему, что для оформления их отношений достаточно регистрационной карточки. В оплату услуг Беркович авансом уплатил 40 тыс. долларов США, в подтверждение чего представил расписку Верейского в получении указанной суммы. Относительно договора на оказание правовой помощи ОАО] Беркович пояснил, что такой договор никогда не заключался, поскольку в момент его обращения к адвокатам существовали сомнения в его полномочиях как генерального директора. Чистый бланк ОАО с его подписью и оттиском печати был передан адвокатам «на всякий случай».

Качеством оказанной ему правовой помощи Беркович остался недоволен и пояснил, что восстановление его на работе произошло без участия адвокатов 75-й юридической консультации. Новая редакция устава действительно была подготовлена Верейским, однако при организации и проведении общего собрания акционеров ОАО для ее утверждения Верейский как консультант допустил ряд грубых нарушений законодательства, вследствие чего собрание с такой повесткой дня пришлось проводить повторно. Ответчик также заявил, что юридическая консультация не вправе от своего имени обращаться в суд, а заведующий не имеет полномочий на подписание искового заявления.

Тема 7. Договор перевозки груза, пассажиров и багажа. Договор транспортной экспедиции.

(2 часа)

1. Понятие и виды транспортных обязательств: договор об организации перевозок, договор перевозки груза, договор перевозки пассажира и багажа, договор буксировки.

2. Договор перевозки груза: предмет договора, юридическая характеристика, существенные условия, стороны форма и содержание договора , ответственность сторон.

3. Договор перевозки пассажира и багажа: элементы договора, ответственность сторон.

4. Договор транспортной экспедиции.

Задача 1.

По заказу мебельной фабрики автотранспортной организацией был подан под погрузку автомобиль.

Погрузка мебельных гарнитуров осуществлялась работниками мебельной фабрики. После окончания погрузки водитель-экспедитор Кутько расписался в товарнотранспортной накладной и в путевом листе в соответствующих графах о принятии груза к перевозке и отправился в рейс. Груз был доставлен грузополучателю — торговой фирме на следующий день. При выгрузке груза из кузова автомобиля было обнаружено повреждение половины единиц перевозимой мебели, о чем был составлен акт с участием представителя незаинтересованной организации, поскольку водитель-экспедитор Кутько от выполнения отметки о несохранности мебели в товарно-транспортной накладной отказался.

Торговая фирма (грузополучатель), получив отказ в удовлетворении претензии, обратилась в арбитражный суд с иском к автотранспортной организации о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза при перевозке. Размер ущерба составил стоимость поврежденной мебели, которая, по заключению экспертизы, не подлежала восстановлению.

В своем отзыве на иск автоперевозчик против исковых требований возражал, поскольку в соответствии со ст. 57 Устава автомобильного транспорта РСФСР в случаях, когда погрузка груза на автомобиль осуществляется силами грузоотправителя, водитель автотранспорта обязан проверять укладку и крепление груза в кузове автомобиля лишь с точки зрения обеспечения безопасности движения и сохранности подвижного состава (но не сохранности самого груза). Поскольку в данном случае причиной повреждения груза явилось его ненадлежащее крепление в кузове автомобиля, которое, однако, не угрожало ни безопасности движения, ни сохранности подвижного состава, автоперевозчик не может отвечать за повреждение мебели.

Задача 2.

Акционерное общество (грузополучатель) предъявило к управлению железной дороги претензию об уплате штрафа за просрочку доставки грузов. Железная дорога возвратила претензию грузополучателю без рассмотрения, сославшись на то, что данная претензия предъявлена за пределами 45-дневного срока, предусмотренного ст. 139 УЖТ для претензий грузоотправителей о взыскании штрафов и пеней с железной дороги.

Задача 3.

Областное транспортно-экспедиционное агентство заключило договор с архитектурным управлением области о выполнении вспомогательных операций, связанных с перевозкой грузов: оформлении накладных на отправляемые грузы, оформлении получения прибывшего груза, производстве расчетов со станцией назначения. В марте 1996 г. на товарную станцию прибыли вагоны с грузами для архитектурного управления. Железная дорога уведомила об этом грузополучателя и потребовала незамедлительно разгрузить прибывшие вагоны. И вывезти груз со станции, чтобы освободить подъездные пути для грузов, прибывающих на станцию для других грузополучателей. Архитектурное управление отказалось вывозить грузы, прибывшие в его адрес, заявив, что по договору транспортной экспедиции эта обязанность лежит на экспедиторе. Последний осуществил разгрузку и вывоз грузов, но сделал это с нарушением установленных сроков.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

4.1 Методические рекомендации для самостоятельной работы

Особенность учебного процесса определяется образовательной технологией, которая предполагает сочетание нескольких форм обучения. К таким формам обучения относятся: лекционные занятия, семинарские (практические), самостоятельная работа студентов с учебными материалами, научной литературой и судебной практикой, выполнение письменных работ, индивидуальные консультации преподавателя (как очными, так и письменными, с использованием электронной почты и Интернет).

Самостоятельная работа это, прежде всего особый процесс добывания знаний.

Учитывая, что основной контингент обучаемых студентов получает первое высшее образование и учатся на дневной форме обучения, содержание учебного процесса должно быть акцентировано на привитие студентам фундаментальных основополагающих знаний, позволяющих выработать практические навыки и умения анализировать и решать практические правовые проблемы. Это предполагает использование активных методов в обучении и немаловажную роль при этом играет самостоятельная подготовка.

Кроме основной задачи научить студентов учиться, с учетом специфики юридической профессии, самостоятельная работа студентов призвана решать и такие задачи как:

1) оказывать помощь студентам в приобретении прочных знаний (перестройка содержания лекций с целью придания им проблемного характера, выделение творческого материала для самостоятельной проработки, разработка системы заданий и контроля за их исполнением, определение списка обязательной и дополнительной литературы);

2) создавать опыт самостоятельной учебно-научной деятельности и стимулиро­вать его развитие (подбор творческих заданий, привлечение последних науч­ных первоисточников, обсуждение опыта самостоятельной творческой работы студентов на студенческих конференциях и научных студенческих кружках);

3) помогать студентам в овладении профессионально направленными приемами учебной деятельности с ориентацией на будущую специальность юриста (изучение юридических журналов, обеспечение профессиональной направленности тематики курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ, участие в деятельности различных правоохранительных органов и других структур);

4) укреплять стремление студентов к самообразованию.

Основными видами самостоятельной работы студентов применительно к этим условиям и требованиям является:

1. Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для студентов учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучение которых следует обратить особое внимание и др.

2. Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой пре­подавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка кон­спектов лекций.

3. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.

4. Выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций.

5. Подготовка к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам. Активная познавательная деятельность в ходе их проведения.

6. Выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой.

7. Написание рефератов, докладов, контрольных, курсовых, дипломных работ.

8. Подготовка докладов на НСК и студенческие научно-практические конференции.

9. Самостоятельное чтение правовых журналов: «Государство и право”, «Право­ведение”, «Журнал российского права”, «Законодательство”, «Российская Фе­дерация”, «Российская юстиция”; «Законность”, «Хозяйство и право”, «Закон”, «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ”, а также «Российской газеты”, Журнал «Нотариус», Журнал «Нотариальный вестник».

Самостоятельная работа включает:

решение типовых задач; выполнение различных упражнений по образцу;

составление правовых документов;

подготовку к семинарским занятиям, экза­менам и зачетам; самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы; заучи­вание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала; доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; выяснение наиболее сложных, не­понятных вопросов и их уточнение во время консультаций; предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый учебный материал;

подготовку сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме;

написание контрольной, курсовой работы; выполнение специальных учебных заданий, предусмотрен­ных учебной программой; систематическое чтение правовых журналов, периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации.

написание рефератов, научных статей; участие в научно-исследовательской работе (НСК); подготовка дипломной работы; выполнение специальных творческих заданий и др.

В качестве учебных материалов для обучения должен использоваться не только лекционный материал, но и самостоятельное изучение учебников, специальной литературы и периодических изданий. Студенты должны уметь пользоваться правовыми системами Консультант Плюс и Гарант. Современные информационные технологии позволяют перенести уникальные печатные издания «Классиков русской цивилистики», многообразные энциклопедии и словари на электронные носители, они так же могут служить учебным материалом.

Способы самостоятельной работы студента:

освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.) с использованием учебников, учебных пособий;

более глубокое изучение специальной научной литературы по отдельным проблемным вопросам;

закрепление знаний теоретического материала путем решения задач, выполнения контрольных работ, тестов для самопроверки. Следует учитывать, что работа с задачами позволяет понять и запомнить основные нормативно-правовые акты и прививает навыки их применения;

подготовка к групповой дискуссии, деловой игре, выступлению на научной студенческой конференций или научном студенческом кружке;

проведение письменного анализа конкретной ситуации и выявление проблем в правовом регулировании;

разработка правовой документации, составление проекта сделки или процессуальных документов;

выработка собственного мнения, подходов и моделей;

сопоставление различных научных и практических идеи и точек зрения;

формирование представлений о тенденции развития законодательства.

В зависимости от процесса обучения самостоятельная работа студента может включать все выше перечисленные виды, либо их часть в самом разнообразном соотношении. Контроль, за проведением самостоятельной работы может осуществлять преподаватель.

Задания для самостоятельной работы студента могут четко формулироваться преподавателем, либо избираться студентами самостоятельно, при этом они должны быть разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе.

Результаты самостоятельной работы студента контролируются преподавателем. Эти результаты оцениваются и учитываются в ходе итоговой аттестации студента по изучаемой дисциплине. Наиболее приемлемой формой оценки результатов работы студента по изучаемой дисциплине является бальная.

Используемые формы контроля:

Тестирование;

Проверка письменных заданий, контрольных работ, задач.

Доклад по самостоятельно изученной теме;

Экспресс опрос.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *